18 июня Четверг

61 начало каньона 61 начало каньона
62 начало каньона 62 начало каньона
63 начало каньона 63 начало каньона
Погода – пасмурно, до +8-10 днем, дождь почти целый день, туман, шквалистый северный ветер

Утром посидели лишние пару часов в ожидании перемены погоды, но меняться она не собиралась. Холодно, очень сильный северный ветер и низкие тучи, предвещающие дождь. Отплыли в 13-00. Как только вышли из-за косы на открытую воду, в лицо ударил ветер, лодки запрыгали на волнах. Скорость продвижения вперед близка к 1км/час. Отдохнуть нельзя, при попытке сложить весло, байдарку стремительно несет ветром назад. При перекурах приходится прибиваться к берегу. Вышли из озера, надеясь, что в реке будет полегче, но наши надежды не оправдались. Пробовали не грести на шивере – лодка стоит на месте – ветер сильнее течения.

Вытекая из озера с Трехрогим мысом, Климковка ненадолго становится рекой, чтобы через 500м снова превратиться в цепь озер общей длиной около 4км. Прохождение этого участка заняло у нас более двух часов. К холоду и сильному северному ветру добавился еще дождь и туман. Причем такого наступления тумана я еще никогда не видел. В какой-то момент мы заметили, как через цепь сопок переливается белое марево и с большой скоростью движется в долину реки. Было такое впечатление, что туман вылили на реку, как сметану из чашки. Как ни странно сильный ветер не смог разогнать туман, хотя и изрядно его разредил.

После окончания озерного участка Климковка резко сужается и поворачивает направо. Сразу за поворотом лежит самый сложный порог на всем маршруте. То, что пройти его невозможно, было понятно для нас с первого взгляда. Перепад уровней составляет 7-10м. Река разделяется маленьким островком на два рукава. Левый рукав падает вниз наклонным желобом под углом 45 градусов, ширина желоба не более 2м, по его середине из воды выступает каменный гребень. Широкий правый рукав сбегает пятью-шестью ступенями, поворачивая при этом на 90 градусов налево. Перед последней полутораметровой ступенью в русле лежит громадная плита, перекрывающая половину потока, оставшаяся часть потока вырывается в пролом и бьет в каменную стену, поворачивая влево.

Мы долго любовались водопадом. На мой взгляд, это 4кс. Обнесли. Заодно обнесли и следующую за водопадом мелкую широкую шиверу длиной метров 200. Суда спускали на воду у впадения ручья, вытекающего из озера Кольбаръявр. Ручей сбегает к реке водопадом. До каньона остается менее 3км по очередному озерному участку. Снова борьба с ветром, волнами и дождем. Туман тоже никуда не пропал – по реке видимость ограничена в полкилометра, верхушки сопок просматриваются слабо.

К 17-30 подходим к каньону. Причем вход в каньон видим только с расстояния меньше 20м. Такое впечатление, что очередное озеро заканчивается тупиком. Две параллельные стены сопок (а они здесь уже высокие и подходят вплотную к воде) смыкаются, береговая линия поворачивает и идет поперек реки. Подплыв, видим, что налево в расселину между скалами буквально сочится средней руки ручеек. Мы до последнего момента таили надежду, что каньон проходим, уж очень не хотелось его обносить по сопкам, но первый же взгляд на каньон разбил все наши надежды.

Климковка здесь не шире 5-7 метров (в среднем по каньону – метров 7-10), берега представляют собой каменные стенки и осыпи высотой от 30м на входе в каньон до 150-200м в самых высоких местах, русло забросано каменными обломками разнообразного размера и формы, практически вся вода – белая, спокойных участков нет, ступень идет за ступенью, часто река просто просачивается меж гигантских камней. Не представляю, как это можно пройти хоть на экспедиционном судне, хоть на пластиковом каяке.

Отличный вид на каньон открывается как раз с «тупика реки». Берег здесь приподнят и вид вдаль отменный. Тут же можно расположиться на стоянку – места хватает. И кто-то до нас это уже сделал, причем совершенно безобразно. Вся площадка заброшена остатками лагеря: пленка, бумага, пластиковые бутылки, прожженные емкости из тезы и еще много всякого горючего мусора. Такого скопления хлама мы не видели на протяжении всего маршрута. У нас было огромное желание все это пожечь, но под дождем мы это сделать не могли. Будете проходить в сухую погоду – не поленитесь, спалите все это, пожалуйста, иначе лежать этому вечно.

Мы заранее решили, что будем обносить каньон по левому берегу. Так шли нордтуровцы. На правом берегу нас пугала обозначенная на карте высота 276м. Мы надеялись, что левобережье не такое высокое. Наивные! Стоит заметить, что уксуновцы, напротив, шли правым берегом.

Итак, мы возвращаемся слегка назад и разбиваем лагерь на небольшом мыске. Сухое место после полудня дождя найти невозможно, ищем такое, где хотя бы меньше хлюпает. Под дождем ставим лагерь, готовим на горелке в одной из палаток еду, ужинаем под шум дождя и под него же засыпаем. Мой товарищ до отбоя поднимается на ближайшую сопку на разведку (связи нет). Завтра нам предстоит подниматься тем же путем с 30-и килограммовыми рюкзаками. Капризы погоды искупают только красоты природы – мы находимся на дне гигантской чаши из каменных сопок, одновременно видно несколько сбегающих с гор водопадов и сверху все это накрыто шапкой тумана. Красота!

Рис. 52 – карта маршрута за день. Вехи: 1- шиверка между озерами, 2- водопад и шивера, 3 – впадение ручья из озера Кольбаръявр, конец обноса, 4 – начало каньона, 5 – стоянка на мысу, начало обноса