Маршрут Кольцо по Зубцовскому району 26-28 августа. Дистанция в районе 150 км. за два дня. В программе: Каньон на реке Держа, большая усадьба в п. Волосово с экскурсией и многое другое (экскурсии платные, но недорого). Покрытие: Пара спецучастков, много грунтовых дорог, асфальт. Темп: чуть больше матрасного. Заброска: автомобилями
г.Зубцов - п.Борки - п.Волосово - д.Ошурково - д.Аболешево - г.Зубцов

Основные моменты

Сразу хотелось бы отметить несколько интересных моментов по прошедшему походу:

1. 1. Как только я узнал о предстоящем походе и посмотрел нитку маршрута, то сразу же решил, что непременно приму участие в этом мероприятии. Дело в том, что я уже долгое время хотел посмотреть на место, в котором, как мне показалось, бывали уже все велотуристы Твери и Тверской области – это так называемый «Обрыв (каньон) на реке Держа».  Координаты места Широта 56°12′60″N (56.216594), Долгота 34°47′6″E (34.785051). С самого начала я ждал от него чего-то восхищающего, необычного и запоминающегося. На фотографиях с  предыдущих походов он мне показался величественным и устрашающим. Под обрывом извивается быстрая река, шумя своим бурным потоком. У самой кромки обрыва, цепляясь корнями за почву, стоят сосны. Настоящая находка для художника-пейзажиста. Однако, мои ожидания были ошибочными. «Обрыв» не вызвал у меня каких-либо бурных эмоций или восхищения…обрыв как обрыв…видали и лучше. Но, стоит отметить, что часть пейзажа загораживала обильная растительность, а бурная река в конце лета превратилась в мелкую заросшую водорослями речушку, если не сказать – ручеёк. Отсюда первое моё, скажем так, напутствие для всех, кто решит посетить это место. Планируйте лучше посещение сей достопримечательности весной (можно в мае), когда бурная растительность ещё не загораживает большую часть величественного вида, а река Держа ещё не потеряла весенний напор.
    Каньон на р.Держа
  2. Каньон на р.Держа
    Вид на каньон закрывает густая растительность
    2. Наша группа проходила основное кольцо маршрута против часовой стрелки. Получилось, что самую лёгкую и насыщенную достопримечательностями часть похода мы прошли со свежими  силами в субботу. А на воскресенье нам осталось нудное и продолжительное вкручивание по ужаснейшему грейдеру, форсирование болота с пешкой по полям и лесам. Не сказать, что после субботы осталась какая-то усталость, но второй ходовой день высосал из меня все физические и моральные ресурсы. Отсюда рекомендация, по моему личному мнению, проходить этот маршрут по часовой стрелке. Кроме того, тогда есть шанс в субботу встать лагерем в живописнейшем месте возле д.Волосово у пруда на территории усадьбы Куракиных. Координаты возможного места стоянки Широта 56°16′31″N (56.27519), Долгота 35°21′25″E (35.357056). В субботу мы с трудом нашли более менее достойное место стоянки. Оно, конечно, неплохое: есть, где поставить палатки, рядом небольшая речка (кстати, Шоша в её самом верхнем течении). Координаты стоянки Широта 56°14′53″N (56.248166), Долгота 35°19′53″E (35.331297).
    Наш лагерь с субботы на воскресенье
    Наш лагерь в субботу вечером. Вообщем, неплохое место. Рядом река Шоша
    Скоростной заезд на горки
    Подъёмчик с нашего лагеря. Берём как опытные альпинисты
    Берём подъёмы
    Ещё один подъём. С вершин холмов открываются открыточные виды
  3. 3. Настоящей жемчужиной в этом походе оказалась усадьба Куракиных. Я от этой усадьбы не ждал чего-то сверхъестественного, так как привык видеть в Тверской области усадьбы в полуразрушенном, заброшенном и заросшем состоянии. Кто-то сказал, что у страны, которая не помнит свою историю, нет будущего. И всё, в последнее время, по моему мнению, шло именно к забвению великой истории нашей страны. Только усадьба Берново остаётся под присмотром, Раёк снова забросили на неопределённое время, и вот, неожиданность. Усадьба Волосово, восстановлена практически до первоначального вида. Сегодняшний хозяин усадьбы, председатель совета директоров инвестиционной группы «Русские фонды» Сергей Васильев восстанавливает усадьбу с 2007 года. Сейчас процесс реставрации вышел на финишную прямую, в доме восстанавливается интерьер, найдена старая фреска в вестибюле главного дома, а спущенный пруд наполнился водой. Проект реставрации под чутким руководством нового барина делали в "Центрпроектреставрация", а надзор ведет "Тверьпроектреставрация". До Васильевых имение принадлежало Куракиным, особо близким в конце XVIII века к Гатчинскому двору, они при вступлении на престол Павла I были выдвинуты на высокие служебные посты. Главный дом усадьбы – характерный памятник усадебной архитектуры эпохи классицизма, автором проекта здания считается Джакомо Кваренги (1744-1817). Рекомендую посмотреть эту статью про усадьбу. Очень хорошо и подробно всё описано http://deadokey.livejournal.com/129288.html В усадьбе нас встретили сами новые хозяева: Сергей Васильев и его жена. Они мне показались очень гостеприимными, вежливыми и добрыми людьми, приняли нас как старых друзей и напоили чаем с пирогами. А ещё эти люди поразили меня своей просвещённостью и трудолюбием, ведь для восстановления такого огромного комплекса требуется затратить не только огромное количество денег, но и труда, требуется перерыть массу архивных данных и прочитать много литературы по архитектуре, истории и устройстве дворянских усадеб. Поэтому рекомендую, если вы будете в Зубцовском районе, то непременно посетите эту усадьбу, Вам определённо понравится!
  4. Ещё немного информации по усадьбе здесь http://welcometver.ru/sights/192
  5.  Небольшое, но очень интересное интервью с Сергеем Анатольевичем Васильевым здесь  http://finparty.ru/intervyu/16187/
  6. Статья в журнале Forbs про приобретение и восстановление усадьбы Степановское-Волосово  http://www.forbes.ru/forbeslife/dosug/246757-kak-bankir-restavriruet-za-svoi-schet-usadbu-pod-tveryu
  7. Краткое резюме про этого бизнесмена http://www.dk.ru/wiki/vasiliev-sergey-anatolievich
  8. И, в заключение, небольшой и интересный отчёт о посещении усадьбы от моего знакомого Валерия Солонбекова http://v-solonbekov.livejournal.com/79546.html
Усадьба Куракиных в Д.Волосово
Усадьба Степановское-Волосово 2016 год. Фасад.
Усадьба Степановское-Волосово в 2003 г.
А так усадьба выглядела до ремонта в 2003 году.
Усадьба Степановское-Волосово
Перед главным зданием усадьбы
Княжеский трон
На княжеском троне Батя...а нет...уже ДЕД ))
Культурные развлечения
В усадьбе Степановское-Волосово с хозяевами
С хозяевами усадьбы
Интерьер в усадьбе Куракиных
Интерьер усадьбы
Каждая мелочь в этой усадьбе привлекает внимание. Очень красиво и со вкусом
Коротко о походе

Теперь, в общем, по походу. В поход собралась хорошая и весёлая команда. Я и Александр Тиранов приехали в Зубцов в пятницу вечером и заночевали на берегу Вазузского водохранилища. Остальная группа прибыла в субботу утром. Оставили машины на платной стоянке в городе Зубцов и выдвинулись на небольшую экскурсию по городу, которую нам провёл Крылов Сергей. Координаты платной стоянки Широта 56°10′47″N (56.179726), Долгота 34°33′52″E (34.564546). Как я считаю, в самом г.Зубцов смотреть особо нечего. Более менее интересным можно назвать пешеходный мостик через р.Волга. Очень неплохой вид открывается с обзорной площадки на ул.Московская Гора у мемориала Великой отечественной войны. Координаты обзорной площадки Широта 56°9′58″N (56.166241), Долгота 34°35′22″E (34.58954). С этого места можно полюбоваться местом впадения реки Вазуза в Волгу, увидеть историческую часть города и место, где было старое городище. На месте старого городища установлена памятная стела (Широта 56°10′14″N (56.170443), Долгота 34°35′27″E (34.590852)). После долгих сборов, походов по местным продуктовым магазинам и обзорной экскурсии по задворкам и закоулкам этого небольшого городка мы всё же выдвинулись на маршрут.

Пешеходный мост над р.Волга в г.Зубцов
Пешеходный мост через р.Волга в г.Зубцов
Проезжаем мост
Стела в г.Зубцов на месте старого городища
Стела на месте старого городища в г,Зубцов
Вид со смотровой площадки в г.Зубцов
Вид со смотровой площадки

По отличной дороге, которая идёт вдоль реки Волга наша группа быстро добралась до первой цели нашего похода – усадьба в д.Борки. В здании усадьбы сейчас находится небольшой краеведческий музей. В этом музее нам провели интересную экскурсию, мы посмотрели предметы домашней крестьянской утвари, бивни мамонтов, картины местных живописцев, изделия местного ручного промысла и многое, многое другое. Также там можно приобрести картины и изделия местных мастеров. Довольно интересное место, посетить желательно с экскурсией. Нисколько не считаю, что время, проведённое там, мы провели зря. Местные энтузиасты сотворили достойный уголок истории своего района.

Бивни мамонта в музее при усадьбе Борки
Бивни мамонтов в музее при усадьбе Борки.
Работница в музее при усадьбе Борки
Статуэтки в музее
Картины местных мастеров в музее при усадьбе Борки
Картины местных мастеров

В д.Мозгово сворачиваем в сторону дороги, которая приведёт нас к обрыву на реке Держа. Но про него я уже написал. На обед останавливаемся в отличном месте – святой источник с купелью в д.Курьково. Место стоянки хорошо оборудовано. Есть навес со столиком и скамеечками, есть урна, стоит мангал, сама купель обложена булыжником. Всё очень аккуратно и культурно. Широта 56°11′8″N (56.185598), Долгота 34°48′34″E (34.809548). Самые смелые из нашей группы ныряют в купель. Я зашёл в воду только по колено, нырять не собирался. И всё равно пожалел потом даже об этом. Видимо, я остудил колено в воде. С этого момента оно начинает у меня болеть. К концу похода я укатаю его настолько, что с трудом буду наступать на ногу.

Источник в д.Курьково
Святой источник в д.Курьково

Лесными тропами выезжаем к п.Погорелое Городище и далее к аэродрому Орловка. В этот день просто докручиваем до ужина. Около часа занимает поиск места стоянки. Наконец, находим хорошее место, ставим палатки, вечернее купание и ужин у костра.

Проходим броды
В районе п.Погорелое Городище проходим брод

В воскресенье выдвигаемся в д.Волосово, посещаем усадьбу Куракиных, гуляем по старинному парку, вдоль красивого пруда и снова в путь. По достопримечательностям в этот день больше ничего не запланировано, но вот по маршруту… пара часов пешки, 2 брода по болоту и доскональное изучение карты. Это было круто, очень разнообразило наш поход и доставило мне кучу удовольствия.

Спецучасток. Топчим болото
Проходим первый болотистый брод
Нашёл дорогу в болоте
Наша "велодорожка"
Наш веломаршрут
Немного болотисто для велосипедистов
Ищем брод через второе болото
А здесь вообще долго искали брод через болото. Спасибо бобрам за плотину! Перешли практически по ней.
Спецучасток. Топчим болото
В велопоходах встречаются и такие дороги

Утомил не сам маршрут, а то, что этот день у нас получился без обеда при довольно большой запланированной дистанции. Напряжение в группе возрастало по мере возрастания чувства голода. Группа начинает поглощение подножного корма в виде опавших яблок. Временно перебиваем аппетит и добираемся до магазина. Кусок батона и маленькая баночка горошка Бандюэль. Как не зря я его вёз весь поход! День начинает затягиваться, а ведь нам ещё добираться до г.Зубцов и на машинах до Твери. Я и Александр принимаем решение оторваться от группы и поспешить в сторону Зубцова. 15км ужаснейшего грейдера до трассы М9 и ещё 25км асфальта до г.Зубцов – это было невыносимое испытание, моё колено добавляло сложности. В Зубцов я приехал в состоянии абсолютной усталости. Последние силы отнял затяжной подъём в самом городе. Настоящим спасением стал горячий супчик в ближайшем кафе. Восполнив потерю полезных калорий и минералов, мы выдвинулись домой. В девятом часу нас встретила вечерняя Тверь.

Заключение

Поход вышел довольно интересный и разнообразный за что большое спасибо организатору похода – Александру Титову, маршрут действительно заслуживает внимания. Много мест, достойных посещения. Однако, для тех, кто решит пойти этот маршрут, всё-таки, можно попробовать учесть мои рекомендации. И самое главное. Для успешного похода расстояние - не главное. Главное - это хороший коллектив (в нашем походе это условие было выполнено), хорошее и здоровое питание (качество питания омрачило второй день похода) и хороший отдых (с этим всё было хорошо, костёр, компания, здоровый сон).
Руководитель похода - Александр Santa Титов
И в заключение - НаШальникА похода. Судя по выражению, задумал что-то неладное, знал куда поедем.
Развлекаемся
Наша весёлая компашка. Води вот таких в походы))