В июле, на выходных, мы решили устроить сплав по реке Сема на байдарке. Она берёт истоки на Семинском перевале и впадает в Катунь в деревушке Усть-Сема. Почему мы выбрали Сему? Как нам сказали опытные водники: «Проще и интересней вы ничего не найдёте. Подойдёт для новичков». Что ещё хорошо – Чуйский тракт вьётся по берегу на всём её протяжении! Почему мы выбрали байдарку? Не было другой посудины. )
с.Барлак - р.Сема - с.Усть-Сема

В июле, на выходных, мы решили устроить сплав по реке Сема на байдарке. Она берёт истоки на Семинском перевале и впадает в Катунь в деревушке Усть-Сема. Почему мы выбрали Сему? Как нам сказали опытные водники: «Проще и интересней вы ничего не найдёте. Подойдёт для новичков». Что ещё хорошо – Чуйский тракт вьётся по берегу на всём её протяжении! Почему мы выбрали байдарку? Не было другой посудины. ;)
Байдарка у нас была одна, двухместная, надувная «Ласточка», а нас четверо. Решили разделить удовольствие – сплавляться по переменке, благо у нас ещё была машина. Причём Виталя с Катей, вообще, не видели, что такое «байда», а я с Леной ни разу не сидели за рулём авто. ;) Ещё знакомые нас снабдили двумя спасжилетами и, я выпросил ещё одну каску – «покрасоваться». ;)
Начали мы свои приключения от моста, что между Барлаком и Мыютой. Как потом выяснилось: за те 50 км, что мы прошли, река теряет 450 м! Сначала сели в байдарку «более опытные» – я и Лена – мы даже умели управлять ею и грести в одном направлении, правда, эти навыки могли показать только на спокойной реке. ;) Я хотел обезопасить Лену: предложил ей надеть каску, но она категорически отказалась, сказав, что ей и в панамке уютно. ;) Сразу через 300 м мы кильнулись. Выныриваю, успеваю схватить поплывшие вёсла и байдарку, остальное – не судьба. ;) Когда я смог нащупать дно и устоять на ногах, я оглянулся назад и увидел Лену живописно болтающуюся на наклонённом дереве, как олимпийский флаг в штиль. Она висела довольно высоко (вообще, осталось загадкой, как она туда запрыгнула), но ноги её тянуло стремительное течение. Ещё она, кажется, что-то кричала. ;) В общем, не до фотоаппарата мне было. Потом, поняв, что её «спасать» никто не собирается, она самостоятельно выбралась на берег.

splav1

Вот, что рассказывает сама Лена:

"Еще перед поездкой были некоторые волнения в душе. Во-первых, плавать я не умею «вообще никак», и вода не моя стихия, стараюсь общаться с ней как можно реже. Во-вторых, я считала, что поеду в компании крайне опытных людей, и поэтому немного переживала за свою репутацию – вёсла в руках я держала лишь однажды. Уже потом я узнала, что молодые люди, с которыми мы едем, вообще далеки от подобных развлечений и байдарок в глаза никогда не видели. Правда оказалось, что и Иван ни разу не сплавлялся по горной речке на байдарке: до самого последнего момента я была уверена, что для него это занятие обычное, что реку Сема он выбрал, чтобы мы, «чайники», не сильно испугались, и, вообще, если что произойдёт, то Иван нас спасёт. Последнее, как оказалось в последствии, и было моим главным заблуждением.
До поездки я видела реку Сема только перед впадением в Катунь. Каким же было моё удивление, когда Иван показал ручеёк вдоль дороги и сказал: «Вот наша река!» Серенькая, узенькая, к тому же еще глубиной «по колено». Разочарование моё словами не описать. На самом деле я подумала: «Что за фигня, какая отстойная река!». Но из уважения к Старшему Товарищу я решила оставить свои мысли при себе. О чём ни разу потом не пожалела.
На утро после не зря прошедшей ночи, вкусного завтрака и посвящения в пионеры, наступила долгожданная минута – мы сели в байдарку! Надо отметить, что плыть я собиралась в купальнике (чтобы лучше загореть), а ноги свесить в воду по бокам (ощущения приятные). Но Иван выдал мне спасжилет и каску, велел надеть обувь и разместить ноги внутри байдарки. Каску надевать я не стала – решила, что это будет уже слишком – безразмерный спасжилет, итак, придавал мне сходство с хоккеистом. Через пару сотен метров река показала нам свой характер: хитрой, а порой, просто коварной, оказалась она. Всё произошло в считанные мгновенья – я даже не сразу сообразила, что нахожусь под водой, что, удивительно, мыслей никаких по поводу сложившейся ситуации в эти секунды в голове не было, только несколько раз промелькнули перед глазами ангелы. Но тут я чудесным образом выплыла на поверхность и увидела Ивана. Он занимался тем, что вылавливал из воды «ценные» вещи и не обращал на меня никакого внимания. Тут мне в голову пришла замечательная мысль: «Интересно, конечно, иногда почувствовать себя бревном, но пора уже как-нибудь себя спасать». К счастью, мне тут же под руку попалось очень удобное дерево, свисавшее с берега, на нём я и повисла. План мой был таков – выбраться на берег. Но стремительное течение, в котором еще болталось часть меня, не позволяло мне этого сделать. Тогда я решила, повисеть пока так и подождать, пока Иван придёт и спасёт меня. Но как я была удивлена, увидев его метрах в двадцати ниже по течению (и как он только там оказался). Он стоял в воде, махал мне рукой (типа «привет») и смеялся. А самое главное он не собирался меня спасать. От такой несправедливости в моем слабеньком теле появились невиданные силы, и я сама выбралась на берег."

Успокоив Ленчика, я пошёл на разведку вниз по реке, а также искать уплывшие вещи. Через 100 м я обнаружил берёзу через всю реку! Лена робко спросила: "Может быть не поплывём дальше". - "Надо, надо",- ответил я. Ей пришлось надеть-таки каску, которую она проигнорировала, так как "уютная" панамка уплыла при первом оверкиле. ;) Берёзу мы, конечно, обнесли.

Лена:
"Всё произошло так неожиданно, что, честно говоря, я испытала небольшой шок, а на берегу было так уютно и тепло, что хотелось подольше побыть на твёрдой и благодатной суше. Но как только Иван собрал по окрестностям всё наше уплывшее добро, надо было двигаться дальше, тем более, что появился некий азарт, хотя было немного страшновато. К счастью, мы не потеряли ничего из вещей, разве что моя знаменитая панамка уплыла далеко-далеко в неизвестном направлении. Остается надеяться, что её нашёл какой-нибудь житель близлежащей деревни. Теперь я надела каску: голова одна и её надо беречь, тем более, что она уже немного пострадала."

Через некоторое время Ленчик, на огромном валу, выпала за борт, но успела таки ухватиться за борт. Поплавать решила, жарко ей видите ли стало! ;) Кричу, чтобы она держала крепче весло и «крепилась». Проходим все валы. Удаётся зачалиться. Сходили посмотреть, где мы только что прошли. С тех пор Лена больше не пыталась выпасть за борт. ;)

splav2

Лена:
"Тем временем наше плавание продолжилось, и приключения на этом, естественно, не закончились. Я очень старалась, чтобы оправдать оказанное мне доверие, внимательно следила за окружающей обстановкой и незамедлительно реагировала на все команды и препятствия. Но не тут то было: в один прекрасный момент я снова оказалась снаружи. До сих пор удивляюсь, как байдарка не перевернулась. В неё даже не попала вода – это Иван, наученный горьким опытом, смог удержать её наплаву. Я, правда, опять не дождалась от него никаких слов поддержки, вместо этого он мне грозно крикнул: «Не отпускай весло!». Очень вовремя, надо заметить, потому что именно это я и собиралась сделать в ближайшее время, так как одной рукой держаться за байдарку слишком уж неудобно (тем, кто не верит, советую попробовать). У меня еще долгое время на руке была отметина, удивительно точно повторяющая очертания борта. К тому же мне представилась редкая возможность исследовать речное дно. Ноги мои собрали все подводные камни, столетиями лежавшие на дне этой горной реки. Есть, чем гордиться, хоть и больно было. Мысль в те минуты у меня была только одна: «Спасти весло! Спасти весло! СПАСТИ, а-а-а, Ива-а-ан, фу слава богу прошли! Спасти весло! А-а-а!»
Через некоторое время веселые горки закончились, и Иван предложил мне посмотреть места, где мы только что были. Да, по собственной инициативе купаться здесь я бы не стала. Просто какие-то мини-водопады, все бурлит и пенится, а в довершение картины камешки вокруг самые разные валяются, и большие, и маленькие. Жуть! Правда скажу по секрету, мне даже понравилось, я еще разок бы так прокатилась, но на этот раз надела бы наколенники!"

Первые 10 км сплава, действительно, оказались "несколько экстремальны" для байдарки и новоиспечённых водников из-за "расчёсок", "навалов" и недостатка манёвра на узкой быстрине. Нам пришлось обнести пять завалов, пару раз нас пыталось затянуть под "расчёски", и ещё один раз, засмотревшись не едёт ли наша машина поддержки, мы кильнулись...
В общем, к месту замены экипажа, к мосту перед Чергой (10 км) - мы подошли только через 3 часа, вместо обговоренного часа. Естественно, наши друзья уже ждали пустую лодку, вещи и ... К этому их ещё склонял и местный мальчуган с бидончиком молока, травивший им страшные байки про эту горную речку. ;)

Лена:

"Дальше река стала совсем спокойной и не предвещала нам ничего особенного. Хотя один раз мы всё-таки перевернулись под мостом, заглядевшись на дорогу, где нас должна была ждать машина. Но об этом позорном эпизоде мы вспоминать не будем – очень стыдно.

На мосту нас никто не ждал, оказывается Виталя с Катей нас потеряли, так как думали, что мы уже ушли далеко вперед. Встретились мы у следующего моста. Оказалось, что прошло уже около трех часов. Мы с Иваном очень удивились по этому поводу. Нам казалось, что прошло не больше часа.”

baida

Дальнейший сплав не представлял больших сложностей: русло хорошо выработано. Так что второй половине нашей команды «повезло меньше». Они не смогли получить таких ярких впечатлений от всего трёх часов сплава. Последствия оказались не столь плачевными: множественные синяки на ногах у Лены, у меня на «пятой точке» (так как подушка, на которой сидят гребцы, у нас оказалась одна) и масса впечатлений!

Лена:

"После того, как мы поделились своими ощущениями, кое-кто даже засомневался в том, стоит ли ему сплавляться, тем более к тому времени мои ноги уже покрылись синими пятнами, наглядно демонстрируя безрадостную перспективу, если и не погибнуть в пучине, то немного покалечиться. Но лицо мое сияло от радости и восторга, поэтому такие досадные минусы были проигнорированы. Река стала уже совсем тихой, но, тем не менее, все остались довольны. Хотя думаю, что мне повезло больше всех – мне достались самые яркие впечатления и самые яркие синяки."