республика Бурятия / Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм | Рыбалка | Спортивный туризм

Долина вулканов - рыбалка, источники Хойто-Гол и Чойган. Суровая заброска по болоту до Хойто-гола.

2 - 20 августа 2018 г.
В этом году решили обойтись без воды и сходить в Долину вулканов (Восточный Саян) на рыбалку. В планах было ПРОСТО ОТДОХНУТЬ: приехать на источники Хойто-гол (рыбалка на оз. Аршантай-нур), оттуда дойти до Долины вулканов (рыбалка на оз. Тухерен-нур), далее дойти до оз. Хара-нур (рыбалка на оз. Хара-нур). Но по факту, погода и неадекватная заброска от Орлика на Хойто-гол и Чойган с хорошо знакомым нам Урбаевым внесли свои коррективы.
ПЕШЕ-РЫБНЫЙ ПОХОД: ИСТ.ХОЙТО-ГОЛ - ДОЛИНА ВУЛКАНОВ ДО ОЗ. ХАРГАНАТА –ИСТ.ХОЙТО-ГОЛ - ИСТ.ЧОЙГАН.

02.08.18 - 20.08.18.

В этом  году решили обойтись без  воды: сходить в чисто пеший поход, и попробовать совместить его с хорошей рыбалкой. К тому же, необходимо было пополнить запасы золотого корня.

В планах было ПРОСТО ОТДОХНУТЬ: приехать на источники Хойто-гол (рыбалка на оз. Аршантай-нур), оттуда дойти до Долины вулканов (рыбалка на оз. Тухерен-нур), далее дойти до оз. Хара-нур (рыбалка на оз. Хара-нур), потом вернуться  на источники Хойто-гол, после чего переехать на ист. Чойган (рыбалка на р. Изиг-сук).

Но по факту, погода и забросчик внесли свои коррективы: не получилось реализовать оз. Аршантай-нур, оз. Хара-нур, были «украдены» дни на Чойгане.

Состав команды.

К дате выезда нас  было 8 человек, из  них один ребенок  12 лет:

1-2. Лоскутниковы Володя и Наталья.

3-4.Кузьменковы Миша и Глеб (ребенок)

5. Пиманов Алексей

6. Денисов Ромчик

7. Камаев Володя

8. Иванов Макс

Состав  команды  при сборах менялся раза три, и уже возникали сомнения, что мы вообще в этом году куда-то пойдем…На момент формирования команды одни вылетали, другие изъявляли желание присоединиться. В основном это были либо случайные люди, либо  полные новички, либо старые знакомые с проблемами со здоровьем  – но к счастью (как  выяснилось позже) все они по разным причинам не пошли, иначе бы хапнули они в этом походе «просто отдохнуть»  по-полной…

Билеты.

Билеты на поезд  покупались за 90 дн. При покупке билетов  выяснилось, что из расписания «исчез» ежедневный поезд  «012 Челябинск - Владивосток», который раньше прибывал в Слюдянку рано утром в 5 местного, остальные же поезда  ходили не каждый день.  Пришлось сдвигать дату выезда на день раньше, подстраиваясь к расписанию поездов. К тому же, выбранный поезд прибывал в Слюдянку достаточно поздно - в 10 местного, что было тоже не очень удобно (потеря светового времени). Но альтернатив не было.

МЧС.

В МЧС, для экономии времени в дороге, пыталась зарегистрироваться  через  интернет недели за 2 до выезда (что прокатывало уже года 2 в предыдущих походах, правда в других районах). Отправила заявку в Главное управление Иркутской МЧС  (думая, что они сами переадресуют  ее на соответствующий  нашему району поисково-спасательный отряд – так следовало из правил регистрации туристических групп, размещенных на сайте МЧС).  Однако Иркутская  МЧС проигнорировала заявку – подтверждения регистрации не пришло. Через  неделю  я эту же заявку кинула в Байкальский ПСО (на сайте МЧС был размещен их электронный ящик)  - как не странно, оттуда перезвонили на следующий день и сказали: «вы обратились не по адресу, это не наш район, звоните либо заезжайте сами в Кырен в Тункинский ПСО, интернета у них нет».

В общем, с регистрацией через  интернет обломились, поэтому по прибытию сами заехали в Кырен в Тункинский ПСО.

Но самое смешное, что по приезду в Орлик,  нам позвонила жена Миши и сказала, что ей звонили с Иркутской МЧС и ругали нас за то, что мы не сообщили им о выходе на маршрут. Мы, в недоумении, пропустили эту информацию мимо ушей, просто похихикав (мы то зарегистрировались напрямую в Кырене) и забыли про это. Но на обратной дороге, уже в поезде, жена Миши опять сообщила нам, что ее  теребит МЧС с Иркутска – почему мы не сообщили о том, что вышли с маршрута…. В общем какая-то неразбериха. Володя уже сам позвонил в Иркутск в МЧС и выяснилось, что, оказывается, они нас все-таки  зарегистрировали по той первой заявке, просто нам об этом не сообщили.

Заброска от Хутэла до источников Хойто-гол.

Так как в этот район забрасываемся не первый раз, то выбрали проверенный контакт – Урбаева Анатолия. Хотя на всякий случай связывалась еще с Сыреновым (цены такие же, как у Урбаева).

Однако, в этот раз Урбаев сильно разочаровал – все прошло совсем не гладко, и с большой вероятностью с ним больше связываться не будем (но об этом позже).

Прогноз погоды. На активную часть маршрута, которая выпадала на 6-17 августа, ГИСМЕТЕО по Орлику пророчил ежедневные осадки. Успокаивало то, что дневные и ночные температуры были все-таки достаточно высокими – и это как-то обнадеживало.

2018-08-27_18-30-08

Бюджет. Округленно составил  32 тыс/чел., из них

Билеты на поезд туда/обратно: около 12 тыс./чел;

Трансфер  Магнитогорск –Челябинск-Магнитогорск: 1950 руб/чел. (15600 руб/гр.);

Заброска Слюдянка-Орлик-Хойто-гол-Чойган-Орлик-Слюдянка: 9375 руб/чел (75 000 руб/гр,из них 9000 руб удержано с забросчика и истрачено на непред расходы (гостевой дом в ОРЛИКЕ, 2 дня стоянки на Байкале);

Питание, в том числе поезд и кафе по дороге -  6000 руб/чел.

Спиртное (активная часть + все выпитое в поезде и по дороге пиво): 1900 руб/чел.;

Хозрасходы (газ, упаковка,батарейки и т.п.) – 650 руб/чел.

ДНЕВНИК.

02 -05.08.18.  Первый – четвертый  дни. ЧТ-ПТ-СБ-ВС.

Дорога до Челябинска. Поезд Челябинск – Слюдянка.

Магнитогорск. В 17.00. грузимся в наемную Газель. Глеб, единственный ребенок, долго прощается с мамой – мама неустанно дает советы. Настроение у всех боевое.

В 21.20 были  на ж/д вокзале в Челябинске. Приехали с хорошим запасом - до поезда почти 3 часа.

Шофер предложил доплатить за заброску 800 руб. к оговоренной ранее сумме в один конец 7 тыс. (по спидометру у него получился километраж больше, чем он закладывал). Это обстоятельство удивило, но возмущаться не стали – нам еще с ним ехать обратно….

Поезд 128 ЫЕ, несмотря на то, что проходящий, объявили за 40 мин. Мы очень обрадовались, а зря…. Выяснилось, что наш  вагон – прицепной –  поезд прибыл, а нашего вагона нет: при этом  нет никакой информации, с какой стороны его будут цеплять  (ни справочная, ни начальник поезда ответа не дали).  Ясно стало только за 20 мин. до отправления, поэтому садились в суете.

Поезд прошел по обычной программе – еда, сон, пиво в тихушку. Обошлись без протоколов.

Поезда с 1 августа перевели на местное время – очень неудобно.

Приятным  сюрпризом оказалась 3-х часовая стоянка в Омске (наш вагон перецепляли к другому поезду). Три часа пролетели незаметно: купив местного разливного пива, прогулялись до набережной Иртыша.

ПослОмска нас прицепили к поезду 02 «Москва-Владивосток».

По дороге везде застали солнце.

А перед Байкалом погода испортилась… Байкал был окутан плотным туманом.

05.08.18. Заброска до  п. Орлик, 370 км. Стоимость заброски – 16 тыс. руб./группу.

5-го в 10.00 местного времени прибыли в Слюдянку. (далее – время местное иркутское/бурятское).

Слюдянка встретила мелким дождем.

Стоянка поезда – 2 мин., выгружаемся с флажком. Из соседнего вагона также в кипише выгружаются водники из Челябинска. Невольно возникает вопрос к РЖД – куча народа едет на Байкал, почему стоянка 2 минуты???…

Машина от Урбаева (11-ти местный «Исузи» с 2-мя водилами) уже ждала на площадке перед вокзалом.

От шофера узнали, что в нашем районе уже месяц льют дожди. Впрочем, это только подтвердило прогноз ГИСМЕТЕО, который мы отслеживали еще дома месяца за  два до выезда после покупки билетов.

На погрузку, закуп хлеба ушел час.

В 11 выезжаем из Слюдянки.

В Култуке остановились на базарчике – купили омуля 250 руб/шт. (вернее, тогда мы думали, что это был ОМУЛЬ, а позже  узнали, что там за омуля выдают ПЕЛЯДЬ….На будущее надо иметь в виду).

С Култука начинается дорога А-333 "Култук-Монды" (Тункинский тракт). Хороший асфальт.

Заехали в Кырен в МЧС на регистрацию, пообщались с очень доброжелательным дежурным.

Следующая остановка – кафе «Уряал» (в переводе на русский — «приглашение»).

Правда, водилы так весело общались друг с другом, кафе также весело проскочили – пришлось возвращаться, так как позы были уже на нас заказаны (водила  заранее  позвонил и сделал  заказ).

Поз заказали по 5 шт на человека (в 1 порции – 2 позы стоимостью 80 руб).. По факту они  как-то быстро провалились, можно было б и еще съесть парочку, но время терять не стали. К тому же, показалось, что позы в Позной на Иркуте – гораздо вкуснее.

В п. Монды по-быстрому прошли паспортный контроль (по паспортам сверили физиономии, паспорта собрали, минут через 5 принесли обратно).

После п. Монды асфальт кончается и начинается грейдер, правда «Исузи» летит с такой же скоростью.

Погода "распогодилась". Ясное небо. Любуемся видами. Вместе с водилами-бурятами, отдаем дань бурханам, это уже традиция.

В 18.30 приехали в Орлик, здесь нас встретил Урбаев.

И тут мы узнаем, что сегодня дальше мы никуда не едем.

Почему-то машина, которая нас повезет дальше (ЗИЛ) еще не готова – «машину надо еще посмотреть», впереди болота и их не желательно проезжать по темноте.

В принципе, мы с этим согласны, хотя морально к этому были не готовы. И странно, что Урбаев нас не предупредил заранее о том, что за день мы до места не доедем (а  созванивались с ним не раз).

Наше предложение  - доехать  сегодня  хотя бы до Хутела - было отвергнуто. Поэтому сошлись на том, что на ночь нас  оставят на  устье Тисы (хоть порыбачим). В результате же привезли на поляну на берегу Оки за Орликом, откуда обычно начинают сплавы… Дальше шофер ехать отказался…Но поклялся, что завтра в 7 утра он будет здесь с машиной.

Быстро разгрузились. Поляна вся загажена, поэтому перед  установкой лагеря пришлось провести субботник.

Рыбаки (их у нас 2) собрали снасти и пошли рыбачить – вернулись ни с чем: место абсолютно бесперспективное, мелко.

06.08.18. Пятый день. ПН.

Заброска на источники Хойто-гол. Ралли-трофи…. Стоимость заброски – 17 тыс. руб./группу.

Хутел

Утро ясное. По Оке  поднимается туман.

Забросчик, как и обещал, приехал в 7 утра.

Удивило то, что в машине был один шофер (ведь пугали болотом!) – обычно в этом районе, даже при хорошей дороге, нас забрасывали 2 шофера. И даже из Слюдянки встречали два водилы.

И уже совсем не  удивило¸ что в машине были  подсадные (в этот раз  только 3 человека): у бурят, похоже, это уже традиция: ты бронируешь машину, оплачиваешь ее, а потом в эту машину подсаживают еще, при этом  твоя стоимость заброски никак не меняется…меняется только комфорт при размещении.

Быстро грузимся. Глеба посадили в кабину, общение с папой – по рации.  ЗИЛ открытый, тента нет (а если дождь?) – но о комфорте туристов тут никто не заморачивается, минимум удобств – наличие сидушек вдоль борта - уже счастье. На всякий случай вытащили свой тент.

В 7.30 выехали. Мы греем себя мыслью, что хотя бы в обед будем на ист. Хойто-гол (и будет время сбегать на оз. Аршантай-нур на рыбалку, а также сделать баню).

От Орлика до зим. Хутел – примерно 70 км. До поворота на Сенцы ехали по сносному грейдеру.

После  поворота  дорога стала похуже, но более менее сносная до самого Хутела.

Местами видели яков - для нас это диковинка.

В Хутеле появилась новая  кафешка (раньше мы ее не видели), около которой стоял УАЗ-Буханка (кто-то только что приехал и разгружался).

Шоу началось с  Хутела.

Перед болотами нас высадили (дальше машина идет пустая, мы  пешком проходим болота). На такой случай, конечно, лучше иметь высокие сапоги. Но сапоги мы не взяли.... Очень много голубики.

Машина сначала пошла в обход болот, видимо по какой-то старой заросшей дороге, прорубаясь через лес: шофер периодически бензухой валил стволы, расчищая проезд. Но это особо не помогало, ЗИЛ все равно местами застревал и выезжал с помощью лебедки. Так как шофер был один! а помощь ему требовалась!  Макс и Рома пошли помогать.
2018-09-01_13-34-01

2018-09-01_13-33-00

2018-09-01_13-34-52

2018-09-01_13-36-07

2018-09-01_13-36-49

2018-09-01_13-39-46

2018-09-01_13-40-37

Максу вообще было по кайфу в этом  участвовать, так как он в прошлом «играл» в соревы 4*4. Там – соревы, а тут все по-взрослому…

Идя по болоту  пешком (болото местами  глубокое, выше ботинок), мы наткнулись на  4-х бурят: от них узнали, что чуть дальше в болоте сидит их ЗИЛОК, сидит уже три дня….

Нас сразу насторожило то, что они активно интересовались нашей машиной. С ними был разговорчивый русский мужчина: выяснилось, что это иркутянин Валера, который на 66-м забросил группу на Жомболок и решил прокатиться пустой на источники Хойто-гол (как он сказал: «на спор, ради спортивного интереса»). Валера много шутил, в приколах предлагал и нам прокатиться с ним до источников. А также показал место, где  нам лучше ждать нашу машину.

Время остановилось. Сидим на поляне  под шутки Валеры. Грязные с мокрыми ногами. Буряты ушли в сторону нашей машины -  где-то вдалеке слышен ее рев.

ЗИЛ пробивался с  час, а может и больше. Когда он подъехал к нам, в кузове у него сидели те самые буряты.

Еще час ушел на какую-то беготню нашего водилы к застрявшей машине, разговоры-переговоры с бурятами.

Тут мы заподозрили что-то неладное…

И не зря: наш шофер говорит: дальше я вас не повезу, вас повезет 66-й, а я буду помогать вытаскивать застрявший ЗИЛ…(Это был первый сюрприз от Урбаева,  называю это сюрпризом Урбаева – потому что на берегу все переговоры велись с Урбаевым).

Поворот событий был несколько неожиданным: у нас договоренность была именно с  машиной  Урбаева, а не с 66-м Валеры. И мы на тот момент понятия не имели – кто такой - этот случайный Валер. Да и у Валеры перед нами вообще не было никаких обязательств….

Дальнейшее общение показало, что наш водила все уже решил окончательно и наши пререкания ни к чему не приведут. Осталось только принять это как свершившийся факт и  утрясти финансовый вопрос: за сколько нас  готов везти Валера, учитывая то обстоятельство, что часть денег  в качестве предоплаты за заброску до Хойто-гола уже были  выданы Урбаеву (а сейчас, типа, этой предоплаты нашему водиле недостаточно). В конце концов сошлись на том, что с нашим водилой мы рассчитаемся потом, когда он за нами приедет на Хойто-гол – отдадим столько, сколько останется от заброски на 66-м.

С большими сомнениями перегружаемся в 66-й. Хотя мы его, 66-й, как технику, очень уважаем…

В 66-м мягкие сиденья и есть тент. У Валеры уточнили -  есть ли в машине лебедка (еще свежи воспоминания о том, как 66-й сидел на Полярке) -  лебедка есть.

66-й объехал застрявший ЗИЛ, после чего усадили нас.

Только тронулись – первое препятствие: огромное месиво из грязи, воды и глубокой колеи с подъемом в гору. Сели. Вылезали  с лебедкой, которую цепляли от нашего Зилка.

Дальше еще раза 4, а может 5 66-й выбирался уже со своей лебёдкой.

В общем, насмотрелись мы на это зрелище вдоволь.

Потом грязи стало меньше.

Скорость передвижения – не более 10 км/час, а местами и того меньше: едем в режиме черепахи. Становится  ясно, что на Хойто-голе мы будем  только вечером (если еще доедем…), т.е. вместо запланированной  дневки с рыбалкой и баней – кузов 66-го.  И даже на полудневку уже рассчитывать глупо. Грустно.

Через р. Ходарус  едем через глубокий брод, перед  бродом – экстремальный спуск: слева подпирает лес, справа край дороги обрывом уходит в реку: машина буквально прыгает  вниз, опасно накренившись набок, но пронесло.

Брод

На стрелке Хойто-Гола и Дунда-Гола (начало р. Сенца) дорога разветвляется: поворот направо - это наша дорога к источникам  Хойто-Гол, прямо - это дорога к перевалу Чойган-Дабан.
Развилка дорог

После развилки дорога лучше не стала:  глубокие колея и лужи.

Последние  километры до Хойто-гола растянулись вообще в вечность. Такое ощущение, что 66-й едет со скоростью пешехода.

На Хойто-гол приехали в 19.30.

Т.е., заброска «Орлик – Хойто-гол» по времени заняла  12 с половины часов!  Но хоть доехали!

Как говорится, «почувствуйте разницу»: знакомая дорога, по которой до этого мы забрасывались 2 раза, стала просто неузнаваема…, у всех вертелся вопрос: «мы точно тогда по этой дороге ехали?»)))))

Моросит дождь.

Заняли единственный свободный домик. Тесновато для 8 человек, но зато будем в тепле и сухости. Рядом с соседним домиком на крыльце стоит детская коляска и качают ребенка месяцев 3-5 . За нашим домиком  также бегают мелкие бурятские дети.  Мы в шоке. Дети? Как?…

Буквально перед отъездом наткнулась на информацию о том, что за проживание в домиках, а также за источники, берут деньги -  по факту с нас денег  никто не брал, все бесплатно. Как объяснил Валера, тема с деньгами действительно была, но ее быстро прикрыли.

Водила Валера остался на ночь. В принципе, он молодец – чувствуется, что мастер. Обещали скинуть ему фотки  его 66-го по уши в грязи.

Володя и Макс, быстро переодевшись, пошли рыбачить. В планах было добежать до оз. Аршантай-нур. По факту же не хватило светового времени (до озера километров 7…, а это минимум 2 часа). Поэтому, они прошли километра 3 и стали рыбачить на р. Хойто-гол. Результат – ноль. Хотя в 2014 г. на разбоях там неплохо ловился хариус.

Остальной народ дотемна разлагался на источниках. Шел мерзкий дождь, холодно, поэтому выходить из источников было некомфортно.

«Источники расположены на ручье Аршан, впадающем в реку Хойто-Гол. Количество источников - около десятка. Температура - 30-34.4 °C. Источники гидрокарбонатные, натриево-кальциевые, с преобладанием натрия. Минерализация - 0.48-0.62 г/л. Содержит H2S - 28 мг/л. Вода на вкус неприятна, имеет резкий запах сероводорода. Вода источников используется для ванн. Когда то здесь был региональный курорт».

Вечером к соседнему домику с коляской подъехал джип с иркутскими номерами (как они сюда доехали?) – как выяснилось из разговоров, мужики приехали с рыбалки с  «нашего» озера: на Хойто-голе стоят уже  8 дней. Теперь понятно, почему нет рыбы.

На вечернем  совете было решено, что, несмотря на огромное желание отдохнуть (баня! рыбалка!) -  завтра снимаемся и переходим в Долину вулканов.

Рыбалка на оз. Аршантай-нур была успешно сорвана, потому  как на нее закладывался  только один день (во время дневки на Хойто-голе).

Еще помечтали  о лошадях на заброску в Долину вулканов, но с ними тоже не срослось: лошади на поляне были, но их как раз  завтра должны были угонять на сенокос, и больше лошадей в ближайшее время не ожидалось. Заранее с лошадьми не договаривались, потому как с лошадьми тоже не всегда все просто (решили действовать по принципу: если на месте будут лошади – тогда воспользуемся ими, если нет – пойдем сами).

Ночью в избе началось шоу: во-первых, было очень тесно и периодически приходилось локтем двигать друга; во-вторых, первым уснул Володя и начал музыкально храпеть. Остальной народ  вдруг  превратился в нежные натуры (хотя храп в куче народа, сбившегося в одном месте – эта реальная проблема): уснуть не могут, лежат и глумятся.  Потом от храма заплакал Глеб - Миша срочно решил эвакуироваться  в другую избу (соседняя изба была занята чьими-то вещами, но вечером в нее никто не вернулся). После  ухода Миши и Глеба стало очень свободно, Володя даже перестал храпеть – спи и спи. Но тут оставшиеся неспавшие вдруг вспомнили о не выпитой бутылке пива и недоеденном Омуле! – началась новая возня. Часа в 3 все угомонились, и слились в дружном храпе (теперь храпела вся мужская часть команды). Оказывается, для полноценного  сна просто не хватало пива!

07.08.18. Шестой день. ВТ.

Пеший переход в Долину вулканов, 16.5 км. за ХД.

Схема вулканы

График долина влк

Граф

Утро, как ни странно, ясное!

Подъем в 6.00.

Первые долгие сборы – надо отсортировать  все лишнее (вещи, продукты, снарягу). Все лишнее  решили оставить прямо в домике. Врят-ли в такие места добираются «вандалы».

Снаряги получилось не хило: 2 палатки, баня (на Хара-нур), топор+двуручка (для бани), тент, 2 кана 6-7 л, 5 баллонов газа, горелка, сковородка, веревка 20 м (на случай глубоких бродов при подходе к Хара-нуру), мелочевка из  раций, навигаторов, фотоаппаратов, батареек и т.п, итого 40 кг.

В 9.30 выходим. Высота 1630 м.

Тропа начинается сразу за последними домиками (корпусом бывшей столовой)  резким подъемом. На дереве прибита деревянная стрелка-указатель.

Подъем после бессонной ночи дается с трудом.

2018-09-01_13-44-52

Через 2 км подъем закончился (набор высоты -470 м), идем по плато, заросшему еловым лесом, с плавным набором высоты (как потом показал навигатор).

Потом  по хорошо набитой тропе спустились к руч. Аршан, к месту брода.

Перед бродом -курумник.

Ручей полноводный – просто перепрыгнуть по камням не получается: переходим со взаимной страховкой.

От места брода продолжает идти  хорошо набитая  тропа среди карликовой березки – тропа постепенно выходит к началу перевала и выходит в еловый лес – начало подъема.

Перевал, несмотря на некатегорийность, достаточно затяжной.  Хорошо, что нет дождя!

Незадолго до высшей точки перевала – ручей, набрали воды.

2018-09-01_13-48-19

2018-09-01_13-49-09

Перевал Черби  - н/к, 2430м.

Общий набор высоты от источников – 800 м.

Координаты: 52° 38' 33.0" 99° 01' 47.0"

С перевала открылся афигенный вид на Пик Топографов.

На перевале – верховые болота, тропа отмечена турами. Хотя местами тропа теряется, но интуитивно ее найти можно.

Спуск с перевала также отмечен турами.

2018-09-01_13-49-59

Сразу после спуска – озеро (10-й км от источников Хойто-гол). Озеро отражается синевой. Очень красиво.

Высота 2347 м.

Вдали видим пасущееся стадо лошадей – в 2014 г. они  напугали своей агрессивностью, поэтому в этот раз  долго не отдыхаем и побыстрее сваливаем.

Тропа идет по восточному берегу озера – много болотин, местами болотины глубокие (в 2007 и 2014 г. болотин практически не было).

Чуть дальше – еще одно озеро, слева  стекает ручей – набрали воды.

После озер – подъем по моренному валу, после которого вскоре уже открывается вид на вулкан Перетолчина.

После моренного вала идет затяжной спуск по карликовой березке в долину р. Барун-Хадарус. Отсюда хорошо просматривается оз. Тухерен-нур.

Около восьми подошли к броду через р. Барун-Хадарус. Вода достаточно высокая – местами выше колен, но течение более-менее спокойное, перешли без проблем, не снимаю рюкзаков. Сразу после брода, поднявшись на заплешину среди карликовой березки, встали лагерем.

Время 20.20. 16.5 км пройдены за 11 часов. Координаты лагеря: 52° 41' 16.9" 99° 02' 15.3" Высота 1968 м.

Место под лагерь прибитое. Есть костровище и даже оставлены дрова.

Все сильно устали. Рыбалку рыбаки отложили на завтра – бежать на озеро – а это еще 2-3 км в один конец – сил уже не было.

Ужин частично делаем на газе, частично – на костре.

Весь день был ясным. Как село солнце – резко похолодало. Ночью –  бездонное звездное небо.

08.08.18. Седьмой день. СР.

Радиальный выход в Долину вулканов (16 км. туда/обратно за ХД.)

Рыбалка на оз. Тухерен-нур.

«Самый лучший день».

Схема радиалка

График радиалка

Утро ясное, синее-синее небо!

От завтрака почему-то остаются печенья, хотя их всего 300 г. на один прием – на будущее, надо вычеркнуть их из раскладки! (хотя в предыдущие походы на завтрак их не брала и народ возмущался…).

На сегодня у каждого свои планы: Макс и Володя в 9.00 свалили на рыбалку на оз. Тухерен-нур, Леха остался в лагере собирать золотой корень, остальные в 10.00 пошли в радиалку на вулкан Кропоткина.

Радиалка на вулкан Кропоткина.

Ближний к нам вулкан – это вулкан Перетолчина. Но на него мы идти не планировали.

«Вулкан Перетолчина — молодой потухший вулкан в пади Хи-Гол, расположен в 3 км от вулкана Кропоткина. Основание вулкана лежит на уровне 1970 м, высота вершины — 2050 м, диаметр кратера — 140 м, глубина — 30 м, на дне расположено небольшое холодное озеро диаметром около 10 м. Вершина вулкана, а также внешний и внутренние склоны поросли кустарником, встречается редколесье из елей и лиственниц. Вулкан назван в честь известного иркутского учёного и исследователя Сергея Павловича Перетолчина, погибшего в этих местах при загадочных обстоятельствах».

От лагеря к вулкану Перетолчина  идет хорошо набитая  тропа -  спускается  через  заросли карликовой березки к краю  лавового поля.

У меня не было информации – есть ли прямая тропа от р. Барун-Хадарус к вулкану Кропоткина (минуя вулкан Перетолчина) – при подготовке к походу я как-то упустила эту тему. В 2007 г. я была в этом районе и помню, что на вулкан Кропоткина мы ходили от вулкана Перетолчина по лавовому полю.

Не найдя никаких других троп пошли по основной тропе, так по ней и вышли к вулкану Перетолчина.

(Ромчик пытался нас  сманить уйти с  тропы налево, прямиком к вулкану Кропоткина, но мы не решились, думая, что по тропе идти все-таки  проще, как потом выяснилось – зря).

Далее тропа идет по правому краю лавового поля и выходит к подножию вулкана Перетолчина.

Дойдя до вулкана Перетолчина, по тропе повернули налево (тропа идет по лаве, часто встречаются «следы» лошадиной деятельности).

Неожиданно тропа уперлась в небольшое озерцо. После озерца следы тропы потеряли.

Конец тропы

За озером  с северной стороны – болотина, поэтому  дальше пошли по лавовому полю в направлении  вулкана Кропоткина. Приятного от такой ходьбы, конечно, мало, но красота требует жертв.

Расстояние от вулкана Перетолчина до вулкана Кропоткина (по лаве) - примерно 3 -3.5 км. Шли не спеша, часто останавливались фотографировать.

Местами натыкались на причудливые нагромождения базальта. Эту каменюгу назвали троном.

В 13.00  дошли до подножия вулкана.

Явной тропы на подъем  не обнаружили, поэтому полезли так (с северо-восточного борта), траверсируя между кустами. Сверху лавовое поле больше напоминало огромную реку.

Склон вулкана зарос карликовой березкой. Местами встречается Саган-даля и пихта (!).

В 13.30 добрались до верха.

«Вулкан Кропоткина — самый крупный молодой потухший вулкан в пади Хи-Гол, расположенный в юго-западном тупике долины в 3 км от вулкана Перетолчина. Состоит из осыпей базальтового шлака. Диаметр кратера — 200 м, высота над лавовым полем — около 120 м. Назван в честь известного географа и революционера П. А. Кропоткина».

По всему диаметру вулкана выложены туры. Наверху сильный ветер, сдувающий с ног.

С вулкана Кропоткина просматривается развалившийся вулкан Старый, от которого шлейфом также тянется лава.

Сделав круг почета вокруг кратера, обнаружили тропу на восточном  борту вулкана и спускались уже по ней.

Тропа с вулкана

Эта тропа привела нас к памятнику Кропоткину.

Координаты: 52° 42' 13.8" 99° 00' 17.2".

От памятника Кропуткину тропа продолжается по краю лавового поля. Т.е., если бы мы послушали Ромчика, то мы бы, свернув с основной тропы налево, вышли бы на эту тропу. Но зато посмотрели на вулкан с разного ракурса.

Сделала засечку на навигаторе: место, где эта тропа встречается с основной тропой (ориентиром, если идти со стороны р. Барун-Хадарус, может служить  водопад  справа (высоко в скале): как раз в районе водопада надо поворачивать налево и целиться на склон слева, на левый край лавового поля; при этом  явной тропы до склона, обозначенного на схеме нет – но потом в любом случае натыкаешься на эту тропу - уже под самим склоном ):

Координаты развилки: 52° 42' 26.4" 99° 02' 26.8".

Развилка на влк
2018-09-01_13-54-58

Водопад с правой стороны:

Назад дошли быстро.

В лагерь вернулись в 17.00.

В планах изначально у меня была задумка: после радиалки на вулканы переместить лагерь к вулкану Перетолчина (в целях сокращения расстояния на следующий ходовой день).

Но в лагере мы  увидели счастливые рожи рыбаков, к тому же устал Глеб. Стало понятно, что сегодня уже  никто никуда не идет….

В лагере кипела бурная деятельность.

На берегу ручья лежала целая гора глазастого(!) хариуса (первый раз встречаем такого необычного хариуса: большая голова с большими выпученными глазами), впрочем такие же глаза были и у рыбаков.

Часть рыбы была уже почищена. Вечером – тройная уха, 2-х литровый контейнер сугудая и жаренные потрошки.

Все счастливы и довольны. Этот день по итогу оказался самым лучшим днем в нашем походе.

Берега оз.Тухерен-нур:
2018-09-01_13-50-52

2018-09-01_13-51-27

2018-09-01_13-52-10

09.08.18. Восьмой день. ЧТ.

Пеший переход  из  Долины вулканов к оз. Харганата 16 км. за ХД.

Схема харганата

График харганата

Утро  пасмурное. С дождем непонятно: то ли его еще нет, то  ли он вот-вот пойдет

Сегодня в планах – дойти до оз. Хара-нур.

Сделали  схрон – оставили продукты на обратную дорогу.

В 8.30 выходим .

Быстро добегаем по тропе до подножия вулкана Перетолчина (3.5 км.).

Леха и Макс  чуть впереди – они хотят подняться на вулкан Перетолчина.

Панорама со склона вулкана Перетолчина:

Пока их ждали, сбегали на ручей: он течет с восточной стороны вулкана (справа от основной тропы) в высокой траве  (явно не просматривается, но с тропы слышно его журчание  и к нему ведет натоптанная тропка). Здесь же, с восточной стороны вулкана  – место под стоянку (костровище,  место под 3-4 палатки).

Руч под влк

В районе ручья на основной тропе появилась новая плита (заложена в 2017 г.):

Тропа на Хара-нур   начинается от вулкана Перетолчина - идет по его восточному склону строго на север: тропа явно выражена: резкий подъем, а потом такой же резкий спуск в падь Хи-гол.

Спуск в падь Хи-гол:

Во всей красе открывается падь Хи-гол.

Потом тропа идет по краю лавового поля (справа от края  лавы), местами тропа натоптана прямо по лаве. Ориентир  тропы легко читается – лошадиное гавно. Местами выложены туры.

Пройдя с километр, натыкаемся на большой тур, от которого выложена каменная стрелка. Эта стрелка указывает на крест вдалеке. К кресту идти поленились. Предположительно, крест – это место гибели Перетолчина (информация от водилы – после возвращения в Орлик).

Координаты тура: 52° 44' 21.8" 99° 02' 18.1".

Тур со стрелкой

По информации из интернета: «Крест на месте гибели Перетолчина поставлен его женой в 1913 году».

Дальше идем по альпийским лугам.

Вскоре прошли развилку (она помечена лентой на дереве): направо, по краю лавового поля, уходит тропа на Жомболок, прямо продолжается тропа на оз. Хара-нур (южная часть).

Координаты развилки: 52° 45' 12.0" 99° 02' 07.8".

Развилка на хара-нуре
2018-08-22_18-27-03

От вулкана не встретили ни одного ручья, обозначенного на карте (с правой стороны от тропы). Хорошо, что набрали воду.

Решили дойти до руч. Ирак-Жалга, шум воды  слышали издалека – и там сделать перекус. От вулкана до этого ручья – около 9 км. (т.е. около 9 км. нет воды, либо мы ее плохо искали…).

р. Ирак-Жалга:

Только дошли до притока Ирак-Жалга, пошел дождь. Вот  чего нам не хватало! Достали тент, сделали из него навес. Перекус.

Дождь не кончается. Небо все больше и больше закрывается грозными тучами.

После перекуса идем под дождем.

Перешли  вброд  ручей (ручей небольшой, можно просто перепрыгнуть). Сразу после брода – пригорок с лесочком: видимо, набитое место под  лагерь: стол, костровище.

Стол

Вскоре после ручья слева тропу начинает подпирать лавовая стена – впечатляющее зрелище! Дождь все так и льет. Поэтому фотографировать невозможно. Лавовая  стена приходит к оз. Тарганато (оно же – оз. Теплое) – такое ощущение, что это небольшое озеро остановило лаву. Перед озером – заросли карликовой березки в человеческий рост. Идти по ним под  дождем очень неприятно.

Дождевики уже практически не спасают – все мокрые. В планах уже дойти хотя бы до места впадения р. Дабан-Жалга в р. Хадарус и там встать лагерем.

Дождь только усиливается. От дождя сдают нервы у Глеба (настроение упало, чуть не  плачет). Миша начинает нервничать, переживая за сына. Истерики в середине похода нам не к чему, поэтому дальше решили не упираться. Встаем на озере.

Время 16.00. От лагеря на Барун-Хадарусе прошли 16 км. (16 км для нашей группы, похоже предел).

Координаты лагеря 52° 47' 28.0" 99° 00' 20.4". Высота 1861 м.

Но с местами  под  лагерь  - проблема. Берега  озера – это заросли карликовой березки и каменный лавовый  берег (лава здесь – блестяще-черного цвета).

С запада в озеро впадает р. Харганата и вроде издалека просматривается что-то пригодное под лагерь. Но дальнейшая разведка это опровергла. Поэтому, обойдя озеро с восточной стороны, свернули с тропы и через заросли карликовой березки вышли на  его северный берег, нашли заплешину, поросшую мхом, и решили здесь разбить лагерь: как раз  хватало места под 2 палатки.

Ребенка переодели. На  ходовые палочки установили  баню, сверху для надежности накинули тент, на газу  внутри бани сварили соляночку, и жизнь вроде наладилась. Во всяком случае, Глеб стал улыбаться.

Дождь, по всем признакам кончаться не собирался.

Изначально Максу показалось, что на озере гуляет хариус, но как позже выяснилось – это были газы, которые поднимались со дня озера ! (видимо, именно поэтому озеро и называется Теплым). Т.е., рыбалки здесь нет…

Поэтому, после ужина  - вечеринка под  «шатром» . Камаев достал музыку. И вообще, всем похорошело.

Дождь шел всю ночь. Спать ложились без каких-либо конкретных планов на завтра.

10.08.18. Девятый день. ПТ.

Возвращение в Долину вулканов, 16 км. за ХД,

Утром  плотный туман. Но дождя нет. Какой погода будет дальше – непонятно.  Если будет солнце – будет все хорошо, а если дождь – то не факт, что мы дойдем до озера.

Принимается трудное решение: Хара-нур исключать и возвращаться в Долину вулканов, т.к. наша группа в таком составе не готова к данному переходу.

В 10.30 выходим. К этому времени на небе появились просветы.

Решили разделиться на 2 части: одна группа (рыбаки и я)  идет вперед с расчетом пораньше вернуться в наш лагерь и сразу идти на рыбалку, 2 группа идет спокойным темпом, никуда не спеша. Связь между группами - по рации.

Так как погода позволяла, фотографируем лавовый беспредел.

Сделали передых на уже знакомой поляне на р. Ирга-Жалга. Как ни странно,обе  группы шли в одном темпе и даже Глеб  был в их числе.  Погода улучшалась на глазах.

В 16.00 дошли до вулкана Перетолчина.

Но почему-то последние 4 км после вулканов  дались с трудом – темп передвижения снизился.

В 17.30 первые  4 человека пришли к месту нашего  лагеря – место никем не занято. Очень хорошо. Минут через  40 подтянулись остальные. Хуже всех выглядел Ромчик – ему что-то поплохело.

Часа через  полтора Макс и Володя ушли на озеро на рыбалку. Вернулись как обычно с рыбой.

11.08.18. Десятый день. СБ.

Дневка  в Долине вулканов .

Утро ясное – голубое-голубое небо! Видимо, боги-бурханы не пустили нас на Хара-нур и заставили вернуться – а теперь за наше послушание дарят нам солнце!

Сегодня решено сделать первую полноценную дневку.

Володя, Макс и Камаев  ушли на рыбалку. Остальные остались в лагере.

Предстояло реализовать идею с баней – не зря ж мы ее сюда перли! Проблема бани – это дрова: вокруг в ближайших 500 м – только карликовая березка. Поэтому за дровами пришлось идти далеко – на склон, где росли деревья.

Баня была готова часам к 7. Устанавливали ее прямо на золотом корне.

Рыбаки вернулись часов в 8 – рыбы меньше, чем в предыдущие разы, т.к. клев на озере хороший по вечерам, а они ушли с утра, но нам этого улова вполне хватит. Часть рыбы пожарили, часть пустили на сугудай, а часть запекли в фольге на углях, вытащенных из топки бани.

Из хариуса выложили надпись, правда, его хватило только на слово «долина» (остальных хариусов к моменту возникновения данной  идеи уже успели приговорить).

Весь день – жара. Вечером  холодно. Ночью – ясное небо.

12.08.18. Одиннадцатый день. ВС.

Возвращение на источники Хойто-гол,  16.5 км.

Утром  ясно.

На завтра у нас назначена машина - переезд  на Чойган. Поэтому сегодня в планах – возвращение на ист. Хойто-гол.

В 11.00 выходим. От брода начинается  резкий подъем  (когда спускались – не  замечали  резкой потери высоты, а сейчас ее надо набирать).

Чуть не доходя первого маленького озера, группа разделилась: у Лехи возникла идея подняться по перевальчику вверх и уже оттуда спустисься на первал  Черби – ему не  хотелось идти по болотинам. С ним  сблатовались идти Ромчик (! он же еще вчера «умирал» на поляне)  и Макс. Связь по рации.

Обр.дорога обход болот

Когда основная группа проходила участок с болотами около большого озера, наверху на горе увидели наших пацанов: они махали нам сверху:

Миша для защиты от болотин  сделал себе  ботфорты. Издалека был похож на кота в сапогах.

Перед  подъемом  на перевал сделали  перекус. Вокруг – красота.

Разделившиеся группы примерно шли в одном темпе и встретились на ручье после перевального плато.

На спуске с перевала вдруг обнаружили заросли Саган-дали.

В 18.30 были на ист. Хойто –гол. 16.5 км прошли за 8.40.

Быстро сбросив рюкзаки, пока еще было солнце, побежали в бассейн.

После купания достали спрятанное  пиво (обыкновенное, в пластиковой  полторашке – потому как,  другого в Слюдянке в районе жд вокзала не нашли) – но каким вкусным оно нам показалось!

С  вещами, оставленными в домике, ничего не случилось – все в целости и сохранности.  Соседний домик тоже был свободен.

Но напрягало то, что на поляне не было нашей машины: наш водила  говорил, что 12-го он на Хойто-гол забрасывает группу, поэтому приедет вечером 12-го, а с утра пораньше, часов в 7,  повезет нас на Чойган.

13.08.18. Двенадцатый  день. ПН.

Переезд  на источники Чойган (примерно 16 км, стоимость заброски – 7 тыс. руб./гр.),

пеший переход к источникам Чойган,  9.5 км. за ХД,

Встали в 7.00.

До 8-ми – завтрак и утренний моцион. Машины нет. Не понятно – то ли нам  собираться (а если не приедет – опять разбираться?), то ли не собираться (а вдруг приедет?). Решили потихоньку собираться.

Машина пришла в 9.20. Оказывается, наш водила ночевал на поляне перед  перевалом  Чойган-Дабан (вчера вечером забрасывал туда группу).

Быстро грузимся. Моросит дождь. Но в этот раз в кузове ЗИЛа лежит тент.

В 10.00 выехали.

По дороге – пара технических остановок, одним глазком взглянули на рыбное озеро Загасатай-нур.

В 12.00 были возле зимовья перед перевалом Чойган -Дабан.

Координаты: 52° 35' 41.5" 98° 50' 33.1".

Здесь заканчивается  автомобильная  заброска. Дальше пешком.

Рядом с зимовьем, на берегу Дунда-Гола много мест для стоянок. Около зимовья – большой стол с навесом и костровище. Само зимовье выглядит вполне жилым: 2 комнаты, в одной из которых – вместительные нары (человек на 10-12).

Здесь можно нанять лошадей, но в этот раз поляна была пустая – все лошади на сенокосе.

По приезду  - обед, очередная  сортировка  вещей (что-то опять необходимо оставить).

Вещи, по наводке нашего водилы, перетащили  в зимовье под крышу (что- то вроде второго этажа).  Теперь шмурдяка  поменьше: баню, топор-двуручку  с собой не берем, но зато берем еще одну палатку.

С водилой еще раз уточняем дату и время выхода: выезд  назначен на раннее утро 17 августа, на поляну мы должны вернуться вечером 16 августа.

По информации от проходящих групп (в Долине вулканов), которых  забрасывали после нас, мы узнали, что  болота немного подсохли, + пробили дорогу через лес и теперь везут уже не 12 часов, а 8: при таких раскладах, выезжая рано утром 17-го, у нас есть все шансы  успеть на  утренний поезд 18-го августа (т.е на выход  у нас: весь световой день 17-го + ночь 18-го - это дорога из Орлика до Слюдянки – т.е примерно 25 часов) .

Водила нам сообщил, что на источниках стоят тывинцы  и попросил им передать: «пусть они с поляны выходили завтра» (как на тот момент мы поняли, наш водила этих тывинцев должен везти обратно, потом вернуться к зимовью и ждать нашего возвращения).

В 14.00 выходим. Высота 1673 м.

Схема чойган

Отсюда до источников около 10  км через  перевал. Перепад высоты порядка 340м.

График 2 чойган

График чойган

Метров через 500 от зимовья выходим к броду через  р. Дунда-Гол и переходим его по навесному мостику (в 2014 г. мостика не было, судя по всему его смывает во время паводка).

Практически сразу начинается крутой подъем на перевал. Начал моросить дождь.

До перевала – несколько неглубоких бродов, но воды, в сравнении с 2014 годом, много.

По перевалу проходит граница между Тувой и Бурятией – место отмечено разноцветными ленточками.

Верхняя точка перевала отмечена  туром-пирамидой из камней.

Координаты перевала  52° 34' 57.6" 98° 47' 37.4".

После перевала – ровный  участок около 3 км, слева – небольшое озеро, которое в 2014 году при хорошей погоде отливало голубизной. Сейчас  оно выглядело сумрачным и неприветливым.

Небо все больше заволакивало тучами – впереди ничего не видно. Идем уже под проливным дождем.

После плоского участка начинается лес и довольно крутой  спуск с перепадом  высоты 430 м. Тропа серпантином  идет  вниз по склону. Очень скользко – поэтому идем  осторожно, особо не гоним. Глеб мучает папу вопросом – сколько осталось до конца. Обещаем ему то 2 км, то еще  км, а конца спуску все нет и нет.

В 20.00, метров за 200-300 до источников, слева от тропы, замечаем новую избу. Разведка показала, что изба свободна и способна разместить  группу до 8-9 человек. Видно, что изба новая и жилая: внутри под нарами дрова, полка с остатками продуктов, все чисто и аккуратно. Вокруг избы – следы лошадей.

Координаты избы: 52° 35' 05.6" 98° 45' 21.2". Высота 1577 м.

Изб чойган

У нас возникло естественное желание остановиться в избе: можно по-человечески просушиться, потому-что  дождь не собирался прекращаться. Но возникали опасения, что может объявиться хозяин. Мы предположили, что хозяином  избы был угрюмый тывинец – каюр (после  спуска с перевала мы его встретили пустого с несколькими лошадями, по всей видимости, он двигался в сторону поляны с зимовьем, на наше приветствие "здравствуйте" - тывинец просто отвернулся).

Поэтому решили так: остаемся в избе, сушимся, ужинаем, но до темна вещи не разворачиваем, если до темна никто не вернется, значит спокойно до утра остаемся в избе, а с утра по тихому свалим.

Ужин затянулся: начали варить его на костре, но дрова сырые и горят  только от интенсивного хобатирования. С таким же трудом разгорается печка. Дежурными были Кузьменковы. Но как-то они по-тихому от костра свалили на нары.  Дежурные подали голос часа через полтора, из дальнего угла раздалось: «Где ужин?!» - «недежурные»  попадали от смеха.

Печка часа через полтора  раскочегарилась. В тепле все разомлели и повеселели.

Пара человек сбегала на источники – источники совсем рядом, действительно до них метров 200 через лес. Набрали минералки. Разведали место, куда  можно встать лагерем. Тывинская поляна с удобными навесами занята группой тывинцев, недалеко от них стоит группа туристов-водников (кажется, из Иркутска). Нам разместиться можно только на самой крайней поляне – только здесь остался  свободный навес.

Тывинцам (семьи с женами и мелкими детишками) передали просьбу нашего водилы. Тывинцы  же нам сказали: мы завтра никуда не пойдем, у нас договоренность с другой машиной на 16-е. Тут у меня и Володи возникли первые опасения: что-то не сходится и не склеивается… Со слов нашего шофера других машин на Чойган не ожидается и тывинцев вывозит именно наша машина; тывинцы планируют выходить с источников в тот же день, что и мы – это значит, нас повезут в одной машине? А тывинцев – человек 14….

Но мы уже настроились на отдых (наконец-то отдохнем!), поэтому черные мысли прочь.

В ванны желания идти сегодня ни у кого не возникло (тепло избы засосало и атрофировала тело: тело не хотело идти в холод  и дождь). Да и куда торопиться (так думали мы) – впереди у нас целых 3 дня, и может дождь завтра кончится?

За ночь просушились все вещи. Это счастье!

Дождь шел, не прекращаясь, всю ночь.

14.08.18. Тринадцатый день. ВТ.

Дневка  на источнике Чойган.

Утром – дождь. Ни одного просвета.

Шутим, что перестал работать «тотем новичка» Глеба (по предыдущим походам замечено: как только в команде появляется полный новичок, хорошая погода на маршруте обеспечена!).

Володя в 6 утра всех разбудил и предложил срочно собираться, чтобы не встретиться с хозяином.  Собрались часа за 2.

В 8.00 были на поляне.Устроились под стационарным тентом, на который накинули свой тент.

FHD0019

Но возникла идея: вещи опять не раскладывать, палатки не ставить – и если к вечеру в избу никто не явиться – на ночь вернуться туда.

Весь день идет дождь.

Варим на газу.

Ходим принимать ванны, пьем водичку.

Главный питьевой источник  (по вкусу - Нарзан №4):

Молочная ванна очень теплая (опять же, в отличии от 2014 г, когда лето было сухое: тогда  Молочная ванна была холодная; тогда нам  «местные» сказали , что теплой она бывает именно в дождливое лето).  Однако зайти в теплую Молочную ванну в дождь, да еще когда холодно, пока не решились, а  решили эту процедуру отложить на завтра-послезавтра.

Вообще, Чойган в солнечную погоду и Чойган в дождь – это 2 большие разницы…Как-то все не в кайф…

Радует только то, что народу не так много, и нет очередей в радоновые ванны.

Еще доставляют нам некоторый дискомфорт тывинцы:  исподтишка делают  нам замечания: «в трусах выходить нельзя, здесь так не принято», «что громко разговариваете – здесь не положено» и.т.п.

Для поднятия настроения под тентом устроили дискотеку.
2018-09-01_14-05-19

Я тестила китайский зонтик - по лесу с рюкзаком с таким, конечно, не походишь, но как лагерный инструмент в дождь очень удобно!  Длина зонта 65 см, но думаю, надо было взять чуть больше - например, 70 см.

2018-09-01_14-08-12

Вечерняя разведка показала, что изба свободна, поэтому на ночь переместились туда. Этакая развлекуха:  ходить туда-сюда  с рюкзаками.

Там же варим ужин.

Мы с Володей  перед уходом  в избу решили на поляне поставить палатку (если шуганут с избы – хоть будет куда ломиться), в ней же оставили все лишние вещи, не нужные в избе.

Вечером ненадолго кончился дождь, облака обнадеживающе стали подниматься вверх, обнажая  горы и просветы  неба.

Но ночью  дождь опять полил.

15.08.18. Четырнадцатый день. СР.

Экстренное возвращение на поляну каюров,  9.5 км.

Переезд в Орлик. Стоимость заброски – 19 тыс. руб./группу (из них – 9 тыс.руб удерщано с забросчика).

Утром дождь...Дождь достал, к тому же достаточно холодно.

Сегодня встали попозже, но  Володя опять  предложил «валить отсюда».

В 9.00 были на источниках.

Мы с Володей решили больше не бегать туда-сюда и следующую ночь спать в палатке.

Леха также, глядя на нас, установил свою палатку.

И тут, в 10.00, на поляне мы увидели тывинца с лошадьми (это от него мы шкерились все это время, думая, что он хозяин избы).

Этот тывинец вдруг сообщил нам, что наш водила сказал: «нам срочно (сегодня!) нужно  возвращаться к машине: болота вспухли, машин больше не будет, а сегодня с зимовья поедут сразу 2 машины, чтобы если застрянут – было проще вылезать». И сегодня же должна выйти та большая группа тывинцев – т.е одна машина везет тывинцев, вторая машина везет нас (так мы поняли).

У нас недоумение. Нам по плану здесь жить еще 2 дня, что значит – машин больше не будет? И как он собирается сегодня вывозить – при самых лучших раскладах к зимовью мы вернемся часам к четырем, т.е. по распухшему болоту мы поедем в ночь? Почему же по приезду нас так активно убеждали, что в ночь по болотам лучше не ехать? Это был второй сюрприз от Урбаева….

Все взвешиваем:  у нас уже куплены обратные билеты на поезд; у Миши по возвращению домой уже куплены билеты на самолет (летит в командировку);  связи нет, поэтому нет  возможности  проверить данную  информацию (а ведь может оказаться и так, что вся эта информация действительно достоверная) – т.е. риск застрять здесь существует.

Поэтому решаем возвращаться к машине. К тому же, видим, что тывинцы по приходу каюра начали бегать по поляне и собираться (а до этого упирались – никуда не поедем!). Лошадей привели именно для них.

Быстро закончили с завтраком и начали собираться.

Мишу с Глебом отправили  вперед, они вышли в 11.30. Примерно в это же время поляну на лошадях  покинули тывинцы.

Остальные, собрав палатки и общак, вышли в 12.30.

Тормозит Леха – его не устраивает ситуация (а кого она устраивает?).

Дорога в дождь  превратилось в грязное месиво. А какой красивой эта дорога показалась в 2014 г!

В 16.00 были на поляне около зимовья, Леха подошел минут через 40.

На поляне действительно стояло 2 машины, но одна уже была забита людьми – пока мы переодевались, она уехала. Наш водила нас поторапливает – типа, давайте быстрее, еще надо вывозить каких-то детей, (так ничего и не поняли).  У нас так и висит вопрос – почему в этот раз по болоту собираются везти в ночь….Оказалось все просто:  завтра утром нашему водиле  надо ехать на Тиссу! (видимо, подвернулся еще один заказ и  ему надо было срочно решить проблему с нами). Т.е., по сути, у нас украли 2 дня, и мы просто покатались на машине туда/обратно только потому, что ему завтра надо на Тиссу…

Дальше цирк продолжается: при погрузке в машину видим, что наша машина уже забита: посередине лежит огромная гора!  чьих-то вещей, а с одной стороны сидят человек 10 тывинцев! И они поедут с нами до Хутела…

Володя ругается с нашим водилой, но все бесполезно – тот мычит что-то невнятное.

В конце концов сели, немного распинав вещи, что особо не помогло – ноги  сунуть было некуда…Сидели как кузнечики! Но зато кузов покрыт тентом.

Миша с Глебом сели в кабину.

В 17.00 поехали.

Немного остыв, стали общаться с тывинцами.Детей угостили шоколадом.

2018-09-01_14-11-02

2018-09-01_14-11-30

И тут прояснились  интересные вещи:

- оказывается, именно наш водила забрасывал этих тывинцев на Чойган 5 августа – после того, как  нас высадил в болотах и дальше предложил ехать на другой машине!

- именно УАЗ Буханку  тывинцев мы видели около новой кафешки в Хутеле: приехав в Хутел и увидев нашу машину, они  подбили нашего водилу забросить их на Чойган (4 бурята, которых мы встретили около застрявшей машины – среди них были  тывинцы! Но для нас они на одно лицо).

- Т.е, нас пересадили в другую машину не потому, что водила хотел помочь  вытаскивать ЗИЛ (тывинцы сказали, что наш водила не принимал в этом участие), а потому что водила решил подзаработать: взять по максимуму оплату и с нас, и с тывинцев!

Это, конечно, с рук ему не сойдет! К тому же, в этот раз при погрузке никаких расчетов в виде предоплаты не было.

По пути, предположительно после развилки с Хойто-голом, остановились: на поляне с рюкзаками стояли детишки лет 14-15, их было штук 12-15, в общем много, и пара инструкторов.

Чего-то ждем. Выяснилось, что ждем 2-ю машину, которая соберет этих детишек и дальше мы поедем в связке 2-мя машинами (как мы поняли, та 2-я машина, которая при нас отъехала с зимовья с кучей народа, увезла людей на Хойто-гол, должна была вернуться и забрать в Орлик  этих  детей).

Время около 9-ти. Темнеет. Наконец едем дальше уже 2-мя машинами. Дорога – гавно.

Едем, периодически останавливаясь: ждем 2-ю машину даже на нормальных участках дороги. Сразу не въехали, что происходит. Позже узнали: у 2-й машины были проблемы с коробкой, и мы, по-сути, ее подстраховываем. Т.е, «поедем по болотам 2-мя машинами» означало, что надо было (за счет наших дней отдыха!) обеспечить безаварийный выезд с болот  2-й машины!

2018-09-01_14-10-14

Местами машина опасно накренивается градусов на 45.

2018-09-01_14-13-36

К броду на р. Хадарус подъехали уже в темноте. Вода заметно поднялась. А с брода дорога сразу выходит на нехороший опасный подъем (по дороге туда мы с него прыгали), с подъема надо сразу вписаться в короткий  поворот, при этом подъем частично залит водой.

Наш ЗИЛ идет первым (вторая машина ждет до брода): форсирует  брод (ощущается, как машину  тащит течение), с разгона пытается заехать на подъем и вписаться в поворот: с первого раза не получилось, база для маневра слишком длинная: передняя часть ЗИЛа задрав нос, заехала на подъем, а зад висит, накренившись  в реку, при трогании  вперед – рев и пробуксовка. Съехали обратно в воду.

Вторая попытка – тоже самое, и так еще раза 2. Казалось, что есть  реальный шанс опрокинуться. Было желание покинуть кузов и посмотреть на все это со стороны.  Ситуацию обостряла темнота.

Потом, наконец, на грани, преодолели подъем и зашли в поворот. Остановились. Все выдохнули.

Водила выскочил: побежал  жестами помогать  второй машине, при  этом  забыл до конца закрепить ручник!  Благо, в кабине вместе с Глебом сидел Миша и успел его дернуть!

Вторую машину с первой попытки раскорячило также,  как и нашу. Но рисковать детьми не стали – детей стали вытаскивать  из кузова.

С попытки пятой второй ЗИЛ  преодолел препятствие.

Едем дальше. К болотам подъехали уже в полной темноте.

На болотах высадили. Идем пешком.

Прохождение болот в темноте – полная жесть. Все перемазались, как свиньи. Ничего толком не видно: где лучше идти, куда наступать. Куча народа разбрелась по достаточно обширной территории, куда не повернись  - мелькают огни фонариков. А вдруг потом кого-нибудь забудут?

Машины буксовали часа 2. Мы, уже не выдержав, разожгли костер: сидели и  грелись вместе с детишками из 2-й машины. Наши попутчики тывинцы свалили – у них в Хутеле стоял УАЗ Буханка.

Дальше едем без тывинцев, но с кучей их вещей (изначально они планировали забрать их в Хутеле, но потом решили разгружаться в Орлике). В кузове холодно, несмотря на то, что на себя одели все теплые вещи. Мы с Володей подрезали одеяла тывинцев, которые лежали в кузове.

Как позже выяснилось, в машине ехали  вещи не только тывинцев (!) : по пути до Орлика, уже после Хутела, наш водила наворачивал петли: заезжал куда-то, залезал к нам в кузов и периодически  выгружал какие-то мешки, и так раза 3 (т.е., как мы поняли, водила развозил какие-то левые вещи по зимникам, которых полно вдоль р. Сенца).

В Орлик приехали в 3 ночи. Ноги практически не разгибались Нас не покидали мысли: к чему был этот ночной экстрим?

В Орлике ЗИЛ подъехал к каким-то домикам: выяснилось, что водила привез нас в гостевой дом и даже по телефону узнал, что есть свободные номера.

Пошли  узнавать –  просят  600 руб/чел, нам готовы выделить  2 домика (есть кровати, ТВ, камин, чайник, туалет  на улице) – в принципе, нас все устраивало, потому что альтернатива – ночевать в палатке - сейчас нас вообще не грела (детей, кстати, увезли на берег Оки).

Осталось решить вопрос – за чей счет будет этот банкет?

Разгрузились. Водила пошел к Володе за деньгами за заброску.

Я наблюдаю за ними со стороны. Услышав  мат Володи, успокаиваюсь - все у нас будет  хорошо.

Разговор длился минут 10. По результату, из положенных 19 тыс.,  водиле отдали 10. 9 тыс. - это компенсация за испорченный отпуск. Из них же оплатим проживание.

Быстро попили чай (варить еду сил уже не было), побросали  сушить вещи и спать –спать- спать.

16.08.18. Пятнадцатый день. ЧТ.

Переезд в Слюдянку. Стоимость заброски – 16 тыс. руб./группу.

Байкал.

Встали часов в 8.

Солнце! Голубое небо! Жарко!  Вот ведь зараза…..

Часов в 9 позвонили  Урбаеву.

Опять  неожиданность:

Урбаев  заявил, что  он вообще не в курсе, что  мы приехали! (при этом, в курсе про детей и тывинцев - опять что-то не клеится…).  «Зачем  вы его послушали? Надо было позвонить мне, я за вами собирался отправлять другую машину!».  Интересно, кого же нам слушать, если  человек, который привез,  заявил, что машин больше не будет?  И как звонить при отсутствии связи?

Следующий вопрос Урбаева:  «Зачем вы заселились в самую дорогую гостиницу?»  просто убил… Это мы заселились? Это нас, как баранов в буквальном смысле, привез сюда ночью твой шофер!

А потом Урбаев сказал, что сегодня уехать в Слюдянку мы не сможем, так как у него нет свободных машин  (наш рейс запланирован  на завтра).

А что нам тут  делать до завтра??? Нам лучше время до поезда провести на Байкале!

Решили выбираться самостоятельно. Разговорились с парнем-бурятом из соседнего домика, и оказалось , что его родственник занимается забросками. Он начал звонить. Мы ждем.

Вдруг  в наш домик заходит Урбаев и начинает  материть своего  водилу, но нам уже от этого не легче.   Потом сообщает, что машину нашел, «зачем вы ищете другую машину?»  (видимо, по звонкам, до него уже дошли слухи), скажите – во сколько подъехать. Зашла речь и о финансах: с нас пытается стрясти хотя бы еще тысяч 5, на что  ему сказали, что у нас с его  подаче внеплановые расходы  – оплата гостиницы, а также украдены дни на Чойгане. И вообще, мы в шоке от ночного шоу.

В общем, из всего этого следует, что Урбаев потерял контроль над людьми, которых  использует при заброске. Они ему, похоже, не подчиняются и делают то, что выгодно им, а не заказчикам  ...При всем уважении к Урбаеву, обращаться к нему в будущем, врятли, будем. Хотя, не факт, что есть альтернатива…

Машину назначили на час: хотелось досушить вещи , пока есть солнце (вдруг ненадолго?) и нормально собраться.

Развесились прямо на территории гостевого дома.

Территория гостевого дома "Ока" ухоженная, украшена дизайнерскими фишками из пластиковых бутылок и пробок, прикольно.

Ромчик в последний день сломал кружку, поэтому утренний кофе смачно пил из маленькой пиалки:

Машина подошла в 13.00. Быстрая погрузка (все рюкзаки поместились в салоне).

Погода хорошая. Веселый  разговорчивый шофер. Останавливаемся на бурханах.

В 16.00 остановились на обед в Позной на стрелке Иркута. Заказали по 5 поз на человека + еще по 2 позы на человека в контейнер с собой (!).  Но съели все….! В общем, поели с большим удовольствием. Правда, ждать  такое количество поз пришлось долго (на такой случай лучше иметь телефон Позной и звонить им заранее).

В 18.00 – КПП Монды, прошли контроль без задержек,  минут за 10.

В 21.00, уже затемно, были на базе МЧС, на берегу Байкала. Размещение – 200 руб./чел./сут. Вполне приемлемые цены.

На базе многолюдно: на берегу, около стола, стоит большая группа, но есть свободный пятачок под 3 палатки.  Хотели его занять, но тут пошли наезды от уже разместившейся группы – «нечего вам тут стоять, не видите, что занято; у нас дети » и т.п. Как замечено из практики: если наезды –значит это москвичи. Потому как на этой поляне мы не раз вставали, и к нам «доселялись» др. группы, даже один раз жили с поляком  – и никто никому не мешал.

МЧСники предложили нам разместиться с задней стороны здания, на въезде на территорию, на зеленой полянке. Так и сделали. Стол устроили рядом с Камазом, под  камерами МЧС.

(фото-след. утро):

Ужин сварили на газу.

Гонцы ушли за хлебом и пивом – но! Магазины все были закрыты.

МЧС предупредил нас о штормовом предупреждении по Иркутской области на завтра (ливень и сильный ветер).

В планах завтра – переехать в гостевой дом (их много по берегу Байкала, несколько – рядом с МЧС) и переждать непогоду там – уж очень не хочется грузиться в поезд вонючими и мокрыми...

17.08.18. Шестнадцатый день. ПТ.

Дневка на Байкале. База МЧС.

Встали часов в 8.

Солнце! Тепло! На небе – ни одного облачка! На Байкале – полный штиль! Где штормовой ветер?!

Т.е, переплачивать за гостевой дом смысла нет.

Москвичи собираются – похоже, сваливают.

Мы, подождав, пока они соберут вещи, переместились на их место, на поляну к берегу Байкала. Теперь в роте порядок.

МЧС ники разрешили заглянуть в их гараж, там стояло такое чудо:

Быстро обустроив лагерь (палатки перенесли в собранном виде), делимся:  часть группы, вызвав такси, едут за пивом и рыбой. Остальные пешочком идут гулять – в планах: посещение минералогического музей  Жигалова.

До музея от МЧС идти достаточно далеко, но нам торопиться некуда. Стоимость экскурсии – 300 руб/чел., экскурсия идет минут 30, потом  ведут в магазинчик при музее. В магазинчике кое-что прикупили. В музее траур – 40 дн, как умер хозяин…

"В коллекции представлены все минералы, известные современной науке (3450 видов). При музее работает торговая лавка, здесь же можно получить консультацию по минералам района. Детальная сводка по минералам района включает около 250 видов и разновидностей. Слюдянское месторождение по разнообразию минералов уникально. В нашей стране с ним сопоставимо лишь два: на Урале и Кольском полуострове.

Эта частная коллекция минералов и горных пород вызывает восхищение не только у туристов и посетителей музея, но и у маститых ученых-минералогов всего мира.
Подробнее ознакомиться с описанием музея и его частной коллекцией можно на
сайте музея".

График работы: 8.00 до 20.00 (ежедневно, без выходных)
Адрес: г. Слюдянка, ул. Слюдяная,36.
Тел.: 8(39544)53440, 89149246552

Вообще, мне хотелось еще совершить экскурсию по Кругобайкальской железной дороге, но это, видимо уже, другая история.

(«Кругобайкалку» называют «Золотой пряжкой» Стального пояса России, пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.

Название «Кругобайкальская железная дорога» относится к отрезку, огибающему южную оконечность озера Байкал, протяженностью 84 км.

Эта уникальная железнодорожная ветка была создана в начале XX века и сегодня является архитектурно–ландшафтным заповедником. Здесь было построено 40 тоннелей сквозь скалы и 16 галерей, а также мосты и виадуки").

2018-08-30_15-22-18

Часам к 3-м все собрались на базе МЧС. Пиво, омуль (теперь настоящий!). А также оладушки: обещала их ребенку весь поход, но то солнца не было, то уже устали, а тут все сложилось.

В планах была баня. Сначала хотели напроситься в баню МЧСников – и они даже уже разрешили, а потом выяснилось, что баней пользоваться нельзя – какой-то приказ о том, что баню нужно срочно разбирать (убрать в ней все признаки того, что это баня).

Поэтому, спросив разрешение у МЧС, решили сложить свою каменку  на берегу Байкала.

МЧСников наше строение очень заинтересовало, и они даже попросили потом его не разбирать.

Вечером – афигенная баня с купанием в Байкале и розовым закатом.

2018-09-01_13-58-59

После бани часть команды заседала часов до 3-х, под охраной деревянного бурхана.

18-20.08.18. Семнадцатый –девятнадцатый дни. СБ-ВС-ПН.

Обратная дорога, поезд.

Подъем в 7.00.

Желающие пофотать восход встали в 5.30.

Сборы.

Издалека наблюдаем бакланов (?).

Сделали групповое фото на фоне Байкала.Немного грустно. Можно считать, что поход окончен...

МЧСники предложили подвезти наши  рюкзаки до ж/д вокзала – в организмы уже поселилась лень – поэтому не отказались.

В 10.00 были на жд.(Недавно узнала, что оказывается здание жд вокзали Слюдянки - единственное во всей России здание, полностью выстроенное из мрамора).

Поезд прибыл на 1-й путь, стоянка опять 2 мин. Отправление в 10.40 местного.

Поезд – просто красавец! Новые вагоны (таких еще не видели, изг. г. Тверь), туалеты как в самолете, рундуков нет –  куча места под сиденьем!

От Казахстана едем под  дождем.

20.08 в 14.50 прибыли в Челябинск. Наемная машина уже ждала.

В 20.00 были в Магнитогорске.