Нидерланды / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Два человека, два велосипеда и маленькая палатка: летний велопоход по Бельгии и Нидерландам

19 июля - 10 августа 2017 г.
Природа и ландшафты

В Бельгии и Нидерландах потрясающе чистый воздух. Дышишь и получаешь удовольствие. Причем он одинаково чистый в лесу, небольших поселках и больших городах. В этом смысле Амстердам ничуть не хуже, чем лесная дорога. Удивительно, что ни машины, ни большие мотоциклы воздух не портят. Главные «вредители» - это маленькие мотоциклы, воняющие не меньше грузовиков, идущих по Ленинградскому шоссе. К счастью, их совсем немного, так что ругнешься, задержишь дыхание секунд на пять, и все опять в порядке.

Бельгийские и голландские ландшафты чем-то похожи на ландшафты средней полосы России – поля и леса, реки и озера. Едешь по дороге, а вокруг поля с лошадями, коровами и овцами, лес, небольшой город, и все сначала. Коровы большие, сытые и любопытные. Лошади в дождь закрыты попонами: иногда серыми, иногда полосатыми «под зебру», а иногда и вовсе в цветах национального флага. Попадаются даже олени.

Однако самое феерическое зрелище – это кролики и птицы – утки, чайки, аисты: неторопливые, на нас реагировали спокойно, без истерики. Однако если кролики встречались только в полях, то птицы были везде. Представьте, центр Гааги, высотки, королевский дворец, а через дорогу в парке на газоне сидит куча птиц. Никто их не трогает: люди сами по себе, птицы сами по себе.

Поверхность земли очень ровная. Высота, на которой мы ехали, колебалась от -15 до +15 метров, в основном – от -5 до +7 метров над уровнем моря. В результате я почти всю дорогу проехала на максимальной передаче. Единственное исключение – подъем на высоту 75 метров – прошел так плавно и незаметно, что, посмотрев на JPS, я просто не поверила своим глазам. Если бы Сережка заранее не отыскал этот подъем на карте, я бы подумала, что спутники сошли с ума.

Большая часть пути от Брюсселя до Гронингена прошла ниже уровня моря. Это не означает, что мы переезжали из одной лужи в другую. Дороги были такие же хорошие, как и на обратном пути, когда мы ехали выше этого уровня. Система насыпных дорог, водостоков в городах и каналов работала безотказно: даже после сильных дождей улицы городов не покрывались лужами и быстро высыхали на ветру.

Благодаря этой системе, мы насмотрелись на такие картины, которые мало где увидишь. Например, едешь по дороге вдоль небольшого канала, и понимаешь, что окрестные поля лежат ниже уровня воды. Тем не менее, на них растут растения, пасутся животные и ходит сельхозтехника. А вот еще: едешь вдоль канала, опускаешь голову и понимаешь, что метров на десять ниже под каналом проходит скоростное шоссе, по которому двигаются вереницы машин. Знаете, как интересно, когда корабли идут над машинами!

Каналы не только отводят воду, но и способствуют развитию водного транспорта. Хотя «водный транспорт» звучит формально и не описывает красоты лодок, яхт и грузовых кораблей, которые мы встречали почти каждый день. Представьте, обычный голландский городок, вытянувшийся вдоль канала: одно-двух этажные кирпичные дома, зеленые изгороди, цветочные клумбы, стриженые газоны. Перед некоторыми домами стоят автомобили, и почти перед каждым домом – небольшая лодка или яхта.

Яхты можно увидеть в любом месте: от небольших поселков до крупных городов. В городах даже интереснее: у берега стоят целые плавучие дома со столами, шезлонгами и цветами на палубе. Одни яхты «вылизанные», парадные; другие – «рабочие лошадки» - неприбранные и грязноватые. Однако на всех яхтах есть следы присутствия людей. Не то чтобы я никогда не видела яхт. Сегодня они встречаются в разных странах. Но почему-то огромные яхты в морских портах выглядят гораздо банальнее, чем эти небольшие кораблики, стоящие перед домом или плывущие над машинами среди полей.

102.Брюгге-Роттердам138.Гаага-Амстердам101.Брюгге-Роттердам
136.Гаага-Амстердам27.Гент-Брюгге175.Гронинген
172.Гронинген173.Гронинген174.Гронинген
Самое прекрасное зрелище - когда поднимаются мосты. Подъемных мостов в Нидерландах много. Они расположены на небольших каналах, где разрешен проход кораблей. Пока мосты опущены, по ним едут автомобили и ходят люди. Когда они поднимаются (а это происходит часто), то открывают дорогу кораблям. В этот момент выстроившиеся в очередь парусные яхты чинно, друг за другом вплывают под мост. В некоторых местах минут за 15 собиралось до десятка яхт. И вот мы едем по берегу, а рядом с нами проплывает «флотилия». Когда я увидела это первый раз, то, кажется, поняла, почему 300 лет назад Петр I выбрал Голландию.

Большие грузовые корабли ходят по широким каналам. Как правило, через такие каналы нет мостов, зато есть паромы. Они перевозят людей, велосипеды и машины. Стоимость парома зависит от ширины реки, в нашем случае она колебалась от 1 дот 1,5 евро на человека с велосипедом. Ходят паромы часто: доходят до одного берега, ждут несколько минут и поворачивают обратно.

109.Брюгге-Роттердам110.Брюгге-Роттердам111.Брюгге-Роттердам
Однако есть одно «но»: паромы не ходят по ночам. В людных местах они ходят с 6 утра до 10 вечера; в более тихих местах они заканчивают работу в 6 вечера и не ходят по воскресеньям. Знаете, как неудобно, когда ты сделал петлю в 10 километров и обнаружил, что последний паром ушел 40 минут назад, а завтра его вообще не будет. И теперь ты едешь еще двадцать лишних километров, чтобы добраться до моста, а то ночевать негде. Поэтому лучше планировать маршрут так, чтобы паромы не попадали на вечер и выходные дни.
Погода

Погода в Бельгии и Нидерландах сильно напоминает подмосковную. Несколько дней жарко светит солнце, потом несколько дней льет дождь. Правда дожди здесь посильнее: не успел спрятаться под деревом или под навесом - оказался мокрым с ног до головы. Хотя навесы тоже не всегда спасают: если дождь косой, то все равно все будет мокрым. Опытные местные жители либо не обращают на дождь внимания, либо возят с собой короткие, но крепкие дождевики. Чуть что,  одеваешь дождевик и едешь дальше. Чем севернее, тем меньше солнца и больше дождей. Сначала мы думали, что нам просто в этом году не повезло (в Москве, когда мы уезжали, тоже было холодно и мокро). Сережка спросил у служащего в кемпинге. Оказалось,  здесь так всегда («Зато, смотрите, сколько у нас зелени. Это не Испания, где летом все выгорает»). Так что хороший плащ будет не лишним.