Нидерланды / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Два человека, два велосипеда и маленькая палатка: летний велопоход по Бельгии и Нидерландам

19 июля - 10 августа 2017 г.
Где поспать и как поесть

Как в Бельгии, так и в Нидерландах много магазинов и кемпингов. Однако есть  специфика, которую лучше знать заранее.

Продуктовые магазины. В каждом даже небольшом городе есть, как минимум, один, а, как максимум, куча продуктовых магазинов. По обилию и качеству продуктов эти магазины существенно лучше большинства российских: сыры, колбасы, мясо, рыба, молочные продукты, овощи и фрукты, сладости – вкусно и в большом ассортименте. Обычная для Евросоюза ситуация: продукты не только местные, но и из других стран – преимущественно  Франции и Германии. Единственное, выбор круп небольшой, видимо их особенно не едят.

Большинство больших продуктовых магазинов входит в состав торговых сетей. На пути нам встретились четыре разные сети (вполне вероятно, что их гораздо больше). Однако тут возникает проблема: карты Visa и Mastercard принимают далеко не везде. Фактически мы обнаружили только одну сеть, где их принимают постоянно – это немецкий Lidl. В остальных местах приходилось расплачиваться «наличкой». В них принимали другие карты, которыми пользуются местные жители.

Еще одна проблема – это воскресенье. Бельгийцы и голландцы разумно полагают, что продавцы – то же люди, и у них должен быть выходной. Поэтому по воскресеньям большинство продуктовых магазинов закрыто. Лишь в центре довольно больших городов встречаются отдельные работающие магазины. Это означает, что продуктами на выходные лучше запасаться заранее, чтобы печально не стоять перед очередной закрытой дверью.

Кемпинги. Кемпинги встречаются часто и хорошо обустроены. В каждом кемпинге есть капитальный туалет и душ с горячей водой, электричество и обустроенная площадка для трейлеров и палаток. В нидерландских кемпингах часто бывает неплохой Интернет. В то же время, эти кемпинги можно разделить на две группы.

К первой группе относятся большие по размеру кемпинги. Как правило, в таких кемпингах есть всякие дополнительные возможности – свой магазин, кафе, бассейн, детская площадка и т.д. Однако нам такие кемпинги не очень нравились. Во-первых,  они стоят дороже: цена варьировалась от 20 до 25 евро за ночь для двух человек с маленькой палаткой (люди оплачиваются отдельно, палатка отдельно). Во-вторых, в таких кемпингах бывает шумно. В-третьих, такие кемпинги рассчитаны в основном на проживание в домиках и вагончиках, а значит места для палаток в них не всегда удобные. В-четвертых, в таких кемпингах, как правило, существует режим экономии воды. Это означает, что для получения воды Вам либо каждую минуту надо нажимать специальную кнопку; либо вода будет течь заранее оговоренное количество времени (5-6 минут); либо за воду Вы будете платить отдельно и по времени. Сережке хорошо – он при любых условиях моется за три минуты, а я - существо водное...

Ко второй группе относятся мини-кемпинги. Как правило, они расположены на территории хозяйств. Поэтому рядом могут быть поля и домашние животные, обычно овцы или коровы. Основной проблемой некоторых мини-кемпингов является запах этих самых животных. Однако нам такие кемпинги нравились намного больше. Во-первых, они стоят дешевле, от 15 до 18 евро за ночь с двух человек. Во-вторых, в таких кемпингах тихо. Большинство посетителей – это пожилые пары или, гораздо реже, семьи с детьми. Они ведут себя спокойно и рано ложатся спать. В-третьих, в таких кемпингах много места для палаток. В-четвертых, в них, как правило, нет режима экономии воды. В-пятых, в мини-кемпингах бывают общедоступные домики для проведения досуга. В них есть столы и стулья. Там можно поесть и позаниматься. И, наконец, в-шестых, в мини-кемпингах бывают мини-зоопарки: кролики, пони, ослы, олени, и все без клеток, просто за загородкой. Даже мне интересно покормить осла или погладить пони. Дети в таких местах «зависают» надолго.

Основная проблема кемпингов – это время работы. В кемпинг не попадешь круглосуточно. Одни кемпинги принимают посетителей до 9-10 вечера, другие закрываются в 6. Одни кемпинги работают всю неделю, а другие – только в будние дни. Конечно, люди там живут постоянно, но вот въехать в воскресенье или поздно вечером удается не всегда. Самое неприятное, что ты заранее не знаешь, как работает тот или иной кемпинг. Не у всех кемпингов есть сайты, не на всех сайтах указано время работы. По опыту могу сказать, что в мини-кемпинг попасть легче, чем в большой. Хотя… как карта ляжет.

Еще бывает, что в кемпингах нет мест. Мы так попались буквально в первую же пятницу, когда оказалось, что оба кемпинга, на которые мы рассчитывали, забиты до отказа людьми на машинах с бельгийскими, нидерландскими и немецкими номерами. В поисках следующего кемпинга мы проехали около 20 километров, чтобы обнаружить, что он закрылся час назад. Чудом в соседнем поселке нашли мини-кемпинг, и с тех пор старались попадать именно в такие места.

Может показаться, что мы – люди, которые не в состоянии ни дня пережить без электричества и горячей воды. Это не так: можем и не один день. Однако в Бельгии и Нидерландах у нас практически не было выбора. Страны плотно заселены. Небольшие города равномерно разбросаны по всей территории. Если в каком-то месте нет домов, значит там поля; если нет полей, значит каналы. Если и попадается свободная полянка в лесу, там не будет воды и т.д.

Единственный раз, когда мы ночевали вне кемпинга и гостиницы, случился с субботы на воскресенье. Кемпинг не принимал посетителей по выходным. Гостиница в ближайшем городке стоила 100 евро за ночь. В результате мы нашли пригородный парк, посередине которого стояла большая беседка. В этой беседке мы и поставили палатку. Представляю, какое недоумение мы вызывали у местных жителей, которые гуляли по парку с собаками. Правда никто не сказал ни слова, а мы честно убрали за собой весь мусор. Наверное, если задаться целью, можно обойтись и без кемпингов. Однако это будет сложнее, чем, например, в Испании, Франции или Германии.