ВТОРОЙ ДЕНЬ
26.07.11 БАТУРИНО – ТУРКА – урочище Песчаные бугры

Каша готова Каша готова
Миха проснулся первый, разжег костер, сварил кашу. Вторым из быстро накаляющейся на солнце палатки вылез я. Последним выполз Борисыч. Так, по всеобщему молчаливому согласию, была заложена традиция, соблюдавшаяся до конца похода.

Старт в 10.40. Выехали с мягкой полевой грунтовки на гравийную трассу и затряслись вперед в тихой надежде на асфальт. Вскоре надежда сбылась, но стоило лишь въехать в очередную деревню, как асфальт вновь сменялся разбитой гравийкой. Наконец деревни кончились, и мы покатили по довольно приличной асфальтированной трассе.

Около полудня легкий перекус блинчиками с голубикой на придорожном рынке. Впереди, чуть больше, чем в тридцати километрах, Гремячинск, сразу за которым нас ждет Байкал.
Парочка небольших перевальчиков, в которые я поднимался в одиночестве – оба лося упилили далеко вперед, оставив меня одного потеть под горячим солнцем.
Проехали поворот на Котокельское озеро – с дороги до него далековато, решили не заезжать.

В Гремячинске, изголодавшись по позам, слупили по несколько штук. Возле кафе двое парней из Улан-Удэ поинтересовались, куда мы едем. Про п-ов Святой нос, говорят, слышали, но сами там не были, впрочем, как и многие их земляки.
 Впереди, через пару километров по асфальту, Байкал.
И вот, вскоре после поселка, слева, между густыми сосновыми ветвями заблестела на солнце уходящая за горизонт водная гладь.

Начиная с этого места и дальше много съездов к Байкалу, по одному из которых мы и спустились на каменистый берег. Несмотря на множество отдыхающих, свободного места на берегу много. Мусор, конечно же, присутствует, но в небольших количествах.

Миха первым делом наполнил фляжку прямо у берега и сделал несколько глотков, чем шибко возмутил Борисыча. Подшутив над осторожностью Андрюхи, я проделал то же самое. Пить практически дистиллированную воду из ручьев, конечно, приятно, но отекать от нее гораздо менее приятно, а мешать ее с регидроном и того хуже. В байкальской же воде есть все нужные соли, а вкус у нее вообще класс.

Напившись и помочив ноги в холодной воде (температура едва ли дотягивает до десяти градусов), взгромоздились на велосипеды  и понеслись дальше. До Турки 25 километров.
Слева между деревьями ободряюще блестел Байкал, дорога с мерным гудением покрышек летела под колеса, и ехать было весело и приятно.

Впереди больше шестидесяти километров дороги вдоль Байкала. Лишь у Максимихи шоссе уйдет вправо, и озеро скроется от нас за сосновой тайгой.

На подъездах к Турке появились щиты с надписью: «Новая экономичская гавань», со стороны берега вдоль дороги потянулось ограждение. На въезде в поселок, перед мостом через реку Турка, слева от дороги, со стороны Байкала идет мегастроительство этой самой гавани. Про то, что значит «новая экономическая» нам объяснить так и не смогли.

Турка же в переводе с эвенкийского означает «омулевая дорога». По одноименной реке в августе-сентябре устремляются на нерест косяки омуля.

В Турке мной была замечена первая после Улан – Удэ (170 км) нормальная с виду автозаправочная станция. До этого попадались вдоль дороги две-три бензоколонки весьма сомнительного вида.
Через 4 километра после поселка свернули с шоссе на старую дорогу  и выехали к урочищу Песчаные Бугры. Палаток много, но свободное  место найти несложно. Берег каменистый, мусора нет.

До заката еще пара часов. Солнце клонится все ниже, освещая мягким предзакатным светом слегка волнующийся Байкал, остров Ольхон вдали и причудливые прибрежные камни, формой напоминающие зверей. За этими камнями, блестя на фоне водной ряби, стройно проплывают байдарки.

В поисках места стоянки проехали почти до конца грунтовой дороги и встали вдали от отдыхающих.
N 52°58.293`
E 108°15.145`
 Пока Борисыч ставил палатку, Миха разжигал котер, а я занимался не менее важным делом - купался в холодной воде, подошли двое мужичков. Из У. У., постоянно сюда приезжают – места, говорят, хорошие. Дальше этих мест не ездили и не собираются. Один из них, авторитетный подвыпивший мужичок лет шестидесяти пяти, рассказал мистическую и трагическую историю про Байкал. Вообще, существует много легенд, а может и не легенд, приписывающих озеру и его таинственным обитателям сверхъестественные свойства.

- …есть там инопланетяне. Президент Бурятии еще перед спуском глубоководных аппаратов, ну этих, по телевизору про них показывали. Так вот, президент сказал, что, возможно, на дне Байкала мы встретим инопланетную жизнь…

- А то вот еще,- лицо нашего собеседника становится серьезным, он поворачивается и смотрит на усиливающиеся волны,- чиновник от обороны, забыл его фамилию… Он внимательно посмотрел на меня, будто я мог помочь ему вспомнить фамилию чиновника.

- Ну, да не важно. Чиновник этот докладывался, что во время учений на Байкале спецслужбы понесли серьезные потери. Как именно это произошло он, понятное дело, не доложил. Но народ-то знает. В разгар этих самых учений из-под воды всплыли огроменные трехметровые мужики, положили весь спецотряд и снова ушли под воду. Так-то вот. Ладно, вот вам, ребята, гостинцев – картошки, огурчиков, хлеба немножко. А мы пошли. Удачи вам, ребята.

С Байкала подул холодный ветер. От солнца осталась лишь красная полоска на горизонте, в свете которой озеро казалось бескрайним и загадочным.

Возле костра под сосновыми ветвями тепло, светло и уютно.

За день проехали 97 километров.