Ангарский пер.- Южный Кулуар Эклизи (2А) - пещ. Хобази-Хосар (1) - пещ. Учунжу-Хосар (1) - траверс пещ. Азимутная - Вялова (2А) - кул. Форточка (1А) - Ангарский пер.

Идея

Вот как все начиналось. Узнал я уж не помню через каких знакомых, что Димка организовывает на 8 марта небольшой походец на Чатырдаг. И тут же напросился к нему - очень уж душевная компания собралась. Планировалось пройти Южный кулуар Эклизи (2А), и Дима попросил меня поруководить мероприятием. Тут же я вспомнил наш январский спелеовыезд и предложил полазить по пещерам и пролезть таки траверс Азимутной - Вялова. И позвал с нами участника того мероприятия Саню Павлова. После некоторых флуктуаций состав группы определился - 3 парня и 3 девушки, все с опытом как минимум, горной тройки. Эх, не группа - мечта...
Дорога

В Крым ехали стандартно - на 28 поезде до Симферополя. Зарегистрировались в КСС, доехали на троллейбусе до Ангарского перевала.
Дорога до поляны и источника Саурган идет траверсом вокруг верхнего плато Чатырдага. От нее на плато можно подняться по тропе через Буковую поляну, но нам легкие пути не нужны. На Саурган приходим примерно в момент, когда становится темно. Быстро ужинаем и ложимся спать - завтра предстоит ударный день,
Южный кулуар Эклизи

Кулуар Эклизи Южный Правый Кулуар Эклизи Южный Правый
Закат 8 марта Закат 8 марта
Мы Мы
Утром встали и вышли не слишком рано. Снега на склоне было мало, кошки даже не доставали.
Сначала все шло по описанию: дошли до ключа - скального сброса высотой метров 7, я вылез (лазание 3-4 к.с.) с нижней страховкой, сделал станцию на дереве. Народ поджумарил, я спустился и забрал свой рюкзак. Дальше идем по некрутой сыпухе и снежнику. И тут снова я решил не искать легких путей :) Эх, как ни запоминай описания, все равно стОит иногда в походе смотреть на заготовленные фотки и сравнивать их с реальностью... В общем, я решил, что идки направо по удобной косой полке - банально. И мы полезли по скалам налево. Обернулось все это еще тремя веревками по 50 м где-то троечного лазания плюс небольшой кусок по снегу. Все бы ничего - лезть было интересно - только уж больно камнеопасно, как показалось, так как пришлось идти по узкому желобу, куда могли сыпаться камни, например из-под ног находящихся сверху. Поэтому вешали по одной веревке и собирались все на станциях. На крутых участках успешно применяли нашу новую скальную тактику - подтягивание сверху рюкзаков, одетых на участниках. Вздохнул с облечением только когда Илонка последней вылезла на 3-ю станцию почти у края яйлы. Дальше уже безопасно - 10 м по снегу и мы на вершине Эклизи. Немного отдыхаем, обзваниваем всех знакомых женщин - сегодня 8 Марта! Любуемся закатом.
Однако, сегодня еще надо спуститься на нижнее плато. Идем часа полтора, спускаемся, упираемся в лес, где снега по колено. Нет, на сегодня хватит! Становимся лагерем у края леса, разжигаем на камне костер... С Праздником, дорогие девушки!
Пещеры

Хобази-Хосар Хобази-Хосар
Утречком встали и дошли до нашей первой пещеры. Хобази-Хосар, или Снежный колодец представляет собой вертикальный колодец глубиной 45 м, стенки которого покрыты льдом. Лазили в кошках - вот где они понадобились! У самого дна колодца застряла огромная груда бревен, вмороженных в лёд - они образуют как бы крышу грота. Везде капает вода, так что вылазишь наверх слегка подмоченный :) Пока народ по двое лазит в пещеру, те, ко наверху, готовят обед. Встречаем группу наших друзей под руководством Коли Вихтюка.

Закончив со Снежным колодцем, идем к основной нашей спелеологической цели - комплексу пещер Вялова. Я здесь уже был пару месяцев назад, тогда мы спускались в пещ. Вялова. Сегодня планируем пролезть траверс Азимутная - Вялова. Прийдя на закате на знакомую полянку в лесу, обнаруживаем, что мы тут далеко не одни. У кострища стоят пустые палатки, в обе пещеры уходят веревки :( Вдруг видим приближающиеся фонарики. Оказалось мы в очереди даже не вторые, а третьи - знакомимся еще с одной компанией - тоже из Киева. У них тоже в планах траверс, при этом их аж 9 человек. Впрочем, договариваемся с ними идти во встречных направлениях и навесить друг другу веревки на подъем. Но ведь надо еще дождаться выхода тех ребят, что в пещере. Эх, ну да ладно, здесь ведь еще есть Обвальная, Учунжу-Хосар. В последнюю нам рекомендовали сходить наши новые знакомые. В итоге четверо из нас спустились в эту самую Ёлочку, как она называется в переводе на русский. Внутри горизонтальная галерея и большой зал с красивыми сталагмитами и натеками. Пещера очень понравилась, и мы уж решили позвать двоих оставшихся наверху девушек, захватить гитару и устроить в пещере праздничный ужин с песнями. Однако, поднявшись наверх, я обнаружил, что из пещеры Вялова поднимаются люди. Нужно было срочно готовиться к траверсу, и я позвал всех всех наших наверх, а сам познакомился с поднявшимися спелеологами, ребятами из Днепропетровска и проконсультировался с их руководительницей, Лилей. Затем были сборы и ужин на скорую руку. Посовещавшись с другими киевлянами, решили, что мы спускаемся в Азимутную, а они - в Вялова.

Наконец-то спускаемся. Берем 4 веревки - 50м, две по 15м и одну 100 м - отдолженную у киевлян. Азимутная начинаеся узким лазом и крутонаклонной галереей длиной метров 15 - бросаем короткую веревку. Далее на двух шлямбурах станция и спуск почти "на выдохе" в корокий узкий вертикальный колодец, после чего оказываешься свободно висящим посреди огромного зала. Рядом большущий красивый натек-сталактит длинной метров, наверно двадцать. Спустившись от станции метров на 30, замечаю на ближней стене зала полку с колонной - сталагнатом. С трудом дотягиваюсь ногой до стенки и по чуть-чуть раскачиваюсь, в конце концов, хватаясь за колонну и оказавшись на полке. Здесь есть спиты, но за неимением спелеологической снаряги делаю станцию петлей за колонну. Зову Илонку с Саней. Как объяснила Лиля, дюльферяю метров на 15 от колонны и закачиваюсь по стенке на большую полку, креплю веревку на большиом камне. Здесь застряла огромная, упавшая со сводов пещеры глыба. Остаток стометровой веревки бросаем вниз и спускаемся до дна доступной нам части пещеры. Там лужа и в общем, ничего интересного, но в углу видим узкий, уходящий вниз меандр. На вид непроходимый, но кто его знает... Возвращаемся на полку - путь в пещеру Вялова лежит оттуда. Поднмаемся по крутому глинистому склону, далее идет короткий крутой спуск, к озеру. Тут можно спуститься лазанием, но довольно стрёмно, поэтому вешаем короткую веревку. Я решил ее здесь так и оставить - для последователей. Затем пролазим под большим камнем и идем налево и вниз - здесь начинается шкуродёр в п. Вялова - извилистый глинистый ход, где передвигаемся ползком. Здесь первым идет бывавший в Млынках Саня, как более опытный в таких делах Единственное относительно трудное место - практически на выходе. Затем ход расширяется, спускаемся по наклонным плитам и оказываемся п. Вялова в том зале с надписями, куда долезли двумя месяцами ранее с другой стороны. Гм... а где же наши коллеги? Ладно, пока лазим с Саней в колодец еще ниже - он заканчивается небольшим залом с парочкой очень узких ходов. Похоже, мы тут облазили все что в наших силах. Вылазим в предыдущий зал, пролазим короткий узкий ход и добираемся по горизонтальному проходу до немного стремного места, где нужно лезть пролезть вверх по короткой стеночке, стартуя с полки на краю ямы глубиной пару метров. К счастью, здесь уже навешена веревка идущими навстречу. Хотя самих их не наблюдается... Далее идем по просторному залу с ручейком и вылепленными посетителями скульптурками, где и встречаем наших знакомых. Оказывается, они, оценив нужное для прохождения при их скорости время, решили вернуться. Для этого нужно было прожумарить две веревки: сначала первую по скользкому крутому склону метров 30, затем вторую - по склону, а затем по вертикали. Последующие часа полтора мы стояли в очереди :( Наконец, мы поднялись на поверхность, выбрали веревки, глотнули чайку и пошли спать. Уже светало. Фуф...
Спуск

Сусанин Сусанин
Форточка Форточка
Идиллия Идиллия
Подснежники Подснежники
С трудом поднявшись после недолгого сна, мы сгребли наши измазанные вещи, перекусили, попрощались с нашими знакомыми и ломанулись на восток :) Кулуар Форточка расположен примерно у начала подъема на верхнее плато Чатырдага, мы без труда его нашли. Отсюда открывается красивый вид на Демерджи, Алушту, а также на Ангарскую стенку и Холодный Кулуар. Последний кажется нереально крутым, хотя, побывав там, убеждаешься в обратном :) Наблюдаем цепочку поднимающихся по Холодному туристов. Спортсмены - снег-то раскис, солнце высоко... Ну да ладно, у нас своего снега хватает - жалею, что "фонарики" не надел. Зато ботинки от пещерной глины отмылись. А внизу... Такого обилия подснежников еще в жизни не видал! Устроили привал и забалдели. Дальше троллейбус, поезд, Киев... Так интенсивно и насыщено в жизни еще не отдыхал! Чего бы дальше придумать... :)