Типы островов по происхождению

Первое, с чем надо определиться – какой тип острова вам нужен? Они ОЧЕНЬ разные… Речь пойдет об океанических островах – то есть одиноко стоящих посреди глубокого синего океана и никогда не имевших ничего общего ни с одним континентом. Впереди немного занудства – может, и не столь интересно читается, но кому-то может очень здорово помочь с выбором. Островов в общем и целом три типа:

-Вулканический остров. С этого всё и начинается – под водой на глубине несколько километров извергается вулкан, который при определенном нашем с вами везении вырастает до самой поверхности и выше! Получается остров… Почти сразу вокруг него начинает расти коралловый риф, а сам остров начинает потихоньку размываться дождями и опускаться под воду. Но процесс этот долгий – на миллионы лет, поэтому кольцо коралловых рифов обрамляет постоянно растущую неглубокую лагуну, посреди которой высятся лавовые пики потухшего (или еще нет) вулкана. Вулканическая почва очень плодородна, а высокие отвесные скалы ловят низкие океанические облака, заставляя их проливаться дождем - поэтому растительность на таких островах, как правило, очень буйная. Частенько это настоящие джунгли, как в книжках «про пиратов». А вот пляжи могут разочаровать – темный песок, мутноватая вода из-за стока ручьев и рек.
Плюсы такого типа островов – как правило, на них отличный треккинг (если есть тропы) и очень красивые виды с гор, которые могут достигать высоты нескольких километров! Растительность интересно меняется по высотным поясам и видимость зачастую космическая из-за очень чистого воздуха. Еще один плюс – как правило, из-за плодородности земли и моря такие острова поддерживают значительные коммьюнити локалов и в результате на них несложно и недорого добраться, в частности, самолетом.
Минус вытекает из предыдущего плюса – учитывая, что центральная часть таких островов неизбежно занята крутыми горами, плотность населения на прибрежной полосе может неприятно удивить. Про пустынные пляжи, тянущиеся на много километров, можно практически забыть – хотя свой кубометр песка вы всегда найдете, конечно… Это по-любому не Анталия в августе.
Второй минус – это сами пляжи. Их мало и они в основном с темным песком, но чем старее остров, тем больше хороших пляжей с белым коралловым песком. Оптимальный возраст острова, как я понял – от 5-7 миллионов лет. Тогда скалы еще высокие, а значит интересные, но песок уже белый и его много. На молодых (до 1 миллиона лет) островах с «живым» вулканом пляжей может не быть вообще – океанский прибой с пушечным грохотом херачит в десятиметровую лавовую стенку. Тоже красиво, но не «Баунти»…
Основные примеры таких островов: Раротонга (Острова Кука), Таити (Фр.Полинезия), Гавайи (США), Уполу и Савайи (Самоа), остров Пасхи (Чили).

-Коралловый атолл. Это и есть то, о чем мечтают долгой зимой жители северных стран – бирюзовая вода, белоснежные песчаные косы с пальмами, склоняющимися к самой воде… Технически это памятник на месте почившего в бозе вулкана – за десяток миллионов лет скалистое сердце острова размыло дождями, оно опустилось в океан, но риф, его обрамляющий с самого начала, все время рос вверх, тянулся к солнцу и образовал кольцевую стенку вровень с уровнем моря. Эта стенка повторяет контуры вулкана – каким он в молодости появился из-под воды. Внутрь стенки волнами накидало обломков коралла и песка, так что получилась типа сковородка на вершине подводной вулканической скалы, где дно – это центральная лагуна глубиной 2-10 метров с бирюзовой водой, а бортики – цепочка песчаных и галечных островков-моту, поросших кокосовыми пальмами. Собственно, кроме кокосовых пальм там почти ничего и не растет – почва очень бедная и засолённая. Поэтому на суше там делать нечего – только лазить по колючим кустам и шугать сухопутных крабов и гнездящихся морских птиц… Зато вода классная – тихая и теплая (в лагуне), прозрачная (за рифом).
Плюс у такого острова всего один – в идеальном варианте это реальный Эдем, каким его себе представляют жители наших широт. Особенно, если ты живешь на полном пансионе в отеле…
Минусы вытекают из самой природы острова – низкий его профиль (2-5 метров над уровнем моря) не может обеспечить улавливание из облаков достаточного количества влаги и в результате пресная вода – постоянная и очень серьезная проблема! Бедная почва ограничивает рацион дарами моря и кокосовыми орехами – все остальное привозное (зачастую за 3-5 тысяч км) и дико дорогое.
Еще одна проблема на населенных атоллах – земля. Её не хватает… Островки маленькие и суммарная площадь суши на островной территории размером с Германию может составлять всего несколько десятков квадратных километров. В результате на самых населенных тихоокеанских атоллах (куда, собственно, только и летают самолеты «с Большой Земли») плотность населения достигает совершенно диких величин. Я читал про один атолл, где многочисленным свиньям просто не хватает места на песке островков-моту и они вынуждены жить на рифе!!! А во время прилива они забираются на специальные плотики… Вряд ли свиньи на плотах перед вашим бунгало вписываются в стандартный образ «Баунти».
Малонаселенные атоллы в Тихом Океане, конечно, существуют, но из-за малочисленности их населения (сотня-другая человек) до них уж больно сложно добираться – регулярные самолеты туда почти не летают, ходят только редкие и нерегулярные лодки. А на самих островах практически отсутствует какая-либо туристическая инфраструктура, зато присутствует местное население, которое еще непонятно как к вам отнесется... Конечно, есть и полностью необитаемые атоллы со всеми атрибутами рекламного плаката! Но до них реально добраться только на океанской яхте или оплатив чартер вертолета. Да и при этом все не так просто – многие такие атоллы имеют статус заповедников с ограниченным въездом… Интересным вариантом мне лично представляется вот что: www.pacific-expeditions.com - но такой трип явно требует запаса времени и денег.
Скажу честно – я для себя пока не нашел в Тихом океане ни одного «классического» кораллового атолла, который совмещал бы в себе недорогой и надёжный авиаперелет хотя бы из регионального хаба, разумные цены на проживание и питание и, главное, невысокую плотность населения! Будем искать…
Примеры атоллов: все острова государств Кирибати, Тувалу, Токелау, Маршалловы Острова.

-Макатеа. Это последний этап эволюции океанического острова – поднятый тектоническим сдвигом коралловый атолл. Такие острова – самые старые, их возраст может достигать 30 миллионов лет! В результате локального землетрясения атолл с его идиллической лагуной может враз подняться из воды метров на 20-25 – и вся его «сковородка», включая дно лагуны, окажется над водой! И прибрежный риф тоже окажется над водой и начнет разрушаться ветром и волнами, образуя почти непроходимую чащу каменных шпилей и острейших лезвий трехметровой высоты, прорезанных глубокими ущельями и пещерами и увитых густой растительностью. Это и есть самая прикольная часть острова! Смотрится это и вправду очень необычно – типа каменный лес, вот только падать при таких прогулках крайне не рекомендуется. В какой-то мере этот необычный прибрежный пейзаж компенсирует полное, как правило, отсутствие на таком острове пляжей… Это не значит, что там нельзя купаться – во-первых, многие ущелья и гроты заполнены чистейшей тихой водой с мириадами рыб и крабов, во-вторых, отсутствие лагуны позволяет на подветренной стороне острова сноркелить прямо у внешней стенки рифа, в десятке метров от уреза воды. Прозрачность воды на макатеа офигенная – в отсутствие стока рек (почва пористая и весь дождь мгновенно впитывается) и песчаного намола с рифа там просто нечему образовывать взвесь!
Плюсы макатеа – они редко бывают перенаселены (за исключением Науру). Народу там живет как раз достаточно для того, чтобы поддерживать стабильное авиасообщение, но давки нет. А прибрежная полоса так вообще пустая, т.к. народ в основном живет на бывшем дне лагуны в глубине острова и растит там всякую хрень типа кокосов, таро и нони. Любоваться закатами на океане можно в одиночестве!
Минусы – отсутствие пляжей и скучная внутренняя часть острова. Короче, этот тип острова - о-о-очень на любителя! Меня вот лично прикололо – но один раз.
Примеры макатеа: Ниуэ (Ниуэ), Атиу (Острова Кука), Науру (Науру), Макатеа (Фр.Полинезия)

Из этого краткого описания может сложиться ощущение, что жоППа везде и нет на земле счастья… Но оно есть! Помимо трех основных типов островов есть и промежуточные варианты – и вот на них-то и стоит обратить самое пристальное внимание.

Перед тем, как превратиться в атолл, вулканический остров долго цепляется за жизнь. Последними под воду уходят сердцевины вулканов, образованные самой твердой и устойчивой к эрозии породой. Может случиться так, что они останутся занимать лишь 10-20% территории бывшего острова (а остальное будет занято лагуной и коралловыми островками), но будут достаточно высокими, чтобы задерживать облака и решить проблему пресной воды. И плодородной земли… В таком случае все местное население со своими курами и свиньями будет жить на этом вулканическом останце, а почти сформировавшаяся идиллическая лагуна останется на откуп пришельцам из северных широт! Ну разве что аэропортик на ближайшем моту построят, чтобы регулярно принимать винтовые Саабчики, АТРы и Эмбраеры с главного острова архипелага – что нам и требуется! Нам там чартеры на Ил-86 и не нужны, правда?
Такие острова могут быть и внутри кольцевого рифа стареющего главного острова – если он когда-то имел несколько вулканических центров. Тогда маленький вторичный вулкан будет иметь как бы свою дочернюю лагунку, а до самого останца этого вулканчика и окружающих его моту можно будет за пару-тройку часов доплыть на катере с главного острова. При этом сам неромантичный главный остров – сердцевина большого вулкана - с большим аэропортом и шумными городами может едва лишь маячить на горизонте, ничем не нарушая уединения на настоящем острове Южных Морей…
Плюсы таких островов по сравнению с «классическим» атоллом – при наличии поблизости незаселенных красивых моту у вас решается разом проблема жилья (вы можете тусовать на главном острове и ездить на экскурсии к моту, а можете жить на моту, но чуть подороже), еды – рядом есть центр снабжения в виде поселка, и транспорта – регулярно летают самолеты. Пляжи, как правило, имеются в изобилии на любой вкус – и это плюс по сравнению с молодым вулканическим островом - хотя до некоторых и надо ехать на катере. Сам останец зачастую предполагает некий хайкинг (не Бог весть какой, естественно, но рассвет-закат можно встретить).
Минусы – эта идея озарит не только вас… Поэтому, хоть местного населения на таких островах и немного, искатели «потерянного рая» присутствуют там в значительных количествах! Они создают спрос и зачастую взвинчивают цены на такой «компромиссный рай без отрыва от цивилизации».
Примеры островов с большой лагуной и вулканическими останцами: Айтутаки (Острова Кука), Бора-Бора (Фр.Полинезия), Ясава и Маманука (Фиджи)

Как определить, какой тип у выбранного вами острова? Тут ваши главные помощники – Wikipedia и Google Earth! Как правило, информация англоязычная, но она есть – так что ваш остров перестанет быть котом в мешке и вы начнете понимать, что от него ожидать!