Летопись (автор - Звонников Вячеслав) 
Справочные сведения

Место проведения
Карелия, бассейн рек Охта, Кемь

Сроки проведения
С 2 августа 2010 года по 18 августа 2010 года. 16 дней.
Активная составляющая с 3 августа 2010 года по 17 августа 2010 года. 14 дней.

Подробная нитка маршрута
Заброска:  г.Рыбинск – а/м – г.Вологда – ж/д – г.Беломорск
Маршрут:  г.Беломорск – а/м – д.Кевятозеро – оз.Кевятозеро – р.Охта – оз.Муезеро – р.Охта – оз.Юляозеро – оз.Ригорека – оз.Алозеро – р.Охта – оз.Лежево – р.Сред.Охта – оз.Воронье – р.Ниж.Охта – р.Кемь – Подужемская ГЭС – а/м – г.Кемь
Протяженность активной части маршрута 157 км.
Выброска:  г.Кемь – ж/д – г.Вологда – а/м – г.Рыбинск
Обзорная карта региона с указанием маршрута в фотоальбоме "Карта маршрута".

Определяющими препятствиями маршрута являются следующие пороги на реке Охта
·  Хемег (2-3кс)
·  Кивиристи (3-5 кс)
·  Тютерин (3-4кс)
·  Охта-порог (3-4кс)

Способ передвижения
4 двухместных катамарана (www.treks.su: 3 судна Стерх-2 (1300 л), и одно судно с меньшими по диаметру баллонами и водоизмещением (700-800 л) на сайте его нет).
Летопись (автор - Звонников Вячеслав)

Автором летописи является Звонников Вячеслав, летопись откорректирована – исправлены названия озер и времена событий,

добавлены комментарии, ноавторский стиль оставлен без изменения.


Летопись, Охта 2010

ну мы же не ищем легких путей


2 августа, понедельник
До Вологды мы поехали на «обычной Газели» 8 рюкзаков, 2 сумки с катами, несколько продуктовых сумок и конечно же 8 человек без особых проблем влезли, хоть и не с первого раза, в эту машину. Опыт «Мсты» пригодился. До Вологды доехали без проблем, погода порадовала – было не жарко и дождя не было… Но как только мы собрались грузиться в поезд начался хороший дождь. Рюкзаки оказались в лужах. Поезд минут на 30 задержался, т.е. тупо не выезжал из Вологды. Но, как только мы собрались заводить локомотив с толкача, поезд тронулся.

3 августа, вторник
В Беломорск приехали в 12-20, через 10 минут загрузились в уазик с прицепом и поехали на Кевятозеро. В 15-40 приехали и целых 5 часов собирали катамараны и шмотки по гермам, но все равно умудрились сделать день ходовым. Прошли полтора часа… Берега везде болотистые и мха по колено, так что серьезные проблемы со стоянкой. Встали на месте бывшей ЛЭП.
Команда сбитая и хоть и без дежурств, го каждый знает что делать. Быстро приготовили покушать. Рыбаки пробовали кидать спиннинг, но рыба так просто не сдалась. И все бы было хорошо, полночь можно уже было ложиться спать. Но добрый ЗавХоз предложила по играть в якобы веселую игру «МПС». По сути играла одна Рита. Но пока она не отгадает - нельзя было уйти спать. Через четыре часа злые как черти легли спать. Люди если вам вдруг предложат поиграть в МПС, знайте это ## цензура ##.

4 августа, среда
Командир разбудил через четыре с половиной часа, почему то не веселые, да и не выспавшиеся начали собираться. Через три часа встали на воду. Через час вошли в Верхнюю Охту. На воде очень скучно – плесы на реке и озера… Спасали только водные лилии, красивые такие белые цветочки. Наш экипаж начал проходить импровизированную трассу, огибая эти цветочки. На пол часа спасает))) а затем нужна новая доза)). Рыбаки начали рыбу ловить. 5 окушков – очень не плохо для первого дня.
В 14-25 встали ноги размять перед треугольным озером. В три часа двинулись дальше. Опять душно – плесы и озера. Но в те редкие пороги или шиверы, наш экипаж извлекал максимум удовольствия – проходили самые первые, без проблем, и тупо смотрели как другие садятся на камни. Но в местечке перед Кукомозеро огребли много счастья))) Очень Нюхчу напомнило… Пришлось делать проводку. Матрос завхоза, честно, до последнего, с одной тапкой в руках, пыталась догнать свой катамаран. Но не смогла… Пришлось нам ее подбросить. В 16-15 встали минут встали на перекус. Через 45 минут двинулись дальше. В 17-53 наш экипаж позорно потерял флаг проходя под мостом.
В 18-40 дошли до порогов перед озером Муезеро, пройдя их без особых проблем, встали на ночевку через 30 минут. Пожарили первую рыбу, но после ужина она не особо пошла…

5 августа, четверг
Командир велел мне дудеть подъем в трубу в восемь утра, хотя еще до этого большая часть команды проснулась. В 9-50 уже встали на воду. Наш третий ходовой начинался с Муеозеро. Шли до острова Троица, ветер дул в правую гандолу. Через 50 минут дошли до острова. На нем очень хорошо сохранились деревянная церковь 1602 года построения,
Часовня 1672 года. Посмотрев на эту красоту через 35 минут поплыли дальше. Как только мы обогнули остров и ветер стал нам в спину и за 50 минут мы долетели до «Гнилой охты». Ветер еще с километр ходил за нами даже при поворотах реки. В 12-25 рыбаки решили половить, остальные три экипажа сцепились и загорали полчаса. В 14-20 дошли до небольших шиверок, нашли первую маленькую бочку, и начали в нее лазать… Рыбацкий экипаж к третьему ходовому дню уже очень даже не плохо сгребся. Шиверы прошли красиво и без проблем.
В 14-40 прошли все шиверы в «Гнилой Охте» и встали на перекус. Вдалеке увидели группу плановиков, позвали их, подудев в горн. К нам приплыл их каякер. Я попросил у него его посудину, сделал эскимос, и довольный отдал обратно.
В 15-40 двинулись дальше и через час началась совсем «Тухлая Охта»... Болото болотом. Рыбаки решили ловить на дорожку, но нам все равно приходилось их постоянно ждать, потому что дофига рыбы ловилось...
В 18-40 мы вышли из «Тухлой Охты» в Юляозеро, ветер попутный, так что долетели до стоянки минут за 10. В полночь отбой.

6 Августа, пятница
Командир проснулся полвосьмого и начал спокойно варить кашку. Ровно в восемь утра велел мне трубить подъем... Все кроме завхоза проснулись, но ее даже взрыв ядерной бомбы не разбудит.
В 10 минут одиннадцатого вышли со стоянки.
К 11-ти пришли на озеро Ригорека, по правому берегу очень трудно не заметить большой Крест – оказалось «место памяти туриста»... Стало немного грустно... Рыбаки ловили рыбу на дорожку, из-за чего слегка отставали. А наш экипаж очень не любит ходить медленно.
К 12-ти все вместе собрались на западном мысе. Нам вручили рацию, и было сказано выходить на связь раз в 10 минут. И мы уже спокойно могли уходить вперед. Дошли до плотины между озером и Охтой. Сунулись было в правую протоку – проводка без вариантов, очень сильно мне Нюхчу напомнило.
В 12-50 подтянулся командир с командой, и наш экипаж двинулся посмотреть на левую протоку. Неплохая шивера, воды хоть и мало, но можно и чисто пройти. Вышли на связь и обрисовали командиру ситуацию, и они двинулись к нам. Все вместе осмотрели шиверу, но честно говоря, зря это сделали, шиверы нужно ходить с ходу. Решили, раз уж сделали осмотр, то и устроим фотосъемку прохождения и по этой причине первым пошел командирский экипаж. По плану – должны были пройти плотину и сразу зайти в правый противоток... Но не успели повернуть из-за чего улетели прямо и сели на гряду камней. Пришлось командиру выйти с катамарана и проводить его до струи. Такую ситуацию мы назвали пенальти. Ситуация когда посудина присела на камень и задержалось на нем больше секунды – Фол.
Следующими пошли мы с Ромой. Прошли платину, повернули на право, но все-таки один фол получили, немножко не успели. Оставшуюся часть шеверы прошли чисто.
Рыбаки же пошли третьими. Прошли очень красиво. Во время повернули на право. Но получили фол на выходе из шеверы. Ну и девчонки))) Явно слили эту шеверу и  по сидели на всех камнях, хотя без пенальти)))
в 13-50 пошли дальше. Через 25 минут дошли до следующей шиверы. Прошли без проблем.
В 15-15 Встали на перекус после порога Немес. Через полчаса двинулись дальше.
В 18-00 вышли из Охты в озеро Лежево, наш экипаж двинулся по быстрее, занимать место для стоянки. Разогнались так, что сделали байдарашников. Через 50 минут нашли местечко на левом берегу, напротив одноименной деревни.
В 19-20 подошел последний рыбацкий экипаж с половиной мешка рыбы. Поужинали и около часа ночи легли спать.

7 августа, суббота
В 8-10 командир велел трубить подъем.
Ровно через два часа вышли со стоянки. Ветер в спину, но кат все же немного крутило в право из-за чего правый чел гребет, а левый отдыхает. Вследствие этого девчонки сильно отставали. Командир велел нам с Ромой рассадится и взять по девушке в экипаж... Несмотря на это мы с Ромой все равно шли быстрее всех, хоть и на разных катамаранах.
В 12-30 дошли до Средней Охты. Река встретила нас мелью, но пройти – возможно. Хотя на самом деле река говорила – ребят если уже здесь мель, то может не нужно соваться дальше... Но мы хотели увидеть порог Кехань...
Обнося или делая проводку везде, где должны были быть шеверы или перекаты, к пяти часам мы дошли до этого порога. Почему то воды в нем не было... Странно, ведь нам ничего об этом не говорило. Очень интересная, по этой воде, вторая ступень порога. Шивера длинной около 100 метров и шириной 2 метра. С целой кучей камней по всюду. Но наш экипаж умудрился ее пройти даже без фола... третья ступень, по этой воде, ходима в прямом смысле этого слова. Порог мы шли полчаса... По плану мы собирались делать здесь дневку, но делать на этом пороге нечего и поэтому мы двинулись дальше... 
Река снова превратилась в «Тухлую Охту». Ветер постоянно в лицо. Сил уже практически не оставалось... Нашли рыбацкую стоянку уже на выходе в воронье озеро. Правда, до нее 20 метров по болоту. Благодаря этому дню мы сэкономили два дня. В час отбой.

8 августа, воскресенье
Общий подъем в 11 утра
В 13-10 вышли со стоянки. Минут через 10 увидели ларек на левом берегу вороньего озера, а напротив него отличную стоянку на острове. Запомнили и пошли дальше в поисках острова добрых духов. Почему то на карте нет такого острова, и мы предположили, что это сосновый остров, ан нет)) Соседний с ним.
Мы были на острове добрых духов около двух часов, но даже суток не хватит, что бы оценить глубину упорства креатива и фантазии, с которыми там все это создавалось.
Встали на дневку на острове напротив ларька.

9 августа, понедельник
Подъема не было, но к 11 все уже сами повылезали из палаток. Решили топить баню, но на нашем острове нет дров. Поплыли на близлежащий остров, просто рай для туриста. Очень очень очень очень много дров.
Привезли парочку сухих елок и сосен на наш остров и спокойно стопили баню.
Слишком спокойный день. Вообще ничего интересного не происходит. Скорей бы уже пороги.

10 августа, вторник
Честно, стыдно, но я проспал из-за чего общего подъема не было... Завтрак был готов в 8-20 я же вылез только через 10 минут.
в 10-50 ушли со стоянки. Наш экипаж уходил последним. Мы дали всем фору. Рома раздобыл парусину в виде тента и приспособил ее к нашему катамарану. Как оказалась очень удобная штука. Рома парился с парусом, я рулил. Мы не только быстро отыграли фору, но и первые пришли на плотину на выходе с вороньего озера и еще около 10 минут ждали пока все подойдут. На другом берегу увидели группу  второпях шивших свой катамаран, и как то без осмотра идти эту плотину расхотелось. Командир сплавал к ним и узнал, что слева на струе торчит большой гвоздь и лучше бы держаться права.
К 12-ти все экипажи прошли плотину и шиверу за ней и вылились в Корниозеро. К часу дошли до порога Пичепорог, причем, прочитав описание, где сказано, что левая протока это длинная узкая Шивера, а на правой протоке, на карте, был обозначен сам порог, мы и решили идти по правой протоке. Оказалось - широкая шивера, но с тотальным отсутствием воды... Благодаря нескончаемому упорству нашего экипажа мы прошли ее ни разу не слезая с катамарана, но мы закладывали абсолютно невозможные маневры, особенно по этой воде. Остальные проходили шеверу пешком.
В итоге вся команда собралась после шиверы через полчаса. Решили устроить перекус.
В два пошли дальше, через пол минуты увидели парочку не плохих стоянок и увидели выход левой протоки порога. Решили прогуляться вдоль нее вверх по течению. Оказалось, что на левой протоке гораздо больше воды. И в самом ее начале отличная стоянка на правом берегу.
Ну и ровно в 15-00 начался «отморозок трофи» в рамках похода Охта 2010. Командир решил встать на этой стоянке. Для этого нужна всего лишь проводка груженных катамаранов в верх по течению. А этот элемент программы мы хорошо отработали еще на Кутце, в рамках Тумча-04 и Тумча-09. Вспоминая девиз – «мы не ищем легких путей» и все что написано на футболках отморозков мы начали восхождение. И вот когда мы уже прошли половину порога, вдалеке увидели, что нашу стоянку то заняли уже... Но возвращаться было уже глупо. Отдельно хотелось бы сказать про экипаж завхоза. Отправив своего матроса по берегу с веслами, Лёля тащила катамаран одна, при этом никого к себе не подпуская. Т.е. парни пытались у нее отобрать катамаран, но у них ничего не вышло. Через полчаса все экипажи собрались наверху, и начали спокойно разгружать каты... Но приключения не заставили себя долго ждать... Отморозку Сереже эта Шивера напомнила колокшу, а соответственно и соревнования по твт. И он захотел поставить трассу. Естественно остальные отморозки его поддержали в этом порыве. С одобрения командира, поснимали все чалки с катамаранов и забрали вообще все свободные веревки, начали ставить трассу. Провозились с ней каких-то 2,5 часа. Повесили шесть ворот на трех веревках. Мы, конечно, раньше видели сдвоенные ворота, но строенные думаю, мы первые сделали))). Трасса ни чуть не уступала Колокше... Мы немного переоценили свои возможности, из-за чего трасса получилась очень сложной и поэтому интересной. Ну, конечно же, мы устроили соревнования. Для тренировки экипажей перед порогами, но самое главное для выявления самого сильного экипажа. Так как мы решили устроить дневку в этом местечке, соревнования
 занимали оба дня.

ворота
Экипаж
123456Чистое времяштрафРезультат
РиС5525550501:182:203:38
Рыбаки5555050501:162:454:01
Оля, Слава55055551:551:153:10
Рыбаки255252550501:323:004:32
РиС5555551:200:301:50
Администрация555550501:302:003:30
Рыбаки525252550501:253:004:25
РиС5555551:180:301:48
Рыбаки5555551:080:301:38
 День первый.

Первые ворота были обратные, вторые на этой же веревке были прямые. Третьи прямы. Четвертые Прямые и на этой же веревке пятые обратные и на этой же веревке шестые прямые.

Экипажи:
РиС – Рома и Слава. Я – ваш покорный слуга, и Рома – Лучший штурман похода, конечно не тогда когда он карту утопил.
Рыбаки – Отморозок Сережа, И Сема. Наши рыбаки.
Оля и Слава – И снова Я, И Леля – Всеми Любимый ЗавХоз.
Администрация – Александр и Оля. Александр – Командир, Леля – ЗавХоз, иначе как администрация их не назовешь)))
Остальные в первый день отказались выступать.
Можно сделать вывод, что основная борьба разворачивается между двумя экипажами: Рыбаки и РиС.
По итогам первого дня считается лучшим экипаж Рыбаков, Что очень сильно задело мое самолюбие...
11 августа, среда
День Второй. Сегодня удалось вытащить на трассу все экипажи.

ворота
Экипаж
123456Чистое времяштрафРезультат
Рыбаки2550550501:142:153:29
ЗавХоз52552550500:582:403:38
РиС5555551:110:301:41
РиС55025551:120:451:57
Рыбаки255552551:251:102:35
Админ52552550501:052:403:45
РиС 2 50505550500:553:304:25
Администрация2555550500:572:203:17
Рыбаки255552551:101:102:20
РиС5555551:020:301:32













Экипажи:
Админ – Александр и Александра. Александр – Наш Командир, Александра – его верный матрос.
ЗавХоз – Леля и Рита. Леля – Ну вы в курсе, Рита – Ее верный матрос.
РиС 2 – Рома и Саша. Рома – Ну вы в курсе, Саша – верный матрос командира.

У желающих было по три попытки. Мы опробовали все возможные катамараны, но реванш все же взяли на своем. Что не может не радовать.
По итогом обоих дней:
7 место – РиС 2
6 место – Админ
5 место – ЗавХоза
4 место – Администрация
3 место – Оля и Слава
2 место – Рыбаки
1 место – РиС

12 августа, четверг
В семь утра подъем у отморозков. Серега начал парится с костром, мы же с Ромой пошли снимать трассу. Как ни странно снимается она быстрее, чем ставится. С дровами все не так гладко, как с трассой... Кое-как на постоянном поддуве приготовили завтрак. В девять утра я продудел общий подъем. В десять ток начали собираться. День обещал быть интересным. Сегодня доходим до апофеоза нашего похода – порог Кивиристи.
В 11-30 вышли со стоянки. Командир решил перебрать все экипажи. Ну почти все. Нас то он не тронул)) Из-за чего появились два новых экипажа: Девчонки – Саша Рита, Администрация – Завхоза и Командир.
Девчонки прошли Пичепорог очень даже не плохо. Рома заставил отработать их пару элементов, таких, как выход на струю и траверс. Поскольку была фото съемка, порог мы проходили 15 минут. Далее трехкилометровый плес.
В 12-30 мы дошли до порога Кожаный. Две протоки. Левая по нашей воде непроходима. Шли по правой протоке без разведки.
К часу дошли до порога Ойнегайне. Наш экипаж отказался его смотреть. Остальные пошли смотреть. Мы же решили пройти его БР. Порог простой, парочка перекатов на заходе, и не плохая бочка на выходе. Устроили фотосъемку прохождения всех экипажей. Около часа катались на этом пороге.
В 14-30 оказались на пороге Лаунапорог. И, как и в предыдущем случае, наш экипаж отказался его осматривать. Мы с Ромой пошли первые. Длинная шивера, но по нашей воде очень даже интересная, потому что нужно очень хорошо попотеть, что бы не сесть на камни. Мы прошли с одним фолом. Все остальные – с пенальти)))
К трем часам дошли до качелей на левом берегу, по лоции препятствие №10 (качели на левом берегу). Три протоки. По нашей воде ходима ток средняя.
Дошли до порога Хемег. Промахнуться сложно, река делает поворот на 180 градусов. Начало змейки на карте. Порог третей категории сложности, из-за чего командир таки заставил нас, его осмотреть. Посмотрели, ничего интересного, Вообще не нашли за что ему дали третью категорию. Шивера-шиверой, даже думать нечего.
И вот в 16-30 мы дошли до апофеоза нашего похода. Порог Кивиристи. Порог очень красивый, но я расстроился.. Воды все же мало. Осмотр проводился с левого берега. А напрасно. 1-я ступень небольшая Шевера, 2-я Слив 1,8 метра с прижимом в скалу и 3-я ступень каньонный участок. Первыми, как обычно, пошел наш экипаж. Воды было мало, из-за чего я слишком недооценил порог. Первую ступень прошли без проблем. Увидели бутылочку – ориентир на правильный заход на вторую ступень. Правый баллон прошел по языку а левый, мой баллон, прошел по месиву обрывов и бочек. Пока проходили сам слив я считал бочки подо мной по всей его длине и боялся туда сунуть весло дабы оно меня не покинуло. (При осмотре с правого берега стало ясно, что туда на самом деле попадать не нужно. Обязательно осматриваете порог с правого берега!!! Остальные пороги вообще можете не смотреть (прим ред: он еще Тютерина не видел, и первым побежал отвязывать шмотки чтоб идти пустым)). Пробили нижнюю бочку, оба потянулись из нее, и без проблем ушли от первого прижима. Но правый баллон попал в противоток, вместе бывшей протоки и нас начало разворачивать на право и нести прямо в скалу. Я место того чтобы тупо табануть начал тянуть нос на право, но на струе от этого никакого толку... Налетели на скалу, нас развернуло прямо перед третей ступенью, но там банальная шивера, мы быстро развернули судно на 180 градусов и без проблем прошли каньонный участок.
Вторыми пошли админы. Зашли правее нас, и там где я считал бочки, они хорошо слились по языку. Но то ли не потянулись на выходе, то ли кат на лево не повернули, вписались в прижим и налетели на первую же скалу. Третью же ступень они прошли без проблем. И так, по идее два самых опытных экипажа облажались в пороге, поэтому боюсь даже представить с какими мыслями в порог пошли рыбаки. Зашли правее нас, по языку, вовремя повернули на лево, и прошли порог идеально. Красиво смотрелось. Что снова задело мое самолюбие. Экипаж завхоза прошел также чисто, как и рыбаки. Что просто добило мое самолюбие))). На правом берегу каньона увидели стоянку. Место отличное, очень красивое, места для палаток есть и дров полно, и самое главное, находится на наивысшей точке каньона. Далековато от воды, но мы же не ищем легких путей. Решили остановится и встать на дневку.

13 августа, пятница
В девять утра проснулся первый отморозок Сережа. Сходил на рыбалку, помыл посуду. И к половине одиннадцатого вылезли оставшиеся отморозки, я с Ромой. Развели костер и поставили варится кашку. Общего подъема не было, все сами повылезали. Как только разложили кашку по мискам, к порогу подошла группа рафтеров (Скауты) с которыми мы уже давно бок обок идем. Командир ушел их фоткать. Ребята лихие, на своих лодочках ходят пороги без касок... У них их тупо нет. Страховку обеспечивали мы. Первое их судно прошло чисто, во второй же раз кормовой выпал за борт в самое месево, но маркву мы ему не кидали (он сам перед проходом сказал – что ему не кидать), этого мужика мы еще на Пичепороге видели, он там всю шиверу самосплавом прошел с подводным ружьем в руках. Да и он еще раньше на правый берег выплыл. Остальные их экипажи прошли чисто. Ребята ушли, и кататься начали мы. Кивиристи замочен!!! Мы с Ромой прошли раз шесть, причем все шесть чисто. От всех прижимов уходили. Пару раз чисто прошли рыбаки, а в остальные попытки налетали на скалу. И остальные экипажи тоже туда налетали. Но порог все равно замочен, и настроение по этому поводу отличное. Осмотр сегодня проводили по правому берегу и увидели, что заходить в порог нужно практически под правым берегом и сразу же стрелять налево.
Места очень красивые, мы подумали и решили остаться еще на денек.
(прим. Кроме надувных байдарок от рафтмастера видели еще 2 рафта, один большой (а-ля рейсовый автобус) и 2-х местное судно под управением Юрия и Михаила, они прошли красиво и чисто)

14 августа, суббота
Сегодня посудины даже на воду не спускали. Сделали табличку «Рыбинск 2010» и повесили ее над самим сливом рядом с бутылочкой. Устроили праздник свой лени. Загорали. К вечеру Сема заразил всех столярным делом. Начали всякую всячину из дерева вырезать. Отбой около двух ночи.

15 августа, воскресенье
К восьми утра все повылезали из палаток, позавтракали и в 10-30 уже смылись со стоянки. Начали с прохождения третей ступени порога Кивиристи. Админы пошли первыми и встали посреди каньона на фотосъемку. Все прошли без проблем. Далее по пути к Печкопорогу было еще парочка шиверок. Печка меня тоже не впечатлил. Все это идется с ходу не думая.
Пол второго встали на стоянку с баней перед Муравьиными порогами. Натопили баньку, но чет похолодало... Помылись да пошли спать, тупо холодно торчать на улице.

16 августа, понедельник
Утро, холодно, из спальников очень не хотелось вылезать. Пересилив себя все таки повылезали и в 10-30 таки вышли со стоянки. В 11-10 прошли порог «У Моста».
В 13 20 пришли на порог Тютерин. С воды перепад кажется очень внушительным. Осмотр по левому берегу и натоптанная дорога к качестве обноса, но это не для нас. Воды очень мало. Слева плита вообще сухая. Ближе к центру слив 1,5 метра. на плите 1 см воды. Вещи только наш экипаж обнес. Осмотр проводили с обоих берегов. Единственно – возможный путь прохождения это зайти под самым левым берегом и перед самим сливом стрелять к центру и на сливе резко уходить обратно налево. Наш экипаж прошел не плохо, получилось все что хотели, но командира нас не снял, и мы решили прокатится еще разок. Во второй же раз зашли немного правее, т.е. ближе к центру и не успели уйти налево. налетели на камень на выходе из слива. Тряхонуло хорошо, решили больше порог этот не идти. Остальные экипажи вещи решили не обносить, и всех наваливало на этот же камень.
В общем, в третьем часу прошли все экипажи и на левом берегу, на выходе из порога, встали на перекус. Далее 5 км плеса до очень интересного места – Тупик! За сто метров до порога казалось, что впереди скалы и все. А порог представлял из себя узкую протоку справа налево, даже шеверы не было. Из-за чего издали его и не видно.
Дальше еще 1 км плесу до Охта-порога, на по нашей воде вообще ничего серьезного. Узкий заход под левым берегом, выходная шивера с небольшими валами. Прошли без проблем. На правом берегу после шеверы встали на стоянку. Все... Так и прошел последний ходовой день с порогами. Вечером обнаружили, что осталось около литра чистого спирта, и было принято единственно верное решение. Напиться. Что мы с удовольствием и выполнили. Спать легли около 5-ти утра.

17 августа, вторник
В 9-30 не смотря на вчерашнее я продудел общий подъем, последний раз... Очень лениво собирались и в 10-30 вышли со стоянки. Через час мы уже были на ГЭС. Антистапель устроили на правом берегу, чуть выше плотины. Просушились, собрали каты и в 17-30 за нами приехала машина. Через 20 минут уже оказались на жд вокзале в Кеми. Ночевали на вокзале. В 6-37 утра за нами приехал поезд, мы загрузились и двинули в направлении дома.
Техническое описание 
Справочные сведения

Место проведения: Карелия, бассейн рек Охта, Кемь

Сроки проведения
С 2 августа 2010 года по 18 августа 2010 года. 16 дней.
Активная составляющая с 3 августа 2010 года по 17 августа 2010 года. 14 дней.

Подробная нитка маршрута
Заброска:   г.Рыбинск – а/м – г.Вологда – ж/д – г.Беломорск
Маршрут:   г.Беломорск – а/м – д.Кевятозеро – оз.Кевятозеро – р.Охта – оз.Муезеро – р.Охта – оз.Юляозеро – оз.Ригорека – оз.Алозеро – р.Охта – оз.Лежево – р.Сред.Охта – оз.Воронье – р.Ниж.Охта – р.Кемь – Подужемская ГЭС – а/м – г.Кемь
Протяженность активной части маршрута 157 км.
Выброска:   г.Кемь – ж/д – г.Вологда – а/м – г.Рыбинск

Обзорная карта региона с указанием маршрута в фотоальбоме "Карта маршрута".

Определяющими препятствиями маршрута являются следующие пороги на реке Охта:
·  Хемег (2-3кс)
·  Кивиристи (3-5 кс)
·  Тютерин (3-4кс)
·  Охта-порог (3-4кс)

Способ передвижения
4 двухместных катамарана (www.treks.su: 3 судна Стерх-2 (1300 л), и одно судно с меньшими по диаметру баллонами и водоизмещением (700-800 л) на сайте его нет).

Варианты заброски и выброски

Заброска на реку.
Существует 3 основных варианта заброски на реку: на Кевятозеро, к мосту лесовозной дороги после Куккомозера (точка 10) и на Маслозеро. По стоимости варианты примерно равнозначные, и влияют только на протяженность маршрута. По интересности первый и второй примерно равны (при втором пропуск нескольких незначительных препятствий), при заброске на Маслозеро – пропускается остров Троица.
О заброске можно договориться с одним из следующих водителей, лучше это сделать заранее созвонившись, хотя и на вокзале в Беломорске можно найти машину, но за большую в полтора – два раза цену.
·  УАЗ с железной будкой 8-921-222-05-84 Александр
·  грузовой ГАЗ, УАЗ 8-814-37-2-13-14 Черемухин Леонид
·  УАЗ 8-814-37-5-22-10 Зимин Олег Васильевич
·  УАЗ 8-814-37-5-34-30 Белонович Владимир
·  УАЗ 8-814-37-5-39-79 Липкин Алексей
Мы ехали с Владимиром (УАЗ Фермер + прицеп 8-921-456-77-88, 8-814-37-5-31-77), по цене сошлись на 5500р. О нем можем оставить только положительные отзывы. Пунктуален, внимателен, прекрасно знает местность.

Выброска с реки.
Штанным является завершение маршрута перед Подужемской ГЭС, антистапель возможен на обоих берегах, дороги также по обоим берегам. До Кеми можно добраться как на рейсовом автобусе, так и заказав машину. Узнав цену 600р вариант автобуса признли несостоятельным. Вот люди, с кем можно договариваться о выброске:
·  УАЗ 8-921-522-36-65
·  Газель пассажирская 8-921-455-32-50, Рудик
·  вахтовый Урал 8-814-58-2-09-36 Воробьев Вячеслав Александрович
·  Зил-131 8-814-58-2-25-77 Сергей
Мы дозвонились и договорились о выброске с Григорием 8-921-452-61-11, цену он обозначил сразу после того как узнал сколько нас и где мы стоим, после чего договорились о времени. В обозначенное время к нашему лагерю подъехал грузопассажирский фольксваген, через 30 минут мы уже выгружались на железнодорожном вокзале Кеми. Поговорив с водителем, выяснили – что они работают командой, и у них несколько машин – для разных по численности групп и точек выброски/заброски. Они ездят по всей Карелии. Рекомендуем.

Разное.
На озере Вороньем можно получить помощь в Охтинском лесничестве, мыс на западном берегу.
При оформлении похода, группа регистрировалась в карельском МЧС/ПСС, вся регистрация осуществляется в форме обмена электронными письмами (первое письмо на emercomkarel@mail.ru далее следовать инструкциям). Также у них есть телефон, но на электронную почту они отвечают охотно и четко. Все контакты указаны на www.10.mchs.gov.ru (сайт регионального МЧС по Карелии).
Пример заявления на регистрации не прилагаю по причине его зависимости от погодных и иных условий, например лето 2010 было жарким, и бланк регистрации начинался так «На территории некоторых районов Республики Карелия введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с лесными пожарами. В соответствии с этим пропуск населения в лесную зону запрещен».

Аварийные выходы с маршрута.
В случае ЧП добраться до цивилизации можно из следующих точек маршрута:
1) мост лесовозной дороги
2) юго-восток Маслозера
3) добраться до поселка Авнепорог от порога Кивиристи (12км)
График движения

График движения представлен в Таблица 1, детальное описание прохождения препятствий приводится ниже.
Описание колонок таблицы:
Дата – дата события, указано общее ходовое время и километраж за день.
№ тчк – номер точки на карте из Приложение ;
Время ОТ – время начала описываемого события (вверху ячейки);
Время ДО – время окончания описываемого события (внизу ячейки);
Чхв ч-м – чистое ходовое время часы-минуты;
Расст, км – расстояние в километрах пройдено за указанный временной интервал;
Описание – краткое описание событий происходивших за указанное время, возможность стоянки, комментарии, погодные условия (если не указаны – значит солнечно и тепло).


Таблица 1 График движения группы по маршруту
 
дата№ тчквремяЧхв,  ч-мРасст, кмОписание
отдо
03.08

1-20
3


12-40



Приехали на станцию «Беломорск».

12-40

15-40



Заброска на берег Кевятозеро. Возможна стоянка.

1

15-40

20-40



Суда собраны, все перепаковано и проверено, отчаливаем.

20-40

22-00

1-20

3

Поиски места для ночевки. С местами – проблема, везде мох, но спать мягко.

2


04.08

6-35
21,7

10-30

11-30

1-00

2,8

Дошли до бывшей плотины (несколько бревен) на истоке Охты из Кевятозеро.

3


11-30

11-30



Бывшая плотина на истоке Охты из Кевятозеро, очень мелко, но проходимо. Сходу.

11-30

12-30



Купаемся, пробуем ловить рыбу.

12-30

14-30

2-00

8

Река течет среди болот, иногда протока чуть больше ширины судна, с ориентированием проблем не возникает, направление всегда очевидно.

4


14-30

15-00



Вышли размяться. Высокий правый берег, красивое место – возможна стоянка. Возможна стоянка.

15-00

15-10

0-10

0,8

Остатки бывшей плотины на выходе из разлива реки, проходимо, но очень мелко. Сходу.

5


6

15-10

16-15

1-05

2

Шиверы, мелко, много камней, но проходимо. Сходу.

7

Река разделяется на 2 рукава, правый показался широким и мелким, идем влево. Протока узкая (2,5 – 3 метра) много камней и поваленные деревья на 2/3 ширины протоки. Проводка/проноска судов.

8

Вышли в Куккомозеро.

16-15

17-00



Вышли размяться на левом берегу на небольшой полянке. Возможна стоянка.

17-00

17-35

0-35

2,8

Отчаливаем и отправляемся дальше.

9

Проходим мимо горы Сумоярей, возможная стоянка на мысу на правом берегу (по высокой воде стоянки скорее не будет). Возможна стоянка.

17-35

18-00

0-25

1,8

Дошли до моста лесовозной дороги.

10


18-00

18-00



Проходим под мостом лесовозной дороги, шли по крайней левой протоке (от воды до свода не более 1,5 метра… случился конфуз – сломали флагшток…).
Есть тропа для обноса по левому берегу.

18-00

18-05

0-05

0,3

Практически сразу за мостом начинается рукотворный порог – остатки ряжевых стенок (ширина прохода не больше 4-х метров) проходимо, мелко, много камней. Сходу держась центра и обходя камни.

18-05

18-40

0-35

1,9

Дошли до остатков плотины, проходимы на грани – суда скользят по верхнему бревну плотины.

11


18-40

19-10

0-30

1

Сразу за плотиной начинаются ряжевые стенки, ширина протоки 4-5 метров (последняя – уже 3-4 метра), по нашей воде путь прохождения был однозначен. В протоках встречаются камни, но все проходимо. Сходу держась центра и обходя камни.

19-10

19-20

0-10

0,3

Встали на стоянку, 2 поляны, одна сразу после ряжевых стенок на правом берегу, другая чуть подальше, за поворотом – поляна больше, берег лучше. Красивый вид на озеро и острова
Ночью гроза, утром ясно, но прохладно

12


05.08

6-40
27,3

9-50

10-35

0-45

3,2

Вышли со стоянки и направились на о. Троица.
Сильный юго-западный ветер, «барашки».

14

Зачалились на мысу на северо-восточной оконечности острова, и отправились смотреть на церковь. На острове есть несколько стоянок.

10-35

11-15



Гуляем по острову

11-15


 12-05

0-50

3,5

Отчаливаем, идем прямым курсом на мыс.
Ветер сменился на сильный южный.

15

Плотина на истоке Охты из Муезеро, проходили по северному проходу сходу по центру, мелко.
Южный проход не смотрели.

12-05

12-45

0-40

4

Прошли стрелку с рекой Чуруж, Чуть ниже стрелки есть небольшая стоянка на правом берегу.
Возможна стоянка, но не очень удобная

16


12-45

13-25



Купаемся.

13-25

14-40

1-15

3,2

Идем дальше, местами шиверы типа ШШД (шивера «шкуродер»)По окончанию ШШД остановились на перекус, на левом берегу, на небольшой полянке. При необходимости – сгодится для стоянки. Еще менее удобное место для стоянки.

17


15-40

16-30

0-50

5

Идем дальше, местами ШШД. Стоянок нет, по берегам – болота.

18


16-30

18-50

2-20

7,5

Вышли из «Гнилой Охты» в Юляозеро
встали на ночевку после второго залива. Стоянок много, проблема с дровами.

19

0,9


06.08

6-55
24,3

10-10

11-00

0-50

4,7

Отчалили

20

Место памяти туриста, хорошо оборудованная стоянка, в пределах километра (ниже по течению) есть обитаемый дом. Хорошо оборудованная стоянка.

11-00

11-20



Разминаемся, осматриваемся.

11-20

12-20

0-40

2,2

Дошли до мыса, обсуждаем – что за оси с колесами валяются в озере.

21


12-00

12-20



Ждем рыбаков (они не могут пройти мимо мостков, встречным ветром их сносит назад, пока они снимают очередную добычу). Северо-западный ветер.

22

12-20




Проходя мимо мыса, по правую руку будет видна хорошая стоянка в заливе

12-20

12-50

0-30

1

Дошли до плотины на истоке Охты из Алозеро. У плотины 2 протоки, но от мыса хорошо видно южную протоку.
!!! опасность для судов, осмотр обязателен!!!

23


12-50

13-55

1-05


Прохождение плотины на истоке Охты из Алозеро, есть 2 протоки – южная (ходили по ней пешком, она выше воды на 20-30 см), и северная делящаяся на 3 протоки (вид снизу по течению).
Мы проходили по северной протоке северной протоки с последующим прохождением шиверы (нужен маневр иначе камни). Проходя плотину – скатывались по деревянному настилу в самой плотине. Можно пройти по центральному сливу в северной протоке, но там мельче и больше шансов повредить судно. После шивера – по струе.

13-55

14-15

0-20

1,5

Шивера, мелко, проходили по струе, по большой воде может быть несколько вариантов прохождения

24


14-15

14-45

0-30

1,5

Разлив между сужениями реки

25


14-45

15-05

0-30

1

Шивера, мелко, проходили по струе, по большой воде может быть несколько вариантов прохождения. Как оказалось – порог Немес.

15-05

15-15

0-10

0,4

Ищем место для разминки и перекуса

25-26

15-15

15-45



Перекус на высоком правом берегу, возможное место для стоянки. Возможна стоянка.

15-45

16-15

0-30

1,8

Шивера, мелко, шли по струе

26


16-15

17-10

0-55

6

Вышли на прямую видимость озера Лежево.

27


17-10

17-20



Ждем рыбаков, собираемся всеми судами

17-20

18-00

0-40

1,2

Вышли из Охты в озеро Лежево, есть стоянки на обоих берегах

28


18-00

19-20

1-20

3

Встали на стоянку напротив поселка Лежево.
НАЧИНАЕТСЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЕСТЬ ШАНС ПОЙМАТЬ СЕТЬ, ВКЛЮЧИВ ТЕЛЕФОН
!!! скальник
Могут быть сложности с установкой палаток

29


07.08

8-25
27,3

10-15

10-40

0-25

1,5

Отчалили, идем к Средней Охтенапрямик, не заходя в заливы, ветер – восток, юго-восток.

30

Возможная стоянка на острове

10-40

11-15

0-35

2

Мыс остался позади, идем дальше

31


11-15

12-30

1-15

5,5

Дошли до истока Средней Охты

32


12-30

13-00

0-30

2

Возможная стоянка на левом берегу, Возможна стоянка

33


13-00

13-15

0-15

0,5

Пробираемся вперед, мелко, возникают сомнения в целесообразности захода в Средюю Охту

34


13-15

13-35



Остатки плотины, непроходимы! Лоток выше уровня воды на 20-30 сантиметров, в левой протоке есть пропил для судов, шириной около 2х метров. При большой воде можно проходить, но очень аккуратно – в остатках плотины много гвоздей, скобНеобходимо переносить суда
Опасность повредить суда о гвозди, скобы

13-35

13-50

0-15

0,3

После плотины небольшой участок тихой воды и начинается шивера – очень мелко, проводка/проноска судов.

35


13-50

14-50

1-00

2,5

Дошли до впадения Вермасручья, перед домиком (обитаем, встретили местных) есть небольшая полянка на левом берегу.

36


14-50

15-20



Остановились на перекус

15-20

17-00

1-40

7

Идем до порога Кехань, периодически шиверки, мелко.

37


17-00

17-30



Порог Кехань, 2 ступени. Полностью прошли первую ступень, вторую прошли до финального слива – суда просто не помещались между камнями, мелко, но красиво
От начала Cредней Охты до этого места было несколько локальных шивер, иногда необходима проводка/проноска судов через камни: узко, мелко.

17-30

20-00

2-30

6

Встали на стоянку, раньше стоянок НЕТ!!! Из за малой воды болотистые берега.
Болотистые берега, раньше стоянок нет!
НАЧИНАЕТСЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЕСТЬ УСТОЙЧИВАЯ СОТОВАЯ СВЯЗЬ!!!

38


08.08

1-40
5,5



1-40

5,5

Вышли в Воронье озероИз возможных препятствий – только ветер, на многих Сосновом и Духов можно гулять достаточно долго, на других островах тоже встречаются поделки (на Банном – лук, стрелой указывающий на Духов). На островах много стоянок, дрова – на материке или соседних (нестояночных) островах.

39

Остров Сосновый, шли прямым курсом сквозь группу островов, на острове есть стоянка, баня и КОПТИЛКА.
Но часть острова выжжена пожаром….

40

О. Духов – музей народного творчества, как минимум 2 стоянки.
ОТДЕЛЬНЫЙ ПРИВЕТ, ИДИОТАМ, ОСТАВИВШИМ НА СТОЯНКЕ, НА ЮЖНОМ БЕРЕГУ, ТЛЕЮЩИЙ КОСТРЕР!!!

41

Заезд в ларек, Охтинское лесничество.

42

Встали на стоянку на острове Банный,
09.08





Дневка, баня, ларек рядом.
На острове проблема с дровами – решение на соседних островах.

10.08

2-30
9,1

10-30

11-15

0-45

3,3

Отчалили и направились к истоку Нижней Охты.
Обратите внимание на стрелку компаса.

43


11-15

11-45



Плотина на истоке Нижней Охты шли по восточной протоке, западную не смотрели, как оказалось правильно – она намного уже и мельче. Проходили по центру с предварительным просмотром слива, необходимо идти строго по центру слива и бочки, иначе возможны швейно-клеечные работы!
Возможна стоянка на правом берегу

11-45

12-00

0-15

0,8

Идем к порогу Олений

44


12-00

12-00



Порог Олений, сходу.

12-00

13-00

1-00

3,2

После порога в реке много камней, надо смотреть, чтобы не участвовать в «посиделках».
Идем в Корниозеро. На выходе из озера травянистые острова и несколько проток. Шли прижимаясь к левому берегу.

45


13-00

13-30

0-30

1,8

На Вышли из Корниозера, и пошли в правую протоку (порог обозначен в ней). Левая протока показалась маленьким ручьем, поэтому пошли вправо. На выходе много бревен, надо идти внимательно.
Пичепорог проходили «по воде, аки посуху» река широкая, мелкая и каменистая. Первую половину порога шкрябались, а потом проводили суда. Хотя последние несколько метров порога все-таки прошли на судах.
Перекус, и пошли посмотреть что в левой протоке…



0-30

0,8

«Форельками» идем вверх по левой протоке она глубже и интересней правой протоки. Закончив «восхождение» по шивере поставили лагерь, а затем остались на дневку.
11.08





Дневка, трасса, развлекаемся.
12.08

3-20
9,8

11-30

11-45

0-15

0,8

Вышли со стоянки.
Вышли из шиверы.

46






На Пичепороге несколько стоянок:
·  Большая поляна на правом берегу после порога
·  Стоянка на 2-3 небольших палатки на северной оконечности острова
Стоянка на 2 группы в средине западной части острова до начала шиверы.

11-45

12-30

0-45

3

Порог Кожаный, в пороге было 2 протоки – мелкая и непроходимая левая – и правая с двумя сливами по 30-40 см и камнем посредине, перед порогом много камней.
Шли сходу по правой протоке

47


12-30

13-00

0-30

2,3

Идем к порогу Ойнегайне, ориентир приближения к порогу – каменная отмель по левому берегу, остров и поворот на 90 налево, слышен шум порога.

48


13-00

14-00



Порог Ойнегайне, порог представляет из себя локальную бочку (слив 0.5м). до нее заходная шивера, после порога ровная вода.
На пороге есть стоянка на правом берегу, осмотр по левому берегу, на пороге можно потренироваться – интересно и безопасно.
По большой воде возможно левая протока становится ходимой, по малой – символический ручей между камней.
Осмотр желателен, но не обязателен.
На берегу – уникальное дерево «Газовая Йолка»
Возможна стоянка на правом берегу.

14-00

14-10

0-10

0,4

В прямой видимости от Ойнегайне (сразу после сужения реки) находится небольшая шивера, сходу по струе.

49


14-10

14-30

0-20

0,7

Идем к Лаунапорогу, ориентиры - после сужения реки и левого поворота, по малой воде – есть отсров.

50


14-30

14-55

0-25

0,4

Лоунапорог – длинная шивера со слаломом между камней и мелями. В конце шиверы можно просто пройти под левым берегом, а можно из под левого берега уходить резко под правый и потом резко возвращаться под левый. По большой воде возможно ходимой становится и правая протока.
Перед прохождением порог осмотрели в целях выбора точки съемки и примерной линии движения, чтобы не вылететь на камни.

14-55

15-00

0-05

0,1

После выхода из Лоунапорога и совершения правого поворота на левом берегу видны качели это ориентир для очередного локального порога.

51


15-00

15-20



Порог несложен – но осмотр желателен – опасность для судов. В порог 2 протоки, правая – неходима, в левой шли по правому краю, левее – камни. Ориентир – качели на левом берегу.
Возможна стоянка

0-05

0,1

После порога за правым поворотом небольшая шивера. Сходу. На правом берегу – каменный лоб

15-20

16-00

0-40

1,8

Порог Хеиег. Ориентиры – крутой правый поворот, камни по левому берегу. Крутой левый поворот и шум порога.

52


16-00

16-20



Порог Хемег. Просмотр крайне желателен. По нашей воде выход из порога был только под левым берегом, справа – каменные зубы, по центру много камней над водой, левая протока тоже не без огрехов, подводные камни и вероятность «посиделок».
Крутой правый поворот, порог после левого поворота, перед самым порогом есть залив, где можно зачалится (4 ката-двойки уместились, малая вода)
Возможна стоянка.

16-20

16-25

0-05

0,2

Пересекаем разлив реки после Хемега и чалимся в заливе на левом берегу перед Кивиристи.
Кивиристи начинается с сужения разлива реки после Хемега.

53


16-25




Порог Кивиристи. Порог состоит из трех ступеней, перед первой – тропа обноса и «песчаный бережок» сама ступень – заходная шивера после которой участок спокойной воды – можно спокойно зачалиться. Вторая ступень – слив 1,5 – 1,8 метра, сразу за сливом скала, и весь поток идет влево, где за левым поворотом на 180 начинается третья ступень – каньон, зачалиться тоже можно. Между 2 и 3 можно зачалиться. Во многих отчетах – «Осмотр только по левому берегу» не согласен, осмотр по правому берегу позволяет подойти и осмотреть порог с совершенно другой стороны и увидеть намного больше чем слева. Да, там камни и ходить не очень удобно. По нашей воде котла практически не было.
ОСМОТР ОБЯЗАТЕЛЕН!!
Осмотр как по правому берегу так и по левому, обнос – по левому. Как к началу. Так и к концу каньона.

54





Встали лагерем на правом берегу в самом начале каньона. Из минусов – скальник, сложно найти места под палатки (макс 3-4 штуки).
Дневки, покатушки, и тд
ВНИМАНИЕ – МЕСТО ПОСЕЩАЕМО МЕСТНЫМИ В КОРЫСТНЫХ ЦЕЛЯХ!!!
Во время стоянки на пороге наблюдали небезызвестную компанию «дедушка, бабушка и внуки»
Стоянок на пороге много – на левом берегу места хватит на 4-5 групп, на правом – есть 2 места – одна после каньона, а второй на скальнике в начале каньоне. Проблема с дровами.

13.08
114.08

15.08

1-10
9,6

10-50

11-15

0-25

3

Вышли со стоянки, оставив над сливом «автограф»
Шиверы до Печкопорога, по описаниям так и не поняли кто из них Темный, кто Светлый…
Вообщем, все сходу и без проблем.

55


56


57


11-15

11-20

0-05

0,1

Подходим к Печкопорогу, ориентир – сужение реки и большой камень у правого берега. На левом берегу есть стоянка.

58


11-20

11-25



Печкопорог – первая ступень – шивера, вторая слив с несколькими протоками. При прохождении второй ступени идти по центральному сливу, в правом сливе по центру есть большой камень – его ни с воды, ни с берега не видно (!!!).
Ориентир – сужение реки и большой камень у правого берега

11-25

13-00

0-40

6,5

После Печкопорога длинный участок тихой воды (но с приличным течением) с множеством поворотов и общим направлением на восток, река меняет направление и движется на юг, приближаясь к Муравейным порогам. Сначала будет несколько небольших локальных шивер, затем поляна со стоянкой на левом берегу, каменная отмель и левый поворот, после которого начнутся Муравейные пороги. Тк был запас времени, решили остановиться на хорошей стоянке (стол + лавки, кострище и баня), там, где на карте обозначо «Изба».
К вечеру резко похолодало.

59


16.08

4-10
13,7

10-30

10-45

0-15

0,7

Муравейные пороги проходили сходу, всего 4 достаточно локальных порога.
Сходу по струе.

10-45

11-10

0-25

1

Идем к дальше, к порогу «У Моста» ориентир – остатки деревянного моста.
На левом берегу у порога хорошая стоянка.

60


11-10

11-10



Порог «У Моста» естественный ориентир – полуразрушенные быки деревянного моста. Сходу по струе.

11-10

13-20

2-10

5,5

Идем дальше, к порогу Тютерин, ориентиры – луг на левом берегу и правый поворот реки.

61


13-20




Порог Тютерин.
Воды мало – камней надводных много…
Правая часть левой протоки.
Общий вид порога.
Зачалились, вышли, посмотрели… Сплавали на остров – обошли порог слева, вернулись. Вердикт – правая протока неходима, основной слив – вариантов много, но суда жалко. Вроде по центру и справа можно попробовать обойти все торчащие из воды камни, но что в воде не видно, и если кто то сядет, то как снимать вообще непонятно… Решили – аккуратно сливаться по левом у краю по плите, прижимаясь влево, идя на грани вылета на берег поскольку по центру в конце слива камень (который в итоге поймали все…). Ориентир – разлив реки, луг на левом берегу, остров и видимое понижение по кронам деревьев.
ОСМОТР ОБЯЗАТЕЛЕН!!
Смотреть можно с левого берега, можно сплавать на островок посредине реки и пройти по нему до порога.

15-00

15-50

0-50

5

Порог Курна запомнился всем фразой «Река кончилась». Ориентир – каменное препятствие шириной во всю реку.

62


15-50

15-50



Порог Курна – шивера в достаточно узком и низком коридоре из скал. Сходу.

15-50

16-20

0-30

1,5

Охта-порог, ориентир – разлив реки к правому берегу. Ориентир – разлив реки к правому берегу.

63


16-20




Охта-порог. Сам порог представляет собой мощную шиверу со слаломом (в зависимости от уровня воды), на заходе в которую узкий слив с бочкой и необходимостью маневра.
Осмотр возможен как слева, так и справа.
До порога 2-3 стоянки, и 1,5 стоянки после порога, замусорены Стоянка в конце порога по высокой воде может быть затоплена.

17.08

2-30
5

10-30

11-30

1

2,5

Отчалили с последней стоянки
вечером надо быть в Кеми, а до этого надо собраться и высушиться…

64

11-30

11-50

0-20

0,5

Возможные места для стоянок между реками Охта и Левис перед самым впадением Охты в Кемь

65

11-50

13-00

1-10

2


66

13-00




Антистапель. Правый берег перед ГЭС, метрах в 50 от берега идет грунтовая дорога. С выброской проблем нет


ИТОГ: ЧХВ = 45-15 ч-м; пройдено 156,3 км.
Техническое описание прохождения группой маршрута

В разделе раскрывается прохождение сложных или опасных участков маршрута, шиверы и перекаты не обозначаются, их прохождение описано в пункте 3.

Таблица 2 Особенности прохождения сложных участков маршрута

дата

№ тчк

время

Описание

от

до

06.08

23

12-50

13-55

Прохождение плотины в истоке Охты из Алозеро, есть 2 протоки – южная (ходили по ней пешком, она выше воды на 20-30 см), и северная делящаяся на 3 протоки. Мы проходили по северной протоке северной протоки с последующим прохождением шиверы (нужен маневр иначе камни). Проходя плотину – скатывались по деревянному настилу в самой плотине.
Можно пройти по центральному сливу в северной протоке, но там мельче и больше шансов повредить судно.
После плотины шивера, проходили по струе.
!!! опасность для судов, осмотр обязателен!!!
Южная протока
Северные протоки

07.08

34

13-15

13-35

Остатки плотины в истоке Средней Охты ил озера Лежево –  непроходимы! Лоток выше уровня воды на 20-30 сантиметров, в левой протоке есть пропил для судов, шириной около 2х метров. При большой воде можно проходить, но очень аккуратно – в остатках плотины много гвоздей, скоб и тд.
Необходимость переносить суда
!!!Опасность повредить суда – гвозди, скобы
Плотина в истоке Средней Охты из озера Лежево

10.08

43

11-15

11-45

Плотину в истоке Нижней Охты шли по восточной протоке, западную не смотрели, как оказалось правильно – она намного уже и мельче. Проходили по центру с предварительным просмотром слива, необходимо идти строго по центру слива и бочки, иначе возможны швейно-клеечные работы!
Плотина в истоке Нижней Охты из озера Воронье
На фото виден катамаран, ребята шьют левый баллон после попытки обойти бочку «полевее», на день-два позже там же порвали еще одно судно при тех же обстоятельствах.

12.08

52

16-00

16-20

Порог Хемег. Просмотр крайне желателен. По нашей воде выход из порога был только под левым берегом, справа – каменные зубы, по центру много камней над водой, левая протока тоже не без огрехов, подводные камни и вероятность «посиделок». Страховка с воды.

53

16-25

16-25

Порог Кивиристи. Порог состоит из трех ступеней, перед первой – тропа обноса и «песчаный бережок» сама ступень – заходная шивера после которой участок спокойной воды – можно спокойно зачалиться. Вторая ступень – слив 1,5 – 1,8 метра, сразу за сливом скала, и весь поток идет влево, где за левым поворотом на 180 начинается третья ступень  - каньон, зачалиться тоже можно. Между 2 и 3 можно зачалиться. Во многих отчетах – «Осмотр только по левому берегу» не согласен, осмотр по правому берегу позволяет подойти и осмотреть порог с совершенно другой стороны и увидеть намного больше чем слева. Да, там камни и ходить не очень удобно.
По нашей воде котла практически не было.
ОСМОТР ОБЯЗАТЕЛЕН!!
Осмотр как по правому берегу так и по левому. Обнос – по левому. Как к началу. Так и к концу каньона. Прохождение порога было многократным, отражены самые яркие кадры.
Страховка второй ступени – спасконец.
Страховка третьей ступени – с воды.

15.08

58

11-20

11-25

Печкопорог – первая ступень – шивера, вторая слив с несколькими протоками. При прохождении второй ступени идти по центральному сливу, в правой протоке по центру есть большой камень – его ни с воды, ни с берега не видно (видно на первом фото).
Ориентир – сужение реки и большой камень у правого берега
Страховку организовывали с воды.   
Камень в правой протоке взяли 3 из 4 экипажей… всем захотелось спрятаться за большой камень и смотреть оттуда на остальных.

16.08

61

13-20


Порог Тютерин. Воды мало – камней надводных много… Зачалились, вышли, посмотрели… Сплавали на остров – обошли порог слева, вернулись. Вердикт – правая протока неходима, основной слив – вариантов много, но суда жалко. Вроде по центру и справа можно попробовать обойти все торчащие из воды камни, но что в воде не видно, и если кто то сядет, то как снимать вообще непонятно… Решили – аккуратно сливаться по левом у краю по плите, прижимаясь влево, идя на грани вылета на берег тк по центру в конце слива камень (который в итоге поймали все…).
Ориентир – разлив реки, луг на левом берегу, остров и видимое понижение по кронам деревьев.
ОСМОТР ОБЯЗАТЕЛЕН!!
Смотреть можно с левого берега, можно сплавать на островок посредине реки и пройти по нему до порога.
Страховка – сперва спасконец, затем катамараном с воды.


63

16-20


Охта-порог. Сам порог представляет собой мощную шиверу со слаломом (в зависимости от уровня воды) на заходе в которую узкий слив с бочкой и необходимостью маневра.
Осмотр возможен как слева (больше видно), так и справа (проще).
Страховка – спасконец.

Потенциально опасные участки на маршруте

Потенциально опасные участки маршрута можно разделить на 2 основные группы опасность для судов, и опасность для людей, в соответствии с таким разделением получаем следующее – Таблица 3 Потенциально опасные участки маршрута.
УчастокОпасность для судовОпасность для людей
Точка 10, мост лесовозной дорогиГабарит по высоте
Точка 10, Точка 11 – шиверы с ряжевыми стенкамиПовредить оболочку о гвозди/скобыТолько в случае покидания судна
Точка 23, скат по лотку плотины
Точка 34, точка 43 – остатки плотин
Точка 52, порог ХемегПрижим к правому берегу в пороге, перед расширением протоки
Точка 53, порог КивиристиПо высокой воде – большой котел, по малой воде – вода бьёт в скалу, котла нет.
Опасность воровства со стороны местных жителей.
Точка 61, порог ТютеринСлив по плитам с множеством камней, опасность порвать судно и травмироваться в случае отделения от судна
Точка 63, Охто-порог По высокой воде – бочка и валы
Интересности

Маршрут запомнился красивыми высокими берегами реки (не постоянно конечно…), а также двумя красивыми порогами (Кивиристи и Тютерин), стариной острова Троица и креативом острова Духов. А теперь поподробней о каждом.
Кивиристи
Порог из трех ступеней, наиболее интересной является вторая ступень, а красивой – третья – каньон.
Тютерин
Интересный и необычный порог, вода сливается по пологой плите с нагромождением камней.
Остров троица
Образцы старинного деревянного зодчества: церковь Николая Чудотворца 1602 г., часовня Спаса Нерукотворного, скит, развалины монастыря 1552 г. старинное кладбище.
Также стоят древние огромные ели.
Остров Духов
Музей народного творчества. Нет слов, это надо видеть. А лучше не только увидеть, а оставить что-либо на память о себе.
Дополнительные сведения

О погоде. Карельская Дама – капризна. Год на год не приходится, у нас 80% тепло и солнечно, по отчетам за другие года – то тепло и солнечно, а то холодно и мокро. Сами ощутили перемены милости на гнев (за час небо затянуло, и началась гроза), и радости на слезы (дождь, когда пробежка в 10 метров от палатки до тента приводила к состоянию «можно выжимать»).

О братьях наших меньших – комарах и прочих.
Практически не было, иногда появлялись поздно вечером (самая противная мошка – мелкая и злющая, кусает через все подряд).

О подножном корме.
Грибов не было (по такой погоде жарились бы на корню). Черника была и достаточно много. Рыбой не объедались, но она была, из снаряжения – 2 спиннинга, разные блесны и сачок. Попадались щуки и окуни.

О Местных.
Видели на Кивиристи знакомую по отчетам компанию «Дедушка, бабушка и внуки».

О водителях.
Молодцы мужики, знают свое дело, если не «гнуть пальцы» то отнесутся по-человечески (сильно влияет на цену, подробней в пункте 2.10).

О стоянках.
Раз на раз не приходится, где то все чистенько и прибрано, а где то помойка – помойкой. Есть шикарные поляны на большую группу, но большинство маленькие на 2-3, максимум 4 палатки. Некоторые стоянки оборудованы лучше, чем 4 бревна вокруг костровища.
Цена вопроса

Численность нашей группы 8 человек, ниже приведу стоимости как на каждого, так и на всю группу, суммы указаны в рублях (по состоянию на 2010 год).


Стоимость заброски

Рыбинск – Вологда – Беломорск – Кевятозеро

Заброска

итого

Рыбинск - Вологда, авто (210км)

Вологда - Беломорск, жд

Беломорск - Кевятозеро, авто (120км)

стоимость заброски на группу*

18088,00

3800,00

8788,00

5500,00

стоимость заброски на человека

2261,00

475,00

1098,50

687,50


Стоимость выброски

Подужемская ГЭС – Кемь – Вологда – Рыбинск

Выброска

итого

ГЭС - Кемь, авто (30км)

Кемь - Вологда, жд

Вологда - Рыбинск, авто (210км)

стоимость выброски на группу

13856,80

600,00

9456,80

3800,00

стоимость выброски на человека

1732,10

75,00

1182,10

475,00


Продукты
– с учетом поездов и ужина в столовой на жд вокзале Кеми(вкусно и не очень дорого), без учета спиртного.

Еда

итого

стоимость еды на группу

11445,00

стоимость еды на человека

1430,63


Прочие расходы
(доукомплектовка аптечки, мелкие хозяйственные расходы)

Прочие расходы

итого

стоимость на группу

423,00

стоимость на человека

52,88

 
Итоговая стои
мость

Общая стоимость похода

итого

стоимость похода на группу

43812,80

стоимость похода на человека

5476,60

 PS: хорошо живут организаторы коммерческих групп… у них стоимость Охты 10 – 11 тысяч, и это без учета дороги до Петразаводска.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Итоги. Хорошо но мало. Во первых мало воды, а во вторых просто мало похода. А хорошо – что прошли все, что хотели, никаких сверх серьезных ЧП за поход не было, погода была просто великолепной. По результатам похода эксперимент «без дежурных» был признан успешным на 100%, и видимо теперь это уже концепция – каждый знает, что делать. Судя по количеству отчетов и предложений о коммерческом сплаве по Охте мы думали что там будет куча народу, ан нет – шли маршрут параллельно с двумя командами, перенаселеники нет, правда, на Кивиристи встретили еще несколько команд, но вскольз.

Выводы. Река оправдала ожидания, внесла свою долю в копилку опыта каждому участнику. Наверное особенно обогатились те, кто был в Карелии впервые, завидуем.

Рекомендации. Ходить больше, чаще и культурней.
Приложение. Описание точек на карте

Описание точек

1 Стапель, начало маршрута 03.08.10
2 Ночевка 03.08.10 - 04.08.10
3 Остатки плотины на выходе из Кевятозеро
4 Возможная стоянка
5 Остатки плотины
6 Мелкие шиверы
7 Завал
8 Возможная стоянка
9 Возможная стоянка
10 Мост, Остатки ряжевых стенок
11 Остатки плотины
12 Ночевка 04.08.10 - 05.08.10
14 Возможная стоянка
14 о. Троица
15 Плотина на выходе из Муезеро
16 Возможная стоянка
17 Мелкие шиверы
17 Возможная стоянка
18 Шивера, очень мелко
19 Возможная стоянка
19 Ночевка 05.08.10 - 06.08.10
20 Место памяти туриста
20 Возможная стоянка
21 Мыс
22 Возможная стоянка
23 Опасность для судов
23 Юго-восточная протока
23 Северо-западная протока
24 Шивера
25 Шивера
26 Шивера
27 Ориентир времени, прямая видимость на озеро Лежево
28 Возможная стоянка
29 Ночевка 06.08.10 - 07.08.10
30 Возможная стоянка
31 Ориентир времени
32 Исток Средней Охты
33 Возможная стоянка
34 Опасность для судов
34 Остатки плотины, непроходимы, обнос
35 Шивера, мелко
36 Вермас ручей, Населенка
37 Порог Кехань
38 Ночевка 07.08.10 - 08.08.10
39 о.Сосновый. Возможная стоянка
40 Остров Духов. Возможны стоянки
41 Лесничество, Ларек
42 о. Банный, Новечка, дневка, баня, 08.08.10-10.08.10
43 Опасность для судов
43 Плотина на истоке Нижней охты из озера Воронье
43 Возможная стоянка
44 Порог Олений
45 Порог Пичепорог, по карте в правой протоке!
45 В левой протоке узкая, длинная и интересная шивера
45 Ночевка, дневка 10.08.10-12.08.10
46 Возможная стоянка
47 Порог Кожаный
48 Порог Ойнегайне
48 Возможная стоянка
49 Шивера
50 Порог Лаунапорог
51 Ориентир качели
51 Шиверы
52 Порог Хемег, опасность для судов, много камней
53 Порог Кивиристи, 3 ступени
53 Возможная стоянка, после каньона
54 Ночевка, дневка 12.08.10 - 15.08.10
55 Шивера
56 Шивера
57 Шивера
58 Печкопорог. Возможна стоянка
59 Ночевка 15.08.10-16.08.10
59 Муравейные пороги
60 Порог «У Моста». Возможна стоянка.
61 Порог Тютерин, опасность для судов
62 Порог Курна
63 Охта-порог. Возможна стоянка.
64 Возможные стоянки
65 Антистапель

Комментарии
BAM11.01.11, 22:27
Знакомые места 
Вдвоем с другом проходили этим же маршрутом аж в 1973 году на байдарке "Салют" (даже без фартука). Обносили только Кивиристи и Охта-порог. Маршрут понравился тем, что сложность прохождения порогов возрастала по мере появления навыков. Приятно вспомнить!
О Маршруте
Категория сложности: 3
Опубликовал: отчет - Базанов Александр, летопись - Звонников Вячеслав, фото - Бабошин Сергей, Базанов Александр, Смирнов Семён, Суворов Роман.