АЧЫКСАРАЙ (ACIKSARAY OPEN MUSEM)
Тема: Достопримечательности

Монастырь времен борьбы с иконописью Монастырь времен борьбы с иконописью
Роспись монастыря времен борьбы с иконописью Роспись монастыря времен борьбы с иконописью
Гриб - символ Гюльшехира Гриб - символ Гюльшехира
Будущий гриб Будущий гриб
Я в домике Я в домике
Глаза Ачыксарая Глаза Ачыксарая
Развалины монастыря Развалины монастыря
Монастырь с фресками Монастырь с фресками
Монастырь внутри Монастырь внутри
сохранившиеся фрески сохранившиеся фрески
еще прикольные природные образования Ачыксарая еще прикольные природные образования Ачыксарая
Часть 1. Ачыксарай

КАК ДОЕХАТЬ: находится на трассе Невшехир-Гюльшехир, недоезжая Гюльшехира 3 км. На конечной остановке в Невшехире, куда вас привез автобус из Герёме, высаживаетесь и ждете долмуш до Гюльшехира (Gulsehir). В будни они ходят минут через 15, в выходные намного реже. Ехать минут 15. Назовите водителю "Acik saray" (Ачык сарай), он остановит. Приготовьтесь потратить там не меньше 2 часов.

Ачыксарай находится в широком ущелье шириной метров 500, разделенный по центру небольшим лесом шириной метров 200. Левая сторона (если стоять лицом к музею)более интересная.Там же находится всемирно известный гриб, который многие видели на фотографии. Это символ Гюльшехира. Но "центральный вход" находится в правой части (хотя войти можно в любой части,заборов нет, вход бесплатный). Работает официально (о чем гласит табличка на входе) с 10.00 до 17.00. Хотя, естественно, войти можете в любое время суток.

Около "центрального входа" стоит что-то типа домика смотрителя. Сам смотритель, мужичок с внешностью лешего в пиджаке, сидел на стуле, играл на каком-то народном инструменте и что-то заунывно подвывал. Увидев меня, несказанно и неподдельно обрадовался, долго тряс мне руку, потом буквально зашиворот потащил меня в избушку пить чай. Английским леший не владеет, так что информацию какую-либо получить не получится. Его радость, посвященную моему появлению, я поняла позже. Гуляя там где-то с 12.00 до 16.00 мне не встретился ни один человек, хотя это была суббота. За исключением самого смотрителя-лешего, который появлялся неизвестно откуда каждый раз, как черт из-под земли, когда я предпринимала тщетную попытку расстегнуть джинсы, чтобы справить естественную нужду на территории парка. И так же внезапно куда-то пропадал - короче, настоящий леший.

История Ачыксарая, доподлинно известно, начинается еще с римских времен. Хотя предполагают, что всё начилось на много раньше. После римлян на эти земли пришли христиане,приспособив римские храмы и дома под себя. Поэтому, наверное, явных римских следов я не нашла. Естественно, поселившиеся там позже турки, также использовали постройки для своих нужд. Для визитеров Ачыксарай был открыт в 1961 г. Сейчас на его территории можно увидеть 3 монастыря, 12 церквей, несчетное количество скальных домов. Под воздействием эрозии многие строения находятся в состоянии разрухи. Но есть дома вполне хорошо сохранившиеся. Там реально подняться на 3 этажа (но нужен фонарик). Большинство церквей относятся к периоду 9-10 вв., т.е. периоду борьбы с иконописью. Поэтому фрески или отсутствуют или разрисованы красными рисунками, похожие на детские каракули, которые можно видеть во многих скальных церквях Каппадокии. На левой стороне я нашла церковь с вполне хорошо сохранившимися фресками.

ПРАВАЯ СТОРОНА. Сначала от входа, пройдя метров 50 по "основной дороге", идите направо метров 100.Там находятся две хорошо сохранившиеся церкви. Далее нужно вернуться на "основную дорогу" и продолжить путь. По ходу вам в основном будут попадаться полуразрушенные дома в скалах, в которых можно полазить (но нужен фонарь). Т.к. домов таких я видела массу, прошла только около 1 км. Возможно, дальше есть какие-то "фишки", но я про них ничего не знаю. Слышала,что на этой стороне есть подземный город, но входа в него не нашла.

Дальше можно через лесок (метров 200) перейти на левую сторону ущелья (в октябре это было возможно). Дело в том, что на правой стороне леса имеется явный след от русла реки шириной метра 4. В октябре эта река представляла из себя ручей, который легко перешагнуть. Весной, думаю, выглядит всё серьёзнее. Если будет сложно перейти реку, то надо будет вернуться обратно к трассе, пройти по ней метров 500 в сторону Невшехира, и потом свернуть обратно в ущелье. Но не спускайтесь к лесу, а идите по верхней части.

ЛЕВАЯ СТОРОНА. Главная "фишка" - это гриб. Он находится ближе к шоссе, метрах в 100. Действительно, интересное образование, хотя разными видами каппадокских грибов меня сложно удивить. Есть там еще приколы природы (тоже смотрите фотки). Дальше недалеко от гриба находится монастырский комплекс. Здесь же - церковь с фресками.

После осмотра Ачыксарая советую перейти на другую сторону шоссе и поплутать там. На той стороне тоже есть свои приколы природы, типа маленьких (всего метра 2-3) грибочков, серые конусы, похожие на домики.

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ОДИНОКОПУТЕШЕСТВУЮЩИХ ДАМ. Если в районе Гёреме-Юргюпа-Учхисара вы спокойно можете одиноко идти по трассе и пользоваться автостопом, то здеся... Короче, надо было двигать домой. Я решила, что одиноко стоять на турецкой трасе - мягко говоря, не следует. А лучше двигаться к Невшехиру, ожидая транзитный долмуш. Тем более, что мой пыльно-джинсовый вид, рюкзак, бутыль воды в руках и походняк "а-ля сквозь тернии к звездам", по-моему мнению, внимание нормального мужчины не привлечет. Святая наивность...90% проходящих машин мне сигналили (включая идущих по встречной полосе). Остальные 10% проезжали мимо (спасибо персонам женского пола, сидящих рядом с водителем). Из 90% сигналивших,процентов 70 останавливалось около меня (причем находилось немало придурков, которые сворачивали со встречки). Ощущения, я вам скажу, незабываемые, если учесть, что кругом тебя окружают одни безбрежные поля и больше ничего, и потихоничку начинало вечереть. Длился этот поход минут 40.
Но всё же, надо отдать должное гарачым турэцким мушынам: происходило всё достаточно культурно. Останавливались они впереди меня метров на 7-10. Я проходила мимо с "рожей кирипичем", шагая в бесконечную даль. Горячие джигиты делали еще пару попыток притормозить, умные джигиты уезжали сразу. Никаких действий, слава Богу (или Аллаху), с их стороны больше не было. Так что физически вас не изнасилуют, но вот морально за...бут (пордон, но цензурного аналога подобрать не могу). К тому же в будни долмуши ходят минут через 15, так что ваш неприятный поход долго не продлится. Короче, счастья моему не было предела, когда я села в автобус.
В автобусе я увидела смотрителя-лешего. Он мне помахал рукой. Буквально через пару минут моей посадки в автобус он вышел где-то среди полей. И опять как-то в момент растворился. Блин, наверное это и правда был леший...