город Санкт-Петербург / Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм | Автотуризм | Спортивный туризм
 

Санкт-Петербург без конца. Часть 4-я: Июнь 2023 года. Театр Комедии. Музей барона Штиглица. Гатчина.

14 - 15 июня 2023 г.
 
Спектакль «Хитрая вдова» в Театре Комедии

Часть 3-я здесь:

https://www.marshruty.ru/travel/piter-2023-2/

День 1-й, Среда, 14 июня 2023 года. Спектакль «Хитрая вдова» в Театре Комедии.

Отель «Пастель». Колокольная улица. «Мама на даче». Малая Садовая улица. Академический театр Комедии имени Н. П. Акимова. Белые ночи.

В 23-15 наш самолет, вылетевший из Лиссабона, сел в Хельсинки. Это был 20-й день нашего путешествия по Европе, имевшего главной целью с внуками встретиться.

Получили багаж и в полночь нас в аэропорту уже знакомый Евгений встретил. От Хельсинки до Питера – 400 км, граница примерно на полдороге находится. Границу мы пересекли и в 4-45 на Гончарной улице в Питере оказались.

 Гончарная улица непосредственно к Московскому вокзалу примыкает, а потому по ней много маргиналов шляется. Расплатившись и сердечно попрощавшись с Евгением, мы код домофона набрать поспешили.
Подъезд, который (судя по состоянию) последний раз при Николае II ремонтировали, толстый слой тополиного пуха устилал.
Лифта (естественно) не имелось, пришлось мне все чемоданы по очереди на третий этаж затаскивать – именно там отель «Пастель» располагался. Набрав код от входной двери, в длинный и узкий коридор попали, где над стиральной машинкой в условном месте ключ от нашей комнаты нашелся.
Номер наш 2-этажным оказался. На первом этаже – двуспальная кровать, стол и мини-кухня, второй этаж фактически полати представлял, на которые винтовая лестница вела. Забраться на полати только ползком можно было.

Белье на кровати было постелено, еще на ней два свежих полотенца лежали. А вот на полатях только два матраса были, а белья и вовсе не имелось. Ванная комната с душевой кабиной вполне приличной оказалась.

Позвонили на контактный номер, но автоответчик сообщил, что с нами в 12-00 свяжутся. Возмутительным то обстоятельство показалось, что номер нами со вчерашнего дня снят был.

К 7-00 бутылку рома с медом и лимоном, на острове Мадейра произведенного и нами из Португалии привезенного, хлопнули и спать (свояченица - в спортивном костюме) завалились.

Проснулись мы в полдень.

Позвонили администратору и вскоре к нам менеджер Вадим пришел. Мы вывалили ему перечень своих претензий, а именно: нужна туалетная бумага, пакеты для мусора, полотенца и третий комплект белья. Вадим, в свою очередь, попросил 8 800 рублей доплатить, потому что стоил номер за трое суток 12 800 рублей, а наша предоплата только 4 000 рублей составила.

В итоге мы заплатили, а Вадим принес два рулона туалетной бумаги, полотенца и один пакет для мусора (больше у него не было), заставив толстую горничную постелить белье на полатях. При этом он заявил, что во всем служба бронирования виновата – информацию о нашем приезде ему не передали.

-Я о вашем хостеле отрицательный отзыв напишу обязательно, -заявила свояченица.

-Конечно напишите, -согласился Вадим.- Надоело за службу бронирования от клиентов взбучки получать. Только у нас не хостел, а отель все-таки: в хостеле туалет на этаже, а у нас – в каждом номере. А вообще номер ваш на шесть человек рассчитан: три человека на втором этаже, три – на первом.

-Трое на кровати? -изумилась жена.- Тройничок, что-ли?

-Родители с ребенком, -пояснил Вадим.

Честно говоря, нам и троим-то в номере тесновато было.

Мы на улицу курить отправились, тут же Вадим вышел и посоветовал нам курить в подъезде у окна между вторым и третьим этажами, а заодно и подворотню показал, где мусорный бак стоял. Подворотня не запиралась, что для Питера явление редкое.

-Как вам такой удачный отель снять удалось? –поинтересовался я у сестренок.

-Совсем забыли, что в Питере в это время белые ночи, -оправдывались те.- А когда Насте в «Невский Контур» позвонили, все до единого номера в нем уже забронированы оказались. «Пастель» единственным местом оставался, где переночевать за приемлемые деньги предлагалось.

Приняв душ, во Владимирский пассаж за закусками и напитками отправились. К двум часам пополудни до него дошли.

Увидев на первом этаже «Британские пекарни», решили кофе выпить. Оказалось, что к кофе миндальные круассаны с марципаном очень подходят.

«Британские пекарни» вход-выход как на Владимирский проспект, так и во Владимирский пассаж имеют, поэтому, пока кофе готовился, я в пассаж сбегал: там банкомат Сбербанка стоял (вещь редкая), в котором я 10 000 рублей снял, из них 7 100 в общественный кошелек отдал (такова была моя доля за отель и предстоящую на «Сапсане» поездку). Заодно и пару пачек сигарет купил: во время долгого европейского турне сигареты у меня кончились.

В магазине «EUROSPAR» все необходимое закупили, включая крем-мыло для ванной и универсальные полотенца для кухни.

Я заранее на смартфон приложение «Мой SPAR» скачал, благодаря чему скидку на кассе в размере 600 рублей получили.

Выйдя с покупками на Владимирский проспект, решили для возвращения в отель чуть маршрут изменить: по Невскому такие толпы бродили, что продираться через них затруднительно было.

И мы на Колокольную улицу свернули, чтобы по ней до улицы Марата дойти, миновав таким образом изрядный кусок Невского.

Своё нынешнее имя улица получила в 1840 году от колокольни Владимирского собора, построенной в 1783 году по проекту Джакомо Кваренги. В конце 19-го – начале 20-го века застроена доходными домами.

 

В одном из домов «Грибная аптека» располагалась: что за грибочками в ней торгуют?

Колокольная улица

Пройдя по Колокольной, вышли на Марата и по ней до Невского добрались, а там и до отеля.

Улица Марата

Сгрузив покупки в отеле, переоделись и к 16-00 в «Маму на даче» на Невском 106 отправились. Без посещения этого кафе ни одна наша поездка в Питер не обходится. По 8 000 рублей скинулись: нам обширная культурная программа предстояла.

Свояченица холодный борщ (он же свекольник) заказала, мы с женой – по домашнему борщу.

На второе я мясную котлету с гречей взял, а барышни – пельмени самолепные и хинкали. Запивали они еду морсом, я – пивом.

Еду быстро подали, так что обед много времени не занял. Не забыв воспользоваться приложением «Мама на даче», по счету расплатились и чаевые оставили.

В 19-00 спектакль по пьесе Карло Гольдони «Хитрая вдова» в Театре Комедии начинался, билеты на который мы очень заранее купили. До спектакля еще два часа оставалось, и мы (совсем не торопясь) в сторону театра по Невскому пошли.

Набережная реки Фонтанки

Аничков мост

На Невском, 64 обнаружили гастро паб, в котором корюшку (и не только) подавали.

-Надо будет ее завтра попробовать, -решили мы.

Как бы медленно ни шли, но вскоре возле Театра Комедии оказались, а время до спектакля много еще оставалось.

 

Свернули на Малую Садовую и присесть решили где-нибудь.

Малая Садовая улица

На углу Невского и Малой Садовой барышням подвальчик с названием «Хинкальная GOGI» понравился.

Количество заведений с грузинской кухней в центре Питера явно больше, чем в центре Москвы.

Взяли три коктейля: два «Мохито» и один «Негрони» - просто чтобы охладиться.

Счет, кстати, недетским оказался.

И все равно время до спектакля еще оставалось, поэтому перешли Невский и Екатерининский сквер навестили.

Летом по скверу гулять гораздо приятнее, чем в мороз.

Наконец время вышло, и мы в театр отправились.

 

Здание, в котором Театр Комедии обитает, построен в 1902-1903 годах архитектором  Барановским для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы». Магазин этот и сейчас существует.

Витраж на стороне здания, на Невский проспект выходящей и покрывающий несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины. На фасаде установлены четыре скульптуры работы Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».

 

Наука

Искусство

Промышленность и Торговля

В магазине мы побывали как-то – он действительно больше на музей похож.

В фойе театра очень интересная фотовыставка, посвященная жизненному пути Евгения Шварца, развернута.

Вся жизнь великого драматурга в семь стендов уместилась.

Спектакль три часа с одним антрактом шел. Во время первого действия мы время от времени дремали, но блестящая игра актеров заставила нас проснуться окончательно. Отличный спектакль.

Сидели мы в первом ряду партера и, взглянув на билет, я очень удивился: стоил он 2 200 рублей.

Когда из театра вышли, то в белую ночь попали.

Невский проспект

Отправились в Екатерининский сквер курить, я по привычке памятник Екатерине II фотографировал.

 

За сквером Александринский театр виднелся, в котором мы в марте пьесу «1881» смотрели.

Перекурив, в отель пошли.

В 23-00 по Невскому проспекту толпы людей, как днем, ходили.

Спать в час ночи легли.

Музей барона Штиглица

День 2-й, Четверг, 15 июня 2023 года. Музей барона Штиглица.

Кузнечный переулок – последняя квартира Достоевского. Загородный проспект. Семеновский плац и Театр юного зрителя. Гороховая улица. Дворец, да не тот. Дворец Юсуповых на Мойке. По набережной Мойки. Канал Грибоедова и Михайловский сад. Ангелочки-путти. Музей барона Штиглица, история. Аванзал. Готический зал. Теремок. Церковь Св. Пантелеймона. Выставка кукол 1890 года. Галерея флорентийского Возрождения. Выставочный зал. Статуя Штиглица. Пергамский алтарь, копия. Зал Генриха II. Портрет Чкалова. Мемориальный уголок. Зал печей. Зал Медичи. Ресторан «Нобель».

Встал я в 8 часов утра – барышни еще спали. Чуть позже и они проснулись, я же покурить на лестничную клетку отправился: окна, выходящие во двор, на всех этажах распахнуты были.

Часам к 11-ти утра все собрались и решили в «Британских пекарнях» на Владимирском проспекте кофе выпить.

Опять решили обогнуть часть оживленного Невского проспекта, свернув на улицу Марата, а с нее на Кузнечный переулок – по нему к Владимирскому проспекту и вышли.

В «Британских пекарнях» кроме кофе барышни по «улитке с корицей» взяли, а я - кусочек торта «Наполеон».

Нам нужно было в Юсуповский дворец попасть и билеты на завтра на экскурсию в нем купить.

-Давайте по Загородному проспекту пойдем, -предложил я.- Оттуда по Гороховой до дворца доберемся.

И мы пошли.

В первой половине 18-го века южная граница города по Фонтанке проходила, поэтому прилегающие территории загородными были.

Церковь Коневской иконы Божией Матери

Наконец до сада Театра юных зрителей (он же Семеновский плац) дошли.

 Рядом военкомат находился, выдвигавший (бегущей на табло строкой) любопытные, хотя и неоднозначные предложения.

Свернули на Гороховую улицу, по которой до набережной реки Фонтанки дошли. По дороге я последний дом Распутина показал.

Гороховая улица

Дом Распутина

Перейдя по Семеновскому мосту Фонтанку, до Сенного рынка дошли.

Я с чистой совестью довел барышень до дворца Юсуповых на Фонтанке.

-И куда ты нас привел? -холодно поинтересовались они.

-К дворцу Юсуповых, -радостно сообщил я.- На Фонтанке.

-Нам действительно дворец Юсуповых нужен, -подтвердили барышни.- Только на Мойке.

-Пошли уже, -заявили они.

И включили навигатор.

Пройдя по Вознесенскому проспекту, налево свернули, по Подъяческому мосту канал Грибоедова пересекли и в Фонарный переулок углубились.

Вознесенский мост

Подъяческий мост

Фонарный переулок

По Фонарному переулку до набережной Мойки дошли и налево к Юсуповскому дворцу повернули.

На другом берегу Мойки легендарный ДК Связи, обвешанный реставрационными тряпками, возвышался.

ДК Связи

Почтамтский мост

Увы и ах – вход во дворец со стороны улицы Декабристов находился – пришлось по Прачечному переулку до него добираться.

Прачечный переулок

Наконец до касс музея добрались.

Нам повезло: на завтрашнюю экскурсию в 11-30 три билета (по 950 рублей) нашлись.

Посмотрев на место, откуда экскурсии начинаются, дворец покинули.

На часах 13-20 было, а в 15-00 у нас экскурсия в музее Штиглица начиналась, так что поторопиться следовало.

Львиный мост

По Фонарному переулку на набережную Мойки выбрались и по ней в сторону Невского пошли.

Синий мост

Памятник Николаю I

Мариинский дворец

Исаакиевский собор

У Красного моста

Красный мост

Набережная реки Мойки

Зеленый мост

Дойдя до Казанского собора, перешли Невский и по набережной канала Грибоедова двинулись.

Миновав храм Спаса на Крови, через Михайловский сад прошли.

По 1-му Инженерному мосту пересекли Мойку, а по Пантелеймоновскому – Фонтанку и на улицу Пестеля попали.

Улица Пестеля

Повернув налево, в Соляном переулке, перед Музеем Штиглица очутились. До начала экскурсии четверть часа оставалось – мы успели.

Надобно заметить, что мало кто про Музей барона Штиглица слышал, да и просто так попасть в него нельзя (это действующее высшее учебное заведение) - только по предварительной записи. И барышни много времени потратили, чтобы на экскурсию записаться: удалось им это, создав собственный аккаунт ВКонтакте, потому что на звонки по контактному телефону музея никто не отвечал.

https://vk.com/topic-125825810_47076752

На кассе мы QR код показали, который на телефон после подтверждения экскурсии (и оплаты ее нами) прислали. Билеты на экскурсию по 500 рублей стоили.

Перед тем как зайти в Музей Штиглица, обратили внимание на уникальные фонари-торшеры у входа. Как нам потом рассказали, изготовлены они в 1895 году по проекту архитектора Максимилиана Месмахера. На их пьедесталах расположились ангелочки (путти - от итальянского putti, putto - младенец), которые символизируют различные ремесла.

Путти считаются ангелами-хранителями студентов Академии Штиглица. Есть традиция приносить им цветы перед экзаменами. А ещё есть ритуал подержаться за ножку конкретного путти, выбирая соответствующую профессию, которую олицетворяет ангел. Простые прохожие просто потирают их ручки и ножки, дабы желание исполнилось.

В музее нас Галина Алексеевна встретила, научный сотрудник музея, заменившая заболевшего гида:

-На месте этом когда-то Партикулярная верфь располагалась: на ней корабли строили. При Петре Великом все под парусами ходить учились – строительство мостов запрещено было и каждому чиновнику собственное суденышко полагалось. Верфь прямо напротив Летнего сада находилась и чистой публике, в саду гулявшей, шум и грязь от верфи не нравились. Верфь упразднили и на ее месте соляные амбары построили – Соляной городок.

-Соль была подакцизным товаром и доходы от ее продажи составляли значимую часть бюджета империи. Со временем акциз на соль отменили и в 1870 году в Соляном городке Мануфактурная выставка прошла, после закрытия которой на территории городка несколько музеев осталось.

-6 января 1876 года известный российский промышленник, банкир и меценат барон Александр Людвигович Штиглиц подал прошение на имя императора Александра II, в котором просил принять пожертвование в размере 1 миллиона рублей для создания на месте части Соляного городка (принадлежащей Русскому купеческому обществу) учебного заведения, в котором обучали бы молодежь декоративно-прикладному искусству для развивающейся отечественной промышленности - и чтобы заведение это фамилию его семьи носило. 1 миллион тогдашних рублей нынешнему 1 миллиарду соответствует.

-Ровно через три дня фельдъегерская служба Зимнего дворца доставила в дом Штиглица высочайшее (со словами благодарности императора) разрешение и именно с этой даты – 9 января 1876 года – и отсчитывает свою историю наше учебное заведение.

-Семья Штиглицов еврейское происхождение имела: папа Александра Штиглица, Людвиг, был младшим из трех сыновей придворного банкира немецкого княжества Вальдеке Хирша Бернарда Штиглица. Людвиг переехал в Россию и принял лютеранство, за огромные заслуги в Отечественной войне 1812 года получил баронский титул и стал придворным банкиром Александра I, а затем и Николая I.

-Александр Людвигович не менее удачливым, чем отец, оказался. Унаследовав огромное состояние, Александр остался придворным банкиром. Кроме того, младший Штиглиц промышленностью занимался, основав суконную и льнопрядильную фабрики в Нарве, железную дорогу от Санкт-Петербурга до Петергофа построил. В 1860 году, после образования Государственного банка, Штиглиц стал его первым управляющим.

-Промышленность в России развивалась стремительно, искусство перестало быть уделом для избранных - скучные промышленные здания как-то украсить следовало - и стране большое количество дизайнеров потребовалось: основанная в 1825 году в Москве знаменитая Строгановка с этой потребностью не справлялась.

-В следующем (1877) году на должность директора Училища технического рисования барона фон Штиглица приглашается талантливый и уже известный архитектор, выпускник Императорской академии художеств Максимилиан Егорович Месмахер.

Месмахер Максимилиан Егорович

-В следующем (1878) году Департамент промышленности и мануфактур Министерства финансов Российской империи утверждает создание (при еще не существующем Училище) Учебного музея прикладного искусства. Училище и музей одномоментно открываются – 29 декабря 1881 года. Даты я по старому стилю называю. Первоначально музей на третьем этаже рядом стоящего учебного корпуса располагался.

-Предполагалось, что Училище на проценты от миллиона рублей Штиглица и другие частные пожертвования существовать будет. Были организованы филиалы училища в Нарве, Ярославле и Саратове, поэтому питерское Училище стало Центральным называться.

-24 октября 1884 года Александр Людвигович Штиглиц в возрасте 70 лет от двустороннего крупозного воспаления легких скончался. За полгода до этого барон духовное завещание оставил, согласно которому Училище (вполне в его глазах успешно себя проявившее) наследовало (за вычетом всех налогов) 5 748 352 рубля 29 копеек. Если первоначальный миллион рублей, выделенный Штиглицем для создания Училища, считался беспрецедентным пожертвованием, то эти почти 6 млн. рублей вывели Училище в число самых обеспеченных учебных заведений в Европе.

-Именно наследство Штиглица позволило Месмахеру поставить вопрос перед Советом Училища о строительстве отдельного здания для Музея Училища. Предложение было принято и Месмахеру проект составить поручили. В 1885 году закладывается здание музея, строительство которого 11 лет продолжалось. Это не было долгостроем, просто все отделочные работы (лепка, создание барельефов и другого декора) собственными силами выполнялись – силами учеников, выпускников и представителей профессорско-преподавательского состава.

-В торжественной обстановке в присутствии членов императорской фамилии и многочисленных гостей 30 апреля 1896 г. Музей был открыт. К моменту открытия музея в нем было свыше 15 000 произведений прикладного искусства.

-Внешне музей итальянское палаццо 15-16-х веков напоминает. На 2-х этажах музея 32 зала расположены: 18 на первом и 14 на втором. Месмахер разработал концепцию здания, которое, в его представлении, должно было стать самым большим в мире учебным пособием по истории художественных стилей.

-Все в этом музее - от мозаик на фасаде до оформления небольших световых двориков, от грандиозного двухъярусного выставочного зала под двойным стеклянным куполом до отлитых из бронзы дверных ручек, от окон-витражей в полах некоторых залов первого этажа до ажурных оконных решеток - преследовало одну цель: помочь ученикам постичь тайны старых мастеров, почувствовать аромат и вкус ушедшего времени и стать высоко квалифицированными мастерами.

-Каждый из тридцати двух залов Музея для сохранения духа эпохи декорировался в определённом историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нём. Талантливый педагог Месмахер смог превратить строительство здания Музея в хорошую школу для своих воспитанников. По рисункам и акварелям Месмахера они под руководством преподавателей выполняли отделочные работы.

-К сожалению, нынешний Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Александра Людвиговича Штиглица далеко не так хорошо, как при Месмахере, выглядит – за прошедший век с лишним музей сильно пострадал. Множество экспонатов его за рубеж продали, часть из них до сих пор в Эрмитаже находится. Будете в Эрмитаже, обратите внимание, что на многих экспонатах табличка присутствует, что он – из собрания барона Штиглица.

-Особенно музею во время блокады досталось – немцы из Петергофа по нему прицельно из артиллерийских орудий палили.

-Доступ в Музей ограничен, потому что Музей – учебный, он прежде всего для студентов предназначен. Также, как и в Строгановке, пол и сословие при приеме в Училище значения не имели – только личные способности абитуриентов. Училище изначально для малоимущих детей создавалось, им даже стипендию платили. А Музей бесценным учебным пособием являлся: ученики, не имевшие возможности путешествовать, в его стенах в нужных стране и эпохе оказывались.

-Мы с вами в аванзале находимся. Аванзал – это своеобразная парадная приемная перед главным входом во дворец. Аванзал из трех нефов состоит – вытянутых помещений, отделенных друг от друга колоннами.

-Потолки аванзала расписаны, оформлять росписи (как и весь остальной декор) после 1892 года начали.

-Обратите внимание на пейзажи в плафонах – это пейзажи различных областей Италии, написанные во время стажировок учеников Училища, которые давались ученикам на полтора, два или три года на деньги, завещанные Александром Людвиговичем.

-Этот Готический зал, как и остальные 31, экспозиционно-учебный.

-Вскоре после революции Училище было закрыто, Музей стал филиалом Эрмитажа, потом экспонаты Музея переданы были в Эрмитаж и другие музеи, вновь Училище открылось почти через четверть века (в 1945 году) и с 1953 до 1994 года носило имя Веры Ивановны Мухиной.

-Обратите внимание на три печных изразца, на стене висящих. Это Германия, 16-й век. Апостол Иуда, апостол Петр и Притча о блудном сыне.

-Мы с вами переходим в роскошный зал, который в 1984-1989 годах отреставрировали, до этого стены его и потолки (как и многих других залов) белой водоэмульсионной краской – в рамках хрущевской борьбы с архитектурными излишествами - закрашены были. Зал этот любовно Теремком прозвали – выполнен он в стиле московского нарышкинского барокко 17-го века. Стиль этот еще «травное узорочье» называют.

-Зал Теремок – подражание палатам Теремного дворца в московском Кремле.

-Здесь есть небольшая коллекция ритуального облачения православного духовенства. Для Музея эти ризы имеют значение с точки зрения демонстрации техники вышивки золочеными и серебряными нитями.

-К зданию Музея церковь Св. Пантелеймона примыкает и часть окон теремка прямо на церковь выходит. Это уже третья церковь на этом месте. В 1718 году для рабочих Партикулярной верфи по приказу Петра Великого часовню во имя св. Пантелеймона построили (в день его памяти, 27 июля по старому стилю, русский флот в 1714 году одержал победу над шведским флотом при Гангуте, а в 1720 году – у острова Гренгам). В 1722 году вместо часовни мазанковую церковь построили, а в 1739 году ее каменная заменила.

Церковь св. Пантелеймона

-Так зачем же Месмахер Теремок именно в этой части Музея расположил? Очень простой ответ: Месмахеру для полной аутентичности Теремка колокольный звон требовался – он даже и это предусмотрел.

-Обратите внимание: витражи на окнах студентами Училища сделаны.

-В этих шкафах хранятся куклы с выставки 1890 года. Куклы представляют все губернии Российской империи и наряжены в праздничные одежды, характерные для каждой губернии. По окончании выставки куклы в Музей Училища Штиглица передали.

-Головы кукол в Царстве Польском, входившим тогда в состав Российской империи, сделаны, волосы – натуральные, глаза – стеклянные, а туловища либо из липы сделаны, либо из специальной мастики отлиты. Всю одежду и исподнее мастерицы-надомницы выполняли, или – как их тогда называли – кукольницы-одевальщицы.

-Иногда спрашивают, почему кукла, Санкт-Петербургскую губернию представляющая, такая грустная? Я отвечаю, что мы – всегда грустные.

Кукла Санкт-Петербургской губернии

-Москвичи есть?

-А как же, -подтвердили мы.

-Вот-вот, -констатировала гид.- Москвичи всегда радостные, как и куклы, Московскую губернию представляющие.

Куклы Московской губернии

-Мы с вами в галерее флорентийского Возрождения находимся.

-Для обеспечения учебного процесса в ведущих музеях мира (и других местах) гальванокопии (и просто копии) нужных предметов декоративного искусства заказывали – в конце 19-го века это чем-то зазорным не считалось. Занимался этим (в качестве эксперта) зять барона Штиглица – Александр Александрович Половцов.

-Значительную часть здания Музея окружённый двухъярусными аркадами большой Выставочный зал занимает, напоминающий внутренний двор итальянского палаццо. Он освещён верхним светом через двойной стеклянный купол, площадь зала - 1196 квадратных метров (34 метра в длину и 17 метров в ширину). Высота зала – 22 метра (высота 7-этажного блочного дома).

-3200 метров – общая площадь остекления двойного купола. Исторический купол, состоявший из небольших цветных расписных квадратных стекол, создававших ковровый орнамент из золотых звезд и выполненных на мюнхенской фабрике Цеттлера, погиб 8 сентября 1941 года от взрывной волны. Всего за время блокады в здание музея два артиллерийских снаряда и одна авиабомба попали. Фриз под куполом со скульптурными портретами знаменитых архитекторов, скульпторов и художников также рухнул.

-После войны купол восстановили и остеклили бесцветным стеклом.

-Фриз со скульптурными портретами также восстановили, заменив многие портреты портретами соотечественников и добавив в ним портреты Веры Мухиной и Алексея Щусева.

-Масштаб разрушений после Великой Отечественной войны был таков, что стране огромное количество мастеров-реставраторов потребовалось, а их не было. Именно поэтому после войны и было Ленинградское высшее художественно-промышленное училище воссоздано.

-Если вы заметили, то на фасаде Музея имена и портреты выдающихся деятелей художественного ремесла и прикладного искусства помещены: их 29, самые разные имена – англичан, французов, поляков, немцев, итальянцев, русских и т.д. А всего по периметру Музея имен таких – 154.

-Несколько лет назад в качестве дипломной работы студенты изготовили 16 стекол для купола, повторивших первоначальные (со звездами) – они и сейчас купол украшают.

-Мраморную скульптуру Александра Людвиговича Штиглица Марк Антокольский уже после смерти барона по заказу Училища создал. Постамент специально для статуи предназначен был. После войны ее в Музей изобразительных искусств нынешнего Великого Новгорода передали с целью пополнения разоренного музейного фонда, а на постаменте то бюст Сталина, то бюст Ленина устанавливали. И только в 2011 году статуя барона Штиглица на свое законное место вернулась.

-Сейчас середина июня и в зале свои дипломные работы выпускники кафедры живописи готовят.

-В 2002 году Эрмитаж подарил Музею копию Пергамского алтаря, изготовленную в 1958 году. История ее такова.

-Алтарь Зевса был воздвигнут правителями Пергама, столицы Пергамского царства, расположенного в северо-западной части Малой Азии, Эвменом II и Атталом II в 164 - 156 гг. до н. э. в память о победах над племенами галлов.

-Новшество создателей Пергамского алтаря состояло в том, что алтарь превращён был в самостоятельное архитектурное сооружение. Темой основного фриза алтаря - Большого, является изображение гигантомахии: битвы богов-олимпийцев с гигантами.

-Со временем, после разрушения города арабами и случившегося землетрясения, алтарь в земле погребенным оказался.

-В последней четверти 19-го века турки немцев для строительства дорог пригласили. Немецкий инженер и архитектор Карл Хуман сообразил, что в Пергаме полноценные раскопки еще не проводились и под давлением Берлина турки разрешение на раскопки дали. Более того, немцы выкупили обнаруженные части алтаря у турок и вывезли их в Берлин, так что Пергамский алтарь – единственный подобный объект, не подлежащий реституции.

-В Берлине специально для алтаря Пергамский музей к 1930 году построили. Германия получила возможность достойно противопоставить «Пергамские древности» фризу из Парфенона в Британском музее Лондона.

-В 1945 году алтарь в Ленинград вывезли, где в Эрмитаже выставили, а в 1958 году алтарь, как и многое другое, в Германскую Демократическую республику вернули. Но перед этим копию с алтаря сняли и копию эту специалисты нашего Училища сделали, хоть оно тогда и имя Мухиной носило.

-Понятно, что в Пергамском музее подлинный алтарь получше нашей копии выглядит, потому что не на стене, а на макете здания смонтирован, но мы и этому рады.

Общий вид западного фасада алтаря. Экспозиция в Пергамском музее

-Залы второго этажа Музея Училища забиты экспонатами были когда-то. К сожалению, после закрытия Училища большая часть экспонатов по другим музеям распределена была, а часть из них зарубеж продана, так что теперь залы второго этажа по преимуществу в качестве учебных классов и художественных мастерских используются: средств для закупки экспонатов Училище не имеет.

-Поэтому по второму этажу мы по возможности передвигаться будем – здесь учебный процесс вовсю идет.

Второй этаж

Нам даже в зал Генриха II зайти удалось, где как раз какое-то совещание закончилось.

После этого мы на лестничную площадку вышли и на первый этаж спустились.

Надобно заметить, что часть неотреставрированных помещений живо советское прошлое напоминала.

-Перед нами копия витражей Шартрского собора во Франции – первого собора, который задал архитектуре готический стиль. В 2011 году студенты наши там практику проходили и копию эту в качестве дипломной работы сделали.

-Это портрет Валерия Чкалова, известного советского пилота. Я, показывая однажды портрет Чкалова, не назвала кого он изображает, сообщила только, что это портрет секс-символа советской эпохи.

-Неужели это Карл Маркс? -удивилась одна из экскурсанток.- А почему без бороды?

-За этой деревянной кулисой находится лестница, которая вела в служебную квартиру Максимилиана Егоровича Месмахера.

-Сейчас я вам покажу скромный мемориальный уголок, созданный в память только нескольких (из многих) людей, создавших Училище и Музей барона Штиглица.

-Людвиг Иванович Штиглиц в 1803 году приехал в Санкт-Петербург, в 1826 году стал бароном – Николай I ему титул пожаловал.

Штиглиц Людвиг Иванович

-Александр Людвигович Штиглиц, один из его детей. Его беспрецедентный дар лег в основу создания и Училища, и Музея.

Штиглиц Александр Людвигович

-Максимилиан Егорович Месмахер – душа, сердце, мысли, интеллект и Училища, и Музея. Судьба его печальна.

Максимилиан Егорович Месмахер

-Надежда Михайловна Юнина (Июнева), воспитанница Александра Людвиговича Штиглица и жены его Каролины Карловны. Согласно легенде, девочку в корзине и в льняной сорочке подбросили на ступени дворца Штиглица на Каменном острове. На шее девочки на цепочке золотой крестик висел.

-На следующий день Николай I вызвал Штиглица и сообщил, что заинтересован в судьбе девочки: родилась она 10 декабря, звать Надеждой, отчество – Михайловна, крестить – по православному обряду. Штиглиц, сын крещеного еврея и сам протестант, все пожелания императора выполнил, а девочку они с женой удочерили.

-Произошло это событие в конце июня 1843 года, в связи с чем девочке дали фамилию Июнева (Юнина). Считается, что девочка была внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича (четвертого сына императора Павла I и императрицы Марии Федоровны) и некой фрейлины. Девочка и правда очень на Михаила Павловича похожа была. После смерти Александра Людвиговича Надежде Михайловне все его огромное состояние досталось.

Надежда Михайловна Юнина (Июнева)

-Ее муж, государственный секретарь, сенатор, статс-секретарь Александра III, библиофил и коллекционер Половцов Александр Александрович.

-Александр Александрович Половцов оставил «Дневник 1893-1909 гг.», который издан. В нем несколько раз мельком упоминается фамилия Месмахер, но ни слова о конфликте Половцова с Месмахером не сказано.

-Как я уже говорила, барон Штиглиц завещал Училищу капитал, проценты с которого шли на содержание и Училища, и Музея. Сам капитал был неприкосновенен, но (по инициативе председателя Совета Училища Половцова) его в акции перевели. Возник скандал, Месмахер подал в отставку и был уволен. В 1897 году архитектор вместе с женой уехал в Германию и поселился в Дрездене. Там Максимилиан Егорович Месмахер и умер 4 сентября 1906 года.

-Любопытны воспоминания графа Сергея Юльевича Витте. В первом их томе Витте следующее написал:

«Этот Половцев, в сущности, был удивительный человек. Родился он в простой дворянской семье, кончил курс в Правоведении и ему предстояла жизнь маленького, бедного чиновника - может быть, в конце концов, он дослужился бы до какого-нибудь, более или менее высокого административного места, тем более что он был правоведом, а правоведы всегда друг друга поддерживают.

В это время одним из самых богатых банкиров был Штиглиц, у Штиглица была приемная дочь, и никаких наследников он не имел. Вот этот молодой чиновник Половцев, совершенно бедный, начал систематически ухаживать за этой приемной дочерью Штиглица, которая, между прочим, была очень красива. В конце концов, Половцев добился того, что женился на ней. А когда Штиглиц умер, то все состояние он оставил своей приемной дочери и, таким образом, Половцев сделался очень богатым человеком, так как он владел, или, по крайней мере, распоряжался всем состоянием своей жены. О том, как велико было это состояние, можно судить из следующего: кроме различных недвижимостей, Штиглиц оставил после себя наследство в 50 миллионов рублей различными государственными бумагами.

Так как, после смерти Штиглица, произошла восточная война, которая значительно понизила курс наших денег, то эти 50 миллионов рублей, если бы они сохранились, равнялись бы по крайней мере, 70-80 миллионам рублей. А так как все эти бумаги приносили 5%, то, следовательно, годовой доход с них составил бы 4 миллиона рублей. Но Половцев этот умудрился сделать так, что, в конце концов, когда он в прошлом году умер, то наследникам его осталось самое ограниченное состояние, т. е. состояние в несколько миллионов рублей, скажем - в 3-4 миллиона рублей, а все остальное было уничтожено. Говорю «уничтожено», а не проедено, потому что, хотя он жил широко, но все-таки совсем не настолько широко, чтобы можно было прожить такое громадное состояние. Все время он занимался различными аферами: продавал, покупал, спекулировал и доспекулировался до того, что почти все состояние своей жены проспекулировал.

Замечательно то, что вместе с тем этот Половцев был человек несомненно умный, толковый, даже с государственным умом.»

-Конечно, к воспоминаниям «графа Полусахалинского» Витте с известной долей скепсиса относиться нужно, но тут можно известный анекдот вспомнить: «Ложки в итоге нашлись, но осадочек остался».

Половцов Александр Александрович

-Их старший сын Александр Александрович Половцов (младший).

Половцов Александр Александрович (младший)

-А теперь в Зал печей пойдемте.

-Здесь собраны русские изразцовые печи 17-19 веков.

-Помимо печей в зале много чего другого имеется, в том числе скульптурные работы и барельефы из стекла, а также витраж, сделанные нашими выпускниками.

-Меня часто спрашивают, как эти печи топили? Нормально топили – просто они топками к стенам повернуты.

-Следующий зал – зал Медичи. Экспозиция 19-го века в зале этом посвящена была флорентийскому искусству 14-15-х столетий.

-Росписи выполнены в 1894 году: четыре портрета, четыре мецената, четыре триггера и двигателя Возрождения. Папа Лев X, Козимо Медичи, Федерико Урбино и Леонардо Лоредан.

-Там же имена выдающихся мастеров, работавших в то время, написаны.

-У нас 18 залов отдано под музей в 1947 году, из них 12 -экспозиционных и 6 как хранилища используются.

-В 12 экспозиционных залах 1721 экспонат находятся и каждый из них определенное учебное задание имеет, продиктованное выпускающими кафедрами. Всего в Академии 27 кафедр, из них выпускающих – 17.

-Экспозиция в этом зале эклектичная, как и во всех других залах. Здесь представлена мебель начиная с 16-го и кончая второй половиной 19-го века.

-Этот буфет на самом деле – реклама, в 1857 году в виде буфета выполненная. Буфет из черного дерева сделан, резные вставки – из самшита. Буфет – реклама немецкой мастерской, которая деятельность свою в 16-м веке начала и до сегодняшнего дня работает.

-Обратите внимание на этот складной инкрустированный столик работы итальянских мастеров.

-Вот этот закрытый на решетку кабинет болен, его реставрировать нужно.

-Мебель в этом кабинете 1660 годом датируется, работа деда и внука, из личных покоев в Аничковом дворце императора Александра III.

-Итак, мы с вами обошли все доступные для осмотра залы Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Александра Людвиговича Штиглица. Благодаря этому музею Эрмитаж полнофункциональным музеем стал: в 1920-е годы в Эрмитаж из Музея Штиглица 100 424 предмета передано было, в Музей же Штиглица с 1945 года только 900 предметов поступило.

-Правда, в Эрмитаже обо всех экспонатах заботятся, выставляют их и не забывают пояснять, откуда они поступили.

Мы поблагодарили гида и на улицу отправились. Экскурсия почти два часа продолжалась, так что освободились мы в 17-00.

Еще раз взглянув на фасад музея и церковь св. Пантелеймона, тем же путем назад отправились.

Михайловский замок

Пройдя через Михайловский сад, вышли на набережную канала Грибоедова и там у ресторана «Нобель» притормозили.

Во-первых, нам вечерняя экскурсия в Гатчину предстояла, так что следовало поесть, а, во-вторых, корюшка в «Нобеле» явно дешевле стоила, чем в «Иван да Марья» на Невском, 64.

Меню нам понравилось, и мы решили в «Нобеле» пообедать, а заодно и поужинать.

Расположились внутри ресторана, благо на летней веранде очень жарко было.

Барышни апероль с клубникой и лемонграссом заказали, я пиво.

Все по порции корюшки взяли, свояченица – кастрюльку с мидиями, жена – лосося, а я – колбаски жареные.

К 18-30 обед-ужин закончили, чек 6330 рублей составил.

Оставив 7000 рублей, к метро пошли.

Набережная канала Грибоедова

Гатчина

День 2-й, Четверг, 15 июня 2023 года. Гатчина.

 

Старушка милая жила

Приятно и немного блудно,

Вольтеру первый друг была,

Наказ писала, флоты жгла,

И умерла, садясь на судно.

Александр Пушкин

Карта «Подорожник». Московский проспект и площадь Победы. Петр III и Екатерина II. Пулковские высоты. Антонио Ринальди и пудожский камень. Село Хотчино и Григорий Орлов. Несчастный Павел. Гатчина. Ингербургские ворота. Суконная фабрика. Купец Карпов и собор Покрова Пресвятой Богородицы. Смерть Екатерины Великой. Павел I и Мальтийский Орден. Приоратский дворец. Загадочный портрет. Адмиралтейские ворота. Дворцовый парк. Колодец-Иордань. Подводная лодка в Серебряном озере. Большой Гатчинский дворец. Памятник Павлу I. Ассигнации и рождение бумажного рубля.

Зайдя на станцию «Невский проспект», свояченица купила жетоны для оплаты проезда (по 70 рублей). Я попросил на меня жетоны не брать и купил карту «Подорожник» за 80 рублей, на которую тут же 220 рублей положил.

После прохода в метро на карте 171 рубль остался (это турникет показал), так что поездка мне в 49 рублей обошлась. Разница в стоимости поездки понравилась.

Прокатившись по синей ветке на юг, на 7-й по счету станции («Московская») вышли. Встреча с гидом у нас в 19-30 у дома № 195 по Московскому проспекту назначена была.

Время еще было, поэтому мы купили в киске кофе и присели за столик «Вкусно – и точка», бывшем «Макдональдсе».

Гид Игорь прибыл вовремя и нас в машину свою посадил.

-Скажите пожалуйста, откуда вы в Санкт-Петербург пожаловали? -спросил он.

-Из Лиссабона через Хельсинки, -ответил я.- Хотя вообще-то мы из Москвы. Просто в Питере у нас большое европейское путешествие заканчивается.

-Что ж, -заметил Игорь.- Тогда вам приятно узнать будет, что станция метро «Московская» исключительно для встречи гостей из Москвы строилась.

-Московский проспект, по которому мы едем, это проект 1959 года для соединения двух городов – Москвы и Ленинграда, потом к ним третий – Киев – прибавился.

-Начало Московский проспект от площади Победы берет – вон там под землей «Музей героическим защитникам Ленинграда» находится.

-Этот шпиль – одни из главных символов Второй мировой войны, а возле этой композиции воинов и защитников тыла принимали в пионеры абсолютно всю молодежь Ленинграда.

-Справа и слева от дороги бугорки – это долговременные огневые точки. Именно сюда 18 сентября 1941 года подошла лучшая в мире немецкая танковая армия, которую народное ополчение встретило, потому что регулярные части Красной Армии немцев совсем в других местах ждали – это полный провал командования был.

-Народное ополчение насмерть дралось: обвязанные гранатами люди гранатами люди под танки бросались. Многие немецкие танкисты просто с ума сходили после нескольких суток наматывания танковыми траками некогда живой плоти. И танки немецкие остановлены были.

-Каменные столбы слева – это верстовые столбы, потому что мы по самой знаковой магистрали Российской империи едем. Если присмотреться, то верстовой столб поднятый вверх палец напоминает.

-Верстовые столбы – первые дорожные знаки, означавшие, что вы на стратегически важной дороге находитесь, по которой без специального разрешения передвигаться нельзя. Потому что по этой дороге императрица Екатерина Великая и члены правительства ездят, гвардейские полки перемещаются. Если вы на этой дороге останетесь, то очень скоро вас подразделение гусар навестит и дело (в лучшем случае) конфискацией вашей телеги закончится. В худшем – допросом в Тайной канцелярии, где выяснять будут – не шпион ли вы английский?

-Столбов этих – 23, стоят они до самого Царского Села через каждую версту. Напоминаю, что верста – это 1 км 67 метров. Столбы под руководством Антонио Ринальди – придворного архитектора Екатерины Великой - ставили.

-Мы с вами по Царскосельской дороге едем и без упоминания Царского Села нам не обойтись: все дороги из Петербурга в Царское Село вели когда-то – Царское Село было резиденцией почти всех российских монархов. Кроме Павла I: Павел Царское Село ненавидел благодаря ненависти к своей матери. Как это произошло? Во-первых, приход Екатерины Алексеевны к власти – это всем известная история дворцового переворота. Ее муж, Карл Петер Ульрих, 14-летним мальчиком прибыл в Россию. Это голштинский герцог, сын Анны – дочери Петра Великого и сестры императрицы Елизаветы Петровны.

-Елизавета Петровна неплохо время на троне провела, единственный нюанс – детей у ней не было и пришлось обратиться к семье сестры. Карл Петер Ульрих ничему особо учиться не хотел, русский язык ему с трудом давался, а со временем выяснилось, что все русское ему не нравится, а вот все прусское – нравится. Был он протестантом и его с трудом православие принять заставили, Петром Федоровичем назвав. Над священниками православными Петр Федорович в церквах глумился.

-Тяжелый случай, в общем, поэтому принято было решение срочно Петру Федоровичу жену найти, которая либо сможет мужа образумить, либо родить от него наследника, которого Елизавета Петровна в качестве будущего императора воспитать сможет.

-Претенденток хватало, но конкурс среди них одна выиграла – София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая российская императрица. Она, кстати, Карлу троюродной сестрой приходилась. Правда, родить наследника София Августа (Екатерина Алексеевна после принятия православия) только через 8 лет брака смогла. Петр жену первое время только в качестве немецкой подружки воспринимал: в первую же брачную ночь он в опочивальню супружескую пожаловал и рассказал жене, что ему девушка, на кухне работающая, нравится, попросив у жены совета, как ему с этой девушкой сблизиться.

Петр III

-Екатерину стали во всех грехах обвинять и даже замену ей искать начали, пока она наконец не забеременела. Возникает вопрос: от кого? Близость с Петром у Екатерины была, но были у нее интимные отношения и с еще одним замечательным человеком по фамилии Салтыков. Последнего, между прочим, сама Елизавета Петровна к Екатерине привела.

Сергей Васильевич Салтыков

-Наконец Екатерина Алексеевна Павла Петровича родила. Роды тяжелыми были, сразу после них младенца у матери забрали, а про Екатерину забыли. Екатерина, потерявшая много крови, чуть не умерла: при открытых окнах полтора часа пролежала, пока про нее не вспомнили. Все это во многом определило будущие отношения Екатерины Алексеевны и со двором, и с ее ребенком.

-Впереди у нас Пулковские высоты, когда-то берегом древнего моря бывшие: перепад высот с Невским проспектом почти что 40 метров составляет. На самой высокой точке Пулковских высот знаменитая Пулковская обсерватория находится, в первой половине 19-го века построенная. В ней новейшие технологии применили, механические лифты и раздвижные купола построили, за невероятные деньги телескопы в Англии купили и немецких ученых пригласили (немецкие ученые на тот момент лучшими астрономами были). Благодаря всему этому Пулковская обсерватория боле чем на 100 лет обсерваторией номер один в мире стала.

-Возвращаемся ко времени Екатерины Великой. Павел родился, его забрала и воспитывала Елизавета Петровна. Главный тезис Елизаветы Петровны по жизни: «Помните, чья я дочь? Поэтому что хочу, то и делаю», поэтому воспитывала она мальчика как считала нужным. Павел в одиночестве воспитывался – с ним всегда только педагоги и взрослые люди были и это станет проблемой, которая повлияет на его психологию в будущем: Павел абсолютно не социализирован и не умеет общаться со сверстниками, да и с людьми младше и старше его – тоже.

-При этом Павел блистательно образован, обладает острым умом, но все его друзья – это книги и европейские педагоги. После очередного дворцового переворота определенные люди начнут ему на ушко кое-что нашептывать. Переворот сопровождался убийством Петра III – жестоким и (возможно) неоправданным убийством. Представьте себе, что 12-летнему мальчику сообщают, что его мама убила его папу. Да не просто убила, а руками брата вот этого дяди, с которым теперь живет: на тот момент Екатерина с Григорием Орловым жила. Нравственный надлом приводит к постоянным конфликтам с матерью.

-Между тем Екатерина Алексеевна очень государственными делами занята и много времени сыну уделять не может. Она пытается объяснить Павлу, что Петр Федорович от геморроидальной колики скончался (таков был официальный диагноз), но все знали, что императора убили. Хотя по указанию Екатерины II все достоверные сведения о кончине Петра III и были уничтожены, не подлежит сомнению, что императора задушили то ли ружейным ремнем, то ли шейным платком в Ропшинском дворце. Перед этим императора отравить пытались, подав ему рюмку с отравленной водкой, но яд не подействовал, потому что Петр III ее теплым молоком запил.

-Чтобы переключить внимание Павла, его быстро женят на великой княжне Наталье Алексеевне, рождённой принцессой Августой Вильгельминой Луизой Гессен-Дармштадтской. Павел жену искренней юношеской любовью полюбил, но та при первых родах вместе с ребенком умерла. Утверждали, что Екатерина, как только Наталья Алексеевна скончалась, немедленно обыскала ее кабинет и нашла там письма Андрея Разумовского.

-Павел любил жену и очень страдал из-за ее смерти. Для того, чтобы положить конец его переживаниям, Екатерина велела прислать сыну связку писем, найденную в тайном ящике письменного стола Натальи Алексеевны. Прочитав их, Павел осознал, что между его покойной женой и Разумовским существовала прочная любовная связь и что отцом погибшего ребенка вполне мог быть этот вельможа. Пережив душевное потрясение, Павел уже на второй день после смерти Натальи Алексеевны принял решение жениться на принцессе Вюртембергской Софии-Доротее – такой же немецкой принцессе, как его мать и первая жена.

-Перейдя в православие, София-Доротея получит имя Мария Федоровна. Брак с нею стал счастливейшим – Мария Федоровна ему 10 детей родит (4 мальчика и 6 девочек).

-После рождения первого мальчика Екатерина подарит Павлу и Марии село Павловское в 1777 году. Павел уже придумал, как матери за смерть отца отомстить и показать, что он все знает: Павел начинает покойного отца дублировать – переодевает свои потешные полки в прусскую форму, заставляет их муштрой заниматься, постоянные учения со стрельбой из орудий проводит. А ведь это так близко от Царского Села – Екатерина под артиллерийскую канонаду просыпается.

-Екатерина проводит блистательную внешнюю и экономическую политики, внутренняя политика не такая блистательная, но вертикаль власти прослеживается. У нее есть личная жизнь – любимый Григорий Орлов. Любимое развлечение пары – охота, в результате чего Екатерина с Орловым по окрестностям Петербурга путешествуют. В то числе и в село Хотчино с удивительно красивыми озерами наведываются.

Григорий Орлов

-Григорий Орлов – гражданский муж Екатерины фактически, и она решает ему село с окрестными землями подарить. Село Хотчино впервые в 1499 году в новгородской летописи упоминается: все приневские земли с 9-го века Новгороду принадлежали, но в результате Смутного времени по позорному Столбовскому миру в 1617 году земли эти на 90 лет Швеции отходят. Шведы здесь обосновались, фортификационные сооружения построили и земли эти Ингерманландией назвали. Вместо покинувших здешние места православных финно-угорские племена сюда переселили.

-Екатерина не просто земли Григорию Орлову дарит, но еще и любимого своего архитектора – Антонио Ринальди – в распоряжение Орлова предоставляет. Антонио Ринальди – блистательный архитектор, он себя в Ораниенбауме прекрасно проявил: половина из того, что там построено, Ринальди построил. Антонио Ринальди открывает местный ракушечник – пудожский камень.

-До этого строительство очень долго шло и дорого стоило: изготовление кирпичей или резка гранита весьма трудоемки, многие материалы из-за границы ввозились, т.е. себестоимость строительства высока была. Пудожский камень очень легкий сам по себе и в обработке тоже – им фасады зданий отделывались, этот камень для строительства дворца Григория Орлова использовали: дворец удачным получился.

-Строительство дворца шло довольно долго и достроили его незадолго до смерти Григория Орлова. Орлов всю жизнь воевал, что сохранению здоровья не способствовало, к тому же он узнал, что его место при Екатерине его же друг – Григорий Потемкин - занял. Сдал Орлов очень рано и очень быстро.

-После смерти Григория Орлова Екатерина Великая выкупает земли, некогда ею же Орлову подаренные, у его братьев. Для каких же целей? Напомню, что всю свою жизнь Павел обвиняет мать в убийстве собственного отца и в том, что она с братом убийцы жила. А Екатерина берет и дарит купленные земли сыну: ей грохот артиллерии и барабанный бой в Павловске, отлично в Царском Селе слышимый, изрядно надоели, Гатчина же далеко от Царского Села находится.

-Павел очень рад, его энергия зашкаливает: у него появилась возможность все перестроить и память о Григории Орлове стереть. Екатерина раньше опасалась, что сын из книг вольнодумных идей наберется и потому близ себя его держала. Теперь же, когда в течение двух лет Мария Федоровна двух сыновей Павлу родила, ситуация повторяется: также, как Елизавета Петровна у Екатерины сына Павла на воспитание забрала, Екатерина у Павла на воспитание двух внуков (Александра и Константина) взяла.

-Саму молодую пару Екатерина в медовый месяц отправила, который два года продлился. Павел и Мария первым делом уже закипающую революционную Францию посетили, а затем целый год в Италии, в Риме, провели. И Павел стал первым российским монархом, кто с папой римским встретился: встреча на Павла сильное впечатление произвела.

-Павел размышляет о будущем переустройстве империи, но мечты его Екатерина прекращает: глядя сыну в глаза, Екатерина заявляет, что на его будущее в качестве императора она не рассчитывает – для этого у нее внуки есть. То есть монархом Павлу не бывать.

-Многие считают, что Павла Екатерина не любила. Это вопрос спорный: одно дело любовь матери к сыну и совсем другое – неприязнь управленца к своему сменщику.

-С этого момента Павел уверен, что мать решила его убить: ведь Павел законный наследник трона и избавиться от него только одним способом можно. Тогда и появляются замки и фортификационные сооружения, окружающие жилища Павла – он покушения боится. Когда человек постоянно чего-то боится, то у него психологические проблемы появляются, фобии: Павел несдержанным становится, в своей биполярности он отца напоминать начинает – мгновенные переходы от гнева к радости у Павла на регулярной основе происходят. Все это создает не очень приглядный психологический образ Павла в глазах окружающих.

-Но при этом у него есть любимая жена, которая его любит и детей ему рожает. Павел, наверное, ее тоже любит. Почему тоже? Потому что, после смерти Екатерины, когда Павел все-таки до трона добрался, он тут же находит себе красивую девушку, фаворитку. Есть даже легенда, согласно которой, когда фаворитка уронила на балу розовую перчатку, Павел тут же прикажет выкрасить в розовый цвет свой любимый Михайловский замок, что для Петербурга весьма необычно. Михайловский замок – это крепость, некогда рвами окруженная, защищали ее пушки.

-Тут, правда, нужно отметить, что к тому времени Мария Федоровна младшего сына Михаила родила (1798). Роды прошли тяжело, и врачи сказали ей, что следующих она не переживет. Предохраняться тогда не умели, так что совместная сексуальная жизнь супругов невозможной стала.

-Итак, перед нами мрачная картина. С одной стороны, Екатерина Великая, плохая мать и блестящий управленец. С другой стороны сын – умный мальчик, но с психологическими проблемами и глубокой фобией – боязнью, что собственная мать его когда-нибудь убьет. Все это создавало довольно жутковатый психологический фон во взаимоотношениях в семье: встречались мать с сыном редко, кратко и только официальным образом.

-Мы с вами в Гатчину въезжаем – то самое Хотчино, которое с Ингербургских ворот, перед нами находящихся, начинается.

-Ворота появились при Павле Петровиче и являются напоминанием о знаменитом входе сюда российских войск в 1703 году. Здесь шведская фортификация находилась, дорогу перекрывавшая. Генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, родоначальник «графской» ветви Шереметевых, блестящую войсковую операцию провел: крепость была окружена и проведена артподготовка, после чего оглоушенные шведы без боя сдались.

-Ингербургские ворота не фигуры людей, а латы римские венчают. Это от римлян пошло: когда римляне войну какую-либо выигрывали, они домой все захваченное оружие привозили, при этом латы выдающихся вражеских воинов на чучела надевали и эти чучела на красных столбах выставляли. Такие латы на любой триумфальной арке увидеть можно.

-Никакого города на месте этом до Павла Петровича не было. Стоял дворец, несколько домов обслуги, да пару потешных полков располагалось. Впрочем, полками они только на бумаге числились.

-Когда Екатерина выкупила Гатчину у Орловых и Павлу ее подарила, последний засучил рукава и город строить принялся. Это как ролевая игра была – Павел хотел город со своей экономикой как прообраз будущего государства создать и доказать всем, что он на это способен. В первую очередь – матушке доказать. Попробовать свои силы в малом, прежде чем за большое браться. В самый центр Гатчины, столицы Ленинградской области, мы и приехали. Вопросы есть?

-Есть, -сообщил я.- Петра III разве не табакеркой убили, а Павла I вроде бы шарфом задушили?

-Давайте смерть отца со смертью сына не путать, -заявил Игорь.- Петра Федоровича просто задушили, а вот Павла Петровича золотой табакеркой, взятой со стола со столешницей из слоновой кости (который мужу в подарок Мария Федоровна сделала) левую височную часть черепа проломили, а потом долго били. И только после того, как весь гнев выплеснули, солдатский шарф взяли и придушили. У Павла I висок проломлен оказался, зубы выбиты, огромные гематомы по всему телу и левое глазное яблоко выпало. Для того, чтобы тело покойного императора в более-менее приличный для похорон вид привести, 30 часов потребовалось.

-Итак, Павел прибывает в Гатчину с настроем создать свой собственный идеальный город. Дворец Орлова перестраивает Винченцо Бренна, назначенный Павлом главным архитектором Гатчины. Ему помогает Пьетро Гонзаго. Два этих итальянца, засучив руки, за работу принимаются.

-Но Павел хочет руководить, хочет командовать, а командовать некем. Что делать? Нужно переселить сюда людей. В 20 км отсюда находился небольшой и очень успешный город Преображенск. Павел начинает переселять оттуда людей, но большую ошибку делает: он этим людям не платит. Скандалы, истерики, несколько самоубийств произошло – люди отказываются.

-Тогда Павел другой город – Рождествено – находит и начинает с каждым жителем договариваться. Купцам, аптекарям и другим горожанам он расширение бизнеса обещает – при условии переезда в Гатчину. Так Павел почти со всем городом договорился и переезд состоялся.

-Соборная улица, на которой мы стоим – это первая улица Гатчины. Первоначально дома здесь деревянными были, но со временем их каменные заменили. В Гатчине очень легко жилые дома от государственных отличить: жилые – двухэтажные, дома, занимаемые государственными учреждениями – трехэтажные.

-Надобно заметить, что Гатчине (в отличие от Царского Села и Павловска) в годы Второй мировой войны относительно повезло – город почти не подвергся разрушениям. Немцы настолько стремительно в сентябре 1941 года его захватили, что тут и боев почти не было. В январе 1944 года история повторилась: немцы оставили город так быстро, что хлопнуть дверью не успели толком.

-Во время оккупации Гатчина глубоким тылом для немцев была – все-таки она в 40 км южнее Ленинграда расположена. Соответственно в Гатчине госпитали развернули, не все пациенты которых выздоравливали – некоторые из них на погосты тут же, в Гатчине созданные, переселялись. После войны все эти кладбища с землей сровняли, так что часть из них у нас под ногами находится.

-В самой Гатчине кроме больниц и дома терпимости имелись, вблизи города многочисленные концлагеря организованы были. В общем, типичный немецкий орднунг.

-Конечно, кое-какие здания в городе во время войны пострадали, но в основном все сохранилось. Вот, например здание с пожарной башней – это до сих пор полицейское управление, в нем полиция 250 лет работает. В круглые окошки башни за появлением дыма наблюдали, в случае обнаружения пожара пожарный колокол бил: при звуках его пожарный расчет выезжал, а все население города на пожар бежать и тушить пожар обязано было – иначе весь (тогда деревянный) город выгорит. Полицейские всех прибывших на пожар переписывали и, если ты на пожар без уважительных причин не прибыл – пиши пропало, дело темницей заканчивалось.

-Дворник в наше время – профессия мало уважаемая, а в имперские времена дворник собственную квартиру имел и ключи от всех помещений, его подпись в протоколах различных обязательной являлась. Полицейские, огнеборцы и дворники – эта троица в царские времена низшими чиновниками являлась.

-Перед нами бывшая суконная фабрика, сейчас в ней внизу – ресторан, а наверху - жилые квартиры. Когда здание реставрировать стали, то оказалось, что это – крепость шведская. Фрагмент крепостной кладки открытым оставили. Стену крепостную так строили: два ряда кладки клали, между ними - сухую отсыпку. После дождя или снега отсыпка намокала и скрепляла кладку, а когда после высыхала, то стена монолитом становилась.

-Мы с вами к собору Покрова Пресвятой Богородицы подошли. История его строительства любопытна. В 1872 году крестьянин Псковской губернии Кузьма Карпович Карпов вместе с женой в Гатчину переехал, где бакалейную лавочку открыл. Со временем Карпов в купцы 3-й гильдии выбился. Он постоянно лотерейные билеты покупал и вдруг в 1899 году 100 тысяч рублей выиграл – деньги по тем временам огромные, нынешнему миллиону рублей соответствуют. Важная деталь: детей у Карповых не было.

Дом Кузьмы Карпова

-Пригорюнился Кузьма и из дома выходить перестал, три дня сидит – думает и с женой советуется. «Либо нас убьют, либо я сопьюсь.» - говорит он ей. В это время к нему в дверь его друг, начальник полиции, стучится и спрашивает, почему Кузьма лавку не открывает? Карпов все рассказал и спросил, что делать?

-К Иоанну Кронштадтскому езжай, -посоветовал Кузьме начальник полиции.- Его и спроси.

-Кузьма так и сделал. Иоанн Кронштадтский его принял и выслушал.

-Так что мне делать? -спросил Кузьма.

-Но это твои деньги, -заметил отец Иоанн.- Тебе и решать.

-А чтобы Вы, отче, сделали? -спросил купец.

-Я бы храм построил, -ответил отец Иоанн.

-Так в Гатчине Покровская церковь и появилась – самая большая в Ленинградской области. Кузьму Карпова после смерти в притворе Покровской церкви похоронили, а жену его – во дворе возле церкви.

-Здание бывшей телефонной станции. Уж не знаю, кому в голову пришло его в кроваво-красный цвет выкрасить, но символично получилось – в годы войны в здании этом немецкая комендатура располагалась, а на заднем дворе дома гигантская яма была, куда трупы сбрасывали – останки только в конце 90-х откопали. Сейчас здесь Управление МВД находится.

Музыкальная школа

-Итак, в 1783 году Павел в свое распоряжение Гатчину получает, а спустя 13 лет, 5 ноября 1796 года, за ним в Гатчину нарочного присылают – у 67-летней Екатерины II (вследствие запущенной гипертонической болезни) инсульт во время утреннего туалета случился. К концу жизни императрица безобразно растолстела и шесть человек, с трудом перенеся ее, на матрас на полу спальни разложенный, положили. В себя Екатерина так и не пришла и спустя 36 часов скончалась.

-42-летний Павел, прибывший в Зимний дворец, приказал обер-гофмейстеру Безбородко и генерал-прокурору Самойлову в присутствии Великих князей Александра и Константина опечатать все документы, находившиеся в кабинете матери. Также поступили с бумагами ее фаворита Платона Зубова.

-Екатерина еще жива, она хрипит на полу, ей пытаются оказать медицинскую помощь, но состояние матери сына уже не волнует: Павел в глаза своего сына Александра глядит. И Александр произносит: «Виват, император!». Если бы Александр хоть слово против сказал, то Павел тут же бы в самом глухом каземате Петропавловской крепости оказался.

-Еще 16 сентября Александр Павлович вызван был для беседы с бабушкой. По всей вероятности, ему была сообщена ее окончательная воля: после Екатерины II Александр I, минуя Павла, императором станет. Что же внук? Во-первых, бабушку нельзя было волновать; во-вторых, опасно открывать свои мысли, а в-третьих, известное впоследствии двоедушие Александра-императора, конечно, было свойственно и Александру-принцу.

-Одного Екатерина II не знала: Александр о содержании разговора с ней многое (или все) отцу рассказал. Так что секретное завещание Екатерины Великой, согласно которому трон она внуку Александру передавала, в руках Павла оказалось и (по всей видимости) было им уничтожено.

-Так с молчаливого согласия (или испуга) Александр благословляет папу на престол и Павел I на 4 года, 4 месяца и 4 дня становится императором Российской империи.

-Тотчас же Павел в сторону Европы повернется и Тайную Канцелярию упразднит, но главное еще впереди.

-Незадолго до смерти Екатерины к императрице представители Мальтийского Ордена (он же Орден Госпитальеров, он же Орден св. Иоанна Иерусалимского) за помощью обращаются, потому что Орден на грани уничтожения находится. Екатерина их выгоняет: «Пошли вон, собаки!».

-Проходит несколько месяцев и Павел пишет представителям Ордена, что он готов оказать полное содействие для спасения Ордена. В центре Петербурга в пользу Мальтийского Ордена Воронцовский дворец выделяется, где штаб Ордена и обосновывается. В Европе и в самом Ордене волнения начинаются - как это так: боевой католический Орден в православную Россию переезжает?

-Но самые главные волнения в России происходят: духовное общество не просто легкую аритмию испытывает, а настоящий шок: как же так – ведь рыцари против нас в Крестовые походы, папой римским благословленные, ходили?

-Дальше больше: Павел в Гатчине землю для строительства Приоратского монастыря выделяет. «Приорат» -  это малый монастырь, самый знаменитый в мире Приорат – Ватикан. То есть на русской земле строится монастырь, не принадлежащий России, для боевого католического ордена, великим магистром которого Павел принца Конде назначает.

-Монастырь моментально строится, строит его знаменитый архитектор Николай Львов, славившийся совершенно нестандартными способами строительства. Монастырь за год построили, но к тому времени Павел к принцу Конде охладел и сам великим магистром Ордена становится. Все в шоке: на гербе Российской империи Мальтийский крест появляется.

-Этим поступком Павел историю на «до» и «после» разделяет: вся Европа его ненавидит, а Русская православная церковь ненавидит еще больше.

-Пойдемте на дворец посмотрим. Вот такой вот миленький дворец с башенкой, на башенке – меч, протыкающий змея, крестовиной вверх. Построен оригинальным способом – землебитным, т.е. из земли построен. После строительства сразу в ведомство императора переходит.

-Павел очень серьезно к своей роли великого магистра относился. Вечером 23 июня 1799 года в Павловске происходило первое торжество «сожжения костров» по уставу ордена рыцарей св. Иоанна Иерусалимского: это производилось в память того, что в прежнее время на Мальте в канун Иванова дня сжигали простыни больных в госпиталях и потом заменяли их новыми. По свидетельству одного из очевидцев сожжение костров в Павловске сопровождалось большой церемонией.

-А что сейчас в Приоратском дворце находится? -заинтересовались барышни.

-Музей, -ответил гид.- Так себе музей, но в нем есть замечательный прижизненный (в полный рост) портрет Павла I работы Сальваторе Тончи. Я вам сейчас фотографию покажу.

-Император Павел I изображен в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена: в черной орденской мантии с восьмиконечным белым мальтийским крестом. Под ней - золотистый далматик.

-С плеча спускается черный позумент с вышитыми на нем сценами страданий Иисуса Христа. На голове серебряная вызолоченная мальтийская корона, несколько набекрень надетая. На шее, на золотой цепи крест Великого магистра ордена Святого Иоанна Иерусалимского. На груди голубая лента ордена святого Андрея Первозванного, поверх нее - пунцовый рыцарский шарф. Слева на столе - регалии магистра.

-Этот портрет не выставлялся ни при Александре I, ни при Николае I, ни при Александре II, ни при Александре III, только Николай II в 1901 году широкой публике его показал.

-Перед нами – Адмиралтейские ворота, названные так по находившемуся поблизости Адмиралтейству. Ворота должны были (по плану) служить главным въездом в парк.

-Вход в Дворцовый парк с конца апреля по конец октября – платный, но ранним утром и вечером вход в сезон бесплатен, по одному через турникет проходим. Льготы при входе в парк не просто пенсионерам, а лицам 65 лет плюс положены.

-Обратите внимание на многочисленные клумбы с цветами: после убийства Павла I в 1801 году Гатчина перешла в личное владение его вдовы, императрицы Марии Федоровны, которая посадку цветов в обычай ввела.

-Нас вами повезло, что мы сюда вечером приехали, днем здесь тяжело находиться: толпы народа, гиды с громкоговорителями – совершенно другое восприятие.

-Гатчину в свое время именно за наличие озер выбрали, во всех других пригородах водоемы искусственные. И вот на этих самых озерах Павел собственный мини-флот создает: здесь будут стрелять пушки и десанты высаживаться. Флот до 24 вымпелов насчитывал, флагманом его фрегат «Эмпренабль» с 16 пушками являлся. Павел готовится императором стать и ему нужно понимать, как армией управлять.

-Обратите внимание на узкие мостики. Когда они строились, Павел уже сам перестал надеяться стать императором и мостики эти для приема большого количества людей не предназначались. А когда Павел императором все-таки сделался, то переделывать ничего не стали.

-Поскольку у Павла флот имелся, то у него и Адмиралтейство было. К сожалению, от Адмиралтейства только столбы остались.

Адмиралтейство

-Сейчас мы с вами уже на территорию регулярного парка переходим.

-Этот гранитный колодец с родником внутри в качестве Иордани использовался. Зимой достаточно заглушку вставить было и колодец моментально водой наполнялся.

-У колодца желания загадывают и монетки в него бросают.

-Вместо этого мостика когда-то паромная переправа действовала – это колесико от нее осталось. То есть натягивался канат и паром двигался. А для чего это делалось? Потому что перед нами защитные фортификации начинаются – оборонительный вал.

-Вторым царственным обитателем Гатчины стал император Александр III. После убийства Александра II он очень боялся за свою жизнь и жизнь своей семьи, поэтому всем семейством в Гатчину переехал – здесь все охранялось и абсолютно безопасно было. Пока во всей стране карательные мероприятия проводились, Александр III в Гатчине отсиживался. Гатчина стала официальной резиденцией императора на протяжении всех 13 лет его царствования, то есть в Гатчине Александр III столько же лет прожил, сколько и Павел I.

-Александр III в Гатчине как богатый помещик жил: при нем город активно благоустраивали – появились водопровод, канализация, электричество и телефонная связь.

-Любопытный факт: Павел I охоту не любил, в отличие от своих сыновей Николая I и Александра II, а вот Александр III рыбалку предпочитал и почти каждый день рыбу удил – специально для него в здешний Карпин пруд знаменитого зеркального карпа запустили. Когда рыбалка надоедала, император на лодочке катался.

-Стоит отметить, что сын Александра III, Николай II, после революции 1905 года также на постоянное жительство с семьей из Петербурга переехал, только он не Гатчину, а Царское Село выбрал, где и жил до самого окончания собственного царствования.

-Здесь в Гатчине на Серебряном озере в 1880 году состоялась демонстрация подводной лодки конструкции Степана Джевецкого. Лодка имела педальный привод, Джевецкий маневрировал под шлюпкой, где находились будущий император Александр III с женой Марией Федоровной, взорвал миной плотик-мишень, а после причаливания преподнёс даме букет её любимых орхидей.

-Мы с вами к регулярному парку подошли. Павел никакого регулярного парка не хотел, но Мария Федоровна сказала: «Надо. Так в Европе модно». И парк создали. А еще Мария Федоровна персидскую сирень завезла.

-Большой Гатчинский дворец. Во время войны немцы в нем располагались, в 1944 году, через несколько дней после освобождения Гатчины, дворец сгорел. Его кое-как восстановили и военно-морское училище во дворце разместили.

-Я в 1986 году на дворце табличку с названием этого училища видел, -сообщил я.

-Возможно, но официально дворец музею в 1976 году передали, -ответил Игорь.- Гатчинскому дворцу меньше всех других пригородных дворцов повезло – его позже всех реставрировать начали. Но реставрация, к счастью, уже завершена. Что касается экспонатов, то при Романовых он ими просто набит был. Тот же Павел после смерти матери Екатерининский дворец в Царском Селе фактически разграбил.

-После революции часть экспонатов пропала, часть из них в другие музеи передали, часть за границу продали, но все равно экспонатов хватало. Перед немецкой оккупацией часть их успели за Волгу эвакуировать, часть в подвалы Исаакиевского собора перевезли, все остальное немцам досталось.

-Что же сделал архитектор Винченцо Бренна в процессе перестройки дворца графа Григория Орлова? Надстроил оба каре вторыми и третьими этажами и под жилье их приспособил, вместо открытых галерей-колоннад во втором этаже главного корпуса стены, декорированные полуколоннами, появились.

-Стены появились и на первом этаже в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк. В итоге перестроек Бренна площадь дворца в два раза увеличилась. Кроме того, площадь перед дворцом, занятая газонами, в плац превратилась.

-Большой Гатчинский дворец фактически фортификационное сооружение собой представлял: ров с водой, пушки, двойные стены. Раньше по дворцу специальные экскурсии водили: открываешь потайную дверь в спальне, а за ней четыре коридора и лестница вниз. Куда император делся? Поди поищи его по пяти направлениям. Так что боялся Павел, боялся и добоялся…В Михайловском замке в Петербурге.

-Николай I папе памятник работы скульптора Ивана Витали поставил. Статуя установлена на плацу перед Большим Гатчинским дворцом, около парапета, лицом к дворцу и плацу, как если бы император парад принимал.

-В честь открытия памятника в августе 1851 года на плацу перед дворцом парад провели, в котором гвардейские полки участвовали. На параде Николай I присутствовал. При открытии памятника скандал произошел: когда под барабанную дробь с памятника покрывало сдернули, то оказалось, что на шее бронзового императора обрывок веревки болтается.

-Когда во дворце училище находилось, у его курсантов обычай существовал: ежегодно в день выпуска статую императора в специально сшитую тельняшку наряжали.

-Дворец восстановлен, остальные здания рядом с дворцом также реставрации подлежат.

Памятник Александру III

На этом экскурсия закончилась, и мы домой поехали.

На обратной дороге гид объяснил нам, что в любимый отель мы попасть не смогли не потому, что в Питере белые ночи, а потому, что в нем в данное время экономический форум проводится.

В 23-00 Игорь нас у станции метро «Московская» высадил.

От нее мы до «Технологического института» доехали, пересели на красную ветку и на «Площади Восстания» вышли. С моей карты «Подорожник» еще 49 рублей списалось, остаток – 121 рубль.

В метро я бесплатную газету «Вечерний Санкт-Петербург» подобрал, в ней прелюбопытная статья историка Владимира Шубенина «Пресечь хаос» напечатана была.

Читая великих русских писателей, частенько на фразу типа «100 рублей серебром» или «100 рублей ассигнациями» наталкиваешься. Получается, рубли разные были. Оказывается, еще до Екатерины Великой Российское государство с нехваткой серебра столкнулось: огромные военные расходы к нему привели, потому что серебром оплачивались.

Медных денег сколько угодно имелось, но они тяжелы были – 1 рубль медяками порядка килограмма весил. Сбор налогов, выплата кредитов или оплата крупных партий товаров в непосильную задачу превращались – для перевозки каждых 500 рублей телега с парой лошадей нужны были.

Требовалось платежное средство полегче ввести. Петр III его первым придумал (ценные бумаги), и даже все необходимые распоряжения отдал, но тут с императором «геморрагические колики» случились, и вся слава Екатерине II досталась: именно при ней Ассигнационный банк с конторами в Санкт-Петербурге и Москве открылся. Было выпущено на 1 млн. рублей ассигнаций номиналом в 25, 50, 75 и 100 рублей.

Ассигнации 80 лет в обороте находились и на медные деньги без проблем обменивались, а вот курс их к серебру все время менялся, причем в сторону снижения. По сути в России две валюты имелись, одна из которых – серебряный рубль – обладала реальной стоимостью, обеспеченной содержанием в монете драгметалла, а другая – государственные ассигнации – обеспечивалась исключительно доверием народа к власти.

К началу царствования Николая I за 1 рубль ассигнациями меньше 25 копеек серебром давали. Хаос во внутренних финансовых отношениях в России космического масштаба достиг: в стране одновременно хождение имели разные образцы серебряных и медных монет, ассигнации разных выпусков, кредитные и депозитные билеты. Причем обменивались они друг на друга по запутанной схеме и, имея одинаковый номинал, обладали различной реальной стоимостью.

В 1843 году Николай I ввел в обращение новое платежное средство – государственный кредитный билет. Хождение ассигнаций прекращалось, вместо них выпущены были бумажные купюры достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей, обеспеченные серебром, то есть имевшие одинаковую стоимость с серебряной монетой. Купюры имели высокую степень защиты и свободно на серебро обменивались. Находились, понятно, уникумы, способные десятку так нарисовать, что от настоящей не отличишь, но они неизменно в командировку на каторгу отправлялись сроком на дюжину лет. Так состоялось рождение бумажного рубля.

В 1897 году (уже при Николае II) бумажный рубль и вовсе золотым запасом империи стал обеспечиваться, что подняло авторитет бумажных денег на небывалую высоту, а серебряные и медные монеты окончательно «мелочью» стали. Но слово «ассигнации» до сих пор не забыто.

Анатолий Новак,

14 ноября 2023 года

 
 

Часть 5-я здесь:

https://www.marshruty.ru/travel/piter-2023-4/

 


Комментарии
О Маршруте