Мифы об опасностях тропиков

1. В тропиках нельзя пить сырую воду и есть немытые фрукты; в противном случае сразу заболеешь всеми эпидемиями и паразитами мира. К воде везде надо относитьься с умом; но, как правило, переносчиками всякой микронечисти являются сами люди; в малонаселенной местности эпидемий нет, а паразитов мало. Из горных ручьев и малых рек с ненаселенным водосбором (вплоть до р.Tahan шириной 20 метров) мы пили повсеместно без заметных последствий. Тем более, в них можно и полезно купаться, если позволяет глубина. Реки в населенной местности обычно явно загрязнены, и пить из них не следует в любом регионе; воду из коммунальных водопроводов мы также сырой не пили и другим не советуем. Мыть фрукты с кожурой (а там практически все фрукты с кожурой: бананы, апельсины и т.п.) мы обычно ленились, и тоже ничего.
2. Джунгли непроходимы без тропы. Подлесок действительно жесткий и густой; особенно мешают ходить колючие усики метровой длины на концах листьев одной мелкой пальмы. Но в целом нам приходилось ходить без явных троп на расстояния до километра, со скоростью 1.5-2 километра в час. В Средиземноморье, например, встречаются гораздо более колючие и труднопроходимые ланлшафты. Но по сравнению с Подмосковьем, северной тайгой и европейским широколиственным лесом джунгли действительно труднопроходимы, и дальние экскурсии по ним жестко ограничены уже проложенными путями.
3. В джунглях страшно сыро и жарко. Мы попали на сухой сезон, и сыро не было вообще. По жаре сопоставимо с летним Кавказом; и гораздо прохладнее, чем в нагретом солнцем каменном Куала-Лумпуре и других городах. Все же постоянно находишься в тени, а лес умеет хранить прохладу.
4. В джунглях очень много кровососущих паразитов (москитов и пиявок). В сухой сезон пиявки практически не функционируют, мы встретили их в числе 1 экземпляра, в пойме ручья. Комары, москиты, слепни и мошки встречаются повсеместно, но помалу; их число не идет ни в какое сравнение с летом средней полосы. Наибольшее неудобство представляют очень многочисленные в подстилке муравьи; они имеют тенденцию наползать во все оставленные на земле вещи, а также в палатку. Кроме того, комары иногда налетают в открытые окна домиков (например, на о.Тиоман), и мешают спать.
5. В джунглях много опасных хищных зверей и ядовитых змей. Не видели ни тех, ни других. Похоже, всего этого не больше, чем в северных лесах; хотя змеи, вероятно, и правда более ядовиты. Наиболее активными дикими зверями являются макаки; на третий день нашей стоянки в кемпинге они прорвали дыру в нашей палатке и утащили пакет с печеньем. Вероятно, в более диких местах они не столь наглые, но вообще встречаются повсеместно.