Особенности цивилизации

Язык.

В туристической зоне малайцы знают английский достаточно, чтобы решить бытовые вопросы – то есть заметно лучше нас. Поэтому наши языковые усилия сводились к освоению и применению английского, а малайских слов мы не учили вообще. В нетуристической зоне все равно можно криво-косо объясниться по-английски, но меню в ресторане уже только на малайском, что требует либо смекалки, либо готовности к экспериментам. В целом мы познали крайне немного слов, заинтриговавших ярким звучанием.
TAK NAK! – некий лозунг по борьбе с курением.
BUKA – открыто
TUTUP – закрыто
Masuk – вход
Keluar - выход
 

Транспорт.

В стране развита мощная междугородняя автобусная сеть и, кажется, слабо развита железнодорожная. Дальние автобусы компании TRANSNACIONAL удобны, быстры, снабжены кондиционерами, достаточно дешевы и, при дальних переездах, останавливаются около ресторанчиков на обед и туалет. Например, переезд из Мерсинга на юго-восточном побережье в Куала-Лумпур (около 300 км) занимает 5.5 часов и стоит 19.5 рингитов (около 140 рублей). Местные автобусы (соединяющие города на расстоянии 50-100 км) попроще, без кондиционеров, и часто останавливаются у каждого столба, поскольку каждый может остановить автобус абсолютно в любом месте – путем нажатия кнопки выхода (изнутри) или помахав рукой (снаружи). Никто не дает себе труда дойти до остановки или сойти на остановке, а не ровно напротив собственного дома. Такая гуманная система начинает изрядно раздражать, если едешь далеко. Зато нас дважды подсаживали даже в дальные автобусы совсем не там, где им бы положено останавливаться.
Местные жители всем видами транспорта предпочитают легкий мотоцикл. Мотоциклы преобладают и в городе, и на извилистом горном шоссе, а и деревне; на них перемещаются и подростки, и бабушки, и тети с малыми детьми, и целые семьи (до четырех человек на мотоцикл без коляски). Велосипед применяют в основном дети, а пешком малайцы, видимо, не ходят вообще.
 

Еда и кухня.

Как уже описано, в стране умеренно развито пищевое земледелие, и практически не развито скотоводство. Соответственно, традиционно самыми массовыми и дешевыми видами еды являются рис и бананы; далее следет масса других овощей и фруктов, из которых особенно заметны разные виды перца, которым в основном и сдабривают пресловутый рис. Мясо, конечно, существует во всех видах (говядина, курица, рыба, кальмары), но естся понемногу и стоит недешево; несколько более популярны яйца и блюда из них. Практически отсутствуют все молочные продукты. Конфет и шоколада тоже почти нет, зато в изобилии изделия, похожие на чипсы – сушеные пластинки и трубочки на базе хлеба, риса, картофеля, банана… Хлеб – только белый, и обычно в виде подслащенных булочек. Обычно много всяких газированных вод и просто воды, и совсем нет готовых соков.
Много мелких ресторанчиков не только в туристической зоне и не только для приезжих – по вечерам в них располагаются местные целыми семьями, притаскивая даже и младенцев. Мы, соответственно, только в них и ели, даже когда жили в палатке и Таман Негаре. Особенности: повсеместно блюда (даже рис) не держат готывыми, а готовят тут же на заказ; соответственно, все будет подано непременно свежим и горячим, но на это уйдет в среднем минут десять или двадцать, что закажешь. По умолчанию почти любое несладкое блюдо заливается остро-перченым соусом; чтобы этого не случилось, надо предупреждать официанта заранее. Только в некоторых туристических местах кухня адаптирована для европейцев. Зато – в ходу по-азиатски большие порции, так что часто уместно вообще брать одно блюдо на двоих. Соки делают тут же из свежих фруктов, причем, как правило, наполовину разбавляют их в стакане кусочками льда. Какао и чай тоже могут подать либо горячими, либо со льдом, на выбор.

Комментарии
Guest07.10.09, 13:10
Это, наверное, главы из диссертации, которую вы пишете? 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Михаил Чертопруд