Двухнедельный велопоход по Крыму. Поход стартует из Краснодара на автобусе с машиной сопровождения. На границе автобус отправляется домой и велотуристы с машиной отправляются в самостоятельное путешествие по республике Крым. Нитка маршрута: Керчь-Феодосия-Симферополь-Бахчисарай-Инкерман-Севастополь-Херсонес-Балаклава-Алупка-Ялта-Ливадия-Алушта-Массандра-Новый Свет-Судак-Феодосия-Керчь. Первые четыре дня велопробег идет по горному Крыму, после по побережью с двумя прогулками на катере. Этот маршрут не сильно туристический, а больше общепознавательный. Мы посетили множество достопримечательностей Крыма.

На старт!
Утро. Темно. Прохладно. Город еще спит. А нас ждет дорога. Дорога в Крым. Каким будет это путешествие?
Мы отправляемся в ежегодный велопробег, который организует для подростков служение «Царские охотники» церкви «Вифания». На этот раз в пробеге приняли участие семь ребят в возрасте 16-17 лет и десять взрослых сопровождающих, обеспечивающих безопасность. Наш маршрут:  Краснодар — Крым –  Краснодар. Продолжительность путешествия — 14 дней. А теперь подробнее.

Пещерные городища

На въезде в г. Бахчисарай все дружно оседлали «железных коней» - так стартовал наш велопробег. Посетив Ханский дворец, мы узнали много  из жизни гарема: о тяготах и лишениях ханских жен, об их быте, увидели орудия промыслов, одежду, комнаты.
Следующим на пути оказался пещерный город Чуфут–Кале, что в переводе означает Иудейская крепость. Начали мы осмотр с осадного колодца: 197 ступеней, 96% влажности. Посетив городище, мы  услышали много  историй об  аланах, готах, скифах, гуннах и других племенах. Усталая, но довольная наша группа спускалась по горным тропам, минуя пещерные города: Тепе–Кермен, Кыз-Кермен. И вот, наконец, достигли места планируемой ночевки – озера в селе Баштановка. Поужинав, мы улеглись спать прямо под открытым небом. А что еще нужно туристу? Дорога, отдых и небо, укрывающее мягким покрывалом звезд.
На следующий день наш путь состоял из подъемов и спусков и привел прямо к очередному городищу – Мангуп–Кале. Достигнув  селения, мы отправились на экскурсию, из которой узнали, что Мангуп - самый большой  и величественный из городов Крыма. Он расположен на высоком плато: 300 метров над уровнем моря. Развалины стен ограждают около 93 га городской территории, на которой в древности стояли дома, дворцы, храмы. А под ними находились пещеры.
Именно  с обустройства пещер начинались все горные города. С развитием города пещеры теряли свое первостепенное значение, становясь  вспомогательными помещениями при роскошных усадьбах. Но неумолимое время все расставило по своим местам. Нет сейчас на Мангупе домов, дворцов, храмов. Они разрушены, сожжены и разграблены. И остается только догадываться о былом величии древних зданий. Пещеры же сохранили свою оригинальность. Сегодня именно они остаются единственными и достоверными свидетелями давно ушедших дней. С пещер все началось, к пещерам все и вернулось…
Следующая ночевка была на озере, которое своим видом переносило в древние времена. Особенно завораживающе смотрелось это озеро в лучах поднимающегося солнца: окаймленная горами ровная гладь и только старая «моторка», уткнувшаяся в камыши, напоминала о цивилизации.
Продолжая путешествовать, мы добрались до третьей поляны – так называется место нашей следующей стоянки. Поужинав, улеглись спать. Утром отправились осматривать очередной пещерный город Эски–Кермен. Обратный путь сопровождался шквальным ливнем, но даже это не остановило нас. Оседлав своих коней, мы помчались прочь от ливня – к морю.

В Севастополь!

Докрутив педали до Инкермана, сели на катер и отчалили  в Севастополь. Встречал нас город–герой морским вокзалом–красавцем из белого инкерманского камня. Прямо из порта мы отправились в Херсонес Таврический, где нашему взору предстали древние амфоры высотой с человеческий рост, раскопки старого города с его инфраструктурой, много оригинальных колон античного периода.
И снова в путь. На этот раз двинулись на юг к мысу Фиолент. Потрясающее зрелище открывалось нам с высоты мыса. Бескрайнее море, скала, маленькая белая беседка по пути вниз и 800 ступеней к пляжу «Яшмовый»! Утро нас встретило густым туманом. Но что такое туман для тех, кто переночевал на пляже «Омега» около Севастополя?

Диорама

На Сапун-горе мы посетили диораму. В первом зале экспозиции были представлены личные вещи защитников Севастополя. Фашисты взяли Францию за 19 дней и Севастополь планировали взять коротким  штурмовым ударом, но задержались на долгих 250 дней. Защищая город, погибли около 150 тысяч советских воинов, а гитлеровцев – более 300 тысяч. Особенно запомнилась ложка рядового, на которой он выцарапывал названия освобожденных им городов: Боржом, Геленджик, Керчь… Прошло столько лет, но невозможно сдержать слез, глядя на этих свидетелей былого. Впечатленные увиденным, мы двинулись в Балаклаву. Там посетили крепость Чембало.

Впереди - замки и дворцы

Дальнейший путь состоял из каскада спусков и подъемов. Так мы прибыли прямо к поселку Орлиное, рядом с которым находится красивое озеро, на нем мы провели почти 2 дня.
Продолжили свой путь к перевалу Байдарские ворота и по извилистой горной тропинке приехали прямиком в Алупку, где посетили Воронцовский дворец.
Мощный, основательный  замок – настоящий шедевр зодчества, результат труда тысяч крепостных, согнанных сюда из 17 губерний России. Они гениально воплотили замысел автора Э.Блора в камне и дереве.
Осматривая дворец, словно попадаешь то в суровый средневековый замок, то в летнюю резиденцию  английских королей, то  оказываешься у входа в восточный храм.
Особым для многих стал подъем по канатной дороге на гору  Ай–Петри, на высоту более 1234 метра.
Вечер мы встретили в Ливадийском парке. Как прекрасен сам дворец в лучах заката! Здание выполнено из белого инкерманского камня. Строили его 17 месяцев  2,5 тысячи человек, окончили работы в 1911 году. Сегодня внутри почти все так, как было при Николае II – последнем хозяине. Фотографии, личные вещи, столовые предметы, роскошный ковер, портрет во весь рост, подаренный императору, витражи, люстры, мебель, арабский дворик с надписью на стене имени бабушки Николая.
Но время неумолимо, и вот мы уже видим фото с Ялтинской конференции в 1945: Сталин, Рузвельт и Черчилль. От экскурсовода узнали, что  и современный президент Украины проводит в этих стенах встречи на высшем уровне.
На фоне величественного Ливадийского Массандровский – словно старинный рыцарский замок или терем из сказок Шарля Перо. Проходя по тенистой лесной тропинке, поднимаясь выше и выше, мы постепенно погружались в тишину и покой. За последним поворотом лес внезапно расступился и взору открылась просторная поляна, над которой, словно парил романтический замок с островерхими башнями. В окружении густого леса, с небольшим фонтаном перед дворцом, он также поведал нам об истории царской семьи. Красивая обстановка, грандиозные планы, но печальные события ждали династию Романовых  впереди. Этот дворец до сих пор называют дворцом Александра III, хотя судьба распорядилась так, что император в нем не жил.

Никитский
ботанический сад

Окрестности Ялты неустанно представляли нам свои красоты. Следующим был Никитский ботанический сад. Гордость «Никиты» – его дендрарий из четырех парков – Верхний, Нижний, Приморский и парк на мысе Монтедор. Более 18000 видов, форм деревьев и кустарников из разных районов земного шара собраны в нем. Раскидистые кедры соседствуют со стройными пальмами, кактусы - с бамбуковой рощей, глициния - с пробковым дубом. Там мы увидели каменный пруд  в виде сердца и все цвета и формы  ириса.
Мы также посетили Генуэзскую крепость в Судаке, побывали в поселке Новый Свет. В заключение осмотрели достопримечательности Керчи.
Ближе к обеду были уже на таможне и, пройдя контроль, отчалили под бодрый марш «Прощание славянки». Ох, и юмористы же эти украинцы!