Долгий-долгий автостоп

Сон в задней кабине тепловоза 2ТЭ116 Сон в задней кабине тепловоза 2ТЭ116
Нефтеюганский милиционер Нефтеюганский милиционер
Заболоченная детская площадка в Нефтеюганске Заболоченная детская площадка в Нефтеюганске
Стоянка в лесотундре Стоянка в лесотундре
Понтонная переправа через Пур Понтонная переправа через Пур
Австрийцы Австрийцы
Газ-Сале. Свалка на берегу Газ-Сале. Свалка на берегу

Остановка «Кафе Отдых». От неё до трассы минуты три ходьбы. Который раз ловлю себя на том, как всё-таки не хочется уезжать из родного города. Хорошо знаю себя, через несколько дней опасения и тоска по дому исчезнут, захочется двигаться вперёд, навстречу новому и неизвестному.

Нет, я не предаюсь унынию, на лице улыбка, и я уже пытаюсь застопить первые машины. Верю, что скоро уеду. Они проносятся мимо, кто-то приветствует рукой, кто-то улыбается. Значит, скоро остановится кто-то. Вот со станции, что рядом с трассой отправился знакомый тепловоз ТЭМ2-6665, вспоминаю наше с ним знакомство. Чёрт, опять воспоминания нахлынули. Надо думать о чём-то хорошем. Так, вот доеду я сегодня до… А докуда? Поздновато ведь уже, можно и не оторваться далеко от города. А если дождь пойдёт, такой же ливень как полчаса назад был? Нет, уж лучше что-нибудь хорошее вспоминать. А дома кровать тёплая осталась и велосипед без меня скучает. Ну и мысли нахлынули! Не узнаю себя…

Вот и машина остановилась, поехали. Ведь много раз убеждался, не надо уезжать отсюда ближе Иглино, не стоит терять хорошую позицию. А тут зачем-то сел и поехал. Своротка в деревню оказалась километров через десять. Ровная дорога, машины проносятся на скорости. Мало хорошего. Тут от былого оптимизма уже совсем ничего не осталось. Хорошее начало! Стою, скучаю.

Вот вижу КАМАЗ, медленно едет. Эх, вот бы на него! И тут его подрезает легковушка, но неудачно – оказывается в кювете. Прикольно. Подхожу: КАМАЗу хоть бы что, особенно после ремонта ломиком, а вот лихая иномарка помялась капитально. Ментов не вызвали, решили разъехаться. Тут и я в КАМАЗ напросился, правда, только до поворота на Шакшу (район Уфы). Отсюда должно быть проще уехать.

На горизонте стали появляться краски заката. В тёплые тона окрасились ещё не обсохшие листья на дубах, клубничные полянки, поросль ежевики. Здесь всё такое милое и родное! А ведь скоро природа станет совсем другой.

Остановилась «буханка». Большая удача, до Сима. Во-первых, это не так близко, во-вторых, там хорошая автостоянка, несложно будет уехать. Приятный  водитель, башкир. Немного глуховат, как и я. По радио играет курай. Скоро ли вновь услышу башкирскую музыку?

Вот и Уральские горы. Слева от трассы плато Аджигардак, одно из самых любимых мест. Здесь прошёл мой первый поход, и сюда я стремлюсь из года в год. Всего в нескольких километров от оживлённой трассы на горе стоит избушка. Её окружают изогнутые ветрами старые клёны и сквозь их ветви светят яркие звёзды. Там на окне горит свеча, неровным светом освещая фотографии гор, детский рисунок, резного мишку с гитарой. Там среди тишины, которую можно слушать вечно, потрескивает печка. Под горой родничок с чудесной водицей… А я проезжаю мимо, навстречу суровой северной природе. Незнакомой и немного пугающей. Постараюсь на обратном пути здесь остановиться, может даже до избушки дойти.

Распрощались с водителем. Уже темно, принимаю решение больше не пытаться уехать, а переночевать прямо сейчас. Отхожу от стоянки в сторону небольшого участка леса, не без труда нахожу подходящее для ночлега место. Первая попытка установить самодельную палатку заканчивается провалом. То есть, поставить-то поставил, но она как-то обвисла, перекосилась. Я даже запутался в ней, пока залезал. Для первого раза сойдёт, но в ней срочно надо что-то менять. Придумаю завтра. Да, хорошее начало! Непривычно засыпать под шум трассы, однако усталость вскоре берёт своё.

Ночь выдалась холодной и туманной. Утром еле вылез из спальника. А ведь ещё совсем не Север! Мда… Пока спал, мышки полакомились оставленной на земле шоколадкой. Хорошо, хоть гермомешок не прогрызли.

На утро трасса по-прежнему была окутана туманом. Ничего не застопилось, зато познакомился с хозяином киоска для водителей. Доброй души человек! Посидели в его комнатке, покушали кашу, поговорили. Настроение сразу поднялось.

А тем временем Солнце разогнало туман, и стало так красиво! Сим – ведь это одно из лучших мест на Южном Урале. Нет, я уже не пытаюсь поймать машину, я сижу на склоне горы, любуюсь восхитительной панорамой. Кушаю малину, пишу дневник.

Чудесно здесь! Спасибо тебе,  Урал, за то что даришь эти мгновения. Обязательно ещё свидимся! Хоть сейчас в поход иди… За чем я гонюсь? Впрочем, посмотрим. Покушаю малинки и пойду на трассу. Надо ведь всё-таки. Эх!

Тепло попрощался с Василием (хозяином магазина) и вскоре же уехал. Снова добродушный водитель. Среди сельских жителей много таких. Жаль, ехать было недолго, до источника Кургазак. Хорошая возможность посетить знаменитый башкирский ключ. Однако он не произвёл большого впечатления – его в очередной раз облагораживали, оцивилизовывали. Вода выбивалась из кучи кирпичных обломков, хотя вкус хуже от этого не становился.

Решаю завести традицию: никогда не допивать из бутылки, чтобы в ней каждый раз оставалось хоть немного из каждого места, где набирал воду. Из каждого родничка, ручейка, от каждого доброго человека, что поделился со мной.

У источника тоже простоял немало и поэтому в Свердловск приехал уже в час ночи. По дороге в фуре то и дело лопались крепёжные ремни, приходилось подолгу перевязывать. Питерский водитель много матерился, хотя и не держал зла на уме. Вот тебе и культурная столица!

Заночевал в придорожном сосновом лесочке. Не самое лучшее место, вокруг много тропинок. Залез поглубже в кусты, палатку ставить не стал. Светил полумесяц, а ещё раньше был метеоритный дождь. Близость трассы уже не тревожила, сон пришёл сразу.

Проснулся раньше будильника. В походе организм перестраивается и живёт совсем в другом ритме. Если в городе подъём в восемь утра даётся с огромным трудом, то в походе можно запросто самостоятельно подняться в шесть, несмотря на гораздо большую физическую нагрузку.

По дороге из лесочка спросил дорогу у прохожего. Он, конечно, подсказал, а заодно и поведал, что тоже турист, бывший геолог. Мало того, на днях он собирается на «наши» горы Иремель, Шелом и Поперечную. Какая неожиданная встреча! Я каждый раз радуюсь, когда встречаю на маршруте туристов или близких по духу людей. Они не станут спрашивать, почему мне не сидится дома, не станут задавать и другие подобные вопросы. Зато удачи пожелают, и, конечно же, прохождения маршрута. Общались с Юрием буквально несколько минут, зато в памяти эта встреча осталась надолго.

В городе быстро отыскал нужный адрес. Всё сложилось как надо – купил  объектив к своему новому фотоаппарату. Именно из-за объектива пришлось делать крюк в Свердловск. Ещё один крюк предстояло сделать в Курган, чтобы забрать там пропуск в погранзону. Удивительная у нас страна! Объявили погранзоной побережье Северного Ледовитого океана. Да с каким размахом – в ней оказалась половина Ямало-Ненецкого АО. Проезд только по пропуску, это притом, что для проезда в тот же Казахстан ничего такого не нужно. Проблем с получением не возникло, если не считать времени (по закону месяц, но сделали даже раньше) и того факта, что забрать его необходимо лично в Кургане. Почему бы им не выслать пропуск почтой, я не знаю. Видимо, конвертов дефицит.

Чтобы попасть в Курган сажусь на электричку до Каменск-Уральского. С интересом наблюдаю железнодорожности вокруг. Огромные станции, множество линий. На карте это выглядит ещё впечатляюще. И как тут сами железнодорожники не путаются!

Зашла пожилая женщина и красивым голосом пела церковную песню. Длинную, но я так и не понял о чём, слишком далеко. Стало светло на душе, с удовольствием подал ей денюжку.

Из Каменск-Уральского уехать не смог ни автостопом, ни на грузовом поезде. Пока ходил с рюкзаком, очень устал. Пришлось ехать на скоростной электричке. В такой оказалось не просто договориться с оплатой проезда, но и платить 300 рублей за 250 км сидя тоже как-то не хотелось. За окнами тянулись унылые и однообразные заболоченные полянки с редкими островками берёзок. «Красивая у нас природа?» - спросил кто-то из местных. «Да», - ответил я из вежливости.

Предстояло провести ночь на курганском вокзале. Сначала он показался мне неприятным: толпы народу, «мобильные меломаны», казахские и даже китайские бичи. Правда, потом оказалось, что на втором этаже есть вполне приличный зал. Там уже тепло и тихо, свободные скамейки без системы «антибомж» (без разделяющих спинок, то есть). Впервые выдалась возможность по уму упаковать рюкзак. Результат превзошёл ожидания. Теперь он не доставлял больших неудобств при ходьбе. А ведь до этого я едва ли мог пройти полкилометра без передышки. Этот вечер преподнёс ещё один сюрприз – встречу с двумя группами местных туристов. Одни ехали на Таганай, другие же на какой-то алкогольный сплав в сторону Байкала. Как бы то не было, общение оказалось приятным. А в это время и бомжпакет заварился на горелке. А ведь это прямо на привокзальной площади! Один бы на такое не решился.

С получением пропуска всё прошло как надо, только немного подождать пришлось. Неприятный осадок оставили тарифы на транспорт. Мало того что дорого, да ещё и за багаж каждый раз сдирали. На 3 поездки ушли 64 рубля, причём меньше всего на маршрутке. Все городские автобусы – новые ПАЗики, неудобные и тесные. Есть в городе и троллейбусы, причём довольно развитая сеть, но прокатиться не получилось. С большой радостью покинул город, не понравился он мне как-то.

И вновь я на трассе. Отсюда только на север да на север до самого заполярного Тазовского. Настроился уже на долгое стояние, однако вскоре же застопил КАМАЗ до Тюмени. К своему стыду, в дороге пару раз засыпал, особо не поговорил с водителем.

Тюмень стала для меня большой ямой, в которой просидел больше суток. Сначала с нормальной позиции уехал до какого-то сада, откуда пришлось с километр идти до развязки. Одно хорошо, в саду наконец-то набрал воду – очень хотелось пить. Вода, вытекавшая на улицу из какой-то непонятной трубы, оказалась мутной и слегка вонючей. Поначалу даже засомневался, не канализация ли. Оказалось, здесь вся вода такая.

За развязкой простоял до вечера, стал задумываться о ночёвке. Однако для «лагеря» совершенно не находилось места – кругом открытые заболоченные поля, местами коттеджи. Остановился УАЗик. Ехал он недалеко, но водитель с первых же фраз сумел расположить к себе, и я с радостью покинул надоевшую позицию. Оказалось, дорожные указатели вели на ещё недостроенную объездную. Увидев это, Эдуард решил подвезти меня до поста, хотя ему было не по пути. Конечно, я не возражал, что по пути он заедет в сад забрать семью. Для меня эти полчаса – хорошая возможность отдохнуть от шума трассы и необходимости что-то делать, чтобы уехать. Семья Эдуарда, как и он сам, очень приветливы, они  словно излучали неподдельную радость и доброту. Угостили яблоками, извинялись, что ещё кислые. Теперь вот с удовольствием их кушаю, вспоминаю хозяев добрым словом. Спасибо Вам!

Почему ты едешь автостопом? Этот вопрос задавали на пути не один раз. Так вот, скорее всего, именно поэтому. Когда ещё встретишь столько добрых и отзывчивых людей! Другие либо проедут мимо, либо остановятся, но не возьмут попутчика. Пусть таких будут сотни, не надо их судить. Зато какую радость доставляют встречи и общение с теми, кому ты небезразличен. Кто не мерит свою жизнь рублём, для кого доброта – не пустое слово. Автостоп даёт уверенность, что хороших людей больше чем плохих.

В этот вечер дальше уехать не получилось, пришлось идти на ночёвку. Наилучшим местом оказалась узкая лесополоса между трассой и колхозным полем. Крайне неприятное место, но лучшего не нашлось. Лёг на здоровенные кочки, но на удивление они идеально повторяли форму тела, и спалось комфортно.

Проснулся с рассветом, с позитивным настроением вышел на вчерашнюю позицию. Однако… Машины иногда останавливались, но почему-то все до соседней деревни или чуть дальше. Водители были приветливы, так хотелось с ними уехать, но покидать удобное автостопное место было бы не разумно. Чем можно себя занять, стоя на одном месте? Пел песни, ходил взад-вперёд. Ко второй половине дня стал узнавать водителей автобусов, и они меня тоже. Вот из-за таких моментов мне всё меньше и меньше нравится автостоп на оживлённых федеральных трассах. То ли дело Север – одна дорога на сотни километров. Никаких отвороток, посёлков. Машин хоть и мало, зато останавливаются часто. Скорей бы до Севера доехать! Эх!

Ближе к вечеру остановилась очередная машина, эвакуатор, к великой моей радости – до Тобольска, и даже чуть дальше. Поехали! Водитель эвакуатора –  Серёга – один из тех, кто запомнился мне надолго. Типичный сибиряк, не испорченный русский мужик. Один из немногих, кто понял и поддержал идею похода, даже позавидовал, ведь у него теперь нет возможности путешествовать. Говорил он много и интересно, правда, с матом через слово. Рассказывал случаи из жизни, давал полезные советы, в том числе, и по туризму. Поражала простота и искренность, неиспорченность. «Вот бы смастерить такую х…, чтобы по проводам ЛЭП можно было ездить. Катишься, и смотришь на всё сверху!» Серёга действительно мастер. В его сарае стоит самодельный токарный станок – душа просила, не денег ради. К сожалению, и желание побольше заработать и алкоголизм не отразились на нём бесследно, но кажется, в душу не проникли.

В Тобольске выходить не стал, решил ехать дальше до его деревни. Уже в темноте оказался на железнодорожной станции Юность Комсомольская. Название романтичное, однако, возможность уехать, похоже, мне не светила – пустые пути, ни одного грузового состава. Да и зачем им останавливаться на этом почти разъезде? Что ж, пойду ночевать, а заодно и познакомлюсь с местным лесом. Первый раз разведу костёр и нормально приготовлю еду – думалось мне, пока перепрыгивал в темноте через лужицы, направляясь к чёрным силуэтам деревьев. Комарики очень обрадовались моему визиту, но пока мне было не до них. Я словно делал первые шаги по другой планете. Здесь всё было таинственно и непривычно: мягкая почва под ногами, запах хвои и болота, несколько кедров. Вот она какая, сибирская тайга!

Разложил вещи, набрал в темноте дров, хотел зажигать костёр, когда услышал незнакомый звук приближающегося тепловоза 2ТЭ116. Состав остановился, тут же объявили пассажирский. Ага, значит, грузовой его пропускает – у меня есть минут пять. Немного поколебавшись, собираю в темноте вещи, бегу к станции. Как раз в это момент отправился пассажирский, но беседа с машинистом уже завязалась. Ещё идут привычные вопросы, экспресс-проверка на причастность к терроризму, но по доброму голосу машинисту я уже понимаю, что уеду. Выходной светофор пожелтел, и я полез в заднюю кабину; разложил рюкзак, занял кресло – тронулись. Кроме меня в задней кабине ехали ещё двое погулявших железнодорожника. Почти машинально отвечал на их вопросы, что-то тоже спрашивал. Настроение было отличным. Давненько не ездил ж/д-стопом! Давненько не заслушивался мягким перестуком скоростемера. Когда попутчики заснули, сходил в переднюю кабину. Есть что таинственное, манящее в возникающих из темноты бесконечно бегущих нитках рельс, в проносящихся мимо зелёных сигналах светофоров и огоньках станций!

Машинист обещал посодействовать моему проезду со следующей бригадой. Конечно, так и получилось. Бригада сменилась, а я еду дальше. Большим открытием для меня оказалось, что в 2ТЭ116 можно спать, растянувшись чуть ли не во весь рост на столике помощника. Окно закрывалось плохо, дул холодный ветерок, иногда с копотью, но это не помешало крепкому сну. Утром разбудили нерадостной вестью – меня высадят не в Сургуте, а чуть раньше. Что ж, и так неплохо.

Состав остановился у входного светофора какой-то станции, выхожу. Прямо за насыпью начинается заболоченный лес. Много кедров. Присмотрелся – с шишками! Вот радости-то было! На первое попавшееся дерево залез не без труда и еле нашёл несколько штук. Первую шишку в карман, остальные локомотивной бригаде. Следующее дерево выбирал уже тщательнее. Забрался легко, и шишек натряс столько, что унести не смог. Машинист очень обрадовался, сказал, что сам хотел натрясти, но никак не находил времени. Состав отправился, а я ещё ходил по лесу, удивляясь всему новому. Белки скачут, много грибов, брусники. А вот и болото за лесом начинается. Словно в другой мир попал: незнакомо, таинственно. Доел свою первую шишку. Ведь это же детская мечта – кедровая шишка, сорванная с дерева! Самая первая – самая вкусная, пусть даже незрелая и смолистая. Много ли осталось детских желаний?

Выбраться из Усть-Югана (так называлась станция) оказалось не трудно. Отсюда шла дорога до федеральной трассы. Умывшись песком и водой из чистой лужи, приступил к автостопу. Вторая же машина остановилась. Какого же было моё удивление – водитель из Златоуста! Хоть наши города и разделяют 300 километров – мы почти земляки, мы уральцы. Мало того, он тоже турист, на днях ходил по Таганаю. За разговорами время пролетело незаметно, распрощались мы на повороте в Нефтеюганск.

Надо же, город! А я и не заметил его между страницами атласа. Он совсем рядом, такой необычный, красивый. А я проеду мимо, даже не заглянув. Не очень-то и жалко, не испытываю тяги к городам. А с другой стороны трассы речка, ребята костерок жгут. Пойти, что ли, искупаться да покушать сварить? Нет, надо торопиться. Но многое ли решит часик? Эх, знать бы мне тогда, что этот часик растянется на двое суток…

- Дурак я, самому смешно, - начал рассказ в нефтеюганском УВД. Пошёл купаться, а за вещами попросил двух ребяток посмотреть. Купался-то минутку, а их и след простыл. Вытащили из кармана деньги, телефон и банковскую карточку пополам переломили. Ладно хоть в рюкзак не залезли, документы остались, да более ценные фотоаппарат и видеокамера. Побросали свои шашлыки да пиво, укатили на велосипедах. Где их теперь найдёшь?

Надежд, конечно, больших не было. Написать заявление на всякий случай, заработать любым способом хоть немного денег и домой сообщить, что остался без связи. Тем более, скоро начнётся сам поход, там от телефона толку никакого. Отказываться от маршрута глупо – не за этим до северов добирался.

К заявлению моему отнеслись как и положено – никто не хотел ничего делать, весь день ушёл впустую. К счастью, потом меня передали некому майору. Не знаю уж, правда ли ему подсказало профессиональное чутьё, или он потом всё придумал. Однако мы съездили на его личной машине к месту преступления. Там ребяток и повязали – вернулись за пивом и шашлыками. Один ранее судимый детдомовец, второй из неблагополучной семьи; велосипеды ворованные.

Остаток этого дня и весь следующий ушли на допросы и оформление бумажек. Подписал ходатайство, чтобы детдомовца помиловали. Только надо ли? Не знаю, не мало об этом думал. Представилось даже возможность поговорить с ним лично. Посоветовал больше не воровать, сказал, что прощаю его. Хоть я и выгляжу как бомж, зато на свободе и не боюсь её потерять. Только слова мои, похоже, отразились эхом от «внутренней стенки черепной коробки». Едва ли он хотя бы призадумался. Что ж, каждый выбирает дорогу для себя.

Вторую ночь провести у милиционеров не получилось. Не написал, в первую ночь тот самый майор пригласил меня в опорный пункт. Ночлег представлял из себя двухкомнатную квартиру с кухней без еды и с ванной без света, мыла, но с плохой канализацией. Вторую ночёвку провёл за городом. Однако едва сошёл с дороги, как в темноте провалился по пояс в болото. Хорошо ещё тепло было, и рюкзак не промок. Не привык ещё к северной реальности!

Переночевав в зарослях ивняка, на утро вышел на трассу. Оказавшись на том же самом месте, что и двое суток назад, не удержался и снова спустился с насыпи на берег протоки Акопас. Конечно, сегодня у костра никого не было, и ничего такого не случилось, однако, задерживаться тут совсем не хотелось. Скорее прочь из этого города на песке!

Наконец-то начался по-северному хороший автостоп, который не покидал меня до самого конца. Газель до Сургута с добродушным водителем из Азербайджана, фура до поворота на Нижневартовск с замечательным водителем из Татарии. Потом два земляка: до Ноябрьска и до выезда из него. У первого слушал родной курай. Со вторым рассуждал о зле денег, о том, как хорошо жить в деревне, о том, что Башкирия – лучший регион. Оно ведь и взаправду так!

Пару слов о Ноябрьске – типичный молодой северный городок, хоть и красивый, но безликий. Музей выглядит как склад всего, что попалось под руку. Ничего интересного, зря 40 рублей потратил.

Упустил из описания машину с двумя женщинами. В автостопе такое редкость. Общительные и приветливые, но зачем-то влезшие в сетевой маркетинг.

На въезде в Губкинский заночевал в лесотундре. Впервые узнал, что такое мошка, к счастью, самодельная палатка достойно выдержала испытание. На утро долго и с любопытством разглядывал местность. Здесь всё не так, хотя и знакомо по Уралу. Редкие невысокие хвойные деревца, кустарники, густой мох под ногами. Только под ним топь, а не камень. Передвигаться по мху оказалось проще, чем представлялось раньше. Что же, хорошо!

До Пурпе подвезли молодожёны. Они очень интересовались моей поездкой и не задавали обычного вопроса «зачем?». Оказалось, что тоже любят походы, хоть и матрасные. Чудесная вещь – автостоп! Он как фильтр хороших людей.

Дорогу до Коротчаево разделил с курганским пенсионером. Ехал он на своей машине в поисках работы, не смотря на возраст и кризис. Почему-то мне с трудом верилось в успех, даже стало его жалко. Деньги были только на бензин, даже на еду не хватало. Как раз ведь был самый разгар кризиса, когда сокращали даже молодых и здоровых. Что это, наивность, переоценка своих сил? Неожиданно мысли перекинулись на самого себя. Разве я не еду неизвестно куда? Разве у меня есть хоть какая-то уверенность? В гидростопе, многодневном пешеходном переходе по неизвестной местности? Только надежда и вера… И в этом мы едины. Помоги же ему, Господь!

До Старого Уренгоя добрался на УАЗике. На заправке, где он остановился, попросил водителя и попутчиков посторожить вещи, пока фотографирую. Эх, не учит меня жизнь! Конечно, на сей раз вещи мои никто не тронул, а вскоре с той же заправки посчастливилось уехать.

Пассажиров двух заправлявшихся автобусов сначала принял за туристов, но оказалось, что они студенты, ехали на практику. Да откуда – из Австрии! Кого только на пути не повстречаешь! Начальник австрийцев Паша сразу почему-то показался мне странным и немного неприятным, хоть и не говорил ничего такого, не возражал моей вписке. Через день он неожиданно для всех выгнал меня из автобуса по причине обиды на какие-то мои слова, по-моему, совсем не обидные. Но пока я радовался, что очутился в знакомой и приятной среде. Решил даже с ними переночевать, хотя ещё было не так поздно. Они конечно не туристы, но всё же.

Оказывается, столько проблем появляется у больших групп! Для стоянки подойдёт не каждый пятачок, от дождя надо ставить каркасный навес, вместо маленького костерка приходится использовать газовую плиту, на кухне заняты два повара, после еды остаются горы посуды. А также много-много других неизвестных мне трудностей.

Единственный из этой толпы, с кем я хорошо сдружился, это Вова, московский аспирант. Однажды он влюбился в Север и теперь не хочет жить без него. Научное направление выбрал такое, чтобы чаще бывать в Полярной стране. Молодец он! Я ведь тоже аспирант, только занимаюсь всякой ненужной ерундой, не выходя из лаборатории.

Вечером у костра было шумно, иностранцы пели под гитару свои песни – ни одной лирической, ни одной задумчивой. Сплошная веселуха. Не такие они как я, ой, не такие… Сыграл и я пару раз, но скорее для себя. Они не поняли, конечно, заскучали.

Как уже написал, на следующий день я был выгнан из автобуса. Произошло это на пропускном пункте в погранзону на въезде в вахтовый посёлок Новозаполярный. Как у меня уже повелось на Севере, уехал почти сразу же. Свердловский дальнобойщик подвёз до поворота в Газ-Сале. Ещё один водитель, который меня понял и поддержал. Ну почему же я встретился с ним только под конец автостопного маршрута? Ведь могли бы проехать больше!

От развилки до Газ-Сале оставалось километров 15. Финишная прямая? Стало не по себе от этой простой мысли. За 10 дней к автостопу я уже привык, хоть и надоел он порядком, а дальше предстояло новое и неизвестное. Захотелось подольше остаться на этой пустынной развилке, побродить по тундре,  но тут появилась машина, и конечно  застопилась. Как оказалось, такси. Об этом я узнал позже, а пока он просто согласился подвезти бесплатно.

Вот и Газ-Сале. Посёлок произвёл удручающее впечатление. Покинутые и разрушенные дома, кучи мусора. Раздражающий шум от компрессорной станции, от которого никуда не спрячешься. А ведь когда-то сюда стремились люди со всего Союза…

x
На МАЗе по Тазу (гидростоп)

Встречный автопаром Встречный автопаром
Чумы Чумы

Опыта настоящего гидростопа у меня не было, поэтому предстоящее если не пугало, то уж точно не вселяло больших надежд. Казалось бы, что сложного, спустился к пристани, и подходи к стоящим теплоходам, разговаривай с капитанами. Ну и спустился. А где же пристань? Брожу по берегу: кругом кучи мусора, ржавые металлоконструкции, брёвна. Непонятно даже, куда тут причаливают. И причаливают ли вообще? Может, надо в Тазовский ехать? И спросить не у кого!

Вот по реке проплыла моторка. Наверняка в Красноселькуп, а куда ещё? Простая догадка, что это местные, рыбаки пришла позже. Но вот вдали проявляется РТшка. Ура! Причаливает! Подхожу, спрашиваю – нет, не до Селькупа. Капитан был суров, никак не мог понять моего стремления пройти маршрут, зато кто-то из членов экипажа напротив проникся этой идеей, помог советами, даже стал спорить с капитаном.

Итак, в Газ-Сале ловить мне нечего, надо спешить в Тазовский. Там хотя бы здание пароходства имеется, будет у кого спросить. Стопил вместе с «тюленем». На Севере даже «тюлени» - не конкуренты, попутчики. Приятно общались по дороге. Как и положено, почти не стояли, уехали быстро.

Тазовский – райцентр всё-таки – произвёл куда более приятное впечатление. Он совсем не выглядел умирающим. Основные постройки – двухэтажные бараки на сваях. Впервые на улицах стали встречаться ненцы – ещё одно подтверждение, что я наконец-то на севере. Оказалось, в Тазовском бесплатные автобусы, да не один маршрут! Кто бы мог подумать! Немалая часть пассажиров дети, которые просто катаются. А ведь в их возрасте и я катался на бесплатных трамваях! У многих ли детей в нашей стране осталась такая радость?

Автобусный маршрут был недолог, от силы минут десять, и вот я уже у речного порта. Дверь открыли две женщины. Одна уже уходила, а вторая оставалась на ночь. Конечно же, помогли мне. Впустили переночевать, а на утро поделились скудной информацией, какую только можно получить в непредсказуемой и стихийной структуре – речном пароходстве. Спасибо вам, добрые северные люди! Вы не такие как другие, но вы такие, какими хотелось бы видеть других!

Искупался. Загораю на песке, пишу дневник. Вторая половина августа, а тепло. Неужели я на севере? Всё бы хорошо, но одно тревожит. Я ведь не загорать приехал, надо как-то отсюда уплыть и начинать маршрут. В его успех верится всё меньше.

Я уже знал, что на Красноселькуп и даже дальше основное сообщение – это частные автопаромы. Работают они без расписания, причаливают где получится, и искать их нужно по всему берегу. Мне повезло – один такой паром нашёлся, только отчалит он не раньше чем завтра, к тому же надо договариваться с капитаном. Капитана всё никак не могу застать.

Вот и очередная попытка его «отловить» не принесла успеха. Зато встретил на берегу отдыхающую семью. Санёк – толстый крепыш – пограничник, его жена и дети. Вроде хорошими показались. Угостили арбузом, шашлыком, подарили сырую рыбину. Задавали обычные и привычные, уже доставшие меня вопросы. Подошёл их друг Эдик. Опять же задавал те же вопросы, предлагал у него переночевать, да и вообще обращаться по любому поводу. Потом от меня отвлеклись и стали решать более важный вопрос – где взять деньги на выпивку. Из разговора стало понятно, что арбуз и шашлык отобрали у «не русских», ибо так им и надо. Выпили на дорожку и поехали за добавкой, решая, стоит ли «гасить» по дороге ментов или нет.

Вот уж точно говорят про соотношения силы и ума! А ещё мне показалось, что они живут в постоянном страхе, вдруг их недоброжелатели окажутся хитрее и отомстят. Одного из них «заказали» в Чечне, вот и приходится ему на севере прятаться. Жестокость порождает жестокость. Вступая на путь вражды, не стоит надеяться на добро и милосердие. А вот месть рано или поздно настигнет.

Поскольку в Тазовском больше оказий не намечалось, решил снова съездить в Газ-Сале. 6-ой автобус ехал до выезда из посёлка бесплатно, а до Газ-Сале уже за 70 рублей. Разговорились с водителем, он сам предложил подвезти до поворота (примерно полпути), а ещё угостил мороженным!

Уже в третий раз оказываюсь на этом повороте, и опять не успеваю полакомиться ягодами. Из-за этого пропускаю легковушку, но МАЗ в последний момент решаюсь «стопнуть». И очень даже не зря – он оказался аж до самого Красноселькупа!!! Да, да, его погрузят на паром, и мы поплывём в заветный посёлок.

Последний вечер на «Земле». Костерок на берегу, где-то рядом неторопливо беседует народ, как и я, ожидающий паром. Один из немногих моментов за весь поход, когда не надо никуда спешить, зато можно посидеть и разобраться со своими мыслями. Понимаю, что устал от общения с незнакомыми  людьми, среди которых всё же нет ни одного, близкого по духу. Устал от неопределённости, зависимости от везения, от необходимости напрашиваться. Я ведь в первую очередь турист, уже потом автостопщик. Скорей бы, скорей бы выйти на маршрут, чтобы мерить дни пройденными километрами, а не застопленными машинами, чтобы передвигаться куда покажет компас и карта, а не куда довезут. Уже столько дней в пути, а ещё ни сколько не пройдено! Как приятно тепло костра! Однако меня уже второй раз зовут присоединиться к толпе, ожидающей паром. Что ж, надо завести и с ними знакомство – куда же без этого!

Ожидание длилось до полуночи, а потом не мало времени ушло на погрузку. Причал совершенно не оборудован, КАМАЗы вязли в песке, помогали друг друга вытягивать. Оказалось, что и с капитаном договариваться не нужно – он-то на теплоходе, а я на барже, привязанной к нему тросом. Моё временное жилище – кабина МАЗа. Водитель почему-то не спал до раннего заполярного рассвета. Мы по-прежнему стояли на берегу в ожидании последней машины.

Сквозь сон я видел, как с баржей совершают какие-то манёвры, а когда проснулся окончательно, за окном уже проплывал  далёкий берег. От мерного покачивания стало немного жутковато, но ещё больше было не по себе от мысли, что я уже окончательно покинул цивилизацию и больше не буду с ней связан долгое время.

Плывём. Сквозь редкие тучки пробивается утреннее солнышко. Погода и обстановка располагают к отдыху. Чем занять себя в эти два дня? До сих пор такой проблемы и быть не могло. Пишу дневник, общаюсь с людьми, перед которыми так же стоит проблема безделья. Народ приветлив, пытаются помочь советами. Некоторые, правда, борются с вынужденное скукой с помощью алкоголя. Вот один такой любитель уже валяется на полу, периодически включаясь и требуя добавки. Другой (моего возраста) сделался болтлив, привязывается к кому придётся. После очередного стакана моё присутствие почему-то вызвало у него агрессию, даже попытался полезть в драку. Впрочем, на следующий день протрезвел и стал просить прощения. А ведь так-то не плохой человек. Рассказывал, что его в посёлке дожидается невеста, и они очень скучают друг без друга, мечтают скорее увидеться.  Наверное, он действительно нормальный человек, пока трезвый…

Самое яркое впечатление от гидростопа (вернее, автогидростопа) – ненецкие чумы по берегам. Местные народы живут маленькими артелями, их жизненный уклад мало отличается от того, что был сотни лет назад. Конечно, у них моторные лодки, да и рыбу ловят не только для себя, а сдают за деньги в баржи-холодильники. Но где же ещё найти в России такой народ? Ведь это их обыденная жизнь, не показуха. Хотелось бы познакомиться поближе. Правда, на пути меня часто предупреждали, что общаться с ними может быть небезопасно, но думается, это не так.

Вот приближается к концу второй день. Нету никаких сил сидеть на одном месте, разглядывать бесконечные берега. Места глухие. Всего лишь один посёлок прошли, да чумы ещё. Мошка. А что могли думать репрессированные, глядя на те же берега, на ту же жёлто-зелёную воду Таза? Им предстояло провести здесь года, и жизнь зависела не только от них. Не по себе от таких мыслей.

К вечеру плавание наконец-то завершилось. Схожу с баржи у бывшего посёлка Седельниково, ныне базы строителей газопровода. Парому плыть ещё сорок километров, и для меня он остановки делать не станет. Но я уже заранее всё просчитал. Кто-то относится к плану с сомнением, кто-то говорит, что должно получится. Итак, я спускаю лодку на воду позади баржи, там совсем нету волн. Мои помощники держат её за верёвку. С опаской спускаюсь с полуметровой высоты. Не без труда, но всё же удаётся удержаться на воде. Принимаю рюкзак, сажусь поудобнее, берусь за вёсла. Вроде всё нормально. Прощаюсь с моими попутчиками и торжественно произношу «Отпускай!!!» Паром стремительно удаляется, а я остаюсь на реке один. Дожидаюсь, когда утихнут волны, гребу к берегу. Первое что сделал, оказавшись на суше – размотал медную проволоку с трансформатора старого телевизора. Нет, не желание сдать её по возвращении  двигало мной, проволока могла пригодиться для укрепления накладок на вёсла.

Полакомился черникой, и двинулся на базу. Поговорить получилось только со сторожем, да и от него ничего нового не узнал. Дело было к вечеру, пришлось отойти подальше от цивилизации и заночевать в прибрежном лесочке. Наконец-то нормальная лесная ночёвка с ужином на костре! Поход начинается!