Идея пройти сифон Пании не дает нам спокойно жить уже несколько лет. После того как Гена Самохин в 2006г прошел перегиб уже трижды пытались найти дорогу на всплытие. Сначала Леонов со Снетковым, потом поляки. Увы, очевидной дороги не нашлось. И вот еще одна попытка.
  Эта экспедиция в планах УСА и РГО стояла уже два года. Наконец собрались.  Группу Крымчан  возглавлял Витя Гриценко, московскую группу -Женя Снетков. Общее идейное руководство- Гена Самохин, техническое-Снетков. В экспедиции также работали молодые подводники - Влад Панин, Миха Угрюмов и Федя Спильный. Их основной задачей было набраться опыта ну и потаскать снаряжение. Джон Сергеев и Юра Мальчиков не ныряли, но и оказали неоценимую помощь при заброски и выемки.
 Не смотря на то, что сухая часть пещеры небольшая, силами одних подводников доставить всё снаряжение к сифону практически невозможно. Здесь нужна не только физическая сила, но опыт и сноровка спелеологов и промальпинистов для организации троллеев, перетягов и прочих хитростей.
 Для прохождения сифона была разработана следующая стратегия.
 Двое самых отвязных (Снетков, Иванов) плывут с 4 баллонами (2-tr 25/25? 2 - ean 28), доходят до перегиба, оставляют 2 баллона на ходовике, а с оставшимися 2мя баллонами тримикса пытаются пролезть в щель.
  Почему был выбран такой подбор газов? Глубина вроде не большая 30-40м, но предыдущий опыт показал, что на такой глубине в пещерах плавать еще можно, а вот работать уже практическти невозможно. Азот действует на всех по разному, но в любом случае плохо. Нитрокс же необходимо использовать для уменьшения декомпрессии. Такой "нежирный" процент конечно не сильно снижает время декомпрессии, но зато позволяет вслучае чего перейти на него и на глубине 40м.
Остальные подводники делают топосъемку, фотографируют, ищут боковые ответвления, повышают свою квалификацию.
Тактика работы строилась таким образом, чтоб в сифоне работало не более 3 человек. День работы-день отдыха.
Хронология экспедиции

27 сентября.
 Из Москвы приехали Люба Гомарева, Коля Иванов, Женя Снетков. Поселились в Орлином Залете(30гр/ч*д). На полянке перед домиком разложили баллоны, начали тарахтеть компрессором.Тримикс забили еще в Москве, здесь забивали только нитрокс.  Привезенный из Москвы кислород стал расходоваться быстрее, чем ожидалось.
Крымчане должны подъехать завтра, когда кончатся соревнования в Симеизе. К вечеру появился Юра Мальчиков. Сделали ходку к пещере, навесили входной колодец. Больших изменений на входе нет. Глыба, которая в позапрошлом году сползла и перегородила пол-входа дальше не поехала. Ход узковат, но ворошить не стали. А вот ниже всё завалено камнями. Юра нашел проход только благодаря видневшемуся под камнями шлямбуру. За полчаса скинул камни вниз и освободил проход.
      28 сентября.
 Постарались выйти "пораньше" и уже к 4 вечера были у пещеры. Потом таскали баллоны, снаряжение. К сифону подошли часов в 8.Глины в предсифонном зале значительно меньше. Стол, что делала Наташа Сергеева в 2007 немного покарежило паводками, вешалки на стенах остались нетронутыми.  Каждый выбрал себе местечко и начали переодеваться. Грязное и сложное занятие.предсифонная акробатика Но мы справились. В 10 вечера начали погружения. Втроем, один за другим. Целью было подгонка снаряжения. Вода в сифоне очень чистая, но до первого пловца. Течения практически нет, Муть висит долго.
 В лагерь вернулись часа в 3 ночи. Полно народу, но все спят.
   29 сентября
 Москвичи забивали баллоны, крымчаки готовились к погружениям. Вышли только к вечеру.  Цель та же -разныряться и подогнать снаряжение. Погружения прошли обычно, с небольшим количеством неурядиц.  Влад Панин потерял ласту, взятую напрокат у Самохина. Долго искал  и нашел.
  30 сентября
 Штурмовой день. Снетков и Иванов попытаются сегодня протиснуться  в щель. Люба, которая должна была идти вторым эшелоном, неожиданно заболела, съев что-то не то.
 План таков. Двойка доходит до глубины -40м на 28 нитроксе из стейджев, отстегивает их и с 2 баллонами тримикса 25/25 поднимаются к щели и пытаются в неё протиснуться. Перед погружением Джон предложил Снеткову свой яркий фонарь хид. Тот привесил его за кольцо поверх стейджа.
 Минут за 20 доплыли до перегиба. Коля быстро отстегнул стейджи, а Женя заковырялся с этим самым хидом. Минуты 4 потерял. Коля понял так, что напарника ждать не стоит и поплыл в щель. Прицепив конец своего ходовика к оставленной в прошлой экспедиции катушке, поплыл вперед. Но уже через 3 метра застрял. И не то, чтобы ход был уж совсем непроходимым, а всякие выступы и крючечки не давали свободно двигаться. Будь это в сухой пещере, ну или хотя бы в метрах 20 от выхода, то можно было бы тискаться дальше. А тут -40м глубины, 200м от входа, да и дальнейший ход шире не становится, даже вроде как сужается. Хотя видно, что ход идет дальше, да и муть не застаивается, значит течение есть . Вобщем, всё опять не понятно. Коля повернул обратно и встретил подплывшего Женю. Задержка на 40 метрах дала о себе знать азотным опьянением, которое прошло только после основательной прокачки легких тримиксом.
  Вернулись обратно без происшествий. Декомпрессия у Коли составила 27 минут, у Жени-43. Из-за того, что поддувались  в гидрокостюм тримиксом, было ужасно зябко. Сиденье на декомпрессии далось с большим трудом.
  1 октября
 Люба выздровела и полна решимости найти продолжение в другом месте. После нее, на остатках воздуха - Влад Панин.  Самохин уехал в Симферополь читать лекции. Гриценко с Джоном с утра поехали поменять масло в машине, но при маневрировании на узкой площадке помяли заднюю дверь на джипе. Настроение нырять у них пропало. Коля с Женей пошли осматривать Большой Каньон
 В пещеру выдвинулись втроем- Люба, Влад и Миша. Люба быстро осмотрела все закоулки, но продолжения так и не нашла. Правда она и не нашла щели, куда тискался Коля. Наверно мало гелия в тримикс положили.
 Миша отнырялся нормально, а вот Влад опять учудил.На 40м обронил ласту. Вовремя поднял, но не стал надевать, а поплыл к выходу, используя её как весло.  К декомпрессионной остановке воздуха осталось совсем немного. Он его полностью выдышал, на всякий случай, т.к. декомпрессию смотрел по нитроксному аладину, а плавал на тримиксе.
 2 октября
 Последний день ныряний. Решили заняться "попутными" работами. Коля с Любой -фото, Женя-топо. Воздуха в баллонах оставалось немного, поэтому Люба поплыла с 3 баллонами- один на спине, два- по бокам. Такая конфигурация с эстетической точки зрения ей совершенно не понравилась, и она категорически запретила публиковать фотографии, если таковые получатся.
 подводный курвиметрЖеня, при помощи изобретенного им прибора, сделал топосъемку первой половины пещеры - 109м. На это ушло более 40 мин. Возвращался по воздуху. К моменту декомпрессионной отсидки в баллонах осталось по 20 очков!!  Но на 6 метрах была заначка-чистый кислород. Очень пригодился..мешков много
 К концу погружений собралась вся команда.Понырять и помочь вытащить снаряжение. От идеи понырять  пришлось отказаться из-за того,что осталось немного времени и первая команда сильно намутила.  А вот от помощи в выемке отказываться не стали. Всего набралось 23мешка, и за каких-то полтора часа все вынесли на поверхность.
Аян

Надо было еще пробраться в Аянскую пещеру и поставить там мемориальную табличку Коле Кирякову, который погиб при исследовании сифона в октябре 2002г. Сам источник является стратегическим объектом и охраняется специальной службой, аналогичной российской ФСБ. Пещера находится в непосредственной близости от источника. Официального запрещения на ее посещения нет, но погружение в сифон  вполне могут квалифицировать как попытку терракта.
  Поэтому посещение пещеры мы провели без особого шума.