Велосипедный маршрут по лечебным местам приисыккулья.
г.Балыкчи-с.Оттук-с.Барскаун-оз.Каракель-с.Каджи-Сай-Б.О.Жуку-Б.О.Джилысу-сан.Джеты-Огуз-Б.О.Алтынарашан-сан.Аксу-порт Превальск-ТБ Улан-с.Ивановка-сан. Иссык-Ата.

Общие сведения

Киргизия, прииссыккулье и раньше были далеки от центра СССР. И сейчас об этом регионе немного информации. Даже киргизы из других областей мало знают об условиях отдыха на озере. Побывав там, я , как всякий турист, написал описание и в нем изложил некоторые неизвестные мне, я думаю и другим, моменты.

Маршрут вокруг Иссык-Куля меня, фаната горячих источников, заинтересовал курортами. Но и озеро, его красота, красоты гор мне тоже не безразличны.

Содержание

1. литература.
  1. Озеро Исык-Куль и хребет Терскей-Алатау М. «ФиС» 1970 Б.И. Рукавишников

www.skitalets.ru/books/issik_rukav/index.htm

2. Вокруг Иссык-Куля на велосипеде. Отчет А. Клепикова.

www.veloturist.ru/letopis/letopis.htm?id=19

3. Пробег вокруг озера Иссык-Куль. Отчет А. Шаталина лето 2000г.

www.skitalets.ru/trips/2008/issyk-kul_shatalin00/

1.4 Одиночночный велопоход Тянь-Шань 2011. 6 КС.

19 июля - 12 августа 2011 г. Отчет А. Деева.

1. Достопримечательности района путешествия:

6. Г.И. Кара-Булак:
  7. Ущ. Жуку (Г.И. Джуку);
  8. Ущ. Чон Кызыл Суу (Г.И. Джилусу);
  9. Ущ. Джеты Огуз (Санаторий, скалы «7 быков», скала «Разбитое сердце», поляна цветов, водопад, пещера);
  10. Краеведческий музей Каракола;
  11. Ущ. Арасан ( курорт Аксу, Г.И. Алтын арасан, оз. Алаколь.)
  12. Чепельское плато.
  13. музей Пржевальского;
  14. Курорт Жиргалан;
  15. Минеральный источник Ыссык- Суу у с. Чон-Орукту;
  16. Минеральный источник Таш-Суу у с. Орукту;
  17. Ущ Семеновское (Ели, Водопады, оз. Сютуу-Булак);
  18. Ущ. Григорьевское (Ели, горные пики, озера);
  19. Ущ. Чолпон-Ата (Петроглифы).
Дневниковые записи. Подъезд, отъезд.

На станции в Казахстане На станции в Казахстане
Подъезд к Боомскому ущелью Подъезд к Боомскому ущелью
Вид с железки на автодорогу Вид с железки на автодорогу
Столб на дороге к Балыкчи Столб на дороге к Балыкчи

Я добирался поездом. Это чуть больше 3 суток. Вагоны без кондиционера. Провоз велосипеда сопровождался ворчанием  проводников и только. Как всегда познакомился с интересными людьми. Узнал много нового и интересного. В пути поезд проходит 4 таможни Российскую, 2 Казахских и Киргизскую. В графике движения поезда их нет, хотя стоянка на каждой 2 часа. На это время запирают туалеты. Особенно придираются на Казахской у Киргизии. В этот момент лучше быть не одному, а с попутчиками- свидетелями. Могут ссадить за что угодно, билеты не возобновляются. На Казахской стороне надо держать ухо востро. За открытое пиво на столе штраф как за распитие алкоголя в общественном месте. Попутчики рассказали массу случаев. Если хочешь выпить в поезде перед этим сходи в ресторан и возьми чек, чтобы сунуть менту. Порой разносчица ресторана работает в паре с ментом. продает водку, через 10 минут к вам в купе приходит мент и внимательно принюхивается, присматривается.

День1

Километровый столб Километровый столб
Кладбище Кладбище
Хороший участок дороги Хороший участок дороги
Арык Арык
Иссык-Куль вечкром Иссык-Куль вечкром

В своих записях я не указываю время, т.к. взял с собой часы с плохой батарейкой. А мобилу выключал, чтобы не разрядилась. Единственные цифровые данные - о температуре воздуха и воды от взятого с собой термометра.

Когда выходил из поезда, женщина, с которой в поезде особо не общался, спросила, есть ли мне где остановиться. Я сказал, что сразу убываю. А потом страдал за глупость. Надо было спросить, где она предложит остановиться, для остановки на обратном пути.

На вокзале спустился на площадь, народу не так уж и много. Поехал на Моссовет (пересечение Московской и Советской). Купил сомы по курсу 1, 41=7.020 сом. Но, кажется, прогадал с вокзальным курсом.

С вокзала видны недалеко подсвеченные зарей снежные вершины. Напротив вокзала на площади памятник всаднику. Лошадь на Пржевальскую не подходит. Оказалось это памятник Фрунзе Михаилу Васильевичу.

Пригородная касса открывается в 6.00 поезд в 6.45. Я взял 2 билета- на себя и боевого друга по 69 сомов. Народа набралось человек 100 на поезд из 7 вагонов: 2 сидячих, купейный, остальные плацкартные. Поезд подошел уже частично заполненный. Почему-то мало желающих в 1-й вагон. Я пошел туда. Проводник открыл мне первый нерабочий тамбур, и мне не пришлось раскручивать велик. Тепловоз нас вез какой-то побитый. Подъехав к перрону, выпустил струю воды. В вагоне ехало человек 15. В купе со мной ехали молодые ребята. Они купили билеты в поезде. Так что можно было билет в кассе и не брать, как объявляли по громкой связи на вокзале. Поезд в Балыкчи ходит самый обыкновенный, не узкоколейный, как писали в книге. Проехав один перегон, поезд стал на замену локомотива. На следующей остановке ребята вышли, пришли смешливые девчата студенческого возраста. Я задремал. Одна бойкая девчонка стала меня тормошить, спрашивать насчет остановки. Затем девчонки пригласили в купе, познакомились, угостили бутером, блинами. Девчонки были правильные, собрались на озеро поплавать, но без пива. Только газировка. Заснял их на память. Затем заснял на видео, как поют женщины в поезде. Наверное, пассажиры вырвались на природу и начали отдых с поезда. Въехали в Боомское ущелье. С поезда оно все-таки выглядит интересней, чем с автодороги. Железнодорожная линия идет выше дороги. Больше видно. Автодорога почти вся хорошая. Ее недавно ремонтировали китайцы. Девчонки считали, что китайцев домой никто не ждет, никому в многомиллиардном Китае они не нужны и по окончании стройки их спишут, как отработанный материал. Девчонки еще мало знают, и спрашивали у меня: «А ездит ли кто в России на Жигулях?» Когда я об этом сказал на озере взрослым Киргизам, они посмеялись вопросу. Молодежь, наверное, считает, что в России все получают от 50 тысяч и ездят на иномарках. Когда вышел в Балыкчи, видел на вокзале киношную группу. Снимали что-то историческое, массовка бала в одежде прошлого века.

В Балыкчи купил симку киргизского  билайна. Заехал без звонка к отцу Асели. (С их семьей я познакомился в поезде) Он оказался на работе. Оставил часть вещей. Поехал на рынок. По дороге подобрал домашних абрикосов, затем в парке нарвал диких. На рынке купил продукты, набрал воды. Пока стоял на рынке видел грозовое облако на дороге к озеру. Хотел переждать, а потом увидел, что тучу уносит, и я в дождь не попаду. Расспросил дорогу и поехал.

Ехалось не быстро. Сказывалась бессонная из-за таможни ночь. Ветер дул встречный, дорога на подъем. После поворота у стелы находится весопроверочный пункт. Проверяют вес машин, возящих руду. Дежурный сказал, что у него недавно ночевали велосипедисты, и сказал, что если надо, то можно у него в вагончике переночевать. Километров через 10 дорога пошла под горку. Велосипед все равно не катил. Снял передний тормоз, пошло быстрее. Хозяин дачи у Оттука сказал, что до пансионата на горячих источниках 30 км. А я проехал всего 20, уже темнело и сил не было катить дальше. Тем более дорога была хуже прибайкальской. Там хоть прикатанная щебенка. А здесь битый асфальт, который не отровняешь трактором. Проехал Оттук, яблок, обещанных в 1.2) не видно. Есть съезд к озеру без указателя. Поехал, приехал в заповедник. Хотел поставить палатку, спросил у хозяйки указать место или пустить переночевать в брошенном домике. Егерь Шукурбек Жакеев предложил переночевать у него. Сам егерь получает по окладу 1800 сом. Чтобы не упали штаны, содержит коров, овец. Пускает на ночлег и на территорию заповедника.

Дочка у него лет 12 на каникулах кроме помощи родителям занимается, на удивление, планомерным изучением английского языка.

Вечером сходил на берег. Температура воды и воздуха 21 град. Меня угостили чаем и накрыли лежак из одеял на полу. Надо сказать практически везде мне сооружали такое ложе.

День 2

Пляж Иссык-Куля Пляж Иссык-Куля
Соленое озеро Каракель Соленое озеро Каракель
Здесь были инки Здесь были инки

Спал в спальнике, чтобы не пачкать белье. Проснулся с рассветом. Лежал, пока хозяин не встал. Умылся в озере. Температура воды 17, воздуха 15 град. На берег дует неощутимый ветерок, создающий волны. Хозяева угостили чайком. Шукурбек угостил концентратом простокваши, я его дочь конфетами. Шукурбек хочет ввиду безденежья уволиться. В Россию ехать не решается, хоть старшая дочь- студентка и подрабатывает в России на каникулах. Сын в армии. Хозяин говорит, что чуть ли не форму ему покупал.

Выехал, доехал до яблок. Я думал они в саду, а они в лесозащитной полосе. Сорта разные, нарвал крупных. Хоть они и червивые были, но все равно недозрелые. Рос также и урюк.

Ехать легче. Видимо, после хорошего отдыха. Доехал до Кара-Талы. Там цивилизация- много магазинов. Свернул в проулок у абрикосового сада. Падалицы не оказалось. Молодая женщина на дереве рвала абрикосы, угостила меня. Потом еще набрала мне в пакет абрикосов в том числе и королевских. Королевские больше обычных и, несмотря на то, что они по виду недозрелые а на ощупь твердые, но сочные и вкусные. Сфоткал ее и сына (или брата). Сына, лет 7 угостил конфетами. Он посмотрел удивленно, как будто никогда не получал подарков и сказал: «Спасибо!». Ехалось с переменным успехом. Иногда даже на 7 скорости. Были неплохие участки. Навстречу шпарят пустые бензовозы. Наверное, из Китая.

В Барбулаке маленькие девочки приветствовали меня  взмахами рук. Остановился сфоткать. Догнали немцы на великах. Парень и деваха. Они ехали на соленое озеро. Поболтали на немецком. Девочки угостили нас яблоками. Немка в ответ дала им конфетки. Доехал до поворота на Г.И. Это после моста налево.  Затем дорога идет сразу направо и опять налево. Хотя машины ездят от поворота, находящегося дальше по шоссе, по указателю, через горы. У поворота меня подобрал хозяин юрты, стоящей на Г.И. Он был  на легковухе и довез до пансионата. Предлагал у него остановиться за 200 сом. А также покушать. Но еда еще не была готова, и я пошел бродить. Пришел к горячим источникам. Там есть ванны и небольшой бесплатный бассейнчик, скорее ванночка, для ног. Температура в ней 43 градуса, отдает на вкус сероводородом, но не пахнет. Пошел на Иссык-Куль. Температура воды 23 градуса, глубина маленькая, берег местами и каменистый и песчаный. На обратном пути от озера хотел перекусить, но оказалось, что у знакомого еды уже нет. Пошел в пансионат покушать. Взял манты, чай. Вообще, в походе, питаясь в кафе, заметил, что чай здесь стоит несоизмеримо с блюдами. Например, в одном месте пельмени:  порция стоила 120 сом, а чай 30. Но 4 стаканами чая не наешься так, как порцией пельменей.

Пошел на процедуры в ванны. Занял очередь. Молодой парень, за которым я занимал очередь, сказал: «Где-то я вас видел! Вы не на железной дороге работаете?» Пришлось сказать, что я по железной дороге добирался.

Как уже писали в  1.2): процедурная представляет собой зал ожидания. Из него женская и мужская очереди заходят вначале в раздевалку, а потом в процедурную комнату. В ней стоят 4 ванны, в которые постоянно бежит вода 43 градусов. Клиент, ополоснув ванну, ложится в ванну, пяткой затыкает слив и греется. Рекомендуют 10-15 минут. Потому, что, если больше, вода подействует расслабляющее, и не встанешь. Спросил мужика, который со мной зашел, опираясь на трость, помогает ли процедура реально? Тот ответил утвердительно.

На стене лечебницы написаны показания: костно-суставные болезни, низкая кислотность, кишечные заболевания, заболевания печени, желчи, нервные, женские. (женщин было много, хотя, конечно, им бы не водой а мужиками пролечиться). Такие показания у всех Г.И. на Иссык-Куле.

Надо сказать, что состава воды и показаний, противопоказаний, как правило на горячих источниках нет. Вода в лечебнице идет не самоизливом, а имеет выход из скважины.

По дороге от пансионата на озеро Иссык-Куль парень продает спиртное. Разговорились, он рассказал про планы в следующем году арендовать пляж, поставить на нем юрты и открыть столовку с вкусным, оригинальным питанием. Он рассказал про напитки Киргизии, угостил пивом. Зовут его Арслан Дуйшебаев

После обеда дождался моего подвозчика- Талая Омурова, жителя Барбулака, узнал у него, как проехать на соленое озеро по побережью, и поехал. Хотя Талай предлагал остаться, еще погреться. Говорил что у них лучше, чем на соленом озере потому, что есть электричество.

По дороге снимал красивые скалы. Доехал до залива Омлекучар. Там кто-то оттяпал себе классную территорию, поставил домик из морских контейнеров.

Поехал в объезд частной территории. Дорога  в 2-3 местах песчаная, в 1 месте каменистая, не проехать. На велике ничего, а на машине сложновато.

Дальше нужно было за селом перебраться на другой берег реки. На том берегу стояла машина с Киргизами, впервые ехавшими в противоположном направлении. Они расспросили о дороге и помогли перейти по крутому разбитому мосту. Дальше по берегу залива нормальная дорога. Вдоль залива стоят машины с отдыхающими. Пролил небольшой дождик.  Меня обогнала машина из Новосиба (53 регион). Потом я их подкалывал, что у них Алтай под боком. Они сказали- Алтай надоел, а ты то сам откуда? Вообще с чертовых куличиков!

У озера автостоянка и юрточный городок. На въезде в городок девчонки лет 12 рекламировали юрту за 1000 сом (на 6 чел.) или спальное место за 200. Туалеты у юрт выгребные, грязные, с другой стороны дороги. Свет есть не у всех хозяев юрт. У нашего хозяина солнечная китайская панель и энергосберегающая лампа в юрте. Зарядить телефон можно только у хозяина с бензогенератором. Еду готовят тоже не все.

У девчонок  узнал, что немцы приехали сюда часа 3 назад. Проехал на само озеро через шлагбаум, с меня ничего не взяли. А вообще проход 100, пенсионерам 50 участникам БД бесплатно. Но шлагбаум можно легко обойти стороной. Проезд машины к озеру стоит 100 сом. Киргизы, приехавшие утром на машине, обалдели от цен. Наверно, они были из Оши и не привыкли к сборам за все. Солнце пошло к вечеру, похолодало. Я заехал подальше от народа вдоль озера. Забацал салат из овощей. Подошел пацан лет 10. Говорит: «Hello!». Я говорю: «Здорово! А почему по - английски, тут что, одни англичане останавливаются?». Он смутился. Наверное, хотел заработать на чай.

Пониже, у озера, парень наполнял 5л канистру грязью. Я спросил: «Что грязь только здесь?» Он говорит: «Тут голубая, дальше черная. Черная для костей, голубая для косметики.»

Поднялся опять к шлагбауму - на горизонте облака. Решил не ставить палатку и заночевать в юрте. Еле договорился на койкоместо, хотели мне юрту впарить. Ближе к ночи приехал на велосипеде англичанин. Его поселили в мою юрту. Побазарили с ним по -немецки. Он ездит уже месяца 4. Начинал поход с Ирана, затем Таджикистан, Узбекистан, Киргизия. Говорил, люди здесь хорошие. Я согласился. Отвел англичанина к немцам. Оказалось, немцы тоже ехали издалека, из Таджикистана.

Хозяин организовал чай. Затем позвал меня на 100 гр. Поболтали. Он местный. Обещал рассказать о других источниках, но утром оказалось, что он родники вдалеке от этой местности не знает.

День3

Вода Иссык-Куля Вода Иссык-Куля
Здесь не боятся грязи Здесь не боятся грязи
Вылупившиеся камни Вылупившиеся камни
На перевале На перевале

Ночью пошел дождик. В этом году дождей мало. Люди борются за воду из арыков. Юрта оказалась дырявой. Стало капать на англичанина и соседнюю кровать. Рассвело. В юрте казалось прохладно- вынутые из спальника руки мерзли, а утром вылез из него- ничего, тепло. Единственно почему-то бок опять прихватило. Левая коленка, которую я в конце 1 дня и второй день использовал при езде как противовес правой, после горячих источников, соленого озера с грязью прошла.

Сходил на Иссык-Куль почистить зубы, искупнуться. Воздух 15 градусов вода 17. Поснимал соленое озеро сверху, с плато. Позавтракал салатом из остатков овощей. На улице дождь слабый, но нудный. Подумал, что придется еще здесь заночевать. Я пошел на Иссык-Куль помыть абрикосы а потом пошел направо по берегу, за поворот. За изгибом берега залив. В заливе глубина начинается резче. Но, правда, может, большой глубины нет. На берегу залива стоят машины, есть столовка и юрты по 200 сом место. С другой стороны залива каменный мыс. Вчера там видел людей и пошел поснимать. Мыс как будто искусственный, как будто пирс. Частично разрушенный. Есть места, где с него удобно понырять. Но этот мыс тянется по суше хребтом в горы, и вопрос о его искусственном происхождении снялся.

Вернулся к юрте. Заказал у соседей лагман. Сказали, через час будет. Пошел опять на соленое озеро. Стал обходить его вокруг по тропинке. Зашел на дальний залив, набрал пакетик грязи. Грязь отслаивается пластами, наверно, вековая. Вчера у администрации не смог добиться минерального состава воды. Единственно, сказали, что в воде 70% соли. Вообще грязь выносить запрещается. Поэтому народ на озере мажется, как черти, и загорают с грязью на теле. Никто не догадается написать на груди имя любимой и загореть.

Поплавал. Как правильно утром сказал англичанин, в озере не постоишь вертикально.

Выталкивает либо на спину, либо на живот. Температура воды в заливчике 22 градуса, но ощущение прохлады. Мутное озеро могло бы нагреваться и сильней. Но, наверное, прохладные ночи и горы не дают. Вчерашнее плавание под закат мне казалось более прохладным- вечерело. Да и после горячих ванн не жарко.

Времени было еще много. Сходил на Иссык-Куль позагорать. Хотя в описаниях предупреждали о быстром обгорании, загорать было приятно.

Пошел на лагман. Его и приправу хозяйская дочь принесла мне в юрту. Мне показалось, что мясо недоварено. Заплатил 200 сом. Стал собираться, прохватила тахикардия. Полежал, слегка успокоилась.

Сфоткался, потихоньку поехал. В отчетах рекомендовали дальше вокруг озера ехать по берегу, но меня отговорили. Да и после дождика грунтовая глиняная дорога стала раскисшей. Дорога обратно до асфальта 12 км. Ширина- 2 машины не везде разъедутся. Только здесь догоняющие не гудели.

У реки на земле  отдыхали киргизы. Вообще у них это обычное времяпровождение. Приехать 2-3 машинами всей большой родней, накрыть поляну и перекусить на природе.

У выезда на трассу крутой подъем, пришлось пойти пешком. Трасса в этом месте оказалась поприличнее. Движение реже - много авто сворачивают на озеро. Да и встречных бензовозов нет. Дорога идет вверх. Останавливался хлебнуть воды, куснуть абрикосов. Казалось, за каждым поворотом конец подъема. Однако сам перевал оказался там, где стела.

Сейчас на перевале 3 юрты. Еду не готовят. Только продают готовое - газировку и сухой творог. После перевала поставил на место передний тормоз и рванул. За полдня проехал 7 километров по дороге в гору, за 3 минуты спустился на 3 км. Проехал кумысолечебницу.

В ближайшем селе и дальше есть колонки. Я налил бутылку, поинтересовался дорогой. Местный житель неправильно меня информировал, что мы в Тоне. А до Тона еще пилить… Но расстояние до источников, пожалуй, правильно назвал-30 км.

После спуска с перевала есть еще небольшой подъем. Затем от Боконбаево до Тона отличная дорога. В одном месте по дороге купил айран за 30 сом. Похоже прокисший. Пил- ел, а потом чуть не обдристался.

В магазинчике в конце Тона купил молока за 20 сом. У хозяев магазина есть корова. А так - молока на дороге не купить.

Водила у магазина сказал, что до Г.И. 20 км и доеду за 1,5 часа. Вначале по хорошей дороге под горку я ехал быстро. Но, въехал в село с разбитой дорогой, и скорость упала.

Местный парень сказал, что до Г.И. осталось 12 км. Стемнело. Надел  налобный фонарик и поехал, подгоняемый сполохами грозы. Въехал в село, начался хороший дождь. Дождь был прохладный. Нагретая за день дорога туманилась. С трудом выяснил, где курорт.

По дороге слева вывеска советского санатория. Горячими источниками называют большое 5 этажное здание на окраине села. Оно обнесено длинным забором, въезд в дальней части забора через ворота.

Зашел к администратору. Она сказала, что ночлег без питания 600 сом. Мне, мокрому, холодному  деваться было некуда. Дала ключ от номера на 5 этаже. Рюкзак от 3 этажа мне помог донести проходивший по лестнице товарищ из Бишкека. Он сам автопутешественник, видел меня на трассе.

Я спросил у администраторши насчет лечебных процедур, она ответила, что в душе бежит минерализованная вода и в этом все процедуры. Не смотря на дороговизну, какой-то народ у них есть. Работает столовая,  какая-то развлекуха есть. Помылся, постирался, уже почти 23 часа. Поставил на зарядку камеру (у соленого озера это стоит 20 сом). Спалось нормально. В комнате 23 градуса, лег раздетым.

День 4

Живописное побережье Живописное побережье
Мощный вынос реки в озеро Мощный вынос реки в озеро
Национально-религиозный центр Национально-религиозный центр
Один из немногих указателей Один из немногих указателей

С утра спал по полной. Проснулся от света в 7 с минутами. Еще раз погрелся в душе. Температура воздуха 16 град., пасмурно. Пока писал дневник, пошел дождик. Дождь шел Ленинградский, нудный. К обеду потеплело до 20 градусов.

Ловить нечего, второй раз оставаться на 600 руб не мог. Прошел по курорту. Поел в кафе. Напротив обедала пара. Судя по разговору, из Питера. То ли приехали для заключения договоров, то ли из киношной группы. Женщина лет 30 посматривала на меня. Мне хотелось подойти к ней и сказать: «Вы, наверное, узнаете меня по фильмам обо мне? Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд!» Но я постеснялся ее мужчину. А потом пожалел. Может, это был и не муж. Так я ее и упустил, не познакомился с этой милой симпатичной светлой женщиной.

Собрался, пообщался с администраторшей, взял визитку и поехал. Сегодня выехал раньше, прим. в 13 часов. Доехал до Тамги. Пока ехал, попалось объявление "Тихая бухта" прокат на катерах. В Тамге тоже катают тоже, чуть ли не на банане. Горячих источников здесь нет, но есть санаторий, 2 турбазы и просто пансионаты. В том числе  один, состоящий из коттеджей со всеми удобствами за 350$ в сутки.

Покатил дальше, иногда останавливаясь порвать абрикосы. Здесь они в самом деле ароматные, даже те, что не совсем зрелые. Стемнело, но дорогу видно. Заехал в Дархау. Стал спрашивать насчет ночлега. Все отсылают в Покровку- райцентр. Но в одном магазине спросил у стоявшего рядом покупателя. Тот пообещал организовать, и через полчаса я был уже в гостях. Напоили чаем с вареньем, накормили.

Меня пригласила на ночлег гостиприимная семья: Курбанычбек Курманалиев, и его жена Гульнур Мамбеталиева. У хозяина 4 ребенка. Старший от первого брака Курбанычбека уже большой, лет 22. Младшая девочка 2 лет. Хоть и маленькая, но с чувством собственного достоинства. Хозяева пристраивают к старому дому новый, просторный, красивый. В новом доме все сделано по-современному.

День 5

В год лошади на коне В год лошади на коне

Проснулся с рассветом. Вечером, после  дождика, одежда была влажной, и я решил просушить ее на себе. Белье в спальнике почти просохло. Но куртка и брюки влажные. С утра пасмурно. Говорят, уже осень, будут дожди.

Хозяйка накормила завтраком. Хозяин вечером предложил мне заехать на базу, в горы. Вечером я согласился, а потом подумал, что и так опаздываю, и отказался. Тогда он предложил съездить на горячие источники Кара-Булак. Всего лишь за мой бензин 200 сом/5л. Я согласился и мы поехали.

Заведение работает от скважины. Температура воды на выходе 41 град. Процедура стоит на полчаса 50 сом. Пускают по записи. Пока ждали очередь, один пожилой мужчина сказал, что он готов принять у себя в доме туристов и возить их по интересным местам за бензин. Это очень заманчивое предложение и если бы я о нем знал раньше, то, пожалуй, для первичного знакомства с регионом, согласился.

В купальне есть 2 комнаты: мужская и женская. Комната состоит из раздевалки и мойки. В мойке 2 душа и бассейн глубиной  по-пояс,  примерно 3х3м с температурой воды 38 град. Помылись, поехали назад. Машина что-то не тянула. Приехали, я собрался, перекусил, нарвал хозяйских абрикосов и поехал.

Хозяйка угощала интересным блюдом- макароны, сваренные в бульоне. В тарелке обязательно сваренная картошка. Еще была картошка в мундире.  Хозяин за ночлег ничего не взял. Обменялись адресами. Он хочет зимой приехать на заработки в Россию.

В Сару поворот на горячие источники обозначен скромно: « Жуку» и стрелка.

Повернул. Дорога на подъем несложная. Доехал до лесничества. В лесничестве разговорчивый мужик предложил заночевать в доме у первого шлагбаума.

Дальше по дороге юрточный городок. Еще дальше палаточный городок. Как потом оказалось, французской тургруппы.

На подъемах заметил, что велик плохо катит. Оказалось, кто-то из детей хозяина сделал мне доброе дело: повернул звонок наверх (он стоял неправильно, но меня это устраивало) и подсоединил передний тормоз, который я снял из-за его тугости. Оно, конечно, спасибо, но пришлось опять снимать его. Уклоны возросли, последние метры подъема шел пешком.

Узнал условия на Г.И. Купание 0.5 часа стоит 100 сом с человека. Размещения нет. Хоть домики и есть. Минеральный состав и показания, правда, есть на стенде. Купальни представляют собой 2 каменные юрты, разгороженные надвое, с 2 входами. Из крана бежит вода 44 град, в бассейне  38 град. Условия узнал у администраторши, температуру у ребят, которые мылись в купальне. Вечерело, не стал терять время на очередь и поехал назад. Дорога вся практически под уклон. Проскочил вагончик, проскочил палаточный лагерь, подъехал к юртам.

Ночлег там 300 сом. Уговорил со своим бельем, в смысле в спальнике, за 150 сом. Пока съезжал от Г.И. замерзли кисти рук, да и сам подмерз. Хозяйка сказала, что в горах уже снег. Уже осень. В юрте температура 13 град.  и как закрыл дверь, стало  11 град. Юрта промышленная, но в ней от воды сыро. В юрте мне постелили на пружинный матрац сложенное одеяло и еще дали накидку. В одном спальнике я, пожалуй, замерз бы. Хотя еще был пуховик. Лег легко одетым, потом поддел кальсоны, рубашку, шерстяные носки. К утру согрелся.

Ночью снился  плохой сон. Спал до 8.30. Место палаточного городка красивое, оборудованное для отдыха.  Есть фонтан, качели, скамейки у реки. С утра глянул на вершины. Они действительно побелели.

День 6

Пешера Али Бабы Пешера Али Бабы

Когда ложился спать, слышал, как остановилась проезжавшая с купален машина. Наверное, переночевать. Хозяйка говорила, что у них на площадке ночуют, в том числе и в машинах.

К утру закапал дождь. Я оделся, вышел - дождик все капает. Поехал вниз. Педали почти не крутил. Даже места, кажущиеся горизонтальными, идут под уклон. До трассы доехал быстро. Повернул на Покровку. По дороге поел придорожных абрикосов - вкусные, хоть и мелкие. Покровка- базарный город. У рынка много машин. Я заходить на рынок не стал. На въезде в город кафе. Я завел в здание велосипед. На 1 этаже там магазин. Он как обычно, без молочных товаров. На 2-м этаже кафе. Поел, поехал дальше. Поворот на горячие источники никак не обозначен. Спасибо отчету 1.2). Ехать надо в гору 5 км до села и 12 км дальше.

Дождь не прекратился, наоборот, усиливался. Ехал, промок, устал. Пошел на базу отдыха. Хозяйка говорит: «Мест нет!» Я попросил хоть подсобное помещение. Она выделила комнату в "Котедже". Там 2 кровати с подушками и 2 спальный сексодромовский матрац на полу. За проживание, ночлег в своем спальнике хозяйка взяла 200 сом сразу. Сказала, туристов много, потом забуду. И на самом деле забыла. Когда через некоторое время встретились, она говорит: «Это ты на велике приехал, я уже забыла!»

Первым делом я пошел греться. Туристов действительно было много, в горячий бассейн, который в доме, очередь. Кроме подошедших французов были Ульяновцы, человека 4. А за территорией базы стояла большая группа из Владивостока, которые тоже пришли погреться. Поэтому пошел сначала не в горячий, а в теплый бассейн, на улице. Необходимость погреться была основательной. Потому, что на подъезде к базе уже пальцы не слушались при переключении передач. Вообще на базе несколько бассейнов. 2 в помещениях оба примерно 2х3м глубина по-грудь. В одном температура 40, во втором 33 градуса. Открытый бассейн у реки 2х2.5м по- пояс 34 градуса. Есть еще 2 бассейна теплых за территорией базы примерно 2х2м глубиной ниже пояса 33 градуса. Вообще на базе света нет, кормежки нет. Проживание и бассейн 350 сом. Просто купание с местных 50, с иностранцев 70 сом.

Нагревшись, пошел в комнату. Приготовил на примусе чай и пюре из порошка с рыбными консервами. После ужина пошел искупнуться уже в горячий бассейн. Раздевалка там теплая +16 и проветривается. Я решил в ней просушить вещи. Заодно, поскольку одежда была и так сырая, простирал. Хозяйка разрешила просушить, только  сохранность не обещала. А в комнате коттеджа было +8. Я поставил на матрац палатку. Чтобы во время сна согреваться дыханием.  И от пола было теплее. К утру в палатке было +8 в комнате +6. За окном журчала вода, не спалось. Часа в 2 забурчал желудок. Появилась резь, позывы к поносу. Думал, не дизентерия ли от абрикосов. Надеялся, что пройдет, но на рассвете пронесло. Расстройство желудка потом продолжалось дня 4. Я пытался лечиться активированным углем и ношпой. Но помогало слабо. А купить левомецитин было негде.

День 7

Наружный бассейн Наружный бассейн
Основной корпус БО "Жука" Основной корпус БО "Жука"
Оспяная горка Оспяная горка
Непогода Непогода
Чертовски красив чертополох Чертовски красив чертополох
Лешие Лешие
Красные скалы Красные скалы
Бассейн за БО Бассейн за БО
Далекие вершины Далекие вершины
Черноплодный барбарис Черноплодный барбарис
Разлапистые ели Разлапистые ели
На вершинах уже снег На вершинах уже снег
Между слоями как будто скульптуры Между слоями как будто скульптуры

Думал, все еще спят. Пошел в раздевалку, посмотреть одежду. Она, в

основном, просохла. Погода безоблачная, солнце. Хозяйка приглашала часов в 8, после французов, на чай. Пошел к Владивостокцам. Отрадно, что у них много молодежи. Поболтали. Они порекомендовали в их краях ходить в сентябре, когда гнуса нет. И самое хорошее путешествие на надувных байдарках вдоль берега. Угостили меня арбузом. Арбуз вкусный. Я сам хотел арбуз купить по дороге, но один арбуз не съешь, а везти в рюкзаке тоже не в кайф. Группа из Владивостока собиралась через перевал. Водитель Французской группы говорил, что после дождей там могут быть сели. К тому же по дороге надо переходить бурную реку. Их турфирма обычно подряжает для этого пастуха с лошадью. Да и потом, местность болотистая, надо знать, где стать на ночлег, где островок. Электронку я  у них взял, узнаю потом как они прошли.

В бассейне плавала женщина, разрешила с ней погреться. Сказала, что таксисты берут за проезд от трассы 2 тыс. сом. Что проживание здесь, дороже, чем на северной стороне. Пожаловалась на суставы. Я пообещал ей грязь с соленого озера. И перед выездом перефасовал грязь в пластиковую бутылку с широким горлом. Оставшееся отдал женщине. Рассказал, как мазать.

Хозяйка позвала на чай. Я принес свои конфетки и печенье. Угостился ее п/к колбасой с сыром. Киргизы сказали, что лучшая колбаса казахская. Сфоткались на память.

Поговорил с проводниками французов. Они сказали, что на Джеты-Огуз можно пройти с велосипедом через перевал. Решил попробовать. Солнце вышло из-за гор. На солнце температура воздуха прогрелась до 15 градусов.

С утра к базе приезжает молоковозка. Собирает молоко со всех окрестных хозяйств. Молоко принимают по 15 сом литр. Оплачивают за 10 дней. Договорился с местной фермершой, и купил молока. Частникам они продают за 20 сом. Но никакой информации на базе о молоке нет. Хоть бы какую рекламку написали. Молоко, в отличие от Бурятского, не взбивается. Видимо, малая жирность. Племенное скотоводство в Киргизии запущено, коровы размножаются случайными связями.

Поехал в Джеты-Огуз, по "короткой" дороге. До моста, через мост и направо. Подъем долгий, но не тяжелый. По дороге попались два брата, попросили перекусить. Я дал печенюшки. От молока они отказались. Наверное, думали я дам им газировку.

У самого перевала круто. Перешел перевал, думал уже в Джеты-Огузе. Горы такие же, красные. Народа нет, спросить не у кого. Попались француз с француженкой. Похоже, заблудились. По-немецки не разговаривают. Поехал не к коровнику, а налево, вниз. Уже проехал порядочно. Встречный мужик сказал, что надо было ехать через коровник. А раз спустился, то лучше ехать до трассы, и потом по дороге. Так что трата времени и сил на преодоление перевала была напрасной. Вниз дорога хорошая, хотя, вниз любая дорога хороша. Выехал на трассу и направо. На 21 км  трассы поинтересовался у пчеловодов, не проехал ли я . По карте Джеты-Огуз примерно посередине между Покровкой и Караколом. А середину уже проехал. Но ребята успокоили, что не проехал. Поинтересовался ценой на мед. Сказали, что 300 сом за литр. Купил 1/2 литра.

Наконец, доехал до поворота на курорт. У въезда в Джеты-Огуз познакомился с Мишей.  Он строится во 2 доме от поселка. Приглашал на ночлег. Сказал, что до курорта 12 км.

К вечеру доехал до курорта. Дорога- асфальт. Если бы знал об этом, ни на какой перевал не пошел бы. Заехал на территорию санатория. Указателей никаких. Здания, скульптуры советские. Застал администратора, хоть она и работает  с 8 до 18. Она дала старую советскую рекламку. Электронки и сайта у них нет. Цена за проживание 392 сом. Купание в бассейне 80 сом. Вернулся немного назад по дороге. Заночевал в юрте за 200 сом. Вечером покормили бульоном с картошкой и бараниной, попоили чаем. Мне постелили на ковре на матрацах. В юрте +10, к утру +9. Войлок стен у юрты не доходит до земли. Ночью в промежуток задувало ветром воздух. Лаяли собаки.

День 8

Санаторий Джеты-Огуз со скалами "Скмь быков" Санаторий Джеты-Огуз со скалами "Скмь быков"
Пришлось ехать через Китай Пришлось ехать через Китай
Налево пойдешь... Налево пойдешь...
Родник по дорге на водопад Родник по дорге на водопад
Водопад Водопад
Изваяние у реки Изваяние у реки

С утра в юрте 10, на улице 12 градусов. Солнечно, но солнце еще не вышло из-за гор. Зашел в магазинчик у санатория. Купил зубную пасту со щеткой в комплекте за 25 сом и ручку за 5. Взял купальные вещи, пошел в санаторий. По дороге к администрации встретил женщин, которые спросили меня про лечебную воду. Я заинтересовался и пошел с ними. Оказалось, что бювет расположен в самом дальнем левом углу санатория. Оформлен красиво. Рядом река, лавочка.

Выпил 50 гр, сфоткался, записал состав, пошел в бассейн. Заплатил 80 сом, зашел на 15 мин. Кроме меня там плавал еще один мужик. Бассейн большой, красивый температура 28 гр. Такой температуры вода идет из-под земли. Размер бассейна примерно 10х20м, глубина от 0.5 до 1.0 м. Минерализация, в отличие от Джуки, чувствуется. Бассейна 2 женский и мужской.

В лечебном корпусе доступного водопровода нет. Поэтому умылся и побрился у реки.

Зашел в магазин у санатория, приценился к киргизским шапкам. Продавщица сказала от 150, но будут позже. Прикинул, это 100 руб. по - нашему. Вряд ли где у нас такое есть. Потом еще заходил в магазин за туалетной бумагой. Она в Киргизии интересная-

2 слойная. Купил там также консервы- готовую казахскую еду бешбармак- макароны с мясом за 95 сом.

Из-за гор появилось солнце. В тени 20 гр, но припекает. У магазина экскурсионный киоск. Поговорил с водителем. Он сказал, что после обеда будет экскурсия к водопаду за

100 сом. Но, чтобы не ждать, он показал мне дорогу - за магазином. И посоветовал поймать попутку.

Сходил, поел пельменей. Несколько раз ходил в санаторий, в аптеку. Только после 11 часов оказалось, что аптекарши сегодня не будет. А так каждый мой приход говорили, что сейчас придет.

Пошел, все-таки на водопад. Прошел первый из 5 мостов, догнал молодого Казаха с веревкой. Я спросил: «Куда лазить собрался?» Думал, что он с альпинистами. Оказалось, что он шел покупать лошадь за 60 тыс. сом. Казах шел быстро и я отстал, остановился отдохнуть. Мимо ехала тойота- минивен с туристами из России. Взяли меня до поляны цветов. Оказалось, что никаких цветов по сухости этого года нет. До подножия тропы к водопаду шел пешком. Местные жители показали тропу и сказали, что это недалеко, всего 1 перевал. Ноги болели, но пошел. Оказалось, что перевалов несколько. Догнал 4-х людей из тойоты. Увидел встречных детей и женщин. Подумал: а я  что, не смогу? Тем более ноги размялись и не так  болели. Местные киргизы возят за 300 сом на лошадях от подножья почти до водопада. Водопад так себе. Температура воды 10 град. Но не искупнешься - струи бегут по камням. Если только  прислониться. Сфоткался,  и обратно.

Теперь было интересно встречать уставших людей с вопросом "Сколько еще?"

Местные жители сказали что я поздновато путешествую. Самый разгар турсезона у них в начале июля.

Пошел на дорогу. По пути шла группа школьников- старшеклассников. С горки идти легче, на крутых спусках бежал. Дошел до пещеры. Ее не упоминают в достопримеча тельностях этой местности. Вход 40 сом. Я пожадничал, пошел дальше. Меня обогнал микроавтобус с зашторенными окнами. Я думал, он школьников взял, но нет. Ехал медленно, почти как я шел, но не подобрал меня.

Пришел к юрте, собрался, как оказалось, забыл полотенце, повешенное на двери юрты для просушки.  За все с меня взяли 450 сом. (200 ночлег, хоть я бельем и не пользовался, 100 вечерний бульон, 150 пельмени). Пельмени тоже из сои, но бульон хороший.

Подъехал к ближайшей торговке медом. У нее 0,5л стоит 220 сом. Разговорился, продавщица

сказала, что рядом есть родник и уговорила купить 0,5л меда  за 200 сом. Ниже по дороге мед за 250, есть медовуха 2л 300 сом. Вкус медовухи не густой  и кисловатый. Поехал вниз и впервые рюкзак стал спадать с багажника налево. Я на эту сторону положил бутылки с медом и грязью. Не думал, что это будет так существенно. Пришлось остановиться и переложить вещи. До города 12 км. от поворота. Купил на въезде в Каракол кефир.

По городу надо ехать до светофора, направо, затем на светофоре налево. Я свернул, попал на булыжную мостовую. С ужасом  подумал, что кроме центральной, остальные улицы до сих пор мощеные. Но оказалось, что мощеный участок только у краеведческого музея.

От города до Теплоключенки ехать 8 км. Дорога идет вначале плавно вниз,

потом вверх. Поворот на ключи без указателей, но на единственном здесь светофоре. После светофора спросил у прохожего дорогу. Он объяснил нечетко. Вперед еще 18 км, и где-то повернуть. Доехал до села. Там перед павильоном хорошая развилка. На въезде в село  вагончик - кто-то строится. Хозяев нет, не спросишь насчет ночлега. Напротив, между домами удобное место для палатки. Спросил разрешения у местного жителя. Тот сказал, что на месте, где я хочу лечь, ходят коровы. И предложил расположиться у него на участке. Там была ровная площадка. Хозяин дал даже кошму в 2 слоя под палатку. Я разложился, хозяин пригласил на чай. В доме было 4 внука и 4 уже ушли. Попил чай, угостили вермишелью. Хозяин рассказал, что выше Алтынарашана есть еще горячие ключи. Но далековато, и надо без велика идти. До источников они ходят 3 часа пешком. Про Г.И. Бозщук  он сказал, что источник там недалеко от поселка, но вода теплая, не горячая.

Засыпал, в палатке было +12, к утру +8. Небо чистое, будет солнечно.

День 9

Буйство стихии Буйство стихии
Штольня Штольня
Гора Бэтмэн Гора Бэтмэн

Утром проснулся рано. Снился странный сон. По светлу стал писать дневник, затем собираться. Хозяин пригласил на чай. Чай был со свежей булкой, испеченной хозяйкой и черносмородиновым вареньем. Поболтали, я угостил хозяев для внуков конфетками из своего пайка. Пошел. После деревни есть что-то типа лесничества, дальше, в начале тропы, бесплатный туристический приют. Представляет из себя пару печек и пару больших столов под крышей. Есть туалет и небольшой гостевой домик. За его островерхую крышу я вначале принял его за туалет.

Я подумал, что на обратном пути в приюте  можно будет перекусить. Если бы я знал про это место, здесь бы и переночевал. Догнал пешего туриста, одиночного. Сказал, что он не настоящий турист, рюкзак маленький. Потом мы по дороге друг друга обгоняли.  Он оказался, кажется, французом. Попадались встречные и попутные машины. Дорога шла через лужи, камни на подъем. Подошла к горной речке. Рядом с дорогой через реку наведен пешеходный мост. А перед рекой навес. Видимо, это  тоже место для остановки туристов. Попадаются многочисленные стада. Но это легкая половина пути. Дальше идет серпантин на склон горы. После подъема идет траверс с постепенным подъемом. По дороге встречались пешие англичане, француз, голландцы, чехи, местные туристы и один еврей. Он сказал: " Иди по чуть-чуть и будет ОК!" Все оптимисты, говорят, дойдешь за час, за полчаса. А сил уже нет. Еле дошел. И, конечно, не за час. Первое на площадке здание Як-Тура. Хозяин фирмы Валентин Деревянко. Это здание бывшей метеостанции, заметно по остаткам оборудования. Самая дешевая гостиница из местных по размещению и еде. И самая продвинутая. У них есть городской телефон (!). Они имеют сайт и электронку. Поэтому к ним ломятся иностранцы.

Фирма Як-Тур имеет также свой дом с удобствами в Караколе на Гагарина 10. Ночлег там 300 сом. Но турфирма, в отличие от других здешних организаций еще и водит по маршрутам. Это к озеру Алаколь; к малым озерам и оз. Такыр; до горячих источников Такыртор. К последним, говорят без проводника не пройти. Даже проводники определяются с положением Г.И. по запаху. Выходная температура в Такырторе, говорят, +70.

Остальные домики от фирм, размещающих на ночлег. Они имеют купальни. Некоторые еще кормят. Народ сюда ломится искупнуться, поэтому цены на купание дорогие. А руководитель Як-Тура, на удивление, за свой счет сделал несколько бесплатных купален горячих источников под открытым небом. 2 купальни в виде сердечек - диаметром метра 2,5, глубиной где-то метр и температурой 29 гр. Дальше купальня "Грот". На берегу реки, температура в ней 36 гр. Следующая купальня "Бочка".  Она снаружи полукругом обложена камнем и напоминает по форме бочонок. Но по глубине у нее не сильно большая лунка. Температура воды в «Бочке» 33 гр. Когда я проходил, там плескались иностранцы, греясь и попивая пиво. Хороший отдых после похода. Дальше я дошел до источника "Тройной". У него 3 лунки. Центральная лунка, самая большая. В ней можно прилечь. Температура 33 гр. Там я помылся и постирался.

Вообще, когда я поднялся на термальную долину, то прошел  мимо метеостанции до домика, у которого стоял газон-66, обогнавший меня на серпантине. Их фирму, вроде бы, можно найти на сайте под именем "Алтын Арашан". Эта контора единственная из 4-х, у которой есть описание химсостава воды. Здесь самые горячие ванны. Одна современная, с кафелем. Входная вода +49 градусов. Вторая ванна похуже, входная вода +53 град. Вода течет самоизливом. Бассейны примерно 4х4 глубиной по-колено (0.7м). Чтобы не свариться, бассейны заполняют и охлаждают. Лишняя вода течет в открытый бассейнчик 2х2х1м. В этом бассейнчике удобно стираться. Он бесплатный и про него не говорят.

Следующее жилище на территории термальной поляны - дом лесника. Их купальни были заняты и их я не посмотрел. Хозяин утверждал, что вода у них не обжигающая, 40 градусов. По крайней мере, сток 38 гр.

На другой стороне термальной поляны, за мостом через реку жилье «Виптревел». Один из постоянных клиентов сказал, что останавливается здесь все время, но в этом году цены задраны.

От метеостанции я пошел к ваннам Як-тура. На входе в долину видна полянка с ведущей к ней колее. Когда я спускался с перевала в долину, сначала не понял ее назначение. Думал, там отрываются автомобилисты с шашлыками. А это, оказывается удобная стоянка у горячих источников. Я расположился на ней и стал готовить обед. Мероприятие затягивалось ввиду того, что примус барахлил. А может, ветерок мешал. Пришлось разжигать огонь в кострище. В это время на поляну приехали ребята на УАЗе искупнуться в ваннах. Один из них меня признал. Звать его Багрев Олег. Он из г. Каракол - я у него покупал мед не доезжая Джеты - Огуза. Он приехал с друзьями из Алма-Аты.

Обедал я бомж - пакетом. Соскучился- поел в охотку. На второе были казахские консервы готовый бишбармак. Почти одна лапша.

Вечером спрятал велик под ель, поставил палатку, вскипятил чай, попил с медом. На улице +10 в палатке +13. Фонарик новый, а видимо, после дождя заедает. На завтра при хорошей погоде запланировал полудневку со стиркой. Уже вечереет, а мимо полянки все идут туристы. С закатом появился шум то ли паяльной лампы, то ли низколетящего самолета. Похоже, это шум ветра, как на Байкале. Приготовил нож и задремал, просыпаясь от незнакомых звуков.

День 10

ГИ "Грот" ГИ "Грот"
ГИ "Бочка" ГИ "Бочка"
Реликтовые ели Реликтовые ели
Турприют Турприют
Термофилы Термофилы
ГИ "Сердце" ГИ "Сердце"
Голубой поток Голубой поток

Поднялся ветер, хлопала палатка. Начало светать, задремал спокойно. Сквозь палатку светло, видно освещенные солнцем вершины. Хотел дождаться подъема солнца, но надо идти готовить завтрак. В палатке +8.  На улице +6. Пошел в купальни померить температуру, пока они свободны. На обратном пути уже встретил 2 америкосов. После восхода температура +12 в тени. Вчера на ночь принял таблетки, сегодня от них пошла изжога. Съел печеньку, изжога прекратилась. Позавтракал макаронами с 1/2 банки бурятской тушеной баранины. Вот это консервы! Без воды, и мясо кусочками. После завтрака пошел в Як-Тур, узнать, где источник "сердце" , как называется их сайт и достойны ли внимания источники Бозщук. Сердце оказалось близко, Бозщук- теплые,  а насчет интернета хозяин дал телефон дочери. Валентин, руководитель Як-тура, сказал, что вещи необязательно стирать в сливе Г.И, у одного из источников "Сердце" специально для мытья приделан бак стиральной машины. Я спустился, даже не начал стираться,

только начал бриться. Подошел молодой киргиз и начал орать, будто я порчу всем воду. Пришлось добриться в реке. Потом я объяснил ситуацию, что я бреюсь не в общей ванне, а над специально  приделанным баком. Вернулся к палатке, взял одежду, мыло и пошел к сливу из купальни. Слив, кстати, достаточно большой прим. 2х1 глубиной 1м. Температуру не мерил, но, по ощущениям, к 40. В первый приход на эту ванночку на термальное поле у купален я почему-то не обратил внимания. Хотя, в принципе

помыться- погреться можно и в ней. Постирался, надел х/б и пошел к палатке. Пока дошел - спина у куртки уже высохла. Разложил вещи для просушки. Позагорал, сходил к источнику "Грот", поснимался. Подошли бывшие местные, живущие теперь в Кустанае и Новосибе. Поднялся к палатке, собрался. Х/б высохло, белье еще нет. Одел, чтобы на мне просохло. Поскольку белье было телесного цвета, ехал, смущал женщин. В 13 часов выехал, в 14.10 спустился с серпантина с первой стоянке. Переоделся и к 15.05 был у стоянки на въезде. Неожиданно для меня получилось, что от серпантина до низа ехал дольше. По пути встречал пастухов. Разговаривали в том числе и об Украине. Они сожалеют о смертях.

На турприюте сварил обед, такой же, как и завтрак. В 16 часов с копейками поел. До заката оставалось 4 часа. Поставил чай.  Приехала киргизская семья на новом опеле из Балыкчи. Машина новая, водитель неопытный, решили по валунам не ехать. Поскольку пикник не состоялся, пожилой хозяин угостил меня хворостом и разными салатами. Я был уже сыт, и сложил салаты в пакетах в котелок и поставил его в реку, привязав проволокой. Увидев здесь приличный гостевой домик, я решил переночевать здесь, не ехать в санаторий, в неизвестность. Вначале я думал, что это туалет, такая у него островерхая форма. Но туалет тоже есть, отдельно. Я ради любопытства зашел и в домик и  увидел что дверь закрывается, хороший пол. Задней стенки, правда, почти нет. Я решил, что в санатории и такого может не быть, и остался.

Приехала еще одна машина, тоета. Водитель Иван, его мать Тамара и подруга Рита. Они тоже хотели проехать на Алтын Арашан, но заехали на валуны и задумались. Хотя вчера меня спокойно обгонял микроавтобус КИА, может быть даже и не полноприводный. Вечерело, и они решили тоже заночевать здесь. На большом 40л газовом баллоне приготовили ужин. Пригласили меня. Вкусно, я еле ел после своей тушенки. Поболтали, и я пошел в домик. Вначале хотел просто лечь на полу, но подувал ветер через заднюю стену и я решил сделать дом-2. Собрал внутри палатку. Температура была +13, к утру +12. При засыпании были разные мешающие звуки и мысли. Взял опять ножик и спал более-менее крепко.

День 11

Музей Пржевальского Музей Пржевальского
У лошади Пржевальского У лошади Пржевальского
Могила Пржевальского Могила Пржевальского

Температура снаружи палатки с утра такая же, как и внутри. Собрался, пошел умываться  и только тогда сообразил, что забыл полотенце в Джеты-Огузе на юрте. Я его после бассейна повесил на просушку.  А вернувшись после водопада, спешил. Хозяева юрты сказали, что все вещи мои перенесли. А полотенце, видимо, не увидели. Я забрал, что было в куче, собрал и рванул.

Пошел к котелку у реки. Крышки нет, внутри вода. Видимо, волной плеснуло. Хорошо, что крышка ручкой зацепилась за камни. Выкидывать салаты было жалко, слил из котелка воду и оставил на перекус. Соседи с утра решили все-таки поехать докуда доедут, а дальше пешком. У них тоже новая машина. Жалко драть о камни. Иван сказал, что слышал, что здесь плохая  дорога, думал, грунтовка, а не большие валуны на дороге.

Заглянул, как спали автотуристы. Они в машине разобрали задние сиденья. И в салоне получилось вполне комфортное место. Почаевничали, я угостил соседей печенюшками. Сказал, что подмосковной выпечки. На что Иван пошутил, что они до этого всякую фигню ели! Попрощался и поехал. Проехал немного вниз встретил двух велосипедистов поднимавшихся навстречу. Их звать Одиль и Саша. Старший опытным взглядом окинул мой вел и сказал: "Стальная рама, вилка без амортизатора, колеса 28, двойные обода!"  Все было верно. Они меня сфоткали. Сами они из Бишкека, дали сайт, на который обещали поместить мое фото: diesel.elcat.kg в разделе спорт, подразделе байк.

К санаторию, конечно же, в гору. И хоть дорога и асфальтовая, но уже устал и еду медленно. До бывшего всесоюзного санатория - до конца дороги. Автобус немного до туда не доезжает. На базе старого санатория существует детский республиканский

реабилитационный центр. Лечат курсами радона. Как сказал главврач, воду пить нельзя. Вода из земли выходит с температурой 60гр. И в реке остывает в регистрах. Есть 2 бесплатных выхода - один напротив остановки, другой ниже. Оказалось, на самом деле, что вода выходит +50. А напротив остановки, перейдя реку через хлипкий мостик, можно действительно наблюдать, что с горы бежит ручеек +38.

Есть у них в этом районе т.н. "Колхозный санаторий " ССК "Заря". Ванны в нем стоят 30 сом. В воде можно находиться 15 мин, с учетом переодевания 45. А

проживание, питание и 2 ванны стоят всего 350 сом в сутки! Температура ванн регулируется по вкусу. Радон действует 2-3 часа. Рекомендуется температура 37-40 град. время приема 12-15 мин. цикл 1р в 2 суток. Или 2 дня ванны- 3-й день отдых.

После ванны необходимо отдохнуть 30 мин. Улучшение самочуствия наступает через 6-8 ванн.

Противопоказания для всех Г.И.: недостаточность ССС 2 степени, гипертония 3 степени, туберкулез, злокакчественные опухли.

После санаториев поехал в Каракол. На въезде в город в частном секторе встретил стоящий автобус Каракол -Бишкек. Соседка водителя сказала, что водитель спит, рейсы в 21,22,23 часов. Предложила оставить рюкзак и поехать на велосипеде налегке. Я поблагодарил и сказал, что сам не знаю,  когда выеду. Поехал в музей на ул. Дзержинского. Надо ехать по трассе не до 1-го светофора, а 5 кварталов дальше, затем направо. Вход стоит 50 сом. Посмотрел музей, поговорил с заведующей. Сказал, что потер кувшин из меди, а джин не вылетел. Она посмеялась, сказала, что джин давно улетел. Она рассказала про украшения из серебра, анекдот про покойников. Сказала, что в молодости она читала книгу про источники Киргизии. Посоветовала обратиться к букинисту. Показала дорогу к порту.

В порт из музея надо ехать до центральной улицы, затем направо, через 2 квартала налево. Через круговой перекресток прямо. Затем, у стелы, налево. Дальше еще развилка и на ней стоит указатель на музей Пржевальского направо. Это в 6 км от города.

Вход 50 сом. Экскурсии ведет уже не пожилая женщина, из прошлых отчетов, а несколько молодых. Одна даже на английском языке. Народ есть и в музее и в парке. У молодежи есть традиция приезжать сюда на свадьбу.  Сфоткался у памятника.  Жара. Поехал искупнуться. Это от развилки направо. Далее Т образный перекресток. Направо в порт, надо прямо. Затем по селу и самая первая дорога за мостом направо, на пляж. Местный пацан сказал, что городской пляж бесплатный. Поехал к Иссык - Кулю. Пляж огорожен забором, переодевалок на пляже нет. Переодеваются в кустах. Там же и в туалет ходят. Хотя туалет есть, но без двери и загажен. Зашел в озеро, вода прохладная, соленая. Рядом вышка, тарзанка. Посмотрел, как народ прыгает, прыгнул сам. Первый раз развернуло спиной, вошел отлично. Второй, третий - немного неправильно. Но народ нырял вообще черте-как. Пошел на выход . В деревенском магазине купил кефир за 45 сом, поел с печеньем. Доехал до стелы и повернул на север. Отъехал 4 км, солнце стало заходить. Решил развести костер и из дареных салатов сделать щи. Разжег костер в траншее. Потом подумал, что салаты, может быть, еще не испортились. Открыл котелок. Салаты вроде еще  ничего. Стал кушать, сливая воду. Один салат был оливье, второй овощной, третий из баклажан. Доел, потушил огонь. Пока ел, подумал, что лучше сегодня выехать в Балыкчи и заехать в санаторий Иссык-Ата, чем посмотреть санаторий Жыргалан,

а потом гнать по северному берегу, не заезжая никуда.

Поехал назад в Каракол. Автостанция находится на "Объездной" дороге у 3-х этажных зданий. Подъехал к площади. Много авто и микриков. Больших автобусов нет. Мне предложили в микрике доехать до Балыкчи за 1200. Сказали, что большой автобус ушел. Я решил ждать следующий. И почуял, что что-то не так. Смотрю, в глубине двора стоит какой-то автобус. Подошел, там как раз автобус на Бишкек. Они всегда отсюда отправляются. Никто даже не подсказал. Спросил, билеты брать в кассе или у водителя. Сказали, у водителя. Показали на него. Я спросил, насчет доехать до Балыкчи. Водила сказал, что мест нет, и на следующий автобус не будет. Типа, им не выгодно до Балыкчи, они по дороге наберут до Бишкека. Тогда я предложил проплатить до Бишкека, а выйти в Балыкчи. Водила согласился. А на самом деле можно было обилетиться без проблем и в кассе. До Балыкчи и багаж.

Положил в багаж велик и рюкзак, кроме документации, воды и фонарика. Сел, как сказали, на самый зад. Водитель подошел, я дал ему 350 сом. Немного пописал дневник.

Пока я ехал, решил выйти раньше Балыкчи. На описанной в отчетах турбазе Улан. Потому что я приехал бы в Балыкчи в ночь, и нафиг надо было бы будоражить хозяев в 4 часа.  В конце села Тору - Айгыр вышел, поворота на турбазу нет. Прошел туда-сюда, с одной стороны кладбище, с другой стороны огороженный сад. Не заночуешь. Вынул карту, посмотрел. Похоже, надо ехать к Балыкчи. Надел фонарик, поехал до места, где стоят длинномеры. Из-за них не видно указателя на турбазу. Но я видел огоньки машины, ехавшей от побережья. Свернул к турбазе. Дорога приличная. Заехал на ТБ. Встретил там поддатую троицу работников ТБ. Они показали, где можно поставить палатку. На всякий случай отошел в высокую траву, подстелил сена, поставил палатку, сходил за водой.

Оборудование ТБ классически советское. 3 этажный каменный спальный корпус, несколько  деревянных домиков, коттеджи. Отдельно туалеты на 20 чел, умывальники на 20 чел. Как в старых пионерлагерях, аж ностальгия прихватила. Температура воздуха +14, тепло. Заснул без задних ног.

День 12

Утром температура в палатке +17. Снаружи на площадке речевки пионеров, какая-то громкая муз программа, типа зарядки. Поднялось солнце, я  написал отчет, надо выходить. Собрался, пошел на пляж. Искупнулся, позагорал. Вода неглубокая, на берегу песок. Пошел в администрацию. Это в каменном корпусе с дальнего от входа торца. Взял визитку. Жилье у них сезонное, только летом. Стоимость проживания с питанием 500-550 сом. Набрал воды и поехал. Отворот на ТБ Улан находится почти у столба 18 км. Проехал 2 км, решил перекусить у абрикосовых деревьев. Воды только литр, вторую бутылку отдал в автобусе соседу. Еле разжег костер. Ветки киржача горят плохо. Запарил бомж-пакет местного производства и чай.

Поехал в Балыкчи. По дороге продают абрикосы 5-6 литровое ведро 250 сом. В том числе и королевские. После абрикосов идут лотки с рыбой. Связка 5 мелких рыбешек стоит 150 сом. Там же торгуют медом. Разговорился, продавец сказал, что им мед сдают

от 230 до 280 сом/кг.

Перед рыбным базаром поворот к озеру на пляж Сары-Камыша. Местный житель по дороге рекомендовал для купания  этот пляж и городской пляж Балыкчи.  Решил заехать, искупнуться. Вода прохладная, мелкая, мутная у берега. Температуру измерял в Улане: +20 . Переодевалки, как всегда, нет, пришлось использовать куртку. Соленость здесь, пожалуй, меньше, чем в порту Пржевальска. К пляжу идет асфальтовая дорога и упирается в частную стоянку. От нее обход слева. Или по грунтовке, через шлагбаум. Нашел пустую 1л бутылку и наполнил озерной водой - обливаться в пути. Искупнувшись, поехал в город. На въезде взял правее - вверх. Уже поднимаясь в гору, встретил ветерана, решил спросить у него про ул. Панфилова. Но он плохо слышит после военной контузии.

Добрался до дома отца Асели, Турата. Телефон не отвечает. Стуки и крики хозяева не слышат. Посидел на лавочке, подремал. Вышел хозяин, пригласил в дом. Турат хоть и пожилой, но выглядит бодрячком. Угостили чаем с вареньем и булками.

Я пошел на рынок, купил баранины, овощей на салат, как обычно. Привез домой, там уже 2 младших сына хозяина Азамат и Алтынбек с женами, один из них с внуками. Решили из баранины сделать плов. С младшим сыном на машине мы еще съездили за арбузом.  Потом парни занялись покрытием пола. Мне предложили смотреть ТВ. По каналу "Мир" шла серия фильмов с Гойко Митичем. Стемнело. Позвали ужинать, а ужинать не хотелось. Тем не менее, младший брат подкладывал мне мясо и плов. Поели, братья продолжили работу с полом. А я, невыспавшийся, лег и отрубился.

День 13

Проснулся рано, но лежал, балдел. Встал, помог Азамату поставить дверь, умылся. Пригласили на плов. Арбуз еще оставался. Может, он был и с солями, но соли вкусные. Азамат спросил, ел ли я нацблюдо по-нашему картошка с мясом. Ну, сказал, что здесь не ел. Собрался на пляж, но сказали, что через час будет картошка и предложили опять посмотреть ТВ. Посмотрел фильм про Киргизию. Она в свое время была от Алтая до Енисея. Покушал картошку. То ли я взял старого барана, то ли хозяйка недоваривает, но мясо было жестковато. Поел, взял вещи и на вокзал.

Проезжая через рынок опять купил салатный набор овощей. Выехал с рынка, сбился с пути и приехал к магазину у железной дороги. Он находится до пакгауза со стороны города. Поискал кефир, на витрине не увидел и хотел уже идти в другой магазин. На всякий случай спросил у продавца, оказалось, есть и, причем дешевле, чем везде - 40 сом. Есть еще коньяк от 360 сом, пиво живое за 65 сом/литр. Коньяк не купил, думал в Бишкеке возьму, а оказалось, что это Чингиз-Хан, Казахский коньяк и в фирменных магазинах Бишкека его нет.

Подъехал к поезду. Поставил велосипед в тамбур. Потом оказалось, что интурист, который раньше меня поставил велик в тамбур- китаец. Он едет через Киргизию, Узбекистан, Таджикистан в Афганистан. Он, как и многие другие иностранцы с укутанной платком шеей. Еще в поезде ехали пакистанцы с сопровождающей. Они приезжали на языковую практику по русскому языку. Я походил по вагону в поисках человека, бывавшего в Иссык-Ате. Только вначале назвал курорт Алтын Арашаном. Там не был никто. А в Иссык-Ате были многие и стали предлагать разные способы подъезда. Но я решил добраться по описанному в книге, через Ивановку. В Ивановке выходила женщина с детьми, Назгул, предложила переночевать у них. Я согласился. На станции ее встретил муж, Маршал. Домик у хозяев приличный, из кирпича. Хозяйство - бараны и корова. За выпас коровы хозяева платят 350 сом в мес. Баранов пасут по очереди. Молоко здесь скупают по 18 сом. Меня пригласили почаевничать. Но не только попоили, но и накормили своей тушеной картошкой. С хозяином договорились, что я переночую, завтра налегке поеду в Иссык-Ату, вернусь,

Переночую, и с утра уеду в Бишкек.

День 14

Санаторий Исык-Ата Санаторий Исык-Ата
Родник Родник
Придорожный памятник Придорожный памятник

С утра проснулся, собрал сумку с перекусом, котелком и поехал. Хозяин пошел меня провожать. Сфоткал его с сыном. На окраине села местный житель, работавший в гараже, хмыкнул, когда узнал, что я поеду на велике. Туда в принципе можно было на автобусе доехать.

Выехал примерно в 9 часов, приехал около часа дня. Вначале ехалось нормально, уклон слабый. Останавливался сфоткать, собрать сливы, алычу, абрикосы.  Самые тяжелые были, как всегда, последние километры. Дорога в основном, нормальная. Один участок даже асфальтируют. Но километров 5 дорога плохая. У въезда в санаторий с горы видны 2 трубы. Они идут из баков. Вначале я подумал, что раньше трубы были все время открыты и под струями падающей воды плескались все желающие. Но оказалось, что это трубы для водовозов. Они приезжают, заливают цистерны этой минеральной водой и везут на завод. Избыток воды из баков через трубу контрольного слива бежит на землю.  Из этой трубы минералку может набрать любой желающий. Как на Камчатке в Малках.

Приехал, узнал, что в санатории пансион стоит 1000 сом из них 350 лечение, 650 проживание и питание. Бассейн не относится к санаторию и купаться там можно за отдельную плату 60 сом. Его глубина от 0,5м до1,90, размер прим 10х10м., вода +38, входная вода температуры +46. Время нахождения в бассейне 45 мин, в воде 15 мин. Только это, как везде не контролируется. На территории бассейна есть еще 2 маленьких бассейнчика для детей и женщин. Температура в них 36 и 34 гр. Переодевалок не хватает, особенно при закрытии.

Дальние от въезда в санаторий скважины законсервированы. На ванны с самоизливом я не дошел. Поднялся на пригорок, пофоткал. Спустился, поел салат, в том числе и хозяйские помидоры (вкусные).

Пошел в бассейн, договорился с охраной оставить велик. С кассиршей договориться оставить сумку не получилось, т.к. она собралась на обед. Я тоже, недалеко от бассейна, на старом очаге развел костер, заварил лапшу, чай. Пока ел, на мое место пришла семья. Их было много, и располагались они  надолго. Я уступил им место. Они угостили меня бутылкой дюшеса местного разлива. Вообще в Киргизии много пьют кока-колы, больше чем пепси, судя по валяющейся таре.

Поев, пошел по левому берегу реки, надеясь найти естественные выходы Г.И. Родники есть, но горячих нет. Места красивые, поснимал. Есть тут тропы, похоже, отдыхающие ходят. На другом берегу тоже ходили отдыхающие.

К бассейну пришел уже в 16.30. Решил, раз приехал, надо искупнуться.

Попробовал стать под струю из входной трубы. Там стояла очередь из местных отдыхающих. Но температура 46 градусов не для меня, встал и отпрыгнул, только рассмешил местных. В дальнем конце бассейна можно сверху нырнуть, что я и сделал.

Выехал в 17.30, позже, чем планировал. Ехалось под горку легко. Остановился на 3 км набрать абрикосов. 3 раза по дороге приставали собаки. Была пара подъемов. В одном месте был отворот дороги направо, мне посоветовали ехать прямо. Оказалось, я так и добирался. Просто, когда ехал с той стороны, не обратил внимание на отворот. Дорога идет в том числе мимо кукурузы. Но на полях дежурят хозяева, не сорвешь. Обратно приехал около 19.30. То есть обратно ехал в 2 раза быстрее. Хозяйка готовила лагман. Пописал дневник. Пригласили поужинать. В прошлый раз меня угостили дыней с арбузным окрасом, в этот раз торпедой. Лагман был очень вкусным, мясо нежное.

Поговорил с Хозяином, он сказал, что с российской пенсией можно купить в Киргизии себе хороший дом меньше чем за миллион рублей, купить корову, баранов и жить хорошо. Пошел спать, поставил будильник на 4.

Я пообещал Назгул позвонить из России. Но не смог дозвониться. Хотя даже консультировался с товарищем из Киргизии, с которым ехал обратно.

День 15

Центральная площадь Бишкека Центральная площадь Бишкека
Памятник М.В. Фрунзе Памятник М.В. Фрунзе

Утром проснулся, оделся, помылся, побрился, собрался. Хозяин с утра не проснулся, встала хозяйка. Я сказал, чтобы она не побрезговала, оставил какие-то излишки продуктов, дал 200 сомов на покупки сыну к учебному году. А то, пожалуй, не взяла бы денег. Пошел по темноте на станцию. Плохо ориентировался, но пришел. На посадку набралось человек 40. Почему-то большая часть в последний вагон. Проводник тамбур не открыл, сказал, не успеет. Я опять свернул у велосипеда  руль, и занес его в конец вагона. Занес рюкзак. В основном пассажиры по дороге уснули. Ехали 1,5 часа. Примерно в 5.30 отчалили, в 7.00 приехали. Оказалось, что поезд едет дальше. Но я успел выйти. Проезд стоил 18х2 сом за меня и велик. Вообще пригородные поезда достаточно дешевы.

На вокзале какой-то подозрительный товарищ предлагал оставить вещи не в камере хранения, а бесплатно у него. И поехать в Москву не поездом, а подешевле в микроавтобусе. Но я все-таки сдал вещи в камеру  хранения за 60 сом и поехал по утреннему городу. С утра вовсю мели дворники, убирали улицы. Наверное, ко дню независимости 31 августа. От вокзала вниз идет сквер. После пересечения с главной дорогой начинается парк с многочисленными интересными скульптурами. В том числе и памятник Марксу-Энгельсу, мирно сидящим на лавочке. Скульптура забавная. Если бы живые Маркс и Энгельс увидали, то либо поржали, либо побили автора. Карта города продается только в комплекте с журналом от 170 сом. Пожалел, что не распечатал карту города из интернета. В некоторых киосках говорили, что с сентября будут новые карты. На самом деле в городе идет активное перенаименование улиц. Хотя все горожане помнят и старые  названия. Например, перекресток Московской и Советской, где обменник. Московская осталась, а Советская перенаименована. И любой прохожий укажет на банк. Купил в переходе атлас Киргизии. Кажется здесь он дороже, чем в Балыкчи. Поехал по городу. Сбербанк России не встретил, потом оказалось, что его там вообще нет, на мое удивление. Есть росинбанк, но его отделений нет в России. Поэтому без процента денег не снимешь. Поехал искать коньячный завод. Раньше коньячный и шампанский заводы были одним целым, сейчас разошлись. Фирменного магазина при них нет. В Бишкеке таких магазинов три. Добрался до одного. Оказалось, что коньяк в нем дороже, чем в простых магазинах. В соседнем купил бальзам 0.5 за 250. Оставалась последняя бутылка. Там же купил и кефир, самый дешевый в Киргизии за 38 сом. Жирность 2.5, но густой. Затем в "Народном" магазине купил еще коньяк и бальзам. Там же купил и поесть в дорогу. Поехал на

вокзал. Один умник сказал, что в Бишкеке вокзала 2. И бестолково объяснил проезд. Я проехал поворот к вокзалу, потом парень с крутым мобильником по карте показал, как добраться. Вернулся по ул. Советской. Там напротив обменки киоск со вкусными беляшами, перекусил.

Приехал на вокзал, сходил в туалет за 5 сом. Время еще было, спустился по скверу, купил живое пиво 1л за 55 сом. Подремал в скверике, поехал к поезду. Когда забирал рюкзак, работник камеры хранения спросил, за сколько уступлю велосипед. Но, поскольку велосипеды здесь стоят от 3т. сом, то мне его за свою цену не продать. А задешево неохота. Поезд подали за час.

Снаряжение

1. Велосипед, стелс 350,ремнабор.     4 одежда                                   9. продукты

Мешок для вело                                      зап. Обувь (тапки)                   тушенка

Велорюкзак                                             носки хб, пш                            рыба

Веревка обмотки                                    кальсоны, рубашка                  рис, гречка,

Болты и гайки                                         перчатки, шапочка                  пюре сухое

Камера                                                     непромок. Костюм                  леденцы

Ниппели-2                                               плавки                                      чай, галеты

Насос+шланг                                          платки носовые                       печенье

Спицы-4                                                  пуховик                                    соль

Клей, шкурка, заплаты                          5 туал. Принадл.                      макароны

Велоключ, отвертка,                              полотенце

ключ для спиц                                        з.щетка, паста

пассатижи, надфиль                              мыло, т. бумага

масло, тряпка, бензин                           расческа, бритва

звенья цепи, отбойник                          зеркало                                      10. В дорогу

2.на себе:                                                 6. оборудование                       Яйца вареные

обувь (кроссовки)                                  в/камера, сумка                         хлеб, булка

носки хб                                                 зап.акк, зап. память                   чай, сырок

майка, трусы                                           зарядка, штатив                        ролтоны

куртка, брюки, кепка                             мобильник, зарядка

солнечные очки                                     7. документы

3Снаряжение:                                     паспорт, трансп.карта

СП. Мешок                                          карты, описания

Коврик                                                  билеты, деньги. карта

Подушка надувная                               Дневник, ручка

Котелок, кружка, ложка                       очки в футляре

Нож                                                         мед.полис, ключи

Ножницы, свисток                                   валидол

Нитки, иголки                                          цитрамон

Спирт

Недостаток снаряжения - не взял в аптечку левомецитин от поноса. Не взял в поход фотоаппарат и треногу. Только штатив для привинчивания к опоре. Фотографировал видеокамерой, а это низкое качество и невозможность снять себя.

Очень пригодился пуховик. Вначале сомневался в его необходимости, хоть в отчетах и писали про холода в горах. Но не пожалел.

Хорошо показал себя велосипед. Я опасался, что погнутся обода и будет плохо тормозить. Но, особенность колес не только в двойных ободах, но и в грушевидной формы резине. Сидя на П-образном ободе, она хорошо амортизирует.

Базы отдыха

Перечень баз отдыха, лечения и их описание.

Название

Характеристики леч. факторов

Г.И. Барбулак

Минеральная горячая вода

Чугунная ва нна с теку щей водой т-ра 43 гр.

60/10 мин

Откр. басс.

200

От250

3500 а/м на 10или на 4 чел.

M 0.32 HCO3 50 Cl 32 SO4 18 /(Na+K) 57 Ca 3

Сан. ССК «Заря»

Мин вода с регул. Температ.

бассейн

Барбулак

Джуку

Мг/дм

Джеты-Огуз бюве т м моль

Джеты-Огуз бассейн

158

0.0333

Питание

Цены на продукты и перечень мест питания.

В Казахстане: большой арбуз 50 руб, 2 больших круглых дыни 50 руб.

Кефир 79-80 руб.

Соленое озеро

Каджи-Сай

Санаторий со всеми удоб.

Бывш санат. Дерев. дома с кроватями и сп. прин

От 600 (комната 1200 на 2-х)