Путешествие по Ольхону, КБЖД и Аршану.
Иркутск – о.Ольхон – озеро Шара - Нуур - пос. Хужир – мыс Хобой –- Листвянка – пос.Большие Коты – КБЖД – Слюдянка - Аршан - Иркутск

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ИРКУТСК-ОЛЬХОН-ХАНХОЙ

Байкал.Переправа на Ольхон Байкал.Переправа на Ольхон
Байкал. Вечер на Ханхое Байкал. Вечер на Ханхое
Прилетела Сибирью в 7 утра. Погода-отличная:) Нас собирается группа около 20 человек. Дождались, встретили всех и в 12 часов отправились в сторону Ольхона. Днем по дороге остановились в деревне Тургеневка, посмотрели местный музей и заодно нас там покормили (деревня Тургеневка-белорусская . Основана в 1909 году. Деревня была основана переселенцами, приехавшими в Сибирь из Западного Полесья по столыпинской реформе. Белорусы привезли на прибайкальские земли не только национальную культуру земледелия, но и старинные славянские обряды и традиции, многие из которых бережно сохранили до наших дней.)
Ближе к вечеру подъехали к парому острова Ольхон (остров Ольхон — крупнейший остров озера Байкал. Длина — 71 км, ширина — до 12 км, площадь — 730 км. С северо-западным берегом озера образует мелководный пролив Малое море, Ольхонские ворота. Недалеко от внешней стороны Ольхона — глубочайшее место Байкала (1637 метров).
На Ольхоне встречается всё многообразие ландшафтов байкальской природы: здесь есть и степь с глубоко вдающимимся в сушу и хорошо прогреваемыми летом заливами, совсем «прибалтийские» песчаные пляжи с дюнами, холмами и хвойными рощами лиственниц вдоль берега, и густые леса с участками реликтового ельника, и суровые мраморные скалы, украшенные густыми красными мхами. Два крупных посёлка на острове — Хужир и Харанцы. Всего на острове около 8 населённых пунктов. Большинство из них (кроме научно-исследовательского посёлка Узуры) расположены в западной, степной части острова.)
Переправились на Ольхон (15 минут на пароме) и немного проехали вглубь острова.
Вечер. Мы стоим на озере Ханхой, которое на самом деле кусочек Байкала, перегороженный от него длинной песчаной косой, якобы природного происхождения. Вокруг Ханхоя расположились палаточные лагеря иркутян, играет музыка.Кругом степь и холмы, поросшие лесом.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. ОЗЕРО ШАРА НУР

Байкал. о.Ольхон.«сэргэ» - шаманское древо мира, символизирующее Байкал. о.Ольхон.«сэргэ» - шаманское древо мира, символизирующее
Байкал. Ольхон. Дорога к озеру Шара Нур Байкал. Ольхон. Дорога к озеру Шара Нур
Ольхон. Озеро Шара Нур Ольхон. Озеро Шара Нур
Ольхон.Лагерь на озере Шара Нур Ольхон.Лагерь на озере Шара Нур
Сегодня первый день похода.
В 11 утра мы вышли к озеру Шара-Нур, то есть двигаемся к Большому морю. Поднимаемся вверх, идти с рюкзаками нелегко, да и солнце печет. Группа растянулась. Полдень. На полпути сделали привал в теньке, развалились на жесткой сухой траве и стали жадно пить воду,
На вершине встретили первый наш «сэргэ» - шаманское древо мира, символизирующее поклонение духам - побрызгали спиртным на сэргэ.- обычай, типа "задобрить", угостить духа.
Дальше спуск вниз. Спустились, поставили лагерь и на озеро!
Озеро Шара-Нур известно своей лечебной грязью. Вымазались немного и стояли подсыхали:) Шара-Нурская грязь, вперемешку с тиной, добывается со дня озера руками и не очень-то приятно пахнет. Рядом наши принимают солнечную ванну.
Поплавали, поужинали, вечерние посиделки и костра и спать...:)
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ПАДЬ ТАШКИНЭ

Байкал."Тушканья падь" Байкал."Тушканья падь"
Байкал Байкал
А вот ночью я проснулась от глухого подземного толчка...как будто земля выдохнула...Оказалось и впраду! Было землетрясение ночью-это местные нам днем подтвердили.
Сегодня дневка на озере. Отправились в радиальный выход в падь Ташкинэ. Крутая дорога в две колеи среди густого сибирского леса ведет в низменность между двух сопок. По дороге набрели на избушку-зимовье. Большое море Байкала (то есть восточный берег Ольхона) это сказка! Противоположный берег видно слабо, но линия как будто есть. Немного искупались- вода в Байкале обжигающее холодная!
Говорят на Ольхоне ОЧЕНЬ редко бывают дожди... И вот на нас во второй половине дня обрушился ливень! Возвращались как раз с пади, вымокли насквозь. Вечером завесили всю поляну одеждой мокрой,сушились:)
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. ПОСЕЛОК ХУЖИР

Байкал. идем в тумане Байкал. идем в тумане
Байкал.о.Ольхон.гора Шаманка Байкал.о.Ольхон.гора Шаманка
Утром тронулись в дорогу-держим путь в сторону поселка Хужира,
туман накрыл дорогу.Идем сначала через поле, потом через лес по дороге наезженной,то вверх то вниз...К обеду вышли на финишную прямую. Виден Байкал:)
И вдруг видим толпу народа, она как бы круг организовала.Рядом много машин с разных регионов (Башкортостан,Бурятия, Татарстан). Подходим ближе...
Оказывается, проводит обряд шаман.Народ рапределился по кругу, шаман обходит всех, рычит и т.д.Стоят несколько тазов:в одном -свежая кровь, в другом - внутренности.Жутковато...
Оставшуюся дорогоу до Хужира проехали на местной автобусе (немного совсем).
Разместились в частной небольшой "частной гостинице". Туалет,душ-на улице.
Пошли смотреть на гору Шаманку-очень "мистична" она закате...
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. МЫС ХОБОЙ

Байкал Ольхон Байкал Ольхон
Байкал Байкал
Сегодня выехали на уазиках к мысу Хобой. По дороге проезжали деревню Песчаная (вернее ,одно слово "деревня" наверное и осталось. Стоит один домик, где живет одинокая старушка. В доме топится печь-струйка дыма уплывает в небо...когда то была деревня-но потом стало засыпать песком-и жители ушли).
Мыс Хобой, мыс КЛЫК, выдается в озеро.Очень красив и живописен.
Потом мы отправились на гору Любви. Почему она так называется, не очень понятно, что-то там с бесплодием и бурятским юношей, но место красивейшее: маленький узкий мысок, на котором стоят две каменные скалы, покрытые красным лишайником. Мы забрались на одну из горок и фотографировались .
Вернулись в поселок, разбрелись кто куда.Кто в баню, кто купаться, кто пить пиво со знаметым омулем байкальским! (...это отдельный разговор-про омуля.Омуль-эндемик Байкала. Жители Ольхона выносят его еще горячим-разного окпчения.Очень жирный и вкусный!:)
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. ОСТРОВ АГОЙ

Байкал,Ольхон Байкал,Ольхон
Сегодня отправляемся на остров-АГОЙ, где два года назад поставили буддийскую ступу, по всем правилам буддизма. Остров Агой (перевернув будет Йога) - одна из святынь Азии, здесь стоит ступа и называемый "Бурхан" - домик духов(их на Байкале повсюду много)
Сели на старенькое судно и и поплыли по КРАСАВЦУ БАЙКАЛУ. Светит солнце, Байкал спокоен, вслед галдят чайки, свежий прохладный воздух....Балдеешь от величия и спокойствия озера...Капитан и помошник достали ведро омуля свежего...и сотворили чудо! Они нарезли омуля (свежего), сложили в кастрюльку, посыпали специями, положили лучку, прикрыли на некоторое время..и через полчасика мы наслаждались вкуснейшим вкусом рыбы! Сочная,вкусная, нежная..мммм...:)
Приплыли к острову (со стороны-как будто он плывет-путешествует по озеру)..А с неба (говорят) похож на плывущую рыбу). Вышли на берег, прошлись вокруг ступы (так положено), посидели, помедитировали...
Ну что ж , пора дальше.Доплыли до противоложного берега-там находится природный источник и теплейший залив!( в самом Байкале вода холодная, если не сказать ледяная, а тут мелкий залив).Искупались же конечно и в обратную дорогу!
Вечером отдыхали на базе
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ЛИСТВЯНКА

Байкал,Листвянка Байкал,Листвянка
Байкал.Музей "Тальцы" Байкал.Музей "Тальцы"
Сейчас полдень и мы едем на рейсовом автобусе к парому, потом в Иркутск и в Листвянку, в «Хрустальный колодец. По дороге посетили музей деревянного зодчетсва "тальцы". Прибыли к вечеру. Замечательное место! Деревянные уютные домики в три русских рубленных дома , есть банька с возможностью окунуться в Ангару (здесь Ангара сливается с Байкалом (фото) , находится в 5 км от Листвянки, как бы в лесу. Белки так и скачут по веткам. Совсем не боятся людей. Любопытнючают!
Приехали, покушали. разместились и спать! Завтра весь день в Листвянке:)
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. ЛИСТВЯНКА

Байкал,Листвянка Байкал,Листвянка
Байкал Байкал
Мы сегодня весь день гуляли. Были у истока единственной реки, вытекающей из Байкала, - Ангары. Эта река - достойная дочь своего отца: такая широкая, что сам Байкал, резко за ней, не открывающийся за ней, не кажется привычно бесконечным. На здешних берегах раскинулась Листвянка – пестрый городок, Байкал конечно здесь не впечатляет...мутный, грязный..Здесь многолюдно, шумно, торговцы омулем, туристы, рынок с сувенирами.... А вокруг порта, вернее вправо и влево от него (ведь ширина городка метров 30, не более, а длина – огромная часть береговой линии) строятся гостиницы и кафешки, шикарные .
Мы посетили Лимнологический музей озера, в котором узнали много интересного о Байкале и его обитателях и увидели их вживую в аквариуме. Особенно запомнились две нерпы, они прелестные, но очень жалко, что место их обитания такое маленькое, ведь они привыкли к глубинам повнушительнее.
Мы идем к подъемнику, чтобы на нем подняться на пик Черского. Поднялись на верх-очень красиво! Пошли на смотровую площадку. Перед нами открылся другой берег Ангары, откуда начинается путь на турпоезде по Кругобайкальской ЖД, горы и холмы на горизонте…
Сходили потом еще в небольшой музей с картинами и вернулись на базу. Идем в БАНЮ! Прекрасно попариться в баньке и нырнуть в холодную Ангару с пыла-жара...!:)
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. БОЛЬШИЕ КОТЫ

Байкал,Большая Байкальская тропа Байкал,Большая Байкальская тропа
Байкал. Большая Байкальская тропа (ББТ) Байкал. Большая Байкальская тропа (ББТ)
Байкал Байкал
Сегодня наш пеший переход по маршруту Листвянка-Большие Коты (20 км)
(Изначально Большие Коты были деревней золотоискателей, добыча которого началась в 1842 г. Сегодня мы можем увидеть остатки их деятельности в долинах между холмами и даже найти две практически разрушенные временем драги. Сегодня деревня известна благодаря своей биологической станции. В Больших Котах располагается музей Байкала, который содержит достаточно богатую коллекцию стрекоз, бабочек, жуков, рачков, водорослей и т.д. )
Обратно планируем вернуться на ракете до Листянки. Путь лежит по ББТ (Большой Байкальской Тропе, что идет по берегу Байкала) .
Тропа ухоженная, с лестницами из брусков в самых сыпучих местах. На середине пути мы встретили добровольцев, облагораживающих эту тропу. Среди добровольцев «Большой Байкальской Тропы» есть и иностранная молодежь .
Шли наверное, часов семь неспеша-по возможности купались, и просто сидели отдыхали. А! так как жарко было-пили конечно же из Байкала (надо отдать должное-вода чистейшая и вкуснейшая-пить можно не боясь, а НАСЛАЖДАЯСЬ вкусом этой необыкновенной воды)
Пришли в Большие Коты (поселок интересен тем-что находится как бы в ущелье-между двух холмов) Погуляли немного и сели на ракету- назад, в Листвянку!
ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ. КБЖД. СЛЮДЯНКА

Байкал. КБЖД Байкал. КБЖД
Слюдянка.Музей минералов Слюдянка.Музей минералов
Сегодня путь держим по КБЖД в Слюдянку. Переправилиcь на пароме (мин 15) на другую сторону и сели в турпоезд. Цивильно так, есть ресторан, удобные сиденья, из динамиков рассказывают о природе и истории.
Делали небольшие остановки-выходили из поезда-рассказывали истроию.Далее садились и потихоньку продвигались далее.В обед сделали долгую остановку-купались в Байкале, гуляли.
Тут неприятный случай произошел. Молодого человека укусила гадюка (это не из числа туристов, из местных жителей). Парня занесли в поезд-.транспортиовать в Слюдянку (этим поездом-единственный быстрый способ доставить его до цивилизации)..Очень плохо ему было-без сознания,конвульсии...:(
Приехали в Слюдянку-и оправились в МУЗЕЙ МИНЕРАЛОВ.
ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ. АРШАН

Бурятия Аршан Бурятия Аршан
Аршан. река Кырганда Аршан. река Кырганда
Аршан. Аршан.
Сегодня мы в Аршане. Этот курорт расположился у подножья Восточных Саян, по руслу горной речки Кынгарга. Она спускается с вершин Саян мощным потоком, с ревом падая вниз водопадами и порогами по скалистому ущелью и успокаиваясь только ближе к подножью: в самом поселке она уже неторопливо журчит по камням. Аршан это «источник», люди давно уже обнаружили в водах Кынгарги подземные минеральные воды, струйками выбивающиеся наружу. Они заковали их в скважины, и теперь эта лечебная вода привлекает сюда многих туристов, как и речка Кынгарга, «Бубен Шамана». Сейчас Аршан – известный в России курорт горячих и холодных термальных источников. Наверное, когда-то это было чудесное место, с зелеными кедрами по берегам реки, нехожеными лесами. Теперь же от былой красоты в Аршане мало что сохранилось: деревья в священных рощах укутаны ленточками (тоже своя красота), берега истоптаны и замусорены, камни в водопадах исписаны именами горе-туристов. Просто удивительно, как они умудряются добраться до них и оставить свою человеческую метку! Сходили в буддийский храм- 2 км. от поселка. Погуляли по местному рынку.
ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ. НИЛОВА ПУСТЫНЬ

Бурятия Восточные Саяны Бурятия Восточные Саяны
Байкал. Байкал.
Байкал,Ольхон Байкал,Ольхон
Байкал,Большая Байкальская тропа Байкал,Большая Байкальская тропа
Байкал Байкал
Сегодня заехали в Нилову Пустынь-что славится горячими источниками.
Курорт Нилова Пустынь расположен на высоте 915 м над уровнем моря, между живописными горными склонами с девственным смешанным лесом. Добраться в Ниловку можно на автобусах из Иркутска или Улан-Удэ. Основную часть занимает одноименный курорт, использующий Ниловские горячие источники. В урочище Нилова Пустынь - уникальные климатические условия.
Основным лечебным фактором водолечебницы являются азотные слаборадоновые слабоминерализованные сульфатные кальциево-натриевые термы.
Народу _МАССА !Много машин, в источник не зайти-человек на человеке сидит!

Поплавали немного, погуляли,пообедали и поехали в Иркутск.Пора домой! Приехали в Иркутск-разместились в недорогом общежитие-завтра утром на самолет.Прощай БАЙКАЛ!

Вообщем...:

Когда-то древнею порой
Язычный бог Бурхан,
Пожертвовав земной корой,
Решил создать вулкан.
Но, выпив воду здешних недр
Наполненный бокал,

Всей Руси нашей корень,
Наполняя бокал
За священное море.

Чиста вода, и воздух чист.
Крепчает здесь народ.
Купец, казак и декабрист
Продолжили здесь род.
Здесь и японец, швед и грек
От зависти икал.
Но был, и присно, и вовек,
Всегда наш дом – Байкал!

Вечно славный Байкал
С нами в радость и в горе.