Крепость Глива и вершина Леотар

Rosenbom är en präktig karl
Ты ещё крепкий старик, Розенбом!
Сельма Лагерлеф.«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Вот ведь беда! У меня еще в Черногории столько неотсмотренного. Но если друг предлагает ехать в Требине, то не ехать было бы глупо.

Trebinje mit Truppenlager 1884_hf
Требине 1884. Вершины с крепостями Кличане, Глива и Леотар
Читаю на чешском сайте «Европейские долговременные укрепления» (спасибо Гугли-переводчику):
Овладев Боснией и Герцеговиной Австро-Венгерская империя, принесла сюда новую культуру и образ жизни, а так же новые способы ведения современной войны и новые способы защиты границ. Одним из нововведений стало строительство оборонительного пояса, который состоял из независимых фортов, расположенных вокруг крупных населенных пунктов на некотором расстоянии друг от друга.
Австро-Венгерской империи, чьи территории имели границы длиной 6150 км, пришлось убедиться в необходимости их защиты. Все границы, за исключением Галиции (ныне Украина), были усилены. … было уделено большое внимание строительству оборонительных сооружений на её восточных границах. Наиболее уязвимая часть восточной границы была расположена в Герцеговине, и 90 процентов укреплений, которые были построены в БиГ, построены именно на этой территории.
Первой была создана линия обороны в Требине, Билече и Автоваце …
… внимание было обращено на перекрытие важных коммуникаций путем использования малых крепостей. Мощные … укрепления были построены, например, на линии Котор - Требине - Билеча, Мостар и Сараево. В глубине обороны остались несколько более старых крепостей, но и они были модернизированы.
Самые современные оборонительные сооружения должны быть построены к 1912 по линии Котор - Требине - Билеча - Автовац, но их не успели достроить к началу войны, и во многих случаях даже не начали фактического строительства.
«… австро-венгры на Балканском фронте весьма систематично и последовательно готовятся к активным действиям в отношении Черногории, Сербии и Новобазарского санджака» докладывал в 1908 году российский агент в Австро-Венгрии полковник М.К.Марченко.

2015-12-26--20
Крепость Глива

Как бывает удобно, когда заранее известны ответы на классические вопросы «что?», «где?» и «когда?».
ЧТО будем смотреть.
ГДЕ это находится.
КОГДА было построено, реконструировано, взорвано, заброшено … (история, в общем).
Однако такой расклад встретить можно разве что в музее. Вы видели среди моих расСказок описание хотя бы одного музея? То-то и оно. Уж лучше на воле, чем среди музейных стен.
«ЧТО». Нашел в сети замечательнейший альбом с фотографиями многих оборонительных сооружений у Требине и Билечи: "Ansichten der von der General-Bau-Unternehmung M.Gerstle & Co im Bereiche der k.k. Genie-Direktion Trebinje in den Jahren 1883/84 ausgeführten Bauten"
«ГДЕ». Подсмотрел у тех же чехов, а еще и у австрийского общества любителей крепостей, карты укреплений вокруг Требине. Путь ясен, хотя и с некоторыми оговорками.
«КОГДА». А вот тут, как это часто уже случалось и в Черногории, вышла осечка. О крепостях в области Рапти-Зубцы, южнее Требине, где уже успел побывать Алексей, кое-какая информация попадается, но мы собрались покорять северные укрепления. А ничего путного я о них найти не смог.
Опять читаем чехов:
Всего в 15 километрах от границы с Черногорией, на важном перекрестке дорог расположен город Требине, который уже обладал  старыми укреплениями времен турецкого владычества. Австро-Венгрия взяла не только использовала существующие сооружения, но и сразу же начала их модернизацию и постройку новых укреплений.
… было сформировано внутреннее кольцо фортов, а также начато строительство на большой площади на южной стороне реки. Местную оборону обеспечивали укрепленные казармы, старые турецкие укрепления и башни, некоторые из которых позже подверглись модернизации и были оснащены элементами бронирования. Также были построены новые сооружения для артиллерии и тяжелых пулеметов. ... Кроме того, были построены новые наблюдательные посты недалеко от основных дорог.
Кроме постоянных крепостей, … в непосредственной близости от Требине сегодня можно обнаружить множество частично и сильно поврежденных наблюдательных пунктов,  укрепленных казарм, артиллерийских батарей и усиленных полевых укреплений.

2015-12-26--01
Крепость Глива. Wachhaus II (Gliva)
2015-12-26--02
2015-12-26--03
2015-12-26--04

Побывав южнее Требине у Бранковичевской кулы, сооружения совсем иной эпохи, мы отправились к первой в тот день австрийской крепости Глива (Gliva). Больше половины подъема на гору мы смогли совершить на легковушке. И только несколько коротеньких витков серпантина к самой макушке пришлось пройти пешком.

2015-12-26--05
Вид на Требине из крепости Глива
2015-12-26--09
Вид на крепость Кравица из крепости Глива
Глива не похожа на более новые черногорские крепости Врмац, Горажда или Траште (о них я писал рашьше). Её не стали "закапывать". Крепость на вершине горы видно издалека. Смотрите и бойтесь! Внутри она оказалась гораздо больше, чем это может показаться. Всю площадь можно разделить на две зоны. Первая - нижняя, в которую мы попали через главные ворота, была застроена многочисленными строениями. Сегодня почти все эти здания разрушены. Во вторую зону ведет проход вверх по ступеням, через арку во внутренней стене. Здесь, кроме огромного водяного резервуара, стоит здание, которое явно использовалось югославами, поэтому сохранилось весьма неплохо. Рядом была установлена ажурная мачта (возможно для антенн), от которой остались лишь срезанные автогеном основания.

2015-12-26--10
Люк водяного резервуара в «верхней» части крепости Глива
2015-12-26--15
2015-12-26--16
Стрелковые позиции. Основания для прицельных планок. Как и во многих черногорских крепостях, почти всё железо из Гливы украдено.
2015-12-26--17
Здание использовалось югославами. Возможно в нем стояло оборудование или жил персонал, который обслуживал мачту … от мачты сейчас тоже уже ничего не осталось
2015-12-26--18
Леотар. Вид из крепости Глива
Из Гливы прекрасно видна соседняя вершина – Леотар. Именно туда мы и отправились.

2015-12-26--19
Berg Gliva bei Trebinje 1884
1884. Леотар. Вид из крепости Глива
Ни что сейчас не намекает на то, что и на Леотаре когда-то была крепость. За бетонным забором стоит современное здание и высоченная мачта с кучей антенн. В доме живет смотритель и пара кошек.

2015-12-26--21
Однако зима! В тени на дороге лежит иней
2015-12-26--22
Вид на крепость Глива с дороги на вершину Леотар
2015-12-26--23
2015-12-26--24
«Улыбаемся и машем». Желаем смотрителю Леотара доброго дня и продолжаем свое путешествие.