республика Карачаево-Черкессия / Горный туризм | Спортивный туризм

Мы пойдем очень аккуратно, пусть даже и очень медленно…

17 июля - 9 августа 2010 г.
Архыз - пер. Федосева - пер. Агур - пер. Мылгвал - оз. Кяфар - оз. Рыбное - пер. Речепста - пер. Пхия - д/р Малая Лаба - пос. Дамхорц - д/р Дамхорц - д/р Аджара - пер. Квата - оз.Дамхорс (Инпси) - пер. Цындышхо - оз. Кардывач - д/р Мзымта - Красная Поляна (150 км)
Глава

Чем взрослее мы становимся, чем больше мы видим, познаём, изучаем… тем меньше моментов для удивления у нас остаётся… уже многое прощаем, на что-то и вовсе закрываем глаза, потому что как нам кажется, уже знаем загадки человеческой натуры… Мы уже спокойней и прагматичней пробиваем русло своей жизни… Но… Есть… Есть Птица Счастья… которая махнув крылом увлекает в бездну доселе тебе неизвестного и предлагает сделать выбор: либо и дальше сидеть на попе ровно, либо найти на свою задницу приключения… и в очередной раз утвердительно сказать: «Мы это можем!»
Однажды на заре своей семейной жизни в беседе с врачом роддома я решил выпендриться и рассказал ему как мы с женой дома… в воду рожали своих детей…  Ответ его был короток и лаконичен: «Ну и дурак»… после чего добавил: «случись чего… и сделать бы ни чего не успел…» Это был урок номер один, и даже аргумент «Но ведь всё обошлось» повис глупой фразой.
С тех пор прошло чуть больше 15 лет… дети подросли… появились проверенные временем и пространством Друзья… И счастье в том, что сидеть на попе ровно мы не желаем! Примерно за пол года до отпуска у каждого начинает торкать мысля: «Пора определяться с маршрутом». Так было и в этот 2010 год…. Ещё не рассеялось послевкусие от прошлогодней кругосветки по Архызу, когда выбранный маршрут проходил через единственный перевал Айюлю первой категории и фактически это была разведка боем… Было пройдено 80 километров и нашей целью было приобретение более менее горного-пешего опыта. Мы делали первые шаги в самостоятельном походе… по Кавказу.
Итак, взяв за основу интервал в три недели, пожелание команды выйти к морю и, помня о красотах буквально в 10 километрах от прошлогодней нитки, приступили к разработке маршрута… По уши погрузились в Интернет… Собирался буквально весь материал, который содержал в себе информацию по маршруту Архыз – Красная поляна. Время летело стремительно, гора собранного материала разрасталась до величины не прочтения, после чего благополучно отправлялась в корзину, а мы соответственно в Интернет за новой порцией. Но самые ценные находки, такие как подробные карты для GPS, нитки троп и точки  стоянок находили свое место в памяти GPS приемника. Маршрут был сформирован и представлял нитку в 150 км пути с семью перевалами, и все кроме одного были категории 1А. Наивысшая точка 3000 метров – перевал Речепста.
Полгода пролетели практически не заметно, в сладком предвкушении приятной пешей прогулки по красотам северного Кавказа… Выход на хребет Абишира-Ахуба смаковался описаниями потрясающих озер Кяфар и Рыбное, прохождение по Кавказскому биосферному заповеднику обещало встречи с дикими животными, в некоторых материалах отмечались даже встречи с медведями. Более того, мысль перехода через Главный Кавказский Хребет через перевалы Квата и Цындышхо порождала неугомонную горсть мурашек. Заключительный же участок маршрута по Сочинскому заказнику начинался от уникального озера Кардывач и проходил по долине реки Мзымта с родниками природного Нарзана. При этом конечная точка маршрута находилась в желанной Красной Поляне с её олимпийским настроением. А там уже и море с нескончаемым мороженным, лимонадом и пивом… Одним словом Сказка, а не маршрут… Но на деле, что бы погрузится в эту Сказку пришлось изрядно попахать и испытать не мало острых очучений… Забегая вперед скажу: «Я горжусь нашей командой!»
Оформление пропусков в погранзону, покупка билетов на поезд, договоренности о заброске, получение разрешение на вход в заповедник и заказник – все это отдельная песня подготовки к нашему ПутеШествию. С содроганием вспоминаю слова инспектора Сочинского заказника: «Если директор даст разрешение, в зависимости от нагрузки на тропу, то пропуск оформим в течение суток, а если не разрешит, то…». И дальше почти бесконечная пауза … Все 10 дней провели в разработке запасного варианта маршрута, отмечая про себя, что всё альтернативное есть жалкое подобие первоначального варианта… В конечном итоге полученные факсы с пропуском в погранзону и разрешением пребывания в заказнике дали нам понять, что Синяя Птица Удачи реально существует и подчиняется золотому правилу матанализа: «Делить на ноль НЕЛЬЗЯ, но если очень хочется, то МОЖНО!».
В тысячу первый раз просматривая маршрут на пятьсотметровке, мысленно отмечая дни и точки ночевок через 5 - 6 км в начале пути и через 12-15 на второй половине маршрута, мне казалось, что все продумано до мелочей. Сложный подъем на перевал Федосеева с предательской мелкой сыпухой на последних ста метрах продуман досконально, тяжелый спуск по стрёмной крупной каменной осыпи за перевалом Мылгвал идеально изучен по многим отзывам бывалых, а перевал Речепста якобы имеет единственный трудный участок подъёма в 30 – 50 метров вдоль водопада… Ну еще несколько навесных переправ через сумасшедшие реки Дамхурц и Аджара и всё, Ребята… а дальше, наивно полагали мы, нас ждут маркированные коммерческие тропы и почти «асфальт» до Адлера с шикарными биваками для отдыха… Тем не менее интуитивное знание, что горы есть горы, а камни и трава на склоне в дождь могут быть очень коварными в будущем превратило банальное предостережение «Мы пойдем очень аккуратно, пусть даже и очень медленно…» в настоящее заклинание, произносимое почти как молитва!!! Не скрою, что прорабатывался даже вариант, при котором в случае затруднения движения ночевка была бы в полусидячем положении, укрывшись тентом палатки не взирая на то, что пришлось бы напялить на себя всю теплую одежу. Но все это было здесь дома… сидя в удобном кресле, разглядывая фото-видеоотчеты счастливых ПутеШественников и рядом с холодильником полным еды….