Продолжение
Ледник Комсомольский

С ледника Юж. Иныльчек переходим на ледник Комсомольский. Здесь снег и тропежка. Предстоит подъем на один из самых высоких перевалов на маршруте – пер. Каинды (3а, 4970 м). Довольно крутой склон завален снегом глубиной до 1 метра. Дальше на крутом фирново-ледовом участке Алексей Смирнов провешивает 200 метров веревки.

В стороне метрах в ста на склоне видим спускающуюся группу. Пытаемся докричаться. Поняли только, что они из г. Перми.

Сегодня погода неустойчивая – туман, солнце, снегопад. Далее следует участок крутого подъема по глубокому снегу и 150 метров вертикальных перил.

Выходим на перевал Каинды. Следующий день уже спуск – 100 м веревки до «берга» и 150 метров – по леднику, крутизною от 60 до 45 град. присыпанному снегом. Видимость метров 50. Град переходит в снег, и это безобразие длится до вечера.

Спуск продолжается, глубина снежного покрова полметра. Участок ледопада Каинды неожиданно удалось пройти в связках. Переходим реку Каинды. По ее левому берегу обходим прижимы. Вот и первая зелень: невысокая трава, редкие кусты, идиотские, для ходьбы кочки, невысокие колючки, которые напоминают облепиховые заросли, и даже есть медвежьи следы на песке.

Переправа стада овец
Тема: Население

На реке Каинды впервые вижу интересное явление. Местные пастухи, через бурный поток (ширина 15 метров, глубина 1 метр) переправляют большое стадо овец!

Выглядит это так: двое пастухов на лошадях переправляются на другой берег. Один из них сматывает кольца веревки, к концу которой привязан камень, на вид весом 2-4 кг. Пастух пытается кольца веревки и камень перекинуть через реку. После нескольких неудачных бросков применяет другой вариант. Размахивает куском веревки, на конце которой камень и бросает на другой берег. В этом случае кольца сами разматываются вслед летящему камню. На другом берегу, пастух быстро берет веревку, пока ее не сбросило течением, обвязывает овцу (под передними ногами и шеей) и сталкивает в водный поток. Двое пастухов тянут веревку и выдергивают овцу из воды на берег.

Удивляюсь, как только овцы не захлебнулись или не сломали шею, после такой процедуры. Две овцы переправлены. Смотреть дальше – нет времени.

Река Теректа

Не доходя 10 км до поселка Иныльчек, через реку Сарыджас натянут трос, длиною около 150 метров. Мы воспользовались его услугами. «Челночили». Следующая неширокая (30 м), но бурная река Теректы. Переходим ее недалеко от места впадения в р. Сарыджас. Долина р. Теректы необычайно живописна. Лес выводит к осыпям, которые переходят в постепенно сужающийся каньон. Его крутые склоны сложены из разноцветной глины коричневых и красных оттенков и красиво смотрятся на фоне голубого неба. Серые и черные глыбы камней, высунувшись из воды, блестят в лучах солнца, над пенной феерией брызг. Выход из каньона, и русло р. Теректы резко расширяется, образуя просторную долину. Яркая зелень травы и кустарников перерастает в темно-зеленые тона тянь-шаньских елей. Тропа идет то по просторным лугам, то змеится, проползая через кусты облепихи, жимолости, черной смородины, эфедра и шиповника

20 августа. Перевал Советской Конституции.

Раннее утро, пока можно перейти реку, организуем переправу. Ширина и глубина реки 30 м и 0,8-0,9 м соответственно. Главная проблема это высокая скорость потока, более 2 м/с. Страхуем Равиля Шарафутдинова, он идет первым и упираясь альпенштоком прокладывает путь в бурных водах. Затем делаем перила, по которым все участники переправляются на левый берег. Устоять на ногах трудно, но держась за хорошо натянутую веревку никто не искупался.

Тропа идет лесом, вдоль берега реки Теректы. Через ходку мы уже переходим реку Аютор с берега на берег. Выходим к крутому леднику. По нему в связках поднимаемся на перевал Советской Конституции (2б, 4700 м). На взлете делаем 100 м перил. С перевала спустились к р. Экичат. Простой брод, но мне не хочется мочить обувь. Ищу место «перепрыга» через реку. Не получается перейти не замочив ботинки, а их высушить сложно. Группа успела уйти далеко. Под водопадным сливом перехожу реку, глубиной полметра. До берега остается немного. Делаю прыжок и… окунаюсь в яму глубиной 1,5 метра. В итоге вымок весь. На каждого мудреца довольно простоты. Сушу вещи на бивуаке.

Перевал Томичей - река Куйлю

Следующий перевал Томичей (3а, 4780 м). Подъем по морене и леднику Экичат Прав. Через ледопад с трещинами идем в связках. На одной из ходок аксакал Гарифуллин учит молодежь как надо ходить: «Надо идти медленно, и долго… не останавливаясь». Я добавляю: «Приставным шагом и… до утра». Вниз с перевала вдоль скал по леднику, крутизною примерно 45-60 град. Пришлось поработать, навесили 400 метров вертикальных перил. Далее ледник Борду Зап. выполаживается, но из-за ледовых трещин приходится идти в связках. Спуск и уже продвигаемся по осыпям и кочкам вдоль реки Куйлю. Коричневые суслики, упитанностью, как кот в мультфильме: «Таити, Таити, нас и тут неплохо кормят», ныряют в норы, между камней, при нашем приближении. Долина р. Куйлю широкая. На нижних склонах хребтов террасы. На противоположном берегу на одной из них пасется стадо яков. Одно слово – зеленка.
Перевал Облачный - ледник Киче-Борду

Впереди пер. Облачный (2б, 4400 м). Ледник Караколтор Зап. с трещинами, холодный ветер, то солнце то облачность. Через несколько часов начался туман и снег. Во время перекуса Лариса говорит: «Перед перевалом надо найти собаку и покормить ее, чтобы погода…». Про себя думаю: «Кто бы меня подкормил». Один из проголодавшихся участников встает на четвереньки и начинает лаять. Перевальный взлет, последние 20 метров «жумарили». Спуск с пер. Облачный по заснеженному леднику, крутизною от 50 до 30 град. Опять перила… 250 м и опять... ночевка на пологом леднике Металлург (высота 4000 м). На следующий день подъем на скально-осыпной перевал Любитель (1б, 4350 м), на гребне – веревка вверх и веревка вниз, спуск до пологого ледника. По морене траверсируем хребет – это путь к следующему леднику Киче-Борду.

Его ледопад проходим в связках, обходя сераки. Пошел на разведку, как выйти наверх. Начинается снег, град и сильный ветер. Несколько раз поднимаюсь по невысоким 4-20 м отвесным снежно-ледовым стенам. Путь на «плато» найден (10 плюс 20 м веревки). В центре «плато» заночевали, под вспышки молний и раскаты грома.

27 августа. Перевал Плечо Каракола.

Проходим, плато и поднимаемся по склону на перевал Плечо Каракола (3а*, 5000 м).

Для восхождения на высшую точку района пик Каракольский (5281 м) времени не осталось. Подвели перевалы Пабло Неруды и Каинда – по 600-т метров перил, не халявных?! Количество ледовых участков на крутых склонах было значительно больше чем обычно. Затраты времени на их прохождение на день-два больше, чем планировали. В общем, на маршруте было навешано более 2,5 км перил (как на хороших горных шестерках). Значительная часть ледников и ледопадов пройдена в связках по снегам, да и перепад высот в пешем походе получился более 20 км.

Несмотря на то, что приходилось идти под дождем и снегом, в целом погода для этого района оказалась неплохая. Хороший горный и лыжный опыт участников, схоженность группы (не один поход вместе) позволили безаварийно пройти маршрут.

ГВХ Терскей - Курорт Джеты-Огуз - Бишкек

Идем мимо вершины Каракол и начинаем спуск через карниз, провесив веревку на крутом фирновом склоне. Движение вниз продолжается по снежному склону в связках и 50 м по веревке. По глубокому снегу выходим на ГВХ(главный водораздельный хребет) Терскей. Траверсируем его (навесив 100 м перил) в направлении пер. Джеты-Огуз. С гребня уходим вниз по снежно-ледовому склону, крутизною 45 град., 100 м вертикальных перил до жандармов. Снова очень крутой участок и еще 80 м дюльфера. На перегибе веревка застревает в камнях. Радик Шарафутдинов поднимается и освобождает ее. Ниже крутые скально-осыпные склоны. Чтобы выйти с них на ледник Айланыш, понадобилось 50 м перил. Последняя ночевка на высоте.

На другой день выходим на долгожданную зеленку. Первый кош и первый пастух. Начались переговоры, обмен 50-тиметровой веревки на баранину и айран. Из мяса есть только суслики. Но их желают, есть не все. Мы сказали: «Если успеешь принести мясо, пока мы бродим реку Айланыш, веревка твоя». Когда пастух появился веревка «ушла» вперед. Он надеялся налегке быстро догнать ребят. Но не тут-то было. Угнаться за голодными туристами на выходе с маршрута способны не многие. Только через полчаса он это понял. Проходим коши, выходим на проезжую дорогу.

Курорт Джеты-Огуз. Отсюда за 600 сомов на двух легковушках довольно быстро добрались в Бишкек.