Старт
6 августа

Старт 6 августа. Приходим на погранзаставу Эчкилекташ, регистрация, обед. На огонек приходит собака породы дог, с задымленно-печальными глазами. Лариса подкармливает его. На замечание: «Маршрут еще не начался, а перерасход продуктов уже пошел», она говорит: «У меня примета, если покормить собаку, то погода будет хорошая, а хорошая погода нам не помешает». Возразить нечего.

Первый перевал, всего лишь 2б!! Начинаем подъем по морене и некрутому леднику, потом тропежка по снегу. Пересекаем две цепочки очень свежих следов. Это значит, что ирбисы прошли совсем недавно. Снежный барс – редкий зверь, его самого за 25 лет я близко не видел.

Долго рассматриваем путь дальнейшего подъема. Самый простой – по снежному склону напрямую, на перевал. Он лавиноопасный. У подножья уже есть след от сошедшей снежной доски. Сверху серия широких трещин. Идем на перевал гребневым маршрутом, в связках, по крутому леднику, присыпанному снегом. Поднимаюсь первым, крутизна склона возрастает. Сто метров веревки и мы на гребне, у скальных жандармов (высота 4200 м, по GPS). С Дмитрием Мансуровым (руководитель) организуем 100 метров вертикальных перил – задел на следующий день. С утра их «жумарим». В связках проходим, ряд скрытых трещин и выползаем на огромное плато. По нему выходим к перевалу Пабло Неруды (2б, 4400 м).

Ищем место спуска, оказывается… основная работа только начинается. Перила – вертикальные 70 м плюс наклонные 50 м до большого плоского камня. Дальше кругом идут 150-200 метровые сбросы. Приходится идти влево и лазанием по скалам выходить на полку. С нее вниз 30 метров веревки до жандарма и еще 50 метров по камнеопасному кулуару. Продолжаем спуск по крутым, осыпным склонам. Приближается ночь. Роем склон, таскаем камни, готовим место под палатки.

Р.Чонташ - ледник Юж.Иныльчек

Утро. До р. Чонташ еще «пахать» и «пахать». Проходим, конгломератный участок и кулуар, где «бросаем» соответственно 50 и 100 м веревок. Снова протяженный крутой, осыпной склон. Уже две ночевки при прохождении перевала 2б, а мы только спустились к реке. Предстоит еще выйти на ледник Юж. Иныльчек.

Проход по реке отнимет очень много времени и сил, впереди – сложный и протяженный каньон. Делать нечего приходится «брать» водораздельный гребень рек Чонташ и Иныльчек. Переходим реку, поднимаемся по осыпи наверх. На спуске с гребня опять обрывы, глубиною до 200-300 метров. Возвращаемся, делая косой траверс хребта. Удается найти простой спуск в неудобном кулуаре. Всего 100 метров перил и… более получаса на выдергивание последней застрявшей веревки. В конце дня наконец-то выходим на ледник Юж. Иныльчек. Около небольших уютных озер ночевка. Яркая радуга через все небо, коньяк Камю в день рождения…

По леднику Юж.Иныльчек

Предстоит несколько дней топать по леднику до следующего перевала. Сегодня вечером идем под проливным дождем. На следующий день в обед встречаем группу англичан, ее ведут казахские инструктора, нанятые киргизской фирмой?! От инструкторов узнаем, что в этом году знаменитое оз. Мерцбахера «выливалось» дважды. Этот момент очень интересное природное явление. Вода изливается из озера по подледным каналам ледн. Юж. Иныльчек, огромной волной катится по долине р. Иныльчек, и уровень воды в ней сразу же поднимается на несколько метров. Когда произойдет прорыв предугадать сложно.

Вечером сильно похолодало, ужинаем в палатке. Загорается примус. Все дискутируют, почему он загорелся. Выясняется, что пары бензина пробили клапан насоса. Дежурный Тагир Садреев тушит примус, пока он не шарахнул в палатке.

Воспоминание 1996 года об озере Мерцбахера
Тема: Достопримечательности

В 1996 году из г. Каракола мы добирались до погранзаставы Мойдадыр по асфальтированной дороге. Перед самой заставой проезжали через небольшой абсолютно заброшенный город. Там есть даже аэропорт. Рядом находится китайская граница. В горах около города богатое месторождение вольфрамовых руд. Перестройка поставила крест на этом проекте. С погранзаставы мы вылетели на вертолете в район вершин Хан-Тенгри (6995 м) и Победы (7439 м). Тогда я видел оз. Мерцбахера сверху, оно расположено в месте слияния ледников Сев. и Юж. Иныльчек. Американцам, которые специально приехали, чтобы заснять, прорыв озера, не повезло. Прождав около месяца … они улетели.