Описание экспедиции
Часть первая, она же и последняя

На поляне перед Каповой пещерой стоял лагерь археологов. Экспедиция археологов – это несколько ученых и много молодых людей, разных профессий , студентов различных институтов, которым интересно принять участие в археологических открытиях.

Этой экспедицией руководил Котов Вячеслав Георгиевич – кандидат исторических наук, сотрудник ИИЯЛ УНЦ РАН.  Он сказал, что порядок на поляне такой- вновь прибывшие читают для всех лекцию о роде своей деятельности.

Отказаться не было возможности и разложив перед разношерстной, но крайне заинтересованной публикой карты, рассказали о невыясненной до конца гидрогеологии Каповой пещеры.
 разрез масштаба 1:200
Река Подземный Шульган, протекающая в Зале Бездны, скорее всего берет начало в 2.5 км от пещеры, где небольшая речка Шульганка уходит в понор. В пещере она появляется в Зале Бездны из-под свода. Володя Киселев с Виктором Комаровым в 1992году прошли один сифон вверх, против течения. За ним обнаружили залы, в которых жили летучие мыши. И следующий сифон. Киселев прошел в нем 150м и вернулся, исчерпав лимит воздуха. Потом была попытка Андрея Шумейки и Михаилом Некрасовым. Но им удалось только дойти до зала Летучей Мыши и сделать его детальную топосъемку После этого исследование верхнего течения Подземного Шульгана прекратились.

Вниз по течению от Зала Бездны плавал всё тот же легендарный Киселев. Он прошел на глубине 5м около 50м и слева по ходу увидел место для всплытия. На обратном пути обнаружил русло основного хода и даже немного проплыл по нему. В 2002году Алексей Решетняк и Юра Базелевский плавали вниз по течению, вынурнули в небольшой объем, представляющий собой заглиняную щель. Вылезать из воды они не стали, удовлетворившись визуальным осмотром. Попытались найти проходы под водой, но из-за сильной мути ничего не нашли.

2009г Мы с Джоном Сергеевым, пытались найти проход вниз по течению, но из-за большой мутности и невозможности закрепить ходовик (представьте, возвращаться в сплошной мути по незакрепленному ходовику, который будет заводить вас в разные щели) наши попытки были достаточно робки. Вообще переспективность этого хода сначала вызывала сомнения. С большой вероятностью он выходит в Голубое Озеро, что на входе в пещеру и из которого выливается поток, сравнимый по расходу с Подземным Шульганом. По геологическим прогнозам Юрия Ляхницкого этот ход может придти к Голубому озеру на глубине 40м.И хотя на 40м Голубого Озера отмечена изменение конфигурации и направления хода, но найти проход в сторону пещеры не удавалось.

Более того, англичанин Фил Шот, в экспедиции 2002г под руководством Алексея Решетняка достиг в Голубом Озере отметки 84м и остановился в том месте, где галька на полу подходила почти под потолок. Раскопав гальку он протиснулся еще немного вперед. Ход продолжался, но галька стала осыпаться, мешая возвращению. Фил оставил свои попытки проплыть дальше.

Хотя вероятность того, что Подземный Шульган разгружается в Голубое озеро очень велика, но нельзя исключить возможность того, что разгрузка может происходить прямо в русловые отложения реки Белой. Тем более, что по данным бурения речные отложения здесь имеют мощность 100м., т.е. русло реки на 100м вглубину заполнено галькой, щебенкой песком. А из Голубого озера вытекает вода из подруслового стока Каньона.Также возможно плывя по Нижнему сифону Подземного Шульгана можно будет обнаружить всплытия наверх, в неизвестные сухие залы Каповой пещеры. Археологи копали шурфы в пещеры, откопанный материал выносили на поверхность и

промывали горы глины, в поисках следов древнего человека. Мы начали нырять в Голубое озеро с целью сделать более точную топосъемку и, если повезет найти проход.

В один из дней мы попросили Вячеслава Котова рассказать нам про историю Каповой пещеры. Очень интересный рассказ длился 3 часа и иллюстрировался настенными рисунками кроманьонского периода.

В башкирском эпосе «Урал-Батыр» повествуется о двух братьях, старшем Шульгане и младшем Урале. Шульган был непослушным ребенком, и все время старался нарушать запреты родителей. Младший родителей слушал, но и со старшим старался не сорится. Когда они выросли и пошли искать приключений, старшего-Шульгана все время тянуло на недобрые дела, и в этом ему составляли компанию всяческие злые духи, дивы и шайтаны, которые обитали преимущественно в пещерах и под водой, т.е. в нижнем мире Младший- Урал, действовал в основном в одиночку, спасая мир от всяческих напастей. После очередного подвига ему подарили волшебный посох, дающий небывалую силу. Шульген выпросил у него посох, и Урал, надеясь что брат его начнет наконец делать добро, отдал посох. Шульган , уйдя в горы, пробил посохом дыру в земле. Из земли вырвался поток, затопивший всю землю. Крылатый конь Урал-батыра, Акбузат, прилетел и грудью остановил поток. Осталось только озеро. Разрубил Урал-батыр посох и исчезла сила Шульгена. Сгинул он с лица земли и отправился в мрачные глубины подземного мира собирать дивов..

Эта история была поведана нам на берегу того самого озера, у пещеры Шульган_Таш, куда собственно ушел Шульген, собирать дивов, и куда мы собирались нырять.

Возраст башкирского эпоса определить сложно, но на стенах пещеры палеолитический художник 15 тысяч лет назад нарисовал и крылатого коня Акбузата и дива,

который отличается от человека тем, что коленки у него повернуты назад. Может эпос формировался под действием рисунков, а может рисунки иллюстрировали эпос.

Нижняя галерея пещеры изобилует рисунками, символами и знаками. Созданы ли они в одну эпоху или на протяжении многих тысячелетий ученые затрудняются ответить. Но и верхней, труднодоступной части пещеры тоже есть рисунки. Для того чтобы пройти туда, надо подняться на несколько 10м уступов, на которых сейчас стоят ржавые лестницы. Как мог древний человек, да еще без налобного фонаря туда подняться?

Есть два разумных объяснения нахождению рисунков в труднодоступной части пещеры.Первое - существовал еще один вход, со стороны обрывов реки Белой. Широкая галерея Западного тупика в настоящее время перекрыта мощными натеками. Когда произошел закрытие галереи, не понятно. Может в краманьоне, может быть и раньше или позже. Возможно все же древний человек пользовался и существующим ныне ходом.При более пристальном рассмотрение выяснилось, что маршрут не такой уж и сложный, где-то скалолазная «троечка». А краманьонец наверняка был лучшим скалолазом, чем хомо сапиенс.

Другой вопрос- зачем рисковать жизнью и забираться так далеко. Это можно объяснить так: Та часть пещеры была наиболее сакральным местом. Мистическим местом, и могла быть использована инициализации- обряда посвящения юноши в воины. Добрался до изображеня мамонтов, быков насорогов- быть тебе охотником. Испугался, сорвался-значить не судьба. Но под уступами человеческих останков не находили, только кусочки обожженной охры.

Охра – естественный природный пигмент желто-коричневогоцвета состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины. Красную охру получают путем обжига желтой охры. Такая краска очень контрастно выделяется на стенах пещеры. В верхних залах преобладают изображение пасущихся животных. Здесь даже можно увидеть смысловые композиции.

Интерпретация этих композиций зависит от эрудиции исследователя. Котов объяснил, что лошадь была главным животным в культурном мире краманьонца. Она ведет остальных – носорога, быка, мамонта в другой мир,( мир человека?). А мамонту там нет места, поэтому он возвращается. Кстати все животные в пещере изображены идущими справа налево. И только один этот мамонт идет слева направо. Его окрестили Десидентом. Эта композиция была первым рисунком, обнаруженная в Каповой пещере. Не смотря на то, что пещера впервые описана была еще в 1760г русским географом Рычковым, рисунки были описаны и идентифицированы как палеолитические только в 1959г зоологом Рюминым. Скорее всего, эти рисунки Рюмин нашел не случайно. Дело в том, что стены пещеры испещрены всевозможными надписями разных годов.

Разговоры, что среди надписей есть еще и какие-то рисунки наверняка ходили. Но понять, что это именно рисунки древнего человека, было не так просто. Считалось что единственное место краманьоньской цивилизации находился в центральное Европе. Рюмин доказал, что ареал распространения был гораздо шире. Это сейчас рисунки выглядят так контрастно и четко. Говорят, что если смотреть при определенном освещение, то в пятне можно увидеть человека, кидающего копьё в мамонта.

Мамонт для древнего человека был как бы олицетворением зла. Всеобщее заблуждения,что люди охотились на мамонта ради пропитания. Мамонт слишком громоздкий и опасный противник. В качестве добычи лучше подходили быки. Быков убивали сотнями и замораживали . Племя жило около такой горы мясо всю зиму. Находили груды костей высотой до 10м. Люди жили в чумах из шкур. Каркасом служили кости.

Отапливался такой чум плошкой с жиром, поскольку в тундре с дрова было плохо. А в пещере люди не жили, по крайне мере в Каповой. Они сюда приходили для совершения культовых ритуалов. Зоолог Рюмин нашел (точнее раскопал) проход в новую систему пещерных ходов, один из которых обрывался колодцем, ведущий к подземной реке.
 Проблема в том, что навеску можно делать только за естественные опоры, поскольку  режим заповедника запрещает какое-либо механическое воздействие на пещеру. Навеска получается очень неудобная, небезопасная и все время по толстому слою глины

В прошлом году нам пришлось долго согласовывать с Юрий Сергеевичем Ляхницким забивку 2х крючьев.

А удалось это только после того, как кто-то из группы Уфимских спелеологов на глазах у Ляхницкого спустил здоровый камень на девушку. После этого Юрий Сергеевич согласился с тем, что навеска должна быть более современной

Если бы мы начали исследования с верхний сифонов, то замутили бы нижний на несколько дней. Так было в прошлом году. Поэтому сначала решили быстро посмотреть нижний сифон (из зала Бездны по течению реки), дойти до тупика, сделать топосъемку  и заняться верховьем реки.

Тактика была такая-первый провешивает ходовик, следующий –делает топу.

Проплыв метров 50, я обнаружил, что у катушки раскрутился болт, и она осталась где-то сзади, а в руках я сжимаю ручку без катушки. Нисколько не разволновавшись J из-за стены мути, которое несло на меня течением, я вспомнил, что у меня запаса воздуха на 180мин и отправился искать ходовик.  Нашел, и попытался упростить катушку.
   Я понял, что проще вернуться за другой катушкой, чем бороться с этой. Когда я всплыл, Марта сообщила, что Костя носит снаряжение к верхнему сифону и катушку похоже уже унес.  Пока она ходила за катушкой, я сидел в воде и мерз.
   В общем, решил сегодня больше не испытывать судьбу и дальнейшее прохождение оставить Марте. Я передал ей информацию, что ход идет на глубине 2-6м и рекомендовал смотреть потолки с надеждой выйти в сухие части.
Марта ушла в сифон

Через пять минут вернувшись, марта сказала что плавать в мутняке по щелям запутанной в ходовике –это не ее стиль. Вобщем день не задался и все свершения мы перенесли на завтра.
  Завтра все было по другому. Проплыв пресловутые 60м и потыкавшись в разные щели слева увидел проход, за которым пещера уверенно расширялась на столько, что левая стенка, пол и потолок уходили в синий мрак.  Двигаясь по правой стенке несколько раз пытался закрепить ходовик. Острые выступы и перья на стенах на поверку оказывались кусками глины, которые никак не хотели крепить ходовик.
  Ходовик на катушке кончился, я его обрезал и закрепил за небольшой выступ. Нож, серебристой рыбкой скользнул вниз. Искать его в поднявшейся мути было бесполезно.

Марта сделала топосъемку  по проложенному ходовику. Увидев мой нож на дне галереи, она потянулась за ним и… конец ходовика, сорвавшись с зацепки, выскользнул из карабина страховочного уса. Искать ходовик занятие волнующее, но у Марты уже был положительный опыт таких занятий и она быстро нашла искомое.
Нулевой пикет

Пока мы бултыхались в сифоне, Костя ждал своей очереди на погружение.
костя утомился ждать

Но поскольку исследования нижнего сифона показались более переспективными, решили что на следующий день Костя пойдет туда. Если пещера пойдет вниз ниже 50м, то соединение следует ожидать в нижнем ходе, если горизонтально- то есть надежда соединится на глубине 40м.
 Костя взял 4 баллона с тримиксом и нитроксом и поплыл делать первопрохождение. После 30 метров пещера пошла резко вниз под 45градусов. Достигнув глубины 47м повернул обратно, как и было оговорено. К сожалению ходовик закрепить было не за что, пришлось его смотать. Выяснив, что что соединение скорее всего будет на 80м, или глубже, решили оставить до следующей экспедиции.

Напоследок отсняли сифон голубого Озера, правда только до 40 метров по причине утраты курвиметра по неосторожности.