Архангельская область / Велотуризм | Спортивный туризм | Пешеходный туризм

Увеличить карту: [ 1024x1024 ]  [ 2048x2048 ] [ ОРИГИНАЛ ]
Кенозерский парк и окрестности. Кенозеро
Тарасово

В 8:40 уехали из Тарасово, переехав по бревенчатому мосту через реку. Вскоре мы заплутали в третий раз, заехав в сосновый бор. Я искренне верила, что такая отличная «скоростная» (с небольшими горками – то немного вверх, то немного вниз) дорога приведет нас в Телицыно, откуда можно переправится в Вершинино. Но вот неудача – мы отклонились от курса, и эта чудная дорога вела к озеру. Наша «правильная» дорога, конечно же, шла по болоту, удивляться нечему.
Телицыно

В 10 утра мы добрались до Телицыно. На въезде в деревню еще растет 6-метровый можжевельник, но он чахнет прямо на глазах.

Меня порадовали нарисованные краской пальмы на одном из домов. Хорошо что мы сразу заметили мужика, удущего в дом, оказалось, что они с женой единственные жители этой деревни.
Откуда взялась цифра 2,6 тысяч жителей на сайте Парка, мне непонятно. На вопрос о переправе, дядька грустно улыбнулся и сказал, что его жена уплыла в магазин на весельной лодке, и вернется, дай бог, часа через три, если сил хватит. "Короче, кричите ребята, может какой рыбак вас и услышит. А вообще-то тут три километра по воде до Вершинино", - закончил телицынский дядька.

Мы посидели на берегу Кенозера в деревне, но обзор загораживал остров на озере.
Никаких моторок поблизости не было. Поэтому решили пройти чуть дальше вдоль берега, увидеть рыбаков и попросить их перевезти нас на тот берег.

В 11:20 Рома, размахивая пенкой около 10 минут, докричался до рыбака на моторной лодке.
Кенозеро (информация)
Тема: География

Кенозеро - крупнейший водный бассейн национального парка.

Озеро занимает часть тектонического разлома, в ложе которого разместились три соединенных между собой озера: Кенозеро, Долгое и Свиное. Когда-то здесь плескались морские волны и резвились морские животные. Изрезанная форма берегов объясняется работой древнего ледника.

Длина озера – 28 км, максимальная ширина – 5,5 км, глубина – до 90 м. Длина береговой линии – до 350 км. Площадь озера – 6650 гектаров. Население: чуть более трех тысяч человек, пожилые «перевешивают»…

Различают три плеса: Кенорецкий, в северной части озера, включая исток р.Кена; Ряпусовский плес – восточная часть озера, Семеновский плес – это юг озера.

Длинные узкие извилистые заливы, которых здесь достаточно называются по-местному лахты, отмели – луды и карги.

Много островов, крупнейшие: Медвежий, Мамонов, Виловатый, Пормский; Кобылий и Овечий острова (около Мамонова о-ва), как понятно из названия, служили когда-то жителям Мамонова острова пастбищами. Холмистые острова и берега покрыты лесом, кое-где – замечательные пляжи с белым мелким песком.

Лесные массивы из перестойных ельников и сосновых боров занимают в Парке 100 тысяч га, сельхозугодия - 5 тысяч га.

Климат на Кенозере умеренно-континентальный. Зима холодная, многоснежная, средняя температура января – 12,3 градуса. Лето – с переменной погодой, в июле в среднем 16 градусов. Однако нередки периоды отличной погоды с жарой, как у нас в средней полосе. Чаще же в один день – и яркое солнце и моросящий дождь при умеренной температуре.

На озере много мест для стоянок с палаткой. Дрова, грибы и ягоды обеспечены.
Вода в озере чистая, ею пользуются все местные жители, но в сыром виде пить ее не рекомендуется.
Село Вершинино (информация)
Тема: Достопримечательности

Деревня Вершинино расположена в северо-западном углу Кенорецкого плеса на полуострове. Но Вершинино уже не деревня, а поселок (селение), состоящий из нескольких деревень, расположенных рядом и уже слившихся в одно селение (Погост, Вершинино, Шишкино, Горы). Многочисленные кенозерские малые деревни упразднили, а жителям предложили переехать в Вершинино, Морщихинскую или Усть-Почу. Так население Вершинино заметно увеличилось.
Вершинино вытянулось вдоль берега Кенозера от Священной рощи около Шишкино до узкого пролива, соединяющего Кенозеро с Долгим озером. На холме стоит Часовня Николая Мирликийского (он же Никола Угодник, он же Николай Чудотворец) с «небесами» (18 в.). В деревне Погост сохранились остатки каменной Успенской церкви (19 в.).
Вершинино является административным центром Плесецкого сектора национального парка.
Вершинино

Рыбака звали Владимиром. Выгрузив нас берег, он рассказал, где в селе можно погулять, и напоследок пригласил нас к себе на чай греться, как только разузнаем, что и как.

Было полдвенадцатого утра, у нас на руках были билеты из Няндомы на московский поезд в 2 ночи. Сразу решили, что до Няндомы рвать не имеет смысла, проще будет добраться до Плесецка и докупить билет на расстояние Плесецк-Няндома на наши плацкартные места. То есть в 23:00 мы сегодня точно должны быть на вокзале в Плесецке. От Вершинино до Плесецка минимум 3 часа езды на транспорте.

Мы первым делом поспешили в центр поселка, туда, где находилось два магазина и почта. Из объявления и со слов жителей мы узнали, что автобус был сегодня в 7 утра, и следующий будет теперь только завтра. Надо искать машину, которая бы отвезла нас либо до Конёво, откуда придется стопить машину/автобус до Плесецка, либо прямиком в Плесецк. Мы решили походить по селу и, ориентируясь по машине во дворе, просить нас отвезти… Окушки, запорожцы, мотоциклы, трактора – сразу отметались. Оставались УАЗики, Нивы, микроавтобусы, грузовики, Волги… Надежда уехать отсюда сегодня, успев на поезд, есть.

Пока гуляли, поднимались на холм к Часовне Св.Николая Мирликийского, которую видно из любой точки Вершинино. На холме поле, которое раньше называлась «заповедным». Здесь в летние белые ночи собиралась на гуляния местная молодежь. С холма открывается красивейший вид на Кенозеро, потом взгляд приковывает длинный ряд одинаковых бревенчатых изб под холмом, поставленных на низкой террасе вдоль озера. Серый, истертый временем цвет деревянных изб точь-в-точь такой же как у церквей Кенозерья. Любовались «священной рощей», находящейся на окраине Вершинино за деревней Шишкино. Ее шапка видна везде, если смотреть с открытых мест озера в сторону Вершинино.
"Священные рощи" (информация)
Тема: Достопримечательности

«Священные» рощи педстваляют огромную ценность для истории и изучения язычекой религии. Такой высокой концентрации "священных" рощ, как в Кенозерсокм парке, нет больше нигде в мире. По одному источнику в парке 29 «святых» рощ, по другому - 49.

«Священные» рощи возникли еще до принятия христианства и считались местами языческих капищ. Они стоят на естественных природных возвышенностях, создавая акценты на большом пространстве.
Вершинино (продолжение)

Сегодня в селе был большой праздник – свадьба, на которую мы поглазели от нечего делать, попили чай у Владимира и его тети, еще погуляли. Обойдя все вершининские деревни, мы поняли, что водители здесь сегодня либо очень заняты (после дождливого лета и дождливой осени в эти погожие деньги все доделывали бани, амбары, чинили крыши и пр.), либо не нуждались в деньгах, либо были просто пьяны.

Мы, смирившись с тем, что на поезд опоздали, решили просто отдохнуть, побездельничать, раз уж застряли здесь. Выпили пиво и устроили фотосессию на причале.

После пива пришла МУДРОСТЬ. Зачем терять драгоценное время? Совершили еще кружок по поселку, обнаруживая новые машины. Многие люди проникались нашей проблемой, звонили своим друзьям-водителям, но никто из них не мог нам помочь. Был только один незанятый дядька, готовый довезти нас до Плесецка и оценивающий свои услуги в 2,5 тысячи рублей.
Когда уже чуть было не решились отдать 2,5 тысячи рублей за сбережение времени и нервов, возникла идея идти в Кенозерский центр. Там должны помочь.

Когда мы зашли в Кенозерский визит-центр (ну и название!), нам дали понять, что мы здесь, мягко говоря – лишние. В Кенозерском парке завершился Всероссийский семинар-совещание руководителей национальных парков, и сейчас чиновникам и директрисе показывали музей в Вершинино, катали на пароходике по Кенозеру, показывая с воды деревни, в которых «сохранилось ремесло» (на самом деле – пара жителей, еле сводящих концы с концами), проводили экскурсию по Вершинино. Мы надеялись на другое отношение к нам, без туристов парку делать нечего, тем более, что мы проехали весь парк от начала до конца и могли бы много интересного рассказать.

Нам удалось узнать (от Абрамова – спасибо ему огромное!), что сегодня автобус парка повезет делегатов на поезд в Плесецк, но на час позже нужного нам времени. Мы обратились к водителю, он был не против выехать на час раньше. Когда мы пошли договариваться к директрисе, она нервно заорала: «Чтобы я чиновника посадила в автобус вместе с туристами, чтобы он час сидел на вокзале и говорил об на всех заседаниях!». Даже на мое робкое: «Так в хорошей компании, мы весь парк объехали…», она ни капельки не смягчилась. Я думаю только благодаря окружившим нас людям, она сказала: «В 7 пойдет два автобуса на московский поезд, возможно вам удастся уехать с ними. Только вам придется сесть в разные автобусы» и т.д., лишь бы показать свою значимость. Она еще не узнала, что мы не простые туристы, а велосипедисты.

Надежда умирает последней. Мы быстренько и незаметно ушли к озеру отмывать велики. К полшестого уже стояли около автобусов переодетые и умытые, а велики спрятали неподалеку за забором. Делегаты долго пили чай в кафе, и мы успели загрузиться в автобус до них (заплатив в «бухгалтериию» парка 220 рублей с человека). В итоге выехали в 7:30 и ехали 4 часа. Полдороги директора национальных парков обсуждали свои финансовые проблемы, а остальную полдороги пели песни, и мы вместе с ними.
Плесецк

В Плесецк успели как раз к подаче поезда. Когда Рома в кассе покупал билеты, он чудом успел до того, как отключилась система отключения компов, срабатывающая из-за нехватки напряжение, когда подъезжает поезд.
Предпоследний прикол – белье входило в стоимость билетов Няндома-Москва, а в билеты Плесецк-Няндома не входили.
Москва

Москва встретила нас холодным ливнем. Последний прикол был в метро: одна делегатская тетечка, с которой мы распевали песни в автобусе, живет в Бутово.