Архангельская область / Велотуризм | Спортивный туризм | Пешеходный туризм

День второй
Лекшмозеро-Масельга-Думино-Порженский погост
Деревня Морщихинская

Встали в 9:30 и первым делом оглядели место нашей стоянки при свете дня. За палаткой начиналось живописное болотце, сопровождающееся разносортным болотным буреломом, в просветы которого серело утреннее небо. Интуиция подсказывала, что погода еще разойдется.

Позавтракали Gala-Gala, вскипятили чай на горелке. К 11:10 собрали велики, я переодела резиновые сапоги, которые оказались очень к месту в это время на данной территории, и мы покатили к видневшемуся за деревьями шпилю церкви.

Когда мы подъехали к церкви, свинцовая серость туч почти пропала, и на небе остались лишь безобидные белесые перья облаков. По осеннему холодный – стально-голубой цвет неба отражался в зеркале воды Лекшмозера. Смотреть на озеро было приятно. Мы сидели на лавочке перед церковью и следили за неспешным перемещением лодок рыбаков, переводя взгляд на озерную рябь, серебрившуюся на солнце. Взгляд скользил дальше и упирался в полукруглый берег, где росли желтые березы и зеленые ели.
Деревня Морщихинская (информация)
Тема: Достопримечательности

Деревня Морщихинская (бывшее название – Лекшмозеро) является самой большой из трех деревень (еще есть - Труфаново и Орлово) на Лекшмозере и расположена на его северном берегу.
Находящаяся здесь Церковь Петра и Павла была освящена в 1829 г. взамен деревянной, построенной в 1596 г и сгоревшей в 1823 г. Высокий металлический шпиль каменной церкви виден издалека. Церковь окружена высокими елями, которые некогда составляли «священную рощу» (о том, что это такое читайте здесь http://www.kenozerje.by.ru/saintfor.htm). Сейчас церковь находится в процессе реставрации (около нее лежат лотки с известкой), но раз в неделю батюшка из соседней деревни проводит в ней службу. Хочется верить, что реставрация будет в скором времени доведена до конца.
Лекшмозеро

В процессе фотографирования к нам подошел местный житель - Александр Антуфьев (тел 8-818-413-16-19). В разговоре выяснилось, что с погодой нам очень повезло: после дождливого лета и плаксивой ранней осени здесь стояли солнечные и сухие деньки. Жаль, что болота высохнуть не успели к нашему приезду в эти края?
Оказалось, Александр сам водит туристические группы по этим краям. Он показал нам свой дом, баню, а также гостевые домики для туристов, которым предстояло пустовать до следующего лета, ведь официально туристический сезон здесь уже закончился, и все жители деревни заняты подготовкой к длительной зиме.

Напоследок Александр угостил нас ряпушкой, только что собственноручно закопченной в большом котле. Нам она так понравилось, что мы купили у него целый килограмм этой вкусной рыбки и долгосрочную банку шпрот в масле.

Коренные жители Морщихинской - потомственные рыбаки. В Лекшмозере ловят такую ценную рыбу как лекшмозерского сига и ряпушку. Рыбаки традиционно почитают Св. Апостола Петра, покровителя рыбаков, и 12 июля (день Св. Петра) считается большим праздником в деревне.

После осмотра местности (в деревне есть два магазина и одна из «Штаб-квартир» парка) в 13:00 мы выехали из Морщихинской.
Лекшмозеро (информация)
Тема: География

Лекшмозеро - второе (после Кенозера) по величине озеро в Кенозерском национальном парке. Оно имеет классическую овальную форму (длина около 13 км и ширина около 5 км) и максимальную глубину около 30 м. Островов на озере совсем нет. Бесконечные хвойные леса окаймляют озеро, так что его лесистые берега очень красивы именно осенью. Речка Лекшма, вытекающая из Лекшмозера, впадает в озеро Лаче, из которого в свою очередь вытекает р.Онега. Онега - река не совсем обычная: ее верхнее течение зарегулировано озером Лача, а устьевой участок находится под воздействием Белого моря, таким образом река чутко реагирует на все, что происходит на озере Лаче.
Масельгская гряда

Взобравшись на гряду, мы остановились передохнуть и прочувствовать всю особенность нашего местонахождения. На западе от дороги блестело зеркало озера Масельгского. Реки, вытекающие из него, впадают в Балтийское море. По правую руку от дороги сквозь лес виднелась водная гладь озера Вильно, стоки рек которого принадлежат Беломорскому бассейну. Потрясающее чувство стоять на границе территорий двух великих водосборных бассейнов, водоразделе между Балтийским и Белым морями, или, если брать шире, между Атлантическим и Северным Ледовитым океанами!
Беломоро-Балтийский водораздел (информация)
Тема: География

Беломоро-Балтийский водораздел имеет вид природной гряды (Масельгская гряда), разделяющей два разноуровневых озера – Масельгское и Вильно. Высота гряды от 3 до 10 метров (а кажется, что и больше), длина межозерной части около двух километров. Склоны гряды крутые и заросли смешанным лесом. На дороге, идущей по вершине гряды, установлен памятный знак – дерево-«арфа» с вырезанной надписью «Беломоро-Балтийский водораздел».
Кордон

К полтретьему мы подкатили к полосатому шлагбауму и домику-избушке, около которого на солнышке грелся дедушка в военной форме. «Официальный» красно-белый шлагбаум свидетельствовал о наличии кордона, за которым начинался национальный парк. За билеты на посещение национального парка «Кенозерский» мы заплатили по 70 рублей.

К слову, больше людей, требующих денег за посещение парка, мы не встречали. Более того, до Вершинино нам попались всего пятеро человек, пятеро жителей из разных вымирающих деревень Кенозерья. Прибавьте к этому наше нахождение вне зоны доступа мобильной связи, и вы возможно ощутите необходимость того полезного одиночества, в котором нуждается каждый человек, живущий в мире людей, громадном «муравейнике» 21 века. Кенозеро - одно из мест на Земле, где человек волей неволей остается наедине с природой и с самим собой. Тут нет асек и не ловит Билайн, а есть лишь ваша душа, золотые хвойные леса, серый лемех деревянных церквей, гладь озер и лоскут неба.
Комментарии к параграфу
  • Роман Железов
    На самом деле заплатили 150 рублей.

140 за двоих плюс 5 рублей за квитанцию - лист А4. Так что отдал 150 рублей.

Масельга

За шлагбаумом кордона мы увидели желто-зеленые холмы и подступающую к ним сверкающую на солнце плоскость озера, перед которым на ветру мягко колыхалась трава. Масельга гостеприимно распахнула нам ворота в сказочный мир Кенозера!

От Масельги идет чудесная тропа через сосновый бор к нежилой деревне Думино, очень подходящая для езды на велосипедах. Но все хорошее, к сожалению, быстро заканчивается, и скоро мы уже везли велосипеды рядом с собой, объезжая сильно заболоченные места.
Дорога возле Масельги
Масельга (информация)
Тема: География

Масельга - финское название, означающее «земляная гора». Здесь очень уютно и живописно: пересеченный рельеф местности дает взору разные планы, а дорога, виляющая по сторонам и по высоте передает объемность пейзажей с обязательным присутствием соснового бора и озер. От Морщихинской до Масельги чуть больше 7 километров.
Думино

В деревне Думино мы были к полпятому, а ведь Думино это уже полдороги до Порженского погоста. Деревня расположена на высоком холме в окружении трех озер: Черного, Долгого и Лобозера.

В деревне давно нет жителей, и на карте безразлично подписано «нежил.». Но ведь когда-то в ней жили люди, и жизнь била ключом. Эта деревня стояла на пересечении путей от Лекшмозера на Кенозеро, от Пелусозера на границе с Карелией к Макарьевскому монастырю (туда мы тоже планируем дойти в ближайшем будущем), а сейчас все, что осталось от тех времен - это десяток нежилых изб. Что дом без хозяина, что человек без дома – одинаково неприятно и грустно, особенно осознавая, что дома эти строились на века, для поколений.
До Порженского погоста

Мы шли, и шли, и шли, а велосипеды везли рядом, потому что заболоченных мест стало больше, мостиков через них стало меньше, а потом они и вовсе пропали. Лишь через капитальные болота были проложены гати (пара-тройка длинных досок) с перилами, но и те, сломанные, и наполовину поглощенные всеядным и ненасытным болотом. Очень неудобно проводить велосипеды по этим «гадким гатям», так как между узкими досками были щели как раз под размер колеса, и велосипед постоянно норовил туда съехать. Вытаскивать велосипед, севший колесами в щель, стоя на скользкой и узкой доске, и не оступиться – непросто без циркового образования.

До погоста оставалось еще много пути, однако наше воображение уже вовсю рисовало очертания загадочной деревянной церкви. Как мы выйдем к ней – с «задворок», сбоку или сразу увидим ее всю, можно ли попасть внутрь и что нас там ожидает… Пытаясь угадать ответы на эти и другие вопросы, мы наконец-то добрались до погоста.

Лесная тропа вывела нас к полю, посреди которого был еловый «остров». Из-за высоченных и старых елей показывался краешек левой башни погоста. Чуть правее было Порженское озеро.
О значении слова "погост"
Тема: История

Погост (от древнерусского «погостити» - побывать в гостях) - первоначальное значение Погоста - постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)
1) сельская община и её центр в Русском государстве 11-18 вв. Постепенно погостом стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в погостах строились церкви, близ которых находились кладбища. Название погосты обычно получали двойное - по селению и церкви. По погосту зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего погосты сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на погосты было официально прекращено в 1775 году.
2) Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в 15-16 вв.
3) Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово «погост» в 19 - начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.
Порженский погост

Было полседьмого вечера, солнце как раз садилось, руки с облегчением отпустили руль велосипеда и потянулись к фотоаппарату. Порженский погост в лучах заходящего солнца был похож на сказочный остров-град, затерявшийся среди лесов, полей, озер и болот Архангельской области и вдруг возникший ниоткуда. Все здесь слилось воедино, сошлось в гармоничном ансамбле, все тут было так, как и должно быть.

Выше покрывшихся мхом крестов деревянной церкви были только ели. Они давно стояли часовыми и сторожили покой и красоту здешних мест. Выше них было только бесконечное небо. Небо отражалось в воде озера. Вокруг озера – кучки красных кустов и шеренги тонких черно-белых стволов красавиц-березок, за рыжими кронами которых возвышались вечнозеленые ели и белые пятна листвы неизвестных нам деревьев. Еле заметная дорога вела куда-то в поле, где около озера, накренившись, сидело пару избушек-грибов-боровиков, вросших корнями в эту землю по самые окна.

Отбеленные временем до жемчужно-серого цвета лемеховые купола, бревенчатый сруб церкви и рубленая ограда – это снаружи, а что же внутри? Замок на двери оказался «символическим», и мы вошли внутрь. Сразу нужно подняться по ступеням. Дальше можно пройти прямо и оказаться в трапезной, помещении с иконами и «небесами». В трапезной есть еще одна дверь, но к прислонен большой крест, видимо неспроста. За дверью еще одна комната также с «небесами».

Здесь сохранились уникальные двойные небеса: одни в молельном зале, вторые в алтаре. «Небесами» или «небом» называют деревянный расписной потолок в деревянных храмах Русского Севера. К сожалению, нам не удалось увидеть сами росписи. На сайте Кенозерского парка мы прочитали, что «небеса» забрали на реставрацию – но идет ли она и когда вернутся росписи на свое место и вернуться ли – хочется верить. Остались только каркасы «небес», покрашенные в синий цвет и украшенные звездным орнаментом.

Если же после входных ступеней повернуть налево, вас ожидает крутая лестница наверх с гладкими от касаний человеческих рук перилами. На небольшой промежуточной площадке есть не заколоченное досками окошко, в которое видны лохматые лапы елей. Поднимаешься по ступеням дальше, и вылезая в дыру в полу, оказываешься на колокольне. В центре – деревянный столб, к которому от краев немного поднимается пол. В окошки хорошо видно окружающую нас местность.

Окошек – восемь, по числу четырех сторон света (север, юг, запад и восток) и четырех промежуточных направлений (северо-восток, юго-восток, юго-запад и северо-запад). Примерно от востока до юга перед нами лежало Порженское озеро, чуть ближе - поле, рубленая ограда, во многих местах сломанная упавшими деревьями, входная часть с крестом, внутренний двор с выросшими здесь могучими елями и высокой травой. На севере мы видели желтое поле, а за ним дремучий лес. В западных окнах, загораживая обзор, стеной стояли пожилые ели. По одному из деревьев ловко лазила заинтересованная нами белочка. В восточном окне была лемеховая главка трапезной, слегка розоватая от заходящего солнца.
Порженский погост (информация)
Тема: Достопримечательности

Порженский Погост находится на полпути между Кенозером и Лекшмозером на берегу Порженского озера. От д.Масельги до Порженского 16 км, т.е. около 5 ходовых часов. Погост – это церковь Св.Георгия (по данным Г.П.Гунна и Г.В.Алферовой - Ильи Пророка), 17 века с колокольней и трапезной 18 в, окруженные рубленой оградой (1789 г). Порженский погост расположен рядом с несколькими брошенными домами деревень Федоровская и Окатовская.

Георгиевская церковь – удивительно живописная по композиции постройка. Стройный квадратный в плане четверик завершен крутой двускатной крышей, которую увенчивает покрытая лемехом главка с крестом. К церкви пристроена низкая трапезная, а за ней – высокая шатровая колокольня, не уступающая церкви в стройности. Все это прекрасно увязано между собой по масштабу и может вызвать только восхищение. Самые древние части в ансамбле- основной сруб и алтарная пристройка. Ограда Погоста - бревенчатая под двускатным навесом, по углам и на входе украшена живописными башенками.