Август-сентябрь 2006 года. Пеший поход 5 к.с. Камчатка, 293 км, 18 дней. Группа из г. Уфа.
О Камчатке

В России только на Камчатке есть вулканы, это один из самых интересных районов, где сегодня может побывать практически любой турист, было бы желание. В августе 2006 года команда из г. Уфы в составе 5 человек прошла пешеходный маршрут 5 к.с., начав поход с поселка Ключи.

Нитка маршрута: Пос. Ключи – вост. склоны влк. Ключевская Сопка, ледник Эрмана – рад. вых. – влк. Ключевская Сопка 4500м (непогода) - 4850 м (второй раз) – влк. Плоский Дальний 3900 м – рад. вых. г. Камень до 4500 м – ледн. Богдановича (полное прохождение) – пер. Толбачинский (н/к, 1583 м) – пер. Толуд (н/к, 1291м) – рад. вых. влк. Плоский Толбачик (3080 м) – руч. Водопадный – трасса на пос. Козыревск.

Руководитель группы Рафиков Рамил Мухаматзиевич более десяти раз был на Камчатке, пару раз посещал Командорские острова. В первый раз на Камчатке и Сахалине мне удалось побывать в 1985 году. В магазинах было большое изобилие деликатесов крабов, гребешков, икры, не говоря уже о рыбе. Не удалось попробовать разве, что икру морских ежей. Тогда надо было получать разрешение в МВД и проявлять чудеса изобретательности, настойчивости, настырности, чтобы в период с июля по сентябрь купить билет на Камчатку или Сахалин. Это восточная оконечность Азии, ее побережье постоянно сотрясают неистовые Тихоокеанские шторма.

Земля обетованная для геологов и вулканологов

Здесь находятся самые высокие вулканы Камчатки. Гора Камень (4578 м) – одна из самых сложных вершин. Самый высокий действующий вулкан Евразии - Ключевская Сопка (4850 м), Плоский Толбачик (3080 м), на его южных склонах в 1975 - 76 годах произошло одно из самых грандиозных извержений ХХ века. На сравнительно небольшой территории находится почти десятая часть всех вулканов мира, свыше ста шестидесяти, 28 из которых активно действуют. Земля обетованная для геологов и вулканологов всех мастей. Здесь находится единственный в стране институт вулканологии.

Долина гейзеров
Тема: Достопримечательности

Самое известное место на полуострове, конечно же, Долина гейзеров. Ее обнаружили случайно в 1942 году. В 67-м дикий туризм превратился в плановый, в 77-м знаменитую Долину гейзеров закрыли для массового посещения, иначе бы ее просто растащили на сувениры. Сегодня она находится в заповеднике, попасть туда не только очень сложно, но и накладно, 40 долларов в день с человека или 500 – вертолетная экскурсия.

Несомненно, это уникальное место, таких в мире немного. В небольшой долине извергается множество гейзеров. Они с разной периодичностью и на разную высоту выбрасывают столбы горячей воды, пара и газов, создаются специфические климатические условия, для развития характерной растительности.

Гейзерит – это минерал, который образуется главным образом, вокруг гейзеров, кристаллизуясь из горячей воды, обладает богатством форм и расцветок. Во времена неконтролируемого посещения долины гейзеров его варварски ломали на сувениры.

Необычные (черный, зеленый, оранжевый…) цвета и оттенки гейзерита создаются живущими на нем уникальными организмами – термофильными бактериями и водорослями. Они погибают вне привычной для них среды обитания. Изысканные кружева из кремния, отломанные, быстро превращаются в кусок невзрачного камня. Он если и восстанавливается то очень медленно.

Высокотемпературные газовые струи (фумарола) оставляют отложения серы, красные пятна железистых руд и другие следы горячего дыхания земли. Сообщества и колонии напоминают тину или натеки, и меняют цвет с изменением температуры воды. Этот мир во многом остается до сих пор загадкой для исследователей.

Проявления вулканической деятельности, горячие речки и источники, грязевые и серные котлы, колонии водорослей и бактерий также встречаются и в других местах, это далеко не все, что есть на Камчатке.

Кальдера Узон
Тема: Достопримечательности

Грандиозная панорама кальдеры Узон может удивить самых искушенных любителей природы. Когда-то в кратере громадного вулкана образовалась ровная чаша (около ста кв. км), ее размер уступает только африканскому кратеру Нгоро-Нгоро. На всей этой территории своеобразный – озерно – болотистый ландшафт, большое количество теплых и холодных озер. В основном в центральной части на узкой полосе 0,5*3,0 км разбросаны газонасыщенные растворы, горячие источники, кипящие, булькающие котлы грязи, гейзеры и фумаролы. Находиться здесь небезопасно, можно провалиться. Все эти чудеса имеют невообразимый цвет, особенно осенью, когда еще и растительность полыхает умопомрачительным буйством красок. Встречаются долины, где бывают катастрофические выбросы сероводорода и других ядовитых газов. В тихую, чаще зимой, погоду в пониженных местах это приводит к гибели многих животных.

Край полный чудес

Черный песок побережья океана – продукт вулканической деятельности образуется из вулканических шлаков. Он сильно прогревается на солнце и долго сохраняет тепло.

Камчатский шельф чрезвычайно богат живностью, он поражает своей красотой и количеством морских обитателей. Взять, например калана. Очень интересен и любопытен.

По береговой линии до сих пор много птичьих базаров – это шумные и скандальные сообщества. С крутых скальных выступов спускаются в долины горные бараны.

Много растений эндемиков, в изобилии грибы, голубика, брусника, жимолость и даже самая вкусная ягода – княженика. Край полный чудес.

Природа Камчатки

Природа Камчатки скорее напоминает природу Северной Америки, чем Сибири и Дальнего Востока. Менее 10-ти тыс. лет тому назад Камчатка была частью не Азиатского, а Американского континента. В период последнего оледенения оба материка были соединены Алеутским мостом. Современные Алеутские острова тому подтверждение. Полуостров с севера на юг тянется почти на тысячу км и скорее представляет очень большой остров, так как северная часть это практически непроходимые районы. В условиях длительной изоляции появились весьма существенные отличия от природы Сибири, Д. Востока и Америки. Нигде в Сибири нет такого большого медведя, редкие экземпляры, встречаются на Чукотке. Вес здешнего медведя доходит до четырехсот и более килограммов. Они не такие агрессивные и опасные как гризли на Аляске.

Что касается природы Камчатки в целом, то ее основательно потрепали еще в Советское время. Лиственница уцелела лишь местами, из леса осталась практически одна каменная береза. Древесина ее необычайно крепка ствол и ветки причудливо изогнуты под напором сильных ветров и тяжести снега. Петр 1 запретил рубку леса в местах нереста. Проблем лесозаготовок сегодня уже не существует, взялись за икру, крабов и т.д.