После похода
Поселок Эссо, музей

После похода заезжаем в поселок Эссо. Герман не был на родине 25 лет. Здесь много отдыхающих, даже из Уфы. Номер в домике стоит 300 рублей в день. Водой отапливаются не только дома поселка, но и теплицы. Жители умудряются выращивать в них виноград, арбузы, лимоны, розы, помидоры и много всякой другой экзотики. В грунте зелень тоже растет неплохо, капуста вытягивает более чем на 10 килограммов. Рыбы купить негде, разве, что лосось по 35 рублей в банках. Такова реальность нашего времени!

Родственники Германа имеют на западном побережье Камчатки родовые охотничьи угодья, где семья может ловить рыбу, заготавливать икру. Одна проблема дорога и транспорт. Горячие источники (термальные подземные воды) из земли по трубе подаются в большой бассейн, где можно купаться и лечиться круглый год.

В местном музее представлен быт коренных жителей Камчатки. Далеко не везде они жили в чуме и постоянно кочевали. Осматриваем более грандиозное сооружение. Из дерева и камня сделана башня высотой 6-7 м, своеобразная крыша в виде тарелки, где по центру расположен спуск вниз по дереву с вырубленными ступенями. На крышу идет подъем по такому же дереву, она же служит и для обороны. Зимой толщина снега может достигать 3-5 м. Внутри сооружения поддерживается огонь, хранятся запасы еды, дров, есть нары и т. д.

Поселок Анавгай

Не доезжая Эссо, расположен поселок Анавгай, за ним в лесу построено небольшое этнографическое стойбище, где тоже представлен быт эвенов. Местный ансамбль песни и пляски коренных народностей Камчатки (из Эссо) часто демонстрирует здесь свое искусство по праздникам или перед иностранцами за отдельную плату. Вертолетная площадка есть в Анавгае и Эссо. Руководитель ансамбля, когда мы пришли, был занят производством бубна. Это основной инструмент, используется во время танца. Здесь при желании можно потрогать оленя, примерить одежду оленевода и даже постучать в бубен. Поплясали немного и мы перед видеокамерой. Удалось порыбачить, обещанная охота сорвалась.

Природа зря ничего не делает - о нересте
Тема: География

Камчатка единственный район Азии, где живут все виды тихоокеанских лососей. Плотность в районе нерестилищ такова, что кажется, будто река выходит из берегов под их натиском. Потрясающее зрелище! Первый раз я это увидел на Сахалине.

Ежегодно с июня по декабрь начинается главное событие в жизни камчатских рек и озер. [b]Миллионы лососей повинуясь древнему инстинкту, возвращаются из моря в те ручьи и реки, где они когда-то родились.[/b] В пресной воде рыба перестает питаться, когда из океана заходит в реки на нерест. Она меняет серебристый наряд на яркий – брачный, у самцов вырастают зубы, и нет такой силы, которая могла бы ее остановить. Красная рыба это великолепная шестерка. Сима и чавыча относятся к роду тихоокеанских лососей. Чавыча самая крупная рыба и может достигать веса более 35 килограммов. Ее осталось очень мало. Местные жители предпочитают нерку и кижуч. Горбуша и кета, наиболее известные и многочисленные представители лососевых. Они обеспечивают возможность существования всем диким обитателям природы: человеку, медведю, лисам, птицам … Самка вырывает в песке ямку, засыпает икру галькой и охраняет гнездо, пока сама не погибнет. Причины гибели и механизм этого загадочного явления до сих пор до конца не ясен ученым. Хотя если предположить, что будет, когда рыба после нереста уйдет сразу в океан?!

Природа зря ничего не делает. Лосось чрезвычайно чувствителен к химическому составу воды и видимо, поэтому находит путь на родину.

Мы сюда еще вернемся

В общем, неделю отдохнули, подлечились.

В столице прошлись по историческим местам посетили базар и некоторые магазины. Случайно узнаем из местной прессы, что другая группа (6 к.с.) участвует в чемпионате мира! по пешеходному туризму и должна закончить маршрут в Ключах. О каких только несбыточных фантазиях мне ни приходилось читать в отчетах и прессе о пешеходном туризме. Здешняя пресса переплюнула всех писателей. В магазине обнаружил много толстых дорогих фотоальбомов, даже Москва не имеет такой рекламы, не говоря уже о других районах России. Как мне не хотелось купить книги, сувениров и так хватает, что с трудом поднимаю рюкзак. Иностранный туризм здесь интенсивно развивается – книги выпускают в основном для них.

С приходом сентября на Камчатке начинается осень, холоднее становятся вечера, гуще утренний туман. Стремительно желтеют березы, багровеет горная тундра.

Кажется, нет такого растения, которое бы не хотело полыхнуть отчаянным прощальным огнем, перед тем как все укутается снегом. Мы улетаем, но мы сюда еще вернемся, потому что под крылом самолета нас встречают и провожают вулканы, а этого забыть НЕВОЗМОЖНО НИКОГДА!

Эпилог главы

Автор - участник похода Новоселов Игорь.

Guest09.11.09, 05:37
Сообщество непрофессиональных фотографов Камчатки
Здравствуйте!!!
Пишет Вам лидер проекта "Сообщество непрофессиональных фотографов Камчатки" (kamfoto.my1.ru) Юхин Андрей Александрович.
Блуждая по просторам интернета в поисках Камчатских фотографов, нашел Ваши работы. Очень впечатлило. Не смотря на то что вы разместили уже сделанные Вами фотографии на другом интернет ресурсе, хотелось бы персонально пригласить Вас к участию в нашем проекте. Может быть это не так важно для Вас , но одна из целей нашего проекта популяризация Камчатского края, привлечение внимания к нему как к уникальному месту с помощью фотографий простых и не очень :) людей.

Прошу Вас в любом случае (согласия или не согласия) написать мне. Если Вам не будет трудно, опишите пожалуйста Ваше мнение о проекте.

С уважением Андрей.
Guest04.02.09, 18:24
Вопросы
Рамил Мухаматзиевич!Пожалуста поделитесь информацией о камчатке.Мы группа туристов собираемся в район Ключевских вулканов. Может у Вас остались карты, ссылки, координаты людей.Сибирское спасибо.Пожалуста пишите на e-mail:jei-jei@ngs.ru Отчет Ваш понравился.