Венесуэла / Спортивный туризм | Пешеходный туризм | Самостоятельная поездка

Венесуэла. Страна величественных тепуи и низвергающихся водопадов

14 февраля - 3 марта 2011 г.
Рорайма
В Южной Америке на стыке Бразилии, Венесуэлы и Гайаны есть несколько десятков гор, называемых тепуи. На языке индейцев «тепуи» означает «дом богов».Горы эти, со своеобразными вертикальными склонами и плоскими вершинами, — одни из самых древних в мире. Представляющие собой остатки давно разрушенного плато, они сложены из очень твердого песчаника. Эти труднодоступные, удаленные друг от друга утесы возносятся над поверхностью, образуя причудливые, неземные формы. Самая высокая тепуи в Венесуэле — гора Рорайма (2810 м), которую называют еще «большой сине-зеленой горой». На вершине ее расположено плато площадью около 30 кв.км. Над Рораймой постоянно висит большое облако: туман здесь — частый гость, и в его мрачной мгле неземные формы утесов кажутся космическим пейзажем. Из живности здесь водятся огромные крысы и черные лягушки в треть пальца величиной. Из растительности — диковинные насекомоядные растения... Когда пишут о Рорайме, обязательно упоминают Артура Конан Дойла и его «Затерянный мир», населенный динозаврами. Идея романа, — об открытии плато с доисторическими растениями и животными, — возникла у писателя после экспедиции немца Роберта Шомбургка на Рорайму. Экспедиция оказалась неудачной, зато фантастический роман имел большой успех.
18 февраля. Сан Франциско де Юруани- лагерь на Rio Tek

день1. Начало пути день1. Начало пути
дорога в день первый дорога в день первый
начало пути начало пути
носильщики носильщики
через речку через речку
переход первой реки вброд переход первой реки вброд
Кукенан Кукенан
лагерь лагерь
лагерь1 лагерь1
любуемся Кукенаном любуемся Кукенаном
удобства удобства

Начало активной части.От Сан Франциско де Юруани до деревни Паратепуи, откуда начинается маршрут, добираемся 40 км на джипе. Второй джип едет за нами-с носильщиками, снаряжением (палатки,коврики,кухня), провизией. В 10 утра прибыли в деревушку,зарегистрировались (ФИО и номер паспорта) и вышли. Носильщики "упаковали" наши рюкзаки  в плетеные заплечные корзины,туда же прицепили наши палатки, провизию и т.д. Уж не знаю, сколько у них там по весу получилось. Некоторые носильщики обуты в "crocs" (обувь Crocs производится из уникального материала очень удобная обувь, на себе испробовала впервые в этой поездке), или вообще, просто вьетнамки! Одеты все легко, и на всем протяжении (были проливные дожди) шли в одной и тоже одежде. Была и женщина носильщик у нас, всю дорогу прошла во вьетнамках и в одной и той же одежде, к кухне ее не подпускали,готовили только мужчины.
Носильщик стоит 30 дол.в день, и берет не больше 15 кг с туриста (хотя не взвешивали они ничего!)
Облачно, хорошо, но как выглянет солнце-жара! В 11 тронулиcь в путь. Сначала небольшой спуск к реке, минут 20, потом подъемчик, и далее почти пологая дорога. Навстречу возвращаются восходитетли. Вид у них не радостный-измученный. Дважды шел дождь, только и успеваем то одеть накидку,то снять. Но вот на третий раз пошел ливень, шел минут 20, промокли, но зато идти легче,чем при жаре. Встретили гида русского, без группы, говорит-" группа сложная была, и вниз они решили спуститься на вертолете (вертолет на 4  человека стоит 1800 дол.по моему, мы рассматривали такой вариань).И вот он один возвращается. На вопрос-как там, наверху,погодка? Уклончиво ответил, что даже если и дожди-все равно получите удовольствие от увиденного!Это бодрит:) В первый лагерь, RIO TEK, пришли в 14.15, совсем раядом высится Кукенан (сосед Рораймы,  высота горы Кукенан — 2680 м.  Ливень прошел, выглянуло немного солнце, но видно, позади нас так и гуляют  тучи.
Тут можно купить пиво, по 15 боливар  (больше ничего не продается здесь). Лагерь-на реке TEK, были дожди, вода в реке сильно мутная, но все равно только отсюда берется вода на еду и питье. В campe навесы и столы под навесами. Пемоны ставят палатки и "туалет"-за занавесом. "Туалет" (приличный,пластмассовый), из туалета -вид на Кукенан. "По большому" ходить нигде нельзя, ставят туалет и пакеты  - одноразовые вешают.Сходил, присыпал белым порошечком, завязал в пакетик-и рядом оставил, а новый пакетик -"вставил" в унитаз для  следующего. Все очень прилично. Пемоны потом сами разберутся что с ними делать...Однако в кусты по соседству видимо ходят сами индейцы (или  непутевые туристы)- там "местный туалет на улице".
Мошка начинает надоедать. Это злые пури-пури, так и вьются, выдираю куски мяса из ног и рук (в основном, из ног).
Посидели на берегу реки ТЕК-красивый вид на Кукенан и виден  пока только "край" Рораймы.

Соседний тепуй с Рораймой - Кукенан (исп. Kukenan),слева от Рораймы, ведет свое название от одноименной реки,  правого притока реки Карони, в верховьях которой, находится второй по высоте водопад Южной Америки, имя которому тоже Кукенан, низвергающийся со склонов горы с высоты 610 метров. В отличие от Рораймы, подъем на него достаточно сложен и опасен. После того как в 90-х годах, погибли пару туристов, сорвавшись вниз – восхождения на него запрещены.

Спустилась группа бразильцев. Понаблюдали. как они вброд переходят реку-завтра нам же это тоже предстоит, ночевали в этом же лагере. Прохладненько,но не холодно. Поужинали в 6 вечера, а 8-спать-подъем завтра в 6.30.На ужин-макароны по флотски, сок, чай, печенье. Луна над нами почти полная (иногда проявляется скозь облака).

19 февраля. Rio Tek- Base Camp

второй раз переходим кукенан второй раз переходим кукенан
дорога во второй день дорога во второй день
переходим вброд переходим вброд
переходим реку Кукенан переходим реку Кукенан
группа спустилась группа спустилась
по дороге по дороге
портеры готовят портеры готовят

Ночью периодически дождь идет, пару раз грохотало где то далеко.Ночью то ли сон, то ли не сон..разряд молнии, как будто по низу палатки -и меня как магнитом втянуло в землю...что не пошелохнуться. А снаружи слышатся крики-видимо молния кого то задела...я понимаю, что надо выйти быстрее из палатки на улицу,посмотреть, что случилось, но притяжение земли не отпускает....

В 6 утра встали, в 6.30 завтрак и выходим. Река спала, спокойно переходим ее вброд (в носках, чтобы по камням  в воде не скользить). Небольшой подъемчик и спускаемся к реке Кукенан - тут броды посерьезнее. Переходим ее в 2-х местах по веревкам и главный гид (пемон) нам помогает. Говорят, часа 4 до лагеря под Рораймой. Небольшие подъемчики, спуски, идет периодически дождь. Чуть выше мы оказались на месте, так называемого, «Military Camp». Ровная площадка, которой давно никто не пользуется как местом ночлега. Говорят, до сюда раньше доезжали на машинах военные и отсюда шли пешком уже на Рорайму.

А вот около 10 утра пошел наприличный ливень! Который не прекращался до вечера,то тише, то сильнее. Перед Base Camp-крутенький подъем и мы в лагере (пришли около 11 утра). Дождь-стеной! Рораймы, хоть мы и у самого подножия, не видно. Лагерь состоит из 2-х тентов-под одним готовят носильщики  он побольше и попрочнее (там сейчас группа человек в 30 стоит, они только что спустились), и второй "навес" где мы ужимаемся, ждем, когда группа после перекуса уйдет в нижний лагерь. Прохладно. Дождь не перестает. Промокли насквозь. Носильщиков наших не  видать (с нами только 2 гида, главный Роджер и его зам.), остальные где то снизу    идут, а рома бы выпить сейчас....да с шоколадкой! А это все в "багаже" у пемонов. Стоим,ждем. Пообсуждали вариант спуска с Рораймы на вертолете. То есть зайти на нее, погулять там один день и улететь на вертолете. Возможен такой вариант, вертолет стоит примерно 1800 дол. (на 4 человека). Но потом решили, что не спортивно как то, раз уж поднимемся по такой погоде,значит и спустимся:)
Спрашиваем у Рождера-Роджер бывает ли хуже?
"Бывает"-успокаивает Роджер, когда еще ко всему прочему и холодно!
Это немного "собрало нас", в плане, что не все уж так и плохо получается!
Упс!Рождер достает из своих запасов ром!Вот так праздник!Сделали быстро чай горячий,добавили рома. Потихоньку подходят носильщики, сготовили перекус (сидим уже под большим навесом)-салат из тунца, капусты, кукурузы и чего то еще. Жизнь налаживается! Большая группа постепенно "рассасывается", остается только одна пожилая женщина, из Германии. Оказывается, ее муж наверху сломал руку (говорят, открытый перелом), и пару ребер. Она сидит здесь, ждет когда его заберет спасательный вертолет, а погоды нет и когда будет -неизвестно.Ливень стеной-потоки воды под ногами, под навесом-месиво грязи.Чуть утих-спустились к речке,ополоснулись. Навстречу пара пожилая иностранцев с гидом- видно, идут на последнем вздохе...лица измученные и глаза потухшие...Тяжело дается спуск да  еще и при такой погоде!А ведь им еще вниз, до первого лагеря спускаться еще.
Индейцы поставили палатки, "вырыв" канавки вокруг палаток для стока воды (все равно, одну из палаток "затопило"), дождь буйствует...Портеры готовят ужин под навесом-там от грязи и воды ступить некуда.

20 февраля. Рорайма

начало начало
начало  1 начало 1
орхидея орхидея
смотрим дорогу под водопадами смотрим дорогу под водопадами
проливенный дождь проливенный дождь
растительность растительность
вид сверху вид сверху
куда бы еще поставить 2 палатки куда бы еще поставить 2 палатки
лагерь лагерь
наш лагерь наш лагерь
носильшик носильшик
первй раз встретили эндемика первй раз встретили эндемика
Под утро дождь не надолго угомонился. В 6.30 за завтраком успели "рассмотреть"стены Рораймы и хорошо виден Кукенан с ниспадающем с него водопадом:) Сегодня штурмовой день. Завтрак легкий-местные вкусные свежие (пекут тут же) пирожки с сыром, кофе,чай и дыня.
Опять натягивают тучи.2 человека решили идти вниз-сухих вещей осталось мало, все мокрое-ботинки,кроссовки,а еще 3 дня нам на горе и около горы! И по всей видимо-идти в дожде, да и целый день вверх сегодня еще. Наш главный гид Роджер уходит с ними, а мы начинаем подъем.Вышли в 7.30 утра. Сразу подъем по спресованным из  глины"ступеням" . Я думала,будет хуже, ливни же постоянно, и группа больше 35 человек вчера "сползала" по ним. Но нет, все не так и страшно,  ступеньки оказались крепкими, надежными, по краям-корни, выступы. Вообще, как будто природа специально сделала корни в виде "ручек" и выступы из камней, чтобы захватиться и поддтянуться где надо:) Подтянуться-сильно конечно сказано, но иногда ногу надо задрать высоко. Потом тропа чуть "выполаживается", но все равно-дорога все время вверх. по камням, сквозь джунгли. Тут пальмы растут, бромелии, которые собирают в свои "розетки" дождевую воду, орхидеи цветут. Пасмурно..и то ли облака "садятся" на нас (всем известно, что над Рораймой постоянно шапка из облака). то ли дождь моросит...Мокрые все. Впрочем, про это можно больше и не упоминать-потому как мокрые и "очень мокрые" будем все оставшееся время.Вышли "неожиданно" к стене Рораймы.Неожиданно-потому как за занавесом дождя, тумана-ничего не видно на тропе было-бредешь и бредешь себе потихоньку, можно сказать-не поднимая головы:) Прижались к ней, силы попросили. Вскоре-спуск к водопаду "слезы" - это две струи воды, и проход по сыпухе под "слезами" (тут надо аккуратно, во первых сыпучие камни, во вторых-водопад стучит периодически тебе по спине, что не очень приятно. Но это я так понимаю в дождливую погоду). И вот он-непосредственный подъем ко входу на Рорайму! (подъем по камням вверх) и вот мы на Рорайме! Приветственный глоток рома!
До нашего "отеля" (места для ночлега на Рорайме называются «отелями»-"выдувы в скалах) еще метров 200м. Но что нам 200 метров теперь по плато, после такого подъема! Проходим мимо знаменитой "летящей черепахи" что на входе на Рорайму и по "натертым камнях" идем к отелю (ходить надо по "стертым" камнях, они менее скользкие, в отличии от черных. То есть как по тропинке идешь.
На месте , где ставят палатки-грязь и вода....индейцы насыпали немного песка, "надрали" травку-и поставили пару палатку внизу, одну-выше - по дороге к "удобствам", и одну...вообще занесли наверх!!!(ставить то больше негде было!" то есть девчонки спали ,можно сказать, на "весу".
Дождь таки не прекращается...В небольшом "окошке" к вечеру-проявилась радуга. В этом "небольшом" окошке-мы "искупались" в дождевой воде. Вода набралась в "чашу" как бы, и можно было очень неплохо ополоснуться, вода очень мягкая! (кстати, некотороые наши гиды ополаскивались тоже по вечерам).
21 февраля. Рорайма. Triple point

единственное солнечное утро единственное солнечное утро
Рорайма Рорайма
отправляемся на triple point отправляемся на triple point
где лягушка где лягушка
кварцевая долина кварцевая долина
переход вброд на Рорайме переход вброд на Рорайме
переходят вброд на Рорайме переходят вброд на Рорайме
по дороге к triple point по дороге к triple point
кварцевая долина кварцевая долина
Рорайма Рорайма
вот она-граница трех государств вот она-граница трех государств
колодец колодец
в дорогу в дорогу
в минуту просвета в минуту просвета
свинья в тумане свинья в тумане

К утру дождь затих. Утром рано солнце осещает Рорайму-сделали групповое фото. Вообще то, мы сделали вывод, что облака расходятся и проявляется рассвет с 6.30 до 8 утра где то, потом опять натягивает. Завтрак чуть запоздал, и выходим мы в 8 утра. Сегодня идем на Triple Point. Круговым маршрутом мы должны выйти  к границе, находящейся в центре плато-в этой точке пересекаются границы трех стран:  Венесуэлы, Гайаны и Бразилии. До точки 4 часа, и столько же обратно. Так как понятно, что опять сегодня весь день по дождю, да еще и на открытой местности, на плато, двое решают не ходить так далеко, а погулять недалеко в окрестностях-тем более-здесь теже самые есть "джакузи" и кварцевые поля (прогулка на 4 часа).
Выходим из отеля, видим-наконец то летит вертолет за немцем (немец лежит прямо на входе на Рорайму). Пока стояли, расставались с "остающимися", слышали, как сел вертолет, стал подниматься  (он быстро загрузил немца и стал подниматься, "окно" погоды то совсем может быть маленьким), и вдруг хлопок и тишина....
Уже вечером узнали,когда вернулись, что погрузили мужчину, стали подниматься и вертолет завалился на бок. Никто не пострадал, однако в больницы попали пилот, штурман. Немца сняли через день только.
Из-за этого инцидента власти приняли решение закрыть район Рораймы для посещения туристами пока не наладится погода и не снимут разбившийся вертолет.
Ну а мы уходим в сторону Triple Point. Дождя пока нет, сильно облачно,тепло. Приятная погода, иногда садится или натягивает облако-тогда небольшая морось или мелкий дождик-который быстро проходит. Красивые скальные образования, выдувы,грибы,черепахи, летающие тарелки, насекомоядные растения (их тут много, дожди вымывают слабый слой почты, и поэтому растения ищут другой способ питания) . Здесь все "черное"-черные камни, черные жабы эндемики (свистят во время дождя)-на камнях их не всегда заметишь, а вот на розовом песочке, что в больших количествах на плато,очень хорошо они смотрятся-здесь лягушки не прыгают, а ползают по камням (если бы умели прыгать-"проваливались" бы в ращелины).
Здесь черные стрекозы, черные бабочки, черные "цветки с "семенами"- явление в биологии известно как меланизм. Накопление пигмента спасает животных от мутагенных ультрафиолетовых лучей.
Идем по натертым камням, то есть типа тропинки, по которым ведет нас гид. Прошли реку "вброд" в носках, протиснулись сквозь завал камней (тут мы увидели какие то древние растения, на них растут лохматые цветы-эпифиты) и вышли на ровное плато. По сторонам-причудливые скалы разных форм. Дорога не сложная-периодически залазим-спускаемся с камней.
Вышли в "кварцевую долину" ,россыпи кварца,  и отсюда уже 10-15 минут до Triple point . Вот и наша цель! Вышли к точке в 12.20. Названия  стран Венесуэлы и Бразилии выложены из этого же кварца (Гайаны только нет). Перекусили ананасом, джемом и сладкой водой (какой то порошок гид развел из пакетика) и пора обратно- идти часа 4, нам бы успеть засветло (темнеет в 5.30, а в 6 вечера уже темно совсем). Идем уже по тропе, по розовому песку. Посмотрели колодец с "водопадом". Гид говорит, чтобы залезть в него-надо обойти и там где- то спуститься вниз. Но у нас нет ни времени, ни желания особого (другое дело,стояла бы жара!). Вскоре пошел дождь-да какой! Холодный ливень крупными каплями сильным ветром бил по спине (хорошо не в лицо)-тут мы выпили по 50 гр.для согрева. Плато преобразовалось, ожило-со скал, из ращелин-десятки мелких водопадов, они сливаются вниз образуя бурную реку.
Многочисленные потоки воды с диким грохотом падают вниз, образуя большое количество водопадов Рораймы. Тропы, по которым предстояло спускаться, были залиты потоками воды из-за непрекращающегося дождя, в некоторых местах приходилось переправляться через реки почти вплавь.
Выходим в точку, где переходили  реку "вброд" в носках-теперь это бурная река (здесь мы замыкаем кольцо). Сейчас уже не к чему снимать ботики-все плато в воде, реки по колено и выше,переходим все в ботинках. В одном месте поднимались по водопаду, вновь образовавшемуся. Через час дождь стихает, но не прекращается. Столько рек мы  перешли, и не сосчитать, идем по колено в воде. Последняя переправа была особенно экстремальна-бурная широкая река, рев воды, срывающейся вниз. Гид бесстрастно переправил нас на другой берег (перепроводил нас по очереди). Удержаться в ботинках на камнях и при том что поток воды силен...Слава богу, никого не унесло!
Дождь стихает и к 5 выходим к нашему отелю. Облачно, но  кое где прогляжывает кусочек солнца. Видим радугу (она здесь часто).
Встретили наших-они бежали смотреть на водопад на Кукенане-пока просвет в погоде, он как раз открылся. Вернулись в отель. Скоро ужин. Вообще  сегодня   полнолуние, может увидим? Ужинали, открылось небо в звездах-мы не верили своему счастью! А вдруг завтра с утра будет ясно!? Решили встать рано-рано совсем (нам предстоит идти вниз) и сбегать еще   перед спуском вниз, сфотографироваться на "краю плато" (козырная фотка у всех). С тем и расползлись по палаткам ( а расползаемся рано, ужин в 7, и потом больше делать нечего)-что встаем рано рано и в 6 утра выходим.
Кстати, о трапезе. Чтобы покушать-надо "заползти" вверх на камень, где мы все умещаемся. "Заползти" можно самостоятельно, а вот "сползать" с него было экстремально - высота большая, частенько пользовались услугами портеров-просили их сползти вниз и подстраховать нас на спуске. Сплошной адреналин...
Здесь как то плохо спится (во всяком случае мне), всю ночь ворочаешься-ворочаешься, иногда как в забытье впадаешь.

22 февраля. Спуск с Рораймы до лагеря Rio Tek

утро утро
черепаха в дожде черепаха в дожде
разбившийся спасательный вертолет разбившийся спасательный вертолет
спуск с Рораймы спуск с Рораймы
вертолет спасательный разбившийся вертолет спасательный разбившийся
сползаем вниз с Рораймы сползаем вниз с Рораймы
муравей муравей
переходим брод переходим брод

Ночь пошел дождь и утро было совсем "не добрым", потому как помимо дождя,туманность и ветер еще добавились...Совсем грустно. Легкий завтрак (кашка) и выползаем под проливным дождем с тоской в глазах из "отеля". Сегодня мы до Base camp и мимо него до лагеря №1 на Rio Tek, то есть 8 часов ходьбы. Ливень стеной. Выходим ко "входу" на Рорайму-тут лежит разбившийся вертолет (прямо около камня-"летающая черепаха". Недалеко же стоят  2 палатки-с немцем и вторая палатка-там дежурят около него (наш гид Роджер , что спускал вниз 2х  человек, сейчас как раз "дежурит")передали им еду и вниз. Сверху дождь поливает, потом добавили  еще струи водопада "2 слезы". Рорайма закрыта для туристов. Встретили только пару "налегке", парень потом спустился в низ, а девушка-может медработник, осталась наверху. Прошли опасный участок под водопадом слезы, зашли в "джунгли"- небольшоцй подъем и потом все время вниз-теперь и по бокам "вода" -мокрые кусты, и внизу вода-там где тропа-поток воды. "Водопадики" теперь преобразовались в мощные сильные реки с грохотом срывающиеся вниз. Идем на ощупь можно сказать, гид переводит нас через эти водопады за руку. Идем аккуратно, тем более у некоторых потянуты связки.
В Base camp пришли в 10.45, дождь угомонился. Народу в лагере накопилось! Второй день получается гора закрыта. Отдыхаем. Видим, прилетает вертолет, покружил и улетел, нет "окна" у погоды.
Не задерживаемся здесь, идем вниз (двое наших туристов, кстати, в отличии от нас, бегали  очень быстро, и они уже давно ушли вниз). Дорога вниз, спуски пологие, но камней еще много-а по ним уже устали ходить, хочется уже просто по тропе идти. Ноги тяжело передвигать...во первых-ботинки тяжелые,во вторых-спуск с Рораймы-не легкий (дождь,бурные реки, скользко, камни,круто), ну и вообще общая усталось. На середине пути опять ливень начался-да не простой, а проливной!!! Мы идем еще по открытой местности-ветер "помогает дождю" пробрать нас до костей. Со стороны Рораймы-туман стеной.
Около 2 часов вышли в лагерю на реке Кукенан. Здесь у нас перекус. Дождь перестал открылись наконец то Рорайма и Кукенан во всей красе. Наверху Рораймы "шапкой" сидит облако, а водопад на Кукенане "сильно сносит" в сторону-такой ветер там на вершине!

Перекусили вкусно-салат из тунца,ананас - и начинаем переправу через реку Кукенан-тут натянута веревка, вода высокая и сильное течение (дожди же постоянно)-гид как всегда каждого подстраховывает еще:). Переходим реку в двух местах (второй переход через 100 метров). Переходим в ботинках -уже не снимаем их, как  в начале пути, все равно все давно давным насквозь. Небольшой подъемчик-и спуск к реке ТОК. Тут уже тоже, само собой, опять переходим реку в брод в ботинках. Здесь мы ночуем,время 4 часа дня. Небо расчистилось, Кукенан хорошо виден и частично Рорайму. Сделали группен фото с портерами и гидами-все живы, здоровы. Пури пури начинают жрать (кстати, по моему с местного это переводится как "укусить-укусить). Сполоснулись в реке- хорошо!
В 6 ужин-макароны с подливкой (подливка из колбаски,помидор,горошка). Порции большие очень. Кормят вообще на "убой"- это они молодцы. Не хватает шоколода. Мы говорили, что бы они взяли его, но когда попросили в первый раз его, они принесли какао "шоколад". Но есть джемы. Подарили нам футболки. На них написано: Roraima Trek. The lost world. South America. I didit! Как правильно подметил Сергей, надо было еще добавить надпись I SURVIVE!
Вечером небо чистое,много звезд. Из травы разлетаются "огоньки"-это светлячки взлетают и  гаснут...

23 февраля. Паратепуи-Санта-Елена

будущий мачо будущий мачо
лагерь на Rio Tek лагерь на Rio Tek
водопады на Кукенане и Рорайме водопады на Кукенане и Рорайме
дорога "домой" дорога "домой"
позади в облаках-Кукенан и Рорайма позади в облаках-Кукенан и Рорайма
не знаю что такое. В поле стояло не знаю что такое. В поле стояло
в гостях в гостях

Ночью дождь моросил немного.Завтракаем (яичница с колбаской, помидорами, лепешка) как обычно в 6.30  и выходим в 7.45 "домой". Облачка, идти хорошо. Небольшие подъемы и спуски. Хорошо видны Кукенани и Рорайма,однако их опять уже начинают "укутывать" облака. Немного поморосил дождик-как же без него то? С нами "домой" вышли и французы. Вчера наши ребята встретили их почти у Базового лагеря, французы поинтересовались у них-как там, на Рорайме? Наши все расказали все как было, и что бы не быть голословными-показали им фото-дождь NON STOP на вершине и вообще, неизвестно, когда Рорайму откроют. Так вот когда ребята пришли в лагерь на RIO ТЕК, через какое то время увидели, что и французы пришли (кстати, один из них хорошо говорил на русском), то есть они передумали лезть на Рорайму, развернулись назад после рассказов и фотографий. До деревушки Паратепуи дошли за 3.15. Не представляю, честно слово, как идти по жаре (вообще сезон февраль - март должен  быть самым сухим, и соответственно жарко). У нас было облачно и ветерок дул. Но чуть появится солнце-жгет сразу!
Пока ждали машину-вот оно, счастье-холодное пиво!!! Отметились в журнале, что вернулись (кстати, не проверяли насчет "выноса" с Рораймы кварца или других каких сувениров).
Приехала машина, попрощались с нашими портерами, раздали чаевые едем в Сан Франциско де Юруани, здесь у нас обед. Заказали Pavelon-отдельно на тарелке фасоль, мясо "нитями", рис-очень вкусно.

Едем в Санту Елену, по дороге должны были еще заехать посмотреть очередной водопад- но, так как до него от  дороги еще 15 минут пешком, единогласно решили не смотреть его.

В Санта Елене заехали в офис Backpackers tours-организаторов нашего похода на Рорайму, познакомились с хозяином, Эриком. Он сидел за столом с немцем, которого сняли с Рораймы и с его женой. Немец очень бодренько выглядит-гипса или какой повязки не было у него на руке. Расплатились в офисе за носильщиков (по 180 долларов) и поехали отдыхать в кампаненто LOS Pinos-тот же Эрик хозяин. Приятное такое место, маленький бассейн, хорошие номера. Есть прачечная - 45 боливар загрузка одна-и в течении часа нас постирали и высушили  все (причем хорошо простирали вещи!).

Наша пара, что не пошла на вершину, размещается тоже в этих компаненто, и сейчас они в гостях у Павла, русского, что обосновался в Венесуэле вот уже 17 лет. Ребята заехали за нами и мы поехали все вместе к Павлу домой в гости-на ром и мясо! Живет он в доме, с женой, детьми и тещей-прекрасной жизнерадостной женщиной! Танцевали сальсу, пили ром с колой, угощались мясом и закусками (кстати, дом "открытый", то есть на природе). Жена Павла с сестрой спели для нас караоке-какую то красивую местную песню. Вообщем, было весело и дружно.
В 8 вечера выехали в отель, у нас заказан ужин. Погуляли немного по Санта Елене вечерней и спать.