город Гуанчжоу / Самостоятельная поездка
 

Второе посещение Китая. Три года спустя

23 - 28 августа 2015 г.
 
Гуаньчжоу. Вторая поездка в Китай, три года спустя посещения Пекина.

Гуанчжоу (европейское имя Кантон - Canton, вероятно, от названия провинции: Гуандон)

 

Chen Clan Academy

Парочка советов вместо вступления.
Как комфортно путешествовать по Китаю в полной автономии?
Критическая проблема одна. Язык. И устный, и письменный. А 99,9% (и более) окружающих людей и надписей "вещают" только на местном языке, очень неудобоваримом для восприятия.
Спланируйте все места для посещения заблаговременно. Распечатайте карточки с названием мест, по возможности, с понятным фотоснимком места и, обязательно крупным шрифтом, название места иероглифами. Этого будет достаточно. И такси, и прохожие на улице и в общественном транспорте, и полиция, да вообще подавляющее большинство покажет направление, доведёт или довезёт до необходимого пункта.
Учите китайский или всё распечатывайте в иероглифах. Иначе без гида и переводчика никак.
Аналогично с напитками и блюдами для кафе-ресторанов. Резко упрощает скорость коммуникации, да и ты получаешь не просто что-то отдалённо похожее на фото в меню, а то, что готов съесть с удовольствием!
И второй совет. Используйте off-line карту со всеми также заблаговременно нанесёнными местами для посещения. Так тем более не заблудитесь! Впрочем, второй совет несколько искусственный. Кто умеет пользоваться картами, тот и сам в курсе. Кто "не дружит", тем совет бесполезный.

Личное предпочтение - карты maps.me.
Для беглого знакомства и относительно доступной навигации использую и Redigo. Но там чаще очень поверхностная информация.
В поиске мест для посещения и доступных маршрутов в Гуанчжоу очень понравился сайт: http://www.travelchinaguide.com/attraction/guangdong/guangzhou/
На этом сайте есть и готовые «маршрутные» карточки, но без фото. Пример:

Пример листа с маршрутом

Также скачал и распечатал разговорник: http://wayofasia.ru/articles/kitay/6-kitayskiy-yazyk/35-russko-kitayskiy-razgovornik.html

И, собственно, моменты поездки.
Гуанчжоу. Иногда чуть иначе - с мягким знаком: Гуаньчжоу.
Юго-Восточный Китай. Двести километров от Гон-Конга и Шень-Женя.
По ряду источников, главная фабрика мира. Текстиль и швейные изделия, кожа, обувь. Население 15 миллионов, практически как Москва, но живут и трудятся на площади в три (в других источниках, в восемь!) раз большей нашей столицы. Разброс, вероятно, вызван несогласованностью, какую площадь нашей столицы считать, старую, или новую.

Главное! Мирно и неторопливо. Никакой суеты! Ни утром, ни днём, ни вечером. На улицах, рынках, в метро. Никто и никуда не бежит. Это очень импонирует.
Объяснение вижу в погоде. В дни моего визита 36-38 днём, 27-28 ночью. Бывает и намного жарче. В такую жару при 100% влажности бежать не получится! :)

 

Наблюдение. Потеешь постоянно и обильно. Рубашки насквозь мокрые. Но к вечеру абсолютно чистые воротнички. Вероятно, это влажность прибивает всю пыль и не дает ей висеть в воздухе. Другой приятный результат: дыхание с утра и до вечера совершенно свободное. Никакой слизи и прочих шмурдяков в носу.

  
Chen Clan Academy

Начиналось моё пребывание в городе с аэропорта. Замечу, только в аэропорту и в метро абсолютно все надписи дублированы на английском. В городе английский крайне редко встречаешь. С последним тезисом друг категорически не согласен. Говорит, что везде есть! :)

  

Вход в метро. Гуанчжоу.

По прилету пошёл снять с карты денег. Без налички в кармане в Китае делать нечего. Не Европа.
Однако... Без денег я бродил почти до вечера. В аэропорту ни одного рабочего АТМ! Вокруг отеля несколько, но... Часть только с китайским языком в интерфейсе. Глухо. Другие имеют опцию переключения на English. Но это были банкоматы, как мне позже объяснили, местных коммерческих банков. Они показывают наличие и конкретную сумму на карте (дебетовая), но в строке "доступно для снятия" показывают хороший и упитанный НОЛЬ. Уже в отеле взял в долг две сотни юаней и поехал в центр (жил я в пяти станциях метро от оного). Там банкомат госбанка - Bank of China был найден в паре десятков метров от выхода, по сути, мгновенно. Мои проблемы с наличкой на этом завершились. Решив финансово-философскую несуразность "деньги есть, но денег нет", отправился по намеченным пунктам.

Отдельно стоит вспомнить поселение в отель. Тоже весело. На ресепшене в смену всегда одна девочка с английским языком. Но это больше в теории. Уровень ближе к стартовому. В смысле, за много-много дней пути до базового. Очень помогали электронные переводчики на планшете. Иначе бы совсем туго пришлось. Да ещё персонал очень сильно тупит. На простой вопрос могут отвечать минут десять. Причем одна переводит всем, что смогла, по её мнению, понять. Все долго и шумно обсуждают ответ между собой. Потом итог пытаются донести до тебя. Пример. "На каком автобусе доехать до метро? Пожалуйста, напишите на схеме метро." И лишь через десять заявленных выше минут "заветные" пять номеров маршрутов у меня "в руках". Замечу. На улицах и в метро европейцы встречаются достаточно редко. В автобусах, кроме себя хорошего, ни кого и ни разу не видел!

Бронирование номера также оказалось действием достаточно условным. Первый вопрос на ресепшене: "- Вам какой номер? Маленький с окном или большой без окна?" Тут уже сам тупо смотрю в "широкие глаза" собеседницы и выдавливаю из себя: "- Можно сначала посмотреть (всех)?!" Маленький оказался не маленьким, а микроскопическим. Хотя с окном и моноблоком РС "в базовом оснащении номера". Остановил свой выбор на большом. Квадратов тридцать. Одна кровать в полтора раза больше обычной двуспальной и в два раза больше номера "маленького, но с окном"! Компьютера в номере нет. MacBook из рюкзака решил проблему тут же.

Помимо ресепшена некоторое количество неадекватного народа встречаешь повсеместно. В автобусах-троллейбусах и в метро отдельные "особо одарённые" встают сразу при входе. Едут при этом не одну остановку. Их пинают и толкают, но дебилы стоически переносят невзгоды и дальше шага от двери не проходят. У нас таких тоже встречаешь частенько.
На дорогах большинство едет совершенно цивилизованно. Но... И здесь есть индивиды, способные остановить машину по диагонали, перекрыть пару полос разом, выйти из машины и куда-то отойти.
Утром и вечером трафик достойный. Впрочем, теперь так в подавляющем большинстве крупных городов по всему миру.

Фрагменты из разных дней в городе.

Кафедральный Собор Святого Сердца Иисуса / The Cathedral of the Sacred Heart of Jesus. Полное ощущение присутствия в Европе. Был недолго, ибо вне часов службы вход внутрь Храма закрыт.

 

Кафедральный Собор Святого Сердца Иисуса / The Cathedral of the

Пешеходная улица, усеянная магазинами, Bei Jing Lu или Beijing Road. Ожидания были увидеть аналог пешеходной улицы в Пекине (Wangfujing). Увы. Даже слабым подобием назвать не получается. Не впечатлило. Экзотики ноль. Торговые центры, торговые лавки, торговые, торговые, торговые... И обилие коммивояжёров с фотоснимками часов, кожаных изделий и аксессуаров известных европейских брендов под слова "very good, very cheap". Не могу прокомментировать ни качество, ни цены - не смотрел, мне не интересно. Повторюсь. Здесь доминирует швейно-кожанно-обувная тематика. Сувениры и игрушки. Электроника в массовом предложении отсутствует.

Bei Jing Lu или Beijing Road

Набережная. Уже стемнело и в планах была речная прогулка. Местная "речка" - Zhu Jiang, Pearl River или Жемчужная река является одной из крупнейших рек в мире. Отправление прогулочного теплохода, на который был куплен билет, ожидалось через полчаса, и я "наслаждался" колоритом окружающей шумной толпы страждущих вояжа, разбавляя оный попыткой разобраться, с какого из трёх причалов будет "мой пароход".

Занял место, достойное центральной лирической сцены с героями "Титаника", подумал, что при такой температуре воздуха и воды, да в сотне метров от берега, утонуть сложно, и отправился в часовую водную поездку. Помимо окружающих пейзажей ночного города и красиво подсвеченных мостов и небоскрёбов, одной из целей был осмотр Canton Tower - самой высокой "башни" в городе (или просто новой телебашни Гуаньчжоу). 640 метров ввысь! Интересна своей нестандартной архитектурой! И подсветка динамическая. А вот лезть наверх не планировал. В другое время года, может и есть смысл, но в дни моего визита всё было в дымке, видимость сильно ограничена, и прикола ноль. Как дополнительный аргумент против подъёма была достаточно приличная стоимость билета на крышу.

Zhu Jiang, Pearl River или Жемчужная река и Canton Tower

Chen Clan Academy - волшебно!
Вообще названий у этого сказочного места много. Частое - Ancestral Temple of the Chen Family. Вынесенное в подзаголовок удобнее хотя бы оттого, что именно так называется станция метро в ста метрах от этого дома-храма-музея.
Пребывал в восторге! Однако некоторые силы сильно желали моего возвращения. Итого посетил этот музей дважды, часа по полтора каждый визит, с интервалом менее суток.

Chen Clan Academy

Что мне понравилось? Всё! Очень небольшой по площади, древней классической китайской архитектуры, насыщенный тончайшим оформлением сотнями скульптур, сквозной резьбой деревянных конструкций, уютом внутренней планировки, выставленными экспонатами.
Это стоит видеть! Поснимал немного на планшет, что не очень-то...

Что не понравилось? Причина, которая вернула меня сюда на следующий день. Хотя повторному визиту только рад!
Ибо. У меня приключилась внеплановая, но подспудно ожидаемая неприятность.
Отказала фотокамера. К вечеру поехал на фоторынок с мыслями прикупить какую-либо приличную цифромыльницу. Прикидывал финансы. Ибо внеплановая "мыльница" это долларов пятьсот, не предусмотренных в бюджете. Подумывал о Canon G15 / G16. Приехал. Нашёл 15-ю модель за 350 долларов. Продавец волнуется, спрашивает, уверен ли я в необходимости покупки прошлой модели? Может G16 всё-таки предпочту? Как раз за 500! :)
Я, мило матерясь (это когда в словах мат, а на лице позитивное выражение с улыбкой), достаю из кофра "пятёрку". Продавец спрашивает, серьезная ли проблема? Говорю об Error 20 и для наглядности жму на кнопку затвора. А камера-то работает...
Зато решил окончательно. Пока с причиной не разберусь, буду только с 1D выезжать за пределы дома или обе брать, когда возможно.

На следующий день планы прогулок были изменены. Отказавшись от поездки на гору, вернулся в Chen Clan. Фотоснимки в архиве и на страницах сайта точно получше первых будут! Ссылку вставлю позже.

Five RAMS и весь Yuexiu Park
Символом Гуаньчжоу являются пять козлов. Оригинальный и достаточно древний памятник расположен в парке Юэсю (Юейсю). Так как днем слишком жарко, решил реализовать мысль "хорошо в жару прятаться под пологом деревьев".
Ну что сказать? Да. Козлы. Даже реально пять. Парк большой. Зелени много. Античные стены. Стадион. Но ничего, задевшего за душу. Получается, просто отметился. Это "просто" заняло часа три.

 Five RAMS /Yuexiu Park/

Yuexiu Park

Temple of the Six Banyan Trees
Как только этот Храм ни назван в рунете! И шести деревьев, и шести бананов, как вариант, шести пальм, и шести смоковниц... Как правильно? Не знаю.
Посетил. Прилично. Но не "Ах!".

Temple of the Six Banyan Trees

Мечеть Хуайшен - Мечеть имени Пророка Мухаммеда. Huaisheng Si или Guang Ta
Отличительные особенности. Возраст мечети оценивают в 1200 лет. Не текущих строений, а вообще мечети на этом месте. По легенде, мечеть основал дядя пророка Мухаммеда, лично. Интересен минарет. Башня-Маяк. Внешне - просто классический маяк.

Мечеть Хуайшен - Мечеть имени Пророка Мухаммеда. Huaisheng Si ил

Мечеть Хуайшен - Мечеть имени Пророка Мухаммеда. Huaisheng Si ил
Мечеть Хуайшен - Мечеть имени Пророка Мухаммеда. Huaisheng Si ил

Главное! Внешне классический буддистский храм. Не зная, догадаться, что это мечеть невозможно. Интернет вещает, что вход туристам запрещен. По факту же, немусульманам не разрешено посещать только молельный зал. В огромные открытые двери на стенах виден арабский текст на стенах. На остальной территории только китайские иероглифы и пара англоязычных табличек.


Немного заметок о быте:
Транспорт
Передвигался на всем.
Троллейбусы и автобусы, которые на практике только по наличию "рогов" и возможно различить. Проезд или по проездному, или 2 юаня налом вне зависимости от дальности поездки. Сложность одна - выйти на нужной остановке. Только в новых моделях есть голосовые автоинформаторы с дублированием на английском. В большинстве только китайский. И названия остановок, написанные и звучащие... Ну совсем не одно и тоже! На слух без привычки сложно воспринимать. Выход был найден именно в офф-лайн картах. Я знал, куда мне надо, и визуальное движение под контролем GPS позволяло не промахиваться. Если уж совсем реально, не промахиваться мимо, кроме одного раза. Ну прогуляться остановочку назад, учитывая, что вообще проходил по несколько прогонов метро по городу  ежедневно - это пустяк!

Метро. Вообще отлично! Всё понятно. Все выходы подписаны номерами. Например. А1, А2, B, C, D. Плюс информаторы об основных наземных объектах у каждого выхода. Вагоны минимум трёх поколений. Тихо на ходу во всех. Все с кондиционерами. Все станции объявляют на китайском и английском. Отличия в вариантах визуального оповещения. Бегущая строка над дверями, диодная подсветка пройденных и следующих станций на напечатанной схеме. Просто наклейка со схемой. Без визуализации места нахождения состава. Но это пустяк. Не напрягает даже в третьем варианте.

Метро. Гуанчжоу.
Оплата по картам или разовая, по жетонам из автомата.
От дальности маршрута стоимость варьирует от двух до семи юаней.

Такси. В общем, всё хорошо. Однако есть нюансы.
Во-первых, очень непривычно, что заднее пассажирское сидение отгорожено от водителя стенкой из стальных прутьев. Как-то раздражает. То ли ты в клетке сидишь, то ли водитель может набрасываться на людей...
И-нет информирует о появлении в городе так называемых фейковых такси. Отличить оные без опыта сложно.
Разок попался неадекватный лихач. Вроде и мужик в приличном возрасте, но творил что-то... К моему удивлению, обошлось без ДТП.
Ну и... Разок н@@б@ли. Извините за французский, иначе никак. Останавливаю. Карточку с адресом таксисту. OK! Счетчик включает сразу. Трогаемся. Разворачивается в строго в противоположную сторону - я по карте с GPS вижу.
Ну, поорал. Ну, вышел. А толку? Орал я на смеси русского и английского. Русский мат плюс обещание всех невзгод на английском. Таксист пучит узкий глаз и что-то лепечет, совершенно непереводимое. Потерял я на этом шоу на наши деньги примерно сто шестьдесят рублей. То есть проблема не в сумме, а в самом факте. Ну и по причине расстройства, дабы не увеличивать сумму, поехал, куда надо, на автобусе.
Ложечки не нашлись, осадочек в полную силу!

Кафе-рестораны и козлодёрни* или «как и где покушать?».
Заведений для перекусить и плотно поесть море. Повсеместно. Никаких сложностей с поиском. Плотно поесть можно и за 20 юаней и за сто. Заведения в ассортименте. Некоторые сложности только с заказом. Один из вариантов в самом начале рассказе. Другой - картинки в меню. Третий - просто пальцем показать в тарелки на соседних столиках. Всё как всегда, где не знаешь местный язык.
Здесь же приведу цены на порочные по мнению ряда людей продукты. Пиво и сигареты. Пиво от 4 юаней за бутылку 0,6 литра и выше. Сигареты от 10 юаней за пачку (Marlboro) и выше.

В уличной козлодёрне. Супчик, рис, бутылка пива. Всего 15 CNY.

 Бич-ланч :)

* "Козлодёрня". В компании моих друзей унифицированное название всевозможных забегаловок, отличающихся полным отсутствием интерьера, даже намёка на оный, но с отличной кухней! :)

Шоппинг
Шоппинг в моей версии - это покупка сувениров. Сувенирами в данной поездке решил посчитать чай и что-нибудь ещё. Посему посетил.
Рынок чая Fangcun (Фангсун) в примерно пятнадцати минутах ходьбы от одноименной станции метро. Это огромное здание с сотнями павильонов. Дегустация как обязательный элемент выбора. Купил классический красный чай (в нашей версии зовётся чёрным), пуэр, пару видов и еще третий в виде подарка получил, три варианта улунов и еще какой-то зелёный, просто вкус понравился! Получилось и немного, и почти пять кило общим весом.

  Fangcun. Рынок чая.

Рынок камней. Это "Да, уж"! Пять или шесть многоэтажных зданий, в которых продают и камни на вес, и готовые украшения, и принимают заказы на изготовление. Очень интересно. Рядом просто рыночек с камнями. Причём народу на рынке даже больше, чем в зданиях.

Рынок электроники Da Sha Tou - аналогично рынку камней. Несколько зданий, каждое со своей доминирующей специализацией.
Прибыл в поисках фотокамеры, убыл с "умными" часами в подарок сыну и электрическим "бульбулятором" для себя :)
Информацию о рынке почерпнул здесь: http://mlchina.ru/rynok-jelektroniki-dashatou-v-guanchzhou/
Потом ещё кой-чего прикупил. 
J

Интернет
Google - все сервисы гиганта, Facebook и многие другие популярные мировые соцсети в Китае заблокированы. Это доставляет некоторый дискомфорт, но не критичный. Whatsapp, Viber и Skype работают хорошо. В интернет я выходил только в отеле, ночами. А днем старался больше гулять по городу. Всё необходимое было сохранено на планшете. А MacBook, не находя путей выхода в сети "гугла", спокойно общался с другими "облаками", включая российские Яндекс и Мыло-ру. Несколько мешало отсутствие прямого доступа к G-mail, но и тут решение было найдено очень быстро. Работать с почтой можно было через собственные почтовые клиенты планшета и ноутбука, не напрягаясь.

Завершение поездки
Вечером накануне дня вылета домой, назову это мягко, "попал под дождик"...
Дождик в четверг. Классика. Почти. Ибо вечером. Стена воды отдыхает! "Море" мгновенно выше лодыжек! Молнии каждые пять секунд! Гром! Классика тропического ливня! Насквозь за доли секунды!
А поутру автобус - метро - аэропорт. Ибо метро ходит прямо в аэропорт, что удобно.
Тремя днями раньше улетал коллега. Поездка на такси "в" аэропорт дешевле, чем "из". 120 против начальных 160 юаней. В моей версии это было 2 на автобус и 7 на метро. Итого: 9. Выбирайте!


В аэропорту на предполётном досмотре зажигалки изымают. Посему курительная комната оборудована электрическими девайсами по типу стационарного автомобильного прикуривателя. Мелочь, но удобно.

  Прикуриватель в аэропорту

С удовольствием вернусь в этот город! Ещё многие места не посещены!

Домой!

Фотоснимки из прошлой поездки в Китай, а позже, и новые.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: