День 10. (12.07.2006)

берег оз. Байкал - пос. Гремячинск – пер. Хаим – с. Кика – с. Нестерово – с. Батурино – с. Турунтаево – с. Иркилик – подъезд под пер. Улан-Бургасы

Утро… Утро стрелецкой казни… Утро после шторма… Пелена облаков, холодно, сыро, ветер с «моря», полуметровые волны катают камни по пляжу туда-обратно :| Саня, который вылез раньше всех на пару часов, сообщил, что когда он встал, волны вообще были метровые… Мы с Вадиком пошли чистить зубы на берег – процесс чистки зубов напоминал беготню зябликов у кромки воды. С пеной и зубной щеткой во рту мы бегали за волной, чтобы черпнуть воды, а потом от нее, чтобы не залило по колено той самой водой 8)

Фото 67. Верхушка перевала Хаим.

День обещал быть не самым интересным – так оно и случилось… Выезжаем в 9:15 в сторону Гремячинска по той же грязной дороге, но с надеждой, что хоть ближе к столице Бурятии, или как тут принято говорить к «городу», будет настоящий асфальт 8) Трасса так же идет вдоль Байкала, но на окраине поселка мы в последний раз на ходу смотрим на озеро и дорога уходит перпендикулярно от берега в горы… Прощай, Байкал.
Тут начинается что-то интересное 8) В районе поселка уложен «бурятский асфальт», но как обычно он засыпан мокрым песком… Правая сторона его очищена грейдером :shock: Вот вам и шутка про то, что «в Бурятии асфальт ровняют грейдером»… Оказывается не шутка это совсем – через 3 км. встречаем и сам грейдер – он едет в том же направлении что и мы – он чистит асфальт :lol: Стоит отметить, что по очищенной трактором дороге ехать вполне приятно, если не обращать внимания на летящую во все стороны жидкую грязь и моросящий дождь.
На 135 км. трассы (километраж идет от Улан-Удэ) нас ждет еще один прикол – начинается совершенно идеальный асфальт, качество его – как взлетная полоса в международных аэропортах :shock: Неожиданно для Бурятии, совсем неожиданно… В начале стоит огромный щит, гласящий, что следующие 11 км. трассы построены ООО «ИКАТ» - прикольно 8) Тут радость нас переполняет, начинают раздавать вопли радости и счастью :D Скорость подскакивает до 30 км/ч, Саня достает камеру и начинает снимать нас на ходу, что-то комментирую и по привычке употребляет нецензурное слово 8) Тут же осекается, стирает кусок записи и догоняет нас с желанием отснять второй дубль. Но ИКАТовцы схалявили и вместо 11 км., асфальтом оказалось покрыто только 6 км… И именно в тот момент когда Саня начинает снимать снова – асфальт заканчивается :cry:
Потом идет 3-километровый подъем на пер. Хаим и буквально сразу на спуске начинается асфальт, настоящий асфальт, который больше не кончится на сегодня. Так хочется под конец халявы уже 8) До обеда (46 км.) мы едем по дороге паровозом, ничего интересного или внятного не происходит – дорога виляет во всех направлениях, в том числе и по вертикали… Обед получился убогий – кушаем последние остатки сухпая, запивая «Зуками», моросящий дождь прекращается, по пелена облаков все равно давит на голову. Собственно, после обеда ничего не меняется, кроме того, что в рожу начинает дуть довольно сильный ветер…

Фото 68. Еще одно Батурино, не далеко от Турунтаево 8)

Вдоль дороги начинаются русифицированные деревни: Нестерово, Батурино, Зырянка, Турунтаево… Около Батурина останавливаемся и фотографируем дорожный указатель – в Томской области 4 деревни с таким названием (в России, судя по моему атласу, 9), через две из них мы с Саней проезжали. Вот теперь 3-я… В деревне стоит церковь, похоже совсем недавно построенная.
И так далее, так далее, так далее… Всё на юг к Улану… Дорога была бы особенно скучна, если бы не виляла и не шла холмами – хоть какое-то разнообразие. В районе Зырянки дорога делает крюк в несколько километров, так что ветер начинает дуть со всей дури четко в лоб. Я, ехавший с утра первым, уже начинаю постепенно «сдуваться» из-за высоких габаритов и относительно небольшого веса (75 кг. не кормленный и после туалета 8)) Меня поочередно сменяют Саня и Виталя, но за ними воздушная яма маленькая и я толком не могу в нее влезть, да и еще они выезжая вперед пригибаются чуть ли не к рулю от ветра :cry: Но в общем, после очередного поворота, нас от ветра скрывают горы и жизнь снова налаживается 8)
К вечеру доезжаем до окраин крупного поселка Турунтаево, а точнее проезжаем через его сателлит – Иркилик. Тут мы делаем огромную ошибку – первый попавшийся магазин у дороги оказывается последним на нашем пути до самого Улана :cry: А мы его проезжаем… Потому что он нам не понравился снаружи… Надо же было так затупить :cry: Ну в общем когда оказывается, что отъехали от магазина 10 км. и дома кончились – стало немного грустно. Но завхоз не отчаивался 8) Он сказал рук-лю, что можно пожрать что попало, что осталось на дне рюкзака (как обычно самое не вкусное, но жутко калорийное), что не сожрали когда были перекусы вместо обедов 8) Рук-ль говорит, что тогда живем, оповещает остальных и все пляшут и радуются своему спасению :lol: Если, конечно, можно назвать плясками и радостью выражение 4-х серых рож, которые проехали уже 100 км. за сегодня и надеялись в последнюю ночевку накрыть отменную поляну, но обламались… Ну в общем никто никого не обвинял – все вечером жрали мерзкую гречку.

Фото 69. Наша последняя ночевка, отбитие атаки клещей 8)

Дорога явно начинала лезть на перевал Улан-Бургасы, который нам предстояло завтра с утра штурмовать, а ночевать где-то там, на склоне не хотелось, поэтому нашли какой-то грязный отворот в сторону, где был густой лес и ручей и поехали туда жить на ночь. Место оказалось так себе после тех ночевок, которые мы провели в верховьях Баргузина, тем более неожиданно для нас самих мы нашли сначала грибы, которыми облагородили гречку, а потом клещей :cry: Никого они не покусали, но панику навели – все начали тут же обшаривать себя и свои вещи и насобирали 6-х. Стоит отметить, что за поход до этого момента мы не встретили ни одного из них. Вот тебе и очередная засада… Да и дрова гореть нормально не хотели еще ко всему. В общем место было стремное, день тоже, и настроение так себе – то что называется "доезжать маршрут".
Спать легли засветло, часов в 8, улеглись штабелями в своих спальниках в палатку и довольно быстро отрубились. За день проехали один простенький перевал Хаим и 105 км.

День 11. (13.07.2006)

Пер. Улан-Бургасы - Улан-Удэ

Что было ночью – никто не помнил, все спали. Утром как обычно Саня поднял всех с очередными пищеварительными воплями… Покушали, сложились и выехали на трассу. В общих чертах погода была вчерашней – прохладно, сыро, пасмурно… Ко всему добавился туман. Нам предстояло отмотать до обеда 47 км. и прибыть в Улан-Удэ.

Фото 70. Саня, Виталя и Вадик вечером в палатке.

Асфальт начал постепенно набирать крутизну – седло перевала должно было находиться в 16 км от места ночевки, судя по карте. Дорога шла через горы, закладывая довольно резкие серпантины и постоянно вверх с уклоном порядка 6-8%. На продолжительном куске подъема (10 км.) народ «торкало» по очереди, то я, то Виталя, то Вадик вырывались вперед на 100 и более метром, но все лезли наверх без остановок. Очередной раз вспомнил шутку osss’а, придуманную еще в Хакасии на Абазинском перевале: «16 км. Лагерного Сада…» 8) Томичи меня поймут…
В верхней части подъем начал выполаживать и оказалось, что седловины как таковой нет – еще несколько километром мы ехали вверх-вниз, до генерального спуска. Самым интересным был глухой туман – весь верх перевала на протяжении почти 10-12 км был покрыт туманом, плотным, глухим, - видимость была не более 30-100 м. и тишина… Даже не тишина, а глухота :roll: Встречные машины, которых было, слава богу, не много, появлялись тихо из тумана со включенными фарами. Как сказал Рома «avrik» на майском пробеге: «Мы приехали с планеты Зет» 8) Этакий сюрреализм…

Фото 71. Туман на перевале Улан-Бургасы

То место, которое для нас стало седловиной перевала, охарактеризовалось столбом с надписью «Прибайкальский район» и родничком с кучей монеток, как это принято у бурятов. Высота по GPS-нику тут была 1225 м. над уровнем моря, т.е. с места ночевки мы набрали почти полкилометра. Покатавшись по холмам в верхней части перевала, мы, в конце концов, поехали под гору, а потом уже и полетели 8) Следующие 20 км. до вокзала в Улан-Удэ педали можно было не крутить… Дорога также шла серпантинами и с приличным уклоном, 2 км на спуске асфальта не было :!: Как будто его просто содрали, а потом он опять начался…
В 7 км. от конца нашего похода, от ЖД-вокзала в Улане, произошла единственная поломка моего байка – неожиданно послышался сзади страшный треск и байк сам начал резко тормозить. Ехал я с Виталей, - мы уже по относительно ровному асфальту катились под собственным весом с небольшой скоростью, дожидаясь отставших Саню и Вадика. Оказалось, что это упал мой рюкзак на асфальт и затормозил об него 8) И упал он по одной причине – верхний узел крепления багажника оторвался – на раме осталась планка с креплением, а сам багажник с кулем повернулся на нижних болтах в районе дропаутов и упал сзади как плуг. Ремонт был крайне быстрым – я просто примотал изолентой и веревочками багажник к подсидельнику (сварку на батарейках мы с собой не возим :lol:) и мы поехали дальше.

Фото 72. Всё, приехали… Улан…

По оживленным улицам столицы Бурятии мы добрались до вокзала без приключений… Итак, 13 июля 2006 года, 12:20 – поход окончен :st: Нам троим предстояло просидеть на вокзале еще 5 часов и уехать на поезде домой, а Сане пришлось еще за сегодня осваивать 100 км. на юг до родительского дома в Гусиноозерске…
Путь домой, но не на байке 8)

На вокзале было не так много развлечений – либо сидеть у быстро сложенных байков, либо жрать мороженное, либо стоять в километровой очереди за билетами. С билетами нам повезло – мы умудрились взять на проходящий поезд 3 места рядом и на сегодня 8)
В поезд мы погрузились без особых проблем – может они конечно, и были, но видимо от усталости я просто что-то там выдал проводнице о пункте в их правилах по провозу велосипедов и на этом инцидент был исчерпан – знание правил помогает стабильно, обычно проводницы сами их не знают. Полвагона занимали дети, которые ехали на соревнования по ориентированию в Томск – они постоянно отжимались, присидали и делали прочие упражнения доступные в плацкартном вагоне, а на каждой остановке выскакивали и на перроне устраивали шоу физкультурников.

Фото 73. Вокзал в Улан-Удэ. Домой…

Доехав до места, где поезд идет вдоль южной оконечности Байкала, на каждом полустанке начали предлагать омуля, всякого разного копчения и некопчения. Виталя залез на верхнюю полку и заснул, до следующего дня мы его больше не видели, мы же с Вадиком воспользовавшись случаем прикупили у проводницы пива, а у пацанят на остановке омуля, устроились на боковушке и до самой Слюдянки пили пиво с омулем, поднимая тосты за нас потных, вонючих, грязных и не бритых и командира, который скорее всего до сих пор крутил педали до Гусиноозерска. Отличная рыба – омуль 8)
На следующий день на станции Иланской нас приветствовали доблестные асы наших российских ВВС. Пока поезд час торчал на месте, вокруг вокзала на небольшой высоте, метров 200-300 по кругу барражировали 2 СУ-27, видимо выказывание почтение велотуристам из Томска или ориентировщикам из Хабаровска :lol: Отсутствие бомб и ракет под крыльями развеяло наши опасения о войне с Китаем 8)
И на следующий день мы приехали в Томск, столицу Томской области и Томского района, т.е. ДОМОЙ... Ура !!!

Техническая справка:
Район путешествия: Забайкалье: хр. Северо-Муйский, Баргузинский и Улан-Бургасы; Субъект РФ: Республика Бурятия;
Вид туризма: велосипедный;
Категория сложности: 4;
Время проведения: 3 июля - 13 июля 2006 г.;
Продолжительность: 11 дней;
Количество участников: 4 чел. + 1 плюшевый кот 8)