День 7. (9.07.2006)

р. Могжон – с. Барагхан – с. Элэсун – с. Ярикто – с. Улюкчикан – с. Улюн – пгт. Баргузин – р. Баргузин

«Вставайте, граф, друзей уже полощет !» - первое что слышу утром… Похоже вопли Одиванова: «Подъем ! Завтрак готов !» я бесстыдно проспал 8)


Фото 48. Хонхино. Баргузинский хребет.

Погода как обычно – пекло, хотя с утра еще сносно, небо чистое, ни облачка. По асфальту, который начался еще вчера, катится очень легко после передряг предыдущих дней. Проехав 5 км от стоянки до дер. Хонхино обнаружили 2-3 дрофы, важно шагающих по полям в нескольких сотнях метров от деревенских огородов. Как выяснилось позже – это редкий вид то ли аистов, то ли цапель и они занесены в российскую «Красную Книгу». В общем, красивые твари…
Дорога идет как и за день до этого вдоль Баргузинского хребта, так что справа нас всегда поджимают склоны гор и лес, а слева – степь, периодически видны разливы и болота в долине Баргузина. Местность довольно живописная, особенно когда не нужно смотреть на дорогу и не материться на её покрытие :lol: Отличительная черта местных гор – отсутствие осыпей и курумника, лес сразу переходит в крутые скалы.


Фото 49. Последние километры курумканского асфальта.

За селом Элэсун асфальт заканчивается (всего 40 км с утра), здесь же заканчивается и Курумканский район и начинается Баргузинский. Об этом мы узнаем по большой вывеске у дороги. С первых километров становится ясно: Баргузинский район – самый бедный в Бурятии 8) Дорога - продолжение вчерашней «стиральной доски», отсыпана так себе и ко всему еще несколько мостов разрушено, объезд вброд, что для нас не особо прятно, а машинам пофигу. А ведь это именуется гордо: «трасса Р-438» :cry: В общих чертах впечатление отстойное, как будто из Германии в Монголию въехал…
Перед Яриктой делаем перекус, здесь прямо на обочине стоит стол и скамейки, в окрестном лесу на многих деревьях навязаны синие и белые лоскутки – может это культовое место у бурятов ? Проезжающие мимо машины создают облака пыли, кстати, здесь и далее на дороге мы встречаем несколько машин со сломанной подвеской 8) Вот вам еще один вывод: не покупайте машины, которые ездили по Бурятии – подвеска у них как у старой телеги, потому что дороги здесь такие :roll:


Фото 50. Граница Курумканского и Баргузинского районов.

Ярикто, Улюкчикан и более крупный Улюн, следующие один за другим с небольшими разрывами по дороге, как один похожи друг на друга – дома с грязными огородами в степи у подножия гор, деревьев во дворах почти нет, много коров, соответственно и коровьего дефеката… Запах деревни. Еще одна отличительная черта – «Бурятский асфальт» - от начала до конца дорога по поселкам уложена «асфальтом», «асфальт» именно в кавычках 8) Гравий в него не добавляют, а битум льют от души, асфальт получается супермягкий и липкий на жаре – сама дорога с виду напоминает 4 канавы, т.е. 2 колеи, хорошо выдавленные машинами. И еще колеса байков влипают в него, оставляя следы от протектора в 2-3 мм глубиной, езда по такому асфальту напоминает езду по болоту…


Фото 51. Road to hell… Местная Долина Смерти

За Улюном начинается местная пустыня Гоби, на 20 км - единственный ручеек, и тот в 6 км от Улюна. Жара, ацкая жара… Хоть один плюс этого участка – он не гладкий, постоянные спуски и подъемы, не заснешь. Под коне, чтобы не отбить свои и без того помятые задницы и ручёнки на «стиралке», начинаем вламывать со всей дури – с горки летим под 40-45, по ровному месту – 30-32, на горку 20-25 км/ч. Пот градом, за то тряска меньше на порядок. Попутно в кровь вливается адреналин :lol: Падать на такой трассе нет абсолютно никакого желания, результат ясен и жесток, как в анекдоте: «До батареи только уши доехали…» На очередной остановке Вадик выражает такое действо очень точно: «Абассака !!!» Пытка заканчивается под мостом через речку Нестериха в 4 км. от пгт. Баргузин. Очередной прикол – река течет по гребню холма 8) За то под мостом прохладно и вода питьевая 8) Тут недолго отдыхаем, перекусываем во второй раз и валим в Баргузин.


Фото 52. Чтобы поставить одну палатку нужно 3 томских байкера и еще одного с фотоаппаратом 8)

Баргузин – «столица» Баргузинского района ! Какой район, такая и столица – задрыпанная деревня, покрытая очередным «Бурятским асфальтом»… Правда есть и очередной апгрейд – выбоины и ямы засыпаются песком 8) Как будто помогает :lol: Поколесили по поселку, в 5-и местных магазинах так и не нашли ни одной булки хлеба, за то на телеграфе кое-кто успел порадовать своим добрым здравием по телефону родственников и жен 8) Из этого поселка хочется побыстрее убраться, что мы и делаем… Здесь заканчиваются широкие разливы Баргузина и дальше дорога вместе с рекой идет зажатая с обоих сторон лесистыми склонами гор почти до самого Байкала.
Отъехав от поселка 10 км, находим полянку на берегу реки и встаем на бивак. За день отмотали 107 километров, 107 долбаных километров, которое вспоминаются как страшный сон. Именно на них укоренился термин «Бурятские дороги», которыми теперь можно пугать всех ватакатателей 8)


Фото 53. Завтрак туриста...
День 8. (10.07.2006)

р. Баргузин – с. Адамово – паром через р. Баргузин – пгт. Усть-Баргузин – пер. около оз. Духовое – побережье оз. Байкал – с. Максимиха – мыс Крестовой – берег Байкала в районе устья р. Сред. Речка

Ну вот и долгожданные изменения в погоде… С утра мелкий моросящий дождь, туман и холодный воздух, 10-15 град… Хоть какое-то разнообразие после многодневного пекла 8) Думаю про распорядок подъема упоминать не надо… Сегодня нам предстояло во 2-й раз увидеть мегаозеро Байкал (первый был в Северобайкальске). Но до него еще нужно было доехать… Пыль на дороге была прибита дождем и вообще все было прибито нафиг к земле – пелена облаков неизменно висела прямо над башкой, иногда мы даже проезжали прямо через туман. Над Баргузином, вдоль которого мы неизменно ехали, тоже плыл туман, по поводу которого Саня отпустил злобную шутку: «Баргузин – горячая река, пар идет…» От места ночевки до Адамово дорога шла горками и постоянно виляла, с обеих сторон сразу за обочиной – залесенные склоны гор. Ближе к устью реки, к Байкалу, она постепенно «выпрямилась» и «разогнулась».


Фото 54. Дорога вдоль Баргузина… Снова дорога вдоль Баргузина… Опять дорога вдоль Баргузина… Очередная…

До парома через Баргузин, на окраине поселка-порта Усть-Баргузин нам предстояло проехать 40 км. И вот сцена: мелкий «моросильник», грязная мокрая то ли грунтовка, то ли гравийка, пелена угнетающих облаков, заросли с двух сторон и тут лес заканчивается и в 500 м. впереди виден паром, поселок на той стороне и цепочка машин у переправы. Я ехал 3-им, «паразитируя» на Санином колесе, дабы удостовериться что Вадик не отстал, обернулся – он тут в 10 метрах. А еще суть ситуации – в 12:00 паром уходит на часовой обед, а тут 11:50 уже… И стоять час под дождем и на ветру желания нет абсолютно никакого, поэтому последние 0,5 вламываем как ужаленные, дабы успеть залезть на эту баржу. Проезжаем сбоку ряд машин, ожидающих очереди на погрузку, закатываемся на паром и тихонечко паркуемся в кучу в углу, рядом с дедом-рыбаком на совковом «Урале»… И тут выясняется, что Вадика-то нет :shock: Вот же он был 500 м назад за спиной… Ап… Опа… А тут еще матрос начинает отдавать концы – короче, «Поехали !», а Вадим еще из леса не появился. Мы немного занервничали…


Фото 55. ”Эй, козел, форточку открой и гони монету ! Ты все таки по моему кораблю проехал !” Паром через Баргузин.

Благо переправа занимает минут 10 в каждую сторону. Съехав с парома, вы затарились в ближайшую позную и заказали позы, борщ, сок и прочие прелести цивильное еды, а сами высыпали на крыльцо и веранду отлавливать нашего горе-байкера. Вадику повезло крупно - паром еще раз сплавал на тот берег, перевезя его и оставшиеся машины и в 12:15 встал на обед. А причина задержки оказалась тривиальной – Вадик решил, что на той стороне поселок, а гадить прямо на улице не прилично, поэтому остановился и справил свое грязное дело в последних кустах. Когда он подъехал к переправе, паром уже выгрузил нас на соседнем берегу и отправлялся назад. Вот такая история о потерянном участнике 8) Кстати, паром для людей и байков бесплатный, с машин берется от 40 до 150 руб. Вот где еще рука капитализма не пошарилась :lol:


Фото 56. ”Ну что, боцман, в море мы сегодня похоже не выйдем…” Берег Байкала в 5 км. от с. Максимиха

Отменно нажравшись в позной борща и поз (те же манты, только бурятские, боже упаси вас при местных сказать на эти пельмени «манты» - думаю следующее позу будут содержать частицу вас 8)), теплые и сытые заехали в магазин и выехали по дороге в сторону Улан-Удэ. Дождь немного припустил и пелена придавила посильнее, но сытому и теплому все пофигу 8) Проехав через весь поселок, мы чуть не совершили очередную страшную ошибку… Я ехал первый, и на развилке у окраины поехал прямо по асфальту, пропустив указатель из-за своего капюшона, из-под которого видно только дорогу впереди. Виталя и Саня последовали за мной, т.к. сидели на колесе и только благодаря Вадику, который немного отстал и смотрел знаки, мы не пропылили лишние 20-30 км. Кто бы мог подумать, что кусок асфальтированной дороги идет в какую-то тьму-таракань, а песочная грунтовка направо – в столицу Бурятии :roll:


Фото 57. Котяра - романтик 8)

Песочница, по которой мы ехали, отличалась мокротой, извилистостью и перепадами. Постепенно мы начали подниматься куда-то вверх, хотя в планах у нас здесь никаких перевалов не значилось, дождь постепенно прекратился и неожиданно для всех недалеко от озера Духовое начался асфальт. Перевал, на который мы лезли, по нашим меркам был лажовым, после пройденных нами Рухловского, Ловактона и Срамного, поднялись легко и не принужденно на 1-3 :D Отличительной чертой перевала была его седловина – почему-то на спуске и подъеме асфальт был, а на седловине – нет 8) Целый километр асфальта не доложили, гады…
На околозвуковых скоростях слетели с перевала, пронеслись мимо оз. Духовое и остановились в дальней его точке, дабы подобрать сопли и свериться с картой – карта нам обещала, что через 2 км мы увидим мегаозеро Байкал :!: Нефиг ждать – все вперед 8) Со свистом мы рванули по дороге в расщелину между скал и через несколько минут уже ехали по дороге вдоль берега Байкала. Но самого чудо-озера не было видно :cry:, его от нас закрывали лес и облака. Тогда мы срулили на ближайшем отвороте в сторону озера и через минуту езды по лесу вылетели на песочный пляж в нескольких километрах от курорта Максимиха.


Фото 58. Шедевр моей мыльницы: Байкал, п-ов Святой Нос

Оно того стоило ! Желтый песочек, волны как на Балтике, хмурые тучи, на горизонте полуостров Святой Нос – этакая неприступная скала высотой под 1,5 км над водой и на километр до дна :shock: В общем суровая морская романтика 8) На берегу валялась шлюпка с пробитым днищем, на которой мы разложили свой перекус и с обалденным видом на озеро под пронзительные вопли чаек пообедали…
До бивака мы отмотали еще 16 км по дороге идущей вдоль берега, за мысом Крестовым асфальт закончился и мы снова протрясли свой скелетный супнабор по бурятским гравийкам. Встали на ночевку не дожидаясь вечера, часа в 4, у реки с незамысловатым названием Средняя Речка, на самом берегу Байкала. Место было неплохое, хотя пляж был каменистый, а не песочный как ранее. Распогодилось: хмурые серые кучи в небе растащило и Байкал нас накрыл на полную катушку своими фантастическими видами…


Фото 59. Процесс сбора «яиц».

После приготовления еды и поглощения этой гадости, вся группа занялась развлечениями: Саня обозвал это «сбором яиц». Суть заключалась в том, что все четверо ходили, ползали, шарились по пляжу выискивая и выковыривая из общей массы камней отдельные камни максимально приближенные к форме яйца – круглые, гладкие, белые 8) Яиц набрали достаточно, благо волны отлично делают свое дело по формообразованию камней. После этого я попугал народ наглядным пособием на тему «Злой завхоз: камни жрать будите !» Вадик же гулял по пляжу, собирал мусор и сжигал его на костре под всеобщее ликование: «Молодец, пацан ! Гринписом растет…» Под конец всего действа командир поверг всех в истерику следующей фразой: «Яйца на пне не трогать ! Они мои…» :lol: Собранные камни Саня действительно положил на пень 8)


Фото 60. ”Камни жрать будите…” - наглядное пособие по курсу лекций об экстремальном питании.

Вечером сидели на пляже, почти у самой границы накатывающихся волн и кидали камни в древнейшее и глубочайшее озеро нашей планеты… На той стороне виднелись вершины Байкальского хребта и чуть ближе них знаменитый остров Ольхон. Почти над самой водой туда-сюда летали косяки уток, а парящие чуть выше чайки и чайники заглушали своими воплями шум прибоя. Спать легли так и не начувствовавшись прекрасным 8) Даже после наступления темноты чайки так и не заткнулись, но это нам уже не помешало заснуть.


Фото 61. «Яйца на пне не трогать ! Они мои…» :D

За день проехали 93 км., помокли, просохли, пособирали «яйца» и полюбовались мегаозером.
День 9. (11.07.2006)

оз. Байкал (устье р. Ср. Речка) – д. Котково – м. Повалиха – пос. Горячинск – пгт. Турка – д. Ярцы – берег оз. Байкал в 5 км. от пос. Гремячинск

С утра все было застелено облаками, озеро просматривалось плохо… Стояла какая-то сумбурная погода – вроде сухо, но и при этом сплошная пелена облаков почти до самой воды, короче – срань всякая... После завтрака, когда начали собирать свои вещи, на биваке разразилась «холодная война». Я пытался нашпиговать килограммовыми «яйцами» содержимое рюкзака osss’а, пока он отвлекался или отходил от него 8) Саня в процессе сбора вещей меланхолично вытаскивал камни из «штанов» и по возможности дальше от меня их выкидывал… Тем не менее одно «яйцо» он прокатал до вечера :icon_super: :st: Моя западлюкость восторжествовала 8)


Фото 62. Котково. Суровые байкальские будни

Дорога так и идет вдоль Байкала, где-то совсем рядом, где-то довольно сильно от него отходит, но мегаозеро постоянно напоминает своим незримым присутствием то порывами «морского» ветра, то воплями или самими чайками. Едем молча, почти в отключке, эмоций – ноль, погода влияет… В Котково останавливаемся на пару минут отдохнуть, я немного «задумавшись» проскочил 17 км вместо положенных 10 до перерыва, если бы не деревня – наверное ехали бы, пока кто-то из нас не проснулся или бы не упал окончательно заснув. Дорога, вроде укатанная гравийка, сильных перепадов нет – короче все факторы нудности сложились в одно время в одном месте :cry:
В том же темпе и поехали дальше, мимо мыса Повалиха, через Безымянку, вдоль Байкала… Стали появляться какие-то признаки приближения к цивилизации – на очередном небольшом перевальчике обнаружили банду топографов в оранжевой униформе, они проводили разметку автодороги. Офигеть, неужели будут класть асфальт :shock: Очередной, бурятский, наверное :lol: Потом доехали до мостоотрядовцев, которые наворачивали мост через Безымянку. Явно тоже для автодороги. Ну а от р. Налимовки вообще начался раздолбанный асфальт.


Фото 63. Мост через устье р. Турка

Здесь же на берегу речки, недалеко от моста, запалили костер и перекусили, как ни странно нас опять жрали комары :cry: Погода немного улучшается с подъездом к Горячинску (на нашем жаргоне поселок назывался Говнячинск, как собственно и следующий далее по дороге Гремячинск), вдоль дороги начинаются дома, коттеджи, какие-то беседки – в общем эти места изобилуют «курортами» вроде Умхея 8) Вдоль дороги стоят плакаты, призывающие охранять лес и Байкал, при этом некоторые вообще поражают наш разум: плакат с изображенным на нем то ли браконьером, то ли китайским диверсантом гласит: «Турист или террорист ?» :shock: Хорошо нам не попались комрады, которые могли понять это дословно 8)
Почти до самой Турки, очередного райцентра на нашем пути идут какие-то постройки, пляжи вдоль дороги и попадаются люди. В Турке мы заваливаем в первый попавшийся магазин и покупаем что надо для питания, для себя и еще что-то там, что попало… Сам поселок лично для меня ничем не приметен – среднестатистический райцентр, получше Баргузина, но похуже Курумкана, главное есть магазин 8) Долго в нем не задерживаемся и катимся дальше. На выезде из Турки проезжаем мост через одноименную реку, устье которой по прибайкальским меркам выглядит засраным. Да и вообще ближе к Улан-Удэ – больше грязи и людей :cry:


Фото 64. Двое из ларца, два помятые лица 8) Слева направо: Вадик и Саня

А вот за мостом начинается очередная матершинная песня – «бурятский асфальт». Мягкий, без гравия, раздолбанный так, что 50% полотна – это ямы. А еще самое забавное, что ямы предусмотрительно засыпаны песком, точнее весь асфальт засыпан песком, т.к. из ям его успешно вытрясают грузовики своими колесами 8) Иногда из-за песка асфальта не видно десятками метром. Если здесь такие дороги, то в Улан-Удэ дом у бурятского начальника автодора должен быть круче, чем у саудовского шейха :lol: В общем, еще раз доказываем, что в Бурятии дорог нет…
Вскоре начинает моросить дождь, типа «асфальт» заканчивается и начинается уже привычная нам костотрясная гравийка, только теперь грязная 8) Ближе к Гремячинску она немного выравнивается, но погода… Небо окончательно затягивает, моросящий дождь приобретает некую всеобъемность и постоянство :cry:


Фото 65. Кот-балласт прячется от дождя в рюкзаке…

В 5 км от Гремячинска я задвигаю идею, что лучше нам переночевать сегодня в последний раз на берегу Байкала, а не доделывать 30-ку и ночевать черт знает где. Оппозиции не оказалось. Мы съезжаем с дороги на берег озера и находим бивачок на опушке леса, вообще пляж на несколько километров представляет собой место для пьянок местного рабочего народа. Костровищ, как и мусора, предостаточно… Практически как за «Буревестник» вылез на Южной в Томске – дров мало, все вытоптано, бутылок много 8) Хорошо, что погода плохая и начало рабочей недели – нас никто не посещал ни вечером, ни утром.
Палатку ставим на длинном травянистом валу, возвышающимся на пару метров над пляжем в 20 метрах от воды. Байкал суров – пелена облаков, волны по полметра на гребне... Как обычно без летающих чайников с их мерзких воплями никак нельзя… Этакая Северная Атлантика местного масштаба. Хотя тоже завораживающее зрелище. Пока ставили бивак и палатку, кот-балласт прятался в моем рюкзаке от дождя, еще с лыжных походов его плюшевое тельце не привыкло к такому обилию влаги 8)
Вечером дождь кончился, пошарившись по окрестным местам отдыха, я нашем деревянный лук и пару стрел. Игры в Робин Гудов стали нашим вечерним развлечением 8) Гринпис, в лице Вадика, обрел непаханое поле деятельности на этом пляжу – он со всех сторон притаскивал кучи пластиковых бутылок и прочего мусора и сжигал всё это на костре. Цвет и вонь дыма не могли испортить Вадику карму от такого великого действа - он чистил природу :icon_super: Саня по этому поводу предположил, что, наверное, Вадика придется оставить, т.к. за сегодня он здесь не управится… Еще некоторое время попятившись на суровый Байкал мы легли спать.


Фото 66. Утро стрелецкой казни.

Часов в 12 ночи начался шторм – сначала ветер раздул угли нашего костра, который казалось, потух еще 2-3 часа назад, так что через тент палатки были видно зарево от пламени в 5 метрах. Саня или Вадик, не помню кто точно, вылез из палатки и окончательно затушил костер. А потом с подветренной стороны на палатку начало кидать воду, казалось, что с одной стороны идет мощнейший ливень, а с другой – моросящий дождь. И это в 20 метрах от берега :shock:
За этот день мы проехали 74 км. В общих чертах день оказался скучным и нудным - поход постепенно приближается к своему логического завершению.

Комментарии
! 
Джу, да вам крупно повезло, что хоть три болтика осталось ))
JuliaMac08.04.13, 19:26
;) 
Хе-хе, мы в умхейском радоновом озере просидели с полчаса :)
А еще мы зависли на денек в долине Баргузина после Улюнхана - там прекрасно... даже тайменя видели :) а с Курумканом вообще воспоминания связаны... мы по той гребенке все болтики из хабов растеряли, в Курумкан приехали на трех, если память не изменяет... в попытках найти обольстили половину местного населения, но даже это не помогло, как ехали дальше - страшная история %)
Guest09.09.11, 12:30
Кайф 
Я ездил лет в 16 по этой дороге на Урале зимой в качестве пассажира. Спасибо за отчет!!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4
Ссылка: