Глава 4. Неизбежность

По тропе вдоль Карагема неизбежно... По тропе вдоль Карагема неизбежно...
Многочисленные притоки Карагема Многочисленные притоки Карагема
- В чем секрет твоего спокойствия?
- В полном приятии неизбежного…..

18-23.08. 7-12 день похода

Пер. Карагем – долина р.Карагем – р. Аргут

От р. Джело резкий набор высоты по разбитой горной дороге, которую периодически пересекают осыпные скальные выносы. Первые 2 км. крутизна дороги значительна и доходит до 20%. На два километра приходиться 4 витка серпантина. В данный момент для транспорта дорога не подходит, разве что для «УРАЛов». Поднимаемся в два такта, ехать на велосипеде практически невозможно, мешаются крупные обломки пород. Хотя Рома и Леха пытаются заехать своим ходом.
Через два километра дорога выходит на пред перевальное плато и крутизна склона уменьшается до 3%. По плато дорога идет 1,6 км. далее опять резкий набор высоты по 6 ступеням серпантина. Крутизна доходит до 15-16%. Ближе к перевальной седловине дорога превращается в утрамбованные крупные валуны и движение по ней становиться нереальным даже для наших ездоков – Романа и Алексея.
После написания записки о посещении перевала и оставлении её в туре, группа перекусила перевальным шоколадом (жаль, что шоколад только на перевалы). Через 20 мин. лоси ломанулись вниз по серпантину. Внимание: сильно разбитая дорога с выносами каменистых оползней. Через пару километров собираемся группой и достигаем первой переправы. На том берегу обнаружился очередной прокол у Ромика, пока сушимся, он меняет камеру (только после похода прочитав техническую литературу мы на конец поняли, что за проклятие преследовало Рому – его двухподвес под весом велорюкзака на некоторых участках срабатывал на пробой). Опять потрясающий, головокружительный спуск по камням, которые когда-то были дорогой. Ближе ко второй переправе через р. Йолдоайры, застучал багажник у Лося. Решаем пообедать и попутно починить багажник. Ну а после обеда начинается цирковой номер – пройди по остаткам дороги до Карагемской поляны. То камни, то переправы, то лесные завалы. Полный песец…( хотя это был только детский утренник, а вот дискотека не по-детски началась на следующий день).
На поляне есть два летника алтайцев и новый построенный приют для туристов с печкой. С поляны открывается потрясающий вид на седовласые вершины.
Нас следующий день делаем разведку на наличие брода через р.Карагем. Разведчики вернулись с нулевыми результатами. Решаем перейти р. Йолдоайры, там дальше возможно движение по галечным отмелям по левому берегу Карагема. Переправившись, движемся по отмели, пока не упираемся в очередной каменный завал. Димон и Паша уходят (уплывают) в разведку, на тот берег Карагема, а Тимон уходит по завалу вдоль левого берега. С большим трудом, переправившись, разведчики находят после непродолжительных поисков конную тропу. Тимон забрался в бурелом, пошатался там подобно медведю, и не нашел тропу. Решаем штурмовать реку..
После переправы посторонний наблюдатель мог бы наблюдать интересную картину – как группа лиц судорожно прыгала в буреломе (вода в реке холодная, да и долго перебирались). Далее движемся по конной тропе, заваленной поваленными деревьями. Периодически пересекаем участки альпийских лугов, по которым вся группа движется на велосипедах. Пару раз попадаем в заросли монгольской акацией с ивняком (очень интересное препятствие – ноги заплетаются об иву, которая стелется по земле, а за руки цепляется колючки акации). Тропа то вверх, то вниз, ровных участков практически нет. Периодически заряжает моросящий дождь, который превращает тропу в месиво, по которому невозможно двигаться вверх, ноги скользят по грязи. Темнеет , команда ставит лагерь прямо у тропы. Костер такой развели, дабы согреться, что подпалили нижние ветки кедра, пришлось срочно тушить
Следующий день до безобразия был похож на предыдущий. Сначала 400 метров вниз по тропе, вышли к р. Камрю. Переправляемся связками на противоположный берег ручья. С ходу сильная подгруппа – лоси, разбивается и начинает искать тропу далее вниз по долине. Тропа - обнаружена чуть выше по склону. После р. Камрю тропа практически исчезает, и становиться практически непроходимой вследствие завалов деревьев и камней. Первые 1200 м. резко вверх через множество поваленных деревьев, скорость упала до 1 км/час. Дальше чуть выполаживается, но появляется монгольская акация, сплошными зарослями. Штурмовая подгруппа уходит, вперед расчищая дорогу топорами с пристегнутыми велосипедами к рюкзакам (это отдельная тема шуток в команде – Активация, Трансформация.. и велоботы уходят в зеленый сумрак.). Один из казахстанцев делает попытку нести челноком вещи, в итоге чуть не потерял велосипед (на чем все долго смеялись…)
Подобие тропы траверсирует склон и стремительно сбрасывает высоту к Карагему. Штурмовая группа (Лось, Димон и Тимон) отрывается на несколько километров от основного состава. Ближе к реке тропа улучшается и скорость увеличивается. На 6 километре от завтрака выходим на большую поляну с оборудованной стоянкой алтайских охотников, где и организуем обед. Очень много дров и рядом вода. Когда обед практически приготовился, появились первые участники второй подгруппы. К всеобщему удивлению Рома спускается на велосипеде вместе с Ольгой. Говорят – как появилась четкая тропа сели на велосипеды и поехали. Через 1 час выдвинулась штурмовая группа «Велоботов» и исчезает в лесу.. Тропа по четче стала, но очень сильно петляет. В итоге по прямой вроде бы прошли 3 км, а по велокомпьютеру у Романа 7 км. То вверх, то вниз. Очень много поваленных деревьев. Периодически тропа выходит на травянистые склоны и скорость возрастает. Темнеет, решаем собраться группой и решить где ночуем.
Всю группу так и не удалось дождаться, штурмовая группа принимает решение идти до ровного ближайшего места поближе к реке. Тропа пошла на спуск, и тут неожиданно показались многочисленные скальные участки. На скалах тропа пропала, и штурмовая группа с фонарями начала пытаться найти спуск вниз. Сто метров удалось сбросить, по скально-осыпным склонам, не нарушая безопасность. Дальше все стало гораздо хуже. Крутизна склона стала 60 градусов, принимаем решение, использовать веревку для спуска. Самое примечательное, что все это происходит в сумерках. Руководитель со штурмовым рюкзаком уходит по веревке вниз. Спуск по скально-осыпному склону с крутизной от 60 до 90 градусов. Выйдя, на одну веревку вниз руководитель, еще спускается на 100 метров вниз по 50 градусному склону по камням. И только там находит ровное место немного в стороне от скального склона, с этой полянки открывался потрясающий вид на «светлячков – велосипедистов» на склоне. Дима, вторым спускаясь, закрепил вторую веревку для страховки. В итоге спуск у группы закончился в 22.30. Воду по отработанной схеме дежурные находят ниже по склону в р. Карагем. Благо у всех есть фонарики.
После замечательной ночевки в кедровом лесу на ровной площадке. Выдвинулись дальше через 200 м. появилась тропа, как по мановению волшебной палочки. Опять стремительный спуск к реке на 1 км. по тропе. Вышли к р. Каиндыодру, там же организовали завтрак. Через 2 часа выдвинулись дальше. Тропа очень четкая и проходит по лугам. Движение возможно на велосипеде. По этой четкой тропе быстро доехали до места брода через реку Карагем, обозначенного на карте. Крутой спуск и мы на отмелях. Отмели поросли зарослями облепихи, сквозь них пробиваемся к р.Карагем (это второй прикол этой долины – акция с её маленькими шипами просто отдыхает, на фоне дикой облепихи). Первоначальный осмотр показал, что переправиться будет не сильно сложно. Пока подтягивается остальная группа, Дима и Паша делают разведочный бросок по правому берегу до скальных сбросов. Дальше движение по правому берегу двигаться невозможно, по этому переправляемся.
На переправе на тот берег со страховкой переходят Дима и Юра как самые холодоустойчивые люди. Ширина реки 27 м. глубина 0,9 метров, скорость течения 2,2 м/с. На той стороне ребята валят за 40 минут лиственницу стоящую рядом с берегом. После навешиваем перила и с индивидуальной страховкой переходим на тот берег и переносим велосипеды.
На левом берегу тропа очень четкая. После обеда даже едем на велосипедах 300 метров. Дальше подъем по склону в обход прижимов. На этом участке был забавный эпизод.
Лось первый ломиться по тропе, тропа упирается в скальный участок. Он с большим трудом затаскивает велосипед и рюкзак наверх, на грани сил. В момент, когда он начинает себя чувствовать победителем этого участка, снизу доносится крик Лехи – Эй велоалпынысты тут внизу целый автобан. В итоге громко матерящийся Паша спускается вниз с этой скалки.
Подлеска стало меньше, но стало больше камней и корней деревьев, которые после дождичка стали скользкими. Ночевали на большой терассе реки поросшей зарослями облепихи. Замечательное место – грибы, облепиха , чистейшая вода и красивые скалы вокруг.
Следующий день решили восстановить силы и отдохнули на дневке. Тогда как сильная подгруппа разведала путь до зимника им. Ильича, откуда начинается дорога.
После дневки команда бодро рванула по проверенному пути до дороги. Опять все те же прижимы, то верх, то вниз. Тропа четкая, осложненная поваленными деревьями и камнями. После 6-го километра тропа резко стала набирать высоту, в обход скального прижима около изгиба реки. Набор высоты почти 300 метров. Пошел дождь, скорость резко упала. Принимаем решение, опять разделиться, и уйти сильной подгруппе вперед до зимовки, где будет обед.
После подъема в обход прижима, и пересечения ручья. Тропа практически проезжаема. Садимся на велосипеды и под проливным дождем спускаемся к зимнику.
Во время обеда ливень прекратился и у жаркого костра практически все просохли. По тропе проезжаем еще пару километров и выходим на лесную дорогу, которая становиться горной после второго летника. Дорога скользкая, после летника опять попали в полосу ливня на 15 минут. Через несколько метров как поехали после дождя руководитель группы падает на велосипеде из-за скользкой травы. Вроде бы падение не сильное, но крайне неудачное. Павел при падении ударяется об камень левым боком и ломает ребро (уже дома рентген показал, что ребро было сломано). Дорога очень четкая, но с большим кол-вом камней. После того как дороги соединяются с низовий Аргута и с верховий Карагема, дорожное полотно резко улучшается.
Краткая характеристика участка:
7 день. Пройдено 24 км. ср. скорость 7,3 км/час. Ходовое время 03.15. Набор высоты 750 м. Погода: до обеда переменная облачность, 4-х часовой моросящий дождь +8-14. Дорожное покрытие: Заброшенная горная дорога частично засыпана, переправы, бурелом.
8 день. Пройдено 16 км. ср. скорость 3,2 км/час. Ходовое время 04.50. Набор высоты 530 м. Погода: Переменная облачность, иногда моросящий дождь, вечером ясно +12-16. Дорожное покрытие: Пешеходная тропа, осложненная локальными участками бурелома, кустарника и т.п..
9 день. Пройдено 14 км. ср. скорость 3 км/час. Ходовое время 04.10. Набор высоты 630 м. Погода: Ясно +16-18. Дорожное покрытие: заброшенная пешеходная тропа, осложненная локальными участками бурелома, кустарника и т.п.
10 день. Пройдено 11 км. ср. скорость 3 км/час. Ходовое время 03.30. Набор высоты 450 м. Погода: ясно, периодически ливневый дождь +16-18.. Дорожное покрытие: Заброшенная пешеходная тропа, осложненная локальными участками бурелома, кустарника и т.п. Переправа р.Карагем 2А.
11 день. Дневка.
12 день. Пройдено 23 км. ср. скорость 7,2 км/час. Ходовое время 03.10. Набор высоты 660 м. Погода: ясно до обеда, моросящий дождь до вечера +14-15. Дорожное покрытие: заброшенная пешеходная тропа, осложненная локальными участками бурелома, кустарника и т.п. Горная дорога.