Cухопутная экспедиция. Топосъемка сухих ходов (8-я симфония, Владивостокский, Резервная галерея), фотосъемка.

Ход экспедиции

В пещере был паводок, первые три дня (из 4 проведенных под землей) +14-15 м к меженному уровню Долгих озер. Это на 1-1.5 м выше натечной плотины между озерами и Шумной базой; очевидно, вода переливалась через нее. При таком уровне затапливается не только водопад, но и сам вход в Лимпопо. А чтобы попасть во Владивостокский ход, надо форсировать реку 4-5 м глубины с сильным течением. Паводок, очевидно, был связан со снеготаянием - неделей раньше снег лежал на 350м, к нашему прибытию - не ниже, чем на 800 м н.у.м. На четвертый день уровень опустился на 4-5м. Уровень был max с январско-февральской экспедиции - выше уреза воды на песке сохранились следы. Отсняли примерно 1.2 км галерей (8-я симфония и Владивостокский ход), в основном кондиционная съемка уже пройденного и местами когда-то приблизительно отснятого. Протяженность нитки ходов пещеры увеличилась с 6970 до 8070 м. Все левые хода между Сифоном Петра Великого и Лимпопо (8-я и 7-я симфонии, Владивостокский ход) соединяются между собой (и с Лимпопо). Как можно судить по их округлым очертаниям, местами сохранившейся ячеистой поверхностью стен, да и по переменному уклону, образовывались и развивались они в зоне сифонной циркуляции. А.Дегтярев систематически проводил измерения температуры воды и воздуха. В нескольких ручьях, имеющих близкий и низкий по высоте водосбор, температура воды была от +11,6 до +12,6, в крупных водотоках (основная река и Лимпопо) - от +9,0 до +10,1. Температура основной реки менялась: в конце паводка, при резком падениии уровня она возросла с 9 до 9,8 градуса. Работы по поиску обхода Долгих озер, перекрываемых уже при небольших паводках, были проведены лишь частично ввиду паводка. Со ставшей доступной нам на 4-й день верхней стороны старый ход верхнего яруса перекрыт, необходимы копательные работы с не очень пока понятными шансами на успех. В момент, когда мы гнали нитку через соединение Лимпопо и Владивостокского хода, внезапно послышался звук устрашающей громкости и тембра. Перед этим в Лимпопо из-за подтопления стояла абсолютная тишина. От нас до воды было еще метра 3 по высоте и было куда бежать, поэтому мы не стали убегать и продолжили топосъемку. Поезд не прибыл: минут через 7 звук так же внезапно прекратился, при этом заметного изменения уровня воды не произошло. Похоже, это где-то пробулькивала изрядная порция выжатого откуда-то паводком воздуха.