республика Марий-Эл / Спортивный туризм | Водный туризм | Пешеходный туризм

Первый российский пакрафт: впечатление владельца

29 - 30 июня 2013 г.

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПАКРАФТ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦА

или

Ода Одуванчику

Одуванчик_20

Лирическое вступление
В те далекие времена моего детства, когда деревья были большими, спальники – ватными, палатки – брезентовыми, а байдарки – исключительно каркасными, я рос и воспитывался в дружной туристской среде. В связи с перечисленными особенностями снаряжения, рюкзаки в походах были тяжелыми, и это было нормой. Более того, в глазах подрастающего поколения здоровенный неподъемный рюкзак вызывал уважение, был атрибутом настоящего турЫста. Стыдно приехать в лес с маленьким рюкзачком, презрительно именуемым «кисет», да и много ли в нем принесешь? КЛМН, штормовку да шерстяной свитер, спальник на ватине уже не войдет. Пенок не было, но был Поролон! Съедающий четверть рюкзака и при намокании грозивший веселыми ночевками, ибо сох весьма небыстро. Эх, ведь было же! :) В брезентовые двускатные палатки вшивали марлю от комаров, а сверху натягивали до звона матерчатые тенты, т.к. полиэтилен был еще недоступен...

С тех пор много воды утекло, снаряга стала удобней, компактней и – главное – легче. А старые брезентовые палатки пылятся на антресолях вместе с заслуженными «Абалаками» и «Ермаками».
Рюкзак туриста кардинально полегчал, позволив проходить бОльшие маршруты с меньшими усилиями и в меньшие сроки; в моду вошли комбинированные сверхдальние походы на полторы-две тысячи километров, малыми группами и в одиночку.

То же и с судами. Выросший в необъятных закромах Салюта, я помню, как отец купил новый Таймень и мы собирали его на полу в гостиной. Байдарки – одна лучше другой, но вес! На вокзалах, в пересадках и подходах к стапелю кучи рюкзаков и упаковок с байдами таскали исключительно «челноком», ибо унести все за раз было проблематично. И вот, перетаскивая рожны с резиной и железом, распугивая прохожих на раскаленных летних вокзалах, все чаще мечтал я о каком-нибудь волшебном плавсредстве, чтобы все влезало в один подъемный рюкзак. Но легкой и компактной альтернативы каркасным байдам в то время не было, разве что надувные лодки, презрительно называемые в тур.среде «клизмами». И я, собрав свою первую компанию, на некоторое время увлекся ими; немало интересных маршрутов было пройдено на этих неповоротливых, но симпатичных толстушках.
Однако, «клизмы», в ряде случаев обладая достоинствами и даже преимуществами перед каркасниками, все же имеют существенные минусы — малую скорость, неповоротливость и высокую парусность, что накладывает ограничения при выборе маршрутов. Поэтому время от времени возвращался я на старый Таймень, чтобы испытать кайф от хождения на байдарке.

Но жизнь не стоит на месте. Благодаря талантливым энтузиастам стали появляться новые модели туристских судов, сектор этот активно развивался, и, наконец, весной 2010-го мы приобрели легкую и компактную замену Тайменю — Викинг 4,7 от питерской Акваграфики. Лодка оправдала надежды полностью, до сих пор не вижу ей альтернативы применительно к моим задачам.
Одновременно с этим увлекся одиночными вылазками, в том числе с водной частью. Но таскать на одного или на двоих с супругой здоровую 15-килограммову лодку ради нескольких дней сплава со временем стало казаться нерациональным. Захотелось чего-нибудь еще более компактного и легкого. Как говорится, аппетит приходит во время еды :)

Еще до покупки Викинга я наткнулся на информацию о забугорных туристах, которые ходят комбинированные маршруты, используя легкие одноместные лодки – «пакрафты». Заинтересовался, стал изучать предмет. Маленькие надувнушки оказались на редкость прочными и функциональными, маршруты включали бурноводинг, волок пакрафтов по насту в качестве саней и даже прыжки с водопадов. Полиуретановое (ПУ) покрытие, в отличие от уже привычного ПВХ, значительно прочнее, что позволяет наносить его более тонким слоем, в результате чего ткань получается значительно легче. Вес «классического» пакрафта не превышает двух килограмм!
Впечатленный, вышел на сайт фирмы Alpacka – пионеров современного паркафтостроения. Модельный ряд интересный, лодки – супер, но ЦЕНА… да еще с учетом доставки… В общем, почесав в затылке, отложил покупку до лучших времен, но следить за предметом продолжил. Со временем появились и другие производители, особенно понравился BayLee River Runner от фиры Feathercraft, он напомнил мне старую добрую ЛЭ-3М, на которой когда-то было пройдено много интересных маршрутов.
Мало-помалу стали возникать первые владельцы альпак в России, появились отзывы, фото и видео от местных владельцев. А у меня из головы не выходила мысль: пора бы уже и у нас явиться пакрафтостроителям, тема-то весьма перспективная.

И вот, пока я примерялся с веревкой к своему земноводному, свершилось: у нас появился первый изготовитель пакрафтов! Конструктор легкого снаряжения из Красноярска, Сергей Каржаев, не только построил первый российский пакрафт «Синицу», но стал активно развивать модельный ряд и, самое главное, принимать заказы на изготовление. Ну разумеется, я не мог пропустить такой шанс.

С интересом изучив сайт Синицы и почитав обсуждения темы на Скитальце, обратился к Сергею напрямую с вопросом об изготовлении пакрафта на заказ, под мои потребности.
Дело в том, что до той поры Сергей делал классические одноместные пакрафты, меня же интересовала полуторка – лодка, в которой можно с комфортом идти в одиночный маршрут, не экономя на объеме снаряги, или разместиться вдвоем на короткий сплав с определенным минимумом комфорта. По опыту использования самарской надувной полуторки были определены примерные ТТХ: длина внутреннего пространства 160-165см, ширина внутри 36-38см, средний диаметр баллона 30-32см.
Каржаев отнесся к идее с пониманием и выразил готовность сделать такой пакрафт. (К слову, не каждый конструктор и производитель готов делать эксклюзив, так что респект Сергею!) Думается, ему и самому был интересен результат.
Где-то с месяц мы обсуждали размеры, детали и материалы, и в результате пришли к такому проекту.
Сергей взялся построить пакрафт с максимальной длиной кокпита в 160см, шириной кокпита в 38см и средним диаметром баллонов в 30см. При этом он будет обладать геометрией, напоминающей альпаки, т.е. зауженным носом, удлиненной и утолщенной кормой с умеренным «хвостом» и переменным диаметром баллонов. Все эти особенности предположительно должны были улучшить баланс лодки при загрузке, курсовую остойчивость и слегка повысить скоростные показатели.
 По материалам: на момент заказа Синицы изготавливались из двух типов ткани – баллоны из капрона с односторонним ПУ-покрытием 210Den, дно из баллистического капрона 1680Den с самодельной водонепроницаемой пропиткой. Для сравнения: на альпаки ставится (если верить этой статье) заметно менее плотная ткань (70Den баллоны, 210Den дно), но с двухсторонним ПУ-покрытием, снаружи потолще, изнутри потоньше. Сейчас Сергей активно ищет альпаковские материалы, чтобы опробовать их на своей Синице.
И еще одна особенность заказа – я попросил сделать пакрафт двухсекционным, что не характерно для альпак и чего Сергей ранее не делал. Это, конечно, осложняло задачу изготовителю, но позволяло сохранить запас плавучести при получении пробоин.

Оговорив все нюансы, утвердили заказ, перевели денежки и стали ждать лодку.
В процессе изготовления Сергей присылал на согласование чертежи, мы обсуждали детали и даже имели возможность по Скайпу наблюдать пакрафт на этапе «бублика». Подход и коммуникабельность очень понравились.

Изготовление заняло порядка двух недель. В это время мы с женой обсуждали чрезвычайно важный вопрос – имя грядущей лодки. Ведь всем известно: «как вы судно назовете – так оно и поплывет» :) Было перебрано множество названий птиц, рыб и тому подобных; почти сошлись на «Барабульке», но все-таки это было не совсем то. А тут уже Сергей закончил работу и сам предложил нанести какое-нибудь имя на борту. И вот, в последний момент вспомнилось – «Одуванчик»! Кто читал книгу Юрия Коваля «Самая легкая лодка в мире» – тот поймет, а остальным рекомендую прочесть, это одна из моих любимых с детства книг. И предмет как раз в тему :)

Итак, теплым вечером 17 июня 2013 года долгожданный Одуванчик прибыл домой. На этом заканчивается лирическое вступление, далее пойдет изложение фактов и впечатлений.

Пакрафт Одуванчик: знакомство
Сверток, полученный в Деловых Линиях, оказался и впрямь небольшим, но явно больше трех кг. Так и оказалось.
Одуванчик_02Одуванчик_01
И немудрено: в комплекте идут 2 гермы 50х70см, баллон клея + отвердитель, большие куски ПУ-ткани и баллистического капрона (я попросил добавить для изготовления уключин). Вот и набежал вес комплекта аж в 3,8кг.
Отделив ремнабор и гермы, получили чистый вес лодки в 2,75 кг:
Одуванчик_06
На фото виден сверток с лодкой, гермы и флакон с клеем, также можно разглядеть плотную структуру донной ткани:
Одуванчик_03Одуванчик_04
Ну, раскатывай и надувай уже скорее!
Одуванчик_05
Клапаны весьма оригинальные: сделаны из ПЭТ-баллонов, внутри вклеена мембрана. По словам производителя, вообще не ломаются. Ну что ж, проверим… Надуваются невесомым насосом-мешком, штуцер сделан из баллонной пробки:
Одуванчик_07Одуванчик_08
Одуванчик_09
Надувается достаточно быстро, финальный поддув – ртом.
Для сдувания лодки нужно просунуть конец веревки под мембрану клапана и выгонять воздух скатыванием. Удалив воздух, выдернуть веревку и закрыть клапан.
Одуванчик_10
Клапаны понравились простотой и оригинальностью идеи. Сама мембранка в процессе надува слегка травит, но после завинчивания пробки клапаны держат достойно – за двое суток лодка не стравила ни капли.
Разумеется, нагнать большое давление ртом проблематично, нужен насос. Но это – разумная плата в борьбе с лишним весом. В принципе, соорудить переходник на обычный насос не составит большого труда.

Итак, в итоге мы получили пакрафт-полуторку с такими характеристиками:
- наибольшая внешняя длина = 259 см;
- наибольшая длина внутреннего пространства = 160 см;
- наибольшая внешняя ширина = 98,5 см;
- наибольшая ширина внутреннего пространства = 38см;
- средний диаметр баллона = 30 см;
- вес = 2,75 кг.
По моей просьбе производитель сделал пакрафт двухсекционным, хотя классические Альпаки имеют лишь одну секцию. Схема секций – диагональная. Для удобства сдувания все же лучше делать продольную или поперечную, хотя они, имхо, менее функциональны с точки зрения выплывания с пробитым баллоном.

Одуванчик прописался в нашем доме и был обмыт бутылочкой Кьянти :)
Одуванчик_11Одуванчик_13

Первый стапель
Понятно, с нетерпением ждали свободных выходных, чтобы произвести первый спуск на воду. И дождались!
Для полноты ощущений, на речку и с речки – пешка, 7-8 километров лесными тропами. Рюкзак – пушинка! Жена вообще пошла с городским рюкзачком :) Буквально за две недели до этого ходил в тех же краях, но с 15-килограммовой лодкой в качестве «довеска». Ощущения свежи, и разница ОЧЕНЬ впечатляет.
Шли – не парились, любовались природой, комарихи в этот раз особо не беспокоили :). Так, не спеша дотопали до реки и стали в тенечке на стапель.
Одуванчик_15
Мягких вещей на выходные набралось маловато, так что гермы-сиденья не удалось набить до требуемого размера, чтобы хорошо распирали борта. В результате, они малость елозили и посадка была не очень удобной.
Одуванчик_14Одуванчик_16
На испытания взяли с собой универсальный комплект весел, который я использую с Викингом: дюралевое весло от Тайменя (цевье + две лопасти) и пару канойных рукоятей (распилил пополам стандартное цевье и вставил Т-образные упоры. Используем в зависимости от настроения, характера реки и графика: при неторопливом сплаве (или в густом коряжнике) удобнее идти на канойных, а при встречном ветре, спешке (или наоборот, желании матроса вздремнуть) можно перестегнуть лопасти и перейти на байдарочную греблю.

Итак, первый спуск Одуванчика на воду реки Илеть:
Одуванчик_17Одуванчик_18
До обеда гребли канойными, сидя лицом вперед, а потом я перешел на байдарочное – сдвинул сиденье матроса вперед и мы пошли лицом друг у другу. Пространства в лодке хватает, ноги узлом завязывать не нужно :)
Одуванчик_19Одуванчик_22
Одуванчик_23Одуванчик_24
При сильных гребках матроса в носу бултыхает. Но в целом пакрафт идет хорошо, легко разгоняется и на курсе вполне остойчив. А вот в одно весло с незагруженным носом – заметно хуже. Подробности ниже, в разделе первых впечатлений и выводов.
Вечером достигли любимого пляжа, где Одуванчик обрел причал, а мы – ночлег.
Одуванчик_27Одуванчик_29
На следующий день – снова в путь до обеда, потом антистапель на заросшем лопухами берегу.
Одуванчик_31
Когда собрался сдувать лодку, столкнулся с проблемой: не смог открутить крышки клапанов, как ни старался. Сверхусилий при закручивании не применял, закрыл как обычный баллон с пивом. Может, прикипели за сутки от клеевых испарений? Поскольку воздух из лодки ощутимо попахивает клеем, видимо, химические процессы до конца не завершились (по словам Каржаева, запах должен выветриться после двух-трех выездов). Пока возился, жена – умница – догадалась воды вскипятить. Окунули пипку в стакан, подержали – она размякла и поддалась. Поставил менее «зубастые» крышки от Жатецкого Гуся :)
Одуванчик_30
Вот так прошли первые испытания Одуванчика. Поскольку поехали вдвоем, то фотографий с полным экипажем нет. Ну да это дело наживное, ибо все_только_начинается!

По результатам выезда сформировались первые соображения и выводы, которые в дальнейшем будут пополняться, исходя их последующего опыта эксплуатации.

Некоторые впечатления от первого знакомства и размышления о будущем
Эксплуатационные качества/особенности.
Места на двоих хватит на пару-тройку дней. Если ужаться с барахлом и брать только компактную снарягу – можно утрамбоваться вдвоем на недельку. Но без лишнего комфорта, только самое необходимое. Одному можно смело идти в длительный поход, не экономя на вещах.
Материал баллонов выглядит достаточно прочным и надежным, это вам не китайский Интекс! :) Дно кондовое, даже с избытком. Для спокойных рек вполне можно ставить тоньше – будет выигрыш в весе, упаковка станет компактнее, да и сдувать станет проще. Зато сейчас плывешь как на броненосце, несколько раз с разбега наскакивали на бревна в струе – дну хоть бы хны!
Качество изготовления вполне. Оригинальные клапаны работают хорошо, но рекомендую следить за состоянием крышек.

Теперь по ходовым качествам Одуванчика.
Лодка очень легкая, соответственно легко разгонять и маневрировать.
Вдвоем под канойными веслами – отлично.
Вдвоем под одним байдарочным веслом – на курсе устойчив, не рыскает. Но пассажира на носу ощутимо побалтывает, особенно при сильных гребках. Я так понимаю, жесткости не хватает. Исправить, думается, можно, если качать сильнее, но для этого уже нужен насос.
В одиночку под байдарочным веслом (без пассажира и без большого груза) – совсем не ахти. Нос не загружен, приподнят над водой, лодка сильно рыскает из стороны в сторону. Ну, в общем, ожидаемо. Надо загружать нос, или смещаться ближе к центру, пока не пробовал.
Парные весла – выход из ситуации для одного. Лодка рыскать не будет, если грести синхронно двумя руками. В общем, как на обычных мелких надувнушках. К сожалению, этот вариант пока не пробовал – времени не было установить уключины. Пока размышляю над их конструкцией. Видимо, лучше делать их съемными. Пришла шальная мысль использовать подошвы от старых ЭВА-шлепанцев, на которые пришить петлю для вставки весел :) Будет достаточно жесткая и высокая опора (и легкая!). Но осуществить смогу только осенью, ибо оставшееся лето уже расписано на маршруты.
В этом сезоне серьезные походные испытания Одуванчика не планировались, оторвемся осенью на ПВД. А вот на следующий сезон можно будет придумать что-то интересное.

Что сказать в завершение? Все вышеперечисленные особенности Одуванчика отражают суть идеи легкой и компактной лодки для комбинированных автономных маршрутов. Продукт нишевый, со своими ограничениями, но с неоспоримыми достоинствами в контексте самой идеи. Я рад, что теперь наши туристы могут распробовать этот экзотический (пока), но сладкий плод – пакрафт «Синицу»!

Так что автору лодки Сергею Каржаеву — пионеру российского пакрафтостроения — большой респект и уважуха!

Как уже говорил, по мере поступления новых впечатлений от Одуванчика, данный опус будет дополняться текстом, фото и видео, дабы помочь душам, ищущим свой идеал Самой Легкой Лодки в Мире :)

hrapitan
Казань, 01.08.2013

UPDATE ноябрь 2013

Вот и подошло время дополнить рассказ о российском пакрафте.
И хотя в водном сезоне 2013-го Одуванчик не успел поучаствовать полноценным походом, короткие выезды принесли свои плоды в виде накопленных впечатлений и опробованных решений.

В первую очередь следует сказать о курсовой устойчивости.
Как уже упоминалось, при посадке вдвоем никаких проблем нет. Они возникают при посадке в одиночку без достаточной загрузки. Нос задирается, и лодка вертится «на пятой точке».

Попытки сместиться с веслом к центру ощутимых результатов не принесли, лодка продолжала рыскать. Следующей логичной мыслью было загрузить нос. Добавление около 15 килограмм в носовую часть привело к ожидаемым результатам — Одуванчик стал заметно устойчивей на курсе, рысканье почти прекратилось.
Собственно, вопрос балласта всегда был актуален в судоходстве, не обошел он стороной и маломерные суда. На сайте Акваграфики есть видео, где Михайлов экспериментирует с гирей на Викинге-3,8 (см. ссылку внизу страницы).

Также был опробован вариант установки парных весел, для чего пришлось сочинять конструкцию уключин. Основной вопрос состоял в изготовлении платформы, которая служила бы жесткой опорой для весла и приподнимала его над бортовым баллоном во избежание трения. Способ крепления весла в уключине также вызывал некоторые вопросы.

В результате раздумий и экспериментов родился достаточно простой и функциональный вариант. На борт лодки наклеивается основа, напоминающая сдвоенный рым, только вместо полуколец — две петли из стропы. Сверху устанавливается съемная платформа из жесткой пенки с прорезями для петель, в петли вставляется шнур. На цевье весла одеваются разнесенными парами 4 стандартных весельных резиновых кольца. Это одновременно точки крепления весла к уключине и вращения в ней, а также стопоры-ограничители. Шнур обхватывает петли и кольца, получается довольно хороший узел: весло движется вдоль борта, но не проскальзывает в поперечном направлении. Все вместе — основа, платформа, шнур, а также кольца на весле и образуют уключину. Само собой, уключина вяжется мокрым шнуром. Для ясности проиллюстрирую:

Одуванчик_32
 Одуванчик_33
Одуванчик_35 Одуванчик_34

Весла — стандартный тайменевский шафт + небольшая ПЭТ-лопасть — получились легкими и компактными. Одуванчик невелик и воздушен, ему не нужны ни большая площадь лопатки, ни рычаг. Если грести веслами одновременно, лодка движется прямолинейно, без вихляний и разворотов.

Одуванчик_36
 Одуванчик_37

Данный вариант снимает проблему курсовой устойчивости незагруженной лодки и его вполне можно рекомендовать любителям парных весел.

Я же, попробовав все варианты, вернулся к байдарочному веслу, как более привычному и приятному. Если иду в одиночный ПВД, просто прихватываю большой и плотный ПЭТ-мешок, который набиваю на стапеле песком и кладу в нос в качестве балласта. Этого вполне достаточно.

UPDATE ноябрь 2014

За полтора года, прошедшие после покупки Одуванчика, завелись в нашей стране другие изготовители пакрафтов, выросло и число российских пакрафтеров, среди коих многие выбрали Синицу и Иволгу. Да, Одуванчик оказался настолько удачной и востребованной лодкой, что вошел в серию под именем Иволги. Таким образом, линейка каржаевских пакрафтов расширилась.

На данный момент обе модели претерпели некоторые совершенствования, главное из которых коснулось формы кормы — обе лодки получили более выраженный «альпаковский» хвост, который служит своеобразным курсовым стабилизатором. Вещь интересная и полезная. Во второй половине каржаевского ролика особенно хорошо видна его работа.

Также в арсенале изготовителя появились такие полезные опции, как бедренные упоры и фартук (пока несъемный).

Много вопросов у людей возникало по поводу прочности пакрафтов. Народ в большинстве своем недоверчиво относится к лодке, которая весит меньше 3 кг ))

Что могу сказать: за 2 сезона очень плотной эксплуатации с апреля по ноябрь Одуванчик не получил ни одной пробоины. Конечно, условия несколько тепличные — равнинные коряжистые речки, мелкие расчески и эпизодически каменистые шкуродеры; в бурной воде Одуванчику побывать не довелось. Но все равно показательно.

Одуванчик_38
Фото Sonata Girl
Одуванчик_39
Фото Е. Новикова

К концу второго сезона эксплуатации вылез лишь один недостаток. Как выяснилось, самодельная пропитка баллистического капрона при активной эксплуатации со временем разрушается, и дно начинает понемногу пропускать воду. Проблема решается обновлением пропитки (нужно обратиться к Каржаеву за составом и инструкциями), в особо серьезных случаях лодку можно выслать на гарантийный ремонт — Сергей изнутри наклеивает тонкий слой водостойкой ткани. Кстати, теперь дно на новых лодках изначально ламинируется таким же образом:

Одуванчик_40 Одуванчик_41
Фото А. Салтырева

Еще хотелось бы предостеречь потенциальных и состоявшихся пакрафтеров: лодки наши невесомы. А это значит, что даже в безветренный день их следует привязывать! Один невесть откуда взявшийся порыв – и ваша лодка может оказаться на середине реки. И надо еще успеть на это среагировать. Со мной было так : вытащил пакрафт из кустов на берег, привязал легкую герму, пока ходил за остальным грузом, дунул ветерок. Глядь – а Одуванчик уже у противоположного берега )) Ладно, рядом рыбачил товарищ, иначе пришлось бы лезть в октябрьскую водичку…

Одуванчик_42
Поимка улетевшего Одуванчика. Фото С. Шишкина
С тех пор завел привычку обязательно привязывать разгруженный пакрафт.

Что же можно добавить по Одуванчику? Да покамест ничего, кроме того, что с мая 2013 года он перешел к моему отцу. Да, папе так понравился пакрафт, что теперь Одуванчик верой и правдой служит моему дорогому 81-летнему туристу.

Сам же я загорелся новой лодкой, новой конструкцией, новыми идеями, которые нашли благосклонный отклик в душе пакрафтных дел мастера Сергея Каржаева. И он, на свою голову, согласился на очередной эксперимент )))
Что же из этого вышло — отдельная история, рассказанная в отдельной статье, которая так и зовется: