Казахстан / Водный туризм | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

Водный поход по реке Урал, июль 2007 года, рук. Давыдов В.

10 - 17 июля 2007 г.
Пограничный участок реки Урал, от села Жарсуат до села Тонкерис Западно-Казахстанской области, общая протяженность 173 км на лодках. Основная цель исследование природных объектов реки Урал

Дневник путешествия
Тема: Достопримечательности

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Западно-Казахстанский областной центр детско-юношеского туризма и экологии
Бурлинский районный дом детского творчества и туризма

Туристко-экологическая водная экспедиция «Жайык – Урал 2007г» среди школьников
(по маршруту п. Жарсуат – п. Тонкерис 173 км, 8 дней)

Аксай 2007 год.

Руководители группы:
1. Складанюк В.В. – учитель Бурлинской СОШ.
2. Давыдов В.А. – учитель Бурлинской СОШ.
3. Бикжанова К.Т. – учитель Канайской СОШ.
4. Даукариев А.С. – методист по спорту и туризму среди молодежи.

Состав группы:
1. Ирзигитова Лаура – капитан.
2. Сеитова Ботагоз – краевед.
3. Шуалиев Амантай – штурман.
4. Карагожин Аскар – штурман.
5. Бикжанова Алина – зоолог.
6. Абисова Альбина – ботаник.
7. Галимов Нурбол – фотограф.
8. Касымова Рамиля – гидролог.
9. Сулейменов Тимур – топограф.
10. Кажгалиев Акылбек – костровой.
11. Пастухова Татьяна – повар.
12. Желбаев Альбек – костровой.
13. Сахметов Айдар – медик.
14. Капитуллин Александр – завхоз.

День первый, 10 июля 2007 года. п. Жарсуат - п. Приуральное (27 км по воде)
08.00ч утра.
Начался сбор команды Бурлинского района в городе Аксае, куда приехали ребята из Успеновки и Акбулака. По пути в Жарсуат, заезжаем в поселок Бурлин, чтобы забрать ребят из Каная и Бурлина, и в полном составе едем в поселок Жарсуат, чтобы принять эстафету у команд Каратюбинского района и «Жас даурена». Затаив дыхание, подъезжаем к месту старта, интересно, что же ждет нас в этом году, ведь река Урал непредсказуемая река. В этом году Урал полноводен, широк и гордо понесет наши лодки на своих волнах, целых восемь дней! В поселке Жарсуат нас ожидали команды, передающие нам эстафету, и команда из города Уральска, которая отправится в это путешествие с нами с нами.
10.35ч утра.
Начинается торжественное мероприятие, посвященное передаче флага и судового журнала, команде Бурлинского района. Нас поздравили и пожелали счастливого пути команда Чингирлауского района и заведующий отделом туризма ОЦДЮТиЭ А.Н.Мамин. После обмена эмоциями и впечатлениями, прощаемся и погрузив снаряжение по лодкам, отходим от берега.
12.35ч.
Экспедиция стартовала со Свиного яра, на краю которого стоит поселок Жарсуат. Удивительна природа Урала, могучие деревья нависают над самой водой, пытаясь, как бы спрятать, укрыть воды Урала, от беспощадного зноя, иссушающего реку! Некоторые из деревьев, отживают свой век, не потому что старые, а потому что поглотят их воды Урала! Да, проблема смывных яров для Урала актуальна, но она была всегда, такова природа реки, просто сегодня эта проблема обострилась из -за уменьшения стока реки!
13.50ч.
Первые километры пути, особенно дались сложно новичкам, ни разу не участвовавшим в подобных сплавах! Главной особенностью движения по Уралу, является умение ловить стремя, фарватер реки, что не особо успешно удавалось новичкам! То лодка в затон попала, где отсутствует течение, то ее разворачивает поперек реки, но опытные туристы знают, что к финишу все «набьют» руку и будут настоящими «речными волками»! В этом году Урал полноводный, поэтому движение, особенно у опытных сплавщиков, не вызывает особого затруднения, поймал «струю» и несет тебя энергия реки, ты только поправляй лодку, придерживайся курса. К трудностям первого можно было отнести то, что на веслах трех лодок были ребята-новички, ну и небольшой дождь, который застал нас на воде.

14.00ч.
Леса здесь богатые, россияне, кстати движение осуществляем по приграничной территории, давно не производят варварских лесоповалов, еще в советские времена большая часть населенных пунктов Оренбургской области была газифицирована. Поэтому то и можно сегодня видеть на российской стороне вековые тополя, дубы и стройные ивы. Наши же населенные пункты, недавно стали пользоваться благами цивилизации, то есть газом, поэтому лес на нашей стороне, стоит немного приунывший и по площади заметно сократившийся из-за лесоповала! Из животных замечены две цапли, а всплесков рыбы даже и не слыхать! Движемся по плану, даже с небольшим опережением графика, но участок до поселка Приуральное, доставил некоторые трудности: встречный ветер поднимал серьезные волны, и вода захлестывалась в лодки, ну и «долгожданный» дождь, изрядно промочивший одежду на нас!!!
17.30ч. Поселок Приуральное.
Нас встречает учитель физкультуры местной школы Вахитов Амир, который был нашем гидом по поселку, а местная школа, гостеприимно напоила нас чаем с горячими беляшами. По рассказу местных жителей село Приуральное было основано в 1905г, переселенцами с донских станиц при столыпинских реформах. До коллективизации в поселке была трех купольная церковь, которая позже была разобрана. Поселок стоит на левом берегу Урала, ниже Жарсуата по воде на 27 км, и на 12 км по суше. В советское время в селе Приуральное действовал крупный совхоз «Урал» с двумя отделениями Жетекши и Облавка. Сегодня на месте Жетекши остались только развалины, свидетели лихих девяностых годов, когда народ метался и не знал, что будет завтра. Расформировался совхоз, закрылась начальная школа и жители разъехались кто в город, кто в соседние села, а Облавка существует и поныне, но люди живут лишь за счет подсобного хозяйства. Пополнив запасы воды и поблагодарив гостеприимных приуральцев, отправляемся дальше к месту ночевки, для кого то первой в жизни, со всеми прелестями туристской жизни, в том числе и комарами, которые с наступлением прохлады после дождя, активно напоминали, что «цари зверей» они, а не какие то там львы!!!
19.30ч. Спустившись ниже Приурального километра на два, дабы не вызывать нездоровый интерес местных, останавливаемся на правом берегу, где на отличной косе разбиваем лагерь. Приготовив ужин, поели, помыли посуду, и все разошлись по палаткам, так как сидеть на улице было невозможно. В некоторых палатках уже спали, а в других палатках был слышен смех и разговор, ведь это ребята делились впечатлениями от прошедшего дня. Заставлять, кого-либо спать не было нужды, так как за день ребята прошли и зной и дождь, весьма выбившиеся из сил постепенно уснули сами! И только Урал не спал, тихонько нес свои воды по песчаным перекатам к морю, к югу, к солнцу!!!

День второй, 11 июля 2007г. п. Приуральное – п. Облавка (25 км по воде).
06.00ч утра.
Ответственным за завтрак, пришлось в это утро встать раньше всех, чтобы успеть приготовить вкусный завтрак для всей команды, ведь впереди половина дня на лодках и завтрак действительно должен быть вкусным и питательным! Завтрак туриста составил, питательную гречневую кашу с тушенкой, остатки вчерашнего борща и свежеприготовленный, ароматный чай! Скорее всего только из за всепроницающих ароматов завтрака, проснулись все остальные ребята! Но обязательные водные процедуры, несколько охладили пыл ребят, короче вывод один «голод не тетка», что доказал пустой котелок !!!
07.40ч.
Отплытие. Хочется отметить, российская сторона берега, по сравнению с нашей более оживленная, в плане рыбаков! Россияне в поисках хорошей рыбы, съезжаются в приграничную зону Урала, аж с самого Оренбург и других населенных пунктов! А еще, как мы узнали из слов многочисленных рыбаков, практически все лесные угодья прибрежной зоны Урала, выкуплены в частную собственность, о чем свидетельствуют довольно обустроенные лагеря по берегу реки!!!
10.00ч.
Нас встречает Облавка, точнее учащиеся Облавской основной школы, с которыми мы совершили экскурсию по поселку. Посетив школьный музей, который состоит из экспонатов относящихся к истории села, бывшего совхоза, пионерской организации, поделок из природного материала, особенно хочется отметить раздел ВОВ, где представлены ветераны - облавцы, участники той страшной войны, к сожалению ушедшие из жизни в лихие годы и после войны, уголок посвященный Герою Советского Союза Шевцову Георгию Григорьевичу, которому 24 марта 1954 года было присвоено это звание за победу в танковом сражении, рассказывает о его биографии. В поселке есть улица названная в честь героя, на которой находится памятник-бюст. Есть уголок посвященный Селиванову Борису Алексеевичу – бывшему директору школы. Мы видели грамоту, врученную ему за занятое 3 место по настольному теннису в межколхозном пионерском лагере в августе 1968 году. Борис Алексеевич очень любил спорт. Учащиеся показали нам буклет-развертку с фотографиями, где изображены: самовольная вырубка деревьев, которая приводит к гибели леса и увеличения числа вредителей, уничтожающих листву, корни, траву; образование огромного оврага, по которому весной уносится плодородный слой почвы; завалы мусора, загрязняющие окружающую среду. Учащиеся рассказали нам историю образования села и некоторых знаменательных местах. Оказывается, в старину в этих местах было много волков, на которых делали облавы, отсюда и произошло название поселка.

Местечко «Герасим» получило свое название из-за казака, который жил там. Дома сейчас нет, но место так и называется «Герасимовка». Следующее местечко «Золотушка» получило свое название по очень интересному преданию. Оказывается несколько казаков, участвовавших в Пугачевском восстании, убежали от расправы Екатерины ІІ, и со своими семьями жили там. На Урале было много осетра, которые они ловили, питались сами и продавали икру, мясо, на этом казаки разбогатели – поэтому это место назвали «Золотушка» или «Золотое место».
За интересной экскурсией, мы не заметили как время подошло к обеду, а из школьной столовой доносились приятные ароматы вкусного обеда, нас накормили наваристым борщом, жареной курицей а приятным дополнением к обеду, был вкусный компот!
Затем воспитанницы Кременчук Антонины Анатольевны, руководителя кружка «Лесовичек» проводили нас до лодок, а по пути показали источник воды, правда на вкус она была солоноватой. Впрочем как нам сказали местные жители, в Облавке вода соленая у всех! Мы очень благодарны за такой теплый прием, экскурсию по музею и вкусный обед, но дорога ждет и расставание неизбежно. Попрощавшись с гостеприимной Облавкой, отправляемся в путь. Чуть ниже по течению на левом берегу, решаем остановиться на ночевку и приняться за бивуачные работы. Вечернее похолодание, заставило неутомимых комаров высунуть свои длинные носы из леса, и показать, кто действительно хозяин природы! Играть в волейбол, сидеть возле костра петь песни, и наслаждаться турбытом было невозможно, так как комары ничего не давали делать. А может это и есть счастье, быть беззащитным, быть на ровне, быть в единении с природой - подумал я! Из особенностей второго дня пути, можно отметить небольшой дождь, заставший нас на воде и удивительную встречу со своим родственником из приграничного Бородинска Петром Коволевым, который работает в лесничестве, и занимался измерением обходов, а на берегу Урала обедал в компании своих коллег! В такие минуты граница становится прозрачной, а мир кажется тесным!

День третий, 12 июля 2007г. п. Облавка – Таловый яр. (27 км по воде)
06.30ч.
Объявлен подъем по лагерю. Дежурные заняты приготовлением завтрака как обычно вкусного и сытного, ну а остальные члены экспедиции, свободные от выполнения «кухарских» обязанностей, начали готовиться к отплытию. Позавтракав по туристки, быстро и эффективно, укладываем вещи, палатки и командное снаряжение в лодки! Утро прекрасно, яркое солнце, казалось бы, пробуждает весь лес, и вся природа словно радуется этому утру, началу нового дня!
08.10ч.
Команда готова к отплытию, и только чайки, кружащие над головами провожали нас редкими, прощальными возгласами! Словно, давая напутствие в длинную дорогу!
09.10ч.
Погода очень благоприятна для плавания, яркое солнце, полный штиль на воде, однако наша радость немного укротилась при виде надвигающихся облаков. Темнеющее небо, предвещало сильную грозу, которая правда прошла стороной, окатив нас мелким дождем, который даже не успел промочить туристов-водников!!!
11.30ч.
Руководителями решено остановиться на обед и радостная команда останавливается на левом берегу Урала. Дежурные по кухне принимаются за любимое занятие, готовку обеда, а исследовательская группа тем временем принимается за изучение района стоянки. Ширина реки – 100-150 м, прозрачность воды – 30 см, высота яра – 7-8 м, толщина плодородного слоя – 0,3-0,4 м, скорость реки – 0,5 м/с.
Флористы, покусанные комарами, принесли данные о растительности. Из древесных форм наблюдаются: тополь белый и черный, редко клен, ива. Травянистые формы представлены: морковником, молочаем, полынью, ежевикой. На правом, россиском берегу, они встретили рыбаков, по словам которых, выяснилось, что здесь водятся сомы, лещи, белуга. В небе летают пара черных коршунов, чайки сопровождают нас постоянно. На левом берегу безлюдно. Складывается ощущение, что в Казахстане рыбаков нет вообще.
14.30ч.
Пообедав, спустились чуть ниже. Нам встретилась очень хорошая песчаная коса, и мы решили на ней остановиться на ночлег. Разбили лагерь. Ребята накупавшись, проголодались, и дежурные сварили компот и сделали бутерброды.
16.45ч.
Нам предложено задание по экологии «Изучи окружающую среду». Ребята с удовольствием отвечают на вопросы. Ребята решают поиграть в волейбол. Дежурные готовят ужин. Некоторые ребята заполняют свои дневники.
22.00ч. Костер затушили, и все отправились спать.
День четвертый, 13 июля 2007 г. Таловый яр - Верхне- Бурлинский яр.
06.30ч.
Подъем, завтрак и утренние сборы прошли в обычном порядке. Дежурные по кухне выполняли свои функции, остальные выполняли работы по бивуаку. Утро начинается с небольших неприятностей, хотя небольшими их назвать сложно! Сломалась уключина одной из лодок, оторвалась втулка, которую срочно нужно было приварить! Так как поблизости нет не только электросварки, но и поселка принимаем решение «дрейфовать», отремонтировать сможем только в Бурлине!
08.30ч.
Отплыв от берега, с правой стороны замечаем два вагончика и подплываем к ним. Оказывается это вагончики российских рыбаков, которые живут вдали от цивилизации теплый период года! Отремонтироваться не смогли, но гостеприимные россияне, пригласившие на уху, выручили с водой.
10.05ч.
Проходим, устье реки Кенделя, которая берет начало с отрогов Общего Сырта в Оренбургской области! Изучив карту, удостоверяемся что поселков по близости не намечается, ближайший поселок от берега Урала, Бородинск находится в шести километрах к северу, на российской территории !
11.15ч.
Замечаем домик лесника. Здесь нам помогли отремонтировать лодку, точнее на место вырванной втулки, приспособить кусок трубки. Однако движение дальше для сломанной лодки крайне затруднительно, поэтому вся группа движется медленнее, чтобы не растеряться. Проходим удивительно красивое место на Урале! Русло делится на рукава, причем две протоки уходят в стороны от основного русла (левая Белогорская старица), таким русло реки разделяется крестом! Мы идем по основному руслу реки. Интересно, что делается здесь весной?
13.00ч.
Лодки подходят к Белогорскому яру. Одному из замечательных геологических обнажений Урала и просто высока горы, с вершины которой весь лес у твоих ног! По проведенным измерениям ее высота, колеблется от 20 до 25 м. Удивительна флора «Белой горы», ведь здесь встречаются кальцефиты (растения произрастающие на мелах ). А деревья: вековые дубы, стройные тополя, нежные березы, карабкаются на вершину обрыва! В глубоких оврагах, на дне которых прохладно, можно встретить папоротники и ландыши. На вершине обрыва в открытых местах произрастают: морковник, гвоздика, люцерна серповидная, вероника, ковыль, а также лекарственное растение мелов, эфедра. На берегу, в осыпях мела, находим окаменелые ископаемые: белемниты (в народе «чертов палец») организмы, вымершие в конце мелового периода.

Исследовав Белогорский яр, и заодно пообедав в 15.00ч. отплываем от берега и спускаемся ниже, сразу за поворотом от Белой горы, по прямой подходим к устью реки Утва, которая несет свои воды с отрогов Подуральского плато и впадает в Урал с левой стороны недалеко от поселка Бурлин.
16.15ч.
Подплываем к месту, где до середины девяностых годов действовала паромная переправа из Казахстана в Россию. Сегодня о пароме напоминает утопленный понтон, заиливающееся место спуска к парому и старый тополь, израненный паромным тросом! В трех километрах от левого берега находится поселок Бурлин, бывший районный центр Бурлинского района. Два руководителя: Складанюк В. В и Давыдов В. А, отправляются в Бурлин, для закупки продуктов и ремонта уключины одной из лодок, остальная часть занялась бивуачными и исследовательской работами, Растительность в этом месте, представлена в основном древесной, кустарниковой и травянистой формами. Из деревьев встречаются: тополь серебристый, тополь черный, вязь мелколистный, дуб черешчатый. Кустарниковые формы представлены черноталом, терном. На небольшом участке луга нами были выявлены следующие виды травянистых растений: синеголовник плоский, вероника длинолистная, дербенник лозный, полынь чилижная, люцерна серповидная, щавель конский. Почвы представлены в основном наносами ила и песка, чуть дальше в лес черные лесные, крупнозернистые почвы. Из прибережной растительности можно отметить камыш, сусак зонтичный, частуха подорожниковая. Из животных представителей были отмечены: колония чаек на противоположном правом берегу Урала, которые при нашем приближении с криком взметнулись ввысь. Также встречаются коршун черный, цапля серая, крачка речная. Из млекопитающих можно отметить бобра речного, который наделал множество спусков к воде. По результатам гидрологических исследований ширина реки составила 100 - 150 м, скорость течения реки 0,3 м/с, прозрачность воды 16 см, высота яра 3-4 м. После проведенных исследований, мы немного уставшие, начинаем заниматься ужином и бивуачными работами. Вовремя к ужину подоспели руководители из Бурлина с хорошими вестями, им удалось сделать уключину и купить хлеб. Несмотря на усталость и тучи «вампиров», кружащих в надежде насытится кровью, никто не спал, в палатках пели песни, с шумом и смехом рассказывали истории. Тихий вечер на Урале постепенно перешел в темную и тихую ночь, и только редкие всплески на воде и крики диких косуль нарушали привычную ночную тишину!

День пятый, 14 июля 2007г. Верхне - Бурлинский яр-Гусиный яр.
08.30ч.
Сегодня необходимо пройти 23 км с Верхне-Бурлинского яра до Гусиного яра. Снаряжение собрано, лодки готовы к отходу. И еще одна радость, отремонтированы весла, поэтому теперь все лодки будут идти наравне. Погода солнечная, но на воде прохладно, и нет комаров, вес располагает к путешествию на лодках.
11.30ч.
Коса на левой стороне, принимаем решение, остановиться на обед. Мальчики пошли за дровами, а девчата занялись приготовлением обеда. Пообедав, команда отправляется дальше в путь.
15.00ч.
Замечаем одинокий домик на правом берегу. Подплыв к нему, мы увидели лесника. Набрали свежей воды, поговорили с ним, расспросили о здешних местах. Он сказал нам, что до поселка Раннего осталось 2-3 км по воде.
15.45ч.
Стоит сильная жара. На этом участке маршрута очень много «сомовников» и прочей рыболовной снасти. Поэтому пришлось потрудиться над снятием браконьерских крючьев. На всем пути по Уралу нас сопровождают не очень приятное зрелище, огромные коряги и топляки в русле реки. Нас заинтересовала частота их встречаемости, за 10 минут мы обнаружили 18 скоплений смытых с берега деревьев.
17.50ч.
Останавливаемся на ночлег, чтобы поставить палатки и позаниматься умственной деятельностью. Фаунисты и флористы ушли на берег Гусиного яра. Повара колдуют над ужином. Ребята собирают дрова, моют лодки и выносят их на берег.
19.06ч.
Ужин приготовлен, команда собирается за дастарханом. Поужинав, нас собрали на тренинг «вышли мы все из природы». Тренинг проходил в три этапа. Первый этап - индивидуальный, второй этап – в парах для сравнения, дополнения полученных результатов, третий этап – выступление пред коллективом. Главный вывод упражнения – Человек и Природа едины!
Жара спала, теплая вода позволила насладиться водными процедурами.
23.09ч.
Прозвучала команда «Отбой!»

День шестой, 15 июля 2007 г. Гусиный яр – Нижне-Ахметовский яр.
08.00ч.
Начался шестой день нашей экспедиции. Позавтракав, мы отправились дальше в путь. Отрадно, что погода благоприятствует нашему путешествию. На небе ни одного облачка, а яркое солнце, обещает жаркий день!
10.37ч.
От самого Белогорского яра идем по исключительно замечательным и заповедным местам Урала. Именно здесь в шестидесятых годах создан Кирсановский заказник, по акклиматизации Бобра речного. Время близится к обеду. Проплыли половину пути. Интересны названия здешних яров, которые называются Белужий, Осетровый, Севрюжий не зря же носят такие названия эти места, все это былая слава Урала, осетровые!
17.45ч.
Проходим «Золотую яму», широкое и глубокое место на Урале, где зимовали осетровые. Величествен здесь Урал, течение еле заметное, ширина русла поражает взор, а молчаливый лес в безветренную погоду, стоит, словно заколдован! Подплываем к устью Новой Утвы. Она состоит из цепи пойменных озер, сливающихся в один поток во время весеннего паводка! Запасы воды на исходе, поэтому сегодня мы должны добраться до поселка Данилякуль, тем более что по воде осталось около километра.
18.18ч.
Вот и долгожданный поселок. Проплыли Н.Ахметов яр, и остановились на песчаном пляже, на правом берегу. Как обычно к вечеру, гостеприимство проявили оводы и тучи комаров, ну как же без них? Сразу же принялись за установку палаток и приготовление ужина.
19.17ч.
Ребята ушли за водой в поселок, а Виталий Владимирович и Владимир Анатольевич, принялись за ловлю рыбы. Надо отметить, что рыбалка оказалась удачной, один соменок и два крупных леща! Поэтому сегодня единогласно проголосовали за рыбный день! Уха получилась очень вкусной и наваристой, а по возвращении остальных ребят принимаемся за ужин у костра, но чай пьем в палатках – спасаясь от комаров!
22.00ч.
Из особых примечаний дня, можно отметить приезд родителей, ребят из Бурлина, которые соскучились и привезли всем вкусные подарки!
Команда «Отбой!»

День седьмой, 16 июля 2007 г. Нижне – Ахметовский яр – п. Тонкерис.
07.00ч.
Подъем! Дежурные приготовили завтрак. После завтрака мы отправились в поселокДанилякуль. Он находится в 1,5 км от реки. Идем по пойменному лугу. Вдоль дороги растет подорожник. На лугу разнообразная растительность: вероника длинолистная, зопник, паслен сладко-горький, подмаренник, морковник, девясил британский. Поселок находится на горе. Поэтому растительность сменяется на степную представленную тысячелистником обыкновенным, пижмой обыкновенной, полынью, ковылем, васильками, чертополохом, цикорием обыкновенным.
09.15ч.
Группа идет к роднику, который находится в овраге между двумя холмами. Ежегодно родник заливается талыми водами, поэтому принято решение почистить и огородить родник. Рядом в лесополосе растет очень вкусная смородина, которой мы подкрепились.
10.45ч.
В поселке мы набрали воду у Бекбулатова Рахмета Кужахметовича. Ему 75 лет. По его рассказам, поселок получил название в честь имени дочки хана, которую звали Даниля. У хана были бесчисленные табуны лошадей. Весной, спасаясь от слепней, оводов и комаров они рыли копытами землю и обваливались в ней, грязь защищала их от укусов насекомых. Таким образом, образовалось лежбище – глубокий катлаван, со дна которого забили родники, а весной в половодье он заливался водами реки Урал. Вверх от поселка на расстоянии 5 км проходит трасса Уральск – Оренбург.
На 77 км с правой стороны находятся мары, где работают археологи, их называют «?ыры? оба» (сорок маров). По рассказам деда здесь сражались Едыге батыр и калмыки. Калмыки совершали набеги на казахские земли: отбирали скот, разоряли селения, Казахские батыры во главе с Едыге решили дать отпор. Подкрались к ставке калмыцкого хана и неожиданно напали. Камыцкое войско было уничтожено и похоронено в этих марах. На месте старого поселка находится дом фермера – овощевода Изтлеува Б.С. По рассказам фермера эти места являются родиной его отца, деда. Поэтому он вернулся из города Уральска, и занялся выращиванием овощей. Здесь ребята впервые увидели «колодец - журавль», где мы набрали воду. Мусиев Мажит Байдаулетович рассказывал нам о том, что поселок был большой и являлся центральной усадьбой колхоза имени Ленина. Во время войны здесь жили семьи евреев, которые переселись из России. В военные годы все взрослое население ушло на фронт, остались женщины, дети и старики. На посевной и уборке урожая, сенокосе работали женщины. Зерно отправляли на фронт, жили впроголодь. Из 57 мужчин с фронта вернулось только 7 израненных и искалеченных мужчин. Но после войны жить все же стало легче. Слушая легенды и рассказы стариков, ребята притихли, и каждый по своему переживал и сочувствовал «тогдашним» нашим сверстникам, которым досталась нелегкая доля. Поблагодарив жителей, набрав воды, мы вернулись в лагерь.
12.00ч.
Обед. После обеда провели гидрологические исследования. Ширина реки около 100 м, прозрачность воды 17 см, высота яра 6-7 м, толщина плодородного слоя 0,2-0,3 м, Скорость реки 0,5 м/с.
13.30ч. Отходим в направлении поселка Алебастровый
16.00ч.
В Алебастровом, стучимся в первый попавшийся дом. Дверь открыла приветливая женщина, пригласившая нас в дом, где мы познакомились с хозяином Скопенко Владимиром Климентиевичем, проживающим в Алебастровом с 1957г. Общаясь со старожилом, узнали очень много информации об Алебастровом заводе, функционировавшим здесь в советское время. До войны здесь добывался сланец, и баржами сплавляли в Уральск, используя как топливо. На добыче сланца участвовали заключенные узбеки, а во время войны военнопленные немцы, лагерь которых находился в районе разделения Урала на протоки. После войны открыли Алебастровый завод, который делает алебастровый порошок и блоки. Это было время расцвета поселка Алебастровый. Когда насчитывалось до 70 домов, была школа, клуб, магазины. Пожалуй, нельзя не согласиться с мнением деда. О том, что жизнь в советское время была лучше, глядя на сегодняшние развалины. Сегодня вода для питьевых нужд используется из Урала, а когда то был централизованный водопровод. Завод закрыли, население стало разъезжаться, а кто не смог удержаться в сегодняшнем бурном времени пьянствуют, бездельничают, и воруют, и таких сел у нас немало!
17.35ч.
Поблагодарив, сторожила за теплый прием, набрали у него питьевой воды. Мы направились к уникальному геологическому разрезу, который образовался в результате подмывания Уралом коренного берега Алебастрового яр, который является уникальным геологическим памятником природы ЗКО. Здесь имеются выходы юрского, мелового периодов мезозойской эры. Обрыв Алебастрового яра является наглядным пособием при изучении геологии края. В осыпях обрыва нами была найдена и собрана отличная палеонтологическая коллекция окаменелостей – разглядывая раковины аммонитов, белемнитов можно с уверенностью сказать, что здесь когда-то было Хвалынское море. А большие скопления раковин говорят о массовой гибели этих моллюсков. Флора долины реки Урал представлена древесно-кустарниковыми и травянистыми видами. Из деревьев широко распространены: тополь серебристый, тополь черный, карагач, дуб черенчатый, вяз гладкий, ива козья, клен. На склонах красавицы – березы, кустарники шиповника, акации. Из травянистых форм обычными видами является полынь, типчак, мятлик, костер кровельный, репейник по оврагам лапчатка серебристая, хатьма, чабрец. Спустившись в глубь оврага, на дне увидели заросли ландыша. Таким образом, район Алебасторова является ценной находкой для гидрологических, геологических и геоботанических исследований. Отобрав фрагменты раковин, мы вернулись в лагерь немного уставшие и проголодавшиеся.
19.00ч.
Вернувшиеся в лагерь, который расположен в удивительно красивом месте, на острове, принялись за ужин, за последний ужин в этой экспедиции. Несмотря на то что все изрядно устали, у нас нашлись силы поиграть в волейбол. С наступлением комариного сезона, все разбежались по палаткам, но эту ночь почти никто не спал, так жене спал дождь, льющий как из ведра, словно прощаясь с нами, закрывая этап экспедиции Бурлинского района!
День восьмой, 17 июля 2007 г.
06.00ч.
Дежурные готовят завтрак, команда пакует вещи, собирает палатки, перерывами перекусываем, в Тонкерисе должны быть к десяти утра.
09.00ч.
Отплытие, вчерашний дождь, не оставил от себя и следа. Солнце, поднимаясь выше на Алебастровой горой, греет все теплее, а за поворотом реки слышны звуки музыки! Ждут! Одновременно весело, что ждут и грустно, что придется расставаться!
10.00ч.
Нас встречает Тонкерис. И в торжественной обстановке, передаем судовой журнал и флаг экспедиции, следующему Теректинскому району! Очень благодарны за такой теплый прием, поставленный концерт и организованное чаепитие в местной школе. Экспедиция продолжается ребятами из Теректинского района, которые передадут эстафету следующим районам. И так до моря, до устья великой реки. А впереди, год работы, анализа и новый сплав, новые приключения, новые истории!

Итоги
В ходе 8 дневной экспедиции Жайык – Урал – 2007г. На отрезке п.Жарсуат – п.Тонкерис протяженностью 173 км. собран огромный фактический материал:
1. фотоматериалы
2. окаменелости
3. пробы воды
4. дневники наблюдений
5. материал по краеведению

На протяжении всего маршрута занимались природоохранной деятельностью: очищали берег от мусора, по ходу движения снимали крючки для ловли сомов, фиксировали участки с наибольшим количеством топляков. В целом экологическая ситуация на данном маршруте такова:
· происходит заливание берегов;
· огромное количество топляков под ярами;
· вода мутная с зеленоватым оттенком;
· в районе Облавки отмечается обваливание лесополосы вдоль трассы Бурлин – Илек;
· с Российской стороны отмечено большое количество рыбаков и рыбацких домиков, вагончиков.

Предложения:
1. Очистка русла реки Урал соответствующими инстанциями от топляков;
2. Ужесточение контроля, за деятельностью рыболоведческих бригад;
3. Так как река межрегиональная контролировать выбросы загрязняющих веществ, заводов Оренбургской и Актюбинской областей;
4. Лесхозам обеспечить очистку смывных яров от деревьев, подмываемых водой;
5. Развивая туризм необходимо учитывать комфортность природной среды, обеспечивая своевременное протравливание кровососущих насекомых;

PS: Люди прозрейте! Труд Вас сделал разумными. Земля дала пищу и кров. Капитал обогатил. Наука повела в будущее. Но вы обманываете себя. Вы идете в грядущее через минное поле опасных изобретений…