Непоседливая натура и желание ориентироваться отправила меня на этот раз в далекую Голландию. Соревнования проходили в районе города Утрехт. И достопримечательности выбирал, которые рядом. Получилось осмотреть Харлем, Утрехт, Амерсфорт, Апелдорн с Дворцом Хет Ло. И на закуску была столица Амстердам.
Амстердам - Харлем - Амерсфорт - Мюйден - Апелдорн - Утрехт - Haarzuilens - Амстердам
На запад от Амстердама
Первый день выдался переменчивым. Сначала лил дождь. Потом было пасмурно. С аэропорта отправились на запад в город Харлем, благо он находился от аэропорта всего 20 км. Вечером в кромешной тьме успели еще поглядеть Амерсфорт
Харлем. Прогулка по городу

Переезд из аэропорта Амстердама до Харлема прошел под аккомпанемент дождя. Настроение было подпорчено. Неужели дождь не закончится и город придется осматривать мокрыми. Чтобы избежать этой участи решили сначала выпить пива в известной пивоварни, которая располагается в здании церкви. В центре зала стоит огромный чан, а на стенах еще не стерлась краска церковных картин. Даже еще осталась молельная комната, которая используется, как банкетный зал.
 Приняв, как говорится на грудь, по 200 мл пенного напитка, чтобы не усугублять ситуацию переходим к осмотру города. От пивоварни направляемся в сторону центральной площади Grote Markt. По дороге на улице Oude Gracht замечаем первые магазинчики, которые не опровергают название города, как "Цветочный город". Это название дано не случайно. Именно в окрестностях города находится центр выращивания луковиц тюльпанов. Для этого в середине 19 века по распоряжению Вильгельма 2 осушили большое озеро Харлемермер.
 Местный колорит голландской архитектуры здесь в каждом доме кирпично-красного цвета. На этой же улице находится одна из самых молодых церквей города Wilhelminakerk. Построили ее 1921 году. Красивых картин Вы тут не найдете, зато здесь по мнению знатоков самый лучший в городе орган.

Через паутину местных улиц добрались до площади Grote Markt. Здесь что не дом, то отдельное произведение искусств. Начнем с Ратуши. Тем более именно здесь находится туристический офис, где можно разжиться картой и туристической информацией. Само здание по архитектуре состоит из трех частей. Слева высокий вход с балконом над ним. Так и хочется написать, что с этого балкона кто то произносил речь. Справа барочная часть с гербом на фронтоне и статуей правосудия пониже. На заднем плане колокольня. Третья часть находится еще правее и идентифицируется, как здание с большими трубами.
Ратуша
 Повернемся спиной к ратуше и осмотрим площадь.
 Перед собором справа – кирпичное здание с высоким резным фронтоном –это Влейсхал (Vleeshal) - старинный мясной рынок и плотную к нему –здание с высокими закругленными окнами и балюстрадой поверху – это бывшие Рыбные ряды (18-19вв.), в которых ныне проводятся выставки современного искусства.
Влейсхал
  Здание мясного рынка стоит того , чтобы его осмотреть подробнее. Построено оно в начале 17 века, когда старые ряды перестали удовлетворять растущим потребностям местного население. Сочетание красного кирпича и белого камня вот основной лейтмотив данного здания, когда само здание возводилось из кирпича, а главные композиционные элементы фасада — порталы, фронтоны, ступечатые щипцы — выкладывались из белого камня, красиво выделяющегося на фоне кирпича.
Нижняя часть фасада увенчана скульптурными изображениями бычьих и овечьих голов, напоминающих о шумном городском мясном рынке. В данный момент в здании располагается филиал музея Франса Хальса, где проходят временные выставки современной живописи. В подвале бывшего мясного рынка находится Археологический музей Харлема.
Мясные ряды
 В центре площади с ценными указаниями стоит Лоренс Костер - первый голландский первопечатник. Местные мужи утверждают , что его и надо считать самым первым печатником в мире , так как он начал печатать в 1423 году, и это на 16 лет раньше, чем немецкий Гутенберг.
Лоренс Костер

Слева последнее здание в ряду на площади это здание стражи, одно из самых старинных в городе. Построено в 13 века. До 1350 года в течении 100 лет здание стало использовалось в качестве городской ратуши. После того , как в 1755 году здание перешло в руки муниципалитета, здесь на первом этаже находился караул, а на втором – тюрьма. Из этого центрального поста осуществлялось открытие и закрытие городских ворот, и вскоре за ним закрепилось название «Дом городской стражи»
Дом городской стражи
 Центральное место на площади занимает церковь Святого Бавона (Grote of Sint-Bavokerk). Это самая большая протестантская церковь в городе. Его 80 метровая колокольня видна из многих уголков. Названа церковь в честь покровителя города Святого Баво, так как построена над его могилой. Со всех сторон к церкви прилеплены магазины. Для входа в здание надо зайти в один из них. Вход платный. Для русских есть распечатка на родном языке, которая выдается с возвратом. Просить ее надо специально, иначе придется пользоваться англоязычным текстом. Прогуляемся по церкви,используя вышеупомянутую брошюру.
 Обходим церковь и по улице Damstraat выходим к каналу Binnen Spaarne. На углу здание музея Тейлора. Это самый старый музей в Голландии, он основан в 1778г. Его основатель, богатый торговец Петер Тейлер ван дер Хулст. Будучи любознательным он собирал разные научные и технические новинки. В экспозиции коллекция самоцветов, ископаемых животных, первопечатных книг, телескопов, измерительных приборов, моделей солнечной системы, механические игрушки-автоматы и др. Со временем к ним прибавились материалы по природоведению, великолепное собрание графики: работы Микеланджело, Рафаэля, Ватто и Рембрандта, голландская живопись 18-19 века.
Музея Тейлора
 Чуть дальше от музея походу движения, а пошли мы вдоль канала, стоит знаменитый раздвижной мост. Это один из символов города.
Разводной мост
 Прогулка вдоль канала приведет Вас еще к одной достопримечательности без которой осмотр города будет неполным. Это мельница «Де Андриан». Она построена в 1779 году. В 1932 сгорела, но ее восстановили и отдали в руки музея,который рассказывает об устройстве мельниц. Наверху обзорная площадка.
Мельница
 По пути к мельнице слева по ходу в глубине улиц просматривается белая колокольня церкви Бакенессер керк, она старейшая в городе, построена в 15 веке.
  Чтобы окончательно закончить осмотр. Осталось дойти до Амстердамских ворот. Это лучше было сделать, перейдя канал после музея Тейлора по раздвижному мосту, а не как сделали мы. Взяв машину и сфотографировав ворота при выезде из города. Так как лучше прикоснуться к истории руками. История начиналась в 1355 году. Ворота представляли собой основной въезд в город через крепостные стены. Стен уже нет, а ворота вот они перед нами, восстановленные в былом великолепии. Квадратная башня с двумя восьмигранными башнями по сторонам и выступающие вперед, соединенные проходом две мощные круглые башни.
Амстердамские ворота
 У ворот можно и закончить эту небольшую экскурсию.
Замок Мейдерслот с воды

После осмотра Харлема наши желания менялись по ходу движения в сторону гостиницы. Изначально хотели попасть в аутлет, но попав в пробку под Амстердамом поняли нереальность задачи. Пока меняли цель ехали куда глядят глаза. И вдруг по трассе начали попадаться указатели на замок Мейдерслот. Вот куда надо заехать подумали мы и исполнили свое желание.
 Замок Мейдерслот существует на нашей бренной земле с 1280 года и считается лучшим замком Голландии, сохранившимся до наших дней. Задумывался он как своеобразная таможня того времени. Удобное расположение укрепления – в устье реки Фехт – давало возможность его первому владельцу графу Флорису собирать дань с проплывающих мимо в город Утрехт торговых лодок.
 Время меняло хозяев замка и его предназначение, пока в 19 веке он не перешел под покровительство государства. В настоящее время в замке в помещениях замка располагается экспозиция «золотого века», включающая мебель, картины, предметы обихода XVI века.
Пройдя по следующим залам, можно проникнуться суровым духом тех времен: добротные винтовые каменные лестницы, старая утварь и рыцарские доспехи, а также подвалы, некогда бывшие тюрьмой. Так же в замке организованы средневековые аттракционы. Можно примерить средневековые наряды, покататься на импровизированном коне, пытаясь пикой сбить противника, побросать камни на головы воображаемых противников через специальные окошки.
 Как интересно все было написано на многих страничках путешественников, побывавших в замке. Нам этого сделать не удалось. К моменту нашего приезда замок закрыл свои ворота. С берега эту красоту было не видно и мы разочарованные уже поворачивали в сторону машины.Здесь русская смекалка не дала уехать с этого места не солоно хлебавши. На реке Фехт в этом месте находится причал для яхт. На причал ведет лестница через закрытую калитку.
 Дождавшись первого посетителя мы за ним незаметно проскользнули внутрь. И уже отсюда с причала хотя бы одним глазком взглянули на замок. Нашему любопытному оку предстала красота в виде кирпичного здания с четырьмя круглыми башнями.
Замок Мейдерслот

Налюбовавшись поворачиваем в обратный путь.
Ночная прогулка по Амерсфорту

Город был на нашем пути в гостиницу. А еще очень хотелось кушать. Решили совместить приятное с полезным. Было уже поздно, туристический офис был закрыт. Доехали до центра города и начали искать достопримечательности. Вот, что удалось найти.
 Все началось с камня, точнее с валуна. Этот камень имеет свою историю, а так же повод для шуток от соседей. В 1661 году один местный помещик поспорил с друзьями, что уговорит местных жителей перетащить камень весом 9 тн из окрестного болота в центр города. Помещик спор выиграл и камень занял свое место на одной из площадей города. Чем только не тешились в свое время, да и в нынешнее богатые люди. Так камень и стоял бы на свое месте, если бы не многочисленные шутки со стороны соседей. Чтоб смыть позор с истории города, камень закопали. Нашли его вновь только в 1903 году. С этого времени этот камень символ города. Периодически находятся шутники, которые пытаются перетащить камень, но каждый раз возвращают его на место. После таких приключений, чтобы направить ненужную силу в нужное русло городское руководство организовало местный Петрографический (каменный) сад, растянувшийся вдоль внутренней кольцевой дороги, идущей вокруг бывшей городской стены. В него собирают экспонаты с разных мест. На данный момент здесь можно увидеть часть Лондонского моста из шотландского гранита, мраморный камень из Югославии с подписью фельдмаршала Тито, шведский подарок из смеси меди, пирита и цинка с автографом короля, а также валуны из Бельгии, Люксембурга, Австрии, Швейцарии, Канады, Франции и Испании.

От камня уже видна главная местная достопримечательность, возвышающаяся над городом на 98 метров. Это башня церкви Богородицы, между местными называемая Длинный Ян. Это все что осталось от церкви Пресвятой Девы, разрушенной взрывом в 1787 году. Стоит Ян на площади Onze Lieve Vrouwe. Со всех сторон эта площадь в этот вечер горела огнями кафе и кофеен. Перед ужином прогулялись возле башни и попытались рассмотреть великих личностей, изображенных консолями. В такой темноте , правда, мало что удалось. А так , если будете днем то попробуйте увидеть 12 эффектных консолей тонкой резьбы, заново изготовленными из тёмного бальзата. Внутри расположена звонница из 30 колоколов и несколько старинных икон. Так же местные географы считаю Длинного Яна нулевым координатным ориентиром, установленным голландской топографической службой.

Сразу за Яном протекает местный канал. Он небольшой, как и сам город. Прогуляемся вдоль него. Если Вы придете к каналу с площади, то Вам нужно повернуть направо. В конце этой улицы можно будет разглядеть, даже в темноте, музей Flehite. Это красивейшее здание в стиле ренессанс построено в 1540г. Сейчас в нем находится Городской краеведческий музей, выставочные залы под временные выставки. Флехите – это имя древнего поселения, находившегося прежде на месте Амерсдорфа и упомянутого впервые в документах 777 года.

А сразу за музеем начинается канал, который приводит нас к еще одной местной достопримечательности под названием Двойные ворота. Двойные - такое название они получили, так как были одновременно речными и сухопутными воротами на пути в город в крепостной стене, появившийся в 13 веке вместо земляных валов. Ворота, как гениальный образец оборонительной архитектуры включает в себя укреплённый мост через реку Эм и прекрасно сохранившиеся боковые башни, в которых сначала размещалась охрана замка, а позже собирались члены гильдии лодочников.
 Огромные деревянные ворота открывались и закрывались каждый день дюжиной крутильщиков больших колёс (raddraaiers), отбываших таким образом в Koppelpoort срок за различные мелкие преступления. Их работа была чрезвычайно опасной: если крутильщики не начинали идти по кругу одновременно, то один из них мог оступиться, упасть и повлечь за собой других. Особенно часто это происходило во время спуска тяжёлых ворот, когда колеса начинали двигаться быстрее, и крутильщики спотыкались и ломали себе конечности.
 Что еще можно осмотреть в городе, не имея карты. Разве что только площадь Hof, на которой расположена церковь Святого Георгия. Церковь возникла на этом месте в 12 веке, когда постепенно город становится центром оживленной торговли и развивающейся промышленности. Если будете в городе в дневное время, то зайдите в церковь, чтобы посмотреть на иконостас конца 15 века, отделяющий клирос от нефа, увидеть надгробный памятник известного голландского архитектора Якоба ван Кампена, долгие годы жившего в Амерсфорте, и послушать прекрасный орган работы Карла Набера с 39 регистрами и трубами, служившими уже органам 16 столетия. Так же стоит посмотреть средневековые орнаменты и картины, обнаруженные реставраторами в ходе ремонтных работ всего 60 лет назад.
Церковь Святого ГеоргияПлощадь Hof
 Это было последняя достопримечательность, которую мы увидели. Первый вечер всегда в поездке самый тяжелый. Сказывается разница во времени. Пора было уезжать в гостиницу.