Свердловская область 
7 день/27 июля. Сумашедшее восхождение.

Покидаем Пермский край Покидаем Пермский край
Первый из встреченных знаков Первый из встреченных знаков
Гора Качканар Гора Качканар
У веломагазина У веломагазина
Подъем на гору Качканар Подъем на гору Качканар
Вершина близко Вершина близко
На вершине у "верблюда" На вершине у "верблюда"
Закат с горы Закат с горы
Закат, почти Египет Закат, почти Египет
Закат и пирамида Закат и пирамида
/Промысла – Качканар – гора Качканар, 71 км (42 асфальт), +23+25 град., переменно, вечером ливень/
__________________

С утра искупались в карьере, уж очень теплая погода этому способствует, понудили малость. Не в том смысле, что мы стояли на берегу и занудствовали, а просто купались голышом, не все сразу :). Вода теплая, только вот дно песчаное и сильно затягивает. Завтрак, сборы. Павел собрался раньше всех и уехал вперед. Мы в легком недоумении вот уже который день.

Сегодняшняя цель – Качканар. Дорога отличная, асфальт, проблем нет, только обычные уже горки. Недалеко отъехав от стоянки, увидели знак Европа – Азия. Это первый встреченный нами, нельзя его проехать просто так :).
Там находим Павла. Пока фотографируемся, замечаем, что с погодой творится что-то не очень хорошее… тучи массивные, тяжелые и мрачные. Едем дальше. Горки отменные, скорость под 50 км/ч и то притормаживаем, но на душе неспокойно, уж больно пахнет дождем.

Решаем остановиться и одеть на себя и на велик все, что полагается для встречи дождя при полном параде. Едва мы успеваем это сделать, как дождь обрушивает на нас всю свою мощь. Парадная одежда тут же промокает.
На самом деле представить все нетрудно: дорога отличная, видимость не ахти, несемся с горы, скорость под 40, и дождь пробивает насквозь. Через короткое время начинаем подмерзать, тут подъемы в горку уже в радость, помогают согреться. Но не до бесконечности. Видим стеллу с указанием того, что мы выехали из Пермского края и вьехали в Свердловскую область. Ничего себе встреча!

Напротив стеллы кафешка, рядом беседка. Чуть ли не с разгона заезжаем в нее все. От дождя укрылись, мокрые, как водяные крысы. Пережидаем дождь, он действительно не был долгим. Пока ребята сбегали в кафе и принесли горячий чай и пирожки. Дождь кончился, выглянуло солнце. Согрелись, поели и дальше. Пока подъезжали к Качканару были уже сухие, за исключением разве что обуви.
До Качканара еще 18-20 км. Но гора уже видна издалека.

Пару раз отказываемся на развилке от Нижней туры и большим спуском вьезжаем в Качканар. Нас гонит в него одна первостепенная задача – найти новый багажник. Встреченный велосипедист дает адрес: 5 квартал, 69 дом. Интересно у них все-таки, не улицы, а кварталы. Мчим в магазин через полгорода, магазин открыт, а мы так боялись опоздать… и О! Радость! Покупаем авторовский багажник. Пока мы передыхаем и решаем, нужно ли нам еще что-нибудь, нас окружает местная детвора. Проявляет к нам неподдельный интерес и немалые познания в устройстве велосипеда.

Следующая наша задача – узнать расписание электричек до Верхотурья, фишка в том, что электричка идет с Нижней Туры. Прямого сообщения из Качканара нет, ветки разные. Придерживая тормоза, спускаемся к вокзалу. Электрички в 9.52, 13.06 и 17.12. Выбора нет, едем на первой, а это значит, что вставать надо в 6 утра и совершить небольшую зарядку в 35 км.

Далее находим гостиницу, так … «Октябрьская», видимо центральная, ну что ж.. размещаемся, даже велы есть куда поставить. Оставляем там велы и огромное желание залезть сразу в горячий душ, так как завывания в желудке превыше всего. Ели-то последний раз в 8 часов в Промысле, а сейчас уже 18 ч. Нашу заявку в кафешке выполнили на удивление медленно, ну да ладно… Выдвинулись в общем на гору Качканар уже в начале восьмого. Павел опять отказался ехать. ...А… втроем и быстрее будет.

С ветерком съехали по длинному спуску от гостиницы и нашли нужный поворот к горе. Направление через Западный карьер. Как нас и предупреждали, дорогу перегородил шлагбаум, дальше добывающее предприятие, карьеры. Пеших и велосипедистов пропускают без проблем. Охранники ппытались объяснить нам как проехать, но видимо сами были там слишком давно последний раз. Глядя на велики, сказали только, что дорога там аховая. Асфальт к сожалению кончился почти сразу за шлагбаумом, и пошла действительно аховая щебеночно-каменистая дорога.
Дальше нам пришлось преодолеть почти 650 метров непрерывного довольно крутого подъема, единственная пологая площадка на высоте метров 300 – смотровая, непосредственно над грандиозным по своим масштабам карьерами, размах велик... Смотреть сверху на движения паровозиков почти тоже самое, что разглядывать детскую железную дорогу в миниатюре… Паровозики методично издают гудки, напоминающие стон вековой усталости.
Оторваться в созерцания сложно, но время поджимает.

Снова непрерывный подъем, камни и пробуксовки. От такого дребезжания под ногами начинает побаливать левое колено, и чем дальше, тем больше, да и силы почти на исходе. В общем на высоте метров 700 мы бросили велики в кустах и дальше пошли пешком. Еще немного, и выходим на уступ, где находится горное озеро. Как объясняли встреченные внизу туристы, от озера наверх идет тропа.. Ищем тропу, и действительно, прямо от кромки озера она уходит к вершине. Идем в лесу, перебираясь через камни, корни, мягкие мхи, заросли мокрой травы, еловый стланник. Иногда карабкаемся по валунам.

Чем выше, тем ближе к облакам, а они просто насыщены водой. Остается каких-то метров 50 подъема и начинается дождь… Отлично! Ничего не скажешь! :) Забираемся под одну из раскидистых невысоких елок, которые в изобилии растут здесь. Под ней практически сухо. Слава богу, дождь короткий, но намочил кругом все. Эх.. все равно уже терять нечего... Остается только залезть на каменные останцы. Один из них называется Верблюд. Так и есть, вот он лежит отдыхает. Подтягиваеммся на руках как заправские скалолазы и в который уже раз дух перехватывает от простора… Высота 895 метров… Обозреваем окрестности с этой вершины мира… Виден Качканар, карьеры едва, море тайги, кучи дождевых облаков висят на середине горы и щедро поливают землю..

А еще солнце близится к горизонту.. время 22.30.

Вот и закат, еще несколько отличных фотографий, и нужно как можно быстрее спуститься вниз, темнеет быстро, да и тучи не уходят.
Едва мы успеваем спуститься с камней, как начинает накрапывать дождь… Ускоряем шаг, это и не трудно с горы, до велов недалеко, но и дождь не утихает. Садимся на мокрые сиденья и, передергиваясь от сырости и холода, устремляемся вниз. Дождь тут же сменяется ливнем, хлестает наотмашь, фонари почти бесполезны, благо, что еще не совсем стемнело… Руки мгновенно окоченели и отказываются держать тормоза… Там, где мы аккуратно поднимались, выбирая дорогу, теперь несемся наобум, едва удерживая рули и тормоза… О холоде думать уже просто некогда... Спуск кажется бесконечным… Где эта смотровая площадка?... Но все когда-то заканчивается. Пролетели смотровую площадку, без сожаления откинув мысль об остановке, чтобы посмотреть ночной карьер. Еще несколько километров спуска и вот он, асфальт и шлагбаум… Удивленные охранники молча проводили взглядом троих мокрых донельзя велосипедистов.
Несемся дальше. Слава богу, что асфальт тут идеальный, скорость под 30, с горки, темнота, ливень… любая канавка могла бы выкинуть нас с дороги.

Путь по асфальту показался нам одним мгновением, и вот, оставив велики под гостиничной охраной, мы предстали перед изумленными взглядами администраторши. Время 0.10. Она не может оторваться от созерцания трех насквозь мокрых продрогших людей, но светящихся удовольствием от сделанного. Стремительно переодеваемся в сухое, и теперь маячит вопрос о еде. Все закрыто, кроме маленькой забегаловки напротив гостиницы… выбирать не приходится. Время почти 2 часа ночи. Колено болит сильно, почти не могу на него опираться. Обратно по лестнице ребята почти затягивают меня наверх. Самое большое разочарование ждет нас в номере – горячую воду отключили.. вот досада… Мы потом еще не раз вспомним этот момент, этот можно сказать первый тревожный звоночек из будущего.

Спать всего 4 часа. Утром 35 км-бросок до электрички. Главное, чтобы колено не подвело. Мажу фастум-гелем и Олег заматывает его шерстяным носком и эластичным бинтом. Ходить так по-крайней мере уже легче.
Все… отбой…
8 день/28 июля. Древний город.

г.Верхотурье г.Верхотурье
Церковь Спаса Преображения Николаевского мужского монастыря Церковь Спаса Преображения Николаевского мужского монастыря
Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря
Верхотурский кремль Верхотурский кремль
р.Тура р.Тура
Главная площадь Главная площадь
Памятная доска в честь основания города Памятная доска в честь основания города
Собор Воздвижения Креста Господня Собор Воздвижения Креста Господня
В номерах... В номерах...
/Качканар – Н.Тура – Верхотурье – Н.Тагил, 59 км - асфальт, 204 км - эл-ка, +22+25 град., переменно/
_________________

Подъем. Господи, зачем кто-то создал 6 утра… С трудом отрываемся от подушки, но уже к 7 покидаем гостиницу. Колено слава богу пока не беспокоит, бинтом замотала на всякий случай.
Итак, расстояние около 40 км, резерв времени 2.45 ч. Выехали не поев, но к удивлению педалируем очень бодро, подкрепляясь периодически конфетками и мармеладом из бездонных запасов Сашиного кармана. Прощальный круг почета на выезде из города (…хм… затуп в пару км, правда вовремя спохватились). Наша дорога идет через Валериановск, минуем объездную, и вот она трасса Серов – Н.Тура. С небольшими остановками лихо доезжаем до Н.Туры. Времени до поезда полчаса, теперь бы разыскать вокзал, потупив еще немного на развилке, и нескольких попыток остановить хоть кого-то, находим, но втроем. Павел опять по пути укатил далеко вперед, нигде его не нет, да и времени искать уже не остается. Решаем, что с нас хватит таких фокусов. В Н.Тагиле отправим его в самостоятельное плавание.

В остальном все складывается очень удачно, мы не опоздали, до электрички полчаса. Спокойно купили билеты и тут желудок заявляет о себе. Ну что ж время есть, да и стоянка эл-ки по расписанию 20 минут. На узеньком перроне появляются: горелка, газ, котелок с водой, на подходе дошираки, сахар и прочая приятная мелочь. Вода уже почти нагрелась, как вдруг объявляют, что наша эл-ка стоит всего 1 минуту вместо 20… Воду вон! Вы пробовали таскать каштаны из огня? Нет? Можно обращаться к Олегу! За пару минут уложить только что горящую горелку – это для него теперь это раз плюнуть . Подходит электричка с огромными тамбурами!

Загружаемся… и ждем 20 минут отправления!!!!! Много коротких и длинных слов пронеслось в наших головах за это время… Воды больше нет, придется попоститься еще 1.5 часа. Отправляемся, едем… Ребята дремают, а я подрагивающей от качки рукой пишу отчет. Но скоро мелькание за окном смаривает и меня.

Верхотурье. Вылезаем на свежий воздух, и тут нарисовывается Павел как ни в чем не бывало. Говорю ему сразу, что после Н.Тагила расстаемся.
В городке ориентируемся быстро. Очень симпатичный символ города из трех куполов.
Еще немного и мы в центре у Николаевского мужского монастыря. Заходим внутрь на монастырский двор. Встреченный служитель-охранник после небольших расспросов рассказывает кратно об истории монастыря и предлагает оставить велики около него.
Мы отправляемся самостоятельно осматривать достопримечательности. Центральный собор величественный и спокойный, в нем хранятся мощи святого Симеона. Комплекс в целом напоминает кремль в миниатюре.
А сам верхотурский кремль находится напротив монастыря. Он совсем мал по сравнению с соседом, но очень декоративен. В нем кстати, на нас произвела большое впечатление вышитая биссером икона.

По навесному мосту переехали на другую сторону Туры. Теперь хорошо заметно как белоснежный Кремль возвышается на высокой речной скале. Хотели посмотреть женский монастырь, но он оказался закрыт для посещений из-за ремонта. Вернулись в центр. Главная площадь очень красива, огранена с двух сторон древними постройками, а местные резчики благоустраивают ее деревянными фигурами богатырей и медведей…
Кроме центра все остальные дома деревянные, как деревня. Озадачились проблемой поесть и нашли только шашлычную неподалеку от главной площади.
Что ж время наше здесь подходит к концу, катим к вокзалу. До поезда еще почти часа. Пока почистили велы, Олег поменял-таки багажник №1 на багажник №2.
Поболтали, я успела добавить еще немного текста в отчет и уже пора садиться в электричку. Далее Нижний Тагил. За разговорами не заметили как пролетели два часа.

21 час. В городе 3 основных гостиницы, объезжаем все по-порядку, цены немалые. Едем по промышленной части города и не сразу понимаем, то ли дождь впереди идет, то ли что… Плохо видно… Потом становится ясно, что это в воздухе висит желтая пыль… едем-то вдоль Нижнетагильского металлургического завода… Как здесь люди живут и работают?...

Останавливаемся в гостинице «Металлург», почти на краю города, она ближе всего к завтрашнему выезду из города. Велики наши закрывают в подсобку, очень удачно, не надо поднимать их в номер .
С наслаждением включаю горячую воду, пока ребята ходят за продуктами. Время почти час ночи. Воду для чая уморительно вскипятили в ванне на горелке, сидя на унитазе ))) Фотки – отпад )))).
Еда и спать по номерам.
9 день/29 июля. Пыльный город.

Нижнетагильский металлургический комбинат Нижнетагильский металлургический комбинат
Старый демидовский завод 1725 года постройки Старый демидовский завод 1725 года постройки
Старый демидовский завод Старый демидовский завод
Вид на город с Лисьей горы Вид на город с Лисьей горы
На вершине горы музей горной техники На вершине горы музей горной техники
Техника Техника
Техника Техника
Медно-Рудянский карьер Медно-Рудянский карьер
Музей под открытым небом Музей под открытым небом
Стоянка в лесу Стоянка в лесу
/Н.Тагил – Медведь-Камень, 54 км (33 по городу), грунтовки, лесные тропы, +20, переменно, временами дождь/
___________________

С утра попрощались с Павлом. Дальше следуем втроем.
Одеваемся и едем осматривать город. После ночного дождя кругом лужи, мы в бахилах, очень грязно. Периодически накрапывает мелкий дождик.
Нижний Тагил – настоящий промышленный город, очень много производств в черте города: металлургические, добывающие, химические...

Осмотрели старый демидовский завод 1725 года постройки.

Забрались, отдуваясь, с велами на Лисью гору к караульной башенке, потом какой замечательный даунхилл получился при съезде с нее…
Такой вот вид на город…

Заехали на Свято-Троицкое старообрядческое подворье, где нас встретил замечательный человек, отец Глеб. Он рассказал нам об истории церкви, в гонимые времена в ней был гараж для грузовиков и не было одной стены, рассказал немного про экологию Н.Тагила. Его описания были весьма красочны и эмоциональны… Порасспрашивал о Санкт-Петербурге, в котором никогда не был. В общем прием был очень душевный.
После забрались в горку над Медно-Рудянским карьером, он конечно меньше, чем в Качканаре, но все равно впечатляет.

На самой вершине горы музей горной техники (на фотографии на первой горке Караульная башня на Лисьей горе.)

Ребята начинают размахивать руками, показывая друг другу какие-то габариты и тыча пальцами в колеса паровоза.
Я осваиваю местные булыжники на предмет коллекционирования.
Там же мы смогли не только познакомиться с некоторыми горнодобывающими машинами, но и понаблюдать, как ливень поливает город, и его, к счастью, сносит в другую сторону от нас.

Посетили краеведческий музей в сохранившемся доме Демидовых, а вот музей подносного промысла оказался, к сожалению, на ремонте. Откроют его кстати 22 сентября. Через центр города проехали к магазину «Манарага» и купили новый переклюк, мой что-то стал слишком своевольничать со скоростями.
Время на исходе. Вернулись в гостиницу, пообедали и собрались на выезд. Сегодня еще нужно добраться до Медведь-горы. Время почти 18 ч. Моросит дождь, не слишком хочется выезжать на улицу.

Выезхали из города в направлении Ольховки («…такси до Ольховки вызывали?..»), порасспросив местных, доезжаем до станции пл. 353 км. Далее грунтовкой, через садоводства, к пл. 350 км. Следуем описанию, доехали по ж/д обочине еще пару км до ж/д моста через р.Тагил. Легкий перекус тут же рядом с ж/д под удивленные взгляды машинистов. Поезда здесь проходят часто, аж сбивают с ног, только держись!

А затем спускаемся вниз под мост. Мокрая трава… брбр… Теперь налево вдоль реки. Описание обещает 4 км… но каких? Об этом ничего не сказано . А оказывается настоящая лесная тропа с большим количеством корней и поваленных деревьев. Перетаскиваемся периодически с большими усилиями, по двое один велик. Иногда встречаются крутые балки с ручьями. Спуститься не так сложно, как подняться по мокрому песку с травой. Правда Саша умудрялся сбежав с разгоном, практически подняться и наверх… Вес позволяет . Я в этом случае старалась как можно быстре убраться с его дороги… Мало ли затормозить вовремя не успеет… Темнеет… протащились почти 4 км… Медведь-Камень не появляется.. Идет мелкий додь, мы мокрые насквозь… Хотя Олег поначалу топает копытцем продолжить поиски, все же решаем остановиться неподалеку от тропы, а до Медведь-камня дойти уже завтра. Чувствуем, что уже совсем малость не дошли, но просто темно.

Приминаем траву, навешиваем тент… сушимся.. ужинаем… и спать.
10 день/30 июля. Переправа, переправа… берег этот, берег тот…

Медведь-камень Медведь-камень
Медведь-камень Медведь-камень
Виды с Медведь-камня Виды с Медведь-камня
Канатная переправа Канатная переправа
Канатная переправа Канатная переправа
Канатная переправа Канатная переправа
Канатная переправа Канатная переправа
/Медведь-Камень – Выйское вдхр., 25 км (11 асфальт), +25, солнечно/
__________________

День обещает быть хорошим.
Быстро делаем все дела по лагерю, собираем рюкзаки, навешиваем на велики и… прячем все это в кустах . Идем к горе налегке. Вот направо пошла своротка на переправу… (эх.. еще вспомним мы про нее…). Идем дальще, и действительно, не дошли мы до камня каких-то 400 метров…
Скала огромная, буро-розового цвета (камень – сиенит, тот же гранит, только без кварца), видны отвесные стенки, осыпи…

Чуть дальше спуск, здесь это делать удобнее и безопаснее. Заодно увидели грот, самая древняя стоянка первобытного человека на Урале… во как… Прошлись по берегу реки, отсюда видна вся гора.. можно сказать, что это спящий медведь.

Вернулись к великам и пошли на переправу… как оказалось канатную… да… поворот событий интересный… два каната и река метров 40… подход и сход с переправы сами на высоте метров 2-х… ну что ж… переправа, так переправа.. Олег правда сказал, что дело швах… не перелезем…
Глаза боятся – руки делают…
Думали и придумали, сделали петлю из кострового тросика, Олег и веревкой перебрался на другой берег. Ох и помотало его для начала ))))
Мы с Сашей затягивали велики и рюкзаки к началу переправы по бревну (мне все казалось, что сейчас оно не выдержит общего веса и мы рухнем в воду), навешивали все по-очередно на петлю, а Олег со своей стороны перетягивал вещи к себе… Мероприятие было нелегкое, зато интересное. Такого опыта прежде не значилось. Времени это конечно заняло немало. В три мы ушли с Медведь-камня и в 7 вечера закончилась наша переправа… Поели тут же и выехали, малость поплутав, на шоссе на Екатеринбург.

Решили встать по-раньше, поэтому как только подъехали к Выйскому водохранилищу, стали присматривать место для ночевки.
Оно нашлось на противоположное стороне слева. Сползти с моста оказалось не так просто, для великов сходы явно не предназначены, спускаем вели и рюкзаки отдельно по лестнице. Немного грунтовки и мы на одной из больших береговых полян. Места здесь очень посещаемые, о чем свидетельствуют кучи мусора в округе. Выбрали более-менее чистое и поставили палатки.
Вода здесь не очень. Для приготовления еды брать ее не решились, нашлась она в ближашем поселке. Как я поняла, одной из задач нашего похода было ставить людей в тупик. Ребята в поисках воды подъехали к какому-то зданию и спросив у охранников о воде, лишь потом прочитали вывеску «Выйский гидроузел»… Охранники с большим временем отклика указали им на колонку поблизости )))

Начинает холодать…
11 день/31 июля. В поисках старой дороги…

Дорога на Горбуново Дорога на Горбуново
Ищем старую Висимо-Уткинскую дорогу Ищем старую Висимо-Уткинскую дорогу
Черноисточинский пруд Черноисточинский пруд
Привал у р.Канава Привал у р.Канава
речка Канава речка Канава
Гора Белая. Второй знак Гора Белая. Второй знак
Плотина на Верхнем озере Плотина на Верхнем озере
/Выйское вдхр. – Горбуново – Черноисточинск - гора Белая, Верхний пруд, п.Уралец, 62 км (из них 56 асфальт), +15, дождь/
___________________

С утра едва мы выбрались на шоссе, как начал моросить дождь. Скажу сразу, шел он весь день, прерываясь только в тот момент, когда мы заезжали в поселок или решали поесть.
Следующая достопримечательность, которую пранировалось посмотреть – это Старик-камень, самая высокая гора из числа Веселых гор. Дорога пока отличная, асфальт, только подъемы в горки остались прежние.

Все бы ничего, если бы не дождь и довольно уверенный встречный ветер. Останавливаться и надо (Есть!!.. Есть еще между нами несознательные люди, губящие здоровье свое и окружающих пакостным курением…) и не сильно хочется, так как в мокрой одежде остываем сразу. Задумано было ехать к Старику через Елизаветинское. Сначала мы свернули с шоссе на щебенку, как нам думалось правильную, но расспрошенный водитель маршрутки разочаровал, сказал, что эта дорога выведет нас на Синегорский, т.е. на перевалы. От них мы отказались еще в Качканаре, побоявшись за мое колено . Пришлось развернуться. Ну ладно, следующая отворотка точно наша. Очередная щебенка, подъем в горку и долгий спуск… садоводство. В магазинчике докупаем продукты… эх… опять подмерзли на остановке. Дождь идет уже посильнее, иногда вдруг прекращается. Дорога на Елизаветинское (старая Висимо-Уткинская дорога), судя по карте, должна быть прямая как стрела, а наша после относительно прямого участка начинает петлять вдоль границы леса и поля.

Слева тянутся горы Керкина, высокие холмы, покрытые лесом. Трава становится все выше, колеи глубже, и мы утыкаемся в качественно заросшую лесную дорогу… Сверяясь с картой ясно, что это конечно не та прямая, на которую мы рассчитывали, а соседняя с ней лесная дорога, также присутствующая на карте. И она тоже выведет нас на Елизаветинское, но только пешком. Дождь не унимается… Трудно принимать подобное решение, и это было единственный раз, когда мы вернулись. Сторож садоводства сказал, что этой дорогой пользуются крайне редко, и скорее всего она просто заросла, может тропка и осталась какая…

Возвращаемся на шоссе. Есть запасной вариант через Черноисточинск. 18 км дождя и встречного ветра и мы в нем . Небольшая остановка в поселке, больше напоминающий деревню. Найти что-то напоминающее столовую не удалось, единственная кафешка работала по весьма своеобразному графику: пятница, суббота с 19 до 24 кажется.. Классно так работать . Сегодня четверг, посовещавшись, решили не ждать .
Черноисточинский пруд огромных размеров. Название пруд мало подходит к этому морю, и волнуется оно как настоящее.

На выезде из поселка остановились на обед около речки под аппетитным название Канава. Место очень живописное и, видно, пользуетя спросом для местных пикников, ну да нам здесь не ночевать. Ветер приближается к ураганному. Чтобы как-то укрыться от него, натянули тент вертикально между сосен, благо дождик ненадолго прекратился. Ели с аппетитом, в борьбе с непогодой уже проехали 46 км…
Как только закончился наш обед, следуя сложившейся уже традиции, пошел дождь. Уже неподалеку маячит гора Белая, ее вершина скрыта в дожде, и начинается большой подъем.
Он действительно большой… 6 км… дождик в радость, как система двойного охлаждения . Забравшись наверх обнаруживаем там вторую встреченную нами стеллу «Европа-Азия», а также же тот факт, что мы пропустили нужный поворот на Старик-камень. Забирались мы сюда напрасно, наша дорожка осталась в начале подъема…

В каждой ситуации можно найти положительные стороны, нашли их и мы . Во-первых, посмотрели стеллу, точнее, во-вторых; во-первых мы забрались на этот подъем , в третьих, сейчас начало девятого и можно подыскать хорошее место для ночевки неподалеку от Уральца. Рассмотрев внимательно карту, нашли подходящее место – Верхний пруд. Если от стеллы спуститься с горки по направлению к Уральцу, то где-то через 1 км на него уходит своротка направо, там по грунтовке выезжаем прямо к пруду. Мы поехали «дальше».
Проехали по самой плотине до конца, перешли ручей и нашли в лесу хорошее, закрытое от ветров место. И до и в конце плотины тоже есть местечки, но в тот день был сильнейший ветер, и мы искали место потише.

Под тентом наконец просушили вещи, они уже перестали впитывать запах костра, теперь только активно его отдают
12 день/1 августа. Солнечное затмение.

Дорога на Старик-Камень Дорога на Старик-Камень
Подъем Подъем
Старик-Камень Старик-Камень
Дорога на Старик-Камень Дорога на Старик-Камень
/п.Уралец – Старик-камень, 40 км каменистая лесовозка, +20, переменно/
__________________

С утра отличная погодка, докупаем продукты в Уральце.

Далее возвращаемся к стелле… и 6 км проезжаем вниз за 15 минут… уххх… с каким ветерком… Нашли нужный поворот и сказка кончилась.. лесовозка… да еще какая! До крайности каменистая в подъем)))) Просто волосы дыбом ))))
Периодически приходится идти пешком.

Одолев наконец 7-ми км подъем останавливаемся – подошло время солнечного затмения. Пока стоишь кажется, что ничего не меняется, потому продолжаем спускаться.. Вокруг становится прохладно, тихо, тени неестественно сумеречные, солнце почти закрыто.
Спуски и подъемы, проехали горные речки Полуденную Шайтанку, Егорову Каменку. Теперь самое интересное – найти своротку к Старику-камню. Первая увиденная вроде похожа по карте, но сильно заросшая и мокрая. Вторая начинается с большой поляны, дальше грунтовка как русло ручья, да за ней и сам ручей.

Описываю подробно потому, что все же интересно будет узнать у сведущих людей, какая была все-таки правильная? Мы пошли по второй, но это уже завтра. Устраиваем лагерь напротив поляны, там видно часто останавливают, навес был когда-то. Расчистили место, доски собрали в одну кучку.
13 день/2 августа. Дикие места.

Старик-Камень Старик-Камень
Дорога на Старик-Камень Дорога на Старик-Камень
Курумник на горе Курумник на горе
Медвежьи тропы Медвежьи тропы
Вид с горы Вид с горы
Высота 715 метров Высота 715 метров
Тайга Тайга
Курумник Курумник
Курумник Курумник
Дорога на Кировград Дорога на Кировград
Гора Ежовая Гора Ежовая
Дорога на Кировград Дорога на Кировград
/Старик-камень – Кировград – с.Шурала, 58 км (39 каменистая лесовозка), +20, переменно, дождь/
_________________

Пасмурно… гору не видно вообще, этот факт не может не опечалить… если даже заберемся на гору, ничего с нее не увидим… Пора собираемся, облачность немного растягивает и даже проглядывает солнышко. Гора перед нами, осталось найти дорогу наверх.
Переходим Шайтанку, все заросло травой выше пояса, мокрое после дождей, не дорога, а сплошные камни. Едем с травяном море пару км. По описанию должна быть своротка к камню, но ее нет… видимо это все же не та дорожка. Но не возвращаться же! Продвигаемся дальше, судя по ощущениям гору мы почти миновали… Так же и уедем!! Бросаем велы в кустах и по азимуту ползем наверх. Самые медвежьи места – малинники знатные. Трава без велика теперь еще выше, бурелом, лес, курумники…
Все сдобрено дождем. Красота обалденная, особенно когда оглядываемся вокруг, переводя дух. Высота, лес, соседние вершины, небо… Курумники позволяют немного очухаться, ползем хоть и медленнее, но суше. А стоит спуститься обратно, как окутываемся разнообразными ароматами трав и сырости, чаща едва пролазная.
Лес сменяется редколесьем, сухие стволы и малинник, место довольно плоское, а вот и разбросанные группы скальных останцов.
Выбираем гору, до которой ближе пробираться. Высота 715 метров, это явно не главная вершина Старик-камня, а вторая рядом, но Старика наблюдаем поблизости . Всюду тайга и горы.
Погода на время сжалилась над нами, и грозовые тучи сносит мимо… Спускаемся вниз по длинному курумнику.

Дождевая передышка закончилась, а у нас полная неопределенность, где мы все-таки находимся… Едем вдоль горы по этой же каменистой тропе, в тупик ставят только редкие развилки.
Выехали к какому-то заброшенному большому зданию, видны остатки оборудования. Вспоминаются рассказы про недостроенный кировградский водовод… Неужели мы на него выбрались?? Чуть дальше оказывается дорога-щебенка, что уверяет нас в правильности догадки. Ну значит теперь 28 км вдоль водовода, если верить карте. Дорога отсыпана основательно, хорошим слоем, поэтому скорость небольшая, но и остановок мало, слепни нас не оставляют. Справа одна за другой тянутся вершины гор, но скоро их скрывают придорожные кусты. Солнце разошлось во всю. Дорога более менее равнинная, запомнился лишь самый крутой и протяженный подъем между г.Сухарная и г.Шубур.

Спускаться еще сложней, 5 км камней к р.Тагил . Перед нами красавица гора Ежовая, на протяжении нескольких км она открывалась нам с разных сторон.

Выбрались наконец на асфальт Карпушиха – Кировград.
Кировград – симпатичный городок, здания 2-5 этажные, чисто.
Подъехали к местному пруду, но на ночевку встать не решились, слишком хорошо исхожены берега.

Дальше по дороге с.Шурала, набрали воды в канистры, теперь дело за местом для ночевки. В первом же придорожном лесу делаем в темноте лагерь. Примяли траву, ужин на горелке и спать…
14 день/3 августа. Наклонная башня.

Церковь Александра Невского Церковь Александра Невского
Слуховая комната. Наклонная башня Слуховая комната. Наклонная башня
Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенский собор
Собор и башня Собор и башня
Въезд в город Въезд в город
По Нижнетагильскому тракту По Нижнетагильскому тракту
Верх-Нейвинск Верх-Нейвинск
Едем к скалам Семь Братьев Едем к скалам Семь Братьев
/с.Шурала – Невьянск – Верх-Нейвинск – 3 сестры, 53 км (13 грунтовка), +18, переменно, иногда легкий дождь/
_____________________

С.Шурала по возрасту не уступает СПб. В центре белоснежная церковь Александра Невского, зайдя внутрь получили неожиданно там благословение на дальнейшую дорогу . Внутри спокойно и немного пустынно, как и сотни других, эта красота начала восстанавливаться от разрухи только в начале 90-х.

Невьянск. Конечно это наклонная башня… Подошли к ней ровно к 12 часам и стали слушателями гимна России из колокольни башни. Поразительно! Вход внутрь только с экскурсией, хорошо воскресенье, желающих немало. Экскурсия запомнилась наряду с главными впечатлениями от похода, познавательно и живо, благодаря экскурсоводу, а слуховая комната бесподобна и впечатляет наверно как и 300 лет назад.

Пока искали, где поесть, познакомились в местным велолюбителем, оставили координаты велопитера, так как вопросов у него было гораздо больше, чем у нас времени…

По трассе катим до Верх-Нейвинска, с горки 35-40, в горку 7-10 км/ч, а дальше к 7 братьям.

По лесной дороге ориентир колодец-родник, от него по указателю. Выехали в итоге на площадку, от которой куча дорожек в разные стороны… Встает вопрос: куда ехать? Саша остается с великами, а мы с Олегом и GPS топаем на поиски. Занимает это больше часа наверно, но находим. Как потом понимаю, это 3 сестры, браться где-то по-дальше, ну да ладно, утро вечера мудренее.
Возвращаемся к роднику, скалы будем исследовать завтра.
15 день/4 августа. Сплошные родственники: 7 братьев и 3 сестры.

Скалы  Три Сестры Скалы Три Сестры
Скалы Три Сестры Скалы Три Сестры
Одна из сестер Одна из сестер
Скалы Семь Братьев Скалы Семь Братьев
Брат Брат
Скалы Семь Братьев Скалы Семь Братьев
/3 Сестры - 7 братьев – оз.Таватуй, 16 км лесная грунтовка, 10 км пешком, +15, дождь/
____________________

Утром поднялись поздно, собрались, снова оставили велы в лесу, накрыв тентом. Оделись с рассчетом на дождь и не зря. Быстро добрались до виденных вечером скал, так и есть, это три сестры, размеры впечатляющие, что же будет на 7 братьях? Всяко дядьки поболее будут.

Попетляв по лесу вместе с дорогой, забираемся к скалам. Дойти – дошли, а вот сил осматривать осталось не у всех . Величина скал не поддается описанию, думаю фотографии и то слабо отразят их величие. Братья легко узнаваемы по описаниям: хищная птица, гриб, колонна…

Возвращаемся обратно, полные впечатлений.

Время 3 часа. Дождь не прекращается, дорога раскиснуть еще не успела, но канавы и лужи полны водой. Дальше вдоль Верхнейвинского пруда и оз.Таватуй. Горки, канавы, объезда, каменистые подъемы и песчаные повороты. Ехать к счастью несложно, вот только донельзя мокро. Это несколько напоминает дорогу на Ястребиное через Богатыри ночью, кто помнит ))). Дождь еще усиливается и мы промокаем насквозь, останавливаться теперь плохо, замерзаем. А лес тут очень красив, справа пруд, потом озеро Таватуй. Рассмотреть правда особо не удается, так как просто не оторвать глаза от дороги, можно с легкостью навернуться, едем-то по узкой межколейкой тропке . Частенько поперек дороги проходит каменистая гряда, тогда еще и скачем по булыжникам. Хоть этот день и был самым мокрым за весь поход, но дорога вспоминается с удовольствием, ехать по ней было просто интересно . Даже умудрялись над чем-то смеяться, пока дрожь не сильно пробирала ))).

Проехали 16 км и уткнулись в детский лагерь, надо найти объезд, но под таким ливнем делать это трудно, даже спросить некого. Единственный плюс – асфальт. В последний момент усматриваем табличку о кемпинге, понимая, что резервы организма на обогрев подошли к концу, решаем кинуться в этот кемпинг.

Итак «Изумруд», кроме красивого названия больше ничего привлекательного нет… ну кроме крыши над головой . Это старое здание общажного типа годов 80-х… и внутри оно тоже тех же годов. Администратор обрадовала тем, что горячей воды нет - авария (ну этом нас уже не удивить), главное над нами не каплет , есть газ. В кухне натягиваем тентовые веревки и вот сушилка готова . А дальше ужин, чай, кривая настроения резко ползет вверх. Мытые, постиранные, сытые расползаемся по койко-местам.
16 день/5 августа. Петрогром.

Скалы Петра Гронского Скалы Петра Гронского
Скалы Петра Гронского Скалы Петра Гронского
Скалы Петра Гронского Скалы Петра Гронского
Скалы Петра Гронского Скалы Петра Гронского
Скалы Петра Гронского Скалы Петра Гронского
Дорожки Дорожки
/оз.Таватуй – ст.Аять – ст.Сагра – пл.479 км – Петрогром, 36 км грунтовка, +15, пасмурно, дождь/
____________________

Как приятно проснуться в постели… За окном пасмурно, 9 утра, дождя пока нет, он ждет нашего выхода. Собираем вещи, разложенные для порядка по всей квартире.
Дождь празднично встречает наш выезд. Через 5 км щебенки сам поселок Таватуй. Все застроено не хуже, чем в Курортном районе Питера, подходов к озеру видели крайне мало. Озеро, по рассказам, очень красивое, но, к сожалению, скрыто от нас пеленой дождя.
До Аяти всего 12 км, дорожка неплоха, хотя Олег умудрился погрести кроссовкой по луже… Видимо они так проезжаются быстрее .
До ст.Сагра проехали по ж/д насыпи, накатано там основательно (.. так… осторожно двери закрываются… след. станция пл. 479 км…), а дальше но страшненькой такой хм.. дороге.. до ст. 479 км. Впереди слышны вопли Олега… Ага.. Вот и вторая кроссовка мокрая, ну.. чтоб не перевешивала .
Дальше от станции все просто, 1 или 1.5 км и крутой подъем в горку. С передышками и переползанием поваленного дерева валимся на горе. Тут выясняется, что у Олега багажник№2 сломан на одну стойку… нда… опять починка, а я удаляюсь рассматривать Петрогром или, как более правильно, скалы Петра Гронского. С вершины видно Исетское озеро, вокруг горы, горы, горы…

У Петрогрома остались на стоянку, вода есть у противоположного от подъема подножия горы.
А вечером довелось понаблюдать красивейший закат… Буйство золотых, красный, багряных цветов.
Потом стало совсем темно и нанесло слабый дождь…
17 день/6 августа. Чертово городище.

Едем на Чертово Городище Едем на Чертово Городище
Чертово Городище Чертово Городище
Чертово Городище Чертово Городище
Вид сверху... Вид сверху...
Чертово Городище Чертово Городище
/Петрогром – Чертово городище - Екб, 37 км (23 грунтовка), +15, дождь/
_________________

Пасмурное утро, пока собрались пошел дождь. Сегодня хотим посмотреть Чертово городище. Вернулись осторожно в станции, помня о сломанном багажнике, затем до ст.Исеть по грунтовке, а от нее по очень точному описанию, с легкостью нашли Чертово городище в 6 км от станции.

Перед нами огромнейшая почти сплошная стена из этаких богатырских матрасов. Несмотря на дождь тут лазают скалолазы.

По лестнице забираемся на самый высокий останец снова необъятный простор, ветер и блин дождь

Ножки предательски подгибаются, тянет присесть, чтобы ветром не сдуло. Фоткаем все, что возможно и намокшие возвращаемся на станцию. Дождик превращается в ливень. Весьма кстати на пути столовая, есть где провести время до электрички .
В Екатеринбурге ребята мчатся на поиски багажника, а меня встречает моя давняя школьная подружка, с которой не виделись 20 лет. Она приглашает нас всех к себе, это просто подарок судьбы ))). Ну а дальше был рай
18 день/7 августа. Екатеринбург

/Екб, дневка, +12, вечером +20, пасмурно, дождь/
______________________

Налегке без велов отправились на экскурсию по городу. Музей камнерезного искусства, потрясающий геологический музей, Храм-на-крови.

Прокатились на метро. Там кстати, был курьезный случай, когда покупая жетоны, Олег попросил продать ему схему метро. Кассирша зависла в прямом смысле слова, а потом едва пролепетала о том, что, чего же схемы рисовать, если станций всего семь..? Да.. этого мы не предвидели )))).
19 день/8 августа. Проезжаем Уктусские горы.

Каменные палатки Каменные палатки
Карасики Карасики
/Екб – Курганово – Зеленый Лог, 60 км, асфальт, +15+18, переменно/
__________________

Завтракаем, и распрощавшись с гостеприимной Леночкой, уезжаем до 12 августа дальше, сегодня в сторону Полевского.
Правда сначала заехали на места моего детства – шарташские каменные палатки, все также, только Карасики совсем пересохли.

Разобравшись в хитросплетении улиц выехали наконец из города. Слева – вершины Уктусских гор, опять на нашем пути река Чусовая., очередной столб «Европа-Азия»… В Зеленом Логу остаемся на ночевку на берегу речки Раскуишки.
20 день/9 августа. Азов-гора, навстречу ветру и сказам.

Подъезжаем к Полевскому Подъезжаем к Полевскому
Преображенская железная часовня Преображенская железная часовня
Северский пруд Северский пруд
Индейское типи Индейское типи
Почти "Лазурное море" Почти "Лазурное море"
Азов-гора Азов-гора
Азов-гора Азов-гора
Азов-гора Азов-гора
/Зеленый лог – Полевской – Азов-гора, 43 км, асфальт +18, переменно/
____________________

С утра вьехали в Полевской, в северную его часть, затем в южную.

Исторически сложилось, что городок имеет такое деление, по имени 2-х старинных поселений, лежавших в его основе. Борясь с сильным ветром передвигаемся по поселку, нам в краеведческий музей.
По пути увидели вот такое чудо - Преображенская железная часовня.

Экспозиция интересная, история края, заводов, о Бажове конечно много. Заодно неожиданно оказались еще и на выставке об индейцах, посидели в типи, и даже опробовала головной убор из перьев…

Едем в Азов-горе, этому, можно сказать, центру бажовских сказов. Подъем к горе не сложен. Ветер кажется решил содрать нас оттуда. Высота 595 м это заметно по лесу внизу . С горы хорошо видна пролетающая мимо нас гроза.

Остаться думаем у водохранилища неподалеку. Слева с шоссе хорошо наезженная отворотка, может к воде? Предположения оправдываются на 200 % - родник, да еще какой! Синюшкин колодец . Вода вкуснющая!
21 день/10 августа. День по рельсам.

/Азов-гора – Станционный Полевской – Екб – Дружинино - Бажуково, 16 км, +15+23, переменно/
_________________

Утро пасмурное, посматривавем на небо в ожидании дождя.
Немного изменили свои планы. Вместо Сысерти поедем в Нижние Серьги в природный парк «Оленьи Ручьи».
От Станционного Полевского через Екб, Дружинино добираемся до ст.Бажуково.

С итоге в 22.30 мы на месте. Регистрация в домике администрации парка, нам объяснили где можно встать на ночевку.
В ночи едем по отсыпанной гравием тропе. Вот и поляна с навесом.
22 день/11 августа. «Оленьи Ручьи» – потрясающее место.

Стоянка Стоянка
Идем к Ангелу Идем к Ангелу
Спуск Спуск
Дорожки Дорожки
Где едем, где ползем Где едем, где ползем
Дорожки Дорожки
Небольшая пещера Небольшая пещера
Тарзанка Тарзанка
Мост Мост
Скалы на реке Скалы на реке
Скалы Скалы
Пещера Дружбы Пещера Дружбы
/Природный парк «Оленьи Ручьи», дневка, 37 км (из них 5 км асфальт), +23+25, солнечно/
_____________________

Немного отоспались, отвезли наши вещи в домик администрации и начали путешествие по парку.
Отличная гравийная дорожка с хорошим уклоном выносит нас на берег реки. Места сказочные. Следуя карте остматриваем скалу Утопленник, Ангела, Дыроватый Камень.

Дорожка почти все время вдоль обрыва, много мостиков, лесенок. Иногда тянем велы на себе через корни, камни и ступеньки

Минуем мост и пешком забираемся к тарзанке, к сожалению она пуста.

Теперь перелезаем по мосту, именно перелезаем, потому что рули едва пролезают между поручнями, а чтобы забраться и спустить приходится держать велик за одно колесо. Едем теперь по другому берегу реки, высоченные скальные обрывы над рекой. Чтобы подняться к ним по тропе приходится поднапрячься. Колеса буксуют, подъем слишком крут.

Доезжаем до ск. Писаница, здесь можно увидеть рисунки древних охотников. Оставляем велы в кустах и до пещер идем пешочком, уже недалеко.
Пещера «Дружба». Огромное отверстие в горе, уже на входе холодно и сыро. С фонарями полазили по гротам, перемазались в глине . Своеобразная красота… На выходе снова резкая смена температур.

Еще метров 400 и мы у пещеры Большой Провал. Невольный возглас восторга, когда она неожиданное открывается слева от тропы. Прямо затерянный мир… Огромные нависающие скалы, стены полностью покрыты мхом, капающая вода и холод. 30- метровый провал…

Почти на половине высоты висит дымка – тут теплый воздух встречается с холодным.. Внизу валяются опорные некогда бревна, с высоты кажущиеся спичками. Осторожно спускаемся по узкой лесенке вниз, впереди за камнями небольшие пещеры.

На обратном пути довелось-таки прокатиться на тарзанке, волшебный пендель, и Олег первым улетает с обрыва .

От входа в парк по другой дорожке прокатились до примечательной скалы Карстовый мост, жалко, что воды уже стало много, и мы не смогли к ней подойти. Да нам и не дали бы – слепни кинулись на нас всей кучей, и мы просто бежали .
Посмотрели практически все. Еще одна ночевка.
23 день/12 августа. Отъезд. Краткие итоги.

Прибытие Прибытие
С любимым конем С любимым конем
/«Оленьи Ручьи» - Екб, +25, солнечно/
______________________

В 6.14 по местному времени мы уехали обратно в Екб, пообещав когда-нибудь приехать сюда снова. Вечером наш поезд в Санкт-Петербург.

Ну и конечно прибытие.
______________________

Настало время подводить итоги:

Ходовых дней вышло 16;
Дневки без великов - 2 (Усть-Койва, Екб);
Дневки с велами – 2 (Н.Тагил, Оленьи Ручьи);

Проехали всего - 1523 км.
Из них на велосипеде – 1020 км:
- Грунтовки, лесные дороги и т.п. – 560 км
- Асфальт – 460 км;
Набор высоты около 15 тыс.м
На эл-ке – 503 км (участки: Н.Тура - Верхотурье, Верхотурье – Н.Тагил, ст.Исеть- Екб, Полевской – Екб - Дружинино-Бажуково и обратно до Екб.)

Поломки: 2 багажника, 2 прокола, замена переклюка.

Комментарии
Всех с Новым годом! Разделяю любовь к Уралу!!!! 
хотя бывала пока там маловато :-( - меньше чем хотелось бы... и Пермский край пока посетить только мечтаю :-)))))
SeRG_ant10.01.12, 22:20
Голос надо беречь :) 
"Возвращается до того, как у меня сел голос, это радует :)."
По случаю прикупил вот такой свистокhttp://www.splav.ru/goodsdetail.aspx?gid=20110601164831800174
Корпус металлический поэтому слышно его очень далеко, а голос посадить за 10 минут можно.
Я этим свистком ещё и медведей пугал в походе по Уралу :)
Guest30.04.11, 10:24
описание маршрута!!! 
Интересненько!!! Читала как книгу!!! Сама живу на Урале но съездить не могу в такие места!!! Хотя на велосипеде катаюсь по району с детьми из школы надо собрать и по дальше, но техника боюсь не совершенна!!! А так огромное спасибо очень интересно и познавательно!!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка:
Опубликовала Татьяна Скородумова