Один день из пыльных дорог Кампучии

Фото с семьёй Ю Фото с семьёй Ю
Праздник Праздник
Караван экспедиторов Караван экспедиторов
Попробую подробно описать отдельно один день нашего путешествия. Итак, сегодня 7 января, оказывается тоже праздником в Камбодже. Это День Независимости. Провели ночь в шаткой двухэтажной деревянной хижине семьи молодого камбоджийца Ю. Он хорошо говорит по-английски, т.к. общался в Интернет-кафе с иностранцами. По словам Ю, у него много друзей иностранцев, которые иногда посещают эту относительную глушь.
Накануне вечером он случайно встретил двух пыльных путников и великодушно пригласил к себе в дом. Это случилось за час до заката и мы с радостью приняли приглашение. Пару лет назад он купил здесь дом и землю (120*700 м) за 2000 $ и планировал посадить плантацию манго. Говорит, что из-за спекулянтов и притока иностранного капитала такой участок сейчас подорожал раз в десять.
С утра он отправляет свою молодую жену на мотобайке в большую ближайшую деревню на рынок, погрузив десяток литров соевого молока в пластиковых бутылках. В 6 светает, но мы неспешно собираемся, общаясь и жуя припасенную вчера папайю. Прохладно, +18 С, но мы знаем, что через час уже станет жарко даже в футболке. Прощаемся, делаем несколько фото на память.
Дорога с самого начала «приводит нас в чувство» своей раздолбанностью и размытостью. Через несколько десятков километров КК-тропы, въезжаем в богом забытую деревушку. У большого дома, то ли администрации, то ли школы, ревёт музыка из колонок. Кстати, по нашим скромным наблюдениям, редкий кхмер не имеет в своей пальмовой хижине огромных колонок (то ли они приходят по линии гуманитарной помощи, то ли они их чудесным образом выращивают на плантациях). Эти гробы обычно пылятся вместе с курами и свиньями под домом. При всём этом, благо если есть в доме автомобильный аккумулятор, который они отдают днём на зарядку специальным дяденькам, об электричестве речь вообще не идёт…
Но вернёмся к нашим кхмерам… собрался народ. Когда мы подъехали, народу прибавилось раза в два и нас пригласили к "столу" (настилу, на который залезают и садятся в позе лотоса). Накладывают суп-лапшу (пророщенный маш, салат, какой-то местный специфический репчатый лук, и все это заливается подливом с лапшой). Вкусно! Угощают бананами, наливают зеленый чай. Дети крутятся с разинутыми ртами, но по-английски, похоже, никто не говорит. В дорогу получаем в нагрузку ещё связку бананов. Не успели отъехать, чувствую, что заднее колесо спустило. Клею, едем дальше, а дорога все хуже. Начинаются просто сплошные бугры. Приходится даже воспользоваться русской бранью для облегчения своей участи. На встречу нам попадается караван мотоциклов, увешенных различным товаром (супермаркет на колесах).
В каком-то очередном селении решаем переждать пик жары – устраиваем сиесту (с 13 до 15). Выбираем тихое местечко у пруда в тени джэк-фрута, увешенного плодами. Появляется хозяин, одобряет выбранное нами место. Мы показываем наш фотоальбом из России, несколько десятков фотографий. Показываем наш маршрут на карте. Кхмер отдаёт указания и женщины начинают суетиться по кухне… Через час, когда мы уже налопались припасённых фруктов, на циновке появляется скромный обед. Илья в первый раз не выдерживает моего смачного чавканья и присоединяется к трапезе (до этого он занимался только сыроедением, т.е. ел не сыр, а фрукты, кто не в курсе). Горячим зимним днём, в тени раскидистого джэк-фрута у пруда, на циновке с подушками, уплетать душистый камбоджийский рис с лимоно-соевым соусом и зеленью и забыть, о предстоящей неизвестности… о чём ещё можно мечтать?!
После строящегося китайцами моста наша грунтовка улучшается до состояния автобана, только не асфальтированного. Но счастье продолжается недолго и он вырождается в раздолбанную пыльную гравийку. В большом селении останавливаемся у кучи зеленых бананов, которые сортируют и пакуют. Хотим купить спелые. На удивление, кхмер понимает английский и не только подсказывает дорогу к ближайшему буддийскому храму, но и дарит килограмма три спелых бананов. В Вате просимся на ночлег. Нас селят в отдельный домик, отделанный внутри кафелем с двумя кельями монахов. В 6 часов темнеет, но монахи заводят генератор и «заряжают видео» с голливудским старым фильмом "Наверное, боги сошли с ума" (на кхмерском, естественно). Эту забавную комедию я смотрел буквально перед отъездом, поэтому в переводе не нуждаюсь.
Мы устали и нам не до кино, еле хватает сил жевать бананы и писать эти заметки. Наконец, после нескольких часов посиделок, не без наших намёков, они понимают свою ошибку и сворачивают вечерний кинопрокат, а мы натягиваем противомоскитные сетки и проваливаемся в сон… О, нет! Начинаются вечерние молитвы!