Я никогда не видел гор. Дома у меня только Небо и Земля - четкая линия горизонта перед глазами на дне древнего моря - Кулундинская степь. А тут самый высокий на Алтае Катунский хребет на тысячу метров вверх, откуда берет свое начало река Катунь. Вершина хребта – гора Белуха, самая высокая в Сибири: покров изо льда, снега и ледников, питающих все реки региона. У подножия Белухи есть белое озеро Аккем и часовня для путников, а немного вправо и вверх - альпийская долина и семь горных озер. Итак, наш путь в Беловодье...

Трасса М 52

синие цветы в долине 7 озер высота 2500 синие цветы в долине 7 озер высота 2500
аккем. отражение аккем. отражение
Лента дороги плавно несет наш автобус от Бийска по правому берегу Катуни по федеральной трассе М 52, которую все путеводители именуют как Чуйский тракт. Это замечательная и красивая дорога – ответвление Шелкового пути, давным-давно здесь проходила караванная тропа для воинов и торговцев, упоминание о которой можно найти еще в китайских хрониках, и называлась она Мунгальской. В начале XX по дороге уже могли ездить телеги, а 85 лет назад проехал первый автомобиль. Василий Макарович называл эту трассу «следом бича, стеганувшего по горам», а некий бийский электрик Миша в советское время даже сочинил песню о Чуйском тракте.
Алтайский край закончился селом с романтично-красивым названием - Долина свободы. Дальше владения Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов, гостиниц и множества новоявленных туристских рекреационных зон для комфортного отдыха. Здесь у местных жителей свой бизнес – повсюду сдаются комнаты, дома и бани - край дороги пестрит объявлениями об их аренде. Дорожное полотно снова вторит течению Катуни, повторяя ее изгибы, беспокойные потоки реки подходят к самому краю дороги, тесня наш автобус, и мы снова прощаемся с ней. Девять километров вверх среди кедровых сосен – это Семинский перевал, название которого переводится как "Вечная грива". Кто бы мог подумать, что в свое время этот перевал был труднопроходимым местом: зимой здесь лежали огромные снега, а все остальное время стояло болото. Семинский перевал является государственным памятником природы - здесь, как на ладони, открываются виды на природные комплексы, собранные в четко видимые этажи ландшафтных зон, где растут находящиеся под угрозой исчезновения растения, включенные в Красную книгу. Это самая высокая точка Чуйского тракта, почти 2 километра над уровнем моря, одно из мест, где наши олимпийцы проводят свои тренировки. С перевала видна вся перспектива горных вершин Алтая. А еще это рубеж Северного и Центрального Алтая и граница «цивилизованного» и «дикого» туризма. Спуск в одиннадцать километров и туристические базы почти не встречаются, все больше становится видно не тронутой человеком природы. Мы попадаем в настоящие владения седого Хана Алтая!