Рядом с великим стариком

аккем. отражение аккем. отражение
синие цветы в долине 7 озер высота 2500 синие цветы в долине 7 озер высота 2500
альпийский ландшафт в долине 7 озер (It looks like in Norway!) альпийский ландшафт в долине 7 озер (It looks like in Norway!)
православная часовня архангела Михаила православная часовня архангела Михаила
там где зеленый покров - долина 7 озер там где зеленый покров - долина 7 озер
девушка в костюме batman девушка в костюме batman'a? it's a joke. мы были довольны!
горное озеро в долине 7 озер горное озеро в долине 7 озер
открытие белухи. спасибо открытие белухи. спасибо
Беловодье! Беловодье!
Рядом с Великим стариком

Утро четвертого дня солнечное, сушим свою одежду, пока есть возможность. Трава мокрая. Еда горячая. Воздух наполнен густой тишиной. Вокруг горы, справа вечно-снежные вершины Белой горы в четыре с половиной километров высотой! Гора охраняет, стоит на страже Сибири. Благодать. Как же приятно пить горячий сладкий чай на берегу озера Аккем и смотреть на его спокойные молочного цвета воды. Даже не вериться, что бурная река Аккем с бурлящими порогами принадлежит этому озеру! А нам пора к леднику, туда, где Аккем берет свое начало. Ледник оказался мощной семикилометровой глыбой льда, названный министром народного просвещения в правительстве Колчака Василием Сапожниковым в честь своего сотрудника - российского ботаника и географа, в прошлом томского лесничего и топографа Родзевича, который часто сопровождал министра в экспедициях. Через образовавшуюся арку древнего льда вода из-под ледника выносит мелкие частицы каменной извести со склонов Белухи - целебную голубую глину. Ледяная вода течет среди морен - валунов, величиной с сельский домик, по которым мы добирались до ледника. От ледника берет начало верхнее озеро Аккем, которое существует только в период весеннего паводка, а пока вместо озера проточные рукава-реки. О совершенных восхождениях на Белуху свидетельствуют железные таблички, прикрепленные к большим валунам, и таблички памяти о погибших альпинистах. У подножия горы одиноко стоит часовня архангела Михаила, где можно в своей искренней молитве попросить помощи у одного из высших ангелов Бога, да и просто переночевать.

Следующий поход на высоту два с половиной километра в долину Семи озер, где пестреют настоящие альпийские луга и вершины, покрытые снежными шапками, недаром европейцы говорят - «…looks like in Norway». Тропа ведет нас среди кустарников, кедров и лиственниц к долине Семи озер и приводит к ручью, а дальше движется среди зарослей карликовой березы. Впереди и слева притягивает взгляд висячий ледник долины Ак-Оюк. И вот первое озеро, немного дальше второе, за ним - третье. Следующие четыре спрятались справа в долине среди лугов. Все насквозь прозрачные. Внезапно пошел снег, и тут же куда-то исчез. Выше кустарниковая тундра: низкорослая березка и альпийские ивы, поляны белоснежной пушицы и камни, уже не покрытые цветным лишайником и ковровым мхом. Дальше красивая пустота - просторы сухих каменистых степей, где скалы рождают осыпи.

Белуха открывает нам по очереди две своих знаменитых вершины – Западную и Восточную. Погода на горе меняется каждую минуту - над вершинами по очереди метет снег, обметая их дымом-метелью. На неприступного и сурового с крутыми склонами «Великого старика», как называют эту гору алтайцы, хочется смотреть постоянно. О ней, как говаривал Н.К.Рерих, «шепчутся даже пустыни». Здесь времени нет. Время осталось в городах.

P.S. Большое спасибо Лебедь Дмитрию за организацию путешествия. Без него не было бы и этого рассказа.

Автор: Владислав Иськов

Консультант: Дмитрий Лебедь, ассистент кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга географического факультета Алтайского госуниверситета