Трасса М 52

синие цветы в долине 7 озер высота 2500 синие цветы в долине 7 озер высота 2500
аккем. отражение аккем. отражение
Лента дороги плавно несет наш автобус от Бийска по правому берегу Катуни по федеральной трассе М 52, которую все путеводители именуют как Чуйский тракт. Это замечательная и красивая дорога – ответвление Шелкового пути, давным-давно здесь проходила караванная тропа для воинов и торговцев, упоминание о которой можно найти еще в китайских хрониках, и называлась она Мунгальской. В начале XX по дороге уже могли ездить телеги, а 85 лет назад проехал первый автомобиль. Василий Макарович называл эту трассу «следом бича, стеганувшего по горам», а некий бийский электрик Миша в советское время даже сочинил песню о Чуйском тракте.
Алтайский край закончился селом с романтично-красивым названием - Долина свободы. Дальше владения Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов, гостиниц и множества новоявленных туристских рекреационных зон для комфортного отдыха. Здесь у местных жителей свой бизнес – повсюду сдаются комнаты, дома и бани - край дороги пестрит объявлениями об их аренде. Дорожное полотно снова вторит течению Катуни, повторяя ее изгибы, беспокойные потоки реки подходят к самому краю дороги, тесня наш автобус, и мы снова прощаемся с ней. Девять километров вверх среди кедровых сосен – это Семинский перевал, название которого переводится как "Вечная грива". Кто бы мог подумать, что в свое время этот перевал был труднопроходимым местом: зимой здесь лежали огромные снега, а все остальное время стояло болото. Семинский перевал является государственным памятником природы - здесь, как на ладони, открываются виды на природные комплексы, собранные в четко видимые этажи ландшафтных зон, где растут находящиеся под угрозой исчезновения растения, включенные в Красную книгу. Это самая высокая точка Чуйского тракта, почти 2 километра над уровнем моря, одно из мест, где наши олимпийцы проводят свои тренировки. С перевала видна вся перспектива горных вершин Алтая. А еще это рубеж Северного и Центрального Алтая и граница «цивилизованного» и «дикого» туризма. Спуск в одиннадцать километров и туристические базы почти не встречаются, все больше становится видно не тронутой человеком природы. Мы попадаем в настоящие владения седого Хана Алтая!

через катунь и тюнгур через катунь и тюнгур
я проверял - здесь хорошо я проверял - здесь хорошо
около горной реки около горной реки
бархатно бархатно
Горы становятся ближе

В каждом алтайском дворе стоят традиционные жилища – аилы. Этакие шестигранные пирамиды, дверь в которых расположена строго на востоке. Посередине аила находится очаг, над которым, в крыше, есть отверстие для дыма, ведь согласно вере алтайцев, через это отверстие проходят белые лучи с неба, а от земли исходят темные, встречаясь внутри аила, они смешиваются, и именно поэтому место для жилья у алтайца священно. А если вы вдруг увидите веточки березы, торчащие из отверстия для дыма, то значит, здесь недавно был той, или свадьба по-алтайски.
Прощай, Чуйский тракт, нам - направо. Асфальт все реже, грунтовой дороги все больше, скорость автобуса спадает. Вечереет. Телефонная связь с домом пропадает. Еще несколько алтайских сел промелькнуло за окном автобуса вместе с пасущимися лошадьми и коровами. Впереди красивый и безопасный полуторотысячный Ябоганский перевал или Аялу, что значит «имеющий медведей». Так и не увидев ни одного медведя, мы попадаем в ухоженный поселок Усть-Кан, рядом с которым набирает обороты знаменитая для сплава река Чарыш, а в трех километрах к востоку находится пещера со стоянкой древнего человека, ниже по дороге Каннская степь. Перед автобусом то и дело перебегают суслики, а сверху летают хищные соколы и беркуты. Снова перевал – Кырлыкский, и сразу за ним шлагбаум российских погранцов, которые выдали нам пропуск для пребывания на приграничной территории.
Мы благополучно едем по Абайской степи, рядом река Кокса, по-алтайски «синяя река», следом перевал Громотуха, проехать по которому поздно вечером по силам только хорошему шоферу. Горы становятся ближе и почти вплотную подходят к дороге, иногда мы оказываемся в коридоре между двух отвесных каменных стен, и скоро попадаем в красивую Уймонскую долину. Долина исторически служила убежищем для староверов, по-другому кержаков - тех самых, что пришли сюда четыреста лет назад в поисках легендарной страны Беловодья. «Много чудес говорили они об этом месте. А еще больше чудес не позволено им было сказать», - писали о тех, кто достиг этой страны. Нелегко переселенцам было ладить с шаманистами, да так и живут все вместе до сих пор. А Беловодья так и не нашли.
Подъезжаем к большому райцентру Усть-Кокса, с различным сервисом для туристов. С нами снова старая знакомая Катунь, теперь уже клокочущая и полноводная, пытающаяся подступить и захлестнуть край дороги. Интересно, что словом «катунь» тюркские народы называли не много ни мало, а женщину. И если посмотреть на плавные изгибы ее русла, непредсказуемые течения и меняющийся цвет воды в различных местах, то все эти определения можно спокойно отнести и к женской природе.
Все. Дороги больше нет. Мы приехали. На улице темно. Вокруг горы. Поодаль алтайское село Тюнгур. Пошел дождик. И первая еда на костре – макароны с тушенкой на катунской воде. Утром подъем в семь и вперед по мосту через белопенную Катунь мимо питерской турбазы «Высотник», последнему пристанищу туристов. Позади Тюнгур. Впереди последний населенный пункт - маленькое село Кучерла с одноименной речкой. Дорог дальше не будет, да и родную Катунь мы больше не встретим. Только тропы, перевалы, броды.
Белый парк

дъялма дъялма
привет солнце!  Заждались... привет солнце! Заждались...
Аккем Аккем

Мост через реку Кучерла вывел нас за пределы цивилизации. Все самое необходимое у нас в рюкзаках – еда, личные вещи, котелки, палатки, спальные мешки и туристические коврики. Дальше природный парк «Белуха». Вперед! Через пестрое и единственное комариное поле на нашем пути и, вверх на полтора километра по некатегорийному перевалу Кузуяк. На перевале есть шаман-деревья, увешанные трехцветными ленточками – дьалма, каждая из которых несет значение прошения или благодарности тому или иному духу. Некоторые туристы, совсем не понимая этого обряда, вторгаются в незнакомый им пантеон алтайских духов со своими платочками-ленточками-шнурками etc., тем самым вызывая на себя возможные последствия. Право слово, к незнакомым духам со своей ленточкой точно не ходят.

Мы в природном парке Белуха, и нас все время сопровождает прохладная и шумная река Аккем, правый приток Катуни, к истоку которой мы идем. Проходя по каменистому ущелью реки, мы иногда слышим отрывистый свист. Это свистят пищухи – похожие на располневших сусликов зверьки, ловко прыгающие по камням, среди которых и живут. Воду из рек и ручьев можно смело пить, и она вкусней самой очищенной воды из магазина. В скалистой долине реки Аккем, вдоль которой мы идем по тропам из камней, коряг, корней деревьев и земли к «Жилищу богов», много берез, лиственниц, немного выше - пихта, ель, кедровая сосна. Воздух пахнет ягодами, хотя ягод еще нет, несколько листочков смородины мы добавляем в черный чай – душисто! Напротив нас, на другой стороне реки, виднеется труднодоступный и красивый памятник природы - водопад Теккелю, один из самых высоких на Алтае, высотой 60 метров. Однажды с перевала нам открылся удивительный вид на двуглавую Белуху. Точно, «Жилище богов», как говорят алтайцы. Сильное ощущение, да и усталость куда-то исчезла. К вечеру на пути мы встречаем приют для туристов и понимаем: сакральное место где-то рядом. Последний рывок, и мы у края озера Аккем, анаграмма которого выглядит не больше не меньше, как мекка. Озеро тихое и холодное, на дне которого ледниковый ил, а температура воды сегодня не выше плюс четырех.

Мы на высоте 2020 метров. Мелкий дождь, и до облаков рукой подать. Перед Белым озером одна из высокогорных метеостанций в России, рядом вертолетная площадка. Ужин, баня, дождь, теплый сон в спальном мешке внутри палатки. Подъем завтра на 2 часа позже! Дождь стучит всю ночь. Воздух мокрый. Белуха закрыта облаками.

Рядом с великим стариком

аккем. отражение аккем. отражение
синие цветы в долине 7 озер высота 2500 синие цветы в долине 7 озер высота 2500
альпийский ландшафт в долине 7 озер (It looks like in Norway!) альпийский ландшафт в долине 7 озер (It looks like in Norway!)
православная часовня архангела Михаила православная часовня архангела Михаила
там где зеленый покров - долина 7 озер там где зеленый покров - долина 7 озер
девушка в костюме batman девушка в костюме batman'a? it's a joke. мы были довольны!
горное озеро в долине 7 озер горное озеро в долине 7 озер
открытие белухи. спасибо открытие белухи. спасибо
Беловодье! Беловодье!
Рядом с Великим стариком

Утро четвертого дня солнечное, сушим свою одежду, пока есть возможность. Трава мокрая. Еда горячая. Воздух наполнен густой тишиной. Вокруг горы, справа вечно-снежные вершины Белой горы в четыре с половиной километров высотой! Гора охраняет, стоит на страже Сибири. Благодать. Как же приятно пить горячий сладкий чай на берегу озера Аккем и смотреть на его спокойные молочного цвета воды. Даже не вериться, что бурная река Аккем с бурлящими порогами принадлежит этому озеру! А нам пора к леднику, туда, где Аккем берет свое начало. Ледник оказался мощной семикилометровой глыбой льда, названный министром народного просвещения в правительстве Колчака Василием Сапожниковым в честь своего сотрудника - российского ботаника и географа, в прошлом томского лесничего и топографа Родзевича, который часто сопровождал министра в экспедициях. Через образовавшуюся арку древнего льда вода из-под ледника выносит мелкие частицы каменной извести со склонов Белухи - целебную голубую глину. Ледяная вода течет среди морен - валунов, величиной с сельский домик, по которым мы добирались до ледника. От ледника берет начало верхнее озеро Аккем, которое существует только в период весеннего паводка, а пока вместо озера проточные рукава-реки. О совершенных восхождениях на Белуху свидетельствуют железные таблички, прикрепленные к большим валунам, и таблички памяти о погибших альпинистах. У подножия горы одиноко стоит часовня архангела Михаила, где можно в своей искренней молитве попросить помощи у одного из высших ангелов Бога, да и просто переночевать.

Следующий поход на высоту два с половиной километра в долину Семи озер, где пестреют настоящие альпийские луга и вершины, покрытые снежными шапками, недаром европейцы говорят - «…looks like in Norway». Тропа ведет нас среди кустарников, кедров и лиственниц к долине Семи озер и приводит к ручью, а дальше движется среди зарослей карликовой березы. Впереди и слева притягивает взгляд висячий ледник долины Ак-Оюк. И вот первое озеро, немного дальше второе, за ним - третье. Следующие четыре спрятались справа в долине среди лугов. Все насквозь прозрачные. Внезапно пошел снег, и тут же куда-то исчез. Выше кустарниковая тундра: низкорослая березка и альпийские ивы, поляны белоснежной пушицы и камни, уже не покрытые цветным лишайником и ковровым мхом. Дальше красивая пустота - просторы сухих каменистых степей, где скалы рождают осыпи.

Белуха открывает нам по очереди две своих знаменитых вершины – Западную и Восточную. Погода на горе меняется каждую минуту - над вершинами по очереди метет снег, обметая их дымом-метелью. На неприступного и сурового с крутыми склонами «Великого старика», как называют эту гору алтайцы, хочется смотреть постоянно. О ней, как говаривал Н.К.Рерих, «шепчутся даже пустыни». Здесь времени нет. Время осталось в городах.

P.S. Большое спасибо Лебедь Дмитрию за организацию путешествия. Без него не было бы и этого рассказа.

Автор: Владислав Иськов

Консультант: Дмитрий Лебедь, ассистент кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга географического факультета Алтайского госуниверситета