через катунь и тюнгур через катунь и тюнгур
я проверял - здесь хорошо я проверял - здесь хорошо
около горной реки около горной реки
бархатно бархатно
Горы становятся ближе

В каждом алтайском дворе стоят традиционные жилища – аилы. Этакие шестигранные пирамиды, дверь в которых расположена строго на востоке. Посередине аила находится очаг, над которым, в крыше, есть отверстие для дыма, ведь согласно вере алтайцев, через это отверстие проходят белые лучи с неба, а от земли исходят темные, встречаясь внутри аила, они смешиваются, и именно поэтому место для жилья у алтайца священно. А если вы вдруг увидите веточки березы, торчащие из отверстия для дыма, то значит, здесь недавно был той, или свадьба по-алтайски.
Прощай, Чуйский тракт, нам - направо. Асфальт все реже, грунтовой дороги все больше, скорость автобуса спадает. Вечереет. Телефонная связь с домом пропадает. Еще несколько алтайских сел промелькнуло за окном автобуса вместе с пасущимися лошадьми и коровами. Впереди красивый и безопасный полуторотысячный Ябоганский перевал или Аялу, что значит «имеющий медведей». Так и не увидев ни одного медведя, мы попадаем в ухоженный поселок Усть-Кан, рядом с которым набирает обороты знаменитая для сплава река Чарыш, а в трех километрах к востоку находится пещера со стоянкой древнего человека, ниже по дороге Каннская степь. Перед автобусом то и дело перебегают суслики, а сверху летают хищные соколы и беркуты. Снова перевал – Кырлыкский, и сразу за ним шлагбаум российских погранцов, которые выдали нам пропуск для пребывания на приграничной территории.
Мы благополучно едем по Абайской степи, рядом река Кокса, по-алтайски «синяя река», следом перевал Громотуха, проехать по которому поздно вечером по силам только хорошему шоферу. Горы становятся ближе и почти вплотную подходят к дороге, иногда мы оказываемся в коридоре между двух отвесных каменных стен, и скоро попадаем в красивую Уймонскую долину. Долина исторически служила убежищем для староверов, по-другому кержаков - тех самых, что пришли сюда четыреста лет назад в поисках легендарной страны Беловодья. «Много чудес говорили они об этом месте. А еще больше чудес не позволено им было сказать», - писали о тех, кто достиг этой страны. Нелегко переселенцам было ладить с шаманистами, да так и живут все вместе до сих пор. А Беловодья так и не нашли.
Подъезжаем к большому райцентру Усть-Кокса, с различным сервисом для туристов. С нами снова старая знакомая Катунь, теперь уже клокочущая и полноводная, пытающаяся подступить и захлестнуть край дороги. Интересно, что словом «катунь» тюркские народы называли не много ни мало, а женщину. И если посмотреть на плавные изгибы ее русла, непредсказуемые течения и меняющийся цвет воды в различных местах, то все эти определения можно спокойно отнести и к женской природе.
Все. Дороги больше нет. Мы приехали. На улице темно. Вокруг горы. Поодаль алтайское село Тюнгур. Пошел дождик. И первая еда на костре – макароны с тушенкой на катунской воде. Утром подъем в семь и вперед по мосту через белопенную Катунь мимо питерской турбазы «Высотник», последнему пристанищу туристов. Позади Тюнгур. Впереди последний населенный пункт - маленькое село Кучерла с одноименной речкой. Дорог дальше не будет, да и родную Катунь мы больше не встретим. Только тропы, перевалы, броды.

Комментарии
K-kutyaev14.11.14, 19:49
 
Guest20.08.13, 21:11
Я считаю от тюнгура. до него мы добирались на автобусе, который 
заказывали от барнаула
Guest20.08.13, 21:10
4 ночи туда и 3 обратно. пеший поход. но можно взять лошадей на прокат 
. влад
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: