Горы, ущелья, ледники и водопады в осенних красках самого яркого времение года. И немного Чёрного моря непоследок.
Воронеж-Ростов на Дону-Пятигорск-Нальчик-альплагерь Безенги-пос.Верхняя Балкария-Чегемское ущелье-пос.Белым-Джилы Су-пос.Верхняя Мара-Карачаевск-Лабинск-Каменномостский-Лаго Наки-Гуамка-Туапсе-пос.Новомихайловский-Краснодар-Ростов на Дону-Воронеж

Отпуск в начале “второй волны”

Осень - самая яркая пора года.

Прекрасная погода, если суммарно за путешествие.

Отличная компания! Любимая и друзья!

Это рецепт земного счастья в ограниченном отрезке времени!

Пролетел год с небольшим от последнего путешествия прошлого года. И вот понемногу продолжают сбываться мечты. Больше спонтанности, неожиданностей (хотелось бы исключительно положительных!), минимум рутины!

Планирование, а точнее отдых строго по плану, никогда не были в приоритете. Да и текущие обстоятельства всегда вносили коррективы. И этот отпуск был иным, чем план поездки, изначально созданный крупными мазками, без детализации.

Суть была такой. Посетить Безенгийскую стену. И погулять именно пешком по ущельям Северного Кавказа, в местах нами ранее не посещённых. Чем больше, тем лучше.

Ко всему полагаться на идеальную погоду в горах тоже не приходилось. Поэтому понимали, если нас зальют постоянные дожди, что в общем-то маловероятно в горах в это время года, придётся изобретать смену маршрута по ходу пьесы.

Уже за неделю до отпуска начали вовсю стращать неопределённостью мероприятий "второй волны". Мол, вновь кордоны, закрытые границы, отсутствие возможности проехать там и сям. В реальности никакого особого влияния не было. За исключением одного места.

От столицы до альплагеря Безенги проехали за два дня. В первый день обед на берегу под Воронежем, в уже практически стандартном для текущего состава путешествующих месте.

Ночевка у озера на объездной дороге Ростова-на-Дону. Сильный ветер с песком на сон грядущий и сказочный рассвет.

Обед с отменными чебуреками в кафе на трассе уже в Карачаево-Черкессии.

И первое очень импозантное ущелье с участком теснины на подъезде к селу Безенги. Это уже в Кабардино-Балкарии.

После прохождения регистрации на погранзаставе на окраине села Безенги в альплагерь приехали не просто в полной темноте, но и в густом тумане (в облаках, если точнее) с видимостью метров пятнадцать.

Но, пока разбирались, где да что, облака убежали и на ночлег в стилизованно й сакле на территории альплагеря ложились уже почти под полностью открытым звёздным небом.

Альплагерь Безенги и его бессменный уже четверть века директор Алий Хусейнович порадовали обильным ассортиментом вариантов размещения, питания и порядком.

Утренний выход к стене после напутственной речи Алия (начальника альплагеря) прошёл через очередную регистрацию на кордоне у пограничников.

Отвлекусь. Вот кому может понадобиться сбежать в Сванетию через самый высокий участок хребта кавказских гор? Зачем столько бумажных документов, согласований, разрешений? Работа ради работы. Такое ощущение.

Прогулка к стене, отлично видимой с окраины альплагеря, это трекинг по леднику с самым длинным языком на всём Кавказе (по неуточненным данным и вообще в Европе).

"Прекрасные виды во все стороны" - такое определение как бледная тень истинного восторга от красоты и величия окружающих вершин Большого Кавказа! Опасные трещины под ногами. Каменные грибы над головой. Характерные пейзажи морены тающего ледника (за последние сто лет по высоте опустился метров на пятьдесят и отступил на несколько километров).

Всякое развлечение на любителя. Это - отличное для меня! Но друзья, не дойдя километра полтора до планируемой точки (изначально думали дойти до поворота ледника), пошли обратно. Налетающие облака-тучки второй половины дня в редких каплях моросящего дождика подарили минутам расставания нежную радугу поперёк всего ущелья. Эта красота сгладила лёгкую грусть момента.

А мы с женой двинулись дальше, но тоже не дошли до поворота метров двести, т.к. плотная облачность не оставляла шансов увидеть всё великолепие горного цирка за поворотом.

И вот на обратном пути ожидаемая лёгкая прогулка на сброс высоты (альплагерь на высоте чуток больше двух тысяч метров, и мы набрали на подъеме по леднику метров двести) стала аналогом отступления французов по старой смоленской дороге (шведов под Полтавой, немцев под Сталинградом).

Для начала из ущелья навстречу прилетели облака, закрыв обзор до пары десятков метров. Но полное отсутствие обзора длилось недолго, минут пятнадцать. Да и сбиться с маршрута на спуск по ущелью с весьма крутыми склонами было маловероятно.

Совершенно неожиданно, по классическим канонам жанра, подкралась другая напасть. С интервалом не более четверти часа от моих горных ботинок поочерёдно отвалились обе подошвы. Полностью.

Ноги от прямого контакта со льдом камнями разделяли носки и две стельки, внутренняя и основная. Перевязав верх ботинок со стельками шнурками, часто останавливаясь для выгребания льда и камней из круговой единой дыры вокруг стелек, пару раз заново повязывая протирающиеся о камни импровизированные "подвязки", как инвалид, медленно и опасливо топал вниз. Закат в 18 часов. А облачность сокращала и без неё короткий осенний световой день. Риск пройти босиком по толще льда и камням постоянно маячил в мыслях.

Добрались в итоге вовремя. На грани темноты. Ноги целые.

Однако идею на следующее утро выйти на второй ледник пришлось забыть. Что скорее обрадовало всех кроме меня. Но и я очень доволен успешным спуском в жалком подобии ботинок.

Директор альплагеря был очень рад нашему возвращению, ибо уже опустились густые сумерки на грани полной тьмы. Подивился, что шнурки удержали ботинки на каменистом спуске, и дал очень много интересной и полезной информации, которой мы поутру и воспользовались, преждевременно покинув Безенги.

Бонусом того вечера стал приготовленный друзьями ужин. Вот прямо "с корабля на бал". У камина, замечу!

Новой частью маршрута стала поездка в Верхнюю Балкарию, в урочище Уштулу через Черекское ущелье и его жемчужину - Черекскую теснину. Это небольшой по протяжённости, до полутора километров, участок шириной в пару-тройку десятков метров с отвесными стенами до восьмисотметровой высоты!

Посещение Уштулу вновь потребовало проезда в погранзону.

Дорога после погранзаставы - очень приличная грунтовка. Ночевка в гостевом доме с одноимённым урочищу названием. И второй раз после сакли работающий камин.

И горные пейзажи на 360 градусов! Закатные со струящимися вдоль склонов водопадами облаков. И утренние со звеняще-прозрачным воздухом без единого облачка.

В этот день мы временно разъехались со вторым экипажем. Друзья решили посвятить день знакомству с Нальчиком, который по трассе мы всегда "пролетали" мимо.

В идее на сутки, в реальности на двое. Отсутствие связи в горах, умноженное просто на отсутствие на территории Ставропольского края и часто в Кабардино-Балкарии поддержки моего оператора (теле2). Там вообще только "многофон" существует.

Мы же поехали в Джилы Су. Но не прямой дорогой, а заковыристой.

Сначала были Чегемские водопады. Вне сезона, с минимумом людей и машин, очень и её раз очень!

Затем по средней паршивости грунтовке через перевал Актопрак мы проехали в Баксанское ущелье. Смысл пути через перевал? Исключительно для собственного удовольствия!

А уже оттуда поехали в Джилы Су. По пути с щемяще-приятными воспоминаниями проезжали поворот на грунтовку к Бермамыту и чуток подальше и пониже, после первого длинного серпантина, отворот к ущелью под плато, где пару лет назад мы "чудесно" поплутали.

Последний отрезок к точке назначения ехали в полной темноте, моментами вновь в облаках, а под конец и под дождём. Не доехав два километра до финишной точки, упёрлись в шлагбаум. Обилие информации на листах А4 в файлах сводилось к особенностям ситуации в связи с Covid-19. Суммарно так: "В Джилы Су можно находиться с 8:00 до 20:00. Все объекты размещения закрыты напрочь. Кто не знал, мы не виноваты".

Темень. Дождь, чаще похожий на ливень. Моментами со снегом. И на часах, замечу, даже восьми не было. Что ж. Живём согласно возможностям момента. Переписав закатно-ночной видеоряд с регистратора в ноут, легли спать. Голову распирало от размышлений, что желанных трёх дней с радикальными выходами не будет точно. Да и надежды на хорошее утро были очень призрачны.

Проснувшись в шесть утра и осмотрев окрестности, увидели импровизированный палаточный лагерь в полутора сотнях метров за спиной. Но накануне в ненастную погоду, в темноте, окружающей световое пятно от фар, вообще не заметили.

Ждать два часа до открытия шлагбаума не стали, а просто пошли в сторону водопадов.

Ни дождя, ни ветра. Только далёкие и редкие облака.

И вот после нескольких поворотов Эльбрус во всей своей мощи и красе!

И чуть дальше водопад. И ещё три, каждый ярче и интереснее предыдущих. Невидимые с дороги, они доступны при прогулке по витиеватой тропе вдоль ущелья. И всё это огромное удовольствие на отрезке в пару километров (пяти, считая путь в оба конца)!

Водопады достойны поименного отзыва! Считаю в порядке посещения.

Первый хорош своим классическим видом, да ещё и вершины Эльбруса в кадре!

Второй слышен раньше, чем показывает себя. Но, извергаясь из невидимой теснины, падает в «пропасть» весьма эффектно! И вновь двуглавый великан в кадре!

Третий хорош крайне удобной площадкой для осмотра. Вроде и высоко, но широко и безопасно.

А четвертый красавец двумя каскадами в сумме огромной высоты «выплывает» для полного обзора, лишь метров за пять заявив о себе даже не шумом, а внезапных оглушающим грохотом! Одинокая скала оттеняет и придаёт свой характер этому месту.

Встречные ранние спутники сообщили, что стоять можно с палаткой выше Джилы Су либо в стороне. Но прогноз обещает ненастье с грозой с часа дня. Связи ноль. По планам друзья должны бы приехать лишь к вечеру.

И мы поехали к Кисловодску, рассчитывая выйти в зону связи, пока они не пропали из неё.

Дальше как в песне. "А я ждала вас у аптеки, а вы в кино искали нас...". Связь с друзьями отсутствовала. Теперь они были "абонент вне зоны доступа". Оставив сообщение во всех мессенджерах, поехали через перевал перед Верхней Марой в Лабинск.

Погостили ночь у дяди.

А поутру восстановилась постоянная двусторонняя связь. И мы договорились о месте встречи у Хаджохской теснины в Каменномостском. Это уже Адыгея. Нам туда сотня км, друзьям, выехавшим из Джилы Су, больше трёх.

Каньон почти в центре села. Короткая, импозантная теснина. Бурный поток на входе и чуть далее почти стоячая вода. Явно ощущается разная глубина на входе в каньон и далее на его небольшой протяженности. Но за аттракцион пять сотен с носа. Это не очень понравилось.

Полтора часа в теснине пролетели быстро. Времени было до встречи с избытком, и мы прокатились в Михайло-Афонскую пустынь. Это в сторону от трассы в двадцати километрах. С прошлого посещения ровно год назад решили в монастыре увеличить доходную часть бюджета, закрыв под замок половину территории с указанием "Посещение только в составе организованных групп с экскурсоводом".

В подземную часть монастыря вновь не попал. Говорят, по выходным открыта, а мы в будний, как и до этого визита.

После воссоединения путешествующих поехали в следующий желанный пункт.

Плато Лаго-Наки встретило сумерками, дождем и сплошной низкой облачностью.

Посему остановились на ночлег в отельчике "Нежная полянка". В темноте и под ливнем название показалось странноватым.

А вот на рассвете!!!

Вернулись к плато. КПП заповедника. Оплата. Ещё полтора километра на машинах и дальше пешком. Погода баловала. Маршрут был произвольно-бродячий. Находились-нарадовались!

Пообедав, двинулись в... Точнее, сначала задались вопросом. Ибо, пускай и в скомканном варианте, но посетили все запланированные места. Даже немного больше. Придумали.

Гуамское ущелье. Друзья уже бывали там девять лет назад. Мы впервые.

Как чаще и получалось, прибыли под вечер. В плюсах регулярная встреча рассвета по месту следующей пешей прогулки!

Главное весёлое событие ночевки связано с разговором под ясным звёздным небом.

"Вот так мы стояли на Онеге и что-то яркое летело. Посмотрели в "Картах звёздного неба", а это МКС." Под этот текст летит что-то быстро и очень ярко. Открываем приложение. А это... Вновь МКС! Это, по сути, не особо примечательно событие по совокупности вызвало прилив радости и бодрости! Замечательно, когда моментам душевного подъёма нужно так немного!

По ущелью, как оказалось, пешком можно ходить до 9 утра, после 19 часов и по вторникам. Мы не попадали ни в один из этих вариантов. Поэтому поехали на туристическом поезде. А дальше прошли еще километра два-три пешком.

Место интересное, но от сотен людей в узком месте мы сильно отвыкли за предыдущие дни.

Из Гуамки, согласно свежей идее, подкреплённой данными прогноза погоды, совершенно вне планов выдвинулись на Чёрное море.

Посёлок Новомихайловский. Километров в сорока за Туапсе, с учётом, что в город мы прибыли через Шаумянский перевал. Т.е. Новомихайловский уже севернее города.

Ночами прохладно, порядка 13-15 по Цельсию, а вот днём! Ярчайшее Солнце, прозрачная вода около 22-23, воздух 26-27. Людей очень мало. Отель, найденный в интернете в процессе движения, пустой. От него до пляжа семь минут крайне неспешно пути.

Мне хватило первого дня для перехода в состояние "рак вареный", все остальные были к вечеру не сильно бледнее, считая от интенсивно красного окраса моей тушки.

Второй день даже в ничегонеделаньи пролетел быстро.

Поутру мы вновь расстались с друзьями. Теперь уже до Москвы. Впрочем, кроме поездки на Алтай, ни разу синхронно и не возвращались!

Навигатор услужливо показал "текущее местоположение - дом: 1500 км". По традиции, домой едется как-то очень быстро. В 7:50 старт, в 22:30 у подъезда дома.

Вот таким вышло наше долгожданное путешествие!

Доволен не всем внутри процесса, особенно проблемами со связью, но крайне удовлетворён по совокупности проведённых километров и дней!

И пару слов о машине.

Радует, радует и продолжает радовать! Собственно, изначально и покупалось с основной задачей - дальние путешествия.

Замечу лишь, что в очередной раз убедился, что при весовой нагрузке едет, особенно по неважнецким дорогам, просто прекрасно. Полный эффект пневмоподвески. Мягко, плавно, "проглатывая" неровности и ухабы. Ни шума, ни стука-бренчанья-дребежанья непонятно от чего и где, которые в повседневном режиме раздражают при проезде "лежачих полицейских" всех мастей и размеров. До 120 км/ч разумное потребление топлива. Потом (что уже давно знаю) "жрёт" за двоих-троих.

ЛКП полное Г. Из поездки очередные полосы вдоль бортов всего-то от веток.

Резюме
Когда спонтанность преобладает над планом — для меня идеальное состояние настоящего путешествия. Практически же, "погибшие" на спуске с ледника ботинки, вездесущий Covid, а точнее, ограничения, с ним связанные, вовсе не те опции, которые должны определять изменения маршрута.