Однодневный велопробег " Донская Швейцария " ( по чеховским местам Луганщины.)
пгт. Щётово - г. Антрацит - пгт. Крепенский - пгт. Есауловка - п. Садовый - пгт. Боково - Платово - п. Христофоровка.

Донецкий кряж.

Наконец то нашлось время, звёзды правильно на небе сошлись, да и вроде всё по феншую) - пора в степь !  Меню поездки : посещение с пристрастием красивых мест,      а  также мест ранее посещённых, но не менее  интересных. Итак, добравшись до п. Садовый, заехал в урочище Рагозина балка где находится источник, который А.П. Чехов посещал в 1887 году. "Колодец был неглубок, обложен камнями, сверху стоял деревянный сруб. На дне колодца было найдено до 20 ручьев разной силы. Водоносный горизонт находится в песчаниках алмазной свиты. Вода по химическому составу относится к сульфатно-гидрокарбонатно-кальциевой, питьевая с приятным вкусом, дебит 0,3 л/сек." Сейчас это гидрологический памятник природы "Чеховский колодец" работы К.С. Жолоса. К сожалению мемориальную доску с барельефным изображением А.П. Чехова украли.
SL742175
Чеховский колодец.
Чеховский колодец имеет историко - литературное значение, и просто приехать, посетить, набрать воды это хорошо конечно, но всё - таки стоит ознакомиться с письмами и воспоминаниями А.П. Чехова о пребывании в имении Кравцовых. Самая известная чеховская  фраза - характеристика Донецкого кряжа: " Жил я последнее время в Донской Швейцарии, в центре так называемого Донецкого кряжа: горы, балки, лесочки, речушки и степь, степь, степь..."

Следующая точка маршрута - Марусина скала у п. Крепенский. Тропинка по балке к скале одно удовольствие - часто проходит  у воды.
Рагозина балка.
Времени много не ушло, и уже Марусина скала передо мной. Подъём, и панорама.
Марусина скала.

У этой скалы тоже есть  легенда. Речь идёт о событиях Гражданской войны, о красивой и бесстрашной девушке Марусе. "Стала Маруся связной в красном отряде. У неё был великолепный конь Вихрь. Лето 1919 года выдалось в Донбассе жарким. Хотелось пить. Маруся, которая везла важный пакет в штаб, повернула к Холодному Яру. Но почему встревожился конь ? Из-за татарского клёна и дубов выскочили вооружённые люди. "Банда! Банда  Каменюкив". Вихрь понёс её на верх. Трое всадников поскакали за ней. "Что делать? Ну что же: пусть будет, что будет ! И повернула коня к скале. Красная дьяволица ! Куда ты ?" Но конь бросился вниз..."
Но есть и другая версия этой легенды. Маруся была подпольщицей со стороны врагов рабочих и крестьян. А вот тут уже возникает много вопросов. Не буду сильно углубляться, но интересно, и уже кое что нашёл. Вообщем эта легенда, не совсем и легенда.
Как бы там не было, но пора выдвигаться к следующему пункту назначения. В целях экономии времени решил сделать спуск со скалы прямо вниз. Конечно же, не как Маруся брутально, да и своего Вихря жалко - люблю его сильно. Спуск вышел не сложный, но прикольный и смешной : летящие камни вниз, хруст веток, домашние животные - змеи в одну сторону, куропатки в другую, так и оказался у речки. Картина маслом: в спицах куча веток, весь в паутине и царапинах. Ощущение, как будто бухой из курятника выполз).
Р. Крепенькая.
р. Крепенькая.
В предыдущей поездке я посещал Острый Шип, из-за лимита по времени посмотрел не всё. В этот раз заехал с другой стороны. История этого места весьма интересна.
Острый Шип.
События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  "В 1943 году здесь шли ожесточённые бои. Немцев, расположившихся на высоте  удалось выбить в рукопашном бою. Было много и трофеев : орудия, пулемёты, много оружия. После боя на Шип прибыли командующей армией Захаров и член Военного совета. Прямо здесь на легендарной высотке, командование вручило 12 орденов и 25 медалей." Также вызывает интерес под название - "вход в катакомбы партизан", или "командный пункт немцев". Заехал и посмотрел : действительно рукотворная пещера уходящая вниз на метров 6-7, дальше тупик, хотя всё возможно, этого не знаю.
Вход в пещеру. Острый Шип.
Недалеко от входа остатки артиллерийских позиций, окопов. Вообщем как укрытие от ответного огня, эта пещера самое то. А сейчас это укрытие служит для мусора от благодарных внуков и правнуков.
Пещера. Острый шип.
Пещера. Острый Шип.
Помимо своего исторического значения, Острый Шип ещё и хорошая площадка для кругового обзора.
Острый Шип.

По итогу получилась динамичная покатушка, к сожалению не побит рекорд по проколам : в этой поездке 11 проколов от колючки, в 2012 году было 15 дырок сразу оптом. Всё равно повезло:  две запасные камеры всегда вожу и до Луганска проколов больше не было. А вообщем  Донецкий кряж в очередной раз удивил !