Крым. Балаклава (музей, кр. Чембало). Научный (крымская обсерватория).
08.05.16,
воскресенье.
Участок пути
|
Фиолент –
Балаклава – Бахчисарай – п. Научный
|
Километраж за день (км)
|
86
|
Достопримечательности
маршрута/стоимость
|
Балаклава (музей
подводных лодок)
|
250 руб./чел.
|
Балаклава
(крепость Чембало)
|
бесплатно
|
Бельбекский каньон
(с. Танковое)
|
Крымская
астрофизическая обсерватория
|
300 руб./чел.
|
Ходовое время (часов)
|
3 ч. (без учета
просмотра Балаклавы)
|
Место ночевки
|
Район с.
Прохладное, рыболовная база.
978-821-40-61;978-881-52-21
600 руб./сут. (за
рыбалку, ночлег бесплатно)
|
Мы с Мишей встаем в 5.30 и бежим фотографировать рассвет над Фиолентом.
Но бежали зря – солнце вставало за горой, далеко от моря…
Когда солнце встало,
скалы Орест, Пилад и Идол стали
золотистого цвета – очень красиво.
Сегодня в планах – Балаклавская
бухта (музей подводных лодок, крепость
Чембало, бочка смерти); переезд в Бахчисарай с остановками по пути (при наличии
времени): с. Хмельницкое - акведук, с.
Залесное - скалы «Скифы Каралезской долины».
Но планы пришлось скорректировать: Вечером позвонили в
крымскую обсерваторию, чтобы заранее заказать экскурсию – в наших планах она на
9 мая, после посещения Чуфут-Кале. Тут выясняется, что 9 мая в обсерватории – выходной, а ближайшая
приемлемая для нас дата – это завтра (Телефон бронирования экскурсии: +7 (978) 893-54-11, 096-927-13-75 -Зоя
Александровна; 096-12-19-873,+7978-806-13-74, +7978-893-54-11 -Н.И. Бондарь,
телефоны с офиц. сайта visit@crao.crimea.ua).
Поэтому планы 8 и 9 мая меняем местами. Сегодня после
Балаклавы сразу едем в п. Научный, определяемся с местом ночлега. А на
следующий день едем в Бахчисарай в Чуфут-кале.
В 8.30, попрощавшись с хозяином, выезжаем в
сторону Балаклавы. При выезде из
Фиолента трасса (Монастырское шосссе) перекрыта
ментами – всех разворачивают обратно. Нам, неместным, объяснили, что есть другая дорога,
«развернитесь и перед поселком поверните направо». Развернулись, повернули
направо, объезд вдоль моря километров 15. На выезде навигатор орет «поверните направо», а направо
- опять дорога перекрыта. Едем прямо,
потом по закоулкам попадаем на Балаклавское шоссе.
В 9.10 заехали в Балаклаву.
Балаклава значительно древнее не только
Севастополя, но и его предшественника Херсонеса. Действительно, греки,
поселившиеся здесь в 422—421 г. до н. э., уже застали в нынешней Балаклаве
опасных для себя обитателей — тавров, для которых морское и прибрежное
пиратство было издавна привычным занятием. Балаклавская бухта не зря претендует на звание одного 7 природных
чудес. Узкой полуторакилометровой лентой вдается она в сушу, отделяясь от моря
небольшим входом. Со стороны открытого моря гавань вообще не видно. Вода здесь
прозрачная и чистая, вокруг заросли крымской сосны, богатый подводный мир. Не
удивительно, что местом отдыха бухту избрали драйверы, а также яхтсмены из
разных уголков мира.
Балаклава – крохотная бухта, ну просто
малюсенькая, обойти ее по обоим берегам можно наверное меньше чем за час.
Балаклава — в переводе с турецкого означает «рыбье гнездо». А еще здесь никогда
не бывает штормов.
Сначала решаем проблему с парковкой. По информации из
интернета, около музея подводных лодок
машину оставлять не рекомендуют (парковки «дикие», стреляют деньги, но
никто не охраняет, а экскурсия длится 1.5 часа). Поэтому, сначала
едем на противоположную от музея сторону и паркуемся там (слева от дороги – бесплатная парковка,
напротив яхт-клуба).
Отсюда хорошо просматривается
музей подводных лодок: видим, что машин там нет и, судя по всему, парковка свободная.
Уточнили у местных, можно ли запарковаться на противоположной стороне –
подтвердили. Идти пешком – достаточно далеко. Так как до открытия музея еще час
(первая экскурсия начинается в 10.00) , решили проехать на разведку (сюда
вернуться успеем).
Подъехали. Перед музеем справа большая парковочная территория.
Тут уже стоит один большой экскурсионный автобус. Чуть дальше, с другой стороны
музея - торговые ряды, напротив которых тоже парковочные места. Парковки
бесплатные. Опасения парковки не вызвали. Решили запарковаться после входа в
музей, напротив торговых рядов.
Пока Володя парковался,
я пошла в кассу.
Кассы две. Прямо на входе в музей. Одна касса уже работала,
но она обслуживала организованные экскурсии (те, что с улицы собирают людей за
дополнительную плату). Оказывается, турфирмы имеют возможность заранее забронировать
билеты, в отличии от самостоятельных туристов, таких как мы. Вторая касса – для остальных, покупающих
билеты на месте, еще закрыта. Тетенька из соседней кассы начинает пугать: на 10
часов все билеты уже забронированы, скорее всего, на утро уже ничего нет. Но я
стою во 2-ю кассу и жду. Минут через пять за мной быстро образовался хвост.
Касса открылась минут за 15 до начала работы музея.
Выяснилось, что на 10 часов все-таки осталось 15 билетов, и мы попадаем на это
время.
А вообще, экскурсии запускают каждые 15 минут. Но также часто
подходят большие экскурсионные автобусы,
полные людьми.
Музей подводных лодок
(другое название – Музей холодной войны) в горе Таврос.
В музей можно попасть только с экскурсоводами (после набора
группы 15-20 человек) – с сотрудниками
исторического музея.
Музей работает ежедневно с 10 до 18.00. Экскурсия пешая - около 2 км. продолжительностью 1.20.
Это бывший сверхсекретный подземный мозговой
центр, запасной командный пункт Черноморского флота СССР в Крыму, объект № 825
ГТС.
Строительство базы началось с 1957 года
и длилось по 1961 год. Музейным комплексом стал с 2003 года.
Объект 825 ГТС представляет собой искусственно созданный в скале тоннель и целый комплекс других сооружений.
В случае атомного удара объект 825 мог 30 суток находиться в автономном режиме
(с освещением, вентиляцией, питанием, медицинской обслугой), мог вместить до
1,5 тыс. человек, и от 7 до 14 подводных лодок.
Характеристики тоннеля:
• глубина 6 - 8,5 м
• ширина 6 - 8,5
• высота 18 м.
• толщина скалы над объектом -126 м. (в наивысшей точке)
• Длина тоннеля: 602 м.
• Площадь объекта: 10 кв. км.
Музей
считается самым крупным военным объектом (среди рассекреченных) в мире.
История
этого уникального объекта очень интересна. Его неофициально именовали
«подземная пирамида Хеопса» — за грандиозный масштаб, и «черной
балаклавской дырой» — за расположение в горных недрах, скрывающих тайны
стратегического значения от посторонних глаз.
Завод
по ремонту подводных лодок, состоявших на вооружении Советского Союза,
оборудовали в горе Таврос. Это укрытие может и сейчас выдержать удар ядерной
бомбы в сто килотонн и вместить около трех тысяч человек.
База
подлодок в Балаклаве была строго засекречена. ГТС расшифровывается как
«Городская Телефонная Станция». Даже местные жители не догадывались о том, что
на самом деле происходит внутри горы. Именно ради секретности в середине
прошлого века был принят указ о вхождении Балаклавы в состав режимного
Севастополя.
Идея сверхсекретной подземной базы,
предназначенной для стоянки и ремонта подводных лодок, возникла у советского
военного руководства еще в далекие 30-е годы 20 века. Но воплощению проекта в
жизнь помешала война. К нему вернулись в 50-е годы. Но теперь предстояло решить
задачу гораздо сложнее – ведь появилось атомное оружие. Поэтому база строилась
с расчетом на ядерный удар и как автономный военно-промышленный объект с
развитой инфраструктурой, которая могла обеспечить проживание нескольким
тысячам рабочего персонала и экипажам подводников. Подводные лодки, несущие
ядерные боеголовки, должны были стать основным оружием для нанесения ответного
удара по противнику в случае атомной войны.
Когда-то
в Балаклаве базировалась 155-я бригада военных подводных лодок. Основная
штольня рассчитана на семь субмарин. Еще семь единиц боевых подводных кораблей
могут вместить другие штольни. К строительству объекта приступили в 1957 году.
И уже через четыре года один из самых масштабных проектов стратегической
безопасности в СССР был закончен. Базу строили в круглосуточном режиме
несколько бригад военных строителей и метростроевцев, у которых был большой
опыт разработки горного грунта. Выдолбленную породу тайно вывозили на баржах в
ночное время.
Когда
Советский союз прекратил свое существование, лодки ушли в РФ. Все оборудование
и боевой арсенал также были вывезены в Россию. С 1992 года бывшая военная база
использовалась как склад денег, вышедших из обращения. Она плохо охранялась и
находилась на грани полного разграбления и запустения. В 1997 году объект был
взят под контроль ВМС Украины, и его разорение прекратилось.
Внутри прохладно (температура воздуха не более 15 градусов). У
нас на этот случай подготовлены теплые вещи.
Для просмотра открыто несколько залов:
Зал 1-й: фотографии
строителей объекта, карта подземных сооружений Крыма;
Зал 2-й: история
строительства фортификационных сооружений (фото Бухты 50-х годов);
Зал 3-й: минно-торпедная часть;
Зал 4-й: сухой док, где производился ремонт
подводных лодок и придоковая площадка, где установлена сверхмалая подводная
лодка «Тритон 1М»;
Зал 6-й: локальная зона ядерного арсенала
(объект № 820 РТБ) с макетом ядерной боевой части торпеды.
Зал 5-й: это морской канал (к просмотру
доступна его часть).
Зал 7-й: Экспозиция «Подводные силы
Черноморского флота СССР с 1944 по 1994 г.» с макетами атомных подводных лодок.
Экскурсия очень познавательная. А когда, идя по тоннелям,
представляешь, что над твоей головой около 120 метров горы Таврос, становится
жутко.
Машина за время экскурсии не пострадала.
Миша в торговых рядах, наконец, сторговался с тельняшкой. Теперь мы с ним оба полосатые.
Далее едем на противоположный берег бухты к крепости Чембало,
целимся на свою прежнюю парковку. Но за то время, что были в музее, в Балаклаве стало очень людно, бухта ожила и
ее узкие улочки наполнились транспортом. Поэтому парковку находим с трудом: во
дворах улицы Калича, напротив входа в храм
«12 апостолов».
Храм святых Двенадцати апостолов — один из самых древних православных храмов Крыма, является уникальным
памятником архитектуры XVIII века. Этот храм возведен из бутового
известняка во имя Святого Николая Чудотворца в 1794 году на фундаменте
старинного храма, который был построен в 1375 году. Храм небольшой, но
величественный, за счет устремленных вверх колон дорического ордера и
симметрично-осевой композиции и относится к числу одноглавых церквей. Здание
относится к типу крестово-купольных церквей, вытянутых по оси восток-запад. После
присоединения Крыма к России (1783 г.), здесь находилось поселение Греческого
батальона до 1859 года, поступившего на службу в русскую армию. В храме
хранились знамена и другие реликвии Балаклавского греческого батальона. Храм
был закрыт после революции, но вновь действовал во время Великой Отечественной
войны. При советской власти в здании храма располагался Дом пионеров, затем
клуб. В 1990 г. полуразрушенный храм передан Православной церкви и начались
восстановительные работы по проекту архитектора Лосицкого. Храм был вновь
освящен в 1991 г., и является подворьем Инкерманского Свято-Климентовского
монастыря.
Холм, на котором раскинулись развалины крепости Чембало, а
также сама крепость, видны издалека, практически с любой точки Балаклавы. Этот
холм называют горой Кастрон или
Крепостной горой.
По информации, на холм
ведет лестница, около которой – касса, вход платный.
Мы, начав подъем с храма, лестницу не обнаружили: шли по улице,
свернули на рукотворный указатель «крепость» и попали, видимо, на «дикую», но
вполне проходимую тропу, идущую вверх по склону.
Троп на склоне много. Весь дальнейший путь просматривается
как на ладони.
Все, что осталось от крепости – это каменные стены,
наполовину разрушенные, а также бойниц ы
на вершине скал Балаклавской бухты.
«Крепость
Чембало - уникальное место —
Оборонительное сооружение.
Один из самых
узнаваемых символов города. История этой крепости тесно переплетена с генуэзской
колонизацией Крыма 14-15 в. Население крепости состояло из генуэзцев, которым
принадлежала вся полнота власти и торговля и местного населения. была
единственной в Крыму крепость, вооруженной пушками.
Башни крепости Чембало были в большинстве своем
двухэтажными с открытыми боевыми площадками наверху и зубчатым парапетом.
Крепостные ворота шириной 4,7 м располагались у башни №5. Лучше других
сохранилась башня №2. Ее современная высота 18 м. В основании имеет форму круга
диаметром 12,5 х 12,7 м. Стоит на мощном цоколе высотой 6,5 м, имеющем в
разрезе форму трапеции. Кверху цоколь сужается до 8,8-8,6 м. Толщина стен башни
1,9 м. Крепость состояла из трех этажей и верхней боевой площадки».
С горы Кастрон
отчетливо прослеживаются границы бывших укреплений, идущих по верху
вдоль склона, а также открывается вид на всю Балаклавскую бухту.
Сверху любуемся морем, в котором прыгают дельфины! Маки, опять отвлекают маки…
Справа (лицом к морю) – бухта, а слева хорошо видно г. Спилия: зумом фотоаппарата ловлю бочку
смерти.
«Информация
об этой «бочке» стала доступной из зловещей легенды, которая стала гулять из
уст в уста в конце 60-х годов 20 столетия. В истории говорилось, что в
1941-1942 годах немцы устраивали показательные казни, сбрасывая пленных красноармейцев
и матросов из бочки смерти в пропасть 50-метровой высоты. Этот миф закрепил в
своей картине художник из Севастополя В. К. Коваленко. У той легенды была
основа. В одном из номеров популярного в СССР журнала «Огонек» вышло интервью с
ветераном государственной безопасности, в котором он поведал о том, что делали
немецкие оккупанты в Крыму с Советскими солдатами, и для чего использовалась
бочка смерти.
Но это
лишь миф. Настоящая история «бочки смерти» намного правдоподобнее и прозаичнее.
На самом деле «бочка» – это часть оборонительных сооружений Форта «Южный» на г.
Спилия, которые начали возводиться в период обороны Севастополя в 1854-1855 г.,
а закончились в 1921-1925 г.
Отличительной особенностью форта было наличие необычной конструкции. Несведущий
человек не мог понять, для чего нужна конструкция из листовой стали, нависающая
высоко над пропастью. Все очень просто – это место для наблюдательного
высотного поста, выполненное наподобие железной «бочки» с диаметром 1,8 метра и
высотой 2 метра. В полу и стенах «бочки» имелись продолговатые прорези для
установки внутри артиллерийского дальномера. Изначально «бочек» было сооружено
две, но во время артобстрела в 1941 или 1944 годов одна «бочка» была сбита, или
кто-то срезал ее для собственных нужд по окончании войны. Это уже не установить».
На бочку смерти Володя идти отказался, «далеко, да и что там
смотреть», да и времени на осмотр уже не было
из-за вечерней экскурсии в обсерваторию.
Вообще, с Крепостной
горы видно, что к бочке идет дорога. Т.е,
к ней можно подъехать на машине, как-то хитро объехав склон.
С горы спускаемся другой тропой. Эта тропа идет ближе к морю
(правее относительно той, по которой
поднимались) и выходит прямо на лестницу. Видимо, при подъеме, до лестницы мы просто не дошли, свернули на
склон раньше. Никаких касс на входе/выходе нет: вход, по всей видимости, бесплатный. Также не увидела
почасовой платной стоянки около лестницы, о которой писали в интернете.
У лестницы наша маленькая группа разделилась: Мишка шел
впереди и уже спустился с лестницы, Володя же, со словами «наша машина справа, нам на лестницу не надо»,
ушел направо. Я, как ярый противник любого разделения группы, пошла за Мишкой
(он то был не в курсе, что идет один).
Мы с Мишей после лестницы попали прямо в лапы торговцам. У
Мишы бродила идея к тельняшке купить теперь пилотку – но цены его не
устраивали. Поэтому, в поиске пилотки мы с ним дошли до конца рядов (так и не
купив пилотку), при этом очень сильно удалились от места парковки машины. Понимая, что нам надо свернуть назад, пошли
через дворы и заблудились в узких, петляющих улочках. Еле нашли – вдруг
вспомнили, что есть телефон с навигатором. В общей сложности пробегали минут 40.
Володя был суров. Нам был
поставлен диагноз «географический кретинизм»….
14.30. Время поджимает - к 19.30 надо быть
уже в Научном, а до этого еще решить проблему с ночлегом.
Изначально на эту
ночь я бронировала гостевой домик на 2-х
в Бахчисарае (и даже внесла предоплату 400 руб., турбаза «Привал», prival.tur@yandex.ru). Но теперь от Бахчисарая мы уезжали на 30 км., и
возвращаться обратно в Бахчисарай ночью казалось не логичным. Поэтому мы
склонялись к варианту ночевки: либо в палатке где-нибудь в районе с. Научного
или на территории самой обсерватории (по имеющимся данным, заночевать можно в
районе озера на территории поселка); либо в гостинице обсерватории (по
имеющимся данным, при наличии мест туда
заселяют; +7 3 6554 71 521 – круглосуточная дежурная гостиницы). Если эти
варианты не срабатывают, едем ночевать в забронированный номер.
Дозвонившись в гостиницу,
выяснилось, что свободных номеров нет.
На выезде из Севастополя встретили колонну старых автомобилей
«Победа» из разных регионов – колонну возглавляла победа-кабриолет. Жалко, не
успела сфотографировать.
Проезжая с.
Хмельницкое, я поздно вспоминаю про акведук. Акведук пропустили.
(Акведук:
Мост ч-з р. Черная, справа от дороги.
Найти легко: по выходным вдоль дороги, недалеко
от которой расположен мост, всегда толпится много машин - тут красивые и
удобные места для отдыха. Через реку переброшен 12-м. мост, состоящий из трёх
арочных пролётов. Постройка выполнена из инкерманского камня. Акведук не имеет
фундамента: он поставлен прямо на дно реки на деревянных срубах (ростверках).
Этот акведук не только прекрасно сохранился- он по сей день способен выполнять
свою функцию и до недавнего времени подавал воду на поля. Сам водопровод начинался
у с. Хмельницкое и на протяжении около
18 км имел несколько тоннелей и акведуков. Проект в 1834 году разработал
инженер-полковник Джон Уптон - автор
севастопольских акведуков, англичанин на русской службе).
Дорога, вплоть до Бахчисарая
- плохой раздолбанный асфальт, узкая и петлявая.
По дороге делаем плановую остановку в районе с. Залесное: не
доезжая до села, справа от дороги – ослиная ферма, от нее ходят к скифам Каралезской
долины. Но из-за отсутствия времени к скифам не пошли – сделала пару снимков с
фермы.
Скифы
Каралезской долины. Гигантские каменные исполины возвышаются на 8 -14 метров над
скальным гребнем холма Узун-Тарла (длинное поле) Каралезской долины.
Протяженность Каралезской долины составляет около 6 км. Эти природные сфинксы -
геологический памятник природы с 1964 года. В простонародье называются Куклы и
носят собственные имена: крайняя к югу
фигура, самая большая - Юкле-Кая (Беременная), далее за ней -Сююрю-Кая (Остроконечная), Чуюн-Кая
(без перевода), две похожие плосковерхие Сандык-Кая (Сундук) и Шапке-Кая (Шапка).
Рядом с ослиной фермой слева бесплатная стоянка, напротив –
сувенирные ларьки и еда.
У нас по плану – обед. Но с собой везем остатки вчерашнего
борща. Поэтому, ограничились тем, что к борщу купили 6 огромных чебуреков. Все,
что теперь нужно – найти место, где можно разогреть на горелке суп. Здесь, на
ослиной ферме, горелку достать не решились: многолюдно, рядом парковка. Я все
грезила маковыми полями, которые по моим заметкам должны были быть в районе сел
Терновое, Красный мак, Танковое - но
полей нет. Девушка, которая торговала чебуреками, сказала нам, что маков в этом
году очень мало и по дороге до Бахчисарая их вообще нет. Маки, якобы, есть в
районе пещерного города Эски-Кермен. Эски-Кермен не входил в наши планы (я
остановилась на осмотре только одного пещерного города Крыма – Чуфут-Кале), но
был по пути. Решили проехать в сторону Эске-Кермен, и там, заодно, пообедать.
В конце с. Залесное повернули налево в сторону гор, далее
появились указатели «Эски-Кермен». Проехали километра 3. Маков нет. Дальше
время решили не терять. Остановились на обед.
Далее по грунтовке возвращаемся на трассу.
Перед с. Танковое, справа от дороги — скала Крокодил со
смотровой площадкой.
Потом, после резкого Г-образного поворота, открывается
красивый вид на долину реки Бельбек: эрозионное Бельбекское ущелье, так называемые Бельбекские ворота - северный отрог Карелизской долины, оригинальное
по форме и происхождению. В меловых известняках и
мергелях массива пролегла глубокая
трещина, вызвавшая раскол. В результате постепенной водной эрозии и
сформировался каньон. Весь разрез характеризуется большим количеством
ископаемой фауны. На фоне Бельбекского каньона происходит съемка начала
фильма «Кавказская пленница».
Пейзажи в районе Бахчисарая завораживают:…..
Бахчисарай проезжаем мимо. Перед поворотом на п. Научный
(есть и указатель), справа продают овощи – остановились. Купили местные
помидоры и клубнику.
Поворачиваем на Научный. Перед с. Скалистое слева
просматривается красивое плато – в плато расположен пещерный город Бакла (в
планы посещения не входит).
За 7 км до Научного , не доезжая с. Прохладное – справа от дороги видим вывеску «Рыбалка,
отдых».
Вот это подарок! Заворачиваем. От дороги метров 300. Два
искусственных пруда, в которых ловят
карпов. Пруд заполняется родниковой водой. Стоимость рыбалки 600 руб/удочку в
сутки. Рядом с домиком
администрации большая бесплатная
парковка. На робкий вопрос – «а
переночевать можно?» – ответили: «да у нас никто не ночует обычно, да и негде».
«А со своими палатками можно?» – «Да ради бога, ставьте, места полно» - «А сколько стоит?» – «Да несколько». В общем,
договорились.
Время 17.00
Установили палатку в месте, которое показал охранник (за
собачьей будкой большая огороженная колючей проволокой ровная полянка) и
поехали в Научный на экскурсию.А рыбачить будем утром, чтобы не оплачивать сегодняшние сутки.
Т.е, наш ночлег, с учетом оплаченной ранее брони, обошелся
нам в 1000 руб. на троих.
На экскурсию приехали рановато, за час (я себя ругаю – можно
было за это время съездить в Трудолюбовский карьер»). Поэтому решили
прогуляться по территории. Территория обсерватории огорожена забором, на въезде
- шлагбаум. Слева - пропускной пункт,
справа - большая бесплатная парковка (теоретически под охраной пропускного
пункта). Недалеко от шлагбаума – автобусная остановка.
За шлагбаум пропустили без выяснения куда/зачем. Сразу
окунулись в зелень: сосны, акации, березы, дубы. Воздух чистый. Много людей,
просто гуляющих по тротуарам. Мне было непонятно – что делают здесь эти люди. Позже
узнала, что сюда приезжают отдыхать, как в пансионат – видимо, поэтому и места
в гостинице все заняты. Навстречу попались туристы с рюкзаками – видимо и с
рюкзаками пропускают также без проблем. Погуляли вокруг телескопов и вернулись
к воротам.
К 19.30 подошла Зоя Александровна. Выяснилось, что
сегодняшняя экскурсия внеплановая
(вчерашняя группа застала облачность и уговорили на повторную экскурсию в
выходной день) – т.е., нам повезло.
Народа собралось человек 25. Нас передали экскурсоводу - научному
сотруднику обсерватории. Сначала – небольшой рассказ об истории обсерватории.
Построена в 1945 г., до 90-х годов, пока представляла интерес для
оборонки, была на государственном спец
обеспечении. После развала СССР все пришло в упадок - Украина практически не
выделяла средства, сотрудники выживали но голом энтузиазме и любви к
науке. Чудом смогли сохранить
оборудование. Сейчас, после присоединения Крыма к России, до сих пор идет
«раздел науки от имущества»: что это означает, так и не поняли. Так же рассказала про лес вокруг
обсерватории: его посадили сотрудники после войны
Пока ждали темноты, запустили
внутрь здания, где установлен огромный телескоп – самый крупный телескоп в 60-е годы (с
диаметром зеркала 1.6 м – больше, чем у телескопа Хабл, общим весом 103
тонны!). Телескоп до сих пор работает (в автономном режиме, без участия
человека).
Показали и самый старый, тоже до сих пор работающий телескоп –
изготовлен в 1913 г.
По программе, при ясном небе, мы должны были посмотреть через
небольшой телескоп на звезды (сейчас для просмотра был доступен Сатурн). Но,
как назло, небо заволокло тучами. Научный сотрудник предупредила, что, скорее
всего, при таком небе, ничего не увидим. Но телескоп все-таки настроила
(«поймала» Сатурн). Стали ждать, потому
как тучи то рассасывались, то набегали опять. В результате часовых ожиданий Сатурн
и 4 его спутника все-таки ненадолго увидели!!
Напоследок научный сотрудник показала фотографии космоса и в доступной форме рассказала
о жизни звезд.
Экскурсия длилась 2.5 часа. Остались под впечатлением
увиденного и услышанного. Территория не освещена – к шлагбауму выводит
экскурсовод. Мы были единственными,
у которых с собой имелись фонарики.
В 22.00 вернулись к месту ночлега на базу. Над базой – чистое звездное небо с огромными
звездами! А в 7 километрах небо затянуто
тучами. Эх, такие бы звезды в телескоп посмотреть.
(надо было накануне экскурсии пить не просто «За погоду», а
за «Чистое небо!»).
Поздний ужин, варим на газу.
Володя готовится к утренней ранней рыбалке (на карпа снастей
не брали – не ожидали от моря карпов): из фидера делает поплавочку .