Часть2. Вниз по притокам Енисея

Дэди-хем Дэди-хем
Рассвет Рассвет
Бедий Бедий
Пейзажи с воды Пейзажи с воды
Флагман Флагман
Он же, с низу Он же, с низу
Осыпной склон Осыпной склон
Река Река
Осыпь Осыпь
Саянская тайга Саянская тайга
Перекат Перекат
Все фоткают эту гору Все фоткают эту гору
Моросит дождь Моросит дождь
Скалы Скалы
Прохождение Хутинского Прохождение Хутинского
Живительный ручей Живительный ручей
Пейзажи с реки Пейзажи с реки
Пора чалиться Пора чалиться
Скалы Скалы
Красная скала Красная скала
Жара Жара
Тыва Тыва
Юрты Юрты

15.08. Красивы Саянские лесные реки, изумрудная вода, камушки, зеленая хвоя лиственниц.

По этому ручью и поплывем
Но не только это ждет сплавщика, решившего пройти такую реку с верховьев, ждут его и лесные завалы, где свежие, а где и многолетние. Именно в такие завалы влетели мы на своем катамаране, и обносов было мама не горюй.
Завалы
В верховьях
А потом начались тиши, река петляла от одного берега к другому.

Дэди-хем нес свои воды чрез каменистые шиверы, лесные завалы к реке Бедий.

Долина Дэди-хема
Достигнуть Бедия не так просто, судно приходилось ставить вертикально и протаскивать сквозь чащобу леса, обходя большой завал.
Обед в завалах
Расположившись на стрелке рек, я отправился вверх по реке Бедий, там нас ждал экипаж второго катамарана.
Протока Бедия
И через полтора часа хода по тропам, где были лишь отпечатки копыт, издалека я заметил яркую зеленую накидку на дереве – знак, там лагерь.

Первым делом к костру, а уж потом расспросы, «что, да как», четверо суток не виделись. Сговорились завтра встретиться. А вот обратно я вышел поздно…

Солнце зашло за гору, тишина и мрак накрыли Саянскую тайгу. На каждой поляне мерещатся тени, не притаился ли хищный зверь? Засвистит птица, как будто скулит волчий выводок.

С головы до ног сырой и замерзший вернулся я к яркому костру.

16.08. Пять дней длилось ненастье в Саянах. Сегодня долину реки осветило солнце. С утра мы уже в пути, надо отнести командору инструмент для постройки катамарана. Теплая встреча с Серегой и отцом, на их стоянке уже кипит работа – пилятся жерди, идут сборы.

Пустились мы в обратный путь вчетвером на одном катамаране – осадка ниже ватер линии – нет, нет, да и чиркнет синяя теза о скользкий камень. Там где надо идти пол дня по буреломной тайге, по реке пролетаешь за пол часа. Вот мы и на месте, дальше идем на своем судне. А лесные завалы не прекращаются, обнос за обносом, иногда проходы в реке такие узкие, как футбольные ворота.

Завалы на Бедии
Бедий

Отличный галечный пляж выбрали мы для ночной стоянки. Наконец можно нырнуть с головой в речной омут, взбодриться. Солнце постепенно скрылось за холмом, осветив вечерним светом окрестные гольцы, приближалась ночь.

Вечерком на гальке

17.08. Сегодня мы проходим Оюктарский прорыв, река прорезает себе путь сквозь хребет.

Оюктарский прорыв
Бедий быстро мчится вниз сплошной рябью, нигде нет и улова спокойной воды.
Сплав
А погода шепчет, и лишь спустя 10 км река входит в леса, образуя навалы деревьев по берегам. Там в заломах, может и притаилась рыба, но выловить её не так просто.
Командор сел на ель
Тиши

День заканчивается на галечной косе, где ярким пламенем горит костер, да греется чай в котелке.

Вечерние лучи солнца
На закате

18.08. Хоть и сегодняшнее утро приукрасил дождь, день выдался жаркий.

Галечник
Бедий успокоился и превратился в речку с тихим течением, коряжником в омутах и песком на дне. Редко-редко где промелькнет осторожный ленок. А нырнуть в холодный омут, после дневного зноя, это ли не отдых. На обеденной стоянке река образует множество заливов, из воды торчат стоячие деревья – есть, где разгуляться рыбе, но свято место пусто не бывает.
Тиши
На высоком берегу, средь лиственниц проглядывает крыша избы.

Но не бесконечно же тянутся спокойной реке, и она бросается вниз, мимо скальных берегов, образуя мощные сливы за каждым поворотом, и не одного улова нет на её пути.
Идем в кильватере
Мощный слив
Скальные обножения
Хорошо, что погода жаркая, иначе сырым по грудь можно и замерзнуть. А вот и флагманский катамаран притаился у крутого берега на ночлег. В темноте горит костер, и вариться голубичное варенье на углях.
На длинной выдержке

19.08. Гремит гром и сверкает молния, но тучу сносит мимо. Единственная радость с утра, это завтрак, сахарку в кашу без меры – отлично.

Утро

А река запетляла дальше, у крутого берега, устье речушки с озера образует заливчик, заброс блесны на выходе из него сразу приносит мне окунька. А что же будет в самом заливе? С трудом я пробиваюсь сквозь заросли ивы на узкий пятачок у кромки воды. Заброс вправо, заброс влево – безрезультатно. Под конец, когда я уже доставал блесну из воды, щука одним ударом срезала приманку с плетеной лески 0,5 мм. Решаем обловить это место с катамарана. Все же одну щучку приносит нам этот залив. Но пора догонять второй катамаран.

Бедий
Быстроток сменяется шиверами, местами по берегам мелькают скалы.
В улове

Вот за поворотом, на галечной косе виден дымок, пора швартоваться.

Костер
Вторая половина дня уходит на постройку походной бани: разогреть камни в костре, подготовить каркас, натянуть тент, нарубить веники. Поддашь парку на камни, попаришься и нырнешь в реку, вода, кажется не холодная.
Баня

Хорошо после бани, солнце плавно ушло за лес.

В утренних лучах солнца

20.08. Береза по берегам нашей реки стала желтеть, приближалась осень. Река прорезала путь мимо живописных холмов, как будто кем-то скошенных,

С косогора над рекой
а внизу у кромки воды стояли сосны и березы с пожелтевшими ветвями. В большом заливе реки улыбнулась рыбацкая удача, были пойманы две трофейные щуки, которые пополнят наш скудный рацион.
В заливе
Щука
На одном из перекатов на камень была насажена лодка, сломанная надвое. А между тем мы вплыли в Хамсару, мощь потока чувствуется сразу, вот и порог  Рябой с острыми камнями.
Хамсара, порог Рябой
порог Рябой
Командор проходит  рябой

Чудесный обед из щучей ухи и спелой брусники.

Серега с трофеями
Хамсара запетляла по долине.

По Хамсаре
Хамсара
Тиши  Хамсары
За катамараном на леске идет блесна, вращается в толще воды, тут-то на границе водорослей и схватит её окунек. В темноте решаю помышковать, наш лагерь расположен на высоком берегу, над глубоким омутом.

Омут
В темноте ничего не видно, ни берега, ни места, куда приземлилась мышь, сегодня мне не повезло. Где-то в отдалении сверкают молнии, не пришел ли еще один сезон дождей в Саяны?

21.08. Течение хамсары все ускорялось, вот её русло с двух сторон обступили красноватые скалы, это Кижи-хемская шивера.

Кижи-хемская шивера
А вода была снизу в виде небольших валов и бурунов и сверху, в виде проливного дождя из свинцовой тучи.

А Хамсаре
К счастью к середине дня погода стала налаживаться, дождь утих, пошли голубые просветы.

По утру

Все чаще стали попадаться моторные лодки с рыбаками, груженые различным скарбом и провизией.

- Рыба там?, кричат они нам, показывая вверх по реке,

- Тат-там, отвечаем мы.

А Хамсара выделывала королевские петли от одного борта долины к другому. В Сибирской реке и течение есть, да только ветер сегодня встречный. Небо совершенно отчистилось, когда наши катамараны ткнулись о прибережный песок под одним из утесов.

Вечер - пора зачаливаться
Когда мыли руки, в воде заметили щучий хвост, неторопливо ушедший вверх по течению. И что удивительное, после нескольких забросов щука таки схватила мою блесну, так я стал обладателем пятнистого трофея. Но главное не только поймать, но и разделать рыбу. Не пуста таки оказалась Хамсара, хотя на первый взгляд в ней нет ничего, кроме малька.

Трофей Хамсары

22.08. Нет ничего лучше, чем столкнуть катамаран в утренний туман и плыть по течению, рассекая дымку. Тишина стоит над рекой, только и слышно плеск весла, да изредка где засвистит птица.

Туманное утро
Туман

Постепенно ветер развеял дымку и стали видны скалы и холмы по берегам реки. Последняя уха из ямной щуки, пойманной вчера. Хамсара все ускоряла свой бег, текла, прижимаясь к скалам, покачивая катамаран на каменистых перекатах.

Моторка уходи вверх
В низовьях Хамсары
Тем временем погода портилась и уже начал накрапывать дождь, когда мы достигли Чаваша. Здесь появились признаки цивилизации, в устье стоял баркас с баржей, работала техника, а стоянка где мы встали, усеяна мусором.

23.08.Сегодняшнее утро было примечательно тем, что я набрал болотники уже в начале дня, когда мы с Серегой переплывали реку, чтобы договорится с капитаном баркаса о выброске в Кызыл. Но капитан ждал машину, так что пошли своим ходом.

Стрелка с Бий-хемом
Вниз по Бий-хему
Бий-хем

Вот мы влились в Бий-хем, Большой Енисей, и плывем дальше предвкушая встречу с магазином в поселке Ырбан, но поселка нет и нет, а река стала течь среди островов в широкой долине, заполненной галечниковыми пляжами и смытым лесом. Поселок остался где-то позади в боковой протоке реки. Ну да ладно, решили мы и поплыли до следующей деревушки Сыстыг-хем, но там магазин был на ремонте, хозяйка на покосе, а жители поселка чурались наших провиантмейстеров.

Сыстыг-хем

И полетели километровые знаки вниз по большому Енисею, а река неплохо несла наши катамараны, благо, что ветер стих и выглянуло солнце.

Сорок енисеев
И тут вниз по долине реки показались высокие горы, их вершины были покрыты облаками, где-то там и находится знаменитый Хутинский порог.

Горы на горизонте
Горы
Отмахав за день 70 км, мы остановились на обширной галечной косе, планируя завтра посетить деревню Сейба, а пока я сижу у жаркого костра на принесенной течением лесине, которую точит короед.

24.08. Осенний день в Саянах жарок после обеда, а утром холоден как ноябрь.

Ледяной туман
Руки заледенели
Вот и в этот раз столкнули катамараны мы в ледяной туман Бий-хема, и поплыли в деревню Сейба, что притаилась за скалой на берегу реки.

Деревня позади
Сейба

Безлюдны улицы поселка, лишь собаки злобно рвутся с цепи и лают, чуя чужака. На этот раз во главе десанта за едой, сам командор. Вылазка оборачивается удачей, и замок на двери магазина открывается перед нами. Мы становимся обладателями различной провизии, а кроме того бутылки сливок. Я в свою очередь торжественно водружаю на катамаран коробку печенья 5 кг. Далеко с таким грузом отплыть не удается, поэтому обед делается на галечнике за ближайшим поворотом реки.

Трапеза

Туман постепенно рассеивается и оказывается, что Бий-хем уходит в узкую теснину между гор, собираясь в единое русло.

Вниз по реке
Хребты
А горы все выше, а скалы все круче, где то за поворотом шумит уже и знаменитый Хутинский порог.

Хутинский порог, просмотр
Хутинский порог
Пройти его под силу лишь мощным туристским судам, мы же обходим основную струю вдоль левого, а затем у правого берега.

Рафтеры

Прохладой веет  от ручья, впадающего в Бий-хем за порогом, а река продолжает петлять меж гор, мимо красноватых скал, и обрывистых отрогов.

Саяны
Гора

25.08. С коробкой печенья можно уверенно плыть  по любой реке не особенно задумываясь о будущем.

Туман
Бий-хем

Когда до Кызыла осталось 60 километров, пейзажи вокруг реки стали напоминать среднюю Азию.

'Нагорный Карабах'
Лес поднимался лишь по северным склонам гор, вся остальная местность была выжжена солнцем.

Азия
Изредка по берегам виднелись неброские юрты местного населения. Зной стоял на «нагорным Карабахом».

Солнце печет
Бий-хем плавно выходил из гор, вдоль реки появились дороги, загоны для скота, машины, отдыхающие.

Юрты
В такой обстановке пришлось заночевать на острове, не доходя 10 км до Кызыла.

В протоке на острове
В протоке

26.08. Встали затемно, в прибрежных деревьях гулял теплый ветер с реки. На ярком костре готовился нехитрый завтрак.

Последние километры сплава

Последние километры шли под попутным ветром вперемешку с песчаной бурей.

Песчаная буря
Жаль снизу разорвалась оболочка на моей гондоле, так что грести приходится как на пороховой бочке.

Кызыл на горизонте
Несмотря на разразившееся ненастье, люди в Кызыле активно принимали водные процедуры в водах Енисея.

Мы дошли
Все!
А потом была маршрутка до Абакана, где я ехал как сельдь в бочке. Где то с перевала видели острые зубья гор – Ергаки. Абакан произвел впечатление неплохого города. Серега был торжественно отправлен в Балезино на московском поезде. А нас, похоже, ожидает длинное путешествие по вокзалам и магазинам Сибири.

Решили начать с уцененного рулетика в супермаркете «Командор», на выходе которого обнаружился старый добрый автомат по ловле игрушек за пятак, где из спортивного интереса и была потрачена вся сдача.