Полезные заметки 'Велопоход по Коста-Рике'


Из России
Тема: Как добраться. Транспорт

География участников похода была весьма обширна. Немосковские участники добирались в столицу каждый по-своему. Костя Баскаков прилетел дня за 3, я – 16го вечером к Веломоту. Оба летели S7, перевес у S7 нынче дорог – для рейсов из Красноярск и Новосиба – 300р/кг, поэтому оба мы исхитрились отправить часть вещей со знакомыми, летящими в Москву относительно накануне. Причем в обоих случаях знакомые прилетали чуть раньше, поэтому Веломоту пришлось дважды встречать рюкзаки на Павелецком: связался с участниками из далекой Сибирской глубинки – пожинай плоды :)

К моему приезду Рома готовился отдельно. Последний день перед походом руководитель посвятил не изучению карт, инструктажу участников или перепроверке снаряжения, а чтению сайта blondegirls.ru, дабы можно было качественно подкалывать меня анекдотами про блондинок на протяжении похода.

Павел Воздвиженский летел из Екатеринбурга Уральскими авиалиниями, у которых велосипед считается негабаритом, но тариф – не 300, а 100 с лишним, в итоге Павел заплатил около 1800р.

Миша Пантин приехал в Москву из Тольятти поездом.

Наш дальнейший маршрут был Москва-Мадрид-Сан-Хосе, испанская авиакомпания Iberia. Мы впятером встретились в Домодедово, многие там же и познакомились.

А в это время еще двое участников – жители Москвы Костя Столяров и Сергей Гришин уже улетели из Мадрида через Атлантику. Дело в том, что число относительно дешевых билетов на каждый рейс ограничено, и иногда участникам приходится добираться к месту старта похода разрозненными группами.

У Кости и Сергея был очень маленький транзит в Мадриде – около 2 часов, и их рейс Москва-Мадрид немного задерживался, но когда мы были в Домодедово, Веломоту пришла смс-ка от Кости, что они благополучно успели на самолет.

При регистрации на рейс нам пришлось заплатить фиксированный сбор по 75 евро за каждый байк. Скинулись, а на сдачу распили купленный в dirty-free виски за начало мероприятия. Правда все разговоры были почему-то о Мадагаскаре :)

Вместе с нами в Мадрид летела большая группа страшноватых детей с бэджиками, на которых значилось «детский дом № …». Дети летели в Испанию далеко не первый раз, но судя по их манере общаться, это не слишком развило их интеллектуально и облагородило.

До Мадрида долетели часов за 5.

Ужасы в Испании. На правах послесловия.
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

8го января вечером - садимся на рейс Сан-Хосе-Мадрид. У нас транзит в Мадриде что-то около 10-12 часов, после чего рейс Мадрид-Москва.
9го января, около 11 утра - пилот сообщает, что в Мадриде снегопад и придется нам сесть в Севилье (город на юге Испании, в 500 с небольшим км от Мадрида). Я по-наивности подумала, что мы там где-то посидим, пока Мадрид не начнет принимать, а потом полетим в Мадрид.
Ничего подобного! Всех выгоняют из самолета и выпускают в аэропорт, через паспортный контроль. Никакого шенгена у нас нет (в аэропорту Мадрида есть транзитная зона, там можно находиться без визы без права покидать аэропорт, если пересадка в пределах суток). Нас...всё же впускают без шенгена, без каких-либо отметок в паспорте!
Вскоре нам выдают багаж... Никаких инструкций к дальнейшим действиям! В зале вылетов того же самого аэропорта - огромная очередь к стойке иберии, где просто сообщают, что придется ехать на поезде и отправляют к стойке номер X
Очередь к стойке номер Х - это не менее 2 часов, в конце... просто снова говорят ехать на поезде! ничего больше! Сообщают только, что до жд-станции в Севилье организованы автобусы. На вопросы "как добираться в Мадриде от ждстанции в аэропорт ответ "не знаю, там уже сами"...
Садимся в автобус... на жд станции никаких представителей Иберии уже нет. Билеты на скоростной поезд (идет всего 2.5 часа) действительно выдают бесплатно по посадочным талонам, но это еще надо самим найти и разобраться.
Приехав в мадрид, самостоятельно выясняем, как ехать в аэропорт - это на метро с 2 пересадками и за свои деньги
Я конечно очень люблю приключения и мне было даже интересно заодно побывать в Испании, еще и без визы. Но все же таскаться с 35 кг багажа, да еще и рискуя опоздать на рейс - это все-таки не очень весело.
Кстати в Севилье к нашей компании из 4 человек присоединяется еще 2 русских - девушка летит из Бразилии, мужчина - с Эквадора. Едем уже 6ром.
Вообще надо сказать, что мы находимся не в самой худшей из возможных ситуаций - нас несколько человек, у нас есть деньги, мы владеем английским, а я даже немного говорю по-испански. Но вообще-то в аналогичной ситуации мог оказаться человек без евро и без карточки (ведь рассчитывали быть в России менее, чем через сутки; и за день мы не видели ни одного обменника, только банкоматы). Или человек, не владеющий никакими языками - ему вообще сложно было бы добраться. Или человек, физически неспособный самостоятельно таскать свой багаж (никаких тележек в метро конечно нет). Я всё же уверена, что в России такая ситуация в принципе не могла произойти - могли конечно долго промурыжить, но уж точно доставили бы к месту назначения из рук в руки.
Около 22 часов вечера На самолет вроде бы успеваем, но впритык. Наивные. Все только-только начинается. В зале вылетов царит хаос... битком людей... на табло вылетов информация о дневных рейсах,не о вечерних. Девушка, летящая из Бразилии находит где-то русских и выясняет, что несмотря на то, что нашего рейса нет на табло, он все же вылетит по расписанию, а длиннющая змееобразная очередь к безымянным стойкам, это... регистрация на все рейсы сразу!
Почему в условиях такой переполненности зала вылетов на регистрации работает всего 3 сотрудника - история умалчивает.
Мы пролазим без очереди к "нашей" бразильской девушке. Очередь такие вещи встречает диким свистом и топотом. Ничего, нам рассказали, что позже в этих случаях доходило до мордобоя. Девушку пропускают и она бежит с посадочным на самолет. У нас тоже уже есть посадочные (выданы в Коста-рике), но мне тот же самый мужчина почему-то говорит, что невозможно (без уточнения).
Девушка на соседней стойке говорит нам, что мы еще успеваем на рейс, но багаж регистрировать поздно... советует попробовать пройти с багажом так. Разумеется, с велосипедами в салон нас не пропускают. Идем обратно к той же самой девушке и она оформляет нам багаж на завтрашний утренний рейс - Иберия летает в Москву дважды в день. Нам выдают посадочные талоны, на которых написано SBY вместо конкретного места.
Несмотря на наши опасения, паспортный контроль проходим без проблем.
Около часа ночи оказываемся в терминале. Кстати здесь тоже на табло полностью отсутствует информация о последних вылетах - утренние данные. Здесь тоже полным-полно народу, возле единственной стойки Иберии огромная кричащая очередь, какая-то европейская девушка бежит вся в слезах... Ложимся спать в надежде улететь завтра утром
Утро 10 января 11часовой рейс задерживается... Еду покупаем в дети-фри и кафешках сами, так как никакой информации о питании нет, к стойкам Иберии пробиться можно только с боем. Кстати их охраняет несколько полицейских... охраняет сотрудников Иберии от пассажиров. Пассажиры тем временем что-то скандируют... В основном латиноамериканцы.
Задерживается рейс часов так на 7. В 18 вечера наконец приглашают на посадку
Вечер 10 января Мы видим, что людей с талончиками SBY много, поэтому прикладываем усилия, чтоб оказаться в начале очереди. Нас запускают, проставив места ручкой... Причем Веломота не запускают. Внутри самолета оказывается, что есть люди с такими же местами, но впечатанными. В итоге желающих конечно больше, чем мест. В итоге из числа запущенных в самолет без мест оказывается еще и Костя Баскаков, я забираю у него бирки на наш багаж... еще какой-то мужчина отказывается выходить, говорит, что поедет стоя. И стюардесса, и пассажир плохо говорят по-английски и меня используют в качестве переводчика с испанского: "скажите этому мужчине, что я ничего не могу сделать, пусть выходит или вызываем наряд" - "но его жена летит, и они боятся не получить багаж. и где дадут новый посадочный талон?" - "багаж не полетит без них. талон выдадут вот прямо на выходе" (то и другое - откровенная ложь)
Люди в салоне рассказывают, что у всех был свой путь в Мадрид. Кто-то ехал на автобусе, кто-то брал за свой счет такси. Несколько человек плачет.
Меж тем сотрудники иберии почему-то решают выселить группу, приземлившуюся в Малаге. У всех проверяют документы, чтоб найти людей из этого списка. Группа отказывается выходить.
Тогда командуют выйти всем... салон сидит... Тогда стюард с явным раздражением распахивает верхние багажные полки. В самолет входит вооруженная охрана с автоматами. Понемногу народ начинает выходить...
Вы думаете, они сформировали какой-то новый список и отправили часть людей? Нет, Иберия... отменила рейс :) Так не улетело бы человек 30-50, а так не улетел никто, осталось порядка 200 человек.
Все идут стоять очередину на стойку Иберии и брать новые посадочные талоны. Вечерний рейс совсем скоро, но на него посадочные дают только тем, кто должен был лететь этим рейсом бизнес-классом, остальным дают на завтрашнее утро и говорят, что может дадут большой самолет.
Один из мужчин звонит российскому консулу (они знакомы). Что вполне разумно - когда людей выводят из самолета с автоматами и при отсутствии визы не могут в течение нескольких суток отправить на родину, держа в аэропорту без возможности нормально спать, питаться, мыться и, самое главное, не дают никакого четкого ответа о том, когда отправят - это уже безусловно выходит за рамки коммерческих отношений "авиакомпания-клиент", тут уже пора вмешиваться консулу. Однако консул заявляет, что ему... не удается встретиться с кем-то из руководства Иберии :)) И пройти в терминал он по своему дипломатическому паспорту без посадочного талона не может :)))
Конечно это звучит смешно... представитель крупной СТРАНЫ не в состоянии встретиться с представителем какой-то там авиакомпании. Звонивший мужчина говорит "вобщем можно считать, что у России просто нет консула в Испании". Кстати часть русских, ночевавших в отеле, говорили, что они с ним встречались, и у них тоже сложилось впечатление, что это мальчик-амеба.
Ночь с 10 на 11 января на вечерний рейс "стендбаев" не выдавали, только бизнес-классу. Но только им все равно не удалось сесть.. Причем их оттесняли от стойки с пренебрежительным "Ауч" (нечто вроде "прочь")
Те, у кого есть виза - едут ночевать в отель. Но у большинства ее нет - даже те, кто делал транзитную визу либо летел собственно из Испании - у них она либо закончилось, либо это однократный шенген, который успели закрыть.
Нам спать не так плохо - мы специально в ручную кладь взяли спальники и коврики. Людям без оных, особенно с детьми - куда менее комфортно. Единственное, что радует - это очень большой терминал (в длину не менее километра), с хорошим кондишеном. Я там даже совершаю пробежки.
С едой хуже. Есть можно и по 4 раза в день. Но это исключительно фастфуд - сэндвичи в пластике и нечто жареное во фритюре. Будучи спортсменкой, в обычной жизни я конечно такой дрянью не питаюсь. И потом, для того, чтобы поесть, нужно пробиться все к той же стойке иберии, сказать "дайте пожрать!", чтоб поставили штампик на посадочном талоне
Кстати сказать, я и Костя немного простужены, но лекарств здесь купить негде.
Но самое неприятное - невозможность принять душ.
Залазим в интернет и видим, что забиты все рейсы до москвы на ближайшие дни. Тешим себя слабой надеждой на большой самолет утром. У стойки Иберии, видео
Утро 11 января Конечно же, самолет маленький. Конечно, почти сплошь забитый, из "листа ожидания" улетают считанные единицы. У одной девушки случается истерика у стойки регистрации. Остальные дружно орут полицейскому "вызовете врача, ей плохо", но полицейскому пофигу. Он защищает сотрудников Иберии от пассажиров. (кстати чуть позже другой сотрудник все же вызывал медиков).
Народ опять идет к стойкам регистрации. Все отказываются брать стендбай-талончики, просят билеты с местами, пусть через 2-3 дня. Мне сотрудница Иберии сказала дословно: "у вас нет шансов". Все забито. Что конечно особенно поражало в подходе Иберии к ситуации - полная невозможность достучаться до кого-то из руководства или хотя бы того, что может прокомментировать ситуацию - никто не выходил к народу, не извинялся, не говорил, когда и чего ждать, не раздавали обеды и т.д. Только самые рядовые сотрудники за стойкой, которые только и могут, что выдать стендбай на следующий рейс и поставить штамп на еду. А им наши соотечественники чего-то втолковывали про права человека
Веломот придумывает попробовать полететь через Турцию - там визу можно купить прямо на месте и если есть места на оба рейса Мадрид-Стамбул и Стамбул-Москва - они обязаны за свой счет отправить таким способом. Никому из сотрудников иберии кстати подобные варианты в голову не приходили. да и когда мы спросили об этом - долго говорили, что нельзя, звонили-узнавали и т.п.
Но в итоге мы все же получаем посадочные с местами на рейс Мадрид-Стамбул через сутки и потом Стамбул-Москва - правда эти уже без мест и с посадкой в Шеремтьево.
Некоторые пассажиры следуют нашему примеру. Потом места на стамбул кончились. Остальные получили очередные стенбаи на вечерний рейс
Вечер 11 января Костя придумывает, как мыться! в туалете для инвалидов регулируется высота раковины. Сдвинул вниз - помыл ноги, поднял вверх - помыл голову. Шампунь я купила в детике. Так и помылись
Вечерним рейсом нескольким людям из "списка ожидания" удается улететь. Все уже провожают их прямо как родных, все уже друг друга знают!
Кстати, если 9-10го состав потерпевших был интернациональным, то к этому моменту остались только русские и, если не ошибаюсь, мексиканцы. Наверное, консулов остальных государств все же как-то подпустили к представителям Иберии.
Но тут - о чудо! Служащие на регистрации пересчитывают оставшихся и говорят, что утром таки будет дополнительный самолет на москву. Пересчитывают они конечно не всех, потому что многие ушли ночевать в отель, не пытаясь сесть на вечерний рейс. Они так и не узнали о дополнительном рейсе.
Утром 12 января все-таки дают дополнительный самолет... он летит пустой, человек 30... кто-то уже улетел с пересадками, кто-то не знал о его существовании, ночуя в отеле.
Беру в самолете испанские газеты - в обоих события в аэропорту - главная местная новость
Вечером 12 января в Домодедово выясняется, что багаж уже 3 дня ждет в Домодедово. Несмотря на то, что вроде как считается, что багаж без человека лететь не может, что грузят только после того, как человек сел на борт. Причем мы 2 раза просили посмотреть по базе, где сейчас находится багаж, нас клятвенно уверяли - в Мадриде. Зато у многих, улетевших раньше, багаж прибыл только с нашим рейсом.
В результате этой истории очень многие не успели на самолеты и поезда из Москвы в другие города. Почти все невовремя вышли на работу. У меня не получилось съездить на чемп россии по зимнему триатлону, зато я даже как раз успела на свой самолет мск-крск.
Вот такая веселая история :) Сама Иберия списывает все на снег. Ходили упорные слухи, что забастовки пилотов сыграли роль. Но по мне главная проблема - сам подход к разруливанию ситуации.

Коста-рика. География, климат, население
Тема: География

Коста-Рика – в переводе с исп. означает «Богатый берег». Земля открыта Колумбом во время его последней, четвертой экспедиции, и именно с его руки получила свое название.

Это одна из самых маленьких стран Центральной Америки, расположенная в узкой части перешейка, соединяющей Серверную Америку с Южной. На юге граничит с Панамой, на северо-востоке – с Никарагуа. С юга и запада омывается Тихим океаном, с востока – Карибским морем.

С Северо-Запада на Юго-Восток тянутся горные хребты: в северной части – Кордильера де Гуанакасте, в южной – Кордильера де Таламанка, в Центральной – восточнее столицы Сан-Хосе – Центральная Кордильера. Между хребтами Гуанакасте и Таламанкой расположено Центральное плато, где и обитает большая часть населения страны. На Северо-Западе расположен полустров Никоя, на Юге – Оса.

Для страны характерна сильнопересеченная местность, что мы в полной мере прочувствовали: даже когда за день не предполагался абсолютный набор высоты, дневной набор в любом случае получался немалым благодаря локальным подъемам. Горы в основном вулканического происхождения. Высочайшая точка - гора Чиррипо-Гранде (3819 м), расположена в южной части страны. Вдоль Тихоокеанского побережья чередуются участки холмистого и равнинного рельефа

Имеются и действующие вулканы, самый известный из которых – молодой вулкан Ареналь, правильной конической формы. Самый высокий вулкан – Ирасу – 3423 м.

Коста-Рика – это страна-заповедник - национальные парки занимают здесь более 25 % территории страны. По различным сведениям, на долю этой небольшой страны приходится от 4 до 6 % видов всего мирового биологического многообразия! Одних только разновидностей бабочек здесь больше, чем во всей Африке.

Именно на территории Коста-Рики находится остров, который, как предполагается, подразумевался Стивенсоном под тем самым знаменитым островом сокровищ. Остров называется "Isla de Coco", это самый большой остров в мире, имеющий статус необитаемого. Однако на самом деле практически постоянно там находятся люди, которые до сих пор не оставляют надежды найти клад. К сожалению, время не позволило нам посетить остров "Кокос".

Климат страны – субэкваториальный (8-11 градусов Северной Широты). Большую часть года там стоит жаркая, дождливая погода. На тихоокеанском побережье 4 месяца в году длится сухой зимний сезон. На Карибском побережье осадки еще более обильны и их количество достигает 3000 мм в год. Средние температуры января и июля на низменностях отличаются мало – 23 и 25 градусов соответственно.

Города Коста-Рики - совсем небольшие, столица - Сан-Хосе - 890 тыс. жителей, а второй по величине город - лишь 158 тыс. Практически все дома - одно- и двухэтажные, так как сейсмоопасная зона. Здесь необычная система адресов - как правило, это не конкретные улица и дом, а что-то вроде "100 метров к Северу и 40 к Востоку от пекарни". Малочисленные архитектурные достопримечательности - несколько зданий в испанском колониальном стиле в Сан-Хосе и Картаго. Очень непривычно было видеть католические церкви, чаще всего расположенные в самых обыкновенных одноэтажных домах, без каких-либо украшений.

Коста-Рика является практически "белой" страной (на 94 %). Дело в том, что на момент начала испанской колонизации, местное индейское население здесь было крайне малочисленно. Заселение испанцами и экономическое развитие также шло крайне медленно - из-за сложных природных условий и из-за постоянных набегов голландских и английских пиратов. Поэтому изначально здесь, в отличие от других испанских колоний, селились не крупные плантаторы-рабовладельцы, а мелкие и средние фермеры. Таким образом, исторически сложилось, что индейское и темнокожее население здесь практически отсутствует.

Официальный язык – испанский.

Около 30 % трудоспособного населения заняты в сельском хозяйстве. Основные статьи экспорта - бананы (второе место в мире после Эквадора), кофе, пальмовое масло и сахар. Иностранный туризм - также одна из важных сфер экономики.

Костариканский кофе считается одним из лучших в мире и в стране его пьют в огромных количествах. Наиболее популярное национальное блюдо - касадос - жареное мясо, курица либо рыба с рисом, черной фасолью и овощами.

Денежная единица - костариканский колон. На момент нашего путешествия курс рубля к колону составлял приблизительно 1:20 (1000 колон - 50 рублей). Надо сказать, монеты (от 25 до 500 колон) - на редкость крупные и тяжеленные, мы постоянно старались от них избавиться просто чтобы не таскать тяжесть, в сравнению с ними металлические рубли кажутся непривычно легкими и несерьезными.

Коста-Рика гордится тем, что она – первая страна в мире, отменившая армию (еще в 1949 году). Лозунг страны – «Pura vida» - «чистая жизнь», имеется в виду жизнь натуральная, спокойная, близкая к природе.

Коста-Рика - это единственная страна Центральной Америки, где развит маунтинбайк. Здесь проходит всемирно известная многодневка "La Ruta de los Conquistaderos" и множество других байк-марафонов и многодневок. С одной стороны, это обусловлено высоким уровнем развития иностранного туризма и наличием необходимой инфраструктуры, с другой - развитой сетью грунтовых дорог и сложным рельефом.

Подготовка к походу
Тема: Документы, визы

При разработке маршрута использовались:

- путеводитель Lonely Planet по Коста-Рике (далее - "библия")
- web-сайты mtb-гонок

http://www.adventurerace.com/eng/english.htm
http://www.guanaride.com/
http://www.retodelosvolcanes.com/spanish/index.cfm?subpage=home
http://www.lasoledadmtb.com/mapa.html

Форумы коста-риканских велосипедистов:
www.puromtb.com
www.bikecr.com

В основном пользовались картами-500метровками, скачанными с сайта:

http://www.tramitesconstruccion.go.cr/HojasCOSTARICA/CR1_50.htm

Некоторые полезные сведения были почерпнуты с форума русской общины в Коста-Рике:

http://ruscosta.com/forum/

Для навигации использовались два GPS-навигатора.

Авиабилеты были приобретены в авиакомпании "Iberia" примерно в июне-июле.

Коста-риканская виза была получена в посольстве республика Коста-Рика в Москве (Романом на всех участников по доверенности). Для получения визы были необходимы копии аваибилетов, бронь отеля (бронировали через Internet), справка о состоянии банковского счета (не менее 2000 евро) и справка с работы о средней зарплате. Костя Столяров, помимо Коста-Рики посетивший еще две центральноамериканских страны, делал американскую визу.

Никаких прививок специально к поездке не делалось. Вероятность заражения малярией в Коста-Рике присутствует, но она ничтожно мала. Большинство из нас никаких противомалярийных препаратов превентивно не принимали, хотя в аптечке на случай заболевания был коартэм.

За три месяца до поездки я начала изучать испанский язык, на курсах, дважды в неделю. Нельзя сказать, что это делалось специально к поездке, я давно хотела изучить этот язык, но поход послужил отличным поводом начать. За три месяца удалось освоить лишь азы языка, однако и они оказались очень полезны в стране, где не слишком распространен английский. Как правило, говорить у меня получалось несколько лучше, чем аудировать - большинство латиноамериканцев сильно тараторит.
Комментарии
Guest11.10.11, 10:26
Спасибо за отчет 
Спасибо за подробный отчет. Было интересно познакомиться
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка:
Опубликовала Оя Грицкова