Полезные заметки 'Карелия. Воньга и Белое Море. Лето 2007'

Обходимся без лишнего рюкзака
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

Собираясь в водный поход на Байдарке, подумайте сколько вам нужно рюкзаков. Рюкзак(даже сложенный) будет занимать в байдарке место, а пользы от него никакой.
Мы упаковали свои вещи в рюкзак байдарки, рюкзак 60литров, герм 40 литров. Герм до поезда можно донести в руках.
Обошлись без лишнего рюкзака и не пожалели.

Веревочные перила у байдарки
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

Испытания переворота подтвердили, что веревочные перила у байдарки необходимы, чтобы за нее можно было держаться и плыть одновременно. В Свири есть специальные петли на шкуре в которые был продет 5мм шнур. Необходимая длина 12 метров

Герм для карты необходим

При походе по просторам Энгозера без карты не обойтись. И доставать ее приходится с завидной регулярностью. Если вы хотите, чтобы она дожила до конца похода, не раскиснув от воды, то вам необходим прозрачный гермочехол для карт. Такие продаются, например делает фирма Aquapac. Рекомендуем также взять GPS навигатор и забить точки которые есть в описании реки на Маршрутах.Ру и в этом отчете.
Эти рекомендации еще более актуальны, если вы собираетесь на Белое море. Из-за приливов и отливов береговая линия сильно меняется в течение дня. И с картой не совпадает. Вы результате вы рискуете выскочить вдоль островов в открытое море. У нас так и получилось, несмотря на опыт ориентирования в Энгозере. С погодой на Белом море тоже не очень гладко.

Немного теории про солнце
Тема: География

Распространено мнение, что солнце встает на востоке, а садится на западе. Многие неверно понимают его смысл. Когда так говорят, то имеется ввиду что солнце встает в восточной части неба, а садится в западной. А где именно: на западе, северо-западе, или юго-западе зависит от географической широты места и времени года.

На нашем севере солнце летом вообще не садится - полярный день. При этом 12 часов ночи(по местному времени) оно находится на севере, ниже всего над горизонтом.
В 6 утра солнце на востоке, в 12 дня - на юге, в 6 вечера - на западе.

Проблема еще в том, что точное местное время не совпадает с часовыми поясами.
Чтобы определить восход сейчас или закат, нужно взять компас и посмотреть в какой части неба находится солнце. Если в восточной - значит восход, если в западной - значит закат.

Грибное место на Пильдозере
Тема: Малоизвестные достопримечательности

Лесовозное дорога проходящая по мосту в восточной части Пильдозера зарастает подосиновиками и подберезовиками. В июле, когда туристов мало здесь можно собрать хороший урожай. Главное не уходите по дороге далеко. Вспомните, что вы в водном походе. :)

Пресная вода на Белом море
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Если вы застряли на Белом море из-за непогоды, то там можно найти воду в каменных выступах.
Например, на острове Медведок на берегу залива есть красивый скальный выступ. Там много естественных каменных ванночек в которых скапливается пресная дождевая вода. Вода - не хуже речной.

Это место очень красивое. Мы его назвали музей Мха. Столько разных видов мха, такой сочности красок и разнообразия мы нигде не видели.
Комментарии к параграфу
  • Приливно-отливная зона называется не латераль (латеральный - боковой), а литораль (литорис - берег). Морской червь, прячущийся в грунте называется не пескоструйка, а пескожил! Этот червь очень интересен морским рыбам, так как в прилив служит им пищей в прибрежных водах.
    Внимание! Чтобы употребить в пищу ламинарию, называемую в народе морской капустой, надо её не менее суток вымачивать в пресной воде, меняя воду каждые 3-4 часа. Это сделает плотное слоевище водоросли мягким. При этом бурая окраска сменится нежной зелёной. Размягчившееся слоевище можно свернуть колбаской и порезать на узкие дольки (структура спагетти). Такой материал можно тушить в кисло-сладком маринаде с листьями лигустикума, которые собирают тутже чуть выше полосы штормовых выбросов. Также тонкую нарезку ламинарии можно использовать для заправки супов.
    В.П.Андреев (доцент кафедры ботаники РГПУ им.А.И.Герцена)

• Приливы и отливы бывают дважды в сутки. Луна - спутник очень большой. Её масса составляет 1/80 массы Земли. Ни у одной из планет нет спутника с такими параметрами. Поэтому по поверхности Земли прокатывается водяной горб, обращенный к Луне. Луна притягивает воду. Но это не всё. Из-за того, что масса Луны велика, не Луна вращается вокруг Земли, а оба небесных тела вращаются вокруг общего центра тяжести. Этот центр находится под поверхностью нашей планеты, но смещен к Луне (опять же из-за её большой массы). Следовательно, вода на удалённой от Луны стороне нашего шарика вращается по большему радиусу, чем на ближней. Отсюда - второй водяной горб. Первый - следствие притяжения воды Луной, а второй - центробежной силы, действующей на воду на удалённой стороне Земли.