Полезные заметки 'Северный, а также Приполярный Урал'


Понья, начало пути.
Тема: Как добраться. Транспорт

От Вуктыла проходит грунтовая дорога через лес, сквозь пропускной пункт станции Газпрома, где с нас взяли паспортные данные для пропуска в парк Югыдва. На УАЗике поднялись на высоту почти 1000 метров, на высоте лысые горы и река вдоль дороги. Проезжая мимо, недалеко от вершины Пеленёр, там лежал на брюхе разбившийся когда-то давно вертолёт, не было стекол и заднего хвоста, по крайне мере поблизости, пробежались до места крушения, чтобы осмотреть и вернулись. Затем спустились к мосту, который собственно проходил через реку Понья (в переводи с манси «собачья река»), нашей стартовой точки маршрута.

Около трех часов приехали на УАЗике, периодически поливал дождь, вообще погода сильно менялась в этот день, то сильный то слабый дождь, то солнце. Когда подъехали, было сухо.

Прошли по реке метров 500 вниз. Подальше от газотрассы, Где начали строительство катамаранов. Мы (Я, Влад, Александр, Денис)и наши попутчики в этом походе М.А. Лысаков и В. А. Гольцев. Поделились своим топором, с ним собирать было легче. Собрав раму, четыре продольные, четыре поперечные толстые березово-пихтовые брусья   по и подкачав баллоны, принялись за обед. Доедали остатки еды с дороги. После сделали диагональ для прочности рамы и привязали её к баллонам, выглядело прочным, должны выдержать на порогах Щугора. Спустя пять часов были готовы к отплытию. Только отплыв сели на мель и так 40 минут, периодически идя по реке в болотниках, но сама по себе река широкая, емкая. Периодически оступался о подводные камни, скользкие идти неудобно.

На первом же удобном месте встали на стоянку, недолго плывя, можно сказать предварительно обкатали раму. Место стоянки удобное, земля мягкая, много сухих веток и валежника для костра напротив.


Пороги
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Пасмурное утро сменилось днём на переменную облачность и под вечер стало совсем ясно. Именно в этот день нас ждали пороги на Щугоре. Ясная погода действует расслабляющее, Солнце греет спину, хочется лежать под небесами. Единственной погодной проблемой был сильный ветер, который мешал грести, местами останавливая полностью катамаран. Дойдя до порогов, увидели тех же людей на моторном катамаране, которые с утра нас обогнали на рабочем моторе, стояли у входа в пороги наблюдали за нами. Пороги третьей категории сложности представляют собой три каскада общей длинной 4и километра. Хорошо, что светило солнце и было ясно, даже ветер куда-то ушел, не мешал сосредоточиться на прохождении. Перед порогами сделали остановки, немного волновался т.к. не знал, что от них ждать, воды вроде бы много в это время. Первый каскад был разогревочным, который смазался торможением о камень, из-за которого нас закрутило, пришлось быстро разворачиваться, вода несет вперед. Дальше большой камень удачно вошли впритирку к раме, прошел камень по правому борту, вода прошла по всему баллону, и вымочило весь низ, брызги летели на лицо. Далее шли на автомате, можно сказать идеально. Следующий каскад достаточно простой. миандрируя мимо камней и влево и вправо, иногда вылетая с камня в воду так что нос втыкался в следующую волну разнося брызги вокруг. Подошли к старой метеостанции на берегу, скорей на горки над рекой. Нашли тропку, идущую вдоль реки, затем повернула резко в гору. Увидели останки этой станции, две вышки, какой-то старый проржавевший транспорт, домики разбитые, 20 рублей 92 года выпуска и сотни комаров, из-за чего хотелось уже идти вниз.


Большой паток и пороги
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Поставили катамаран на реку, поплыли и сразу уперлись в камень, воды не очень много а камней много, но река широкая и можно было вдоль них маневрировать, при этом очень быстрая река, с трудом успевали выруливать, зачастую стукались о камни, когда приходилось держаться о раму чтобы не упасть, рама пока выдерживала, спустя пару километров от старта мне не повезло и отпружинило от баллона в реку. Нос уперся на один из камней, а я зацепился за катамаран, потом понял, что смысле держаться нет, воды мало, встал на ноги. Обнаружил, что потерял видеокамеру, которая висела на голове, было ошибкой использовать её таким образом на такой реке, банально забыл использовать подходящее крепление, весь промок по пояс. Прошелся вдоль реки на верх, камеру не нашел, камера сама по себе дешевая, но была потерянна флешь карта вместе с ней с кадрами похода, возможно следующей весной выплывет в северный океан или навсегда застрянет под камнем. Хорошо было солнечно, на обеде на одном из островов, удалось подсохнуть, после того как проплыли мимо притока Надежда. Встречались небольшие маленькие прижимы на реке, где река поворачивает резко на 90 градусов и при этом сужается, с трудом выруливали, чтобы не ударится о скалы, иногда останавливались, чтобы безопасно обнести по воде опасные участки, но зачастую воды мало и опасные участки не такие страшные на самом деле. Река была интересного темно синего цвета, хотя была очень чистой, возможно дно выдавало такой эффект, на дне множество самых разноцветных камней. За притоком воды уже много и хотя бы можно было плыть, а не сталкивать все время катамаран с камней, местами еще появлялись пороги. Удивительная река, она текла в основном прямо, почти не было меандров реки. К ужину только еще беспокоили в узких протоках свисающие деревья, многие деревья лежали на дне, откуда торчали ветки наружу, по берегам множество поваленные весной деревьев.

За притоком Арьяншор планировали остановиться, чтобы в этом месте начать длительную радиалку на хребет Сабля, как не старались увидеть приток, мы его пропустили, хорошо далеко не уплыли, встали за длинным большим островом у болота, здесь было очень много комаров. Вечером спрятали катамаран, ненужные вещи и еду на сплав.


Удачное окно в погоде и покорение Сабли
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Проснулись в 4е утра, время для восхождения, гора открыта. После завтра пошли на гору. Шли по самому пологому участку подъёма, чуть выше начинался резкий подъем по живым камням, но это все равно лучше, чем идти по отвесным скалам. Дошли до края склона, внизу огромный резкий провал, видно место нашей первой ночевки на хребте, с другой его стороны.

Здесь начинается самый опасный скальный участок подъема. Нужно прошли вдоль скал в сторону горы, цепляясь руками и ногами за выступа на скалах. Дошли до каменного кулуара, опасный участок мелких сыпучих камней, по которым еще стекала вода. Увидели табличку спасателей восходивших здесь в честь 65и лет победы приколоченную к камню, здесь до вершины оставалось всего 30 метров. Взобрались почти за два часа.  Вид потрясащий, главные вершины Урала на одной картине: Манарага, Карпинского, Народная, Защита и другие внизу перешагивали облака и видно весь хребет, места с множеством озер, где мы проходили в течении последних трех дней, в вдалеке на юге видна река Седью. При этом на вершине был полный штиль, утреннее солнце грело, даже не верилось, что погода может резко поменяться. Спустились за час и сорок минут, полностью вдоль кулуара, на котором сыпучие мелкие камни, если неловко подхватить один, то могут поехать все остальные за ним, тем самым вызвав каменный обвал. Спустившись на сотню метров ниже, маленькая струйка вода превратилась в ручей, который как водопад падал с 5и метровой высоты, после чего уходил под снежник. Когда спустились, увидели, как тучи окутали всю гору.

После восхождения поспали, затем собрались и пошли назад, в сторону реки Большой паток, т.к. за день добраться не успевали, то решили переночевать у реки Седью на половине пути. Опустилось облако. Вышли под моросью, затем спустились на 300 метров ниже к кромке леса, где шли по тундре, под самым облаком. Вдали увидели табличку, на которой были написаны телефоны спасателей, видимо предполагается, звонить по спутниковому телефону. Табличка на высоте почти 4е метра от земли, почти ничего не видно, телефоны и места расположение баз спасателей. В этом месте идет тропа, по которой мы шли сначала мимо озера между скал и редких деревьев до реки Седью. Тропа не самая простая, проходила через буреломы, но все равно много легче чем через лес.


Мичябичевник и снова встреча
Тема: Где остановиться. Размещение

Проснулись пол седьмого, неспешно собрались и поплыли в сторону Мичябичевник (с коми «красивый ровный берег»), там организованная стоянка, с баней и большим домом нас ждала. На этом месте когда-то была маленькая деревня. Спустя какое-то время как её покинул последний житель, построили туристический объект. Проплыли 17 км в его сторону за островом Мичябичевник  стоянку, где и остановились, это была та самая стоянка.

На высоком берегу стоит дом, баня, бревна, еще одна баня, туалет, много бревен, большой топор для бревен, костровище с большой жердью над ними, беседки, самое оборудованное место стоянки, которое мы видели до этого, а большое дерево, окруженное деревянным забором, ширина его больше полутора метра у основания. В доме и бане проложена проводка, но питать все лампочки нужно от своего генератора, судя по всему. Дом двухкомнатный. Кухня и спальня. Восемь спальных мест, стоят двух ярусные кровати, печка. На кухне много еды, самое главное нашли чай, который у нас давно закончился. Застекленная веранда у входа, где развешаны детские рисунки. Накололи массу дров для бани. В лесу много грибов, но не было ягод. Грибы – это в основном подберезовики, красноголовики, а также груздя. Грибы жарили на камнях в бане. Несколько часов парились в бане, в это же время готовился ужин на камнях, удалось, наконец, отмыться и постираться. После совершенно невероятно встретили наших попутчиков,  спустя две недели, к самому ужину. Поужинали вместе, нас угостили сухарям, печеньем и сыром. Самый плотный ужин с начало похода. Уже готовились спать, когда приплыли еще люди, не меньше 7и человек, поскольку всего оставалось два спальных места, они заночевали в палатках.


Усть-щугор, дорога домой
Тема: Как добраться. Транспорт

Мы так и не дождались улучшения погоды в последний походный день, а напротив, сильно моросил дождь, но нужно было грести, река уже не сильно несет по воде, нужно было преодолеть больше 30и километров к обеду. Возвращались с нашими попутчиками домой. Сразу прошли так называемый плес, это участок реки с высокими волнами, последнее испытание катамарана. Постепенно погода начала ухудшаться, уже шел ливень, когда достигли  нижних ворот на Щугоре, каменные скалы  больше 10и метров высоты по обоим берегам, между которыми река сужалась при этом дул сильный встречный ветер, особенно в воротах, осложняя наш ход. Постоянная активная 6и часовая гребля сопровождалась до самого поселка, вставали только чтобы набрать чистой щугорской воды на обед, который планировали сделать в поселке. Низкие тучи создавали ложное впечатление приближающейся Печоры, которые было на самом деле берегом Щугора, за поворотом. Перед Печорой увидели домик на левом берегом, это КПП работников парка Югыдва. Течение Печоры было из-за продолжительных осадков высоким, приложили немало усилий, чтобы достичь берега посёлка. Сплав занял больше 267км по воде, а всего получилось больше 490 километров.

На берегу собирались люди. Все ждали катера. Нас попросили положить рюкзаки на нос катера, погрузились в катер, поплыли в сторону Вуктыла.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Степанов Александр